Анастас микоян — биография, новости, личная жизнь

Революция и партийная служба

Окончить академию Анастасу Микояну так и не удалось. Политические события в стране с головой захватили молодого человека: началась февральская революция. Микоян стал одним из идейных лидеров и организаторов революционного движения в Эчмиадзине.

Революционер Анастас Микоян

После событий февраля Анастас Микоян продолжил вести пропагандистскую работу в Баку и Тифлисе и даже стал секретарем Тифлисского парткомитета. Организаторские и лидерские способности молодого революционера нашли себе применение. Некоторое время спустя Микоян возглавил бакинский большевистский обком.

В 1919 году Анастаса Микояна вызвали в Москву — активные и целеустремленные большевицкие лидеры были нужны столице. В Москве Микоян присоединился к ВЦИКу. Некоторое время спустя Микоян возвратился на Кавказ и получил назначение на пост уполномоченного Реввоенсовета и руководителя Губкома. В 1920 году революционера ждало новое назначение: сам Сталин настоял на том, чтобы пост секретаря Юго-Восточного отдела ЦК перешел к Микояну.

Анастас Микоян и Иосиф Сталин

Политическая карьера Анастаса Микояна стремительно шла вверх. Уже в 1922 году революционера назначили секретарем бюро ЦК в Ростове-на-Дону, а спустя еще два года Микоян уже занимал пост секретаря крайкома большевистской партии Северо-Кавказского округа.

В 1926 году Микоян стал кандидатом в члены Политбюро страны. По некоторым сведениям, на этом настаивал Иосиф Сталин, следивший за деятельностью талантливого руководителя. В том же году Микоян стал преемником Льва Каменева на посту народного комиссара внешней и внутренней торговли Советского Союза. Помимо прочего, это назначение дало Микояну право распродавать историческое наследие страны, хранившееся в музеях, для пополнения государственной казны.

Анастас Микоян на трибуне

Примечательно, что Анастас Микоян оказался прогрессивным руководителем: в 1936 году политик даже посещал Соединенные Штаты, чтобы ознакомиться с передовыми подходами к технологиям в пищевой отрасли. Многие новшества в этой области оказались позаимствованы Микояном из-за границы. Именно за подобные достижения именем Микояна был назван московский мясокомбинат.

Кроме того, Микояну принадлежит идея бороться с недостатком продовольствия в некоторых областях не дотациями, а качественным повышением уровня колхозов и промышленности. Подобный подход, несомненно, дал позитивные результаты. Однако, в то же время, есть сведения, что по указу Микояна были репрессированы многие работники пищевой промышленности.

Политик Анастас Микоян

С 1938 года Микоян занимал пост члена Верховного совета БАССР (Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики), а в 1941 возглавил организацию продовольственного и вещевого обеспечения Красной армии.

Не обошлось и без покушений: в 1942 году Анастаса Микояна пытались застрелить непосредственно на Красной площади. Позже выяснилось, что преступником был Савелий Дмитриев, дезертировавший красноармеец.

В 1943 году достижения Анастаса Микояна отмечены наградой государственного уровня. За заслуги в области поставок снабжения военным Микояну присвоили почетное звание Героя Соцтруда, а также орден Ленина и медаль «Серп и молот».

Анастас Микоян и Фидель Кастро

После кончины вождя оба поста были возвращены Микояну, а в 1957-м политик уже считался близким поверенным Никиты Хрущева. От имени Никиты Сергеевича Микоян вел переговоры с американскими политиками, а также общался с Фиделем Кастро на тему урегулирования российско-кубинского сотрудничества.

Анастас Микоян и Никита Хрущев

С 1964-го по 1965-й Анастас Микоян возглавлял Президиум верховного совета страны, занимая, по сути, главную государственную должность. Однако уже в 1965 году политика отправили в отставку, мотивируя решение солидным возрастом Микояна: Анастасу Ивановичу как раз исполнилось 70 лет. Пост Микояна достался Николаю Подгорному.

Примечательно, что за Микояном сохранили членство в ЦК и Президиуме верховного совета. В том же году Анастаса Микояна наградили последним, шестым по счету, орденом Ленина.

От мясницких боен до передового колбасного производства

Первые мясницкие бойни на территории современных корпусов мясокомбината появились 1798 году благодаря стараниям купца Благушина. Постепенно к нему присоединились другие купцы и мясники, которые открывали новые бойни. Уже ко второй половине XIX века московские власти воспринимали развивающееся мясное производство в качестве одной из градообразующих отраслей.

С 1886 года по приказу городского головы Николая Алексеева было решено преобразовать московское боенное хозяйство в централизованные скотобойни. На реализацию этого проекта было потрачено более трёх миллионов царских рублей, что эквивалентно 3,5 млрд. современных денежных знаков! Предприятие полностью оправдало вложенные в него деньги.

По окончании строительства, скотобойни считались самыми лучшими на всём европейском континенте, включая огромный скотопригонный двор и пять загонных дворов, инновационные по тем временам промышленные холодильные машины, мощную логистическую структуру с отдельными рельсовыми путями, собственный водопровод, по которому шла кристально чистая артезианская вода, канализацию, орошавшую прилегающие поля и множество других объектов. В последние дореволюционные годы на территории скотобоен действовала библиотека и единственный в Российской Империи музей мясоведения.

Советские преобразования

Развитие мясоперерабатывающего хозяйства продолжилось в 1930 году, после того, как делегация специалистов во главе с наркомом Анастасом Ивановичем Микояном посетила Чикаго для ознакомления с передовыми по тем временам технологиями мясопереработки. В 1931 году было начато возведение девяти цехов будущего предприятия, которые поочерёдно запускались вплоть до конца 1933 года. Уже через год ему присвоили имя А. И. Микояна. В советские годы мясокомбинат отличился разработкой множества новых видов колбас, в числе которых были и такие известные сорта, как «Докторская», «Чайная», «Любительская».

Новейшая история

В конце 90-х годов комбинат «Микоян» стал частью корпорации «Эксима», которая в последующие годы инвестировала миллиарды рублей в переоборудование и развитие предприятия. Чего стоил только запуск инновационного комбината «Евро ЭМ», который до сих пор считается одним из самых технологичных мясоперерабатывающих производств в Европе, или строительство первого в России свиноводческого генетического центра.

Все началось с обмана

А. И. Микоян и М. И. Гуревич

Опытное конструкторское бюро Артема Микояна было основано 8 декабря 1939 года путем выделения из состава КБ московского авиазавода № 1 им. Авиахима (главный конструктор Н. Н. Поликарпов) самостоятельного особого конструкторского отдела (ОКО) по проектированию и постройке скоростного истребителя И-200 («Х», изд. 61). Начальником ОКО был назначен Артем Иванович Микоян. Заместителем Микояна стал конструктор Михаил Иосифович Гуревич, работавший до этого в КБ Н. Н. Поликарпова. Конструкторский состав нового КБ набрали также из сотрудников КБ Поликарпова.

Как вспоминали ветераны ОКБ, их переводили к Микояну, как говорится, кого кнутом, кого пряником. Сомневающимся говорили: «Поликарпов — конченый человек, он же поп, крест носит, его все равно скоро расстреляют. Кто вас тогда защитит? А у Микояна брат наверху…»

Конструкторскому бюро Микояна был передан созданный под руководством Поликарпова проект самолета И-200, которому впоследствии в новом КБ дали название МиГ-1 (сокращение от «Микоян и Гуревич»).

Поликарпов в свое время не спешил передавать свой И-200 советским ВВС. Требовались значительные доработки и испытания. Микоян же, не будучи конструктором и не слушая своих подчиненных, представил свой истребитель как чудо-машину и добился передачи его в серию.

18 августа 1940 года в Тушино на параде, посвященном Дню авиации, машину впервые показали широкой публике. Всего в 1940 году было построено почти сто истребителей МиГ-1.

МиГ-1

Однако при испытаниях истребителя выявились серьезные недостатки, в частности недостаточная дальность полета, а также концевой срыв потока и штопор при больших углах атаки. Устранение недостатков привело к появлению модифицированного самолета, получившего название МиГ-3 и сменившего в серийном производстве МиГ-1 в декабре 1940 года. Больше ничего интересного в КБ Микояна до 1946 года не было ни разработано, ни построено.

Самолет-солдат

Затем в ОКБ был построен МиГ-15. Он стал первым отечественным серийным истребителем со стреловидным крылом. Благодаря применению крыла с углом стреловидности 35° и аэродинамическими гребнями максимальная скорость МиГ-15 достигла 1015 км/ч.

МиГ-15

Серийные заводы СССР выпустили свыше 13 тысяч МиГ-15, что является мировым рекордом по числу построенных реактивных истребителей. В Польше и Чехословакии построено около 1700 самолетов. Они получили и высокие оценки как летного, так и технического состава за высокую надежность, боевую живучесть, неприхотливость к условиям эксплуатации, а МиГ-15 удостоился мирового признания как «самолет-солдат».

В 1950 году начался выпуск усовершенствованного варианта самолета МиГ-17 с увеличенным углом стреловидности крыла. Были созданы модификации МиГ-17 с бортовой РЛС и управляемыми ракетами «воздух — воздух» (впервые), и эти самолеты стали основой авиации ПВО.

МиГ-15 и МиГ-17 строились в очень больших количествах (до 30 тысяч экземпляров) на девяти серийных заводах СССР, а также в Чехословакии, Польше и Китае, где местные конструкторы создали и ряд новых модификаций этих самолетов.

Блестяще задуманная и реализованная концепция «самолета-солдата» — одновременно эффективного и простого — одно из главных достижений «микояновской» конструкторской школы. Помимо МиГ-15, лучшими примерами самолетов, созданных по такой концепции, стали МиГ-21 и МиГ-29.

МиГ-21

Другая характерная черта конструкторской школы «МиГа» — смелое внедрение самых передовых научных и технологических достижений. Двигатель с форсажной камерой, установка БРЛС на истребитель, освоение первых сверхзвуковых самолетов в серийном производстве, преодоление «теплового барьера», включение ЭВМ в контур управления самолетом, реализация концепции разведывательно-ударного комплекса, орбитальный самолет, радар с фазированной антенной решеткой на истребителе — вот далеко не полный перечень «микояновских» инноваций, опередивших свое время.

Детство и юность

Биография Анастаса Микояна началась в армянском селе под названием Санаин. Будущий революционер родился в семье плотника. С детства мальчик проявлял способности к обучению, поэтому после окончания начальных классов был отправлен в Тифлис, в духовную семинарию. Считалось, что это лучшая школа в Закавказье, которая, к тому же, была доступна не только обеспеченным семьям.

Анастас Микоян в молодости

Примечательно, что многие революционеры и политические активисты того времени оказались выходцами из стен духовных семинарий: Николай Чернышевский, Николай Добролюбов, даже Иосиф Сталин.

Еще во время учебы Анастас Микоян заинтересовался идеями большевиков. Юноша проштудировал доступную марксистскую литературу и в 1915 году присоединился к большевицкой партии. Спустя год, в 1916-м, Анастас Микоян окончил семинарию и решил продолжить учиться в высшей духовной академии в армянском городе Эчмиадзине.

«Сталинский нарком»

Входя в группу так называемых «кавказцев» (бывших членов закавказской организации), Анастас Микоян поддерживал курс Сталина во внутрипартийной борьбе.

По рекомендации Сталина Микоян с лета 1922 года был назначен секретарем Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б), а затем и председателем Северокавказского краевого комитета партии. На последнем посту Микоян проводил более гибкую политику в отношении казачества.

С 1922 года был кандидатом, а с 1923 года — членом ЦК РКП(б)

По рекомендации Сталина Микоян с 1926 года являлся кандидатом в члены Политбюро, а также народным комиссаром торговли. На посту наркома торговли занимался продажей произведений искусства из советских музеев.

С 1930 года был наркомом снабжения, а с 1934 года — наркомом пищевой промышленности. На последнем посту посетил США с целью ознакомления с новейшими технологиями и сумел добиться быстрого развития пищевой отрасли, о чём до сих пор напоминает название мясокомбината.

В 1938 году избран в Верховный Совет БАССР первого созыва от Уфимско-Горьковского округа города Уфы.

По настоянию Анастаса Микояна в Советском Союзе были введены рыбные дни.

С 1929 года — кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б). С 1935 года стал членом Политбюро, с 1937 года — заместителем председателя Совнаркома, а в 1938—1949 годах — наркомом внешней торговли. В 1957—1964 годах — Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР.

Семья Анастаса Микояна

Семья нашего героя достаточно большая и дружная, как и принято у настоящих армян. Женился политик раз и на всю жизнь. Его избранницей стала Ашхен Лазаревна Туманян. Супруга поддерживала Анастаса во всех его начинаниях и подарила ему пятерых замечательных сыновей. Дети Анастаса Микояна стали также довольно известными людьми.

Его первенец Степан работал летчиком-испытателем. А внук Александр Степанович стал известным рок-музыкантом и автогонщиком.

Владимир и Алексей стали военными летчиками во время ВОВ. Сын Алексея, Стас Намин, сегодня известный советский и российский музыкант, композитор, продюсер.

Вано Анастасович также связал свою жизнь с самолетами, выбрав профессию инженера-конструктора авиации.

А младший Серго Микоян — известный публицист и историк.

Анастас Микоян: биография, личная жизнь, семья и дети, достижения, фото на News4Auto.ru.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

Начало реактивной эры

Уже в конце войны Микоян с коллегами вступают в гонку конструкторских бюро за первенство в создании реактивного самолета. В ней участвовали четыре КБ: Яковлева, Сухого, Лавочкина и Микояна. В разработке микояновского КБ первоначально был истребитель И-290 с двумя двигателями под крылом, который  в дальнейшем был переработан в И-300 с силовой установкой в фюзеляже. В итоге именно второй вариант пошел в серию под названием МиГ-9. 24 апреля 1946 года он стал первым советским реактивным истребителем, поднявшимся в воздух. В тот же день в небо поднялся истребитель КБ Яковлева Як-15, который также выпускался серийно.


Истребитель МиГ-9

Работа над реактивным самолетом была изматывающей. Артем Иванович получает инфаркт, но уже в скором времени возвращается в КБ. В 1946 году А.И. Микоян вместе с конструктором авиадвигателей В.Я. Климовым едет в Англию для закупки современных двигателей. К концу 1947 года согласно плану правительства КБ Микояна должно было создать новый фронтовой истребитель. МиГ-15 стал самым массовым реактивным самолетом в мире. Всего было выпущено более 17 тысяч машин, которые стояли на вооружении 40 стран. Это был однозначный успех конструктора Микояна и его коллег.

Следующим истребителем КБ стал МиГ-17, который производился серийно с 1951 года и мог достигать скорости звука. Первым сверхзвуковым серийным самолетом стал МиГ-19. Но одной из самых знаменитых моделей Микояна и Гуревича был сверхзвуковой истребитель третьего поколения МиГ-21, который выпускался около 30 лет подряд в Советском Союзе. Самолет выпускался также по лицензии в Чехословакии, Индии и Китае, где его производство прекратилось только в 2017 году. Скорость полета МиГ-21 в два раза превышала скорость звука. На этом самолете было установлено 24 мировых рекорда.


Истребитель МиГ-21

МиГ-23, первый советский самолет с изменяемой в полете стреловидностью крыла, и МиГ-25, скорость которого в три раза превышала скорость звука, стали последними работами Микояна. В 1970 году Артем Иванович скончался в возрасте 65 лет. В 1971 году ОКБ было присвоено его имя. Успешная работа и достижения конструктора были по достоинству оценены государством. Генерал-полковник инженерно-технической службы Артем Микоян был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден шестью орденами Ленина, отмечен шестью Сталинскими и одной Ленинской премией. Сын А.И. Микояна Ованес продолжил династию и стал авиаконструктором. Племянник Артема Ивановича Иван Микоян также работал конструктором в ОКБ, участвовал в создании самолетов МиГ-19, МиГ-23 и МиГ-29. 

Реактивная эра

Если до войны и в ее начале ни одна из воюющих сторон не имела у себя на вооружении ни одного реально отработанного самолета с реактивным двигателем даже в опытном строительстве, то к концу войны реактивные самолеты одиночками появились уже на фронтах, а в 1945 году в США и в Англии они переданы были в серийное производство и приняты на вооружение.

Германия по развитию реактивной техники опередила США и Англию. К концу 1944 года Германия имела четыре отработанных типа реактивных самолетов: Me.262, Me.163, He 162 и Arado 234, которые были переданы в серийное производство для массового выпуска. Всего в Германии за период с декабря 1944 года по апрель 1945 года было выпущено 879 реактивных самолетов.

В США производством реактивных двигателей занимаются следующие моторостроительные фирмы: «Дженерал электрик», «Аллисон», «Пратт энд Уитни» и «Вестингауз».

Авиапромышленность Советского Союза не имела собственных реактивных двигателей. Первые советские реактивные самолеты проектировались под трофейные немецкие авиадвигатели Junkers Jumo 004 и BMW 003A, которые были скопированы и выпущены ограниченной серией в СССР.

Прототип И-300 разработки ОКБ Микояна после доработки был внедрен в серийное производство и принят на вооружение под обозначением МиГ-9.

МиГ-9

24 апреля 1946 года МиГ-9, управляемый летчиком-испытателем Алексеем Николаевичем Гринчиком, поднялся в воздух. Это был первый полет отечественного самолета с ТРД.

Но в июле того же года истребитель разбился. Как потом выяснилось, при статических испытаниях крыла не была учтена его деформация вследствие резких маневров в сочетании с высоким напором воздуха. По рекомендации ЦАГИ в ОКБ-155 изготовили и испытали с учетом произошедшей катастрофы новое крыло для истребителя.

Алексей Гринчик

МиГ-9 был быстро запущен в серийное производство. Построили свыше 600 самолетов, что позволило создать достаточно много частей, вооруженных реактивными истребителями МиГ-9.

Мартовские события в Баку

Однако выпускником академии Анастас Микоян так и не стал. Он с головой нырнул в политику. Революционно настроенные товарищи увлекли его за собой во время Февральской революции. Микоян не мог оставаться в стороне от политических событий в стране и стал одним из организаторов революционного движения.

После этого он продолжил активно заниматься пропагандистской деятельностью и обрастать связями в политических кругах. Его даже назначили секретарем Тифлисского партийного комитета.

Проявил он свои организаторские способности во время мартовских восстаний в столице Азербайджана, впоследствии был назначен руководителем подпольной организации большевиков в Баку. В интервью журналистам Анастас Микоян рассказывал, что еще в 1919 году мечтал о независимости Азербайджана, но не нашел достаточное количество единомышленников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector