Президент германии

Какой компетенцией обладает президент Германии

Федеральному президенту отводятся сугубо представительские функции – в служебные обязанности ему, в частности, официально вменяется представление страны на международной арене и аккредитация дипломатических представителей. Сверх того, президент Германии имеет официальные же полномочия

  • помилования заключённых,
  • подписания, а равно и оглашения федеральных законов,
  • выдвижения в парламент кандидатуры федерального канцлера – главу правительства и освобождения его от занимаемой должности,
  • утверждения в должности и освобождения от неё федеральных министров и так далее.

На сколько лет избирается

Согласно основному закону страны, президент ФРГ избирается большинством голосов упомянутых депутатов Бундестага и земельных парламентов сроком на пять лет, причём с возможностью одного переизбрания по истечении действующего срока президентских полномочий.

Полномочия президента

Бундеспрезидент (как называется президент в Германии) — это скорее номинальный пост. Формально он главный в стране, но у него не так много полномочий, как у других глав государств Европы. Президент Германии может:

  • Выдвигать кандидатуру федерального канцлера;
  • Представлять страну на встречах с представителями других государств;
  • Подписывать и оглашать федеральные законы;
  • Производить помилование на федеральном уровне;
  • В крайних случаях президент ФРГ имеет право распустить парламент (бундестаг).

Также президент имеет право назначать и отстранять:

  • Министров, предложенных федеральным канцлером;
  • Федеральных судей;
  • Федеральных служащих;
  • Унтер-офицеров;
  • Офицеров.

Как видим, президент – чисто номинальная фигура. На время своей работы ему запрещено участвовать в деятельности партий. Поэтому он не может вносить законопроекты и как-то существенно влиять на жизнь страны.

Президент может отказаться подписывать федеральный закон – это его право, как главы страны. Но на практике такое происходило только 8 раз. Чаще всего он соглашается с решениями бундестага.

Последние президенты Германии: Кристиан Вильгельм Вальтер Вульф, Хорст Лоренц Зеехофер, Йоахим Вильгельм Гаук, Франк-Вальтер Штайнмайер.

История

Фридрих Эберт , президент 1919–1925, нарисовал Ловисом Коринтом в 1924 году.

Рейхспрезидент Пауль фон Гинденбург (в центре) у Рейхстага, 1 января 1931 года.

Рейхстаг, 12 сентября 1932 года: канцлер Франц фон Папен (стоит слева), который хочет объявить об отставке, наверху справа президент Рейхстага Герман Геринг ( НСДАП ), который смотрит в другую сторону.

Пауль фон Гинденбург , президент 1925–1934, нарисовал Макс Либерманн в 1927 году.

Reichspräsident был создан в качестве своего рода Ersatzkaiser , то есть замена для монарха , который не царивший в Германии до 1918 г. роли нового президента , следовательно , было проинформировано о том , по крайней мере , частично, что играет Kaiser по системе конституционных сменяется монархия . Говорят , что Хьюго Пройс , автор Веймарской конституции, принял совет Макса Вебера относительно срока полномочий и полномочий президента, а также метода, с помощью которого будет избран президент. Говорят, что структура отношений между рейхспрезидентом и рейхстагом была предложена Робертом Редслобом .

11 февраля 1919 года Национальное собрание избрало Фридриха Эберта из Социал-демократической партии (СДПГ) 379 голосами против 277 первым рейхс-президентом. Находясь на своем посту, он несколько раз использовал чрезвычайные декреты, в том числе для подавления путча Каппа в 1920. Его президентский срок внезапно закончился с его смертью в 1925 году. На последовавших за этим выборах Гинденбург в конечном итоге стал кандидатом от политических правых, в то время как Веймарская коалиция объединилась вокруг Вильгельма Маркса из Центристской партии . Многие правые надеялись, что, придя к власти, Гинденбург разрушит веймарскую демократию изнутри, но в годы, последовавшие за его избранием, Гинденбург никогда не пытался свергнуть Веймарскую конституцию.

В марте 1930 года Гинденбург назначил Генриха Брюнинга главой первого «президентского кабинета», который не пользовался поддержкой рейхстага. В июле Гинденбург своим указом утвердил национальный бюджет, а когда рейхстаг отменил этот закон, он распустил законодательный орган. В последующие годы произошел взрыв законодательства в виде указов, тогда как раньше эта власть использовалась лишь от случая к случаю.

В марте 1932 года Гинденбург, хотя и страдал от старости , решил баллотироваться на переизбрание. Адольф Гитлер был его главным противником, но Гинденбург выиграл выборы со значительным отрывом. В июне он заменил Брюнинга на посту канцлера Францем фон Папеном и снова распустил рейхстаг, прежде чем он смог принять вотум недоверия. После повторного созыва в сентябре он снова был распущен.

После краткого назначения генерала Курта фон Шлейхера канцлером в декабре Гинденбург отреагировал на растущие гражданские волнения и нацистскую активность, назначив Гитлера канцлером в январе 1933 года. Последовал роспуск парламента, после которого правительство Гитлера с помощью другой партии смогло заручиться поддержкой большинства в Рейхстаге. 23 марта Рейхстаг принял Закон о полномочиях , который положил конец демократии. С этого момента почти вся политическая власть принадлежала Гитлеру.

Правительство Гитлера издало закон, предусматривающий, что после смерти Гинденбурга (которая произошла в августе 1934 года) слияние офисов президента и канцлера в лице Гитлера. Однако теперь Гитлер называл себя только фюрером и рейхсканцлером («лидер и канцлер»), не используя титул рейхспрезидента. Закон был «одобрен» постановочным референдумом 19 августа.

Гитлер покончил жизнь самоубийством 30 апреля 1945 года, когда Вторая мировая война в Европе подходила к концу. В своем « Последнем политическом завещании» Гитлер намеревался снова разделить два офиса, которые он объединил: он назначил Карла Дёница новым президентом, а министр пропаганды Йозеф Геббельс должен был сменить его на посту канцлера. Геббельс покончил жизнь самоубийством вскоре после Гитлера, и через несколько дней Дёниц приказал 7 мая капитулировать военную (а не политическую) Германию, что положило конец войне в Европе . К тому времени он назначил Людвига фон Крозига главой правительства, и они оба попытались собрать правительство. Однако это правительство не было признано союзными державами и было распущено, когда его члены были схвачены и арестованы британскими войсками 23 мая во Фленсбурге .

5 июня 1945 года четыре оккупационные державы подписали документ о создании Контрольного совета союзников , в котором не упоминалось имя предыдущего правительства Германии.

Мерион

Президент не так уж и важен для немецкого народа. У него нет реальной власти в исполнительной части правительства. У него есть право вето, но он не может действительно остановить какие-либо законы, а только передать их в Федеральный конституционный суд, где можно проверить, является ли закон конституционным.

Хотя президент является главой государства, реальная власть принадлежит канцлеру, и поэтому люди гораздо больше заинтересованы в нем (или в ней).

В Веймарской республике президент Германии имел гораздо большую власть. Он был главой вооруженных сил и мог обойти парламент в случае крайней необходимости. Этой силой часто злоупотребляли, даже до прихода Гитлера. Из-за этого основатели GG решили сильно сократить полномочия президента.

Немного истории

Должность президента появилась в Германии в 1919 году, сразу после окончания Первой мировой войны и создания Веймарской республики. Она называлась «рейхспрезидент», первым этот пост занял Фридрих Эберт.

Президент в Веймарской республике имел большие полномочия, чем сегодня. Он избирался на прямых всенародных выборах, срок его каденции составлял семь лет. Он имел право назначать канцлера, а также распускать парламент и вводить в случае необходимости чрезвычайное положение. Эти полномочия позволили нацистам в 1933 году прийти к власти.

С 1919 по 1933 год в Германии сменилось четыре рейхспрезидента, последним из них стал Гинденбург, который, по сути, передал власть нацистам. В мае 1945 года, после самоубийства Гитлера рейхспрезидентом Германии был выбран адмирал Дёниц, который занимал этот пост меньше месяца.

В 1949 году на территориях западной зоны оккупации была образована Федеративная республика Германия. Ее номинальным лидером стал федеральный президент. Его полномочия – по сравнению с рейхспрезидентом – были урезаны в пользу Бундестага и канцлера. Последний стал фактическим главой западной Германии.

Всего же с момента образования ФРГ у «руля страны» стоял 21 президент.

В чем разница между канцлером и президентом

Во многих европейских республиках и монархиях полномочия глав правительства и государства отделены между собой и принадлежат разным лицам. В Германии, как и в остальных парламентских республиках, канцлер представляет собой фактического руководителя правительства, в то время как президент выполняет в основном церемониальные, представительские функции.

В период Веймарской республики президент имел гораздо больше власти (1919-1933 гг.), после ее распада основатели Третьего Рейха решили значительно сократить его полномочия. В нынешнее время он, кроме представительства, контролирует деятельность органов законодательной, исполнительной власти, занимаясь административными задачами.

Роль в федеральном правительстве

В современной Германии канцлер – это политический лидер страны, хотя в официальном протоколе федеральный президент (бундеспрезидент) наделен более высоким статусом. Он руководит федеральным правительством, неся полную ответственность за работу государственной власти. Этот чин известен как эквивалент премьер-министра в других странах.

Подчиненные органы власти

Канцлер в Германии – глава исполнительной власти. Он подотчетен парламенту за действия правительства и управляет кабинетом министров, руководящих своими ведомствами независимо (принцип министерской автономии).

Немного истории

Термин «канцлер» появился в Европе еще раннем Средневековье. Изначально так называли главного писца при дворах феодальных правителей. Эта работа была уважаемой и требовала от чиновника серьезных знаний и умений. Постепенно канцлеры превратились в ближайших советников сановных особ. Со временем в ряде европейских стран так стали называть высших должностных лиц, отвечающих за важнейшие политические вопросы. Так было во Франции, Польше, Российской империи. Были канцлеры и у правителей германских земель.

Должность «федерального канцлера» учредили в Германии в период объединения немецкого государства. Это случилось в 1867 году, через год после образования Северогерманского союза. В имперский период ее переименовали в «рейхсканцлера». Назначал на должность и снимал с нее император – верховный правитель Германии. Рейхсканцлер не имел права законодательной инициативы и непосредственно подчинялся императору.

В 1918 году, после крушения монархии, канцлер стал подотчетен парламенту страны и назначался президентом. В период республики должность канцлера была довольно слабой по своим полномочиям, что во многом и позволило нацистам захватить власть в 1933 году.

После разгрома Третьего Рейха дисбалансы в системе власти Германии были ликвидированы. Полномочия канцлера были увеличены, федерального президента – значительно урезаны. В последующем развитие немецкой политической модели шло по пути укрепления «канцлерской» демократии, создания новых механизмов парламентского контроля над исполнительной властью.

Президенты Германии – список президентов по порядку их правления

В анналах Новейшей истории Германии с 1948 года насчитывается полтора десятка федеральных президентов, включая нынешнего главу немецкого государства:

К. Арнольд – от ХДС;

К. Арнольд

Т. Хойс – от СДП;

Т. Хойс

К. Г. Любке – от ХДС;

К. Г. Любке

Г. В. Хайнеман – СДП;

Г. В. Хайнеман

В. Шеель – СДП;

В. Шеель

К. В. К. Карстенс – от ХДС;

К. В. К. Карстенс

Р. К. Фрайхерр фон Вайцзеккер – от ХДС;

Р. К. Фрайхерр фон Вайцзеккер

Р. Херцог – от ХДС;

Р. Херцог

Й. Рау – от СДПГ;

Й. Рау

Х. Кёлер – от ХДС;

Х. Кёлер

Й. Бёрнзен – от СДПГ;

Й. Бёрнзен

К. В. В. Вульф – от ХДС;

К. В. В. Вульф

Х. Л. Зеехофер – от ХСС;

Х. Л. Зеехофер

Й. В. Гаук – независимый;

Й. В. Гаук

И, наконец, Ф.-В. Штайнмайер – от СДПГ.

Ф.-В. Штайнмайер

Значение слова

Термин «канцлер» происходит от латинского слова сancellarius («секретарь», от cancelli – «ригель») и немецкого kanzler. В зависимости от контекста, в нынешнее время термин может иметь следующие значения:

  1. Глава правительства (преимущественно в немецкоязычных странах, включая Австрию; аналог премьер-министра);
  2. Председатель внешнеполитического ведомства (аналог министра иностранных дел; в Дании, России);
  3. Председатель юридического ведомства (аналог министра юстиции; в Финляндии, Швеции, Великобритании (лорд-канцлер), США);
  4. Председатель финансово-экономического ведомства (аналог министра экономики или финансов; в Великобритании (канцлер казначейства));
  5. Руководитель (ректор) университета.

Себастьян Курц, федеральный канцлер Австрии с 2017 г.

Джон Ворк

Канцлер является главой исполнительной власти и правительства. Президент является главой государства, но, в отличие от других глав государств, он не принадлежит ни к одной из классических держав. вместо этого он формирует четвертую, нейтральную державу. Президент не обладает властью, но имеет большое административное значение, и его основная цель, помимо представительства, — надзор за законодательной и исполнительной властью, поэтому никто не может действовать против закона или конституции. Хотя ему не хватает уважения со стороны народа, он пользуется большим уважением со стороны других политиков, и хотя он фактически не имеет права голоса в политике, они ценят его мнение.

Позиция президента определена в статьях 54–61 Основного закона Германии, политическую реальность президента можно увидеть, исследуя бывших президентов, таких как Теодор Хойс (первый президент) или Хорст Келер (девятый президент, один самых любимых среди населения).

Пост немецкого канцлера

Первые упоминания о канцлерах датируются еще средневековьем. Тогда при феодальных дворах были цеха переписчиков, их глав и называли канцлерами. Официально пост «федерального канцлера» появился впервые еще в 1867 году, такое звание получал председатель правительства Северогерманского Союза, а в Германской империи был рейхсканцлер. При императоре рейхсканцлер не был наделен особыми полномочиями, не мог повлиять на законодательство, а его назначением занимался император, он же им и управлял.

Только начиная с 1918 г. канцлер стал подчиняться парламенту. Причиной для отстранения канцлера могло стать недоверие от рейхстага. Только после прихода к власти Адольфа Гитлера с национал-социалистическими партиями, было принято решение об ограничении в правах федерального президента, и расширились полномочия федерального канцлера.

С настоящего времени на пост канцлера президент самостоятельно выбирает достойного претендента и предлагает его на рассмотрение конгрессменам. Предложенного кандидата могут как одобрить, так и отклонить, объявив вотум. Должность канцлера, по сути, является более низкой в классификации государственных служащих, но его полномочия позволяют ему практически полностью самостоятельно регулировать внутреннюю, так и внешнюю политику Германии. Это, в свою очередь, говорит о более высоком статусе канцлера по отношению к президенту. Поэтому к этому выбору подходят довольно серьезно, ведь канцлер выбирается на четырехлетний срок, и от него напрямую будет зависеть будущее Германии.

Так как по факту канцлер — это глава исполнительной власти в Германии, следовательно, он наделен огромным спектром обязанностей и полномочий:

  1. Канцлер, согласно закону, наделен правом устанавливать директивы, но при этом должен отвечать за их реализацию;
  2. Он самостоятельно может определять количество министров необходимых для полноценной работы правительства, выбирать и убирать министров с занимаемой должности, а также обозначать их обязанности (хотя формально, право назначения министров остается у президента);

Обратите внимание! При широте своих полномочий, канцлер не может влиять на деятельность федеральных министров и вмешиваться в процесс принятия ими решений!

  • Канцлер самостоятельно выбирает себе заместителя, при этом вице-канцлер может быть однопартийцем канцлера;
  • Канцлеру полностью подчинены правительственный пресс-центр, Федеральная разведывательная служба;
  • Будучи главой кабинета министров, канцлер влияет на способы ведения внешней и внутренней политики Германии;
  • В случае наступления боевых действий, становится главнокомандующим боевых сил страны.

Как видим, власть федерального канцлера весьма велика, следовательно, именно он обладает решающим голосом во многих сферах деятельности государства.

Начиная с ноября 2005 года бессменным канцлером Германии стала Ангела Меркель (первая женщина канцлер), занимающая свой пост уже четвертый срок. Многие по праву считают ее успешным и прагматичным лидером, способным принимать обдуманные решения, принятые на основании реальных фактов. Однако, как заявила канцлер, это ее последний срок, она готова передать бразды правления следующим поколениям.

Кто сегодня президент?

Нынешний немецкий президент Штайнмайер родился в 1956 году в семье рабочих. Он рано занялся политикой – в 1975 году вступил в СДПГ.  

С 1999 по 2005 год он работал вместе с Герхардом Шредером, затем получил должность главы дипломатического ведомства в правительстве Ангелы Меркель. Штайнмайер занимал этот пост дважды: с 2005 по 2009 год и с 2013 по 2017 год.

В 2008 году он участвовал в переговорах о дальнейшей судьбе Абхазии, а затем – в урегулировании осетино-грузинского конфликта. В 2014 году Штайнмайер выступил в качестве одного из гарантов во время политического кризиса в Киеве. Участвовал в переговорах после российской аннексии Крыма, занимался урегулированием ситуации на Донбассе. В начале 2016 года он возглавил ОБСЕ.

Штайнмайер – один из наиболее влиятельных и уважаемых немецких политиков. В 2008 году СДПГ выдвигала его на должность канцлера Германии, но проиграла выборы.

Немного истории

Должность президента появилась в Германии в 1919 году, сразу после окончания Первой мировой войны и создания Веймарской республики. Она называлась «рейхспрезидент», первым этот пост занял Фридрих Эберт.

Президент в Веймарской республике имел большие полномочия, чем сегодня. Он избирался на прямых всенародных выборах, срок его каденции составлял семь лет. Он имел право назначать канцлера, а также распускать парламент и вводить в случае необходимости чрезвычайное положение. Эти полномочия позволили нацистам в 1933 году прийти к власти.

С 1919 по 1933 год в Германии сменилось четыре рейхспрезидента, последним из них стал Гинденбург, который, по сути, передал власть нацистам. В мае 1945 года, после самоубийства Гитлера рейхспрезидентом Германии был выбран адмирал Дёниц, который занимал этот пост меньше месяца.

В 1949 году на территориях западной зоны оккупации была образована Федеративная республика Германия. Ее номинальным лидером стал федеральный президент. Его полномочия – по сравнению с рейхспрезидентом – были урезаны в пользу Бундестага и канцлера. Последний стал фактическим главой западной Германии.

Всего же с момента образования ФРГ у «руля страны» стоял 21 президент.

«Нашему МИДу не позавидуешь»: как смена канцлера отразится на России?

Германия – одно из самых влиятельных государств в Европе, и для России она, несомненно, является важным партнером. Отношения между нашими странами сложно назвать простыми, и в этом смысле Меркель с ее талантом находить компромиссы была для Кремля по-настоящему драгоценным союзником. И, хотя она часто выступала с критикой России, действия ее всегда были направлены в конструктивное русло. Что же ждет нас теперь – при Шольце?

Как полагает ведущий научный сотрудник центра германских исследований института Европы РАН, политолог Александр Камкин, сильных изменений не будет.

«Шольц в целом – тоже политик трансатлантического толка, он возглавляет в партии левое направление по вопросу взаимодействия с Соединенными Штатами в рамках НАТО – левые выступали чуть ли не за выход из этой организации. Поэтому можно сказать, что для Шольца будет приоритетом все-таки трансатлантический вектор. Но вопрос германо-российского сотрудничества в сфере экономики, энергетики также будет достаточно важен. Недаром он был сподвижником Герхарда Шредера, когда тот был канцлером. Поэтому можно говорить о том, что в экономическом контексте российско-германские отношения станут явно не хуже. Возможно, каких-то сильно прорывных моментов не будет, но мы от этого ничего не потеряем», – считает Камкин.

По его словам, от Шольца теперь потребуется еще бó‎льшая гибкость, чем та, которую все эти годы проявляла Меркель. «С одной стороны, будут сложности внутри коалиции, с другой – будет продолжаться давление со стороны США и внутри Европы. К тому же, Шольцу придется самоутвердиться как лидеру крупнейшей экономики Евросоюза. Наверняка Макрон захочет перетянуть на себя лавры главного политика в ЕС после ухода Меркель», – предположил эксперт.

Закат Меркель


Что стоит за политическим кризисом в ФРГ?

Выборы

Кандидат Карл Яррес (консерваторы и национал-либералы) в 1925 году, первый тур.

Согласно Веймарской конституции , президент избирался прямым голосованием всеобщим голосованием взрослых сроком на семь лет; переизбрание не было ограничено.

Закон предусматривал, что пост президента был открыт для всех граждан Германии, достигших 35-летнего возраста. Прямые выборы президента проходили по двухтуровой системе . Если ни один из кандидатов не получил поддержку абсолютного большинства поданных голосов (т. Е. Более половины) в первом туре голосования, второе голосование проводилось позднее. В этом туре избранным считался кандидат, получивший поддержку большинства избирателей. Группа также может выдвинуть во втором туре кандидата на замену вместо кандидата, которого она поддержала в первом.

Президент не мог одновременно быть депутатом Рейхстага (парламента). Конституция требовала, чтобы при вступлении в должность президент приносил следующую присягу (разрешалось включение дополнительных религиозных языков):

Я клянусь посвятить свою энергию благополучию немецкого народа, увеличить его процветание, предотвратить нанесение ущерба, поддержать конституцию Рейха и его законы, сознательно выполнять свои обязанности и проявлять справедливость по отношению к каждому человеку.

Пропаганда Пауля фон Гинденбурга , кандидата правых во втором туре 1925 года.

Фактически, в соответствии с положениями Веймарской конституции, состоялись только два регулярных президентских выбора, в 1925 и 1932 годах:

Первый чиновник, социал-демократ Фридрих Эберт был избран Национальным собранием 11 февраля 1919 года на временной основе.

Эберт намеревался баллотироваться на президентских выборах в 1922 году, когда протесты об убийстве Вальтера Ратенау, казалось, породили прореспубликанскую атмосферу. Однако национал-либеральный политик Густав Штреземанн убедил другие центристские партии в том, что ситуация по-прежнему слишком нестабильна для проведения выборов. Таким образом, рейхстаг продлил срок полномочий Эберта до 30 июня 1925 года в конце 1922 года, что потребовало внесения изменений в конституцию. Однако Эберт умер на своем посту в феврале 1925 года.

Пропаганда на избирательном участке, 12 апреля 1932 года.

Первые президентские выборы были проведен в 1925 году после первого тура голосования не привели к явному победителю, правые партии призвали свой кандидат, Карл Джаррес , выпадать в пользу Пауль фон Гинденбург , который выиграл множество во втором бюллетень. Гинденбург прослужил полный срок и был переизбран в 1932 году , на этот раз выдвинутым про-республиканскими партиями, которые думали, что только он может помешать избранию Адольфа Гитлера на этот пост. Гинденбург умер на своем посту в августе 1934 года, спустя немногим более двух лет после своего переизбрания, с тех пор назначив Гитлера канцлером. Затем Гитлер взял на себя президентские полномочия, но не сам. Перед самоубийством в 1945 году Гитлер назначил Карла Дёница своим преемником на посту президента.

Парламент ипартии

Выборы в высший законодательный орган, Бундестаг (Bundestag), проходят раз в четыре года. Половину парламентариев избирают по мажоритарных округах, а ещё 50% — по партийным спискам. Партия проходит в парламент, если набрала более 5% голосов избирателей.

Политические силы Германии предлагают широкий спектр идеологий и направлений — от крайне правых до центристов и левых. Так, сегодня в Бундестаге представлена левоцентристская Социально–демократическая партия, которая входит в «большую коалицию». Интересы социалистического направления в парламенте также представляет Левая партия. 

Избирателей–либералов и интересы бизнеса представляет Свободная демократическая партия. Защита климата, дружественная миграционная политика — это главные направления, представляемые партией «Союз–90/Зелёные». Ультраправый политический спектр представляет политическая сила «Альтернатива для Германии» (АдГ).

Интересы правоцентристов представлены правящим союзом ХДС/ХСС. Стоит отметить, что Христианско–демократический союз (ХДС) представлен во всех федеральных землях, кроме Баварии. В этом же регионе правоцентристов представляет Христианско–социальный союз. Эти две политические силы формируют одну фракцию в федеральном парламенте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector