Конец легендарных воинов: почему исчезли самураи

Дрифтеры (2016)

Рейтинг: imdb: 7.7 КП: 7.7 Жанр: боевик, мультфильм, история, аниме Страна: Япония Актеры: Мицуки Сайга, Наойя Учида, Юйти Накамура Режиссер: Кэнити Судзуки Длительность: 02:22 Подборки: Самураи, Императоры, Параллельные миры

Описание сюжета:

Легендарный самурай эпохи Сэнгоку Тоёхиса Симадзу принимает участие в великой битве при Сэкигахаре. Ему удается смертельно ранить вражеского полководца Наомасу Ии, но и сам он оказывается тяжело ранен. Искалеченный и истекающий кровью Тоёхиса пытается уйти с поля боя и вдруг непонятным образом попадает в длинный коридор из дверей, где его ожидает человек в очках. Этого человека зовут Мурасаки. Он великодушно направляет едва живого Тоёхису к ближайшей двери, после чего раненый самурай теряет сознание и приходит в себя уже в другом месте. Нет, не на небесах, как можно было подумать, а в параллельном мире!

________________________________

Показать трейлер больше
Показать трейлер
меньше

Мир реки (ТВ) (2010)

Рейтинг: imdb: 4.9 КП: 5 Жанр: фэнтези, приключения Страна: США, Канада Актеры: Тамо Пеникетт, Марк Деклин, Питер Уингфилд Режиссер: Стюарт Гиллард Длительность: 02:51 Подборки: Самураи, Герои, Казаки, Выживание, Приключения, Сверхъестественное, Жизнь после смерти, Рабство, Захватывающие, Атмосферные, Серьезные, Депрессивные, Тревожные

Описание сюжета:

Военный журналист Мэтт Эллман и его невеста Джесси погибают во время взрыва в кафе. Вскоре Мэтт оказывается в очень странном месте, на берегу бесконечной реки. Вдоль этой реки одновременно живут все, кто на Земле давно уже умерли. Вместе с женщиной-воином 13-го века и капитаном судна Марком Твеном, Мэтт отправляется на поиски Джесси…

________________________________

Показать трейлер больше
Показать трейлер меньше

Врата ада (1953)

Рейтинг: imdb: 7.2 КП: 7.2 Жанр: мелодрама, драма, история Страна: Япония Актеры: Кадзуо Хасэгава, Матико Кё, Исао Ямагата Режиссер: Тэйноскэ Кинугаса Длительность: 01:26 Подборки: Герои, Самураи, Соперничество, Ревность, Любовь, Любовный треугольник, Революция, Восстание, Основано на реальных событиях, Япония, Азия, Средневековье, Серьезные

Описание сюжета:

В 1159 году, во время попытки переворота, преданный сёгуну самурай помогает бежать из города придворной даме. После того, как переворот терпит неудачу, самурай просит, чтобы ему позволили жениться на этой женщине в качестве награды. Но оказывается, что она уже замужем за одним из подданных сёгуна. Самурай не оставляет своего желания и просит женщину бросить мужа, а затем сам бросает ему вызов. И хотя муж и жена ведут себя совершенно спокойно, самурай упрямится и не может больше сдерживать свои чувства, что приводит к трагическим последствиям.

________________________________

Закат сословия самураев

Начало распада сословия самураев связано с тем, что даймё перестали нуждаться в больших личных отрядах воинов, как это было в период феодальной раздробленности. В результате многие самураи остались не у дел, превратились в ронинов (самураев без господина) или ниндзя — тайных убийц-наёмников.

Иногда самураи превращались в ниндзя

А к середине восемнадцатого века процесс угасания самурайского сословия самураев стал идти ещё быстрее. Развитие мануфактур и усиление позиций буржуазии привели к постепенному вырождению (прежде всего экономическому) самурайства. Всё больше и больше самураев попадало в долги к ростовщикам. Многие из воинов сменили квалификацию и превратились в обыкновенных торговцев и земледельцев. Кроме того, самураи становились участниками и организаторами разнообразных школ воинских искусств, чайной церемонии, гравюры, философии дзэн, изящной словесности — так выражалась обострённая тяга этих людей к традиционной японской культуре.

Фото самураев эпохи Мэйдзи

Те самураи, которые ещё при Токугава фактически владели землёй, после аграрных реформ 1872–1873 гг., юридическим закрепили свои права на неё. Кроме того, бывшими самураями пополнялись ряды чиновников, офицеров армии и флота и т. д.

А в 1876 году в Японии вышел знаменитый «Указ о запрете мечей». В нём прямо запрещалось ношение традиционного холодного оружия, и это в конечном счёте «добило» самураев. Со временем они стали просто частью истории, а их традиции — элементом неповторимого японского колорита.

Япония — Страна восходящего солнца

Сегодня мы знаем, что фильм «Последний самурай» с Томом Крузом был тепло принят как в американском и мировом прокате, так и, что особенно важно – в Японии. Важно — не с точки зрения прямых кассовых сборов, но одобрительной критики, которая определила интерес публики к The last Samurai и ее истории о самурае Кацумото и капитана Нейтане Олгрене

Голливудское кино то и дело ругают за искажение национального облика других стран, в попытке донести до массового зрителя особенности культуры или факты из истории. Последний самурай 2003 г. является довольно вольной трактовкой целого ряда реальных исторических событий в Японии, и все же не претендует на достоверность. Более того, The Last Samurai побуждает к самостоятельному поиску информации, факультативному расширению уже увиденной на экране истории о том же Кацумото (Сайго Такамори).

По понятным причинам, у проекта такого масштаба как Последний самурай сложилось сотрудничество с целым рядом консультантов. Речь не столько о достоверной передачи конкретного исторического периода, сколько о работе  с общим антуражем Страны восходящего солнца и тематики самураев. Япония и ее самураи столетиями будоражила умы путешественников, торговцев, писателей и философов, глав государств Старого и Нового света. Для большинства зрителей фильма «Последний самурай», Япония остается большой загадкой и многие из нас позитивно оценивают мечты когда-нибудь там побывать. Этим объясняется сильный зрительский интерес к Японии, содержащий элемент загадки, диковинки, которую успешно подхватили создатели фильма «Последний самурай» с Томом Крузом (Нейтан Олгрен) и Кеном Ватанабе (Кацумото).

The Last Samurai покорил широкую аудиторию тем романтизмом, с которым передан дух Японии. Доведенные до умеренной карикатурности персонажи самураи, вызывающие эмпатию. Великолепной красоты пейзажи японских деревень, где, как говорит Кацумото (Кен Ватанабе) жили многие поколения его предков. Культура и быт людей, показанный глазами восхищенного иностранца капитана Олгрена. Интересно, что большая часть открытых локаций Последнего самурая была воссоздана в Новой Зеландии, которая в фильме сошла за Японскую глубинку. И все же происходящее на экране The last Samurai, на протяжении двух с половиной часов, воспринимается как почти что квинтэссенция того, что мы подразумеваем как японское, в самом романтическом ключе.

Воспитание и кодекс самураев

Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину. Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение. Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.

Порой отец приказывал будущему воину для того, чтобы он стал смелее, отправиться в одиночку на кладбище или в другое «нехорошее» место. Практиковалось посещение подростками публичных казней, также их отправляли на осмотр тел и голов мёртвых преступников. Причём юноша, будущий самурай, обязан был оставить специальный знак, который доказывал бы, что он не отлынивал, а реально был здесь. Нередко будущих самураев заставляли выполнять тяжёлые работы, проводить бессонные ночи, ходить зимой босиком и т. д.

Тренировка будущего самурая (кадр из фильма «Последний самурай» 2003 года)

Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.

Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века. Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия. В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.

Многие самураи активно использовали буддистские практики медитации

Ещё один интересный факт: согласно «Бусидо» приказы своего господина самурай был обязан выполнять беспрекословно. И даже если тот прикажет покончить с собой либо пойти отрядом из десяти человек против тысячной армии, это должно было быть выполнено. Кстати, феодалы порой отдавали приказ самураю идти на верную гибель, на битву с превосходящим по численности противником, просто чтобы избавиться от него. Но не надо думать, что самураи никогда не переходили от господина к господину. Такое случалось нередко в ходе стычек между мелкими феодалами.

Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.

Одной из самых шокирующих вещей, связанных с самураями — это ритуал харакири или сэппуку. Самурай должен был покончить с собой, если оказался не способен следовать «Бусидо» или был пленён врагами. И ритуал сэппуку рассматривался как почётный способ смерти. Интересно, что составными частями этого ритуала были торжественное купание, трапеза с самой любимой едой, написание последнего стихотворения — танку. И рядом с самураем, выполняющим ритуал, всегда присутствовал верный товарищ, который в определённый момент должен был отрубить ему голову, дабы прекратить мучения.

«Дороро» (2019, 24 эпизода)

Режиссер: Фурухаси Кадзухиро

Жанр: приключения, фэнтези

Возрастной ценз: 16+

Феодальная Япония не место для увеселительной прогулки. Хяккимару знает об этом не понаслышке: ему приходится сложнее остальных. Юноша с рождения лишен многих важных органов и чувств:

  • не слышит;
  • не видит;
  • не чувствует запахов;
  • у него отсутствуют конечности, кожа и позвоночник. 

А все — благодаря отцу, правителю страны Дайго, который принес своего новорожденного сына в жертву демонам: в обмен на части тела Хяккимару нечисть обеспечит правителю непоколебимую власть в процветающей стране, на тот момент погибающей от набегов соседей и голода. 

Хяккимару спас врач, мастер по протезам. Он создал для своего приемного сына руки, ноги и позвоночник, снабдил его оружием и научил, как себя защитить. Видя ауры живых существ, Хяккимару путешествует по миру: ему нужно уничтожить 12 демонов, чтобы вернуть то, что у него отняли. 

В этом путешествии ему помогает Дороро — маленький, острый на язык и болтливый воришка. Мальчишку не смущает отсутствие отклика со стороны молчаливого спутника: они все равно подружатся и не раз будут выручать друг друга в сложных ситуациях на пути к возвращению тела Хяккимару. 

Только правая штанина

Всегда начеку. / Фото: listverse.com

Самураи начали параноидальным образом относиться к своей ванной комнате после случая с даймё Уэсуги Кэнсин, которого в XVI веке убили в туалете. Убийца пробрался в туалет и ударил Уэсуги Кэнсина копьем, застав того врасплох со спущенными штанами. После этого его соперник Такеда Синген обеспокоился тем, что кто-то может проделать что-то подобное с ним, и принял меры. С тех пор все мастера боевых искусств начали учить адептов ходить в туалет с полностью спущенной правой штаниной, чтобы обеспечить себе свободу действий. Ванные комнаты самураев планировались так, чтобы быть защищенными от ассасинов.

Интересные факты о съемках The last Samurai

В фильме Последний самурай в небольшом камео мастера мечей в деревне Кацумото исполнил настоящий кузнец японских катан — Shoji Yoshihara. Он известен у себя на родине и на момент съемок обладал уровнем умений «Mukansa».

Если вы также смотрите фильм Последний самурай в оригинальной озвучке, наверняка отметили интересный акцент у японского актера Кена Ватанабе, который играет самурая Кацумото. Это была первая роль исполнителя в англоязычном кино и первый раз, когда он с экрана говорил на английском.

Несмотря на расхожее мнение, название фильма Последний самурай не характеризует героев Тома Круза (капитан Олгрен) или Кена Ватанабе (Кацумото). Слово Samurai здесь употреблено во множественном числе и подразумевает закат целой эпохи японской истории.

Следующий факт часто вспоминали еще в 2003 году, когда фильм шел в кинотеатрах. В известной сцене, где персонаж Хироюки Санада (Юдзи) останавливается лезвие у шеи плененного американца Нейтана Олгрена, все могло закончиться печально. Не сработал механизм, который должен был отодвинуть в нужный момент Тома Круза. Санада быстро среагировал и остановил лезвие в одном дюйме от шеи партнера по съемкам. Понятно, что меч не был столь острым, как подразумевается, и все же.

Одной из базовых основ сюжета «Последнего самурая» является тот факт, что ветеранов Гражданской войны в США, вроде капитана Олгрена, наняли, чтобы обучать военному делу императорскую армию Японии. В реальности для этих нужд пригласили офицеров Прусской армии.

Знак, который рисует младший сын Таки и отдает капитану Олгрену – это символ, обозначающий понятие Самурай.

Том Круз отказался от конкретной суммы гонорара за роль наперед и предпочел процент от кассовых сборов, и, конечно, не прогадал, получив в итоге около 25 млн. долларов.

Всего «Последний самурай» снимали на тринадцати основных локациях в трех странах: Японии, Новой Зеландии и США. В первом случае это был замок Нидзе в Киото (резиденция сегуната Токугава), город Авадзи, храм Engyō-ji. В Новой Зеландии локации предложил регион Таранаки, киностудия Henderson Valley Studios, портовой город Нью-Плимут (в фильме стал японским портом, куда прибывает в начале Нейтан Олгрен). В Соединенных штатах съемки Последнего самурая проходили на открытых и закрытых локациях студии Warner Brothers.

Около 500 японских статистов в течении десяти дней участвовали в съемках финальной битвы – локациями послужили поля для регби в Новой Зеландии.

Производство самурайского меча — настоящее искусство

Производство самурайского меча — настоящее искусство.

Самурайский меч принято ковать в белоснежной одежде (доги), которая символизирует чистоту тела и души. Изготовление катаны происходит ночью. Это связано не только с древней японской традицией, но и необходимостью контролировать температуру накала. Чтобы клинок получился максимально прочным и острым, он должен достичь определенной температуры, которую можно определить по цвету раскаленного металла в темноте. Ни у одного мастера не получится сделать меч с первого раза. На освоение технологии изготовления самурайского меча уходит несколько лет. Первые два года ученики вообще не прикасаются к инструментам, а познают искусство глазами и сердцем.

Миура Андзин-сама

Самый известный из неяпонских самураев знаком многим по сериалуСёгун». Повреждённый штормом голландский корабльЛифде» в апреле 1600 года причалил у острова Кюсю, его экипаж был брошен в тюрьму по подозрению в пиратстве. Английский штурман Уильям Адамс стал представителем команды в переговорах с правителем Японии Токугава Иэясу, нуждавшемся в альтернативных источниках информации о внешнем мире кроме португальцев и испанцев. Адамс, обладавший познаниями в науках и знанием политической обстановки, стал приближённым сёгуна. Под его руководством построили первый японский корабль европейского типа, он вёл дипломатическую переписку и организовывал торговлю Японии с испанскими Филиппинами. Адамсу как особо ценному кадру было присвоено самурайское достоинство, даровано поместье с крестьянами и японское имя Миура Андзин, а также звание хатамото — члена личной гвардии сёгуна. Но вернуться на родину ему так и не позволили.

Нитобэ Инадзо

После Реставрации Мэйдзи защитники бусидо сосредоточились на центральной роли Императора и преданности к нему, ожидаемой от его подданных. Правительство и военные превратили Бусидо в инструмент пропаганды, адаптировав его под свои политические потребности.

Нитобэ Инадзо (新 渡 戸 稲 造, 1862–1933) был японским экономистом в области сельского хозяйства, писателем, педагогом, дипломатом, политиком и христианином. Выступал за развитие духовных связей Японии с зарубежными странами. Он стал известен на западе своей книгой «Бусидо, душа Японии. Кодекс чести самурая» (1900).

Эта уникальная книга — наиболее полное и понятное описание не только воинского искусства, зародившегося в феодальной Японии, но и объяснение принципов воспитания и формирования японского национального характера. Всем этим принципам, будь то быт, бизнес или взаимоотношения с людьми, можно с успехом следовать и сейчас — ведь понятия долга, чести, патриотизма и верности не устаревают никогда.

Первоначально он написал свою работу на английском языке, чтобы познакомить западных читателей с Японией.

Просмотры: 826

Том Круз последний самурай. Нейтан Олгрен

Примечательно, что абсолютное большинство зрителей восприняло название фильма как характеристику именно героя Тома Круза, что не так. Капитан Нейтан Олгрен является вымышленным персонажем, что не удивительно. На стороне сил самураев и Кацумото действительно воевало небольшое количество иностранцев, но это были французы, а их предводитель Жюль Брюне не передал экранному персонажу каких-либо черт (кроме военных кампаний за деньги и того, что выжил в войне). Капитан Олгрен (Том Круз последний самурай), который является ветераном Гражданской войны в США и столкновений с коренными племенами Западного фронтира, оказался для самурая Кацумото интересным объектом для изучения и собеседником, что придало сюжета Последнего самурая остроты.

Персонаж Тома Круза, Нейтан Олгрен, который становится впоследствии самураем, проходит длинный путь переосмысления – он идейно оформляет этот путь для нас с вами, как зрителей. Капитан Олгрен прибывает в Японию с готовностью убивать японцев за деньги, готовить молодую императорскую армию за солидное вознаграждение, без угрызений совести. Попав в плен и среду обитания вчерашних врагов из леса, Нейтан Олгрен погружается в окружившую его японскую культуру самураев. На контрасте с разрастающимися японскими городами, где по улицам пущены телеграфные провода, сельская глубинка Кацумото завораживает главного героя. Он восхищается культурой, самоотдачей людей, влюбляется в японскую вдову, заслуживает уважение воинов самураев. История фильма Последний самурай напоминает современный вариант классической приключенческой исторической прозы «Дочь Монтесумы» Генри Хаггарда (теперь Япония вместо Южной Америки).

Том Круз (Нейтан Олгрен), которого большинство воспринимает лишь как героя боевиков, с пылом брался за драматические роли всю свою карьеру. Как подсказывают открытые источники, общая подготовка к роли капитана Олгрена в кино «Последний самурай» заняла у Тома Круза почти два года. На протяжении этого времени актер брал уроки боевых искусств, учился совладать с традиционным японским мечом, держаться верхом на лошади, учил японский язык и погружался в культуру страны Восходящего солнца и самураев. Это ощущается на всем пути его персонажа, особенно в заключительной части фильма, ведь подобная самоотдача работе приносит свои плоды. В данном контексте мы верим в историю капитана Нейтана Олгрена.

Обучение самураев: не только владение мечом

Традиция писать стихи перед совершением сэппуку появилась у самураев неспроста. Конечно, для всякого самурая техника фехтования имела огромное значение и была обязательной частью обучения, без кэндо (путь меча) обойтись не мог никто. Но самураи — не только машины для убийства. Не меньше внимания уделялось также обучению этикету по неписаному кодексу бусидо («путь воина»), а также знанию законов, математики, философии, способам достижения душевного равновесия, навыкам каллиграфии, живописи и стихосложения. Умение слагать стихи считалось необходимым как признак духовного развития. А в Новое время самураев учили и чайной церемонии.

Со временем у самураев появилось множество трактатов, написанных прославленными воинами для обучения молодых. Один из них — кровавый и легендарный «бог меча»Миямото Мусаси, автор «Книги пяти колец». Выше всего Мусаси ставил дух самурая — дух победы, и понимание Пути воина. Средством для постижения Пути мастер меча называл прежде всего познание Пути пера, то есть обучение искусствам.

Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо

Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната — формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.

После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией. Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние. Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим — к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.

Ёритомо учредил новый орган управления Японией, названный «полевой ставкой». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились во все сферы японского общества.

Миномото но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века

Считается, что «золотым веком» самурайства был период от первого сёгуна до гражданской войны Онин (1467–1477 гг.). С одной стороны, это был достаточно мирный период, с другой — количество самураев было сравнительно небольшим, что позволяло им иметь хороший достаток.

Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.

Масштабные сражения самураев в эпоху междоусобиц были частым явлением

В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства. Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).

С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось — чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.

Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава

Самыми высокопоставленными и важными самураями были так называемые хатамото — непосредственные вассалы сёгуна. Однако основная масса самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и чаще всего они не имели земли, а получали от своего господина некое жалование. При этом у них были достаточно большие привилегии. К примеру, законодательство Токугава разрешало самураю без каких-либо последствий убивать на месте «простолюдина», который неприличным образом ведёт себя.

Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.

Самурай XVII века: статуэтка

Одежда самурая

Одежда самурая

Самураи были, в каком-то смысле, эталонами, а стиль их одежды оказал значительное влияние на моду целой эпохи. Самураи практически никогда не одевались эпатажно. Вся их одежда была создана, чтобы соответствовать потребностям воина. Она предназначалась для свободы передвижений и не должна была стеснять движения.

Одежда самурая состояла из нескольких основных элементов: хакама (широкие штаны, похожие на шаровары), кимоно (традиционная одежда в Японии, как правило была шелковая), а также хитатарэ (своеобразная накидка, церемониальная одежда, которая одевалась под доспехи). Такой костюм не стеснял движений и оставлял руки свободными. Из обуви самураи носили башмаки, сделанные из дерева, и простые сандалии.

Пожалуй, самой характерной особенностью была прическа самурая — волосы, собранные в пучок. Возможно, это связано с тем, что с такой прической носить шлем удобнее.

Воспитание и обучение юных воинов

Так как самурай — это феодал, то его титул передавался в Японии по наследству. Отец должен был воспитать в своем сыне безграничную преданность к господину. На это были направлены все силы учителя.

Обычно обучение начиналось с восьми лет. В этом возрасте мальчикам выдавали небольшой деревянный меч, который должен был всегда находиться вместе с ним. Ведь самурай ценит свое оружие и никогда не расстается с мечом. Будущего воина воспитывали в подчинении и уважении к старшим, мальчик должен беспрекословно выполнять распоряжения родителей, не задумываясь об их правоте. В дальнейшем он таким же образом будет воспринимать приказы своего господина.

С детства будущему самураю внушают презрение к смерти, ведь вся его жизнь представляется в философии самураев всего лишь путем к достойному концу. С этой целью к домашнему обучению присоединялись учителя, они становились вторыми родителями для мальчика и имели на него все права. В процессе обучения юноша должен стать бесстрашным, выдержанным и стойким. Для такого воина нет ничего невозможного, если таков приказ господина. В случае необходимости самурай мог с радостью отдать жизнь за своего хозяина, а для этого он должен иметь чувство пренебрежения к смерти. Это достигалось особыми методами воспитания.

Молодых воинов часто морили голодом и заставляли не спать несколько ночей подряд. Они выполняли всю тяжелую работу по дому, ходили босыми в любое время года и просыпались с первыми лучами солнца. Для того чтобы смерть не пугала будущих самураев, их часто водили смотреть на казни, а по ночам они должны были сами приходить к телам казненных и оставлять на них свой знак. Часто их отправляли в места, где по преданиям живут призраки, и оставляли там без питья и еды на несколько ночей. В итоге у юношей вырабатывалось бесстрашие и поразительное хладнокровие, они могли трезво мыслить в любой ситуации.

Помимо воинского искусства, самураев обучали письменности и истории, но данные дисциплины не являлись тем, чем на самом деле должен заниматься самурай. Это было всего лишь дополнением, которое могло помочь в бою тем или иным способом.

К шестнадцати годам юноша считался полностью обученным и мог приступать к обряду инициации и посвящения в самураи.

Нетрадиционные сексуальные предпочтения

Среди самураев нормой считался секс между мастерами и их юными учениками. Подобные отношения назывались «сюдо» (в переводе «путь юноши») и являлись частью воспитания нового поколения самураев. Считалось, что подобным образом юных воинов готовят к последующему подчинению и услужливости своему хозяину.

Начиная с 13 лет, к каждому подростку-ученику «прикреплялся» учитель. Юный и взрослый самурай жили вместе последующие 6 лет и все это время мастер использовал своего ученика для удовлетворения собственных сексуальных потребностей.

Что касается интимных отношений с женщинами, то они считались среди самураев необязательными и даже лишними, так как по мнению воинов могли ослабить их дух и тело.

Женились самураи только для того, чтобы обзавестись потомством, но никогда старались не увлекаться собственными женами – это считалось признаком дурного тона и могло послужить поводом к потере уважения среди своих «коллег».

Самурайская философия

По бусидо воспитывался японский воин-самурай. Он должен был неукоснительно исполнять все предписанные правила. Эти нормы касались как государственной службы, так и личной жизни.

Популярное сравнение рыцарей и самураев неверно как раз с точки зрения сопоставления европейского кодекса чести и правил бусидо. Связано это с тем, что поведенческие устои двух цивилизаций крайне отличались друг от друга из-за изолированности и развития в совершенно непохожих условиях и обществах.

Например, в Европе существовал устоявшийся обычай давать свое честное слово при согласовании каких-то договоренностей между феодалами. Для самурая это было бы оскорблением. В то же время, с точки зрения японского воина, внезапное нападение на противника не было нарушением правил. Для французского рыцаря это означало бы вероломство врага.

Зарождение самураев как сословия

Самураи появились в результате реформ Тайка, стартовавших в Стране Восходящего Солнца в 646 году. Эти реформы можно назвать крупнейшими социально-политическими преобразования в истории древней Японии, которые проводились под руководством принца Нака-но Оэ.

Большой толчок к укреплению самурайства дал император Камму в начале девятого века. Этот император обратился за помощью к существующим региональным кланам в войне против айнов — ещё одного народа, который жил на островах Японского архипелага. Айнов, кстати, сейчас осталось всего несколько десятков тысяч.

Японский император Камму

В X–XII веках в процессе «разборок» феодалов сформировались влиятельные роды. Они имели свои достаточно существенные военные отряды, участники которых лишь номинально состояли на службе у императора. По факту каждый крупный феодал тогда нуждался в хорошо обученных воинах-профессионалах. Ими и стали самураи. В этот период сложились и основы неписаного самурайского кодекса «Путь лука и скакуна», позднее трансформировавшегося в чёткий свод правил «Путь Воина» («Бусидо»).

До сих пор выпускаются книги, посвящённые принципам «Бусидо», в том числе и на русском

Реставрация Мэйдзи

В 1868 году в Киото произошёл государственный переворот — к власти пришёл император Мацухито, и это ознаменовало возрождение абсолютной монархии в Японии. Но вопреки надеждам самураев, выступавших за императора и изоляционизм, правительство Мэйдзи продолжило начатый сёгунатом Токугавы курс на открытость. Более того, император распорядился сделать страну полноценным участником международного сообщества, ясно дав понять, что Япония будет торговать с другими государствами.

Также указ, названный Клятвой пяти пунктов, ломал стену между сословиями и отменял различия между людьми высших и низших классов, на которых зиждилось японское общество в течение нескольких столетий. Изменению подлежали почти все структуры, включая внутреннюю политику, экономику и военную сферу. Всё это привело к ещё большему расколу среди самураев и следующим событиям.

Кто такой ронин

Страшный человек, призрак, преследующий во снах официальных чиновников и заставляющий самых малодушных из них просыпаться в холодном поту; воин, отпущенный в свободное плавание, бесцельно блуждающий то туда, то сюда словно волна морская — всё это ронин, что в буквальном переводе и означает “человек-волна”.

Ронинов существовало великое множество, по оценкам некоторых авторов около 400 тысяч, но всех их можно подразделить на три большие группы:1. богатые вассалы, добровольно оставившие свои посты;2. «уволенные» за какой-либо «мелкий поступок» своими хозяевами. Ронины, принадлежавшие к этой группе, обычно пытались заслужить прощение и искупить свою вину, чтобы им разрешили вернуться на прежние должности;3. в эту группу входили ронины, располагающиеся на самом дне и изгнанные из клана за провинности и проступки или жадность. Такие ронины не афишировали имена своих бывших хозяев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector