«перспектива неограниченной гонки вооружений»: как в 2019 году прекратил своё существование договор рсмд

Полезен ли контроль над вооружениями?

Александр Ермаков: Договор РСМД. От кризиса к агонии

Начнем с попытки определить, зачем вообще на сегодняшний день нужен контроль над вооружениями? В авторском понимании, это международно-политическое и военно-техническое явление можно определить как набор мероприятий для обеспечения ограниченного и прозрачного военного потенциала в мере, достаточной для понимания «вероятными противниками» гарантированной «отправки» и «получения» необходимого количества ядерных и иных боеголовок. Соответственно, ни одна из них не полетит в сторону контрагента, а вооруженный конфликт останется сугубо теоретической дисциплиной. При этом необходимо помнить, что военные специалисты по определению занимаются разработкой стратегий, концепций и вооружений, подходящих как для сдерживания, так и для боевых действий, так как сдерживание достигается демонстрацией способности воевать.

В целом контроль над вооружениями несколько повышает предсказуемость действий вероятного противника и тем самым позволяет сдерживать необоснованную эскалацию и излишнюю милитаризацию внешней и внутренней политики. Более того, меры доверия и прозрачности в конечном счете являются одной (но не единственной, о чем мы выскажемся позднее) из важнейших предпосылок для сокращения вооружений, да и соответствующих расходов тоже.

В настоящее время с российской стороны не ставится под сомнение тот факт, что ДРСМД (в случае его соблюдения) является важным элементом нынешней более или менее стабильной ситуации. При этом российские официальные лица еще в 2000-х годах регулярно отмечали, что в существующей форме ДРСМД в целом не справедлив и не отвечает интересам России: и утилизировали мы больше ракет, и потенциально агрессивных соседей, у которых такие ракеты разрабатываются и развертываются, у нас тоже больше. Президент США Д. Трамп, в свою очередь, прямо заявил, что ДРСМД не отвечает интересам Соединенных Штатов, так как он «нарушается» со стороны России и имеет исключительно двусторонний характер ограничений.

С учетом развития технологий появляются новые вооружения, т.к. с конца 80-х, когда был заключен Договор, технологический прогресс продолжался, несмотря на резкое сокращение военных бюджетов. Например, чрезвычайно интересна разработка систем так называемого «стратегического огня» в интересах армии США — «тысячекилометровой пушки» и армейского гиперзвукового глайдера с дальностями в 1000+ и 2000+ км соответственно. При этом формально данные виды вооружений не нарушают ДРСМД. В таких обстоятельствах долгая история российских претензий в области беспилотных летательных аппаратов дальнего действия выглядит достаточно дальновидной: если бы США были готовы обсудить эту проблему и найти способ включить или исключить некоторые системы, обновив определения ДРСМД, подобная процедура могла бы стать очень полезной и для ряда существующих проблем.

Отдельно стоит отметить, что и НАТО, и ОДКБ, выступили с заявлениями, поддерживающими Договор, пусть и отметив вопросы к его соблюдению соответствующими сторонами. Кроме того, и в последнее время НАТО делает акцент на задаче «возвращения к соблюдению» ДРСМД, в том числе и в ходе состоявшегося 31 октября заседания Совета Россия — НАТО.

Формальная причина

Вашингтон утверждал, что Москва в нарушение положений договора проводила испытания ракеты 9М729 для комплекса «Искандер», дальность полёта которой якобы превышает 500 км.

  • Пуск крылатых ракет ОТРК «Искандер» в рамках СКШУ «Гром-2019»

Российская сторона последовательно опровергала подобные обвинения. В конце января 2019 года Минобороны России организовало для иностранных атташе брифинг, в ходе которого показало военным представителям иностранных держав ракету и раскрыло часть её характеристик.

Представители российского оборонного ведомства в ходе мероприятия рассказали, что 9М729 является модернизированным вариантом ракеты 9М728, входящей в состав комплекса «Искандер-М». Максимальная дальность полёта 9М729 составляет 480 км, что на 10 км меньше аналогичного показателя 9М728 и не противоречит установленной ДРСМД допустимой дальности полёта ракет. Однако военные атташе и представители США и стран НАТО проигнорировали брифинг.  

Позднее официальный представитель американской дипмиссии в Москве Андреа Калан заявила, что РФ никогда не сможет убедить Соединённые Штаты и НАТО в том, что ракета 9М729 не нарушает положений ДРСМД. 

«Поскольку демонстрация ракеты проводилась именно Россией, то её представители исказили информацию о её технических характеристиках, чтобы придать достоверност своей истории», — заявила Калан в интервью РБК.

Дополнительная угроза

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Сергей Денисенцев согласился с тем, что Москве не стоило идти на радикальные шаги по утилизации ОТРК. По его мнению, решение носило не столько военный, сколько политический характер.

Также по теме


Эхо холодной войны: может ли в мире начаться новая гонка вооружений

На Генеральной Ассамблее ООН во вторник открылась Неделя разоружения. Впервые это мероприятие провели в 1978 году. Тогда его главной…

«У договора были свои положительные моменты, но спустя эти годы мы видим, что американцы не хотят соответствовать ни букве, ни духу ДРСМД», — подчеркнул Денисенцев.

Аналитик констатировал, что США сохранили ударные возможности на море и создали дополнительную для России угрозу, развивая наземную инфраструктуру ПРО. Собеседник RT уверен, что переброска «Томагавков» на объекты ПРО в Европе — «вопрос нескольких дней, если не часов».

«Договор оказался нежизнеспособен, так как по факту был основан на доброй воле руководства СССР и США. Сейчас американцы не согласятся его менять, а другие государства не будут связывать себе руки подобными ограничениями. Тем не менее аннулирование ДРСМД приведёт к крайне негативным последствиям. В интересах России, конечно, предотвратить выход США из договора», — подытожил эксперт. 

Крылатые ракеты, мобильные и стационарные

Претензии США к России касаются крылатой ракеты 9М729 (SSC-8) [], размещённой на сухопутных мобильных пусковых установках (до смешения подобным используемым системам в составе оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М») и якобы развернутой в двух ракетных бригадах. Доказательства в открытых источниках до настоящего времени так и не представлены (да и объем данных, переданных союзникам США, по имеющейся информации, разнится), однако речь идет о нескольких испытаниях, которые в комплексе могут указывать на «нарушающую» дальность указанного изделия. Если крылатая ракета 9M729 действительно является «наземным Калибром», баланс затрат и выгод для такого развертывания по-прежнему ускользает от понимания. Возможно, в ходе одного из этапов испытаний произошла ошибка или даже серия ошибок как на полигонах в исполнении российских разработчиков и военных, так и в разведывательном сообществе США. И все же, чем же может быть эта ракета? []

Игорь Иванов:Дорога в никуда

Возможно, 9М729 действительно длиннее, но при этом она не летит дальше 500 км. Например, ракета имеет какую-то отделяемую головную часть, возможно, с дополнительным ускорителем в духе противокорабельного «Калибра» со сверхзвуковой головной частью [] или же варианта крылатой ракеты воздушного базирования Х-101, якобы обладающей возможностью поражения сразу нескольких целей. В такой ситуации то самое «нарушающее» испытание было связано с конфигурацией изделия, сработавшего некорректно (грубо говоря, увеличилась дальность, а не скорость, или планирующая часть случайно пролетела слишком далеко), и в итоге победила иная конструкция в рамках того же проекта. Хотя самым простым вариантом остается неоднократно озвученная версия о последовательных пусках различных вариантов крылатых ракет разработки ОКБ «Новатор» под различные варианты базирования с одних и тех же стендов в рамках единого испытательного цикла.

Принципиальные претензии [] России вызывает американский комплекс противоракетной обороны наземного базирования Aegis Ashore, представляющий собой «осухопученную» версию морской противоракетной системы и использующий пусковые установки, очень похожие на универсальные (т.е. применимые и для ударного вооружения) военно-морские пусковые установки Mk41. Американская сторона настаивает на том, что испытаний по пуску крылатых ракет из «ячеек» Aegis Ashore не было, так как программное обеспечение комплекса предназначено исключительно для целей противоракетной обороны, однако конкретные меры по доверию и прозрачности пока так и не были выработаны.

При этом уже сейчас отставные сотрудники Пентагона не стесняются говорить о возможности превращения системы из оборонительной («против Ирана») в наступательную («против России»).

Открытое небо и СНВ-III

При администрации Трампа также неопределённой оставалась и судьба Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-III), который должен был прекратить своё действие в феврале 2021 года. В мае 2020 года замглавы МИД России Сергей Рябков констатировал, что Белый дом намерен дать сроку действия договора истечь.

Российский дипломат тогда также заявил, что «именно Республиканская партия США стоит во главе усилий по разрушению режимов и договорённостей в области контроля над вооружениями». При этом Рябков отметил невозможность подключения к договору Китая, чего опять же требовала американская сторона.

Ситуация несколько изменилась с приходом на пост президента США демократа Джо Байдена. Сразу же после своей инаугурации Байден на пять лет продлил действие СНВ-III без дополнительных условий.

  • 16 июня 2021 г. Президент РФ Владимир Путин и президент США Джо Байден (слева) во время встречи в Женеве на вилле Ла Гранж
  • РИА Новости

Комментируя подход новой администрации Белого дома к вопросу поддержания стратегической стабильности, аналитики отмечают, что позиция США по этому направлению стала более взвешенной, несмотря на сохранение конфронтационного общеполитического курса по отношению к Москве. 

Также по теме


Недоверительные отношения: как выход Вашингтона из ДОН может повлиять на встречу Путина и Байдена

Договор по открытому небу (ДОН) теряет свою жизнеспособность без участия в нём США и России, заявил пресс-секретарь президента РФ…

Стоит напомнить, что Джо Байден, будучи сенатором, в 1980-х годах лично участвовал в создании ДРСМД и даже несколько раз посещал СССР в составе американской делегации на консультациях по этому вопросу.

Несмотря на продление СНВ-III, демократ не стал пересматривать решение Трампа о выводе Вашингтона из ещё одного соглашения — Договора по открытому небу.

В конце мая этого года американская сторона известила МИД РФ о том, что не намерена возвращаться в это соглашение. В Москве впоследствии отметили, что без участия США и России ДОН утрачивает жизнеспособность, несмотря на желание других участников (например, той же Германии) сохранить его действие.

Юрий Кнутов отмечает, что, несмотря на желание администрации Байдена сохранить функционал системы контроля за стратегическими вооружениями, которая была установлена после холодной войны, в США есть силы, которые хотят снять все ограничения в этом вопросе.

«С юридической точки зрения взять и просто отменить решение по ДРСМД Байден не мог. При этом в Договор об открытом небе США ещё могли вернуться, но под давлением агрессивного республиканского лобби Байден на это не решился, хотя он, как политик, сформировавшийся в период холодной войны, хорошо знал о возможных угрозах развязывания третьей мировой ядерной войны, которые возникали в разное время», — говорит эксперт.

Сдержать Россию

Публичные обвинения в нарушении договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) посыпались на Россию в 2014 году на фоне введения санкций из-за украинского кризиса. Тем не менее в течение трёх лет Вашингтон воздерживался от выдвижения каких-либо ограничительных мер в адрес Москвы.

22 июня 2017 года 23 члена Демократической партии внесли законопроект о военном сдерживании России, в котором говорится о необходимости разработать план санкционного режима, чтобы наказать Москву за игнорирование пунктов ДРСМД.

Ранее с инициативой официально закрепить за Россией статус нарушителя договора выступил республиканец Том Коттон. Сенатор потребовал, чтобы Пентагон начал передавать союзникам технологии для производства ракет средней и малой дальности.

В МИД РФ усмотрели в законодательных потугах конгресса США поиски повода для одностороннего выхода из ДРСМД и расширения санкций.

«Неизвестно, какой приз рассчитывает получить победитель в этом конкурсе. Но на фоне общего неизбежного глобального проигрыша, который предполагают подобные игры, приз в лучшем случае будет утешительным. Да и вообще не очевидно, удастся ли кому-то им воспользоваться», — констатировал Леонтьев.

Цель выхода США из ДРСМД

Андрей Кортунов:Есть ли жизнь после смерти контроля над вооружениями?

Говоря о цели выхода Соединенных Штатов из ДРСМД, стоит сказать об их стремлении к «абсолютной безопасности» США. После распада СССР американская армия занимала доминирующее положение в мире. Поэтому в новом веке США формируют военно-стратегическое мышление, ориентированное на принцип «абсолютной безопасности». Администрация Д. Трампа сделала противоракетную оборону приоритетом национальной безопасности. Выход из ДРСМД дает США возможность разрабатывать более эффективные ракеты средней и меньшей дальности без каких-либо ограничений. Таким образом, всесторонне модернизированная система нападения и обороны позволит Соединенным Штатам укрепить потенциал военного сдерживания других стран, обеспечив при этом «абсолютную безопасность» и абсолютное преимущество в военной области.

Вторая цель США — создание внешних трудностей для экономического развития России. Последняя, несмотря на ограниченные финансовые ресурсы, вынуждена выделять большие средства на развитие собственной ракетной системы, чтобы поддерживать стратегическую стабильность и уравновешивать США. Если Россия не сможет должным образом контролировать масштаб военных расходов, это, вероятно, вызовет серьезные финансовые трудности, замедлит экономическое развитие и приведет к социальным противоречиям и напряженности, что даст Соединенным Штатам возможность спровоцировать экономический и даже политический кризис в России.

Александр Ермаков: (Не) Бойся мартовских ид

Еще одна цель, которую преследовали США, — ухудшение отношений между Россией и Европой. Военное давление США на Россию в краткосрочной перспективе не будет ослаблено, и Россия, безусловно, усилит контрмеры, что приведет к росту напряженности между Россией и Европой, которая окажется «зажатой» между российскими и американскими арсеналами. Европа разобщена; новые европейские государства, такие как Польша и Румыния, разместят у себя американские ракеты, что неизбежно усугубит противоречия между «старой» и «новой» Европой. Европа столкнется с еще большим давлением в сфере безопасности со стороны России, что приведет к ухудшению отношений между ними. Такое развитие событий соответствует планам США, которые надеются, что сложившаяся ситуация помешает улучшению российско-европейских отношений и сведет к нулю вероятность отмены введенных против России западных санкций.

Наконец, США стремились к сдерживанию военного потенциала Китая. Активное развитие ракетных технологий в Китае вызывает недовольство Соединенных Штатов, которые пытаются с помощью договоров остановить разработки ракет в Китае. Освободившись от обязательств по ДРСМД, США стали рассматривать план по размещению новых наземных ракет средней и меньшей дальности в Азии как меру по сдерживанию Китая. 5 февраля 2019 г. Дональд Трамп заявил, что Вашингтон готов рассмотреть возможность перезаключения договора в случае расширения состава его участников. США фактически вынуждали Россию вовлечь в Договор Китай. 10 апреля госсекретарь США заявил, что США и Россия в скором времени, возможно, продолжат переговоры по договору о сокращении ядерных вооружений, и Китаю необходимо присоединиться к этому процессу. Это говорит о том, что выход США из Договора о РСМД — часть комплексного давления США на Китай в военной сфере. 3 мая 2019 г. в телефонном разговоре с Владимиром Путиным Д. Трамп вновь поднял вопрос о заключении трехстороннего договора о ядерном вооружении с участием КНР, тем самым вновь пытаясь подтолкнуть Россию к совместному давлению на Китай. В ответ представитель МИД КНР заявил, что Китай выступает против одностороннего выхода США из ДРСМД и его превращения в многостороннее соглашение.

Возвращение гонки вооружений

1 февраля 2019 года президент США Дональд Трамп объявил о начале процедуры выхода из договора. В своём заявлении он обвинил Россию в «безнаказанном нарушении ДРСМД» и в «скрытной разработке и развёртывании запрещённой ракетной системы».

Также по теме


«Дальность превысит 500 км»: в США сообщили об испытании направленной против российской ПВО ракеты

США провели испытания прототипа ракеты Precision Strike Missile (PrSM) класса «земля — земля», рассказал генерал американских…

2 февраля Владимир Путин объявил, что Россия приостанавливает участие в договоре в ответ на действия США. Также Путин поручил не вести с Вашингтоном новых переговоров по разоружению до тех пор, пока Штаты не будут готовы к «равноправному, содержательному диалогу».Стоит отметить, что на протяжении 2019 года, НАТО также возлагало ответственность за прекращение действия ДРСМД на Россию несмотря на то, что первым из него вышли США. Эта позиция была подтверждена на юбилейном 70-м саммите Североатлантического альянса, который прошёл в начале декабря 2019 года в Лондоне.

«Мы принимаем и будем продолжать взвешенно и ответственно принимать меры в ответ на развёртывание Россией новых ракет средней дальности, которые привели к прекращению действия ДРСМД и создают значительные риски для евроатлантической безопасности», — говорится в тексте лондонской декларации.

Владимир Путин направил лидерам Германии и Франции предложение установить мораторий на размещение РСМД в Европе, однако они это предложение отвергли.

Как подчеркнул в разговоре с RT профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев, прекращение действия ДРСМД для системы международной безопасности означает резкое понижение порога применения ядерного оружия в Европе.

В разговоре с RT военный эксперт Юрий Кнутов отметил, что прекращение действия ДРСМД для системы международной безопасности означает возврат США к попытке навязать военную угрозу и разговаривать с Россией с позиции силы.

«Планируемое размещение ракет средней и меньшей дальности в Европе, Юго-Восточной Азии, Японии, а также желание Трампа купить Гренландию, где в 1950-е годы Вашингтон уже пытался построить мощную ракетную базу, демонстрирует, что Россия после прекращения действия договора окажется в зоне достижимости для американских ракет средней и меньшей дальности», — подчеркнул эксперт. 

Причина или следствие?

На фоне дискуссий вокруг ДРСМД возникла достаточно провокационная мысль.

Заключение Договора, как и иных соглашения в области ограничения ядерных вооружений, привело к началу сокращения общего числа ядерных боезарядов в глобальном масштабе.

Существуют опасения, что с развалом Договора тренд может развернуться в противоположном направлении.

Вместе с тем представляется интересным следующий вопрос: а что, если сокращение общего числа ядерных боезарядов вызвано не только контролем над вооружениями, завершением Холодной войны и прочими обстоятельствами, но и развитием неядерного высокоточного оружия большой дальности [], причем и в глобальном, и в региональном измерении, стремительно начавшемся как раз в 80-х годах прошлого века, в первую очередь в США?

И теперь американцы справедливо опасаются, что доминирование в воздухе и на море становится проблематичным в связи с прогрессом в создании аналогичных «потенциалов» иными странами. Поэтому они решили вложиться в «новые-старые» изделия наземного базирования. Тем более, как выясняется, еще в 2013-м году в Пентагоне была проведена предварительная работа по определению систем вооружений, которые можно было бы развернуть после выхода из Договора [].

Напомним, ДРСМД не делит ракеты на ядерные и неядерные. На момент его подготовки и подписания ракеты средней и меньшей дальности представляли угрозу в первую очередь как носители ядерного оружия. На дальностях даже в первые тысячи километров цели гарантированно поражались исключительно боезарядами в сотни килотонн. Теперь же соответствующие изделия интересны действующим и потенциальным пользователям в том числе (если не в первую очередь) и в неядерном оснащении в рамках концепций быстрого глобального удара, неядерного сдерживания и иных вариантов применения высокоточного оружия большой дальности.

Задний план

В марте 1976 года Советский Союз впервые развернул на своих европейских территориях РСД-10 «Пионер» ( на Западе именуемую SS-20 Sabre ) — мобильную маскируемую баллистическую ракету средней дальности (БРСД) с системой многоцелевого поражения индивидуального наведения (MIRV). ) с тремя ядерными боеголовками мощностью 150 килотонн . Дальность действия SS-20 в 4700–5000 километров (2 900–3 100 миль) была достаточной, чтобы достичь Западной Европы с территории Советского Союза; дальность была чуть ниже минимальной дальности действия межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) по — 5 500 км (3400 миль). SS-20 заменил устаревшие советские системы SS-4 Sandal и SS-5 Skean , которые представляли ограниченную угрозу для Западной Европы из-за их низкой точности, ограниченной полезной нагрузки (одна боеголовка), длительного времени на подготовку к запуску. , трудность маскировки и недостаточная мобильность, из-за которой они могли подвергнуться упреждающим ударам НАТО перед запланированным нападением. В то время как SS-4 и SS-5 рассматривались как оборонительное оружие, SS-20 рассматривалась как потенциальная наступательная система.

США, находившиеся тогда при президенте Джимми Картере , первоначально рассматривали свое стратегическое ядерное оружие и самолеты, способные нести ядерные заряды, как адекватные средства противодействия SS-20 и достаточный сдерживающий фактор против возможной советской агрессии. В 1977 году , однако, канцлер Гельмут Шмидт из Западной Германии утверждал в своей речи , что реакция Запада на развертывание СС-20 следует изучить, вызов , который вторит НАТО, учитывая воспринимаемого западный недостаток в европейских ядерных сил. Лесли Х. Гелб , помощник госсекретаря США , позже рассказал, что речь Шмидта заставила США разработать ответ.

Пусковые установки СС-20

12 декабря 1979 года, под давлением Европы с требованием отреагировать на SS-20, западные министры иностранных дел и обороны на встрече в Брюсселе приняли двойное решение НАТО . Министры утверждали, что Варшавский договор «разработал большой и растущий потенциал ядерных систем, которые непосредственно угрожают Западной Европе»: ядерные системы «театра военных действий» (то есть тактическое ядерное оружие ). Описывая эту «обостренную» ситуацию, министры прямо сослались на SS-20, отличающийся «значительными улучшениями по сравнению с предыдущими системами в обеспечении большей точности, большей мобильности и большей дальности, а также наличия нескольких боеголовок». Министры также объяснили изменившуюся ситуацию развертыванием советского стратегического бомбардировщика Ту-22М , который, по их мнению, имел «гораздо более высокие характеристики», чем его предшественники. Кроме того, министры выразили обеспокоенность тем, что Советский Союз получил преимущество перед НАТО в «ядерных силах на ТВД большой дальности» (LRTNF), а также значительно увеличил ядерный потенциал ближнего театра военных действий.

Двустороннее решение включало два политических «трека». Первоначально из 7400 ядерных боеголовок театра военных действий 1000 будут вывезены из Европы, и США будут вести двусторонние переговоры с Советским Союзом, направленные на ограничение ядерных сил театра военных действий. Если эти переговоры потерпят неудачу, НАТО модернизирует свои собственные LRTNF или ядерные силы средней дальности (РСМД), заменив американские ракеты Pershing 1a 108 пусковыми установками Pershing II в Западной Германии и разместив 464 крылатых ракеты наземного базирования (GLCM) BGM-109G. Бельгия , Италия , Нидерланды и Великобритания, начиная с декабря 1983 г.

Влияние выхода США из ДРСМД

Марк Фино:Запрет на ракеты средней дальности в Европе по-прежнему необходим

Выход США из ДРСМД представляет прямую угрозу мировой системе контроля над вооружениями, оказывая особое влияние на создание глобальной системы стратегической стабильности в XXI в. Такое положение дел неизбежно приведет к началу нового раунда «Большой игры» великих держав в сфере военной безопасности и в других областях, окажет существенное влияние на международную безопасность и даже мировой порядок.

Вероятен крах системы контроля над вооружениями и гонка вооружений. Договор о РСМД является краеугольным камнем советско-американской системы контроля над вооружениями, он позволил России и Соединенным Штатам сохранить институциональное взаимодействие и обмен информацией в военной сфере. Как заявил президент России В. Путин, выход США из ДРСМД может привести к обрушению всей системы контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения. Выход США из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и последующий выход из ДРСМД означает, что Россия и США лишились двух базовых соглашений о контроле над вооружениями. Десятилетиями поддерживаемый сторонами ядерный баланс столкнулся с реальной угрозой разрушения. После выхода из ДРСМД и Россия, и США активизируют разработку и развертывание соответствующих ракетных систем.

Александр Ермаков: Ракетно-ядерный щит Пятой республики поднимается над Европой?

Основываясь на советско-американской системе контроля над вооружениями, в 2010 г. Россия и США подписали новый Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). Согласно документу, Россия и США должны сократить число развернутых в период холодной войны ядерных боеголовок и баллистических ракет. Однако вслед за объявлением о выходе из ДРСМД Д. Трамп назвал Договор с Россией по ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III) «плохой сделкой». Если Россия и США, отказавшись от Договора по ПРО и Договора о РСМД, не смогут продлить СНВ-III или подписать новое соглашение, десятилетиями создаваемая усилиями двух сторон система контроля над вооружениями окончательно рухнет, что может побудить мировые державы активизировать исследования, разработки и развертывание систем противоракетной обороны с элементами космического базирования и других усовершенствованных систем вооружения, обладающих большей точностью, дальностью и мощностью.

Возможно также обострение отношений великих держав в сфере военной безопасности. Другие державы, осознав, что после выхода США из ДРСМД мир вступил в период обострения угроз безопасности, усилят ответные меры. Китай, испытав на себе военное давление со стороны США и попытки Вашингтона сдержать военную мощь Китая с помощью ДРСМД, активизировал разработки и развертывание ракет средней дальности, а также усилил военные обмены и военно-техническое сотрудничество с Россией.

Выход России и США из ДРСМД не соответствует интересам безопасности Европейского союза (ЕС)

ЕС не только важно, чтобы Россия и США соблюдали Договор о РСМД, Союзу также необходимо уменьшение степени ракетной угрозы. ЕС призывает Россию и США предпринять необходимые шаги для возобновления ДРСМД и попытаться свести к минимуму последствия отказа от Договора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector