Хариджиты, шииты, сунниты и иные направления в исламе
Содержание:
- История шиитов и суннитов
- Сунниты
- Сунниты
- Современные разделения взглядов
- Вера в тахриф (искажение или неполноценность) Корана
- Сунниты
- Кто такие сунниты
- Шииты
- Преодоление вражды
- Кто такие шииты
- Суть и описание отличий шиитов и суннитов
- Две ветви
- Современный ислам среди татар
- Основные различия между суннитами и шиитами
- Военные действия между течениями
- Сунниты и шииты — разница в следовании сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)
История шиитов и суннитов
В общем-то, это было лишь началом многовекового, если и не конфликта, то спора и порой ярого противостояния суннитов и шиитов. Наиболее значимые события представлены ниже:
Год | Событие | Описание |
630-656 гг. | Правление четырёх «праведных халифов» | Спор между шиитами и суннитами по вопросу наследника пророка привёл к последовательному избранию 4 халифов, т.е. фактической победе суннитов |
656 г. | Избрание пятым халифом Али ибн Абу Талиба | Лидер шиитов таки стал главой праведного халифата спустя 26 лет. Однако противники обвинили его в причастности к убийству предыдущего халифа. Началась Гражданская война |
661 г. | Али был убит в мечети в г. Куфа | Между лидером суннитов Муавией и сыном Али Хасаном был заключён мир. Муавия становился халифом, но после смерти должен был завещать правление Хасану |
680 г. | Смерть Муавии | Своим наследником халиф объявил вовсе не Хасана, а своего сына Язида. Вместе с тем, Хасан умер задолго до этого, а обещание Муавии вовсе не распространялось на потомков Хасана. Сын Хасана Хусейн не признаёт власти Язида. Начинается очередная Гражданская война |
680 г. | Смерть Хусейна | Война продлилась недолго. Войска халифа взяли город, где находился Хусейн, убили его, двух его сыновей, многих сторонников. Произошедшая резня в Кербеле сделала Хусейна мучеником для шиитов. Сын Хусейна Зайн аль Абидин признал власть Язида |
873 г. | Смерть Хасана аль Аскари | Род Али прервался. Всего правило 11 имамов, которые были прямыми потомками Али |
В дальнейшем шиитской общиной продолжать руководить имам, однако, в большей степени как духовный лидер. Политическая же власть сохранялась за суннитскими правителями.
Сунниты
Название исламского течения суннитов полностью звучит как «Ахлю Сунна валь-Джамаат». Суннитское течение в исламе считают самым крупным. Сунниты или Люди Сунны признают, что законными преемниками Пророка Мухаммеда ﷺ являлись праведные халифы, то есть первые четыре исламских халифа: Абу Бакр, Умар, Усман и Али.
Сунниты или Люди Сунны признают Священную Книгу Аллаха Коран и наравне с ним Сунну Пророка Мухаммада ﷺ – многочисленные хадисы или предания о жизни и деятельности Пророка Мухаммада ﷺ, о его разъяснениях Корана и учениях, которые он доносил своим сподвижникам. Существует большое количество сборников хадисов, два из которых в мусульманском мире признаны самыми авторитетными источниками: сборник Муслима и сборник Аль-Бухари.
Для суннитов характерна приверженность ценностям ислама, которые зафиксированы в Священном Предании, а также тому, что именно мусульманской общине принадлежит руководящая роль в решении важных вопросов и проблем, возникающих в жизни мусульманина.
Суннитами признаются основные правовые религиозные школы или мазхабы – ханбалитский, шафиитский, маликитский и ханафитский. Остальные суннитские мазхабы в современном исламе в силу утраты преемственности считаются прекратившими свое существование. Между собой четыре суннитских мазхаба признают правомерность остальных, и мусульманин может следовать тому мазхабу, позиция которого для него является наиболее приемлемой: мусульманин не обязан следовать какому-то определенному мазхабу, а следование определенному мазхабу фанатично является порицаемым.
Сунниты
Они представляют собой самое многочисленное направление ислама, то есть дословно с арабского “людей сунны и согласия общины”. Также “сунна” переводится как “путь”. Первоисточники религии для них – Коран и сунна.
Рис. 1. Сунниты.
Для решения проблем в жизни и вере они используют:
- Аяты (стихи) Корана.
- Хадисы – предания о действиях пророка Мухаммеда.
-
Иджтихад (деятельность богослова).
Появлению суннизма предшествовал раскол мусульманской общины в 656-661 годах и гражданская война. Одним из первых суннитских богословов стал Хасан аль-Басри. Сунниты ставили целью исламской общины (уммы) сохранять единство и не давать возможности сектам вносить в нее раскол. У суннитов возникли свои правовые школы-мазхаб:
- Ханафитский.
- Маликитский.
- Шафиитский.
- Ханбалитский.
В чем разница суннита и шиита:
- Суннит признает достоверность шести сводов-хадисов IX века н.э. и четыре юридические школы перечисленные выше.
- Он признает три школы акиды (вероубеждения) – асаритскую, ашаритскую и матуридитскую.
- Он признает законность правления четырех Праведных халифов VII века н.э. К таковым относятся Абу Бакр, Умар, Усман, Али.
На данный момент, численность суннитов составляет 1,5 миллиарда человек и быстро увеличивается из-за быстрого прироста населения в мусульманских странах. 90% мусульман являются суннитами. Исторически суннизм распространен от Марокко до Индонезии и от Танзании и до Казани в России.
Рис. 2. Шиитский Иран.
Современные разделения взглядов
Являясь второй по величине религией мира, ислам со временем породил множество сект, направлений и взглядов на суть религии. Салафиты и сунниты, разница между которыми будет рассмотрена далее, возникли в разный промежуток времени. Сунниты изначально были фундаментальным направлением, а салафиты появились гораздо позже. Последние сегодня считаются более экстремистским течением. Многие религиоведы утверждают, что салафитов и ваххабитов можно назвать мусульманами лишь с большой натяжкой. Появление таких религиозных сообществ происходит именно из сектантского ислама.
В реалиях современной политической ситуации именно экстремистские организации мусульман становятся причиной кровавых конфликтов на Востоке. Они обладают значительными финансовыми ресурсами и могут осуществлять революции, устанавливая свое господство на исламских землях.
Разница между суннитами и салафитами довольно большая, но это на первый взгляд. При более глубоком изучении их принципов вырисовывается совершенно другая картина. Чтобы ее понять, следует рассмотреть характерные черты каждого из направлений.
Вера в тахриф (искажение или неполноценность) Корана
Многие шиитские ученые считают, что Коран в его нынешнем состоянии искажен и неполон.
К примеру, Ат-Табраси, известный шиитский муфассир (толкователь Корана) (ум. в 620 г. хиджры), пишет в своей книге «Аль-Ихтиядж»:
Файз аль-Кашани, другой шиитский муфассир (ум. в 1091 г. хиджры) пишет в своем «Ат-Тафсир ас-Сави» после цитирования многих сообщений о предполагаемых искажениях Корана из основных шиитских источников, таких как тафсир Али ибн Ибрахима аль-Кумми (ум. в 307 г. хиджры) и аль-Кафи Мухаммада ибн Якуба аль-Кулени (ум. в 328 или 329 г. хиджры):
Али ибн Ибрахим – это один из известных ранних шиитских муфассиров. Так что, как видно, большие ученые шиитов придерживаются убеждения в искаженности Корана.
Сунниты
Они представляют собой самое многочисленное направление ислама, то есть дословно с арабского “людей сунны и согласия общины”. Также “сунна” переводится как “путь”. Первоисточники религии для них – Коран и сунна.
Рис. 1. Сунниты.
Для решения проблем в жизни и вере они используют:
- Аяты (стихи) Корана.
- Хадисы – предания о действиях пророка Мухаммеда.
- Иджтихад (деятельность богослова).
Появлению суннизма предшествовал раскол мусульманской общины в 656-661 годах и гражданская война. Одним из первых суннитских богословов стал Хасан аль-Басри. Сунниты ставили целью исламской общины (уммы) сохранять единство и не давать возможности сектам вносить в нее раскол. У суннитов возникли свои правовые школы-мазхаб:
- Ханафитский.
- Маликитский.
- Шафиитский.
- Ханбалитский.
В чем разница суннита и шиита:
- Суннит признает достоверность шести сводов-хадисов IX века н.э. и четыре юридические школы перечисленные выше.
- Он признает три школы акиды (вероубеждения) – асаритскую, ашаритскую и матуридитскую.
- Он признает законность правления четырех Праведных халифов VII века н.э. К таковым относятся Абу Бакр, Умар, Усман, Али.
На данный момент, численность суннитов составляет 1,5 миллиарда человек и быстро увеличивается из-за быстрого прироста населения в мусульманских странах. 90% мусульман являются суннитами. Исторически суннизм распространен от Марокко до Индонезии и от Танзании и до Казани в России.
Рис. 2. Шиитский Иран.
Кто такие сунниты
Сунниты от шиитов отличаются тем, что являются последователями самого крупного течения в исламе (порядка 80-90% или около 1 550 млн. человек). Они составляют большинство в арабских странах Африки, Ближнего Востока, Средней Азии, а также Афганистане, Пакистане, Бангладеше, Индонезии и некоторых других стран.
В мусульманских странах (за исключением Ирана) большинство населения составляют сунниты, при этом права шиитов могут быть значительно ущемлены. Примером может служить Ирак. На территории государства проживают сунниты и шииты, количество которых не влияет на внутреннюю политику.
Приверженцы обоих течений считают своим священный город Кербела и иногда враждуют из-за него. Вместе с тем и местное население и паломники подвергались разного рода дискриминации.
Сунниты
В последнее же время общины шиитов всё чаще заявляют о себе, стремясь преодолеть экономическое и политическое господство суннитов. Зачастую это происходит в агрессивной форме, однако, и среди суннитов встречаются сторонники радикальных мер. Примерами тому могут служить движения «Талибан», ИГИЛ.
Особенности суннизма
Сунниты (полное наименование – Ахлюс-сунна уаль-джама`а – «Люди сунны и согласия общины») – наиболее крупное и влиятельное течение в исламском мире. Термин происходит от арабского «сунна», обозначающего жизнеописание Пророка Мухаммада (с.г.в.), и означает следование пути Божьего Посланника (с.г.в.). То есть основными источниками знаний для мусульман-суннитов являются Коран и сунна.
В настоящее время сунниты составляют порядка 90% мусульман и проживают в большинстве стран мира.
В суннитском исламе выделяется множество различных богословско-правовых школ, крупнейшими из которых являются 4 мазхаба: ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский. В целом, суннитские мазхабы не противоречат между собой, так как основоположники данных правовых школ жили примерно в одно время и являлись учениками и учителями друг друга, в связи с чем суннитские мазхабы, скорее, взаимодополняют друг друга.
В тех или иных вопросах между мазхабами имеются некоторые незначительные разногласия, которые связаны со спецификой каждой правовой школы. В частности, данные разногласия можно рассмотреть на примере дозволенности употребления в пищу мяса тех или иных животных с точки зрения различных суннитских правовых школ. Например, употребление в пищу конины, согласно ханафитскому мазхабу, относится к категории нежелательных действий (макрух), согласно маликитскому мазхабу – запретных деяний (харам), а по шафиитскому и ханбалитскому мазхабам данное мясо является дозволенным (халяль).
Шииты
Основные пункты, чем шииты отличаются от суннитов:
- Убеждение в том, что руководить общиной мусульман должны имамы из числа потомков пророка, а не выборные халифы.
- Они признают только одного Праведного халифа – Али ибн Абу Талиба. Он жил с 599 по 661 год, а шиитским имамом был с 632 по 661 годы.
- Признают 12 имамов из рода Али.
- Есть отличие и в изучении сунны. Шииты изучают только часть сунны, где идет речь о пророке Мухаммеде.
- Пять столпов веры.
- Шииты верят в приход мессии – “скрытого имама”.
В шиизме выделяют несколько направлений – исмаилиты, двунадесятники, вакифиты, шуккариты, зайдиты, алавиты. Хадж в Мекку они совершают также, как и сунниты.
На планете около 150 млн шиитов. Самая большая по численности община проживает в Иране. Также это направление популярно в Азербайджане, Бахрейне, Ираке, Ливане, Афганистане (у народности хазарейцев), Пакистане (1/5 жителей), Индии, Иордании, Йемене и в самой Саудовской Аравии, где ислам и появился. В России одним из центров шиизма является село Мискинджа в Дагестане.
Рис. 3. Али ибн Абу Талиб.
Преодоление вражды
Углубившись в изучение вопроса, кто такие салафиты, можно прийти к выводу, что использование идеологии религиозных течений в корыстных целях правящей элиты разжигает войны и кровавые конфликты. В это время происходит смена власти. Однако вера людей не должна становиться причиной братоубийственной вражды.
Как показывает опыт множества государств Востока, сосуществовать мирно могут представители обоих ортодоксальных направлений в исламе. Это возможно при соответствующей позиции властей по отношению к религиозной идеологии каждой общины. Любой человек должен иметь возможность исповедовать ту веру, которую он считает правильной, не утверждая, что инакомыслящие — это враги.
Примером мирного сосуществования приверженцев разных верований в мусульманском сообществе выступает семья президента Сирии Башада Асада. Он исповедует алавитское направление, а его жена является сунниткой. Он празднует как мусульманский суннитский Ид аль-Адх, так и христианскую Пасху.
Углубляясь в мусульманскую религиозную идеологию, можно разобраться в общих чертах, кто такие салафиты. Хотя их и принято отождествлять с ваххабитами, истинная суть этой веры далека от подобных взглядов на ислам. Грубая замена основных принципов религии Востока выгодными правящей элите принципами ведет к обострению конфликтов между представителями различных религиозных общин и кровопролитию.
Кто такие шииты
Чтобы понять непримиримость вероучений, к которым относятся сунниты и шииты, в чем разница противоречий у правоверных, следует знать, что представителями второго по численности течения в исламе (порядка 10%) опровергаются значение Сунны в Исламе.
Общины существуют во множестве стран, хотя большинство мусульман они составляют лишь в Иране. Также шииты проживают в Азербайджане, Афганистане, Бахрейне, Ираке, Йемене, Ливане, Турции и некоторых других странах.
На территории РФ общины шиитов встречается в Дагестане.
Название происходит от арабского слова, которое можно перевести как последователь или приверженец (однако, слово «шиа» может быть переведено и как «партия»). Со времён смерти Мухаммеда шиитов возглавляли имамы, которым в рамках этого течения отдаётся особое уважение.
Даже после смерти Хусейна в 680 году, имамы продолжили быть руководителями шиитской общины, хотя де-юре не имели политической власти.
Бахрейн, шииты или сунниты во время клятвы на верность Аллаху
Однако имамы обладали и обладают колоссальным духовным влиянием на шиитов. Особенно у них почитают 11 первых имамов, а также 12-го, т. н. скрытого имама. Считается, что у Хасана (сына Али) был сын Мухаммад, который в пятилетнем возрасте был скрыт богом и появится на Земле в необходимый момент. Прийти на Землю «скрытый имам» должен как мессия.
Во многом сущность шиизма сводится к культу мученичества.
По сути, это было заложено в первые годы образования течения. Этой отличительной чертой течения в частности воспользовалась организация «Хезболла», которая первой стала использовать террористов-смертников в 1980-е, вербуя именно шиитов.
Суть и описание отличий шиитов и суннитов
И сунниты, и шииты являются правоверными мусульманами, однако по-разному трактуют отдельные места из священных текстов (Коран и Сунна пророка Мухаммеда), обосновывая этим свою правоту.
В отличие от суннитов, шииты не допускают передачу власти всенародно избранному халифу, не признают или частично признают законность правления первых праведных халифов, считают обязательной семейную преемственность. Они считают Али ибн Абу Талиба халифом, назначенным самим Богом, и верят, что только потомки Талиба могут быть имамами, владеющими знанием, данным Богом. Сунниты же выбирают лучшего среди равных и отрицают, что между Богом и человеком должен быть посредник.
Между суннитами и шиитами имеются разногласия, связанные с ролью имамата. С точки зрения суннитов, имам — это человек, выполняющий функцию настоятеля мечети. Шииты же считают имамов руководителями и духовными лидерами общины. Шииты верят, что деяния, принципы и вера имамов непогрешимы, сунниты же считают, что нет непогрешимых людей, кроме пророков, и не почитают изречения имамов как равные Сунне пророка.
Сунниты не приемлют “временных браков”, считают, что пророк Мухаммад отменил временный брак, хотя сам до того его практиковал. Шииты верят, что один из аятов Корана разрешает временные браки в неограниченных количествах, и ничто другое этого не отменяет.
Шииты и сунниты по-разному относятся к применимости скрывания веры (такии). Шииты могут применять такию и ради личной безопасности, и ради интересов общины, нередко рассматривают ее как обязанность мусульманина-шиита, живущего среди преимущественно нешиитов. Сунниты используют принцип такии реже, допуская ее как средство самозащиты при наличии угрозы жизни.
Кроме того, шииты и сунниты совершают разное количество намазов ежедневно, придерживаются разных юридических школ (масхабов), признают авторитетными различные наборы хадисов. Они по-разному отмечают день Ашура: шииты устраивают массовые поминки и облачаются в траур, сунниты ограничиваются рекомендательным постом.
Основные различия между шиитами и суннитами
Шииты | Сунниты |
имам — непогрешимый духовный авторитет и руководитель общины | имам — настоятель мечети |
лидерство наследуется | лидер избирается народом |
временные браки позволительны | временные браки недопустимы |
делают каждый день 3 намаза | делают каждый день 5 намазов |
Две ветви
Раскол в исламе произошел вскоре поле смерти пророка Мухаммеда в 632 году, когда мусульманский Восток охватила волна вероотступничества. Арабы погрузились в пучину смут и раздора. Среди последователей пророка возник спор, кому должна принадлежать духовная и политическая власть в Арабском халифате.
Ключевой фигурой в разделении мусульман стал двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. После его убийства часть верующих считала, что только потомкам Али принадлежит право стать наследными халифами, так как их связывают кровные узы с пророком Мухаммедом. В итоге победило большинство, которое выступало за выборных халифов.
С тех пор за первыми закрепилось название «шиитов» («приверженцы Али»). Вторые стали именоваться «суннитами» (следующие священному преданию – «суннам»).
Это коренным образом повлияло на распределение сил: сунниты на протяжении столетий доминировали на арабском Востоке, в том время как шииты вынуждены были оставаться в тени.
Современный ислам среди татар
Возрождение исламских традиций здесь началось активно в восьмидесятых годах прошлого века, когда шло активное строительство мечетей, восстановление старых, возрождались традиции религиозного образования.
В современном Татарстане преимущественно распространен ортодоксальный «мечетный» ислам, а суфизм, который некогда имел распространение, свои позиции в современном Татарстане утратил. Сегодня здесь соблюдается исламская праздничная обрядная традиция, которая практически не прерывалась даже в самые сложные для веры периоды – основными праздниками, широко отмечающимися, все также считаются Ураза-байрам и Курбан-байрам.
Среди двадцати миллионов человек, которые составляет на сегодняшний день коренное мусульманское население современной России, татары являются самым многочисленным мусульманским народом, причем в большинстве своем татары – сунниты, шииты встречаются среди них крайне редко. В России мусульмане сунниты преобладают, а шииты преимущественно живут в северокавказском регионе РФ.
Численность татар на сегодняшний день в стране достигает семи миллионов, из которых только менее двух миллионов человек проживает в Татарстане, на своей исторической родине: остальные проживают в Башкортостане, на территории Средней Азии, в Сибири, на Урале и в Поволжье.
Основные различия между суннитами и шиитами
1. Принцип власти и преемственности
Сунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада (с.г.в.). В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов – Абу Бакра (р.а.), Умара (р.а.) и Усмана (р.а.), признаваемых, наряду с Али (р.а.), в суннитском мире. Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными.
2. Особая роль имама Али (р.а.)
Сунниты почитают Пророка Мухаммада (с.г.в.) как Посланника Всевышнего (с.г.в.), ниспосланного Господом в качестве милости для миров. Шииты же, наряду с Мухаммадом (с.г.в.), в одинаковой мере почитают и имама Али ибн Абу Талиба (р.а.). При произнесении азана – призыва на молитву – шииты даже произносят его имя, свидетельствуя о том, что Али является правителем от Всевышнего. Кроме того, некоторые крайние шиитские течения даже признают этого сподвижника воплощением божества.
3. Подход к рассмотрению сунны Пророка (с.г.в.)
Суннитами признаётся достоверность тех хадисов Пророка (с.г.в.), что содержатся в 6 сборниках: Бухари, Муслима, Тирмизи, Абу Дауда, Насаи, Ибн Маджи. Для шиитов таким бесспорным источником служат хадисы из так называемого «четверокнижия». То есть те хадисы, что были переданы представителями рода Пророка (с.г.в.). У суннитов критерием достоверности хадисов служит соответствие цепочки передатчиков требованиям честности и правдивости.
Это интересно: 2428,Кто такие западники и славянофилы, кратко о главном
Военные действия между течениями
Война суннитов и шиитов долгое время сдерживалась. Да, были многочисленные столкновения, однако это никогда не выливалось в большую резню мирного населения, с большим количеством жертв. Долгое время эти два течения мирно уживались друг с другом. Новый всплеск нетерпимости начался в 1979 году, когда произошла Исламская революция в Иране.
С тех пор войной разных направлений в исламе заняты многие страны, где жителями являются мусульмане. К примеру, в Сирии противостояние длится уже долгое время. Все начиналось как борьба между действующим правительством и оппозиционерами, а переросло в кровавый конфликт между суннитами и шиитами. Так как в Сирии больше мусульман первого течения, а правительство было из второго, то совсем скоро это стало иметь большое значение. Помимо того, правящую верхушку данного государства поддерживает Иран, шииты в котором являются большинством.
Также следует сказать и о Пакистане, где в последнее время религиозная вражда направлена практически на всех иных представителей религиозных течений. Радикальным силам в стране не по вкусу не только пакистанские шииты, но и христиане, и другие конфессии, которые представлены в этом государстве. Ведь само оно было образовано для всех мусульман (считая и меньшинства, которые проживали на тот момент на территории).
Следует отметить и непрекращающийся конфликт на территории Ирака. Только в 2013 году в государстве погибло больше шести миллионов мирных жителей. Считается, что это самая большая цифра за последние пять лет. Еще нужно сказать о войне в Йемене, где значительная часть населения — шииты.
Как видно, в конфликте находится очень большое количество территорий и стран. Однако действительно ли все так просто? На самом ли деле это естественный ход событий? Возможно, это кому-то выгодно? Ведь война всегда – это чьи-то интересы, причем, не всегда государственные. Зачастую конфликт нужен тогда, когда всплывают меркантильные желания власть имущих. Ведь до сих пор все войны на востоке не урегулированы, продолжаются столкновения с радикальными группировками, в странах имеется большое количество оружия, которое широко применяется.
Сунниты и шииты — разница в следовании сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)
Шииты представляют собой ответвление в исламе, признанное ведущими исламскими учёными как заблудшее, которое частично исказило слова посланника и исповедует ислам по-своему.
Шииты и сунниты, разница между которыми очевидна, начиная с верования в пророков (один из столпов веры мусульманина), не являются дружественными течениями, поскольку образование ветви шиитов внесло колоссальную смуту в мир мусульман и в восприятие ислама в целом.
Разница между шиитами и суннитами очевидна. Шииты внесли массу недостоверных и не подтверждённых священными текстами обрядов в поклонение, а тому, как они исказили заветы пророка Мухаммеда, посвящены целые тома богословских книг.
Сунниты свято чтут всю историю ислама, всех сподвижников и последователей Пророка. Они следуют хадису о том, что те, кто ругает сподвижников, не из нас. Шииты, в свою очередь, оспаривают действия некоторых сподвижников и выражают вековое несогласие с течением истории исламского халифата.