Письма товарища сухова
Содержание:
- Борис и Катерина (по пьесе А. Островского «Гроза»)
- А теперь — цитаты
- Последнее свидание Катерины с Борисом
- Умер Марк Захаров.
- Фото: кадр из фильма, Изменить размер текста:
- А теперь — тексты писем
- Письмо Катерине Матвевне № 1. Про чистую лебедь…
- Письмо № 2. Народ подобрался покладистый, душевный, с огоньком
- Письмо № 3. Так что вам зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие
- Письмо № 4. Солнышко такое, аж в глазах бело
- Письмо Катерине Матвевне № 5. Простите велкодушно, небольшая заминка
- Сухов пишет письмо № 6 и одевается во все чистое
- Письмо бесценной Катерине Матвевне. № 7. Сухов снова идет домой
- Письма товарища Сухова
- Сюжет[править]
Борис и Катерина (по пьесе А. Островского «Гроза»)
Замечательные и справедливые слова сказал о пьесе «Гроза» в своем письме А. Н. Островскому В. П. Боткин: «Никогда вы не раскрывали так своих поэтических сил, как в этой пьесе… В «Грозе» вы взяли такой сюжет, который насквозь исполнен поэзии,— сюжет, невозможный для того, кто не обладает поэтическим творчеством… Любовь Катерины принадлежит к тем же явлениям нравственной природы, к каким принадлежат мировые катаклизмы в природе физической…».
Итак, Катерина влюблена в Бориса. Прочитав эту строчку, можно только вздохнуть: «Что ж, любви все возрасты покорны…», а можно глубоко задуматься, потому что любовь к Борису стала для героини «Грозы» настоящей трагедией, усилив ту драму, которую она переживала, оказавшись в «темном царстве».
Катерина — девушка тонкая, мечтательная, поэтичная. Это человек высоконравственный, простодушный, безыскусный в отношениях с людьми. Она не умеет лгать, притворяться, скрывать свои чувства. Чувствует она глубоко, поэтому, раз увидев Бориса и полюбив его, уже не может ничего с собой поделать. «Разве я хочу об нем думать? — рассуждает она.— Да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, а он так и стоит перед глазами». Для замужней Катерины, верной своему мужу и набожной, эта любовь становится настоящей нравственной пыткой. «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что»,— так описывает она свое состояние.
Будучи доброй, Катерина жалеет мужа, которого никогда не любила и не любит, с которым она никогда не сможет быть счастливой. Он слабый, безвольный человек, позволяющий унижать себя на глазах жены.
Борис и Катерина не могут видеться, потому что замужних дам держат в Калинове под семью замками. Разрешить проблему берется сестра Тихона, Варвара, для которой давно не существует никаких нравственных преград. «И я не обманщица была,— говорит она о себе,— да выучилась, когда нужно стало». Едва ли у Катерины получилось бы освоить эту науку.
Поначалу сопротивляясь, Катерина все-таки принимает услуги Варвары. Она не может больше находиться в удушливой атмосфере ханжества, несвободы, самодурства, да и свою любовь побороть не в силах. Героиня идет на великий грех — решается встретиться с Борисом. Судьба благоволит этому: Кабаниха отправляет сына из дому. Сложившуюся ситуацию Катерина переживает мучительно, но преодолеть ее она не может. Несколько встреч с Борисом освещают ее жизнь лучами счастья, но ненадолго.
Борис находится в зависимом положении от своего дяди, купца Дикого. Он сирота, а бабушка его в завещании распорядилась о том, чтобы долю наследства Борис получил только после совершеннолетия и только при условии почтительного отношения к дяде, что в принципе невозможно. Не потому что Борис не уважителен к старшим, а потому что на Дикого, властного, грубого, бессовестного и хитрого человека, угодить невозможно. Тем не менее Борис продолжает жить в доме дяди, терпеливо снося все оскорбления. В его характере нет той силы, которая помогла бы ему превозмочь обстоятельства.
Попав в Калинов, Борис, так же как и Катерина, чувствует себя неуютно. «Больно трудно мне здесь, без привычки-то! — говорит он. — Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им». Неожиданной напастью для него становится любовь. «Загнан, забит,— восклицает он,— а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал».
Борис не может побороть свои чувства. «Уж я коли полюбил…»,— говорит он, открывая свою тайну Кудряшу, и не заканчивает фразу, потому что и так все ясно. Однако и первого шага он сделать не может. Варвара оказывается куда проворнее его. Борис принимает ее услугу, а вот ответить за содеянное не умеет. Наказанный дядей, он послушно отправляется в Сибирь. На просьбу Катерины взять ее с собой Борис отвечает отказом — он дяди остерегается. Борис фактически предает Катерину, бросая ее в таком положении.
Героиня оказывается сильнее Бориса. Именно она, не умеющая лгать, во всеуслышание говорит о своей любви. Она бросает вызов «темному царству», кинувшись в бездну. Борис, конечно, сочувствует Катерине, но единственное, чем он оказывается в силах ей помочь,— это пожелать ей смерти.
Островский показал Катерину женщиной, которая «забита средой», но вместе с тем он наделил ее положительными качествами сильной натуры, способной до конца противостоять деспотизму. О Борисе же критик Н. Добролюбов говорил, что он тот же Тихон, только «образованный». «Образование отняло у него силу делать пакости… но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие…».
А теперь — цитаты
―Восток — дело тонкое.
―Мертвому, конечно, спокойней, да уж больно скучно. А что у тебя с этим, с Джавдетом?
―Ты как здесь оказался?―Стреляли.
―Слушай, хоть женщин возьми.
―Эт точно.
―Товарищи женщины! Не бойтесь! С вашим мужем-эксплуататором мы покончим, а пока вы поступаете в распоряжение товарища Сухова. Он будет вас кормить и защищать. Он хороший человек.
―Список, товарищ Сухов.―Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай. Гюльчатай!
―Отметить надобно — народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком…
―Так что вам зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие.
―Вопросы есть? Вопросов нет. За мной!
―Тебя как, сразу прикончить или желаешь помучиться?―Лучше, конечно, помучиться.
―Здорово, отцы! Прощенья просим! Где взяли?―Давно здесь сидим.
―Товарищи женщины! Революция освободила вас. У вас нет теперь хозяина, нет господина. И называйте меня просто товарищ Сухов. Забудьте вы к чертям свое проклятое прошлое. Вы будете свободно трудиться и у каждой будет отдельный супруг.
―Гюльчатай, открой личико, а?
―Господин назначил меня любимой женой!
―Зачем ты убил моих людей, Саид? Я послал их сказать, чтобы ты не искал Джавдета в Сухом ручье. Его там нет. Возвращайся в Педжент. Твой отец был другом моего отца.
―Дорога легче, когда встретится добрый попутчик.
―Сухов, говоришь? Сейчас мы поглядим, какой это Сухов.Прости меня, грешного. Держи!―…Заходи.
―Я не пью.―Правильно. Я вот тоже сейчас это допью… и брошу. Пей!
―Вот что, ребята, пулемет я вам не дам.
―Павлины, говоришь?
―А разве ты не можешь сказать, что Гюльчатай твоя любимая жена? Разве она обидится?
―Простите великодушно, небольшая заминка. Докончу в следующий раз.
―Мы верны тебе, господин!―Джамиля, разве ты не была любимой женой? Обидел я тебя хоть раз? Почему ты не умерла?
―Абдулла, руки-то опусти.
―Не говори никому, не надо.
―Опять ты мне эту икру поставила! Не могу я ее каждый день, проклятую, есть. Хоть бы хлеба достала.
―Я рассчитывал на тебя.―Если меня убьют, кто отомстит Джавдету?―Я рассчитывал на тебя, Саид.
―И встать, когда с тобой разговаривает подпоручик!―Че это ты?―Да гранаты у него не той системы.
―Абдулла, у тебя ласковые жены, мне хорошо с ними.
―Иди, иди! Хорошая жена, хороший дом, что еще надо человеку, чтобы встретить старость?
Договориться с таможней…
―Слышь, Абдулла! Не много ли товару взял? И все, поди, без пошлины?―Так нет же никого в таможне. Кому платить — неизвестно. Хочешь, мы заплатим золотом?
―Ты ведь меня знаешь, Абдулла, я мзду не беру. Мне за державу обидно.―Аристарх! Договорись с таможней.
―Верещагин! Уходи с баркаса!
―Абдулла! Таможня дает добро!
―Махмуд! Зажигай!
―Ты как с Джавдетом? Может, помочь?―Нет, Джавдет мой. Встретишь, не трогай его.
―Добрый день, веселая минутка. Здравствуйте, бесценная Катерина Матвевна. За прошедшую отсрочку не обессудьте, видно, судьба моя такая. Однако ничего этого больше не предвидится, а потому спешу сообщить вам, что я жив, здоров, чего и вам желаю.
Последнее свидание Катерины с Борисом
Драма «Гроза», написанная А.Н. Островским в 1859 году, по своему жанру — социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал — самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом в душе Катерины. Как тонкий мастер-психолог, рисует автор глубокие переживания героини, ее страдание, смену настроений. Так же ярко и трогательно рисует он последнее свидание Катерины с Борисом, заставляя читателей сочувствовать героине в той сложной ситуации, в которой она оказалась. Признавшись публично в своем грехе— измене безвольному слабому мужу, не сумевшему понять Катерину и защитить ее от нападок свекрови, — Катерина вызывает на себя шквал упреков и унижений, всеобщее осуждение. Тихону жалко ее, но больше всего жалко ему себя, поэтому он только пьет и жалуется на жизнь. Бориса отсылают на три года «в Тяхту, к китайцам», в контору знакомого купца. Он плачет и только просит не мучить Катерину, но защитить ее не может никто. Героине так тяжело, что она меч-
тает о смерти как о единственном избавлении от страданий, и единственное, что еще могло бы хоть как-то ее утешить — это увидеть Бориса. Любовь к нему осталась в ее сердце. «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»— это поэтическое причитание Катерины сродни народному фольклору. Словно в ответ на ее призыв «Откликнись!» появляется Борис, услышавший голос героини. Их радость от встречи искренняя и непосредственная, но это, скорее, последняя возможность для Катерины поплакать на груди у любимого человека, и мало в этой встрече радости. Катерина просит прощения у Бориса, что выдала тайну их любви, что не смогла скрывать это в своей душе. Она себя считает во всем виноватой, искренне желая Борису «не тужить» о ней долго. Ей очень тяжело дома, и она бесхитростно рассказывает об этом: свекровь мучает ее, запирает, муж то сердится, то ласков, да «ласка-то его… хуже побоев». Единственная просьба ее к Борису — взять ее с собой. Но Борис так же слаб и безволен, как и Тихон. Завися от дяди материально, он не может его ослушаться: «Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду…» Когда-то он не хотел думать о том, что предстоит им с Катериной: «Ну, что об этом думать, благо нам теперь-то хорошо!» Теперь же он страдает: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!» Он беспокоится прежде всего о себе, боится, чтоб их не застали. Осознавая свою слабость, проклиная тех, от кого зависит, он в отчаянии восклицает: «Эх, кабы сила!» В этой сцене Катерина нравственно намного выше Бориса: она готова и к любви, и к самопожертвованию. «Вот теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо». Ее внутренний мир гораздо богаче, тоньше, наполнен более сильными чувствами. В самоотверженной любви для героини главное — чтобы не сердился на нее, не проклинал ее Борис, его счастье и душевный покой ей дороже собственного. Поэтому после расставания с ним ей нечего больше ждать от жизни. Борис заподозрил что-то неладное, у него даже появилось предчувствие, что Катерина что-то задумала. Но, попросив, чтоб он подавал по дороге милостыню всем нищим с наказом молиться за ее грешную душу, Катерина настаивает на скорейшем прощании. Уезжает рыдающий Борис, и теперь Катерина остается одна, и ждать ей от жизни больше нечего.
Эта сцена глубже раскрывает внутренний мир обоих героев: слабость, бессилие и себялюбие Бориса и глубокое страдание и самоотверженную любовь Катерины. Раскрывается также нравственное превосходство героини: ясно, что Борис не герой, и прав был Н.А. Добролюбов, утверждая, что полюбила его Катерина больше «на безлюдье». Но, кроме более полного раскрытия характеров героев, эта сцена важна и еще по одной причине: она психологически мотивирует последующее самоубийство Катерины, подготавливая читателя к восприятию дальнейших событий
Все это дает нам основание сделать вывод о важности и значимости сцены в трагедии, а также о ярком мастерстве Островского-драматурга, создавшего многие незабываемые шедевры русского театра
Умер Марк Захаров.
Письмо Катерине
Здравствуй, милая Катерина! Давно не получала от тебя весточки. Как ты там? Что у тебя нового в жизни?
Ты, наверное, скучаешь по дому, по родителям. Тебе нужно обязательно навестить их, а то они совсем заждались тебя. У нас здесь все по-прежнему: дом, сад, церковь и снова дом. А помнишь, как ты просыпалась рано, умывалась родниковой водой и гуляла по саду с цветами?
Ты часто с матерью ходила в церковь послушать проповедь или просто помолиться. Это были твои самые радужные и беззаботные дни.
До нас дошли слухи, что семья, в которую ты попала, очень жестоких и непримиримых правил. Говорят, что свекровь тебя изводит и спуску не дает. Почему же, милая Катерина, Муж за тебя не заступится?
Помнится, он был очень в тебя влюблен. Неужели он не может сказать хоть что-нибудь в ответ этой авторитарной женщине. Она же тебя так совсем со свету сживет. Если так и будет продолжаться, я думаю, что тебе нужно уходить от них.
Это не достойная семья, если в ней смеются и плачут только по приказу маменьки, если обнимают, не любя, пытаются быть добродетельными с черной душой и
В церковь ходят только, что создать видимость набожности.
О твоей Золовке тоже ходят всякие слухи. Говорят она, тайком, встречается с конторщиком Дикого и стыда не знает. А что же дома, отчего ее не накажут? Хотя, если у них такая лицемерная семья, наверняка, никто об этом и не знает.
16 стр., 7704 слов
Анализ письма лихачева как говорить
… размышляет, к которой он неоднократно возвращается. Постарайтесь сформулировать и записать проблему
(В Письме пятнадцатом “Про зависть” Лихачев поднимает проблему зависти как самого опасного чувства человека … человека, пробудить в нём чувство осторожности, говорит о желании автора, чтобы человек был самим собой.) 10. Дайте характеристику вступления и заключения
(Вступление – тезис – автор …
Ты держись от нее подальше, она тебя хорошему не научит и до добра не доведет. В Калинов, говорят, приехал некий Борис, который очень уж хорош собой, умен, воспитан, образован. Он, кажется, приехал к дядьке получить наследство, а значит ничего другого, кроме денег, его не интересует.
Поэтому, ты особо не увлекайся особо этим молодым человеком. Не думаю, что он способен на искреннюю и чистую любовь.
Также Катя, обещай хорошо питаться и беречь силы. Родители за тебя волнуются. Ты почаще пиши, пожалуйста.
Мы все скучаем по тебе и с нетерпением ждем встречи.
Твоя верная подруга, Анна
Трагедия Катерины в драме Гроза Островского
… жертвой жестокой свекрови и бездушного супруга. Она не желает жить взаперти ото всех. Единственным решением для нее стала смерть. Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе Пьеса Островского «Гроза» … настроение героини только усиливается. Катерина не …
Почему погибла Катерина в пьесе Гроза
… Почему погибла Катерина в пьесе Гроза Популярные сочинения Ключ к пониманию сути басни Крылова «Волк на псарне» лежит в дате её первой публикации. Впервые это произведение … права, поэтому основная тема произведения посвящена жизни русского народа …
Трагедия чистой души — Катерина и Лариса «Гроза» и «Бесприданница»
… чистое от дурных и корыстных помыслов. Мы обратимся к героиням А.Н. Островского Катерине и Ларисе, постараемся понять: в чем трагедия этих героинь, так верно и … ребенка? Или когда ее душу согревает вера, надежда и любовь? Читая произведения русской …
Трагическая судьба Катерины в пьесе Гроза, Островский
… ради показной религиозности, а ради светлого ощущения радости на душе. Сама Катерина с детства любит мечтать, видит сны, в которых свободно летает, одним словом приучена к вольной …
Фото: кадр из фильма, Изменить размер текста:
28 сентября не стало Марка Захарова — бессменного худрука «Ленкома », режиссера, общественного деятеля, а еще…автора письма товарища Сухова . Да-да, Захаров был не только постановщиком модных и новаторских спектаклей и лучших советских фильмов, а и юморески сочинял, пьесы и статьи по теории театра. Именно к нему и обратился режиссер фильма «Белое солнце пустыни» Владимир Мотыль.
22 стр., 10812 слов
Цитаты о Наташе Ростовой (том 1 и том 2): описание характера …
… она к гостье. Наташа, оторвав на минуту лицо от кружевной косынки матери, взглянула на нее снизу сквозь слезы смеха и опять спрятала лицо. Том 2 часть 1 (Наташа Ростова … три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор… а вот оно — настоящее… Ну, Наташа, ну, голубчик! …
Задача была сделать из кондового и академичного красноармейца живого русского человека. Проявить его трепетную душу, скучающую по родной земле. Захаров справился блестяще — семь писем Сухова жене, во время мысленного написания которых во сне красноармеец вспоминает любимую, стали безоговорочным элементом картины и добавили милого шарма. Безусловному знатоку языка Марку Анатольевичу удалось найти идеальный баланс между изысканной народной лексикой («будто чистая лебедь»)- без клюквы, карикатурной посконности и сельских жаргонизмов — и казенными оборотами командированного Сухова («народ подобрался покладистый, с огоньком»).
А теперь — тексты писем
Письмо Катерине Матвевне № 1. Про чистую лебедь…
А еще скажу вам, разлюбезная Катерина Матвевна, что являетесь вы мне, будто чистая лебедь, будто плывете себе, куда вам требуется, или по делу какому, даже сказать затрудняюсь… только дыхание у меня сдавливает от радости, будто из пушки кто в упор саданул.
Только знайте, любезная Катерина Матвевна, что классовые сраженияна сегодняшний день в общем и целом завершены, и час всемирного освобождения настает.И пришел мне черед домой возвратиться, чтобы с вами вместе строить новую жизньв милой сердцу родной стороне.
Письмо № 2. Народ подобрался покладистый, душевный, с огоньком
Душа моя рвется к вам, ненаглядная Екатерина Матвевна, как журавль в небо. Однако случилась у нас небольшая заминка. Полагаю, суток на трое, не более. А именно, мне как сознательному бойцу, поручили сопроводить группу товарищей с братского Востока.
Отметить надобно — народ подобрался покладистый, можно сказать, душевный, с огоньком, так что ноги мои бегут теперь по горячим пескам в обратную сторону, потому как долг революционный к тому нас обязывает.
Письмо № 3. Так что вам зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие
Обратно пишу вам, любезная Катерина Матвевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке.Сидим на песочке возле самого синего моря, ни в чем беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело.
Еще хочу сообщить вам — дислокация наша протекает гладко, в обстановке братской общности и согласия. Идем себе по пескам и ни о чем не вздыхаем, кроме, как об вас, единственная и незабвенная Катерина Матвевна.
Так что вам зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие.
Письмо № 4. Солнышко такое, аж в глазах бело
Обратно пишу вам, любезная Катерина Матвевна, поскольку выдалась свободная минутка. И разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке. Сидим на песочке возле самого синего моря, ни в чем беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело.
Письмо Катерине Матвевне № 5. Простите велкодушно, небольшая заминка
А еще хочу приписать для вас, Катерина Матвевна, что иной раз такая тоска к сердцу подступит, клешнями за горло берет. Думаешь, как-то вы там сейчас? Какие нынче заботы? С покосом управились или как? Должно быть, травы в этом году богатые.
Ну да недолго разлуке нашей тянуться. Еще маленько подсоблю группе товарищей, кое-какие делишки улажу и к вам подамся, бесценная Катерина Матвевна.
Простите великодушно, небольшая заминка. Докончу в следующий раз.
Сухов пишет письмо № 6 и одевается во все чистое
А ежели вовсе не судьба нам свидеться, Катерина Матвеевна, то знайте, что был я и есть, до последнего вздоха, преданный единственно вам одной.
И поскольку, может статься, в песках этих лягу навечно, с непривычки вроде бы даже грустно. А может, от того это, что встречались мне люди, в последнее время, душевные, можно сказать, деликатные.
Тому остаюсь свидетелем, боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля, красноармеец Сухов Федор Иванович.
Письмо бесценной Катерине Матвевне. № 7. Сухов снова идет домой
Добрый день, веселая минутка. Здравствуйте, бесценная Катерина Матвевна. За прошедшую отсрочку не обессудьте, видно, судьба моя такая. Однако ничего этого больше не предвидится, а потому спешу сообщить вам, что я жив, здоров, чего и вам желаю.
Письма товарища Сухова
…Добрый день, веселая минутка. Здравствуйте, бесценная Катерина Матвеевна. За прошедшую отсрочку не обессудьте. Видно, судьба моя такая. Однако ничего этого больше не предвидится. А потому спешу сообщить вам, что я жив, здоров, чего и вам желаю… |
…А еще скажу вам, разлюбезная Катерина Матвеевна, что являетесь вы мне словно чистая лебедь, будто плывете себе, куда вам требуется, или по делу какому, даже сказать затрудняюсь… Только дыхание у меня сдавливает от радости, будто из пушки кто в упор саданул. |
…Душа моя рвется к вам, ненаглядная Катерина Матвеевна, как журавль в небо. Однако случилась у нас небольшая заминка. Полагаю суток на трое, не более. А именно: мне, как сознательному бойцу, поручили сопроводить группу товарищей с братского Востока. Отметить надобно — народ подобрался покладистый, можно сказать — душевный, с огоньком. Так что ноги мои бегут теперь по горячим пескам в обратную сторону, потому как долг революционный к тому нас обязывает. |
Еще хочу сообщить вам — дислокация наша протекает гладко, в обстановке братской общности и согласия. Идем себе по пескам и ни о чем не вздыхаем, кроме, как об вас, единственная и незабвенная Катерина Матвеевна. Так что вам зазря убиваться не советуем. Напрасное это занятие… |
…Обратно пишу я вам, любезная Катерина Матвеевна, поскольку выдалась свободная минутка, и разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька на завалинке. Сидим мы сейчас на песочке возле самого синего моря, ни о чем беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело. |
…А еще хочу приписать для вас, Катерина Матвеевна, что иной раз такая тоска к сердцу подступит, клешнями за горло берет. Думаешь, как-то вы там сейчас? Какие нынче заботы? С покосом управились, или как? Должно быть, травы в этом году богатые. Ну, да недолго разлуке нашей тянуться. Еще маленько подсоблю группе товарищей, кое-какие делишки улажу и к вам подамся, бесценная Катерина Матвеевна. Простите великодушно, небольшая заминка. Докончу в следующий раз. |
…А ежели вовсе не судьба нам свидеться, Катерина Матвеевна, то знайте, что был я и есть до последнего вздоха преданный единственно вам одной. И поскольку может статься, в песках этих лягу навечно, с непривычки вроде бы даже грустно. А может, от того это, что встречались мне люди в последнее время все больше душевные, можно сказать, деликатные. Тому остаюсь свидетелем, боец за счастье трудового народа всей земли, Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля, демобилизованный красноармеец Сухов Федор Иванович. |
Сюжет[править]
Демобилизованный красноармеец Фёдор Сухов возвращается домой через прикаспийскую пустыню. По дороге он находит Саида, обреченного на мучительную смерть: его зарыли по шею в раскалённый песок люди басмача Джавдета. Сухов спасает Саида, после чего продолжает свой путь. Но недалеко ему удается уйти: бывший коллега, товарищ Рахимов, сбрасывает ему на руки гарем бывшего контрабандиста и нынешнего басмача Чёрного Абдуллы, который тот бросил, намереваясь уйти морем в Иран.
Сухов и преданный ему юный красноармеец Петруха доводят женщин до приморского городка и размещают в музее, чтоб те дождались Рахимова — но становится известно, что в городок вот-вот нагрянет Абдулла, который хочет воспользоваться баркасом для переправы в Иран. Узнав, что его гарем побывал в руках другого мужчины, Абдулла считает делом чести убить всех женщин. Его банда насчитывает несколько десятков человек — а противостоять им должны Сухов и Петруха. Саид покидает Сухова, опасаясь, что, если он погибнет в бою с Абдуллой, некому будет отомстить Джавдету за убитого отца. Сухов пытается привлечь союзника — бывшего таможенника Верещагина, коротающего чуждую ему войну в уединенном домике с павлинами…