Многочисленные загадки самолета можайского

Комментарии

русский морской адмирал, полярный исследователь, одна из ключевых фигур Белого движения гражданской войны в России

Нильс Юэль

датский адмирал

Хуан Себастьян дель Кано (Элькано)

исп

Хуберт Шмундт

немецкий военно-морской деятель, адмирал

Фредерик Карл Шерман

американский адмирал периода Второй мировой войны, командовал авианосцем «Лексингтон» в начальный период войны на Тихом океане, позже авианосными соединениями американского флота

Вальтер Фридрих Шелленберг

начальник политической разведки службы безопасности

Маркиз Франсуа Луи Русилье де Шато-Рено

французский дворянин, маршал и вице-адмирал

Самуил Гдальевич Чудновский

чекист, известный своим участием в расстреле Верховного Правителя России адмирала А

Население

В городских условиях (город Можайск и рабочий посёлок Уваровка) проживают 47,09 % населения района.

В 2011 году родилось человек, умерло —

За 1 квартал 2015 года Можайский отдел ЗАГС зарегистрировал 362 акта гражданского состояния о рождении — 193 мальчика и 169 девочек, что на 31 ребёнка больше, чем за аналогичный период 2014 года. Число первых детей в семьях, составило 153, вторых — 134, третьих — 47, четвёртых — 12, пятых — 13, шестых — 1, седьмых — 2. У трёх пар родились двойняшки. 62 ребёнка родились у одиноких матерей. Популярными именами среди мальчиков стали: Максим, Михаил, Егор; среди девочек: Мария, Елизавета, Анастасия.

Внешние ссылки

  • «Можайский, Александр Федорович (Можайский, Александр Федорович» ) . Airwar.ru (10.11.2007). Проверено 08.03.2008.
  • Андрей Ковтун (Андрей Кобтун) (2004). «Кто первый? (Кто был первым?)» (На русском языке ) . «Родина». Проверено 08.03.2008.
  • Виктор ГОНЧАРЕНКО (Виктор Гончаренко). «Как люди научились летать. Самолет А.Ф. Можайского (С тех пор как люди научились летать. Самолет А.Ф. Можайский )» . МОО «Наука и техника». Проверено 08.03.2008.
  • Андрей ВЕЙМАРН (Андрей Веймарн) (07.03.2006). «Летучка с адскими снадобьями» (на русском языке ) . политжурнал.ру. Проверено 08.03.2008.

Память об А. Ф. Можайском

Можайский на почтовой марке 1963 года

Можайский на почтовой марке 1975 года

Бюст А. Ф. Можайского. Санкт-Петербург, Красносельский район, Красное Село. Надпись: Создатель первого самолёта Александр Фёдорович Можайский 1825—1890

  • В 1955 году имя Можайского присвоено Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии. Ныне это Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге.
  • В честь Можайского назван посёлок Можайское в Вологодской области, который находится на месте сельца Котельниково. В посёлке открыт Историко-мемориальный дом-музей А.Ф.Можайского.
  • Музей пионеров авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского (Красное Село, Санкт-Петербург).
  • Музей истории авиации и космонавтики имени А. Ф. Можайского в посёлке Вороновица (Винницкая область).
  • Памятник А. Ф. Можайскому установлен в Красном Селе.
  • Именем Можайского названы улицы в городах Вологда, Казань, Красноярск, Ставрополь, Тверь, Ульяновск, Черкассы, Уссурийск и в ряде других городах бывшего СССР.
  • Именем Можайского назван проезд и площадь в городе городе Кирове. На площади установлен самолёт-памятник АН-8.
  • Формулой Можайского называют выведенное им уравнение существования летательного аппарата.

На Украине ежегодно в г. Запорожье проводятся Международные молодёжные научно-технические чтения имени А. Ф. Можайского, участие в которых принимают представители предприятий авиационной отрасли.

Информация об усадьбе

info object

Усадьба Котельниково.

В Котельниково, имении своей жены, с 1861 по 1868 гг. жил и проводил опыты построения летательного аппарата создатель и испытатель первого в мире самолета Александр Федорович Можайский.

Усадьбой Котельниково с 1854 года владела Елизавета Николаевна Кузьмина (урожд. Эндоурова), супруга надворного советника Д.И. Кузьмина. В этом же году ею был заложен фундамент усадебного дома, в последующие годы было построено множество хозяйственных строений, выкопан пруд, посажена роща напротив деревни, заложен сад. Стараниями Елизаветы Николаевны Котельниково превратилось в живописное поместье. В 1861 году ее старшая дочь Любовь Дмитриевна выходит замуж за морского офицера Александра Федоровича Можайского и получает в приданое усадьбу Котельниково. Александр Федорович после смерти жены в 1866 году стал опекуном имения, жил здесь до 1868 года. Последним владельцем имения был Александр Александрович Можайский (1863–1922) – сын А.Ф. Можайского, вологодский уездный предводитель дворянства, член IV Государственной думы.

Из усадебного комплекса сохранились: главный дом – двухэтажный деревянный особняк с двумя флигелями, в котором с 1986 года располагается музей, пруд, парк – по характеру планировки и композиции относится к регулярному стилю, для которого характерно геометрически правильное построение композиционных элементов. В настоящее время первоначальная планировка на значительной части парка утрачена. Сохранилась только часть посадок севернее и западнее дома.

Самолет Можайского

В 1876 г. Александр Федорович приехал в Петербург, где представил свой проект летательного аппарата в Военном министерстве. Его наработки заинтересовали членов комиссии, вследствие чего ему было выделено 3000 рублей для продолжения проведения опытов.

Спустя пару лет Можайский пришел к выводу, что для получения достоверных данных и решения ряда вопросов, требуется изготовить более крупный аппарат – натурный самолет, которым мог бы управлять человек. По его подсчетам, для строительства такой машины требовалось примерно 19 000 рублей.

Картина лётчика Взлёт самолёта Можайского

Комиссия решительно отказалась финансировать данный проект. Однако Александр Можайский не опустил рук, начав постройку натурного самолета за свои сбережения. При этом, некоторые состоятельные лица оказывали ему материальную поддержку.

К сожалению, до наших дней не сохранилось никаких документов относительно испытаний самолета Можайского. Во многих статьях, напечатанных уже после смерти адмирала, говорилось, что летательный аппарат потерпел аварию еще на взлете.

При этом, в некоторых источниках сообщалось, что самолет Можайского на короткое время смог отделиться от земли. После проведенных испытаний конструктор занялся ремонтом и усовершенствованием своей машины, за счет повышения мощности силовой установки.

Однако, по причине острой нехватки денег Александр Можайский не успел сделать этого до своей смерти в 1890 г. После его кончины, сыновья адмирала предлагали российским властям купить самолет отца, но те отказались. Дальнейшая судьба данной машины точно не известна.

Наследие

В 1909 году российская газета заявила, что прыжок Можайского был первым моторным полетом . Это утверждение впоследствии было повторено во многих советских публикациях. В 1971-1981 годах Центральный аэрогидродинамический институт исследовал эту тему и опроверг это утверждение. Оригинальный самолет Можайского оказался неспособным создавать подъемную силу из-за малой мощности двигателя. Было также показано, что с более мощным двигателем, который Можайский планировал незадолго до своей смерти, самолет мог бы летать.

Тем не менее, достижения Можайского в авиации, особенно в том, что касается управления полетом и двигательной установки , были значительными, учитывая ограниченность доступных ему технологий, и лишь недавно привлекли к себе серьезное внимание.

В его честь названы Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского в Санкт-Петербурге и астероид 2850 Можайский .

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Почему я решил написать о Можайском

О Можайском вдруг вспомнили в пятидесятые годы прошлого столетия. Несостоявшийся полет над Красным Селом вдруг стал, как в сказке, триумфальным. А прославление жизни и дела Можайского оказалось настолько неумеренным, неумным и лживым, что только навредило теперь уже его памяти.

Не осталось под этими напластованиями живого человека со всеми его страданиями и душевной болью, с высокой, как небо, созидательной страстью.

Хабаровчанин обнаружил в центре города “замаскировавшуюся” церковь

Да, первый самолет, действительно поднявшийся в небо, имел двигатель внутреннего сгорания оригинальной конструкции братьев-американцев Уилбура и Орвила Райт. А наш соотечественник жил в рассветных лучах века поршневых бензиновых двигателей и не успел оценить всех его преимуществ. Он упорно строил самолет собственной конструкции и так же упорно соединял его с паровой машиной. Но его неуверенные шаги были первыми шагами мировой авиации, и они дали первый опыт. С опытом пришла уверенность.

Вот только Родина не простила ему поражения.

Ни гроша после первой неудачи он уже не получил. Долгое время не было даже известно, где он похоронен…

Не мне, конечно, давать окончательную оценку сделанному Можайским, великим неудачником, опередившим свое время. Я просто соглашусь с неопровержимым заключением специалистов: его самолет был первым в мире, построенным в натуральную величину и впервые, пусть на долю мгновения, отделившимся от земли с человеком на борту.

Как жаль, что в потоке лукавого словотворчества мы утратили один из самых драматичных сюжетов за всю историю творческого и духовного развития человечества…

Источники1. А.Ф. Можайский – создатель первого в мире самолета. Издание второе, исправленное и дополненное. Воениздат, Москва, 1955.2. Бычков В. Великий неудачник. Сегодня. – 1995. – 21 марта.3. Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов. Государственное издательство оборонной промышленности. М. 1956.4. Записки об авиации. Составлены штабс-капитаном Н.А. Яцуком (изд. Офицерской воздухоплавательной школы, 1911-1912 гг.)5. Козлова С. Жар-птица со сломанным крылом, или Почему не взлетел самолет Можайского / С. Козлова // Мир транспорта. – 2006. – N 1.6. Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский. – Л.: Молодая гвардия, 1951.7. Никулин Ю. Александр Федорович Можайский. – Вологда, 2006.8. Репин Л. Открыватели: Отечества Российского сыны. – М.: Молодая гвардия, 1989.9. Данилевский В.В. Русская техника. Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд. 1949.

 

Оппонент Менделеева

Его самолет был явлен изумленному миру в конце 1876 года. Состоялись и удачные полеты модели (или моделей), вселившие великолепную уверенность в изобретателя. Как писали “Санкт-Петербургские ведомости”, он был “убежден, что в непродолжительном времени даст публике возможность летать на воздухе, подвергаясь меньшему риску, чем при езде на железных дорогах и в дилижансах”.

Но его упорства не понимал даже гениальный Дмитрий Менделеев.

Во время оккупации Поддубный ходил с советским орденом на груди

В начале 1877 года Александр Можайский решился “подвергнуть свое изобретение суду научной критики, предложив военному министерству использовать свой проект для военных целей в предстоящей войне с Турцией”. 20 января 1877 года по распоряжению военного министра графа Милютина была образована особая комиссия для рассмотрения проекта Можайского, в ее состав вошли крупнейшие представители русской науки и техники. Мнение Менделеева было решающим. Вывод комиссии убийственный:

“Воздухоплавание бывает и будет двух родов: одно в аэростатах, другое в аэродинамах (слово “самолет” тогда еще не было придумано. – Е.Г.). Первые легче воздуха и всплывают в нем. Вторые тяжелее его и тонут…”

Понятно, что Можайскому отказали в финансировании проекта. Дело не в зависти ученых-ретроградов. Они и не могли оценить взлет Можайского. Это была всего лишь месть уходящего времени тому, кто посмел жить в будущем.

Кажется, что эти слова Можайского написаны кровью:

“Я желал быть полезным своему Отечеству и занялся разработкой моего проекта, для чего я оставил место своего служения, отказался от другого, тоже выгодного по содержанию и карьере… Сначала я проживал и расходовал небольшие наличные средства, затем делал долги, продавал и закладывал все, что имеет ценное , даже часы и обручальные кольца, но терпя нужду и лишения и не получая того, что правительство дает каждому служащему, т. е. приличное содержание, на которое я имел право по своей тридцатипятилетней полезной службе, по своему чину и потому, что трудился не для своего личного интереса, а для пользы государства и действовал при этом не по личному усмотрению, а по указанию комиссии, назначенной правительством. И только доведенный до крайности, до нищеты, не имея уже приличной офицеру одежды, я просил у правительства не награды, а насущного куска хлеба, которого я не имел и которого мне не давали, но при этом, при доказанных мною бескорыстии и самопожертвовании, без всякого повода к недоверию к словам моим, остались глухи к моей просьбе и еще связали вопрос о куске хлеба для меня с мнением и оценкой моего труда той комиссии, действия которой я имел честь объяснить при сем”.

Спасти честь Александра Можайского мог полет его детища.

И только полет!

Оппонент Менделеева

Его самолет был явлен изумленному миру в конце 1876 года. Состоялись и удачные полеты модели (или моделей), вселившие великолепную уверенность в изобретателя. Как писали “Санкт-Петербургские ведомости”, он был “убежден, что в непродолжительном времени даст публике возможность летать на воздухе, подвергаясь меньшему риску, чем при езде на железных дорогах и в дилижансах”.

Но его упорства не понимал даже гениальный Дмитрий Менделеев.

Во время оккупации Поддубный ходил с советским орденом на груди

В начале 1877 года Александр Можайский решился “подвергнуть свое изобретение суду научной критики, предложив военному министерству использовать свой проект для военных целей в предстоящей войне с Турцией”. 20 января 1877 года по распоряжению военного министра графа Милютина была образована особая комиссия для рассмотрения проекта Можайского, в ее состав вошли крупнейшие представители русской науки и техники. Мнение Менделеева было решающим. Вывод комиссии убийственный:

“Воздухоплавание бывает и будет двух родов: одно в аэростатах, другое в аэродинамах (слово “самолет” тогда еще не было придумано. – Е.Г.). Первые легче воздуха и всплывают в нем. Вторые тяжелее его и тонут…”

Понятно, что Можайскому отказали в финансировании проекта. Дело не в зависти ученых-ретроградов. Они и не могли оценить взлет Можайского. Это была всего лишь месть уходящего времени тому, кто посмел жить в будущем.

Кажется, что эти слова Можайского написаны кровью:

“Я желал быть полезным своему Отечеству и занялся разработкой моего проекта, для чего я оставил место своего служения, отказался от другого, тоже выгодного по содержанию и карьере… Сначала я проживал и расходовал небольшие наличные средства, затем делал долги, продавал и закладывал все, что имеет ценное , даже часы и обручальные кольца, но терпя нужду и лишения и не получая того, что правительство дает каждому служащему, т. е. приличное содержание, на которое я имел право по своей тридцатипятилетней полезной службе, по своему чину и потому, что трудился не для своего личного интереса, а для пользы государства и действовал при этом не по личному усмотрению, а по указанию комиссии, назначенной правительством. И только доведенный до крайности, до нищеты, не имея уже приличной офицеру одежды, я просил у правительства не награды, а насущного куска хлеба, которого я не имел и которого мне не давали, но при этом, при доказанных мною бескорыстии и самопожертвовании, без всякого повода к недоверию к словам моим, остались глухи к моей просьбе и еще связали вопрос о куске хлеба для меня с мнением и оценкой моего труда той комиссии, действия которой я имел честь объяснить при сем”.

Спасти честь Александра Можайского мог полет его детища.

И только полет!

Исторические факты и легенды о Можайске

Слово «межа» (граница) взято за основу названия города. Можайск располагался на границах княжеств — Смоленского, Черниговского, Московского.

Часть историков придерживаются другого мнения. В то время многие города именовались по названиям рек. Возможно, наличие реки Можайки, названной так племенами балтов, послужило идеей для названия деревушки.

Интересный факт. Первое поселение, расположившееся на холме вблизи этой реки, окружали густые леса. Они мешали следить за приближением врага, поэтому были уничтожены. В результате лесные родники высохли. Сток их в реку прекратился. Остался почти ручей.

1231 год — дата первой записи в летописи о Можайске, находившимся в выгодном месторасположении — встрече двух торговых путей — на Смоленск и Новгород-Тверь.

Город всегда оказывался в местах боевых событий, поскольку граничил с московскими владениями. А захватить Москву стремились многие. На их пути стоял Можайск. Первостепенной задачей стала защита селения. Так появился деревянный Кремль, возведенный на высоком холме. По тем временам это была мощная постройка. Город пережил:

  • нападение монголо-татар (1293 г.);
  • штурм войск литовского князя (1368 г.);
  • захват армией хана Тохтамыша Золотой Орды(1382 г.);
  • разрушения в годы Смутного времени — захват войсками Лжедмитрия II (1608-1614 гг.), осаду армией польского королевича Владислава (1617 г.).

Конец XIV-начало XV столетий — время, когда город был столицей Можайского княжества с чеканкой своих монет. В нем возводились храмы. Развивалась торговля и ремесло.

Его посещали Иван Грозный и Борис Годунов

Внимание московских правителей сказалось на развитии города. Они приезжали на несколько месяцев на богомолье

Для них сооружались красивые дворцы. Для иностранных послов строили специальные подворья. Добавлялись храмы, церкви, монастыри. Их число доходило до 75.

Город прославился иконой Николы Можайского. Согласно легенде, святитель Николай явился в небе над Кремлевским холмом с мечом и щитом перед врагами, осаждавшими город. Силы были неравными. Наступавшие воины сразу отступили, испугавшись явления. Местность враги захватили только через 200 лет, когда икону оттуда увезли. Слава о святом лике разнеслась по всей Руси. Поклониться ему приезжало много паломников. Сейчас она хранится в московской Третьяковской галерее.

1624 год — начало строительства Дмитрием Пожарским каменного Кремля. За его основу взят московский Китай-город. В 1782 году императрица Екатерина II приказала его разобрать по причине ветхости. Камень от разборки использовали для строительства Ново-Никольского собора.

События Отечественной войны 1812 года отложили свой отпечаток на историю города. После занятия его войсками французов местность прославилась борьбой партизанских отрядов. Известность получил отряд Дениса Давыдова. Вблизи Можайска (на расстоянии 12 км) происходило знаменитое Бородинское сражение.

Расцвет экономики города приходится на годы советской власти. Но в годы Великой Отечественной войны город подвергался сильным разрушениям, пережил длительную оккупацию.

В современном Можайске проживает 30190 человек (по состоянию на 1 января 2018 года). Площадь его составляет 17,8 км2. Расстояние до Москвы всего 106 км.

Наследие

В 1909 году российская газета заявила, что прыжок Можайского был первым моторным полетом . Это утверждение впоследствии было повторено во многих советских публикациях. В 1971-1981 годах Центральный аэрогидродинамический институт исследовал эту тему и опроверг это утверждение. Оригинальный самолет Можайского оказался неспособным создавать подъемную силу из-за малой мощности двигателя. Было также показано, что с более мощным двигателем, который Можайский планировал незадолго до своей смерти, самолет мог бы летать.

Тем не менее, достижения Можайского в авиации, особенно в том, что касается управления полетом и двигательной установки , были значительными, учитывая ограниченность доступных ему технологий, и лишь недавно привлекли к себе серьезное внимание.

В его честь названы Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского в Санкт-Петербурге и астероид 2850 Можайский .

Великий неудачник

Летом 1882 года самолет, названный “Жар-Птицей”, был готов к испытаниям. Как он выглядел? Об этом мы можем теперь только гадать. Единственное, пожалуй, свидетельство оставил профессор В.И. Ковалевский при открытии Первой международной воздухоплавательной выставки в 1911 году, через год после смерти Можайского: “…Сделан был аппарат настолько хорошо, что если бы его поставить здесь в Михайловском манеже, рядом с Блерио, то последний мог бы сказать: “Шапки долой!””

О самом историческом полете, состоявшемся в Красном Селе ориентировочно осенью 1884 года, сохранилось несколько скупых сообщений.

Испытание прибора окончилось неудачей, и механик, управлявший машиной, потерпел увечье”.

(Из статьи Е.С. Федорова “Летательные приборы тяжелейшие воздуха” в “Записках русского технического общества”).

В 1884-85 гг. аэроплан был выстроен на военном поле в Красном Селе. При взлете аэроплан накренился на бок и поломал поддерживающие поверхности”.

(Из журнала “Воздухоплаватель” за 1909 год.)

После первого опыта поднятия в воздух у аппарата сломалась о забор деревянная разбежная тележка и повредился парашют”

(Из газеты “Дальний Восток” за 16 июня 1909 года.)

И, наконец, лаконичная публикация в томе “Военной энциклопедии”, изданном И.Д. Сытиным в 1916 году:

Первый полет аэроплана на военном поле в Красном Селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился на бок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было, за неимением средств. Аппарат Можайского интересен, как первая практическая попытка построить большой аэроплан”.

И это все.

“РГ” помогла избежать тюрьмы кубанскому изобретателю

От самолета Можайского не осталось и следа. После того как военное ведомство отказалось его купить как историческую диковину, потеряли к нему интерес и наследники. Самолет долго гнил под открытым небом на поле в Красном Селе. Потом его разобрали и перевезли в Котельниково, имение Можайских близ Вологды, где “Жар-Птица” и сгорела в 1895 году. После смерти Можайского никто не позаботился сохранить ни архив его, ни модели, на которых экспериментировал изобретатель. Последний раз одну из моделей видел в бывшем имении Можайских некто каптенармус Рубцов: ею забавлялись красноармейцы, “забрасывали ее в воздух”. На том и теряются следы замечательных деяний небесного первопроходца…

Новых моторов Можайский не получил. Он дожидался их еще шесть лет, посылая отчаянные просьбы и рапорты в военное ведомство. Ему перестали отвечать. Руководитель комиссии генерал Паукер дал негласное указание: “прекратить с г. Можайским всяческие сношения, чтобы избежать скандалов”.

Адмирал Александр Можайский прослыл склочником. Это было невыносимо. Он умер в возрасте шестидесяти пяти лет в полной нищете и забвении.

Внешние ссылки

  • «Можайский, Александр Федорович (Можайский, Александр Федорович» ) . Airwar.ru (10.11.2007). Проверено 08.03.2008.
  • Андрей Ковтун (Андрей Кобтун) (2004). «Кто первый? (Кто был первым?)» (На русском языке ) . «Родина». Проверено 08.03.2008.
  • Виктор ГОНЧАРЕНКО (Виктор Гончаренко). «Как люди научились летать. Самолет А.Ф. Можайского (С тех пор как люди научились летать. Самолет А.Ф. Можайский )» . МОО «Наука и техника». Проверено 08.03.2008.
  • Андрей ВЕЙМАРН (Андрей Веймарн) (07.03.2006). «Летучка с адскими снадобьями» (на русском языке ) . политжурнал.ру. Проверено 08.03.2008.

Биография [ править ]

Можайский родился в Рохенсальме , в Великом княжестве Финляндском (ныне Котка ), на юге Финляндии , в то время входившем в состав Российской империи . Его отец был адмиралом Императорского российского флота, и Можайский окончил Морской кадетский корпус в 1841 году. Следующие семь лет он провел в плаваниях по Балтийскому и Белому морям на различных судах и получил звание лейтенанта. 1849 г. С 1850 по 1852 гг. Служил на Балтийском флоте. В 1853 г. избран членом вице-адмирала Евфимия Путятина.экспедиция на Дальний Восток. В августе 1853 года он продемонстрировал работающую модель паровой машины различным японским сановникам в Нагасаки , из которой японский изобретатель Танака Хисашиге позже смог реконструировать японскую версию. В декабре 1854 года он потерпел кораблекрушение в Хеда, Сидзуока, когда фрегат « Диана» затонул в результате землетрясения в Ансей-Токай 1854 года . Можайский участвовал в строительстве шхуны « Хеда» в 1855 году, что позволило российской делегации, ведущей переговоры по Симодскому договору, вернуться домой. Позже, в 1855 году, во время Крымской войны , он служил в Финском заливе. на бриге Антенор .

В 1858 году Можайский был выбран для участия в экспедиции в Хиву в Среднюю Азию и опубликовал отчет об Аральском море и реке Амударья . За участие в экспедиции награжден орденом Святого Владимира 4 степени. По возвращении он был произведен в лейтенант-коммандер; однако он ушел в отставку в 1863 году с сокращением российского флота после окончания (1856 г.) Крымской войны. С 1869 по 1876 год он жил за городом Винница на территории современной Украины .

Патент на самолет Можайского

Работу над проектом по созданию самолета тяжелее воздуха Можайский начал с 1876 года. В 1879 году Можайский был повторно зачислен на военно-морской флот и получил звание капитана 1-го класса. Стал инструктором Морского кадетского корпуса. В июле 1882 года его повысили до контр-адмирала, но вскоре после этого он ушел в отставку по внутренним причинам. В 1884 году моноплан Можайского предпринял неудачную попытку взлететь. Его конструкция полагалась на рампу, а не на мощность двигателя, чтобы обеспечить достаточную скорость для подъема . В конструкции крыла его корабля не хватало кривизны, необходимой для создания подъемной силы. Хотя не исключено, что крылья Можайского замедлили его монопланПосле спуска с трапа крылья вряд ли когда-либо обеспечили бы достаточную подъемную силу для продолжительного полета, если бы они не использовались под углами атаки , которые были бы непрактичными с учетом двигателей, имеющихся в распоряжении Можайского. Также он экспериментировал с разными углами атаки.

Можайский умер 1 апреля 1890 г .; его могила находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге .

Экспедиция в Японию

  • Осенью 1853 года Можайский, входивший в офицерский состав фрегата «Диана», принял участие в экспедиции в Японию. Целью этого плавания являлось возвращение из дальних восточных земель русских дипломатов, во главе которых был адмирал Е. В. Путятин, так как их судно, пришло в негодность.
  • 25 сентября фрегат с экипажем, насчитывающим более 400 человек, вышел на Большой рейд Кронштадта. Преодолев массу трудностей, борясь со штормами, моряки летом 1854 года прибыли к японским берегам. По воспоминаниям сына Александра Фёдоровича, именно в этой экспедиции, наблюдая за полётом птиц, Можайский впервые задумался о создании летательного аппарата.
  • Русскому кораблю не суждено было вернуться на родину. В декабре 1854 года, близ берегов Японии произошло землетрясение и образовавшимися в результате этого цунами «Диана» была повреждена, а во время попытки перегнать судно в другой порт для ремонта – затонула.
  • Экипажу корабля удалось спастись, и капитан решил своими силами построить корабль небольших размеров, для того, чтобы на нём отправить на родину часть команды. В проектировании и строительстве нового судна Можайский принимал самое активное участие.
  • Через три месяца шхуна «Хеда», названая так в память о бухте, где затонула «Диана», была спущена со стапеля на воду, а ещё через три недели моряки увидели берега Авачинской бухты. Через некоторое время они добрались до города Петропавловск (сейчас Петропавловск-Камчатский). Капитан, с частью офицеров, среди которых был и Александр Фёдорович, прибыли на родину на американском торговом судне.

Фрегат «Диана» в бухте Симода (картина 1854 г.)

Базы отдыха

Базы отдыха Можайского водохранилища пользуются большим спросом и среди жителей Подмосковья, и среди москвичей. Сюда приезжают загорать, купаться, гулять, наслаждаться свежим воздухом, париться в бане, жарить шашлыки, заниматься спортом и активными видами отдыха.

Среди самых раскрученных турбаз:

  • База отдыха «Калипсо» на Можайском водохранилище — одна из самых первых на берегу «Можайки». Существует больше 10 лет. Основные услуги: аренда домов для 2–8 человек, прокат лодок, русская баня, летнее кафе, пейнтбол и кемпинг. Цены на базе «Калипсо»: от 3510 рублей в сутки за дом и 1000 рублей в сутки за установку палатки. При заезде на длительный срок предусмотрены скидки.
  • «Красновидово» — парк-отель, включающий в себя гостиничные номера эконом-класса, коттеджи и домики для отдыха повышенной комфортности, банкетный зал и ресторан. Минимальная стоимость ночевки — 500 рублей, цена за установку палатки — 1000 рублей.

Турбаза «Навимор» закрыта на неопределенный срок.

«Гранд Марина Клаб» не является базой отдыха. Это поселок клубного типа, включающий в себя собственный яхт-клуб. Как показывает карта Можайского водохранилища, территория «Marina Club» находится между Холдеево и Ильинским пляжем.

Помимо баз отдыха и коттеджных поселков, на берегах водоема базируются Можайский военный санаторий и оздоровительный лагерь «Юность».

mikhailfedorov481

Отдых на Можайском водохранилище

Водохранилище у Можайска притягивает к себе тысячи отдыхающих. Сейчас для них созданы все необходимые условия. Базы, дома отдыха и санатории открыты круглый год. Также есть возможность снять дом или комнату в деревне или коттеджном поселке.

Если стоит хорошая погода, уже к началу июля температура Можайского водохранилища достигает 27–30°C.

Летом отдых на Можайском водохранилище особенно привлекателен чистой и теплой водой. Купаться в водоеме можно. Но из-за неравномерной глубины и покрытого корягами дна заплывать за проверенные участки не рекомендуется.

Помимо купания, туристы развлекают себя катанием на лодках, катамаранах, скутерах, виндсерфинге, совершают пешие и конные прогулки по лесу, отправляются на экскурсию по Бородинскому полю. На некоторых базах работают пункты проката роликов, велосипедов и самокатов. В зимний период досуг связан с лыжами, коньками и снегоходами.

Отдых с палатками на Можайском водохранилище довольно распространен. Практически у каждой турбазы есть свой охраняемый кемпинг. За минимальную стоимость туристам гарантируют безопасность и чистоту вокруг. В «диких» зонах денег никто не требует, но за сохранность личных вещей приходится отвечать самостоятельно.

rozamironenko

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector