Белое солнце пустыни

Есть такая профессия…

В 1950-х годах ему был присвоен статус персонального пенсионера Узбекской ССР. До последних лет жизни Михаил Поспелов сохранял военную выправку, носил гимнастерку и пограничную фуражку.

10 августа 1962 года, в возрасте 78 лет, человек, всю свою жизнь посвятивший служению державе, умер в Ташкенте.

Внук и правнук Михаила Поспелова были выпускниками суворовского училища, достойно служили в Вооруженных Силах, продолжая традицию, заложенную предком.

Михаил Дмитриевич Поспелов не дожил восьми лет до появления своего «кинодвойника». Но таможенник Верещагин, полюбившийся большой стране, стал достойным воплощением образа человека, посвятившего жизнь своей Родине.

Ранние годы

Родился Павел 20 апреля 1927 года в городе Луганске. Настоящая фамилия его отца была Луспекян – он происходил из нахичеванских армян. Мать – Серафима Авраамовна – донская казачка. Богдасар (Борис) Гукасович работал мясником и характер имел горячий, нередко напивался и поколачивал жену на глазах сына. Маленький Паша, как мог, пытался утешить мать, а отца недолюбливал и побаивался. Однако многое унаследовал от него – например, взрывной характер.

В начале 1940-х парень поступил в ремесленное училище, подрабатывал слесарем. В 1943-м в возрасте шестнадцати лет ушел на фронт добровольцем, попал в партизанский отряд и неоднократной участвовал в боях. Был тяжело ранен (пуля раздробила локтевой сустав). Павла направили в госпиталь и стали готовить к ампутации. Юноша был в полубессознательном состоянии, однако в нужный момент усилием воли заставил себя проснуться. Увидев, что находится на операционном столе, он взял с хирурга слово, что тот сохранит ему руку. Врач пообещал, и руку действительно удалось спасти. После восстановления молодого человека определили на штабную службу, а в 1944 году он демобилизовался. Уже в ранней молодости дала о себе знать непреодолимая сила воли Луспекаева…

Власть возвращается

Он оставался единственным из командиров 30-й Закаспийской бригады, кто остался в строю. И в 1919 году Поспелов стукнул кулаком по столу, решив, что пора наводить порядок. «Красный шайтан» набрал добровольцев из числа местных жителей, которые устали от бандитского беспредела, вооружил и занялся их обучением. Вскоре ему удалось восстановить пограничную службу сначала на посту «Гермаб», а затем и на всем участке ответственности Гермабского погранотряда. Бандиты и контрабандисты, наткнувшись на сопротивление, предпочли уйти подальше, туда, где «Красный шайтан» не мог до них добраться.

Павел Луспекаев в роли Павла Верещагина. Фото: Кадр из фильма

Тем временем чаша весов в Гражданской войне стала склоняться в сторону большевиков. И «Красный шайтан» стал «красным» и в политическом смысле — 24 декабря 1919 года приказом по войскам Туркестанского фронта товарищ Поспелов Михаил Дмитриевич был назначен командиром пограничного батальона с дислокацией в населенном пункте Гермаб.

Времена были трудные, и Поспелову приходилось нетривиальными способами решать вопросы снабжения. Для того, чтобы обеспечить своих пограничников хлебом, он продал все ковры, которые были в его доме ещё с дореволюционных времен.

В марте 1921 года Михаил Поспелов стал командиром 1-го пограничного полка с дислокацией в городе Ашхабад. Задача полка — охрана всей советско-персидской границы. С формированием войск ВЧК Туркестана он назначается начальником 1-го района 35-й пограничной бригады.

Михаил Поспелов. Фото: Кадр youtube.com

Авторы Гайдпарка

  • Петр Новыш

    Вспоминаю как ленинградские разработчики силовой электроники впервые становились немножко предпринимателями

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Пуск ракеты комплекса «Ответ» фрегатом «Маршал Шапошников»

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Фрегат «Адмирал Горшков» совершил очередной пуск ракеты «Циркон»

    Читать полностью

  • Анатолий Шунавикин

    Как либерал с Эха А.Орех похож на Президента В.Путина…

    Читать полностью

  • Алексей Хохлов

    Китайская ракета Kuaizhou-1A не смогла вывести на орбиту два демонстрационных спутника

    Читать полностью

  • Валентин Козлов

    Микроскоп

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Арабские Эмираты отказались от покупки американских истребителей F-35

    Читать полностью

  • Бедный Виктор

    Семья и вроде даже нормальная

    Читать полностью

  • Продавец Воздуха

    За год или два перед смертью

    Читать полностью

  • Мухоморов

    А нашему народу какая польза от трубы «Северный поток-2»?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Уникальный талант Гагик Сарибекович Олкинян

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Была ли дружба народов в СССР?

    Читать полностью

Актёр театра и кино. Семья. Ампутация

С 1944 года Павел Луспекаев играл в областном драматическом театре Луганска, который в те времена назывался Ворошиловград. После окончания войны он поехал поступать в театральное училище им. Щепина, где преподаватели неизменно высоко оценивали его актёрский талант. Во время учёбы Павел Борисович женился на Иннесе Кирилловой, которая училась на 2 курса старше него. У пары родилась дочь Лариса.

После окончания Щепкинского училища Луспекаеву довелось поколесить по стране: он играл в театрах Тбилиси и Киева, пока не осел наконец в Ленинграде, где выступал на сцене БДТ. Коллеги-актёры вспоминали, что Павел Борисович не любил заучивать роль досконально и порой нёс на сцене отсебятину.Однажды на уговоры драматурга Игнатия Дворецкого, который просил Луспекаева зазубить текст, актёр ответил: «Извини, но я не то что тебя, я самого Чехова своими словами играю!». Вместе с тем, легендарный британский актёр Лоуренс Оливье, увидев Павла Луспекаева на сцене Большого драматического театра, отзывался о нём как о гениальном артисте.

В 1954 году Павел Борисович дебютировал в кино в картине «Они спустились с гор» (Isini chamovidnen mtidan), после чего его ещё несколько раз приглашали сыграть военных или чиновников.

В 1962 году, после окончания съёмок в фильме «Капроновые сети», где он сыграл шофёра, Луспекаев был госпитализирован. Развившийся из-за нарушения кровообращения в отмороженных во время войны ногах атеросклероз угрожал жизни актёра, и врачам пришлось ампутировать фаланги пальцев. В 1965 году актёр вышел на пенсию по инвалидности.

В 1966 году Павел Борисович сыграл небольшую, но очень яркую роль преподавателя гимнастики КостАлМеда в фильме «Республика ШКИД», и в том же году вновь оказался на больничной койке. Врачи собирались ампутировать Луспекаеву ноги до колена, тем самым поставив крест на его карьере актёра, но Павел Борисович уговорил медиков удалить ему только стопы.

После операции Павла Луспекаева стали одолевать боли, и он начал принимать обезболивающие препараты на основе опиатов и вскоре у него развилась зависимость. Актёр пробовал отвлечься, непрерывно лузгая семечки, но это мало ему помогало. Родные Павла Борисовича помнят, как он, борясь с зависимостью, вёл дневник, в котором отмечал сперва часы, а потом дни без наркотиков.

Борьба с болезнью

Разумеется, болезнь продолжала давать о себе знать. Актер периодически лежал в больницах. В 1966 году состояние ухудшилось, и врачи настаивали на ампутации ног до колен. Однако это означало бы полный конец карьеры. Луспекаев просит о компромиссе – удалении пальцев ног. После этого его стали мучить ужаснейшие фантомные боли, и врачи прописали принимать пантопон – по сути, болеутоляющий наркотик. Как это часто бывает, Павел стал привыкать к лекарству. Он вообще не любил зависеть от чего-либо. Имел пристрастие к алкоголю и курению, но постоянно с этим боролся. Осознав, что доза доходит уже до шести ампул в день, Луспекаев твердо решил: надо бросать. Это стоило ему неимоверных усилий: неделю артист провел почти в полубессознательном состоянии, ничего не ел. О его бедственном положении узнала министр культуры Екатерина Фурцева и распорядилась достать заграничные лекарства, а также протезы. Благодаря новым медикаментам, зависимость постепенно стала отступать. Павел Борисович вел дневник, где отмечал в том числе и каждый новый день, прожитый им без наркотика. Вскоре роковая потребность отступила – но не болезнь…

«Я не уйду»

Дом Верещагина из фильма тоже не выдумка — он во многом срисован с дома Поспелова. В посаженном русскими пограничниками саду росли грецкий орех, яблони, груши, вишни, абрикосы, алыча, а в пруду плескались карпы.

В 1917 году, как и Верещагин, Поспелов превратил свой дом в маленькую крепость. Старый мир рушился — Российская империя ушла в прошлое, и наступило безвластие, при котором бандиты и контрабандисты стали действовать нагло, не опасаясь отпора.

Гермабский отряд практически развалился — солдаты, набранные, в основном, в Центральной России, рвались домой, и Поспелов не мог их уже удержать.

Ему самому предлагали уехать за границу, говоря о том, что здесь его служба никому теперь не нужна, а там он может стать большим человеком.

Павел Луспекаев в роли Павла Верещагина. Фото: Кадр из фильма

«Я пограничник, и мое дело — охранять границу Отечества. И я отсюда никуда не уйду», — отвечал упрямый Поспелов.

С горсткой бойцов теперь он уже оборонял не 100 верст границы, а собственный дом, обучив владению винтовкой, пулеметом и гранатами жену Софью. В этой крепости росли и две маленькие дочери Поспелова, Лена и Вера.

Наиболее дерзкие бандиты, решившие поквитаться с «Красным шайтаном», получали настолько жесткий отпор, что бросали планы мести раз и навсегда. А сам пограничник в перерывах между этими схватками, как и Верещагин, глушил тоску самогоном.

Михаил Поспелов. Фото: Кадр youtube.com

Смерть и память

Павел Луспекаев ушёл из жизни через месяц после премьеры прославившей его картины. Он умер в Москве, в гостиничном номере, от разрыва сердечной аорты в возрасте 42 года. Последней картиной, в которой актёру довелось сниматься, стала драма «Такая длинная, длинная дорога…».

Похороны Павла Борисовича совпали с празднованием столетия со дня рождения Ленина, так что семье актёра пришлось везти его тело из Москвы в Ленингард, где студия «Ленфильм» взяла на себя хлопоты по проводам Луспекаева в последний путь. Тело актёра было захоронено на Северном кладбище, позднее на его могиле таможенники поставили памятник.

Памятники Луспекаеву в образе Верещагина были также поставлены в Луганске, на границе Донецкой и Ростовской областей, а также возле штаб-квартиры Федеральной таможенной службы в Москве.

Кроме того, именем Павла Верещагина был назван патрульный корабль таможенной службы, спущенный на воду во Владивостоке в 2000 году. Участие в церемонии поднятия флага на судне приняла дочь Луспекаева. Внучка актёра закончила Российскую таможенную академию и работает по специальности в аэропорте Пулково.

Характер

Все друзья и знакомые Павла Луспекаева в один голос говорят, что характер у него был непростой. Он был взрывным, вспыльчивым и в тоже время ранимым человеком, не терпел обид.

Луспекаев никогда не был человеком богатым, скорее наоборот, зачастую его мучило безденежье. Но когда средства и появлялись, он не мог откладывать, копить – сразу же тратил направо и налево.

Несмотря на теплые отношения с женой Инессой, Павел был очень влюбчив. Он обладал несомненным мужским обаянием и всегда добивался у женщин взаимности. Увидев как-то в 1957 году на экране признанную красавицу того времени актрису Аллу Ларионову (в фильме «Анна на шее»), он дождался, когда та приедет в Ленинград с гастролями, пошел к ней в гостиничный номер и… пропал на три дня. Были у актера и другие увлечения – например, незадолго до приглашения на съемки «Белого солнца» Павел увлекся молодой актрисой Татьяной Ткач. Большинство зрителей знают ее по более поздней роли – любовницы Фокса в фильме «Место встречи изменить нельзя».

Когда Мотыль предложил артисту роль Верещагина, Луспекаев поставил условие: обязательно взять в фильм Татьяну. В итоге девушке дали эпизодическую роль старшей жены Абдуллы. Супруга Инесса относилась к увлечениям мужа снисходительно, понимая: творческому человеку нужна отдушина. Она даже сама по просьбе Павла приглашала «соперницу» в их гостиничный номер.

татьяна ткач

При этом дочь Лариса отмечает, что отец был очень добрым и чутким, любил людей, умел прощать. Ему не была свойственна раздражительность, мелочность – Луспекаев был человеком широкой души.

При жизни Павел Борисович удостоился лишь звания «Заслуженный артист РСФСР». В 1998 году ему посмертно была присуждена Государственная премия Российской Федерации – за роль в фильме «Белое солнце пустыни»

Прототип Верещагина обучался у полковника Верещагина

Михаил Поспелов родился в мае 1884 года в городе Орле. Получив домашнее образование, он поступил в Тифлисское пехотное училище, которое окончил по второму разряду.

Вот еще любопытный момент: когда Поспелов поступил в Тифлисское училище, его начальником был герой русско-турецкой войны, участник Памирской кампании, полковник Александр Васильевич Верещагин.

После выпуска Поспелова определили на службу в Либавский пехотный полк. Служба протекала спокойно, что молодого деятельного офицера не радовало. Осенью 1910 года он добился зачисления в пограничную стражу в 7-й округ на среднеазиатскую границу.

В 1913 году поручик Поспелов, отлично зарекомендовавший себя на новом месте, получает назначение в 30-ю Закаспийскую бригаду, которая охраняла границу с Персией и побережье Каспийского моря.

Русско-персидская граница была очень неспокойным местом. Здесь постоянно действовали шайки контрабандистов, с сопредельной стороны бандиты совершали набеги на туркменские поселения, захватывая девушек для продажи в рабство в Персии.

Факты[править]

  • Валентин Ежов, автор сценария, извелся, пытаясь отыскать небанальный сюжет о Гражданской войне в Туркестане. То, что легло в основу «Белого солнца», было найдено чуть ли не в последний момент, когда Ежов уже в полном отчаянии спросил одного из бывших комбригов, случались ли смешные эпизоды на этой войне. Тогда-то комбриг и вспомнил о брошенных гаремах.
  • Рустам Ибрагимбеков до написания сценария ни разу не бывал в прикаспийских пустынях. Но он наврал Ежову о том, что исходил пустыни вдоль и поперек, чтобы попасть в съёмочную команду.
  • Первоначально режиссером должен был стать А. Кончаловский. Он же является «крестным» Федора Сухова. Вторым кандитатом в режиссеры был Витаутас Жалакявичюс, снявший «Никто не хотел умирать» (интересно, как бы получилось у него). Третьим — Андрей Тарковский (как хорошо, что у него не нашлось времени и желания). И лишь четвертым, кому предложили, стал Владимир Мотыль. Причем Мотыль начисто не хотел этим заниматься и согласился только ради денег — ему с престарелой мамой было негде жить. Поистине, лучший вестерн СССР должен был называться «За пригоршню рублей».
  • Первым вариантом названия было «Спасите гарем», но чиновники его разругали: что, мол, значит «спасите» — «верните хозяину», что ли?
  • В первоначальном варианте сценария (он назывался «Пустыня») вместо баркаса был паровоз, который жены Абдуллы помогали чинить. Верещагин был телеграфистом, а его жена Ирина влюблялась в Саида. Саид должен был погибнуть вместе с Верещагиным.
  • Луспекаев сильно обморозил ноги во время войны, после чего ходил на костылях. К тому же он давно страдал диабетом, а диабетическая стопа ходьбу тоже не облегчает. Но в фильме принципиально снимался без костылей, хотя по пути от гостиницы до съёмочной площадки по песку через каждые 20 метров вынужден был отдыхать на стульчике, который за ним носила жена.
  • В деловой переписке Экспериментальной Творческой Киностудии и Госкино «Пустыню» неоднократно и открыто называли вестерном.
  • Екатерина Матвеевна — образ, придуманный Мотылем. Именно стремление Сухова попасть домой к любимой женщине стало стержнем, придающим его образу целостность и глубину.
  • Галина Лучай — не актриса, а журналистка. Но она сыграла Катерину Матвеевну. В сцене, где Катерина высоко задирает подол, чтобы перейти через ручей, Галина категорически отказалась «обнажаться» перед камерой, и «оголившиеся ноги Катерины Матвеевны» сыграла дублёрша.
  • По иррациональным цензурным соображениям из картины вырезали несколько выразительных моментов: гарем оплакивает Абдуллу, жена Верещагина сходит с ума, Абдулла и Сухов дерутся врукопашную в море.
  • Одну из жен Абдуллы играла валютная путана — Мотыль хотел снять вполне невинную постельную сцену (голая жена кормит голого Абдуллу виноградом). Сцену отсняли, но ее тоже пришлось по требованию цензоров выбросить из картины.
  • Кахи Кавсадзе за 50 лет ни разу не посмотрел фильма полностью — он не любит видеть себя на экране.

Театр и фильмы

В молодости, еще будучи студентом театрального вуза, молодой грузин получил первую роль. Это был фильм 1957 года «Песнь Этери», где он сыграл Мурмана. В исторической драме «Мамлюк» парень появился в эпизоде — изобразил раба Резо, заступившегося за девушку. Далее последовали небольшие работы, снятые как на грузинских, так и на российских киностудиях.

В 1969 году в творческой биографии артиста произошло важное событие — Кахи пригласили в новый проект режиссера Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». В этой ленте грузину досталась роль бандита Черного Абдуллы

События картины развернулись в Средней Азии в начале 20-х годов XX столетия.

Кахи Кавсадзе в роли Абдуллы (кадр из фильма «Белое солнце пустыни»)

Главари местных банд скрывались от Красной армии. Абдулла также спасался бегством, оставив гарем собственных жен, которых ожидала неминуемая смерть. Спасти восточных женщин поручили красноармейцу Федору Сухову. Бандит, планам которого мешают действия героя, одно за другим совершил жестокие убийства. В финале басмача ожидало возмездие.

Несмотря на то, что образ, сыгранный Кавсадзе, по задумке режиссера отрицательный, суровый и брутальный персонаж полюбился зрителям. По словам самого исполнителя, он сочувствовал «главарю», стремился показать, что герой защищал самое дорогое — отцовский дом, землю предков.

Роль принесла актеру народную любовь и признание. В 1973 году мужчина появился в музыкальном водевиле «Мелодии Верийского квартала». По сюжету главная героиня, прачка Вардо, решила достать денег для дочерей бедного возчика Павле, ведь девочки так хотели заниматься танцами. В этой доброй комедии грузин предстал перед зрителями в образе итальянского балетмейстера Иноченцо.

С 1974 по 1980 год Кахи снимался в серии короткометражек по сценариям Резо Габриадзе. Здесь ему достались разноплановые персонажи. Партнерами Кавсадзе по проекту стали Гиви Берикашвили, Баадур Цуладзе и другие грузинские актеры. Сюжеты теленовелл, незатейливые и добрые, пришлись по душе публике.

В 1988 году на экраны вышел фильм Резо Чхеидзе «Житие Дон Кихота и Санчо». За основу режиссер взял роман испанского классика Мигеля де Сервантеса, а для роли главного героя выбрал «Черного Абдуллу». Картина получилась необычной и оригинальной по структуре. В ленту вошли элементы балета, сценической постановки, кукольного театра.

Артисту удалось воплотить на экране романтического безумца, готового воевать с ветряными мельницами. Старания исполнителя отметили кинокритики: Кавсадзе получил за работу несколько премий. Поначалу он не желал браться за картину: съемки отнимали много времени, ему не хотелось расставаться с женой. Но Белла уговорила супруга остаться в проекте.

Кахи Кавсадзе в роли Дон Кихота (кадр из фильма «Житие дон Кихота и Санчо»)

В 1991 году фильмография пополнилась исторической драмой «Царь Иван Грозный». В картине актер примерил образ русского правителя. Князя Серебряного в проекте сыграл певец Игорь Тальков. А в 2006-м поклонники увидели любимого артиста в одной из серий комедийного фильма «Золотой теленок». Параллельно с кинокарьерой грузин играл в театре. В 2001 году он исполнил роль в спектакле «Птицы», созданном по пьесе Евгения Унгарда.

В 2011 году вышла документальная лента Наны Джанелидзе, посвященная жизни и творчеству артиста. В картине «Кахи Кавсадзе. А есть ли там театр?!» актер рассказал о своей семье, карьере в кино и на сцене, любви к супруге. Проект удостоился премии «Ника» как лучший фильм стран СНГ и Балтии. В последующие годы артист продолжал сниматься, играя роли стариков сообразно своему возрасту.

Детство. Война. Последствия

Павел Луспекаев родился в селе Большие Салы в Ростовской области в 1927 году. Его отец, армянин Богдасар Гукасович Луспекян, был мясником, а мать происходила из донских казаков. С началом войны Павла вместе с многими другими подростками перевезли в город Фрунзе (ныне Бишкек), где он работал слесарем. В 1943 году Луспекаеву исполнилось 16 лет и он пошёл добровольцем на фронт, присоединился к партизанам, участвовал в боях.

В ходе войны будущий актёр был тяжёло ранен в руку, пуля раздробила кость в плечевом суставе. Товарищи по отряду оперативно доставила его в госпиталь, где врач принял решение об ампутации, но находившийся в полубессознательном состоянии Луспекаев схватил медика здоровой рукой и не отпускал, пока тот не согласился сделать всё возможное, чтобы избежать потери конечности.

Руку удалось спасти и после выздоровления Павел был переведён на должность в штабе партизанского движения. По злой иронии судьбы раненая рука до конца жизни не беспокоила Луспекаева, а вот ноги, которые он отморозил, неподвижно пролежав на снегу четыре часа во время разведывательной миссии, позднее напомнили о себе самым неприятным образом.

Попадание в театр. Учеба

После госпиталя Павел совершенно случайно попал по объявлению в луганский филармонический хор

Там обратили внимание на отличный слух и неплохой голос новичка. Вскоре ему предложили эпизодическую роль в местном театре и за короткое время парень, не имевший специального образования, дослужился до актера третьей категории

Начальство решило, что талантливый самородок пропадать не должен – и направило его учиться в Москву, снабдив рекомендательными письмами. Правда, ими гордый Луспекаев так и не воспользовался.

На вступительных экзаменах в Щепкинское училище юноша читал басню «Ворона и лисица». Павел не знал, как лучше сделать и решил сполна показать свои актерские способности – каждую фразу снабжал выразительными жестами. Например, после слов «Вороне где-то бог послал кусочек сыра» он показывал его руками, изображал, как лиса вертит хвостом и шевелит ушами. Комиссия просто хваталась от смеха за животики: «Достаточно!». Способный парень понравился всем

Один из профессоров обратил внимание на его руки – они были перебинтованы. Попросили показать – а там наколки! Письменное тестирование Луспекаев провалил, но все равно в итоге был принят – очень уж понравился он мэтру, народному артисту К.А

Зубову. Тот взял Павла на свой курс. А татуировки Паша на следующий день пошел сводить. Скрипя зубами, терпел боль – но до конца избавиться от «письмен» так и не удалось. В дальнейшем пришлось гримироваться.

Учился молодой студент на «отлично», особенно педагоги отмечали его актерское мастерство.

В училище Луспекаев познакомился со студенткой Инессой Кирилловой. Красивой , высокой, подтянутой девушке прочили сценический успех, но она, приняв предложение однокурсника, практически полностью посвятила себя семье. У пары родилась дочь Лариса.

Начальник научного каравана

Погранвойска молодой республики остро нуждались в подготовленных кадрах. В 1923 году в Ашхабаде при непосредственном участии Поспелова была создана школа для подготовки младшего комсостава. Курс был рассчитан на 3 месяца. Выпускники школы становились начальниками и помощниками начальников застав на среднеазиатской границе. Впоследствии эта школа была переведена в Ташкент.

В конце 1925 года Михаил Поспелов был отправлен в бессрочный отпуск в связи с достижением предельного возраста службы. Отпуск получился своеобразным: к нему за помощью обратились руководители экспедиции Академии наук СССР в Кара-Кумы по поиску серы для её промышленной разработки.

Ученым был нужен человек, который знал местность, прекрасно ориентировался в бескрайних песках, знал местные обычаи и владел туркменским языком. Таким человеком и стал Поспелов, занявший должность начальника каравана. По признанию ученых, высокий профессионализм отставного пограничника позволил экспедиции, несмотря на тяжелейшие условия, добиться блестящих результатов. Спустя год работал Поспелов и в повторной экспедиции.

В конце 1920-х опытный офицер помогал добивать банды басмачей, а перед Великой Отечественной войной он перешел на работу в пожарную часть города Ташкента.

Михаил Поспелов. Фото: Кадр youtube.com

«Красный шайтан»

Сначала под началом Поспелова находился пост «Гермаб» («Чистые ключи»), а затем и весь Гермабский погранотряд, контролировавший 100-верстный участок границы, имевший в своей структуре 4 конно-сторожевых кордона: «Гермаб», «Сулюкли», «Мерген-Улья» и «Сарам-Сакли».

Поспелов был великолепным воином: в совершенстве владел элементами кавалерийской подготовки, за успехи в соревнованиях по стрельбе был награжден шестью императорскими призами. Награды были прикреплены к ножнам шашки, которую он долго хранил. 

Но дело было не только в отличном владении оружием и большой физической силе. Поспелов, что называется, душой болел за порученное ему дело. Он обустраивал быт своих подчиненных, решал их проблемы, наладил тесные связи с местным населением.

Поспелов помогал жителям приграничных селений, а они помогали пограничникам, видя в них свою единственную надежную защиту от бандитов.

Благодаря этому командир Гермабского погранотряда организовал хорошо разветвленную сеть разведки, что позволяло пограничникам знать заранее места и время набегов бандитов и попыток прорыва контрабандистов.

Его уважали и боялись враги, давшие ему прозвище «Красный шайтан». Это было еще до появления большевиков — причиной стали не политические взгляды Поспелова, а его роскошные огненно-рыжие усы. Он появлялся внезапно для контрабандистов в самых неожиданных местах, из-за чего наиболее суеверные бандиты стали подозревать, что этот русский офицер обладает еще и навыками боевой магии.

Сюжет[править]

Демобилизованный красноармеец Фёдор Сухов возвращается домой через прикаспийскую пустыню. По дороге он находит Саида, обреченного на мучительную смерть: его зарыли по шею в раскалённый песок люди басмача Джавдета. Сухов спасает Саида, после чего продолжает свой путь. Но недалеко ему удается уйти: бывший коллега, товарищ Рахимов, сбрасывает ему на руки гарем бывшего контрабандиста и нынешнего басмача Чёрного Абдуллы, который тот бросил, намереваясь уйти морем в Иран.

Сухов и преданный ему юный красноармеец Петруха доводят женщин до приморского городка и размещают в музее, чтоб те дождались Рахимова — но становится известно, что в городок вот-вот нагрянет Абдулла, который хочет воспользоваться баркасом для переправы в Иран. Узнав, что его гарем побывал в руках другого мужчины, Абдулла считает делом чести убить всех женщин. Его банда насчитывает несколько десятков человек — а противостоять им должны Сухов и Петруха. Саид покидает Сухова, опасаясь, что, если он погибнет в бою с Абдуллой, некому будет отомстить Джавдету за убитого отца. Сухов пытается привлечь союзника — бывшего таможенника Верещагина, коротающего чуждую ему войну в уединенном домике с павлинами…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector