Сунниты и шииты
Содержание:
- Современный ислам среди татар
- Суть и описание отличий шиитов и суннитов
- Раскол шиитов и суннитов
- Пророк Мухаммед – основатель ислама
- Течение шиизма
- Где живут татары?
- ШИИТЫ: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ НАЗВАНИЕ
- Военные действия между течениями
- Историческое разделение между суннитами и шиитами
- Основные различия между суннитами и шиитами
- ВАХХАБИТЫ
- Убийство шиитов в Ираке
- Возникновение двух больших ветвей ислама – суннитов и шиитов
- Имамат – вера в особый статус 12 имамов (преемников Пророка, мир ему и благословение)
- Шииты
- Кто такие сунниты
- Христиане в Таджикистане — это религиозное меньшинство
- Расселение шиитов, суннитов и алавитов
- Течения
- СУННИТЫ — САМОЕ ШИРОКОЕ ТЕЧЕНИЕ В ИСЛАМЕ
Современный ислам среди татар
Возрождение исламских традиций здесь началось активно в восьмидесятых годах прошлого века, когда шло активное строительство мечетей, восстановление старых, возрождались традиции религиозного образования.
В современном Татарстане преимущественно распространен ортодоксальный «мечетный» ислам, а суфизм, который некогда имел распространение, свои позиции в современном Татарстане утратил. Сегодня здесь соблюдается исламская праздничная обрядная традиция, которая практически не прерывалась даже в самые сложные для веры периоды – основными праздниками, широко отмечающимися, все также считаются Ураза-байрам и Курбан-байрам.
Среди двадцати миллионов человек, которые составляет на сегодняшний день коренное мусульманское население современной России, татары являются самым многочисленным мусульманским народом, причем в большинстве своем татары – сунниты, шииты встречаются среди них крайне редко. В России мусульмане сунниты преобладают, а шииты преимущественно живут в северокавказском регионе РФ.
Численность татар на сегодняшний день в стране достигает семи миллионов, из которых только менее двух миллионов человек проживает в Татарстане, на своей исторической родине: остальные проживают в Башкортостане, на территории Средней Азии, в Сибири, на Урале и в Поволжье.
Суть и описание отличий шиитов и суннитов
И сунниты, и шииты являются правоверными мусульманами, однако по-разному трактуют отдельные места из священных текстов (Коран и Сунна пророка Мухаммеда), обосновывая этим свою правоту.
В отличие от суннитов, шииты не допускают передачу власти всенародно избранному халифу, не признают или частично признают законность правления первых праведных халифов, считают обязательной семейную преемственность. Они считают Али ибн Абу Талиба халифом, назначенным самим Богом, и верят, что только потомки Талиба могут быть имамами, владеющими знанием, данным Богом. Сунниты же выбирают лучшего среди равных и отрицают, что между Богом и человеком должен быть посредник.
Между суннитами и шиитами имеются разногласия, связанные с ролью имамата. С точки зрения суннитов, имам — это человек, выполняющий функцию настоятеля мечети. Шииты же считают имамов руководителями и духовными лидерами общины. Шииты верят, что деяния, принципы и вера имамов непогрешимы, сунниты же считают, что нет непогрешимых людей, кроме пророков, и не почитают изречения имамов как равные Сунне пророка.
Сунниты не приемлют “временных браков”, считают, что пророк Мухаммад отменил временный брак, хотя сам до того его практиковал. Шииты верят, что один из аятов Корана разрешает временные браки в неограниченных количествах, и ничто другое этого не отменяет.
Шииты и сунниты по-разному относятся к применимости скрывания веры (такии). Шииты могут применять такию и ради личной безопасности, и ради интересов общины, нередко рассматривают ее как обязанность мусульманина-шиита, живущего среди преимущественно нешиитов. Сунниты используют принцип такии реже, допуская ее как средство самозащиты при наличии угрозы жизни.
Кроме того, шииты и сунниты совершают разное количество намазов ежедневно, придерживаются разных юридических школ (масхабов), признают авторитетными различные наборы хадисов. Они по-разному отмечают день Ашура: шииты устраивают массовые поминки и облачаются в траур, сунниты ограничиваются рекомендательным постом.
Основные различия между шиитами и суннитами
Шииты | Сунниты |
имам — непогрешимый духовный авторитет и руководитель общины | имам — настоятель мечети |
лидерство наследуется | лидер избирается народом |
временные браки позволительны | временные браки недопустимы |
делают каждый день 3 намаза | делают каждый день 5 намазов |
Раскол шиитов и суннитов
Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.
Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.
Пророк Мухаммед – основатель ислама
Как известно, до появления Мухаммеда на востоке было многобожие. После полученных от архангела Джебраила божественных посланий, Пророк стал проповедовать единобожие. Путь его был достаточно труден, ведь люди к новой религии отнеслись с недоверием. Первыми последователями Мухаммеда стали его жена Хадиджа, племянник Али и два вольноотпущенника Зайд и Абу-Бекр.
Дальнейшее обращение арабов происходило трудно. Первую публичную проповедь Мухаммед совершил в 610 году в Мекке. По историческим исследованиям, она содержала элементы иудаизма и христианства. Однако ее плюсом было то, что читалась она рифмой, что значительно облегчало ее восприятие для слушателей, в своем большинстве неграмотных.
К слову сказать, написанная с его слов Священная Книга – Коран — содержит библейские сюжеты, которые тщательно пересмотрены с точки зрения восточной традиции. Таким образом, ислам и христианство имеют точки соприкосновения, пусть и несколько отличаются в догматическом плане. Однако главный момент – единобожие — присутствует в обоих.
После переселения Мухаммеда в Медину, он постепенно добавлял новые аспекты в свою религию, что вскоре и привело к обособлению ислама от иудаизма и христианства. Минусом в развитии мусульманства стало то, что после смерти Пророка, началась борьба за власть. Все это привело к тому, что последователи разделились на два лагеря – суннитов и шиитов. Такая ситуация сохраняется и по нынешнее время, только политическое разделение повлекло за собой еще и теологическое (правда, небольшое).
А дальше в статье мы точнее рассмотрим, каково же отличие суннита от шиита, и, непосредственно, самих этих течений.
Течение шиизма
Как было сказано выше, шиизм появился в результате политического раскола в исламе, когда некоторые последователи Пророка Мухаммеда не захотели подчиняться выбранному халифу, а не его кровному родственнику. В результате всего этого через некоторое время появились довольно существенные отличия в этом направлении, которые окончательно разделили две ветви ислама.
Для шиитов вполне позволительно толковать предписания Пророка. Однако на это должно быть у человека право. В свое время шиитов за это величали “немусульманами” и “неверными” (да и сейчас такое случается). В этом заключаются главные различия суннитов и шиитов.
Вторым самым большим отличием является то, что равным Пророку для них является и его племянник – Али. Следовательно, власть переходит только кровным родственникам Мухаммеда.
Мусульмане-шииты изучают в сунне только ту часть, которая относится к Мухаммеду и его родственникам (в отличие от противоположного течения, в котором изучается весь текст). Также для них важен трактат ахбар, который означает весть о Пророке.
Для последователей Али имамом является потомок Пророка и духовный лидер. Также существует верование, что когда-нибудь появится мессия, который предстанет, как скрытый имам. О нем даже есть особая легенда, которая повествует о том, что был двенадцатый имам Мухаммед, который в отроческом возрасте пропал при необъяснимых обстоятельствах. И с тех пор его никто не видел. Однако исламские шииты считают его живым. Они верят, что он находится среди людей и когда-нибудь придет к ним и поведет за собой.
Где живут татары?
Татары представляют собой тюркский народ, который проживает преимущественно в Сибири, Приуралье и Поволжье, в центральной части европейской России, а также в Казахстане, СУАР, Средней Азии и на Дальнем Востоке.
После русских это второй по численности народ в России. По этнотерриториальному признаку этот народ можно разделить на три группы – это сибирские татары, волго-уральские и астраханские. Республика Татарстан больше, чем на половину, состоит из татар. Татарский язык, относящийся к кыпчакской подгруппе тюркских языков, подразделяется на сибирскотатарский, мишарский и средний казанский диалекты. В большинстве своем представители этого народа исповедуют ислам и являются мусульманами-суннитами ханафитского толка.
ШИИТЫ: ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ НАЗВАНИЕ
Шийа – «приверженцы», «последователи».
Когда возникло: После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.
Сколько приверженцев: по разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.
Основные районы проживания Шиитов: Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан.
Идеи и обычаи Шиитов: признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка – халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе – главной святыне магометан в Мекке.
Святые места Шиитов: Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).
Военные действия между течениями
Война суннитов и шиитов долгое время сдерживалась. Да, были многочисленные столкновения, однако это никогда не выливалось в большую резню мирного населения, с большим количеством жертв. Долгое время эти два течения мирно уживались друг с другом. Новый всплеск нетерпимости начался в 1979 году, когда произошла Исламская революция в Иране.
С тех пор войной разных направлений в исламе заняты многие страны, где жителями являются мусульмане. К примеру, в Сирии противостояние длится уже долгое время. Все начиналось как борьба между действующим правительством и оппозиционерами, а переросло в кровавый конфликт между суннитами и шиитами. Так как в Сирии больше мусульман первого течения, а правительство было из второго, то совсем скоро это стало иметь большое значение. Помимо того, правящую верхушку данного государства поддерживает Иран, шииты в котором являются большинством.
Также следует сказать и о Пакистане, где в последнее время религиозная вражда направлена практически на всех иных представителей религиозных течений. Радикальным силам в стране не по вкусу не только пакистанские шииты, но и христиане, и другие конфессии, которые представлены в этом государстве. Ведь само оно было образовано для всех мусульман (считая и меньшинства, которые проживали на тот момент на территории).
Следует отметить и непрекращающийся конфликт на территории Ирака. Только в 2013 году в государстве погибло больше шести миллионов мирных жителей. Считается, что это самая большая цифра за последние пять лет. Еще нужно сказать о войне в Йемене, где значительная часть населения — шииты.
Как видно, в конфликте находится очень большое количество территорий и стран. Однако действительно ли все так просто? На самом ли деле это естественный ход событий? Возможно, это кому-то выгодно? Ведь война всегда – это чьи-то интересы, причем, не всегда государственные. Зачастую конфликт нужен тогда, когда всплывают меркантильные желания власть имущих. Ведь до сих пор все войны на востоке не урегулированы, продолжаются столкновения с радикальными группировками, в странах имеется большое количество оружия, которое широко применяется.
Историческое разделение между суннитами и шиитами
На момент смерти Мухаммеда в 632 г. н.э. у Мухаммеда не было наследников мужского пола, которые могли бы осуществлять политическое и духовное руководство на Аравийском полуострове, над которым ислам стал доминировать при его жизни. Не было четкого соглашения относительно того, кто должен его сменить. Те, кто позже стал известен как сунниты, считали, что следующим лидером должен стать набожный член первоначального курайшитского племени Мухаммеда, в то время как те, кто в конечном итоге стал известен как шииты, считали, что преемник Мухаммеда должен быть напрямую связан с Мухаммедом по крови.
Абу Бакр, друг, советник и тесть Мухаммеда (он был отцом Аиши), стал первым мусульманским халифом или духовным лидером после собрания (см. шура), который избрал его на эту должность. Как и Мухаммед, Абу Бакр был из племени курайшитов, что было важным моментом для многих, кто хотел, чтобы он пришел к власти. Это противоречило желаниям тех, кто хотел, чтобы прямая линия Мухаммеда сохранила за собой лидирующую роль.
Шиитский ислам получил свое название от слова «шиат Али», что примерно означает «партия Али». Али был двоюродным братом и зятем Мухаммеда. Шииты верят, что Мухаммед прямо просил Али заменить его в своих учениях (например, см. Хадис положения и хадис пруда Хумма). Позже Али стал четвертым халифом, и его уважают как шииты, так и сунниты. Однако шииты рассматривают его как наиболее важную историческую и религиозную фигуру после Мухаммеда. Али также важен для суфийских исламских верований.
Исторически сложилось так, что нет четких, беспристрастных свидетельств, позволяющих окончательно узнать, кого Мухаммад хотел унаследовать от него. Современные исламские богословы и духовные лидеры все еще спорят по этому поводу.
Основные различия между суннитами и шиитами
Несмотря на длительную историю раскола, основных отличий между суннитами и шиитами не так много.
Характеристика | Сунниты | Шииты |
Отношение к имаму | Руководитель мечети, религиозный деятель и представитель духовенства. Уважения заслуживает лишь добившийся этого имам | Является посредником между Аллахом и человеком. Высказывания имамов столь же важны наряду с Кораном и Сунной |
Наследники Мухаммеда | Четыре «праведных халифа» | Али и его наследники, т. е. потомки Мухаммеда |
Ашура и Шахсей-вахсей | Пост в день Ашуры в дань памяти Мусе, спасшемуся от войск фараона | 10-дневный траур по имаму Хусейну. В Ашуру некоторые шииты участвуют в шествии в ходе которого избивают себя цепями. Самобичевание с кровопусканием считается почётным и праведным |
Сунна | Изучают весь текст Сунны | Изучают текст Сунны, касающийся описания жизни Мухаммеда и членов его семьи |
Особенности намаза | Совершается 5 раз в сутки (по 5 молитв в ходе одного намаза) | Совершается 3 раза в сутки (также по 5 молитв) |
Пять основных столпов | Благотворительность, вера, молитва, паломничество, пост | Божественное правосудие, божественное лидерство, вера в пророков, вера в судный день, монотеизм |
Развод | Не признают временного супружества, развод с момента его провозглашения супругом | Признают временные браки, не признают, что момент развода с его провозглашения супругом |
ВАХХАБИТЫ
Что обозначает название Ваххабиты: Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.
Когда возникло: В XVIII веке. Сколько приверженцев: В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.
Основные районы проживания: Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления – Аравия. Идеи Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.
Убийство шиитов в Ираке
Из десяти обвинений, выдвинутых против Саддама Хусейна, было выбрано только одно: убийство 148 шиитов. Оно было совершено в ответ на покушение на самого Саддама, суннита. Сама казнь была совершена в дни хаджа — паломничества мусульман в святые места. К тому же, приговор был приведен в исполнение за несколько часов до начала главного мусульманского праздника — Ид аль-Адха, хотя закон позволял сделать это до 26-го января.
Выбор уголовного дела для казни, особенного времени для повешения Хусейна свидетельствует о том, что закулисные авторы сценария этой расправы задумали спровоцировать мусульман на выступления по всему миру, на новые распри между суннитами и шиитами. И, действительно, противоречия между двумя направлениями ислама в Ираке обострились. В этой связи — рассказ о корнях конфликта между суннитами и шиитами, о причинах этого трагического раскола, который произошел 14 веков назад.
Возникновение двух больших ветвей ислама – суннитов и шиитов
Как видно, пророк Мухаммед оказал действительно большое влияние на формирование ислама в том виде, в котором мы знаем его сейчас. Однако после его смерти некоторые моменты из его учения претерпели изменения. Самым главным было то, что на его место было четверо претендентов, и каждый считал, что его кандидатура является самой правильной. Однако наибольший конфликт произошел из-за того, что некоторая часть мусульман посчитала, что последователем Пророка должен быть его кровный родственник. Таковым был зять и двоюродный брак Мухаммеда – Али. Именно отсюда и произошли первые различия суннитов и шиитов.
Как видно, изначально это разделение никак не относилось к теологическим аспектам. Со стороны появившегося течения шиитов (само слово с арабского переводится, как «приверженец, последователь Али») было отрицание момента провозглашения халифом тестя Мохаммеда – Абу. Они считали, что правильно будет, если им станет кровный родственник – Али. Однако этого не случилось.
Этот раскол в дальнейшем привел к тому, что в 661 году Али был убит. Его двоих сыновей – Хасана и Хусейна — тоже постигла та же участь. Мусульмане шииты восприняли смерть Хусейна с наибольшим трагизмом. Этот момент вспоминается арабами каждый год (причем как шиитами, так и суннитами, только для последних все не так трагично). Последователи же Али устраивают настоящие траурные процессии, помимо этого, используют цепи и сабли для нанесения себе ран.
Имамат – вера в особый статус 12 имамов (преемников Пророка, мир ему и благословение)
Шииты верят, что после смерти Пророка (мир ему и благословение) руководство исламской общиной перешло к Али (да будет доволен им Аллах) и его потомкам – непогрешимым имамам.
Последний, двенадцатый имам исчез в раннем детстве, и как верят шииты, сейчас находится «в сокрытии» (в ином мире, откуда посылает некие сообщения или указания нынешним руководителям шиитской общины — аятоллам). Он, по мнению шиитов, и есть ожидаемый мусульманами имам Махди (который появится незадолго до Судного дня). Каждый имам наделен особыми полномочиями, практически равными пророческим – они обладают явными и скрытыми знаниями, могут совершать чудеса, так же безгрешны, как и пророки и т.д.
Многие шиитские ученые считают кафирами всех, кто не разделяет веру в непогрешимых имамов.
Шииты
Название второй по величине в исламе ветви, шиизма, в переводе с арабского языка означает «партия» «приверженцы». Она сформировалась в результате того, что спустя некоторое время после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ отделилась группа мусульман, считавших, что в мусульманской общине власть должна принадлежать потомкам Фатимы и Али, то есть дочери Пророка Мухаммада ﷺ и двоюродного брата Пророка Мухаммеда ﷺ.
Шииты, в отличие от мусульман суннитов, придерживаются мнения, что право на имамат, то есть верховное руководство общиной, должно принадлежать только потомку из рода Али по божественному установлению. Сначала шииты были не столько религиозной, сколько политической партией, но позднее они стали самостоятельным религиозно-правовым течением – это произошло уже во время жизни и деятельности Джафара ас-Садыка, шестого имама.
Шиитов традиционно подразделяют на умеренных и крайних шиитов, к которым относятся шииты-двунадесятники или шииты-имамиты, алавиты, исмаилиты и прочие.
Шииты-двунадесятники
Шиитов-двунадесятников также называют иснаашаритами или имамитами, и эта группа преобладает в шиитском исламе. Преимущественно шииты-двунадесятники распространены в Азербайджане, Иране, Ираке, Бахрейне, Ливане и некоторых других странах. Шииты-двунадесятники в большей свой части придерживаются джафаритского мазхаба.
Исмаилиты
Исмаилиты разделились на две группы в девятом веке. Для фатимидских исмаилитов характерно признание скрытых имамов, а для карамитов было характерно мнение, что имамов должно быть семь. Ветвь карамитов прекратила свое существование в конце одиннадцатого – начале двенадцатого веков.
Фатимиды раскололись после смерти ал-Мустанасира, фатимидского халифа, в 1094 году на восточных исмаилитов или низаритов, которые поддерживали приход к власти Низара, старшего сына Мустанасира, и на мусталитов, которые признавали имамом только аль-Мустали, фатимидского халифа. Из низаритских сект самую большую известность получили хашшашины или ассасины. Друзы и карматы также являются ответвлениями исмаилитов.
Зейдиты
Зейдиты относятся к ветви умеренных шиитов и распространены преимущественно в Йемене на северо-востоке страны, а нуктавиты, одна из ветвей зейдитов, получили распространение в Иране. По идеологическим воззрениям зейдиты ближе всего к суннитам из всех шиитских групп, хотя в последнее время наблюдается принятие многими зейдитами убеждений шиитов-имамитов.
Гулат
Группа исламских шиитских сект объединена названием «Гулат», что в переводе с арабского языка означает «чрезмерствующие». Представители этих групп верят в обладание шиитскими имамами, являющимися потомками Пророка Мухаммада ﷺ и Али, качествами божественности. К группе сект «Гулат» относятся:
- гурабиты, название которых произошло от арабского слова «ворон», верящие в схожесть внешности Али и Пророка Мухаммада ﷺ как «одного ворона на другого», что и стало причиной того, что пророчество было предоставлено Пророку Мухаммаду ﷺ ошибочно, поскольку ангел Джибриль просто перепутал их;
- алавиты или нусайриты, верящие в троицу айн-мим-син (название, произошедшее от первых букв имени Али, Мухаммад и Сальман Перс). Представители алавитов сосредоточены в западной части Сирии, в Турции и на севере Ливана. Они верят в Али как представителя Бога на земле вместо Пророка Мухаммада ﷺ;
- даймиты, верящие в то, что Мухаммад ﷺ был посланником бога, а богом был Али;
- базигиты, верящие в шестого имама Джафара аль-Садыка как бога, чьими посланниками были все предшествующие ему имамы;
- йафуриты, верящие в то, что богом был Муаммар из Куфы;
- кайсаниты, верящие в то, что имамат перешел после смерти Хусайна ибн Али на Абуль-Касима Мухаммада ибн аль-Ханафию, а после смерти аль-Ханафии распался на несколько групп;
- эзотерическое учение крайних шиитов «Ахлю-ль-Хакк», которое возникло в Месопотамии и было распространено в западной части Ирана и восточной части Ирака среди курдского населения;
- к «гулат» или чрезмерствующим шиитам относят всех крайних шиитов, как шииты-имамиты, исмаилиты и прочие.
Кто такие сунниты
Сунниты от шиитов отличаются тем, что являются последователями самого крупного течения в исламе (порядка 80-90% или около 1 550 млн. человек). Они составляют большинство в арабских странах Африки, Ближнего Востока, Средней Азии, а также Афганистане, Пакистане, Бангладеше, Индонезии и некоторых других стран.
В мусульманских странах (за исключением Ирана) большинство населения составляют сунниты, при этом права шиитов могут быть значительно ущемлены. Примером может служить Ирак. На территории государства проживают сунниты и шииты, количество которых не влияет на внутреннюю политику.
Приверженцы обоих течений считают своим священный город Кербела и иногда враждуют из-за него. Вместе с тем и местное население и паломники подвергались разного рода дискриминации.
Сунниты
В последнее же время общины шиитов всё чаще заявляют о себе, стремясь преодолеть экономическое и политическое господство суннитов. Зачастую это происходит в агрессивной форме, однако, и среди суннитов встречаются сторонники радикальных мер. Примерами тому могут служить движения «Талибан», ИГИЛ.
Христиане в Таджикистане — это религиозное меньшинство
Христиане в Таджикистане составляют религиозное меньшинство. Дело в том, что в этой стране любая миссионерская деятельность представителей не ислама запрещена. Среди таджикских христиан больше всего православных.
В основном это русские, проживающие в центральных районах страны. По состоянию на 2010 в Таджикистане насчитывается около 80 тыс. православных, что составляет около 1,2 % населения страны.
80 тыс
или 1,2% населения Таджикистана — православные христиане
Территория Таджикистана входит в состав канонической территории Русской православной церкви. Из-за этого обстоятельства большинство таджикских православных являются членами Душанбинской епархии Русской православной церкви с епархиальным управлением в Душанбе (кафедральный храм — Собор Николая Чудотворца (Душанбе)).
Святоникольсая Церковь в Душанбе Православная церковь в Душанбе Таджикистан. Большинство православных в Таджикистане являются прихожанами Душанбинской епархии
Протестантизм является вторым по числу верующих направлением христианства в стране. Социологи насчитывают в современном Таджикистане от 9 до 12 тыс. протестантов.
В это число входят пятидесятники (4,7 тыс., включая корейское движение «Сонмин Сунбогым»), пресвитериане из миссии «Сонмин Грейс» (1,5 тыс.), адвентисты, баптисты, лютеране и др.
Протестанты шире всего представлены в крупных городах страны: в Душанбе и Худжанде, а также на севере республики, в Согдийской области. Обычно протестантизм в стране исповедуют корейцы, русские, украинцы, немцы, армяне, осетины. Растёт количество новообращенных таджиков.
В Таджикистане в наши дни живет не более двухсот католиков.
В Таджикистане неоднократно отмечаются случаи дискриминации, преследования и террора против протестантов. Кроме того, преследованиям со стороны родственников и соседей подвергаются протестанты, обращённые из ислама.
Принятый в 2009 году закон о религии существенно усложнил процедуру регистрации религиозных общин; правительство отказывается регистрировать некоторые протестантские организации, как правило, посылаясь на административные причины.
Духовный центр церкви адвентистов седьмого дня в Душанбе. Последователи протестантизма указывают на случаи гонений протестантов в Таджикистане
Католицизм в Таджикистан принесли немцы в 1944 году, когда сюда была переселена большая часть советских немцев. Современная католическая община страны немногочисленна и не превышает 200 человек.
Таджикские католики объединены в три прихода (в Душанбе, Курган-Тюбе и Бустоне), которых окормляют 5 священников. Необходимо отметить также то обстоятельство, что в 1997 году в стране появилась община Свидетелей Иеговы. В настоящее время она находиться на нелегальном положении.
Расселение шиитов, суннитов и алавитов
В настоящее время большинство всех мусульман (62%) проживают в Азиатско-Тихоокеанском регионе (это связано с большой численностью населения Индонезии, Пакистана, Бангладеша). Потому-то на Ближнем Востоке соотношении суннитов к шиитам можно определить как 6 к 4. Хотя и здесь соотношение достигнута за счёт шиитского населения Ирана.
Крупные шиитские общины численностью свыше 5 млн человек проживают только в Азербайджане, Индии, Ираке, Йемене, Пакистане и Турции. В Саудовской Аравии проживает порядка 2-4 млн шиитов. На следующей карте можно наглядно ознакомиться с соотношением суннитов (зелёный) и шиитов (фиолетовый) в различных регионах.
Соотношение суннитов и шиитов в разных регионах
Детальная же карта распространения различных течений на Ближнем Востоке представлена ниже.
Карта распространения религиозных течений на Ближнем Востоке
Течения
Каждое из двух основных исламских направлений внутри себя неоднородно и имеет множество течений, заметно разнящихся друг от друга.
Так, возникший в лоне суннизма суфизм, из-за разбавления индуистскими и христианскими традициями правоверные мусульмане считают искажением учения Мухаммеда. А отдельные практики – почитание умерших учителей – или концепции – растворения суфия в Боге – и вовсе признаны противоречащими исламу.
Против паломничества к могилам святых выступают и ваххабиты. В 1998 году в рамках кампании по уничтожению идолов ваххабиты сравняли с землей могилу матери пророка Мухаммеда, чем вызвали волну протестов во всем исламском мире.
Большинство мусульманских богословов называют ваххабизм радикальным крылом ислама. Борьба последних за очищение ислама от «чуждых примесей» зачастую выходит за рамки истинного учения и приобретает откровенно террористический характер.
Без радикальных сект не обошелся и шиизм. Однако в отличие от ваххабизма они не несут сколь-нибудь серьезной угрозы обществу. Например, гурабиты верят, что двоюродные братья Мухаммед и Али были внешне похожи друг на друга, и поэтому ангел Джабриль ошибочно дал пророчество Мухаммеду. А дамийты и вовсе утверждают, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.
Более значимым течением в шиизме является исмаилизм. Его последователи придерживаются концепции, согласно которой Аллах вселял свою божественную сущность в земных пророков – Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Приход седьмого мессии, по их убеждениям, принесет миру всеобщую справедливость и благоденствие.
СУННИТЫ — САМОЕ ШИРОКОЕ ТЕЧЕНИЕ В ИСЛАМЕ
Что обозначает название Сунниты
По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая — признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути.
Сунна – вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.
Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.
Когда возникло течение: после смерти халифа Усмана в 656 году.
Сколько приверженцев: около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.
Основные районы проживания Суннитов по всему миру: Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Северная Африка, Аравийский полуостров, Башкирия, Татарстан, Казахстан, страны Средней Азии (кроме Ирана, Азербайджана и части прилегающих территорий).
Идеи и обычаи: Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна – два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.