Адмирал нахимов (1986)

Технические характеристики

На сегодняшний день, ракетный крейсер российских ВМФ остается самым большим из боевых кораблей, из тех, что относятся к подобному типу, во всем мире. Его боевые качества не могли не заметить представители блока НАТО, отметив ударную силу и мощь корабля, меткой и емкой характеристикой, называя крейсер «убийцей авианосцев».

Но в действительности возможности «Адмирала Нахимова» намного шире, чем думают на Западе. Он способен одинаково эффективно поражать как надводные, так и подводные цели. Отражать авиационные атаки, и совершать дальние походы, оставаясь практически незаметным для радиолокационных средств.

Для сравнения можно привести знаменитые ракетные крейсеры, поставленные на вооружение ВМС США, и ряда дружественных им стран, типа «Тикондерога». А так же, мощнейший из НАТОвских судов, теперь уже списанный ракетный крейсер «Кольбер». Это наиболее приближенной аналог проекта 1144 Орлан, они призваны выполнять те же функции:

Наименование ТАКР «Адмирал Нахимов» Ракетный крейсер типа «Тикондерога» Крейсер французских ВМФ «Кольбер»
Длинна, м 251 172,8 180,5
Ширина, м 28,5 28,5 20,3
Осадка, м 9,1 9,7 6,5
Водоизмещение:
— стандартное
— полное, тонн
24300
26190

9800
9085
11100
Скорость хода:
— средняя
— максимальная, узлов
17
32

32

33
Мощность, л. с. 140000 80000 87000
Дальность похода, миль Без ограничений 6000 4000
Артиллерия 1 х 2 АК-130 2 х 1 АУ Mk 45 127-мм 2 х 1 100-мм Model68
Зенитное вооружение 6 ЗРАК «Кортик» 2 х 6 Phalanx CIWS 20-мм
2 х 1 Mark-38 25-мм
6 х 2 57-мм modele 1951
Ракетное вооружение 20 ПКР П-700 «Гранит»
ЗРК С-300 «Форт»
ПУ ЗРК «Оса-М»
ПКРП «Гарпун»
УВП «Томагавк»
1 х 2 ПУ ЗРК «Масурка»
Противолодочное вооружение 1 х 10 РБУ-12000
2 х 6 РБУ-1000
Авиационная поддержка 3 Ка-27 2 Bell AH-1Z Viper: 1 вертолет
Экипаж, человек 727 387 560

Вполне очевидно, что характеристики современного тяжелого и броненосного крейсера позапрошлого века «Адмирал Нахимов», не идут ни в какое сравнение. Однако в конце прошлого века, командование Северного флота ВМФ России, признало его технически устаревшим.

По срокам службы, он намного уступает предшественнику, его боевой путь оказался необычайно коротким, всего 9 лет. Ему так и не удалось выйти на заветное боевое дежурство на просторах Североатлантического стратегического сектора. Вместо этого, в 1997 г., после посещения и благословления патриарха, крейсер ушел в свой последний на сегодняшний день поход — в доки Северодвинского ремонтного завода.

Лидер нового флота

Российскому флоту уже несколько лет предлагается построить эсминец проекта «Лидер», по сути своей — новый ракетный крейсер. Рассматривалось несколько вариантов с водоизмещением 10–15 тыс. т. Сначала предполагали разработать две версии: атомную и газотурбинную, но потом остановились только на атомной. Впрочем, еще не факт, что это последний пункт в проектировании.

Корабль должен получить те же самые УКСК с ударным вооружением, но, помимо прочего, его рассматривают и как носителя морской версии перспективной зенитной ракетной системы С-500. Отчетливо звучали комментарии о появлении на флоте кораблей с противоракетными возможностями.

Крейсер_4

Макет эсминца проекта «Лидер»

Фото: commons.wikimedia.org/Artem Tkachenko

Планы предполагали постройку 12 «Лидеров»: поровну на Северный флот и на Тихоокеанский. Головной корабль собирались закладывать то в 2015-м, то в 2017-м, но после перебалансировки Госпрограммы вооружения 2011–2020 годов тема заглохла.

Положенные флоту по изначальной версии ГПВ-2020 4,7–5 (по разным данным) трлн рублей до него так и не дошли по различным причинам. Начать можно с неготовности промышленности обеспечить серийное строительство новых кораблей, а закончить — повышением внимания к силам общего назначения по итогам военно-политического кризиса 2014 года. В результате больше денег ушло сухопутчикам и десантникам, а также на серийные закупки готовой техники. Флот же остался доделывать уже и так почти полностью заваленную программу строительства фрегатов и корветов, не распыляя ресурсы на новые направления.

Сейчас сроки закладки головного «Лидера» отодвинули уже за 2025 год, что означает, что и по новой Госпрограмме 2018–2027 годов существенного финансирования эта тема не получит. Одно время даже ходили слухи, что «Лидер» просто вычеркнут из росписи ГПВ-2027, но потом было принято решение выделить «какие-то деньги для поддержания проекта».

Поэтому в 2020-х годах тяжелым надводным силам флота придется обходиться в лучшем случае «Нахимовым» и «Петром Великим».

«Нахимов» идет первым

Идея с переоснащением крейсеров проекта 1144 обсуждается уже давно, но деньги на нее выделили только по Госпрограмме вооружений 2011–2020 годов. Первым кораблем стал «Адмирал Нахимов» (бывший «Калинин»), который еще в 1999-м поставили к стенке северодвинского «Севмаша» с формулировкой «на ремонт и модернизацию» .

Только в 2013 году Минобороны оплатило «Севмашу» длинный проект по дефектации, ремонту и модернизации крейсера. Осенью следующего года корабль перегнали в наливной бассейн в Северодвинске и начали обследовать. Первоначально крейсер хотели вернуть флоту в 2018-м, но потом работы растянули до конца 2021-го.

Проект, помимо собственно восстановления готовности, включает полное изменение состава ударного вооружения: «Гранит» демонтируется. В сентябре 2013-го адмирал Виктор Чирков, занимавший тогда пост главкома ВМФ, сообщил, что крейсер получит до 80 ракет различных типов, что позволяет сделать вывод об установке на «Нахимова» 10 модулей универсального корабельного стрельбового комплекса 3С14 (УКСК, по 8 ячеек).

Крейсер_2

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов». 1996 год

Фото: ТАСС/Семен Майстерман

В боекомплект 3С14 входят крылатые ракеты большой дальности 3М14, противокорабельные ракеты 3М55 «Оникс» и 3М54, противолодочные ракеты. Также, судя по сообщениям прессы, на корабль поставят и новые гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», проходящие сейчас испытания. В части зенитного вооружения корабль получит модернизированный комплекс С-300ФМ «Форт-М» (аналогичный установлен на «Петре Великом»). Также вместо «Кортиков», возможно, будут установлены новые комплексы ПВО «Панцирь-М». Появится на крейсере и ЗРК «Полимент-Редут», хотя его отработка на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал Горшков» до сих пор не завершена.

По этому же проекту, с небольшими изменениями, связанными с отличиями в составе оружия и радиоэлектронного вооружения, будут модернизировать и «Петра». Судьба «Адмирала Лазарева» («Фрунзе»), с конца 1990-х находящегося в отстое Тихоокеанского флота, пока в подвешенном состоянии. Корабль несколько раз порывались утилизировать, но в последний момент откладывали решение. В 2014 году корабль прошел доковый ремонт «с целью обеспечения непотопляемости у причальной стенки». Можно аккуратно заключить, что по итогам завершения работ на «Нахимове» и первичного анализа состояния «Лазарева» будет понятно, стоит ли связываться с третьим корпусом. Скорее всего, ответ будет «нет», но официально он до сих пор не дан.

Зато всё уже понятно с четвертым кораблем, он же головной «Киров». Крейсер с 1991 года не был в море (не считая буксировки в Северодвинск в 1999-м) и находится в очень плохом состоянии. В 2015 году был проведен тендер на проект по утилизации, после чего на корабле должны были начать выгрузку отработанного ядерного топлива.

Реальная итоговая стоимость модернизации «Нахимова» неизвестна, но весьма солидна. Так, в 2012 году Анатолий Шлемов, тогда руководивший департаментом гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации, оценил восстановление готовности крейсера в 30 млрд рублей, а с учетом установки нового вооружения — до 50 млрд рублей. На тот момент плановая стоимость корвета проекта 20380 составляла 10 млрд рублей, фрегата проекта 11356 — 13 млрд, а фрегата проекта 22350 — 18 млрд.

Крейсер_3

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков»

Фото: ТАСС/Андрей Бабушкин

Заметим, что это оценочные цифры, названные еще до заключения контракта и до проведения дефектации, определившей реальное состояние корпуса, общекорабельных систем и кабельных трасс. Кроме того, после 2014–2015 годов в кораблестроении начался сильный рост цен, в результате чего по ряду реализуемых проектов они поднялись на 60–70%. Таким образом, грубая оценка стоимости переоснащения «Нахимова» в 80–90 млрд рублей уже не выглядит завышенной.

Это довольно дорогое удовольствие, поэтому вся затея часто вызывает критику экспертов. На деньги, которые потратят на «Нахимова» и «Петра», по нынешним ценам можно построить 5–6 новых фрегатов или десяток корветов. Кроме того, в сходной весовой категории у флота есть и более новый проект, к которому пока никак не могут подступиться.

Услуга

Легкий крейсер « Коминтерн» столкнулся с « Красным Кавказом» в мае 1932 года, вскоре после ввода в строй, и сильно повредил носовую часть корабля. Он был тщательно перестроен, и его общая длина увеличилась более чем на 11 метров (36 футов 1 дюйм). Оба корабля до Второй мировой войны совершали заходы в порты Турции , Греции и Италии .

22 июня 1941 года « Червона Украина » вместе с Красным Кавказом , Коминтерном и рядом эсминцев заложили оборонительное минное поле, защищающее базу Черноморского флота в Севастополе. подкрепление в Одессе . Красный Кавказ перебросил один батальон 3-го полка морской пехоты из Севастополя в успешный морской десант в тылу румынских войск для уничтожения румынских береговых батарей в районе Фонтанки и Дофиновки. Оба корабля сопровождали конвои из Одессы в Севастополь в октябре, когда был отдан приказ об эвакуации Одессы. Во время блокады Севастополя они обеспечивали огневую поддержку и эвакуировали отрезанные войска из других частей Крыма в Севастополь и вводили подкрепление из портов Кавказа. «Червона Украина» была трижды сбита бомбами немецких пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju 87 Stuka 12 ноября 1941 года, но затонула только на следующий день после того, как ее экипажу было приказано покинуть ее. Ее орудия были спасены, и большая часть орудий и экипажа была задействована в обороне порта.

Красный Кавказ продолжал переправлять подкрепление в Севастополь. Во время корабль вошел в феодосийскую гавань 29 декабря 1941 года, высадил подкрепление и оказал огневую поддержку советским войскам, уже находившимся на берегу. В начале января 1942 года он был серьезно поврежден немецкими пикирующими бомбардировщиками. Она добралась до Новороссийска в сопровождении эсминца « Способный» , где ее заделали достаточно, чтобы добраться до Поти, где можно было провести более постоянный ремонт. Это длилось до октября 1942 года, и была использована возможность усилить ее зенитное вооружение.

3 апреля ей было присвоено звание гвардии в знак признания ее заслуг. В период с 20 по 23 октября она помогла перебросить 12 600 человек из Поти в Туапсе, чтобы укрепить там оборону. В ночь на 4 февраля 1943 года советские войска совершили серию высадок к западу от Новороссийска в тылу немецких войск. Красный Кавказ оказал огневую поддержку главному десанту, но к 6 февраля советские войска там были разгромлены. Потеря трех эсминцев, пытавшихся воспрепятствовать немецкой эвакуации с Таманского плацдарма 6 октября 1943 года, вынудила Сталина запретить развертывание крупных военно-морских частей без его специального разрешения, и это означало конец активного участия корабля в войне.

Послевоенная деятельность

«Червона Украина» была поднята 3 ноября 1947 года, отремонтирована и использовалась в качестве учебного корпуса до 30 октября 1950 года, когда она стала кораблем-мишенью. 10 мая 1952 года ее приземлили на вертеле в качестве фиксированной цели. О деятельности « Красного Кавказа после окончания войны мало что известно, кроме того, что 13 мая 1947 года он был переименован в учебный корабль. 21 ноября 1952 года он был потоплен ракетами СС-Н-1 в качестве корабля-мишени .

Демонстрация флага

Конечно, гигантский атомный крейсер произведет значительно большее впечатление, чем один или два фрегата. С другой стороны, наличие трех фрегатов гарантирует, что как минимум один из них всегда будет на ходу, чаще таковых будет два, а иногда и все три.

Иными словами, ТАРКР заметнее и «весомее», но все же периодически должен проходить текущий и средний ремонт, и может получиться так, что в нужное время он окажется не на ходу, а вот с фрегатами такого не произойдет. Кроме того, ТАРКР является атомным, то есть может заходить не во все порты, и это также может накладывать определенные ограничения.

Что же до МАПЛ, то она для демонстрации флага малопригодна, и, как правило, не используется.

Общие сведения

Большой противолодочный корабль «Адмирал Нахимов» стал третьим в серии океанских кораблей проекта 1134А, строившихся на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова. Основные задачи БПК этой серии включали в себя обнаружение и уничтожение атомных подводных лодок противника, а также обеспечение противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороны тактических групп флота. По классификации НАТО, в которой термин «БПК» не принят, эти корабли за мощное вооружение и значительные размеры причисляли к ракетным крейсерам (англ. Kresta II-class cruisers).

Служба БПК «Адмирал Нахимов» проходила в составе Краснознамённого Северного флота, и большую часть походов корабль выполнил в Атлантическом океане и Средиземном море. Примечательной страницей в истории корабля стало его участие в Кипрском кризисе 1974 года, когда боевые корабли ВМФ СССР обеспечивали безопасную эвакуацию советских граждан с охваченного войной острова.

Вооружение крейсера Петр Великий

Инфографика ТАРКР «Петр Великий»

Предназначение крейсера «Петр Великий»:

  • уничтожение крупных надводных целей;
  • уничтожение соединения кораблей врага;
  • защита союзных соединений от атак авиации;
  • защита союзных соединений от атак вражеских подлодок;
  • атака прибрежных объектов (не основное).

Основной ударной силой ТАРКа являются противокорабельные сверхзвуковые крылатые ракеты П-700 комплекса ракетного оружия «Гранит», которые размещаются в 20-ти пусковых установках СМ-233. Вооружение крейсера Петр Великий несут ядерный заряд мощностью до 500 кт, и способны действовать на расстоянии 600 км.

Для более эффективного использования крылатых противокорабельных ракет комплекса «Гранит» применяется авиационная или комическая наводка. А при беглом обстреле такими ракетами, одна из них выполняет роль «наводчика» и летит по высокой траектории, в то время как все остальные ракеты — по низкой.

В случае уничтожения ракеты-наводчика её место тут же занимает другая.

Благодаря своей высокой массе ракеты комплекса «Гранит» способны выдержать даже попадание противоракетных снарядов и долететь до цели. Кроме того, эти ракеты могут использоваться также и для поражения наземных целей в прибрежных зонах, хотя и не имеют для этого прямого предназначения.

Тяжелый крейсер «Петр Великий» вооружен широким спектром зенитно-ракетных и артиллерийских установок, среди которых особого внимания заслуживает зенитный ракетно-артиллерийский комплекс 3М87 «Кортик», который может не только обеспечивать высокие оборонительные возможности, но и уничтожать авиационную технику и малотоннажные корабли врага.

Каждый такой комплекс состоит из двух 30-мм шестиствольных артиллерийских установок АК-630 М1-2С с двумя 30-мм автоматами АО81 и двух пусковых установок на четыре двухступенчатые ракеты 9М311.

На корабле установлено шесть комплексов АК-630.

Кроме этого «Петр Великий» располагает зенитно-ракетным комплексом «Форт» С-300Ф и «Форт М», по шесть пусковых установок каждая. Эти комплексы вооружены зенитными управляемыми ракетами 48Н6 и 48Н6Е2, соответственно.

В дополнение к этому корабль оборудован восемью автономными корабельными противовоздушными установками «Кинжал», каждая из которых вооружена одноступенчатыми твердотопливными телеуправляемыми ракетами 9М330-2. Радиолокационная система комплекса позволяет поражать цели на высоте до 3,5 км.

Петр Великий — тяжелый атомный ракетный крейсер, фото ЗРАК «Кортик»

Для борьбы с подводными лодками и минными заграждениями ТАРКР оборудован несколькими видами минно-торпедного вооружения.  А именно, двумя противолодочными ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6м «Водопад-НК», состоящими из пятитрубных пусковых установок, использующих малогабаритные торпеды УМГТ-1.

Такой комплекс способен поражать подлодки противника на расстоянии до 60-ти км.

Для обеспечения безопасности ракетного крейсера Петр Великий используются противоторпедный комплекс РКПТ3-1М «Удав-1Мк», состоящий из двух бомбометов РБУ-12000, представляющих собой десятитрубную пусковую установку.

Завершает противоторпедное вооружение реактивная бомбометная система РБУ-6000 «Смерч-2», установленная на корме корабля.

В добавок ко всему, вооружение крейсера «Петр Великий» дополняют три тяжелых вертолета Ка-27, которые могут применяться как для выполнения боевых задач, так и для поисково-спасательных операций.

Корабельный многоцелевой вертолет Ка-27

Также на борту ТАРКР имеются 12,7-мм пулеметы ДШК и 45-мм полуавтоматические салютные пушки 21-КМ, которые могут быть использованы в целях противодиверсионной обороны.

Литература и источники информации

Литература

Александров Ю. И., Апальков Ю. В. Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков. Том II. — СПб.: Галея Принт, 2005. — 204 с. — ISBN 5-8172-0105-4

Белов Г. П. Атлантическая эскадра 1968-2005. — «Служу России!». — М.: Горизонт, 2015. — 472 с. — ISBN 978-5-9906772-5-8

Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.

Павлов А. С. Атомные крейсера типа «Киров». — Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. — 40 с.

Ссылки

Страница о ТАРКР типа «Киров» на military.tomsk.ru

Статья о модернизации ТАРКР «Адмирал Нахимов» на сайте kramtp.info

Подборка материалов о модернизации ТАРКР «Адмирал Нахимов» на сайте bastion-karpenko.ru

Фотографии ТАРКР «Калинин» на navsource.narod.ru

Фотографии спуска ТАРКР «Калинин» в 1986 году

Подборка фотографий ТАРКР «Адмирал Нахимов» в блоге Олега Кулешова

Страница «Википедии» о ТАРКР «Калинин»

Конец службы

В июне 1961 г. корабль, назначен плавучей мишенью, был отбуксирован из Севастопольской бухты на 45 — 50 миль в сторону Одессы и поставлен на якорь.
с дистанции 72 км ракетный корабль «Прозорливый» выпустил по нему ракету КСШ. Ракета попала в среднюю часть корабля и проделала сквозное отверстие в виде восьмерки площадью 15 кв.м. Боевая часть ракеты пробила «Адмирала Нахимова» насквозь и на противоположном борте было отверстие диаметром 8 кв.м. Двигатель ракеты взорвался в корпусе крейсера, в результате чего на корабле возник пожар. Было задействовано множество ресурсов. Пожар был потушен лишь через 12 часов.

История службы

Учения на крейсере во время похода 2010 года

На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.

За 16 лет прошёл 140 000 миль.

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.

С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.

15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.

По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.

Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.

По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов».

Конструкция

Схема общего вида ТАРК проекта 11442 — российский крейсер Петр Велики

Российский крейсер «Петр Великий» не имеет аналогов в мире, он считается самым крупным не авианосным судном на военном флоте. По своим размерам он опережает ближайших американских преследователей минимум в полтора раза.

На сегодняшний день данный крейсер позиционируется самым мощным и современным кораблём ВМФ Российской Федерации и найдется немного кораблей в мире, которые смогут посоревноваться с ним в ударной мощности. Среди ближайших конкурентов числятся американские крейсеры типа «Тикондерога» и британские разрушители «Тип 45».

Особенность конструкции корабля — удлиненный на две трети полубак.

По своей сути крейсер «Петр Великий» представляет настоящий плавучий городок, в котором множество кают для личного состава, несколько кубриков и столовых, двухпалубный лазарет со своим стоматологическим кабинетом, несколько ремонтных мастерских, спортзал, комната отдыха, где располагается бильярдный стол, две сауны и даже небольшой бассейн.

А если сложить всю длину коридоров, то она составит примерно 20 километров. Для удобства передвижения на корабле даже установлены три лифта, один пассажирский и два грузовых. Все это размещается на пяти палубах, разделенных на 16 отсеков.

Особого внимания заслуживает вооружение и двигатель крейсера Петр Великий. Силовая установка состоит из энергоблока, оснащенного двумя ядерными реакторами мощностью 300 МВт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами.

Вся эта энергетическая установка обеспечивает паром две турбины, которые в свою очередь вращают два вала, благодаря которым, корабль Петр Великий (с лучшими в мире ТТХ) способен развивать солидную для своих внушительных размеров скорость.

Примечания

  1. Приведена наибольшая длина, по — 228 м.
  2. При использовании резервной ЭУ на обычном топливе.
  3. Данные о численности экипажа в разных источниках разнятся, встречается цифра как меньшая (610 или 635), так и большая (например, 759 человек). Численность экипажа ТАРКР «Калинин» в 744 человека взята из работы Александрова-Апалькова. После завершения модернизации крейсера численность экипажа, скорее всего, станет другой в связи с изменившейся номенклатурой вооружения и оборудования.
  4. 21КМ — салютные пушки.
  5. Ракето-торпеды комплекса «Водопад» запускаются из стандартных 533-мм торпедных аппаратов, не нуждаясь в отдельных пусковых установках.
  6. Сама ракета 48Н6 имеет максимальную дальность до 150 км, но существовавшая на 1993 год система управления допускала дальность стрельбы не более 93 км.
  7. Хотя комплекс «Кинжал» на «Калинине» появиться и не успел, но проект 11442 его учитывал, так что в носовой и кормовой части для этого ЗРК были предусмотрены помещения.
  8. В честь русского флотоводца XIX века адмирала Павла Степановича Нахимова (1805-1855). В том же 1992 году был списан предыдущий корабль отечественного флота, носивший имя прославленного адмирала — БПК «Адмирал Нахимов».
  9. Причину, по меньшей мере, двух неуспешных пусков удалось установить благодаря киносъёмкам телеоператоров, снимавших весь процесс старта ЗУР. У двух ракет в момент их старта крупными осколками пенопластовых вышибных крышек транспортно-пусковых контейнеров ранее стартовавших ЗУР были разрушены радиопрозрачные керамические носовые обтекатели блоков управления ракетой. Это стало следствием предельно высокого темпа ведения огня: ракетных стрельб с подобной интенсивностью на флоте до того не проводилось.
  10. В советском ВМФ экипажи боевых кораблей формировались ещё на этапе строительства, поэтому для первого командира дата вступления в должность не совпадает с формальным годом начала службы крейсера. В списке звания командиров приведены на период нахождения в должности.

«Адмирал Нахимов» в тяжелые годы для российского флота

С распадом Советского Союза для крейсера, тогда еще носившего название «Калинин», как и всего ВМФ России, наступили тяжелые времена. В самом конце сентября 120-я Краснознаменная бригада, одна из самых боеспособных в Северном флоте была расформирована. Из отдельных судов бригады создали 43-ю ракетоносную дивизию, и снова крейсеру повезло больше чем многим другим, отправившимся на разборку и утилизацию, его приняли в ряды новообразованной тактической флотилии.

Спустя полгода, в апреле 1992 г. корабль получил нынешнее название и стал объектом пристального внимания иностранных делегаций из Финляндии и Италии, посетивших «Адмирал Нахимов» той же осенью.

В середине осени 1994 г. атомный крейсер принял участие в тактических учениях в составе ударной группы, 7-й оперативной эскадры, вместе с эсминцами «Росторопным» и «Безудержным». Учебные стрельбы проводились при непосредственном участии командующего 43-й ракетоносной дивизии контр-адмирала Лякина,и под руководством, находившегося на борту «Адмирала Нахимова» контр-адмирала Доброскоченко.

Проводились учения в чрезвычайно сложных условиях, что указывало на их значимость, специально для этого перекрыли акваторию на площади 300 км. Как и 4-ю годами ранее, крейсер показал лучший результат и заслуженно получил награду главкома ВМФ.

Из 11 учебных мишеней в виде крылатых ракет, идущих по низкой траектории с интервалом пуска в 5 секунд, тяжелый крейсер поразил 7 из них. Для стрельбы использовались ракеты комплекса «Форт» и «Оса-МА», 19 из которых было выпущено в течение 70 секунд, только 4 боезаряда прошли мимо и упали в море.

Для сравнения, эсминцы из состава оперативной группы, израсходовав намного больший боезапас, сбили всего 2 мишени. Результаты, показанные тяжелым крейсером, стали поворотным моментом, и примером для подражания при оснащении других боевых кораблей ВМФ России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector