Иллюстрации к повести “шинель” гоголя: картинки, рисунки (акакий акакиевич и другие герои)
Содержание:
- Переодевание тыловиков
- Кто написал «Шинель»
- Главная сюжетная линия
- Когда в русской армии появились офицерские погоны?
- Рыцарские доспехи из драгоценных металлов в русской армии? Не может быть!
- Мужская ШИНЕЛЬ на Красную армию СССР
- “Шинель” Н.В.Гоголя в искусстве
- Ватники Красной Армии
- Иллюстрации Кукрыниксов к повести Гоголя “Шинель”
- Сюжет
- В армии всегда носили шинель?
- ШИНЕЛЬ АРМЕЙСКАЯ В РОССИИ XIX века
- Описание произведения
- О повести «Шинель»
Переодевание тыловиков
Весной 1942 года главнокомандование Красной Армии решило пересмотреть нормы выдачи обмундирования. 25 марта вышло постановление №ГОКО-1490с «О прекращении с 1 апреля 1942 года выдачи шинелей рядовому и младшему начсоставу тыловых частей, учреждений и отдельным категориям военнослужащих и переводе их на снабжение ватными куртками». Для исполнения данное постановление было объявлено фронтам приказом ГКО №160 от 4 апреля.
Документ за подписью Иосифа Сталина касался различных тыловых служб: санитарных, ветеринарных, продовольственных, обозно-вещевых учреждений, заправщиков техники, сотрудников складов и мастерских, органов военных сообщений. Исключительно ватниками экипировался личный состав рабочих, плотничных, дорожно-эксплуатационных, гужтранспортных, топографических частей. Отдельно упоминались автотранспортные части и «шофёры всех родов войск». К счастью, тыловикам не нужно было впопыхах бежать сдавать ранее полученные шинели. Их разрешалось оставить себе «до износа».
Причина нововведения не объяснялась. Но очевидно, Сталин решил сэкономить шинели для нужд непосредственно фронтовиков.
Тыловики носили на ватниках знаки отличия – петлицы с ними крепились на отложном воротнике. Впоследствии, в 1943-45 годах, многие сержанты и офицеры тыла стали носить на ватнике погоны, как бы причудливо это не выглядело. Они или пришивались к плечевому шву, либо держались на специально пришитых шлёвках. Однако официальных распоряжений на сей счёт не издавалась.
По данным Ивана Голоушко, в ходе войны Красная Армия получила около 20 млн ватных телогреек и шаровар. По другой информации, 20 млн – это лишь количество телогреек, которые были полностью изношены и не подлежали восстановлению.
Кто написал «Шинель»
Эту повесть написал Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) — великий русский классик, драматург, критик и публицист, автор поэмы «Мертвые души» и сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», вошедших в школьную программу.
Своё детство Н.В. Гоголь провёл в Сорочинцах (Полтавская губерния). Родился в небогатой семье дворян Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских.
Всего было 12 детей, однако многие умерли в раннем возрасте, а Николай Васильевич был первым выжившим ребенком и третьим по счету.
Как можно отметить по его первым произведениям, годы его детства и местность, где он жил, наложили свой отпечаток на его первые произведения. « », «Ночь перед Рождеством», «Майская Ночь», «Вечер накануне Ивана Купала» и другие произведения, вошедшие в сборники, несут в себе характер и множественные пейзажи Украины того времени. Также можно отметить гоголевский язык и его манеру написания.
После переезда в Петербург Гоголь становится чиновником, но со временем он понимает, что такая работа не для него и отдается творчеству. Заводятся новые знакомства в литературных кругах, что помогает Гоголю развиваться.
В Питере в 1842 году и появится на свет повесть «Шинель», вошедшая в третий том собрания сочинений.
Главная сюжетная линия
История создания
произведения и кто егоглавные герои . В начале 30-х годов 19 столетия Гоголь услышал юмористический рассказ о страданиях бедного чиновника, мечтавшего о дорогом ружье, долго копившем на него и скоропостижно умершем от горя после его потери.
Данные события и стали основой для создания повести. «Шинель» жанр имеет комически-сентиментальной повести о серой, лишенной радости жизни простых петербургских чиновников. Изложим краткое содержание.
Первая часть. Знакомство с главным персонажем
Повествование начинается со сведений о рождении и оригинальном наречении имени главному герою. Мать, после предложенных нескольких причудливых имен из святок, решила дать новорожденному
имя его отцаАкакий Акакиевич Башмачкин . Далее автор подробно описывает кем был герой, чем занимался в жизни:был небогат , служилтитулярным советником , в обязанности которого входилоскрупулезное переписывание бумаг .
Свою однообразную работу Башмачкин любил, выполнял с усердием и другого занятия для себя не желал. Жил от зарплаты до зарплаты,
имея скудное пропитание и самые необходимые для жизни вещи.
Важно!
Башмачкин был очень смиренным и добрым человеком. Молодые сослуживцы никогда не считались с ним, даже более того – всячески над ним издевались. Но это не могло нарушить душевного покоя главного героя, он никогда не реагировал на оскорбления, а тихо продолжал свою работу.
Поход к портному
Сюжет повести довольно простой, в ней рассказывается о том, как главный герой сначала приобрел шинель
, а затем еепотерял . Однажды Башмачкин обнаружил, что его шинель (пальто со складками на спине, форменная одежда госслужащих в 19 веке) сильно износилась, а в некоторых местах вовсе порвалась. Чиновник поспешил к портному Петровичу, чтобы тот смог залатать верхнюю одежду.
Подобно приговору звучит отказ портного в починке старой шинели
и совет приобрести новую. Для бедного чиновника с годовым жалованием около 400 рублей сумма в 80 рублей, требуемая для пошива новой шинели, была просто неподъемной.
Башмачкин копит на обновку
Половина суммы у героя была накоплена – откладывалась ежемесячно по копейке с каждого рубля.
Другую половину он решает приобрести путем экономии: отказывается от ужина, ходит на цыпочках, чтобы не портить подметки на обуви, а дома носит один халат с целью экономии на белье и стирке. Неожиданно на службе выдаютпремию на 20 рублей больше ожидаемой суммы, что ускоряет процесс шитья обновки.
Новая шинель и ее похищение
Портной мастерски выполняет заказ Башмачкина , который, наконец, становится счастливым обладателем шинели из хорошего сукна с кошкой на воротнике. Окружающие замечают обновку, радуются за героя и поздравляют, а вечером приглашают на чай в дом к помощнику столоначальника.
Акакий приходит на вечер
, хотя чувствует себя там неловко: такое мероприятие ему непривычно. Остается в гостях до полуночи. По пути к дому на безлюдной площади его останавливают неизвестные люди и снимают с плеч новую шинель.
Обращение к приставу и посещение «значительного лица»
На следующий день несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин
направляется за помощью кчастному приставу , но поход не увенчался успехом. В департаменте, где все сочувствуют горю и пытаются помочь. По совету сослуживцев главный герой обращается к «значительному лицу», которое, желая произвести впечатление на присутствующего у него в кабинете приятеля, грубо обращается с Башмачкиным, чем повергает несчастного в шок и беспамятство. Расстроенный титулярный советник бредет по холодному Петербургу в своей потрепанной одежде, простужается и серьезно заболевает.
Смерть и появление привидения
Через несколько дней в бреду и горячке Акакий Акакиевич умирает. После его смерти в городе появляется привидение, по внешнему описанию похожее на покойного, ведущего охоту за шинелями прохожих.
Однажды по дороге домой «значительное лицо» встречает призрак Башмачкина,
который с криком набрасывается на генерала, пытаясь отобрать шинель. После этого случая, появления привидения-мертвеца совершенно прекращается.
Когда в русской армии появились офицерские погоны?
Во время Крымской войны, в 1854 году, офицеры русской армии для ношения в боевых условиях получили шинели, очень похожие на солдатские.
В полевых условиях — в походе или в лагере — не было никакого смысла носить офицерский знак. Поэтому для шинели ввели новые отличия — галунные погоны, на которых сочетанием цветных просветов и звёздочек обозначался офицерский чин. В следующем году погоны для офицеров были введены и на других видах обмундирования.
Подпоручик драгунского полка, кавалерист и майор Уланского полка
На флоте галунные погоны появились ещё раньше. Отличием капитанов и адмиралов русского флота они стали ещё в 1803 году.
Рыцарские доспехи из драгоценных металлов в русской армии? Не может быть!
На самом деле — может. После того, как Павел I в конце 1796-го — начале 1797 года заново сформировал кавалергардский эскадрон, эта самая почётная часть русской гвардии получила необычное отличие. Это был рыцарский доспехв три четверти», состоящий из каски, кирасы, наручей и набедренников, — сделанный из чистого серебра.
По приказу императора доспехи изготавливали из столового серебра, взятого из резиденций глав наместничеств(высшая единица территориального деления при Екатерине II), упразднённых Павлом I.
Кавалергарды в царствование Павла I
Даже немногочисленная воинская часть, одетая в серебряную броню, оказалась очень дорогим удовольствием. Поэтому было сделано только 240 комплектов доспехов.
Мужская ШИНЕЛЬ на Красную армию СССР
Военная форма очень важна для победы. Чем лучше и удобнее одет солдат, тем эффективнее он воюет.
В течение 190 лет верой и правдой солдату служила шинель.
Первоначально она составляла основу зимней формы.
Внешний вид ее практически не изменялся до XX века.
Длинное пальто, которое можно использовать и как плащ, и как одеяло.
Первые образцы 1796 года имели 6 пуговиц и хлястик на спине. При застегивании на верхнюю пуговицу и роспуске хлястика получался плащ.
Изготавливались они из прочного серого сукна, имели длинные рукава, которые полагалось носить загнутыми. Зимой они отворачивались и служили для дополнительной защиты кистей рук.
Крой шинели был узкий, но не стеснял движений в рукопашном бою
Толщина и огнеупорность сукна спасали от искр огнестрельного оружия и, что немаловажно, от осадков.
Шинель неплохо удерживала влагу и быстро сохла у походного костра. Носили шинель в скатке
Первые уставы требовали скручивать ее настолько плотно, что требовались усилия трех человек.Позднее к шинели прилагался специальный чехол, однако к 1855 году вновь ввели скатку. Теперь шинель носилась через плечо. Подобный способ ношения этой одежды был очень удобен на маршах и просуществовал около ста лет.
Плотная скатка спасала от натирания лямок заплечного рюкзака и могла спасти от удара кавалерийской сабли.
Во времена Советского Союза пехотные шинели стали выпускать из серо – коричневого сукна. От предыдущих эпох они отличались только нашивками. И способ ношения, и крой, и материал не изменились.
В период Великой Отечественной войны наряду с шинелями применяли ватники и стеганые штаны. По сравнению с шинелью они имели свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести большую подвижность.
Не имея длинного подола, ватник позволял солдату с большей легкостью передвигаться по лесу и кустарнику. К минусам можно отнести слабые водооталкивающие свойства, плохую огнеупорность и большой объем.
Мне лично пришлось убедиться, что намокший ватник невозможно высушить в походных условиях, а маленькая искра привела к тому, что подкладка начала тлеть.
К утру ватник развалился на две части.При использовании в походах шинели таких проблем никогда не возникало.
В 1986 году шинель не вошла в состав полевой военной формы.
С одной стороны многие современные синтетические материалы значительно превосходят сукно по теплопроводности, износостойкости и весу.
Как ни странно, зимняя форма российской армии продолжает делаться на основе ватников, причем зеленого цвета.
Многие служившие товарищи предпочли старую шинель новой зимней форме.
— Солдат, не холодно тебе зимой в шинели?
— Так она же суконная!
— А летом не жарко?
— Так она же без подклада!
————————————————
“Шинель” Н.В.Гоголя в искусстве
“Шинель” Н.В.Гоголя в искусстве
1
Маршрут экскурсии:1.зал – общий, 2.зал – художники-иллюстраторы,3.зал – кинозал,
4.зал – театр «Современник»
2
Цель экскурсии: 1.Познакомить с изобразительным и сценическим воплощением повести Н.В. Гоголя «Шинель».
2.Показать, что эти произведения искусства расширяют круг впечатлений от произведения, способствуют более глубокому пониманию текста.
3
Мы хотели бы обратиться к образной интерпретации повести Н. Гоголя « Шинель», которая отличается от других произведений писателя особенностями своего юмора и масштабом осмысления темы «маленького человека». Н.В.
Гоголь- едва ли не самый иллюстрируемый русский писатель: Более 20-ти художников обратились к повести «Шинель». Что их привлекало? Неоднозначное толкование образа Акакия Акакиевича Башмачкина? Желание собственного прочтения Н.Гоголя?
Наша работа – своего рода экскурсия по гоголевскому художественному музею.
Важно
Предлагаем рассмотреть иллюстрации, созданные в разное время П. Боклевским, П. Кустодиевым, Кукрыниксами , С.Бродским
Их картины – единый ансамбль, ибо в центре внимания- «маленький человек», шинель-символ.
4
Самым ранним иллюстратором был современник Н. Гоголя П. Боклевский , а чуть позже появились работы П. Кустодиева . Вот каким они увидели А.А. Башмачкина.
Герой Боклевского как нельзя лучше соответствует реалистической манере Н. Гоголя.
художник рисует облик Башмачкина на основании текста: «Вечный титулярный советник», «низенький чиновник с лысенкой на лбу», жалкий, съежившийся, беспомощный, именно таким мы и представляем этого героя, произносящего: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»
Можно сделать вывод: у Боклевского стремление увидеть героя как живого, дать его подлинный портрет.
На иллюстрациях П.Кустодиева, нам кажется, Башмачкин другой. Художник увидел в нем человеческое: « Я брат твой.»
5
Мы видим, что П.Кустодиев, проиллюстрировавший основные моменты жизни Башмачкина, внес свое понимание повести Гоголя. Все же герой Гоголя и герой Кустодиева внешне отличаются.
6
Приглашаем вас в другой зал и представляем иллюстрации Кукрыниксов (50-ые годы ХХ века), которые рассматривали главного героя во всех психологических аспектах.
Совет
Трагедия маленького человека, прилежного переписчика бумаг, безропотной жертвы глумления сослуживцев, распекания начальством всех рангов получило в лице Кукрыниксов глубоких истолкователей, ибо они создали на редкость убедительный образ Акакия Акакиевича; запоминается лицо, на котором отражаются все чувства героя.
7
«Шинель» Кукрыниксов – это спектакль сыгранный одним актером. Их Башмачкин зачастую сопоставлен с окружением. Удался художникам образ портного Петровича, где герой заказывает шинель.
На редкость выразительно значительное лицо, распекающее Башмачкина.
Полный ужаса эпизод, рисующий почти безумного чиновника после снятия с него шинели и ищущего помощи у полицейского. На всем цикле рисунков лежит сумеречный отсвет николаевского времени.
8
Новое время(70-ые – 80-ые годы ХХ века)-новое прочтение повести Гоголя С.Г.Бродским. Его иллюстрации, а их 14, могли бы занять целый зал музея. Хотим заметить, что его рисунки выходят за рамки требований к ним.
Шинель у Бродского- не «светлый гость… ожививший на время бедную жизнь чиновника, а символ той страшной эпохи»
В начале книги – земля, затянутая шинелью с гербовыми пуговицами и бегущий человек с поднятыми в ужасе руками.
9
Так отражается внутренний мир человеческой драмы. Драмы одиночества, забитости, убогости и ненужности, доведённой до своего абсурдного предела.
10
Сильное эмоциональное впечатление оставляют листы , изображающие героя повести в леденящих своей геометрической правильностью петербургских ландшафтах. Здесь звучит тема одиночества человека в огромном городе , враждебном ему.
11
Обратите внимание
Итак, вы увидели, что каждый из художников по-своему трактует «Шинель» Н.В. Гоголя.
12
Новое прочтение повести – фильм режиссера А. Баталова с Роланом Быковым в заглавной роли. Пронзительно сыграны эпизоды, когда с Башмачкина снимают шинель.
Со смертью героя сюжет повести не обрывается, а переходит в фантастический план. Начинается возмездие.
13
Наша экскурсия будет неполной, если не сказать о спектакле режиссера Фокина в театре «Современник» с Мариной Неёловой – Акакием Акакиевичем. Можно спорить о режиссерских новациях, но то, что актриса – полное перевоплощение в «маленького человека», не вызывает сомнения
14
Ватники Красной Армии
По одной из версий, стеганые телогрейки «советского» образца российские солдаты впервые примерили в Маньчжурии во время русско-японской войны. Тогда по заказу царского командования ватные куртки шили китайские портные на привычный им манер. Так что этот элемент военной экипировки имеет азиатское происхождение.
Окончательный вариант покроя ватной куртки цвета хаки утвердил в 1932 году комитет по стандартизации советского наркомата лёгкой промышленности. Уже после начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, появился вариант с отложным воротником.
Как писал в книге «Солдаты тыла» генерал-полковник Иван Голоушко, к началу зимних холодов первого года войны на складах уже было запасено почти 6,7 млн ватных телогреек и 7,8 млн ватных шаровар.
«Даже удивляться приходилось иногда, откуда бралось столько обуви, особенно валенок, ватных телогреек, полушубков, шапок? – вспоминал главный тыловик армий Георгия Жукова Николай Антипенко. – Ведь мы так много потеряли при отходе летом 1941 года! И всё же суровую зиму того же года войска встретили вполне подготовленными».
Не покладая рук, ватники шили жёны фронтовиков на швейных фабриках. Некоторое количество телогреек поставила Советскому Союзу дружественная Монголия.
Правда, не все красноармейцы надевали ватники. Если позволяла погода, многие обходились длиннополыми шинелями – в них было удобнее спать, укрыв ноги от холода. Эта особенность военного быта подтверждается воспоминаниями ветеранов и находками поисковых экспедиций.
Иллюстрации Кукрыниксов к повести Гоголя “Шинель”
Столь же активную роль, как и в иллюстрациях Кукрыниксов к “Портрету” Гоголя, играет город и в иллюстрациях к “Шинели”.
В некоторых листах здесь чувствуется особая натура художников: их впечатления от послеблокадного Ленинграда, над улицами которого словно бы пронесся мерзкий запах грабителей Акакия Акакиевича, столь же призрачных и фантастичных .
Когда-то создавая “Белые ночи” в замечательной технике граттографии (“процарапывания” белого по черному и контраста силуэтов), Мстислав Добужинский впервые в книжной графике сделал Петербург тем действующим лицом иллюстраций, которым он был в повести Достоевского.
Кукрыниксы дали иной, чем у Добужинского, Петербург.
Менее жесткий и более фантастический, чем у Достоевского, Петербург Гоголя, Петербург теней и расплывающихся в тумане силуэтов, пустынных площадей и гулких набережных, продутых сквозняками перекрестков и тяжелых толчков густой воды в реках и каналах.
Это был тот город Гоголя, который каждый из нас ищет в ленинградском пейзаже, вслушиваясь в хлопающие двери тяжелых подъездов доходных домов на Староневском и словно бы различая голоса толпы, описанной в “Петербургских повестях” бедным малороссийским юношей, недавним нежинским гимназистом, чиновником 14-го класса и посетителем занятий живописи в Академии художеств.
Кукрыниксовский Башмачкин особенно дорог сердцу тем, что каждый лист, где он появляется, будто заставляет услыхать душераздирающий вопрос Акакия Акакиевича. Помните у Гоголя: “Молодые чиновники посмеивались и острились над ним во сколько хватало канцелярского остроумия… Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич…
только если слишком была невыносима шутка, …он произносил: “оставьте меня, зачем вы меня обижаете”… и в этих проникающих словах звенели другие слова: “Я брат твой”.
Снова вспоминаешь о Домье, глядя сцену “Смерть Башмачкина”, в которой стоят около одра Акакия Акакиевича важный доктор и квартирная хозяйка.
Совет
Сюжет подобен знаменитой карикатуре Домье “Он нам больше не опасен”, где возле умершего республиканца пузатый врач и полицейский филер с облегчением переводят дух. Однако здесь лишь внешнее сходство – подобие атмосферы и бедного ложа, высокий трагизм ухода из жизни, провожаемой чужими. Домье создал едкую карикатуру, Кукрыниксы – драматический рисунок.
Но внешняя связь с листом Домье не случайна. Художники словно бы напоминают зрителю: “Об этом говорил Домье. Почти о таком. Но его герой – рабочий, испытавший счастье борьбы. Башмачкин – современник республиканца – и не слыхивал о подобном…” Свеча догорает возле холодной подушки, где лежит лысая легкая голова Акакия Акакиевича.
Почти с жалостью глядит на него врач, и эта жалость приближает нас к великому слову писателя о братстве.
Из книги: Пистунова А.М. Единосущная троица. – М.: Советская Россия, 1978 .
*Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив русских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903–1991), Крылов Порфирий Никитич (1902–1990), Соколов Николай Александрович (1903–2000). Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929).
Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники России (1958). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
Повесть “Шинель” в таблицах (анализ) на сайте “Литература для школьников”
в начало страницы
Сюжет
Повесть рассказывает читателю о жизни так называемого «маленького человека».
Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный титулярный советник из Петербурга. Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была очень незначительна, из-за чего над ним нередко смеялись молодые чиновники. Жалование его составляло 400 рублей в год.
Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его старенькая шинель совсем пришла в негодность. Он отнёс её к портному Петровичу, чтобы тот залатал её, однако последний отказался чинить шинель, сказав, что надо шить новую.
Акакий Акакиевич уменьшил расходы: по вечерам прекратил пить чай, старался ходить на цыпочках, чтобы не истёрлись ботинки, реже отдавал прачке бельё в стирку, а дома, чтобы не изнашивать одежду, носил только халат.
Наконец, премия к празднику оказалась больше ожидаемого, и титулярный советник вместе с портным отправляются покупать материал для новой шинели.
И вот однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошёл в департамент в новой шинели. Все принялись хвалить и поздравлять его, а вечером пригласили на именины к помощнику столоначальника. Акакий Акакиевич был в прекрасном расположении духа. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с плеч.
Хозяйка квартиры посоветовала Акакию Акакиевичу обратиться к частному приставу. На следующий день Акакий Акакиевич отправился к частному приставу, но безуспешно. Он явился в департамент в старой шинели. Многим стало жаль его, и чиновники советовали обратиться за помощью к «значительному лицу» потому, что это лицо ещё недавно было незначительным. «Значительное лицо» накричал на Акакия Акакиевича, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня».
В Петербурге в то время было ветрено, морозно, а шинель была старая, и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич слёг в постель. Поправиться он уже не смог и через несколько дней умер в бреду.
С тех пор у Калинкина моста стал появляться призрак «в виде чиновника», стаскивавший с прохожих шинели, шубы, пальто. Кто-то узнал в мертвеце Акакия Акакиевича. Не было никакой возможности угомонить мертвеца. Однажды через эти места проезжало «значительное лицо». Мертвец с криком «Твоей-то шинели мне и нужно!» сорвал и с его плеч шинель, после чего исчез и более уже не появлялся.
В армии всегда носили шинель?
До конца XVIII века русский солдат укрывался от холода и непогоды с помощью епанчи — непромокаемого плаща. У епанчи не было застёжек, поэтому, чтобы согреться в морозы, в неё приходилось буквально заворачиваться. Это было довольно неудобно — хотя и тогдашние мундиры в общем-то неплохо сохраняли тепло. В 1797 году появилась шинель, которая с тех пор и до конца ХХ века почти не претерпела изменений.
Епанча 1700-го и шинель 1855-го
Шинель очень быстро завоевала популярность у военных. Множество изображений со времён Крымской войны и вплоть до Первой мировой свидетельствуют, что солдаты нередко шли наперекор правилам и носили шинель даже там, где должны были надевать мундир или полевую форму.
ШИНЕЛЬ АРМЕЙСКАЯ В РОССИИ XIX века
Рядовые и унтер-офицеры
Шинель была наиболее удобным и любимым солдатами видом одежды.
Она носилась в ненастную погоду без поддетого мундира, в холода с поддетым мундиром, также под шинель могли надевать полушубок.
Она шилась из грубого некрашеного сукна серовато-рыжего цвета. Из-за нехватки сукнаодинакового цвета шинели внутри полка могли иметь различные оттенки, главное чтобы внутри батальона, а иногда и роты, шинели были одного цвета.В походной жизни шинель служила и одеялом и верхней одеждой.После отставки шинель еще многие десятилетия служила своему хозяину,а то и его детям… Настолько это была удобная и практичная мужская одежда.
Шинель была однобортной и спереди застегивалась на семь мундирных пуговиц. Воротник (до 1 января 1812 г. скошенный, после — глухой) и погоны полностью соответствовали этим же элементам на мундире.
Однако унтер-офицеры на шинельном воротнике не имели галунной обшивки. Иногда на шинельных погонах отсутствовала шифровка.
На спине под воротником закладывалось 5-6 складок, которые на талии фиксировались хлястиком, состоящим из двух половинок шинельного сукна, подложенных холстом, и застегивающихся посередине на медную пуговицу.
С расстегнутым хлястиком шинель становилась более просторной, так что под нее можно было надеть полушубок.
Рукава шинели имели широкие обшлага шинельного сукна, которые солдаты могли отворачивать по мере необходимости, чтобы защитить руки от холода. Полы шинели доходили до щиколоток.
углах на полах шинели прорезались петли, с помощь которых полы застегивались на пуговицу хлястика, что облегчало ходьбу на марше. В хорошую погоду солдаты скатывали шинель в скатку (для того, чтобы сделать скатку, предварительно нужно было расстегнуть хлястик) и одевали ее через левое плечо (поверх ремней амуниции, но под ранец).
Оба конца скатки стягивались белым кожаным ремешком с пряжкой. Зимой солдаты носили рукавицы из шинельного сукна. Рукавицы могли быть с одним или двумя пальцами, к ним пришивались тесьма или веревка в виде петли, с помощью которой рукавицы крепились на запястье. Во время караульной службы зимой солдаты надевали длинные тулупы ( один из видов народной одежды).
Офицеры
Офицерская шинель шилась из сукна серого цвета и лучшего качества, чем у рядовых. Воротник соответствовал по цвету и покрою воротнику мундира, но не имел шитья, если оно было положено.
К низу воротника пришивалась пелерина из шинельного сукна, которая свободно свисала вниз. Застегивалась шинель на восемь мундирных пуговиц. На рукавах отворачивались широкие обшлага шинельного сукна. Полы шинели доходили до щиколотки. В холода шинель могла подбиваться мехом или ватой, также мехом мог обшиваться воротник.
Слева на уровне талии шинель имела прорезь, из которой торчал эфес шпаги, в то время как ножны оставались под полами шинели. Поверх шинели повязывали офицерский шарф. Нередко офицеры, подобно рядовым, сворачивали шинель в скатку и одевали ее через плечо. При шинели офицеры не носили офицерского знака.
Офицеры в шинели и сюртуке, зима 1812 г. |
Обратите внимание на неуставную шаль, которую обмотал вокруг шеи офицер в шинели. На другом офицере внимания заслуживают: шарф повязанный через плечо, скатка шинели и вязаная труба на голове.
————
А эту шинельку — музейный экспонат я когда-то держала в руках
в далекие 90-ые в ГИМе, когда изучала историю костюма по подлинникам, помогая реставраторам…
>
Описание произведения
Главный герой гоголевского произведения — младший государственный служащий Башмачкин Акакий Акакиевич, которому постоянно не везло. Даже в выборе имени родителям чиновника попадались не удачные, в итоге ребенок был назван в честь отца.
Жизнь главного героя — скромна и ничем не примечательна. Он живет в маленькой съемной квартирке. Занимает мелкую должность с нищенской зарплатой. К зрелому возрасту чиновник так и не обзавелся ни женой, ни детьми, ни друзьями.
Башмачкин носит старый линялый мундир и дырявую шинель. Однажды, лютый мороз заставляет Акакия Акакиевича отнести старую шинель к портному на починку. Однако, портной отказывается чинить старую шинель и говорит о необходимости покупки новой.
Цена шинели — 80 рублей. Это огромные деньги для мелкого служащего. Чтобы собрать необходимую сумму, он отказывает себе даже в маленьких человеческих радостях, которых итак в его жизни не много. Через некоторое время чиновнику удается скопить нужную сумму, и портной наконец-то шьет шинель. Приобретение дорогого предмета одежды — грандиозное событие в жалкой и скучной жизни чиновника.
Однажды вечером Акакия Акакиевича догнали на улице не известные люди и отобрали шинель. Расстроенный чиновник отправляется с жалобой к «значительному лицу» в надежде найти и наказать виновных в его беде. Однако, «генерал» не поддерживает младшего служащего, а, наоборот, делает выговор. Башмачкин, отвергнутый и униженный, оказался не в состоянии справиться со своим горем и умер.
В конце произведения автор добавляет немного мистики. После похорон титулярного советника в городе начали замечать призрак, который отнимал шинели у прохожих. Немного позже этот самый призрак отобрал шинель у того самого «генерала», отругавшего Акакия Акакиевича
Это послужило уроком для важного чиновника
О повести «Шинель»
Повесть «Шинель» была написана в 1841 году, а опубликована 1842 году. Это рассказ о простом канцелярском советнике и просто «маленьком человеке».
В литературе это произведение считается «манифестом социального равенства и неотъемлемых прав личности в любом её состоянии и звании». Оно наполнено глубоким смыслом, а главный герой вызывает искреннее сочувствие. Сюжет развивается в Петербурге.
Повесть не разделена по главам и на прочтение уходит около часа.
Это повесть о «маленьком человеке», нуждающемся в понимании со стороны окружающих.
Рассказ о бесчеловечии, безразличии и жестокости людей. Отчасти повесть о каждом человеке общества того времени, и о каждом человеке в наше время.