Что такое харакири?

Ритуал сэппуку

Ритуал сеппуку значительно менялся за прошедшие столетия. Харакири (как и владению оружием) самураи начинали обучаться с детства. Опытные наставники в специальных школах объясняли юношам, как надо начинать и довести до конца сэппуку, сохранив при этом собственное достоинство и проявив умение владеть собой до последнего момента жизни. Это обучение, огромная популярность, распространение и прославление харакири в феодальном обществе Японии давали свои результаты: дети самураев часто прибегали к совершению обряда вскрытия живота.

 В феодальное время самоубийство посредством вскрытия живота стало настолько распространённым, что превратилось по существу в настоящий культ харакири, почти манию, и причиной для его совершения мог стать совершенно ничтожный повод.

Накануне исполнения обряда, если осуждённому было разрешено делать сэппуку в собственном доме, самурай приглашал к себе близких друзей, пил с ними сакэ, ел пряности и свои любимые блюда, шутил о непрочности земного счастья, подчёркивая тем самым, что буси не боится смерти и харакири для него — заурядное явление. Именно этого — полного самообладания и достоинства перед и во время обряда самоубийства — и ждали все присутствующие.  В большинстве случаев самурай принимал ванну, одевался в белые одежды символизирующие духовную чистоту. При харакири самурая из их собственного клана — только кимоно и хакама. Хакама (яп. 袴) — традиционные японские длинные широкие штаны в складку, похожие на юбку — шаровары или подрясник, первоначально носимые мужчинами.


Открытка, изображающая реконструированный ритуал сэппуку (смерть лорда Асано, за которого позже отомстили 47 ронинов)

Накануне церемонии харакири составлялся список лиц, которые, согласно правилам, должны были присутствовать на месте совершения сэппуку. Это были 1 — 2 главных советника даймё (каро), 2 — 3 второстепенных советника (ёнин), 2 — 3 моногасира — приближённых 4-й степени, заведующий дворцом (русуи, или русубан), 6 прислужников 5 — 6 ранга (если осуждённый вверялся надзору князя), 4 самурая низшего ранга, которые приводили в порядок место исполнения сэппуку и погребали тело (если просьба родственников осуждённого о выдаче им останков была отклонена). Число прислужников зависело от ранга приговорённого. В случае совершения харакири в пределах клана (т.е. если самурай осуждался на харакири не правительством сёгуна, а собственным господином — феодальным князем) осуждённому помогали 2 — 3 прислужника, присутствовали жрец синто и писцы.

Церемониально одетый самурай, с мечом, помещенным перед ним готовился к смерти, написав предсмертную поэму. Ритуал проходил либо в поместье самурая, перед местным святилищем синто (но не на священной земле), либо при дворе местного дайме. Известны редкие случаи, когда сэппуку происходило внутри помещения на специальных татами с белыми кантами, которые выбрасывались после кремации самурая.

Способ вскрытия живота зависел в основном от самого самурая, от степени его самообладания, терпеливости и выносливости. Одним из важнейших институтов сэппуку был второй участник — Кайсяку (介錯人 kaishakunin). Это был пытный фехтовальщик, который отрубал самураю голову, помогая совершить сэппуку, чтобы ускорить смерть, и тем самым избавить его от дальнейшей ненужной боли или «некрасивой смерти» (с выражением страдания, падения на спину, с криками, страхом на лице и т.д.) и спасти от позора имя самоубийцы. Выбор ассистента производился согласно рангу самурая, совершающего сэппуку. Поэтому для самураев было принято выбирать и назначать кайсякой лучшего друга, ученика или родственника который в совершенстве мог владеть мечом.

Знаете ли вы, что[править]

Между «сеппуку» и «харакири» — две большие разницы:

харакири можно сделать самостоятельно, спрятавшись в укромном местечке.

сеппуку требует помощи лучшего друга. Самурай прячется в укромном местечке, читает своё последнее стихотворение, затем режет свой живот острым дедовским мечом и приступает к наблюдению за своими внутренностями. Тут подключается его лучший друг — он должен одним ударом отделить голову наблюдательного самурая от шеи. В качестве бонуса, отделённая от шеи голова будет отправлена почтовым переводом безутешной самураевской вдове. При неимении такой, она будет отдана травмаям.

А вот разница между харакири и чайной церемонией очень тонка и совершенно недоступна гайдзинам.

Отношение женщин к сеппуку

Женщинам также было «даровано» право на лишение себя жизни путем самоубийства. Однако они делали это в более тихой обстановке, без излишнего пафоса, а тем более, свидетелей. У каждой из них всегда был при себе кинжал для самозащиты кайкен, который мог использоваться как нож для харакири. При помощи кайкена они перерезали себе шейные артерии, но и здесь нужно было соблюсти некую формальность, а именно наклониться в сторону. Это такая японская ассоциация с увяданием цветка.

Харакири как ритуал в был отменен 1968 году. Тем не менее, происшествия с похожими самоубийствами происходят и в наши дни.

Это интересно: ХАРАКТЕРИСТИКА РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II И АЛЕКСАНДРА III

Основные направления при вспарывании живота

Если во время путешествия в церемонии сэппуку ассистировал незнакомый самурай, то они обменивались несколькими словами и сообщали друг другу свой статус, имена и школу боевых искусств, в которых они обучались. «Ассистент», выбранный осуждённым, обязан был поблагодарить его за оказанное доверие и высокую честь. Кайсяку не должен был употреблять в ходе совершения сэппуку собственного меча, а брал его у осуждённого, если тот об этом просил, или у своего даймё, так как в случае неудачного удара вина за это ложилась на меч владельца.


При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать.

Затем самурай снимал с груди свое кимоно, брал в руки свой танто (нож) или вакидзаси (脇 差, короткий меч), ​​который держал за лезвие с куском ткани, обернутым вокруг лезвия (чтобы не порезаться руку и не потерять хватку) и вонзал его себе в живот, делая разрез слева направо. Затем кайсякунин выполнял кайсяку — удар, которым воина обезглавливали. Удар мечом должен был быть выполнен в манере дакикуби (抱 き 首, букв. «обнятая голова»). В результате него остается небольшая полоса плоти, прикрепляющая голову к телу, так что она висит на груди между рук, как если бы ее обнимали. После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.

Харакири выполнялось разными способами и средствами, что зависело от методики, выработанной различными школами. Самурай, погружая оружие в брюшную полость, должен был разрезать её так, чтобы окружающие могли увидеть внутренности делающего сэппуку и тем самым «чистоту помыслов» воина.

К середине периода Токугавы для кайсякунина стало обычным делом обезглавливать человека в тот момент, когда он начал наносить удары ножом в живот, чтобы избавить его от длительной и ненужной боли. Иногда белый веер использовался как «символ» вместо меча для сэппуку. В тот момент, когда самурай поднимал веер, второй моментально обезглавливал человека мастерским ударом.

Танто (短刀)

Специализированная форма сэппуку в феодальные времена была известна как канши (諫 死, «смертельное возражение» или «смертельный протест»), в котором слуга совершает самоубийство в знак протеста против решения лорда. Слуга делал ему один глубокий горизонтальный разрез в животе, а затем быстро перевязывал рану. После этого человек должен был предстать перед своим господином, произнести речь, в которой он объявлял протест против действий господина, а затем раскрыл свою смертельную рану. Это не следует путать с фунши (憤 死, смерть от негодования), что означает любое самоубийство, совершенное для выражения возмущения, недовольства или протеста. Некоторые самураи предпочли выполнить значительно более сложную форму сэппуку, известную как дзюмондзи гири (十 文字 切 り, «крестообразный разрез»), в которой нет кайсякунина, который мог бы быстро положить конец страданию самурая. Это второй, более болезненный вертикальный разрез на животе. Самурай выполняющий jumonji giri, должен был спокойно переносить свои страдания, пока не погибнет от потери крови, закрыв лицо руками.

АНАХРОНИЗМЫ


Вполне возможно, что это «Oakleys». Сами по себе очки не противоречат временному периоду, но невозможны технологически – в том виде, как они представлены: форма линз слишком современная, поскольку тогда обточка линз была очень сложной и занимала много времени. Не так просто добиться точных и одинаковых диоптрий.Neko-san – «The Complete Guide to Anachronisms in Samurai Champloo» – Amalgam Fansite


Трудно поверить, что механические приспособления вроде краба использовались для рекламы в эпоху Эдо. Но они достаточно популярны в наши дни – например, такие есть над популярными ресторанами «Кани Сёгун» (Kani Shogun) в Саппоро (справа) и «Кани Дораку» (Kani Doraku) в Осака (слева). Огромные механические крабы высотой в 12 футов (~3,7 метров) давно стали известным ориентиром для туристов.«The Complete Guide to Anachronisms in Samurai Champloo» – Amalgam Fansite


Сами по себе увеличительные стёкла используются тысячи лет, но с ручкой, в стиле «сыщика Шерлока Холмса» – только с 19-го века.«The Complete Guide to Anachronisms in Samurai Champloo» – Amalgam Fansite


Рикие манерно подпиливает ногти металлической пилкой – но до 20 века таких инструментов не было. Раньше использовались ножницы, а форму ногтям придавали при помощи наждачки и даже кислоты.«The Complete Guide to Anachronisms in Samurai Champloo» – Amalgam Fansite

ЯЗЫК

Термин «якудза» пришёл из японской карточной игры ойчо-кабу (в которую играют картами ханафуда и кабуфуда) и означает «никчёмный».
Так же, как в игре в «баккара», значения карт складываются вместе и последняя цифра суммы считается количеством очков. Худшее сочетание карт в игре: восьмёрка, девятка и тройка – в сумме 20 очков, что даёт «0». В традиционной японской форме счёта эти числа называются соответственно «я», «ку» и «са», откуда и возникло слово «якудза».Якудза взяли себе это наименование, так как игрок, имеющий на руках такую взятку, должен обладать самым большим умением и, очевидно, наименьшей удачливостью, чтобы выиграть (так как взятка является наихудшей из того, что можно получить, только совершенный мастер способен преодолеть своё невезение и выиграть). Название, таким образом, использовалось для обозначения неудачи.
В современном японском языке «восемь-девять-три» произносится как «хати-кю-сан», иногда именно так называют якудза теперь.«Википедия»

Так называют главу клана Кавара Хэйтаро.


«Извращенец» – вполне обоснованная реакция охраны борделя, когда они раскрыли уловку Сосукэ и Дзина. В самом деле, что может быть отвратительнее, чем самурай, переодетый женщиной?..Neko-san’s «Guide to Characters» – Amalgam Fansite

In Summary

Harakiri is a ritual suicide that has been around for almost a thousand years. It was originally performed by samurai to retain honor, as a means of receiving punishment, or as a means of protest. It was also performed by the wives of samurai as a result of their husbands’ harakiri. The ritual involved getting to one’s knees in a public setting and cutting the stomach from left to right. An assistant would then behead the person to ensure that they were dead. Modern-day harakiri has taken on different forms than knife-to-stomach; such as, hanging oneself or jumping in front of a speeding train. It is a course of action that draws from the original harakiri motivations such as shame, retaining honor, and protest.  

 BondLingo — YouTube Premium MemberShip

Ритуальные самоубийства в современной Японии

Культура Японии подразумевает – всегда важно сохранить свое
лицо, доброе имя, честь, достоинство. Потому японцы
воспринимают сепуку, ритуальное харакири как спасение от бед, способ сохранить
свое доброе имя. Но религиозные догмы не осуждают самоубийство как способ
лишения жизни

Данный такой способ уйти из земной жизни считают самым обдуманным,
взвешенным, с достоинством смыть позор и отбелить свое имя. Иные мировые
религии, православие, буддизм, такой способ уйти из жизни наоборот осуждается –
это бегство от проблем. Но только не в культуре Японии

Но религиозные догмы не осуждают самоубийство как способ
лишения жизни. Данный такой способ уйти из земной жизни считают самым обдуманным,
взвешенным, с достоинством смыть позор и отбелить свое имя. Иные мировые
религии, православие, буддизм, такой способ уйти из жизни наоборот осуждается –
это бегство от проблем. Но только не в культуре Японии

Для сепуку так важно не
просто воткнуть в себя нож, меч, но проявить силу воли и достоинство.
Это способ признать собственные ошибки

Ранее ритуальный способ самоубийства был привилегией знати,
но постепенно популярность харакири и сепуку росла, их практиковали все, как
военная знать, так и простые люди. Практикуют ли ритуальное самоубийство сегодня?
Да, даже в день современных технологий, новаций встречаются случаи харакири,
сепуку. Не так редко, как в средневековье, сегодня ритуал боле обоснован сегодняшними
реалиями скоротечной жизни, традициями, дошедшими до современности в неизменном
своем виде.

Говоря проще, харакири и сепуку разнятся только звучанием самих китайских иероглифов. Ну и способом организации и проведения, во всем остальном – человека ждала смерть, долгая и неотвратимая. Насколько такое положение и традиция покончить жизнь самоубийством оправдана – стоит задать вопрос японцам, культура которых уникальна. Жизнь каждого устроена по-своему, для одних — это самоубийство, других – способ показать, отстоять свое доброе имя, честь. Точки над «И» расставит время, история.

Главные отличия ритуалов Харакири и Сэпукку

Сразу следует отметить, что сэппуку – это средневековый обычай и сегодня в Японии о нем говорят, только вспоминая исторические факты. Если харакири прижилось и стало именем нарицательным в современном обществе, то о сэппуку постепенно стали забывать. Это выражение встречается в японской поэзии и в эпосе. Принципиального различия в смысле нет. Просто харакири, как правило, делали себе простолюдины, то сэппуку – прерогатива элитного сословия. Никогда нельзя было услышать, что знатный воин или чиновник, член клана самураев, сделал себе харакири. Принято было представить обществу это событие с особым блеском. Для этого существовал специальный свод правил, который четко определял не только мотивы, толкавшие самурая на самоубийство, но и регламентировал сам процесс.

Мало было взять обычный нож и вспороть себе живот. Требовалось соблюсти немало тонкостей и нюансов, прежде чем душа самурая перейдет в другой мир. Здесь следует учитывать, что жизнь самурая всегда складывалась в строгом соответствии с кодексом чести — бусидо. Именно в нем для смерти самурая отводилось особое место. Самурай с детства имел особое отношение к смерти. Самой достойной смертью для членов элитной касты воинов считалось сэппуку, совершенное по всем правилам и канонам. Остановимся отдельно на некоторых моментах ритуала.

  • Во-первых, сэппуку часто применялся в качестве казни провинившегося лица. Вместо процедуры вспарывания живота самурая по приказу господина или императора могли лишить головы;Во-вторых, сам ритуал должен показать добровольное отношение самурая к акту самоубийства, раскрыть чистоту его помыслов, глубину раскаяния;В-третьих, огромную роль играл способ лишения себя жизни.

Для самурая всегда считалось важным принять достойную смерть. Часто это делалось показательно, в специально разыгранной сцене. Когда сэппуку делали по приказу, отсекая самураю голову, пытались спасти его честь и достоинство. Самостоятельное решение уйти из жизни предполагало вспарывание живота. Этому акту предшествовала тщательная подготовка. Огромное значение играл выбор оружия для этой цели, положение тела самоубийцы

Важно отметить тот факт, что каждый самурай был с детства обучен этому ритуалу. Для мужчин выбирался наиболее кровавый способ вспарывания живота, который практически не оставлял шансов на выживание

Девушки — самураи для этих целей обходились более простой процедурой, используя кайкэн. Чтобы лишить себя жизни, девушке достаточно было воткнуть нож в сердце или перерезать на шее яремную вену.

Для девушки важно было принять целомудренную позу, связав ноги. Поза самоубийцы должна быть схожа на увядший цветок

Орудием убийства было личное оружие самурая, ножи и мечи, которые он получал при посвящении в члены военной касты. Реже использовался специальный нож – кугунсобу. Простолюдины обычно использовали специальный нож для харакири. Это мог быть танто — холодное оружие с длинным и острым лезвием или любое другое холодное оружие с острозаточенным лезвием.

Всю церемонию самурай должен пройти от начала до конца, вести себя достойно, не кричать и корчиться от боли. Главное показать свою смерть красивой и быть достойным ее. Если во время акта самоубийства самурай теряет над собой контроль – это приравнивалось к еще большему позору. В Японии существовала негласная статистика, которая вела учет актов сэппуку. В литературе часто можно было встретить фрагменты акта самоубийства какого-то знатного вельможи. Было принято обставлять сэппуку в поэтические и лирические тона, сравнив добровольную смерть с актом очищения.

История сеппуку

В Древней Японии ритуал сеппуку распространен не был. Он стал популярен в средние века. В 1156 году дайме из Минамото совершил первое харакири в истории. Он сделал это, чтобы избежать плена, так как попадание в плен считалось позором. С тех пор многие военные стали использовать данный обряд в критических ситуациях.

Затем, с течением времени, сеппуку стало массово использоваться по любым поводам. Но с приходом реформ в период Мэйдзи такие самоубийства официально стали порицаться, а в 1968 году обряд был запрещен на законодательном уровне

Но в культуре японцев сеппуку по-прежнему занимает важное место

Женщина и сеппуку

Женщины также имели право на самоубийство, только они совершали его более тихо, без лишних приготовлений, и, тем более, зрителей. Каждая из них всегда носила с собой кинжал для самообороны кайкен, с помощью него они могли перерезать себе шейную артерию. Единственная важная деталь – нужно было склониться набок, это ассоциировалось у японцев с увядшим цветком.

Разница харакири и сеппуку. Стоит подвести итог всему сказанному и кратко изложить разницу двух родственных понятий. Харакири является бытовым, разговорным и даже принижающим термином, обозначающим самоубийство посредством вспарывания живота, им пользуются, в основном, непосвященные в кодекс японского рыцарства европейцы. Сеппуку же можно назвать более благозвучным и благородным названием для самих японцев. Европеизированным словом обычно называют само вспарывание живота (живот у японцев – центр, откуда вытекает вся энергия), а сеппукой ритуал, к которому японец тщательно готовился. Написание этих слов сходно, но в сеппуку «резать» стоит на первом месте, а «живот» на втором, в харакири же наоборот. Сеппуку для самурая – достойный отход от жизни, харакири же наоборот – позор не только для него, но и для всей семьи. К счастью или, быть может, сожалению для японцев, в 1968 году ритуал отменили, однако случаи похожих самоубийств случаются до сих пор, ведь японцы, такой народ, желающий даже умереть красиво, поэтому и проживают они каждый день так, будто он последний.

https://youtube.com/watch?v=up6Scx6wY40

Происхождение[править]

Некоторые учёные придерживаются точки зрения, что первоначально ритуал харакири был тесно связан с сионистской культурой Преведа

Первоначально харакири практиковалось только самураями и представляло собой ритуал, имевший практическое значение — уменьшение численности населения страны, чтобы в тесной Японии освободилось хоть немножко места и туда смогли приехать богатые туристы и недорогие украинские гастарбайтеры

И те, и другие вносили посильный вклад в экономику и генофонд Японии, поэтому харакири стало сперва делом государственной важности, а позже — национальным проектом и национальной идеей.. Однако потом наступил расцвет японской культуры, за которым последовал глубочайший спад

От горя многие японские деятели искусства, в том числе писатели, решили принять йад, но его в Японии не нашлось из-за неразвитых торговых связей с Белоруссией. Впрочем, хитрые японцы нашли выход и принялись употреблять ядовитую рыбу фугу в качестве закуски к пиву, а также намеренно затеяли торговую войну с Ламерикой, в результате чего на Японию были сброшены атомные бомбы и Японские острова утонули вместе со всем избыточным населением.

Однако потом наступил расцвет японской культуры, за которым последовал глубочайший спад. От горя многие японские деятели искусства, в том числе писатели, решили принять йад, но его в Японии не нашлось из-за неразвитых торговых связей с Белоруссией. Впрочем, хитрые японцы нашли выход и принялись употреблять ядовитую рыбу фугу в качестве закуски к пиву, а также намеренно затеяли торговую войну с Ламерикой, в результате чего на Японию были сброшены атомные бомбы и Японские острова утонули вместе со всем избыточным населением.

Таким образом, проблема перенаселения была решена, и в настоящее время харакири несколько утратило своё функциональное значение и является скорее данью традиции, а также средством приятного времяпрепровождения.

Как смертная казнь

Оиси Ёсио был приговорен к совершению сэппуку в 1703 году.

В то время как добровольное сэппуку является наиболее известной формой, на практике наиболее распространенной формой сэппуку было обязательное сэппуку , которое использовалось как форма смертной казни для опальных самураев, особенно для тех, кто совершил серьезное преступление, такое как изнасилование, грабеж, коррупция, неспровоцированное преступление. убийство или измена. Самураям обычно сообщали об их проступке полностью и давали им определенное время для совершения сэппуку , обычно до заката в определенный день. Иногда, если осужденные отказывались сотрудничать, сэппуку мог выполнить палач, или, чаще, фактическая казнь проводилась исключительно путем обезглавливания с сохранением только атрибутов сэппуку ; даже танто, выложенный перед несговорчивым преступником, можно было заменить веером (чтобы предотвратить использование танто против наблюдателей или палача). В отличие от добровольного сэппуку , сэппуку , применяемое палачами в качестве смертной казни, не обязательно освобождает или прощает семью преступника. В зависимости от тяжести преступления, все или часть имущества осужденного может быть конфисковано, а семья будет наказана лишением звания, продана в долгосрочную каторгу или казнена.

Сэппуку считалось самой почетной смертной казнью, назначенной самураям. Zanshu (斬首) и s arashikubi (晒 し 首), обезглавливание с последующим показом головы, считалось более суровым и предназначалось для самураев, совершавших более серьезные преступления. Самые суровые наказания, обычно связанные со смертью мучительными методами, такими как камаюде (釜 茹 で), смерть от кипячения , предназначались для простых преступников.

Различия ритуалов харакири и сэппуку

Для понимания отличий разберем буквальный перевод каждого слово. «Харакири» переводится как «резать живот» и состоит из двух иероглифов. Иероглиф «хара» в переводе «душа, смысл» и означает намерение. Сэппуку пишется такими же иероглифами, но в другой последовательности. По своей сути слова являются синонимами и обозначают одно и то же.

Некоторыми непосвященными людьми считается, что «харакири» является бытовым разговорными и уничижительным выражением. Поэтому возникло такое мнение, что «сэппуку» – это ритуал, проведенный по всем правилам, а харакири – это просто самоубийство путем вспарывания живота мечом.

Однако, суть в том, что «суппуку» используется в официальных источниках и речи, а «харакири» в разговорной речи. Сами японцы никакого иного смысла в оба слова не вкладывают и оба понятия обозначают одно и то же.

Еще одно отличие в том, кто проводил эти ритуалы. Харакири прижилось в разговорной речи именно потому, что его проводили простолюдины, тогда как сэппуку – это ритуал для высшего сословия.

Поэтому представлялся ритуал сеппуку с большим официозом и торжественностью. А харакири проводилось без особой помпезности, а сэппуку часто окрашивалось в поэтические тона и преподносилось, как героический акт.

Ритуальное самоубийство сэппуку проводилось в соответствии с четкими правилами. Использовалось личное оружие самурая, которые он получил при вхождении в члены военного сословия самураев.


Японский нож для харакири.

Основные моменты проведения ритуала:

в торжественной обстановке, специальных одеяниях воин находится в определенной позе;
ему подают любимое блюдо, ритуальное оружие при этом уже готово;
одеяния снимает так, чтобы оголить живот;
очень важно, чтобы самурай при проведении ритуала оставался спокойным и достойно выполнял весь ритуал, чтобы сделать его как можно более красивым. Если он терял самообладание, это считалось большим позором

Чтобы сделать смерть как можно более красивой и достойной, с развитием ритуала ввели роль кайсякунина – помощника самурая, который отрубал самураю голову, и этим помогал избежать позора;
живот разрезался крестом в два движения: слева направо от одного бока к другому, а затем от груди до пупка. Также, практиковалось разрезание крест-накрест;
затем, ударом меча, кайсякунин отрубал голову подсудимому. Чтобы избежать неэстетичной картины, когда голова катится по полу, помощник должен был проявить высшее мастерство, оставив голову висеть на полоске кожи;
кайсяку, полоской белой кожи, протирал меч и убирал его в ножны. Голову показывали собравшимся, а тело накрывали куском белой ткани.

Этическая аспект ритуалов

Уход из жизни считался крайне важным процессом, так как японцы верили в многократное переселение души

Поэтому важно было достойно уйти из жизни. При этом, ритуал являлся возможностью спасти свою душу, если самурай провинился в чем-то, нарушив кодекс бусидо, распоряжение господина или императора, допустил недостойное поведение

Основными причинами проведения ритуала становились:

  • следование за господином – если умирал сюзерен, самурай следовал за ним;
  • осознание ответственности за наступившие последствия после его действий/бездействий;
  • добровольный уход из жизни в силу противоречия чего-то собственным убеждениям;
  • невозможность передать своему врагу всю свою ярость;
  • из-за финансовых проблем или социальной несостоятельности;
  • совместный уход из жизни парой из-за невозможности быть вместе;
  • в тяжелой обстановке во времена военных действий, голода и т.д.

Современное отношение

Постепенно закрытая от других стран Япония начала меняться. Поменялись и взгляды на смерть. В обществе остались очень сильные традиции самураев. Люди их сильно почитали. При этом харакири и сэппуку стали проводиться только представителями высшей знати.


Современный японский нож.

Кодекс чести бусидо теперь был принят только среди высших офицеров японской армии. Еще в период Второй мировой войны, ритуалы сэппуку были нередки. Японцы не сдавались в плен и делали себе сэппуку, чтобы избежать позора.

На государственном уровне этот ритуал был запрещен в 1968 году, но и по сей день, истинные потомки самураев следуют кодексу бусидо и оканчивают жизнь с помощью сэппуку.

Что такое харакири

В буквальном переводе это значит «вспарывать живот». Это ритуальный суицид, обряд, принятый среди самурайского сословия. Харакири могло быть:

  1. добровольно-принудительным: назначалось в виде наказания. Самурай, приговоренный к смерти, мог добровольно покончить с собой таким способом, чтобы сохранить честь семьи;
  2. добровольным: применялось исключительно по своей воле. Обычно самураи принимали такое решение, если оказывалась затронута их честь или честь феодала-начальника (даймё).

Само действие отличается достаточно сложным порядком и является привилегированным вариантом смерти только для самурая.

Простые крестьяне не имели права проводить ритуал. Проведение харакири должно было не только убить человека, но и продемонстрировать его непоколебимость, силу и твердость духа.

Чем отличается сеппуку

Многие знают только термин харакири, но существует также слово «сеппуку» или «сэппуку», которое также обозначает ритуальное самоубийство. Оба слова пишутся одинаковыми иероглифами, а вся разница заключена в оттенках:

  1. Отличие харакири от сеппукухаракири – иероглиф «живот» + иероглиф «резать». Используется кунъёми – японское чтение (перевод по смыслу) китайского иероглифа. Используется в разговорное речи. Некоторые считают, что харакири могли делать и простые крестьяне, не соблюдая никаких ритуалов, а просто вонзив кинжал в живот;
  2. сеппуку – иероглиф «резать» + иероглиф «живот». Используется онъёми – японская интерпретация китайского иероглифа. В основном встречается в письменной или официальной речи.

Считается, что харакири — это более «бытовое» название действия с уничижительным, принижающим оттенком. Иными словами, харакири — простое вспарывание живота, а сеппуку — это ритуальное возвышенное действие. Однако Википедия говорит, что сами японцы, произнося в разговоре «харакири», не пытаются принизить действие.

Что представляет собой харакири

В Японии дань культуре, чести, народу, феодалу, хозяину – превыше всего. Даже собственной жизни. Кодекс самураев говорит, что такое харакири. Это ритуальное, собственной рукой самоубийство, принятое среди высшего сословия знати Японии, самураев.

Харакири бывает добровольное, реже добровольно-принудительное – определенного рода наказание. Самурай ритуальным самоубийством сохранял собственную честь, доброе имя своей семьи.

Практиковали харакири, если затрагивалась честь самого самурая, либо феодала – начальника. А как делают харакири – это сложный ритуальный процесс, с массой тонкостей, мельчайших нюансов, которые помогали душе отойти в мир иной. Такой ритуал был привилегией исключительно знати – простой крестьянин не мог проводить его.

А чем делают жертвенное убийство своей рукой – это было личное оружие самого самурая, специальные мечи, ножи

Особым вниманием важно виделить такие ножи как кугуносбу или танто

Бусидо – кодекс чести самураев

Самоубийство через вонзание кинжала в живот тесно связано с бусидо, кодексом чести самураев. Считалось, что с помощью смерти рыцарь избегает позора и нежелательного плена, который также отражается на репутации того или иного воина. После того, как сеппуку распространилось, провинившимся рыцарям разрешали убить себя самим, а не лишиться головы, как обычный смертный. Тут и прослеживается тонкая грань между сеппуку и харакири, первое обозначает благородное самоубийство, а второе позорную казнь, следовательно, это четкое разделение зародилось еще в самом начале, когда ритуал только практиковался и вливался в жизнь, было это около 1156 года. Не стоит думать, что резали себя исключительно все мужчины-японцы, от обычных людей этого никто не ждал, ибо совершать этот ритуал разрешалось только тем, кто находился в сообществе самураев, это объясняется благоговейным отношением к процессу. Но и не каждый воин мог покончить жизнь самоубийством, даже если он очень захочет искупить свои грехи таким способом, он обязательно должен попросить разрешения у хозяина. Рыцари имели право потребовать назначения сеппуку своим врагам, итаким образом они могли выместить на человеке свой гнев или обиду, а остальные бы просто подумали, что благородный японец хочет, чтобы душа неправедного спаслась и переродилась. Еще в кодексе самураев значится, что главная цель самоубийства – показать Небесам благие намерения, вот, к примеру, в бою погиб вассал, его подчиненный может сделать себе харакири, дабы показать свою преданность господину и др.

Это интересно: 4801,Фульбе (народ)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector