Десять подвигов русских авиаторов

Посмертно награжденные

По результатам боев в Испании впервые в истории высшей государственной награды СССР были удостоены представители иного, чем ВВС, рода войск – танкисты.

Стоит отметить, что Семен Осадчий, который в Испании был известен под псевдонимом Симон, получил высшую награду в том числе и за то, что совершил первый в истории танковый таран.

В указе от 31 декабря 1936 года впервые были упомянуты награжденные высшей наградой посмертно. Почти половина награжденных – 8 человек – не дожили до присвоения высокого звания. Помимо летчика Примо Джибелли и героев-танкистов, в числе первых посмертно награжденных были также летчики Владимир Бочаров, Петр Десницкий, Константин Ковтун и Сергей Тархов.

Первые женщины – Герои Советского Союза

Первыми советскими женщинами, удостоившимися высшей государственной награды, стали летчицы Марина Раскова, Полина Осипенко и Валентина Гризодубова. Указ об их награждении ЦИК СССР издал 2 ноября 1938 года, после того, как закончился рекордный по дальности перелет женского экипажа на самолете АНТ-37 «Родина». Примечательно, что этот полет едва не окончился трагедией: когда самолет был уже на подходе к берегу Охотского моря, горючее оказалось на исходе. Тогда командир экипажа Валентина Гризодубова приказала Марине Расковой прыгать с парашютом, чтобы обеспечить ее спасение: при вынужденной посадке расположенная впереди штурманская кабина наверняка была бы раздавлена. Но если приземлившийся в болоте самолет нашли всего через восемь дней, то Марина Раскова блуждала по тайге все десять и чудом осталась жива.

Фото: Беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток. Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова. Фотохроника ТАСС

ТОП-10 лучших самолетов войны

Боевые истребители ВОВ — воздушные хищники, которые буквально вырывали победу из пасти фашистской Германии. Их производителями являлись разные страны. Вот самые лучшие летучие участники войны, что повлияли на историю:

  1. Supermarine Spitfire. Британский немного неуклюжий самолет ничуть не уступал в маневренности немецким. Его странный внешний вид способен ввести в заблуждение — на самом деле только кажется неповоротливым и слишком массивным. С его помощью удалось отбить Англию, поставив Германию на место.
  2. Heinkel He 111. Это немецкая военная птица, которая изначально позиционировалась, как транспортная. Сыграла роль только в первый год, затем устарела.
  3. Ла-5. Первый советский самолет, с помощью которого сумели дать отпор таким моделям, как «Мессершмитт» и «Фокке-Вульф». До создания в 1942 году СССР в небе сильно проигрывал.
  4. North American P-51 Mustang. Американцы выпустили модели по заказу для Англии. Но в деле оказалось, что Мустанги настолько хороши, что США решили использовать их сами.
  5. Boeing B-17 Flying Fortress. Это наиболее известный американский бомбардировщик. Массивный и величественный, он все же имел недостатки. Много суровых уроков было получено летчиками этой модели от «Люфтваффе».
  6. Як-9. Самолет сыграл главную роль в войне. Его создавали на основе предыдущих версий «Як-ов», поэтому недостатки почти отсутствуют. Птица настолько хороша, что использовалась в разных качествах (бомбардировщик, сопровождение, разведчик и т. д. ).
  7. Junkers Ju 87. Изначально эти «Штуки» стали главными летными силами Германии. Они могли пилотировать вертикально вниз, что позволяло вести бомбардировки с максимальной точностью. Со временем выявились уязвимые места, и использование постепенно прекратилось.
  8. Mitsubishi A6M Zero. Если говорить о ведении военных действий в Тихом океане, это главный самолет. Созданный японцами, он показывал поразительные результаты.
  9. Messerschmitt Bf.109. Очень маневренный и уверенный истребитель, который погубила малая дальность полета. Но в первые годы войны только он господствовал на небе.

Лётчики-испытатели СССР

  • Валерий Чкалов – обладатель головокружительной карьеры авиатора. Он проводил испытания многих самолетов, вертолетов, истребителей и бомбардировщиков. Кроме того, он стал создателем нескольких фигур, которые были названы фигурами высшего пилотажа. К ним относится «восходящий штопор», «замедленная бочка». Он принимал участие в создании новейших самолетов, установил несколько рекордов по продолжительности перелетов.
  • Михаил Громов был разносторонне развитым человеком. Он проявлял выдающиеся способности к музыке и рисованию, врачебному делу. Он служил не только летчиком-испытателем, но и военным врачом. Громов поставил два международных рекорда в области авиации, не единожды выполнял перелеты по Европе, Китаю и Японии.
  • За установление нескольких рекордов и мужественное выполнение долга перед Отечеством он был награжден орденом Ленина. Многие-летчики испытатели Советского Союза занимали высокие должности на военной службе. Среди них –
  • Владимир Аверьянов, полковник, проводивший испытания как реактивных бомбардировщиков, так и пассажирских самолетов. Он обладает огромным количеством наград.
  • Иван Дзюба стал участников Великой Отечественной войны. В эти страшные времена он проявил себя выдающимся летчиком-испытателем. На его счету – более двухсот тридцати восьми боевых вылетов и двадцати пяти воздушных боев. Он сбил шесть вражеских самолетов лично, а также два в группе. За заслуги перед Отечеством он был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина, а также медалью «Золотая Звезда».

«Летает уверенно, в воздухе инициативен»

Борис Капустин и Юрий Янов служили в 668-м авиационном полку 24-й воздушной армии ВВС СССР, которая дислоцировалась в небольшом городке Финов (земля Бранденбург). До этого они проходили переподготовку в Новосибирске, где выпускались Як-28П.

6 апреля 1966 года офицерам было поручено перегнать два таких истребителя на аэродром вблизи города Цербст (земля Саксония-Анхальт), где располагалась база 35-го истребительного авиаполка советских ВВС. Капустин был назначен командиром звена, второй самолёт пилотировали их товарищи Владимир Подберёзкин и Николай Лобарев.

Як-28П считался уникальным по меркам 1960-х годов боевым самолётом. Машина заслужила высокие оценки лётчиков ПВО за превосходную тяговооружённость и способность уничтожать противника на малых высотах, причём как на догонных, так и встречных курсах.

Также по теме


«Память крепче гранита»: Минобороны запустило проект о мемориалах в честь советских солдат

Минобороны России запустило мультимедийный проект «Память крепче гранита», призванный подчеркнуть историческую значимость мемориалов…

Ещё одна изюминка самолёта — радиолокационный прицел «Орёл-Д», позволявший обнаруживать и уничтожать цели в задней и передней полусферах. Стрельба по противнику велась ракетами с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения.

Однако при всех преимуществах Як-28П являлся весьма прихотливым и сложным в пилотировании истребителем. По требованию военных специалисты ОКБ Яковлева постоянно дорабатывали самолёт. В момент инцидента с Капустиным и Яновым как раз проводились испытания усовершенствованной серийной версии Як-28П.

Капустин был достаточно опытным пилотом. На конец 1965 года его общий налёт на боевых машинах составлял 1285 часов, в том числе 247 часов на Як-28. Начальство оценивало капитана как уверенного и высокопрофессионального лётчика.

«Подготовлен к боевым действиям днём и ночью при установленном минимуме погоды с малых, больших высот и из стратосферы на сверхзвуковой скорости. В качестве инструктора подготовлен днём и ночью при установленном минимуме погоды. Летает уверенно, в воздухе инициативен», — говорилось в тексте аттестации при выдвижении Капустина на должность заместителя командира эскадрильи.

Юрий Янов, выполнявший в паре с Капустиным функции штурмана, также считался хорошо подготовленным лётчиком. Общий налёт старшего лейтенанта составлял 1030 часов, на Як-28 — 185 часов. В характеристике молодого офицера отмечалось, что в воздухе он «спокоен и инициативен».

  • Истребитель-перехватчик Як-28П

Как отметил профессор Дипломатической академии МИД РФ, вице-президент Лиги военных дипломатов Владимир Винокуров, именно личные и профессиональные качества Капустина и Янова сыграли решающую роль в инциденте над Берлином.

«Высоты для катапультирования не хватило»

Спустя десять минут после взлёта у Як-28П, который пилотировали Капустин и Янов, отказал первый двигатель, а потом и второй. Подобное в авиации происходит редко, так как обе силовые установки представляют собой автономно работающие друг от друга агрегаты.

Причиной ЧП с истребителем, как установила комиссия по расследованию происшествия, послужил «конструктивно-производственный дефект». Как пояснили эксперты, период холодной войны характеризовался большим количеством авиационных инцидентов. Угроза крупномасштабного конфликта вынуждала потенциальных противников спешить с поставками в войска новых типов боевых самолётов. В результате далеко не все образцы техники получали надлежащий уровень инженерно-технического обеспечения.

Также по теме


«Особое впечатление произвели танки и самоходная артиллерия»: 75 лет со дня проведения парада союзных войск в Берлине

75 лет назад в центре Берлина прошёл парад войск союзников, ознаменовавший завершение Второй мировой войны. В нём приняли участие…

Отказ двигателей на Як-28П произошёл на высоте порядка 4000 м. Капустин и Янов решили перезапустить силовые агрегаты с помощью системы автономного запуска и кислородной подпитки, но эта попытка не принесла результата.

Капустин приказал Янову катапультироваться, но штурман заявил, что покинет кабину только вместе с командиром. Кроме того, старший лейтенант осознавал, что его катапультирование нарушит аэродинамику истребителя, усложнив его управление.

Между тем перед глазами лётчиков раскинулись жилые кварталы Восточного Берлина — лётчики случайно оказались прямо над столицей ГДР.

Как отмечает Винокуров, Капустин и Янов осознавали высокую вероятность гибели гражданского населения Берлина при катапультировании. К тому же Як-28П летел с почти полными топливными баками.

Офицеры надеялись найти безлюдную местность и катапультироваться, но на выбор подходящей локации времени было немного.

В итоге на пикирующем истребителе советские лётчики пересекли границу Западного Берлина, рассчитывая утопить Як-28П в озере Штёссензее, успев при этом покинуть кабину. Однако реализовать такой план было практически невозможно — катапультные кресла истребителя могли сработать только на высоте более 150 м.

  • Западный Берлин времён холодной войны
  • AFP

«Я работал на 25-этажном здании. В 15 часов 45 минут из мрачного неба вылетел самолёт. Я увидел его на высоте примерно 1,5 тыс. м. Машина начала падать, затем поднялась, вновь падала и вновь поднималась. И так трижды. Очевидно, пилот пытался выровнять самолёт», — описывал попытки советских лётчиков справиться с управлением Як-28П один из очевидцев катастрофы в Западном Берлине.

С большим трудом Капустин и Янов смогли поднять Як-28П над расположенной перед озером дамбой, но следом за этим самолёт начал стремительно терять высоту и упал в воду.

«Ради спасения жизней гражданского населения Берлина наши лётчики приняли решение предпринять все возможные меры, чтобы увести падающий самолёт от жилых построек. Но пока выполнялись манёвры, машина оказалась на высоте, непригодной для катапультирования», — прокомментировал обстоятельства подвига советских офицеров Сергей Суворов.

Екатерина Зеленко

Фото: Википедия

Старший лейтенант Екатерина Ивановна прошла Великую Отечественную войну в составе 135-го ближнебомбардировочного авиаполка. Однако до этого Зеленко прославилась тем, что была единственной женщиной, участвовавшей в Советско-финляндской войне. Женщину наградили орденом Красного Знамени, но ее боевой путь был недолгим. На счету Зеленко 40 боевых вылетов, 12 воздушных боев и один огненный таран вражеского истребителя в воздухе – во время него девушка и погибла 12 сентября 1941 года. За всю историю войны лишь две женщины решились на такой смертельный подвиг: Екатерина Зеленко и Александра Полякова. Уже в современное время имя Екатерины Зеленко получила одна их малых планет Солнечной системы. Кроме того, в память о ней установлены два монумента.

Военная служба

В июне 1941 года выпускник Оренбургского авиационного училища отправился на фронт, а через 2 дня открыл боевой счет, сбив пикирующий под Минском бомбардировщик противника. Были у Девятаева и другие удавшиеся вылеты. Летчика, наряду с другими отличившимися, вызвали в Москву для обороны подступов к столице.

В ходе очередной военной операции на самолетах «Як-1» летчики перехватили противника, который собирался сбросить смертоносный груз на столицу. Однако мужчине не всегда так везло. Однажды он получил военное задание, при возвращении с которого в Москву подвергся атаке фашистских бомбардировщиков. Один «Юнкерс» противника все же был сбит, однако и самолет Девятаева пострадал. Пилоту удалось приземлиться, несмотря на ранение в левую ногу. Так Михаил Петрович попал в госпиталь, а позднее единодушным решением врачебной комиссии его определили в тихоходную авиацию.

Шлем и фотоальбом Михаила Девятаева

Некоторое время Девятаев работал в составе полка ночных бомбардировщиков, затем его перевели в санитарную авиацию. И только в 1944 году, после встречи с Александром Покрышкиным, он вернулся в отряд истребителей. После еще не раз поднимал свой самолет в воздух, находясь в звании старшего лейтенанта, в общей сложности Михаил Петрович сбил 9 самолетов врага.

В июле 1944 года судьба Девятаева оказалась в руках противника. Совершая очередной вылет, он сбил немецкий самолет на западе от украинского города Горохова — сам получил ранение, а его самолет загорелся. Ведущий летчика Владимир Бобров приказал тому покинуть воздушную машину с парашютом. Выполнив команду, летчик попал в плен.

Подвиг и обстоятельства гибели

О том, что в 2015 году Пешков отправляется в Сирию, знали немногие. Брату Олег просто сказал, что едет в командировку. Жене сообщил коротко и по делу. Будучи верующим человеком, сходил к священнику за благословением.

Это была первая военная кампания в жизни летчика, который уже намеревался переводиться в гражданскую авиацию. Но офицерский долг оказался превыше всего: сказал «лечу», хоть жена с дочерью и проплакали всю ночь.

24 ноября 2015-го фронтовой бомбардировщик из России совершал боевой вылет в небе над Сирией и был подбит истребителем из Турции. Пилотом Су-24 оказался Олег Пешков, а его штурманом — Константин Мурахтин. Оба члена экипажа катапультировались, однако приземлиться живым смог только штурман: Пешкова боевики расстреляли в воздухе.

Памятник на могиле Олега Пешкова

Причиной смерти летчика стали 8 пулевых ранений. Его тело сначала доставили в турецкую столицу, а затем спецрейсом Минобороны России переправили на родину. Погибшего героя провожал к дому воздушный эскорт истребителей.

Похороны Олега Анатольевича состоялись в Липецке и проводились согласно воинским ритуалам погребения. К могиле героя часами несли цветы сослуживцы и жители города. После смерти Пешкова липчане вышли на митинг у памятника героям, чтобы воздать честь погибшему земляку.

Личная жизнь

Несмотря на тяжелые военные и послевоенные годы, личная жизнь героя сложилась хорошо. Женой летчика стала Фаина Хайрулловна, которая родила супругу троих детей — двух сыновей и дочь. И хотя брак был крепким, женщина ревновала возлюбленного. Ведь когда он прославился на весь Советский Союз, ему часто писали женщины. Уже в преклонном возрасте супруг признавался, что свою жену не променял бы ни на одну другую красавицу.

В 1946 году женщина родила первого ребенка, которого назвали Алексеем. Для изучения он выбрал медицину, работал в глазной клинике врачом-анестезиологом, а позднее стал кандидатом медицинских наук. Через 5 лет родился его брат Александр, который тоже выбрал эту сферу. Отец то время работал в Казанском медицинском институте и также стал кандидатом медицинских наук.

Дочь Девятаевых родилась в 1957 году. Нэля не пошла по стопам братьев, ее талант открылся в другой области. Девушка окончила Казанскую консерваторию и в театральном училище преподавала музыку.

Михаил Девятаев с семьей

После войны Михаил Петрович написал книгу «Побег из ада», в которой описал наиболее яркие события пребывания в немецком лагере смерти, а также рассказал историю самого побега. На обложке книги размещено фото Девятаева, которое пересекает колючая проволока.

«Предотвратили огромную катастрофу»

Британцы под различными предлогами отказали советской стороне в доступе к месту катастрофы и начали операцию по подъёму обломков Як-28П с целью их дальнейшего изучения. Кроме того, бывшие союзники затянули решение вопроса с передачей тел лётчиков.

Прощание с героями состоялось в Восточном Берлине. С воинскими почестями Капустин был похоронен в Ростове-на-Дону, а Янов — в Вязьме (Смоленская область). 10 мая указом президиума Верховного Совета СССР оба офицера были награждены орденами Красного Знамени посмертно.

В честь погибших лётчиков в Германии появилось несколько мемориалов, а на мосту озера Штёссензее — памятная табличка.

«6 апреля 1966 года советские пилоты — капитан Борис Владимирович Капустин и старший лейтенант Юрий Николаевич Янов — направили свой неисправный боевой самолёт в озеро Штёссензее и погибли. Этим самоотверженным поступком они предотвратили огромную катастрофу в близлежащем жилом квартале. Эта табличка чтит память жертвы советских солдат как символа человечности в годы холодной войны», — гласит надпись у озера.

  • Мемориальная табличка в честь подвига советских лётчиков на мосту озера Штёссензее

Литературным памятником подвига Капустина и Янова является баллада поэта Роберта Рождественского «Огромное небо». В ней говорится о том, что советские лётчики осознанно пожертвовали собой ради спасения тысяч жизней берлинцев.

«Мелькают кварталы,

но прыгать нельзя…

«Дотянем до леса! —

решили друзья. —

Подальше от города

Смерть унесём.

Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем,

пускай мы погибнем, но город спасём!»

Впоследствии слова «Огромного неба» были положены на музыку. Посвящённую героизму Капустина и Янова песню исполняли такие известные артисты, как Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль и Юрий Гуляев.

Поступок советских лётчиков высоко оценили и в ФРГ. Не зная ещё всех обстоятельств происшествия, бургомистр Западного Берлина, будущий федеральный канцлер ФРГ Вилли Брандт заявил, что офицеры ВВС СССР предотвратили «катастрофу».

«Мы можем исходить из предположения, что оба они в решающие минуты сознавали опасность падения в густонаселенные районы и повернули самолёт в сторону озера Штёссензее. Это означало отказ от собственного спасения. Я это говорю с благодарным признанием людям, предотвратившим катастрофу», — сказал Брандт.

  • Мемориал советским лётчикам в авиамузее Эберсвальде-Финов

Как считает Сергей Суворов, героический поступок Капустина и Янова развеивает распространённый на Западе миф о том, что советские войска в Германии находились в статусе «оккупантов» и «угнетателей». По словам эксперта, большинство жителей ГДР с теплотой относились к военнослужащим СССР, осознавая, что советская армия дорожит безопасностью мирных жителей.

Аналогичной точки зрения придерживается и Владимир Винокуров. Он подчеркнул, что группа советских войск находилась в Германии прежде всего для сдерживания агрессивных планов НАТО в Восточной Европе, защиты ГДР и Советского Союза. 

«Советские войска находились в рамках международных соглашений… Мы никому не угрожали, и поступок Капустина и Янова это лишний раз подтверждает. Их подвиг является историческим уроком для всех поколений, символом величия духа наших военнослужащих», — подытожил Винокуров. 

Евгения Руднева

Фото: Википедия

Евгения Максимовна была одной из самых старших летчиц – на момент заступления на службу ей было 22 года. До войны девушка была студенткой механико-математического факультета Московского университета, но стала гвардии старшим лейтенантом Таманского авиаполка и за время службы совершила 645 боевых вылетов. Девушка уничтожала переправы противника, железнодорожные эшелоны и технику. Руднева участвовала в боях на Северном Кавказе, Таманском и Керченском полуостровах. Еще при жизни она удостоилась звания Героя Советского Союза. Девушка погибла 9 апреля 1944 года при выполнении боевого задания над Керчью Крымской АССР. Там же ее и похоронили, на Воинском мемориальном кладбище.

Александр Казаков

Выдающийся русский ас-истребитель, второй лётчик в истории, применивший воздушный таран, и первый, оставшийся после тарана в живых. За три года войны Казаков сбил лично 17 и в групповых боях ещё 15 самолётов противника и был признан самым результативным российским лётчиком-истребителем периода Первой мировой войны. имел 16 наград, в том числе орден Св. Георгия, британский орден «За боевые заслуги», «Военный крест» и французский орден «Почетного Легиона». 20 августа Казаков был назначен командиром 19-й эскадрильи Воздушного Корпуса. В 1917 – командиром 1-й истребительной группы. Всем сердцем не приняв большевизм, Казаков принял участие в Гражданской войне, командуя Славяно-Британским эскадроном. Когда англичане решили уйти из России, Казаков, 3 августа 1919 года, сел в свой самолет, взмыл в небо и спикировал в центр аэродрома.

Стихи о ночных ведьмах летчицах

«Ночные ведьмы». Сергей Соколов. Москва, 9 мая 2012 г.

Под снегом, ливнем и в хорошую погоду
Крылами резали вы над землёю мглу.
«Ночные ведьмы» на «небесных тихоходах»
Бомбят фашистские позиции в тылу.

Ещё по возрасту и норову — девчонки…
Пора влюбляться да любимыми вам быть.
Под шлемы лётчика запрятали вы чёлки
И в небо ринулись врага Отчизны бить.

И сразу взлёт во тьму от парт аэроклубов
Без парашюта и без пушки, лишь с ТТ.
Вам небо звёздное, наверно, было любо.
Вы и на бреющем всегда на высоте.

Вы для своих бойцов — «небесные созданья»,
А для чужих — «ночные ведьмы» на По-2.
Страх наводили вы над Доном и Таманью,
Да и на Одере была о вас молва.

Не все, не все вернутся из ночного боя.
Порою крылья, корпус — хуже решета.
Садились чудом с грудой вражеских пробоин.
Заплаты — днём, а ночью снова — «От винта!»

Как только солнце в свой ангар зайдёт на треть и
Обслужат техники крылатый аппарат,
Идут на взлёт по полосе «ночные ведьмы»,
Чтоб на земле устроить немцам русский ад.

Личная жизнь

С будущей женой Геленой Олег познакомился, еще живя в Усть-Каменогорске. Она была младше на 5 лет и в свои 15 влюбилась в 20-летнего курсанта без памяти. Пешков, правда, не сразу разглядел в девушке свою единственную и успел жениться на другой и быстро развестись.

Когда Олег начал ухаживать за Геленой, та уже начинала его сторониться: уж больно пользовался популярностью у девушек статный и обаятельный летчик. Но в итоге ее оборона пала: в 18-летнем возрасте она согласилась выйти замуж за Пешкова. Свадьбу сыграли в 1994 году в родном городе, а уже пару месяцев спустя молодая семья переехала в Возжаевку Амурской области.

С тех пор началась гарнизонная жизнь, которая поначалу была несладкой: жили в тесноте и бедности, о благоустройстве оставалось только мечтать. Но мало-помалу все наладилось, и в 1999 году Пешковы праздновали рождение дочери Арины. Сын Александр родился в более благополучное время — в 2007-м, когда отец уже дослужился до командира эскадрильи в Приморье.

Олег Пешков с семьей / «Фейсбук»

По долгу службы отца семья нередко переезжала и в итоге осела в Липецке. Супруга, юрист по образованию, по специальности не работала, поскольку в гарнизонах не находилось нужной вакансии. Служила то в отделе кадров, то в детском саду и личной жизнью своей была довольна.

Мужа Гелена любила и уважала, отмечая, как люди тянутся к Олегу, как он умеет расположить к себе даже в коротком разговоре. Мог поддержать любую беседу, задушевно спеть песню под гитару или под баян, недаром солировал еще в ансамбле военного училища.

А еще Пешков был хорошим отцом: сам любил учиться и в детях поощрял тягу к знаниям, даже ходил вместе выбирать учебники к новому школьному году. В итоге дочь летчика выбрала специальность клинического психолога, которую получала в Санкт-Петербурге.

Ещё один летчик ас времен Великой Отечественной войны, бивший врага и без ног

В число знаменитых летчиков Великой Отечественной войны хотелось бы включить и Георгия Павловича Кузьмина, который храбро сражался на истребителе даже после ампутации ног и, к сожалению, погиб в 30 лет в небе над Донбассом.

19 сентября 1941 года в районе Ельца Кузьмин был тяжело ранен и сбит в воздушном бою. Его внесли в списки потерь как погибшего – не зная, что старший лейтенант совершил вынужденную жёсткую посадку и с простреленными обеими ногами добрался до своих. В госпитале пилоту отрезали ступню левой и часть ступни правой ноги.

Кузьмин Г.П.

А он не смирился с инвалидностью, и в мае 1942-го добился возвращения к боевым вылетам. 28 апреля 1943 года Кузьмин стал Героем Советского Союза (сбил 15 самолётов противника лично и ещё 6 в составе группы).

Григорий Андреевич Речкалов

Григорий Андреевич Речкалов родился в
деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии
(ныне посёлок Зайково Ирбитского района Свердловской
области). С авиацией он познакомился во время учёбы в
кружке планеристов при фабрично-заводском училище
Верх-Исетского завода Свердовска. В 1937 году он
поступил в Пермскую военную школу лётчиков и
впоследствии с успехом её закончил. В 1939 году в звании
сержанта он был зачислен в 55-й авиационный
истребительный полк в Кировограде.

Основной чертой Речкалова была
настойчивость. Несмотря на то, что медкомиссия
определила у лётчика дальтонизм, он добился права
продолжить службу и в 1941 году был направлен в 55-й
истребительный авиаполк. По словам сослуживцев, Речкалов
отличался довольно неровным характером. Являя образец
дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься
от выполнения главной задачи и столь же решительно
начать преследование случайного противника.

Ночи-максимум

Летчица Марина Чечнева, в 21 год стала командиром 4-й эскадрильи

Вспоминает Марина Чечнева:«Летать над горами трудно, особенно осенью. Нежданно-негаданно наваливается облачность, прижимая самолет к земле, вернее к горам, приходится лететь в ущельях или над разновысокими вершинами. Тут каждый незначительный поворот, малейшее снижение грозит катастрофой, к тому же вблизи горных склонов возникают восходящие и нисходящие потоки воздуха, которые властно подхватывают машину. В таких случаях от летчика требуются недюжинные хладнокровие и мастерство, чтобы удержаться на нужной высоте…

…Это были «ночи-максимум», когда мы находились в воздухе по восемь-девять часов подряд. После трех-четырех вылетов глаза закрывались сами собой. Пока штурман ходила на КП докладывать о полете, летчица несколько минут спала в кабине, а вооруженцы тем временем подвешивали бомбы, механики заправляли самолет бензином и маслом. Возвращалась штурман, и летчица просыпалась…

«Ночи-максимум» доставались нам огромным напряжением физических и душевных сил, и когда занимался рассвет, мы, еле передвигая ноги, шли в столовую, мечтая скорее позавтракать и заснуть. За завтраком нам давали немного вина, которое полагалось летчикам после боевой работы. Но все равно сон был тревожным — снились прожектора и зенитки, у некоторых держалась стойкая бессонница…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector