О курске

Интересные факты и события о городе Курске

  1. Курск – крупный город Черноземья, центр культуры, православной истории и промышленности. Функционирует как большой транспортный и железнодорожный узел. Он древнее Москвы и многих других городов.
  2. История и символика города связана двумя видами пернатых созданий: куропатками, которые изображены на флаге города и гербе Курской области. «Курский соловей» — название фирменного поезда от Курска до Москвы. Эти маленькие певчие птицы в старину доставлялись из Курска даже в Европу, именно курские соловьи прославились своим необыкновенным трелем, за что очень ценились.
  3. Самой знаменитой достопримечательностью города считается Знаменский собор известный с 1612 года. Его центральный купол имеет сходство с великолепными византийскими храмами, которым, в свою очередь, досталось наследство римского зодчества.
  4. Наряду с православными соборами и церквями, в Курске действуют храмы и других конфессий, как и во всей нашей стране. Один их них католический костел, храм Успения Богородицы, построенный в конце 19 века. Неоготический стиль выделяет его в архитектуре города, высокие шпили светятся издалека. Костелу досталось в советское время, здание пришло в запустение, в нем в разное время размещались музей и склады. В наши дни он получил второе рождение, полностью отреставрирован и действует по назначению, радуя глаз местных жителей и гостей Курска.
  5. Не все знают об этом, но автор знаменитой картины «Черный квадрат», Казимир Малевич, венчался именно в этом храме Богородицы в 1902 году, в это время он жил в Курске.
  6. Невозможно, упоминая о Курске, пропустить его историю в годы Великой Отечественной войны, слишком большую рану она оставила в истории и в судьбе курян. В честь сражения на Курской дуге, самой масштабной и переломной, возведен Мемориальный комплекс «Курская дуга», открытый на 55-летие Победы. Комплекс огромен, он вмещает в себе многие атрибуты страшной войны: это артиллерийские точки, откуда велся огонь на врага, памятник танкистам, сам танк Т-34, триумфальная арка в честь защитников города, часовня, куда приходят почтить память о героях, братские могилы, установлен также макет истребителя.
  7. В Курске много памятных мест о войне, но одно стоит особняком, здесь находится кладбище немецких солдат, самое крупное в Черноземье. На месте захоронения возведен большой комплекс, открытый в 2009 году.
  8. Курская магнитная аномалия у всех на слуху, это огромный уникальный бассейн размером 160 тысяч квадратных километров, где находятся миллиарды тонн залежей железной руды. Его открытие ознаменовано 1773 годом, ученый Иноходцев Петр Борисович заметил аномалию поля магнетизма земли в этом месте. Позже ученые неоднократно интересовались явлением, но добыча руды была налажена только в 1936 году.
  9. В Курске есть улица Семеновская, названная в честь уроженца города, знаменитого астронома-самоучки, Семенова Федора Алексеевича. Он жил в начале 19 века и сумел написать и опубликовать ценную работу, в которой изучил лунные и солнечные затмения с 1840 по 2001 г.г. Этот бесценный труд был принят научным обществом, при этом ученый был всего лишь любителем.
  10. Внук Семенова, Уфимцев Анатолий Георгиевич, также стал знаменитым ученым, но тоже самоучкой. На его счету 68 патентов на изобретения, в том числе, он разрабатывал первый ветрогенератор, на основе которого работают современные ветряные двигатели. В честь него также названа одна из улиц города Курска.

Сретенско-Флоровская и Николаевская церковь на торгу

На углу улиц Радищева и Марата возвышался каменный трёхпрестольный храм в честь святых Флора и Лавра, построенный на деньги купечества. Центральный престол Сретенский, боковые приделы Флоро-Лаврский и Скорбященский. Незаурядный памятник в стиле барокко с элементами псевдоготики. Пятиярусная колокольня считалась самой высокой в городе. 25 сентября 1838 года в церкви крещён основоположник историко-бытового жанра в русской живописи Вячеслав Шварц. В апреле 1860 года во Флоровском храме проходило отпевание усопшего астронома Фёдора Семёнова.

На месте спуска с улицы Радищева располагался храм святителя Николая. Первые упоминания о нём встречаются в рукописях XVII века. Поскольку в Стрелецкой и Ямской слободах были Николаевские церкви, из-за близости рынков эту называли Николаевская на торгу. Каменная церковь построена в 1763-1775 в стиле позднего барокко. До середины XIX в. обустроены Иоанно-Предтеченский, Митрофаниевский, Пантелеимоновский и Рождество-Богородицкий приделы. К завершённому световым купольным восьмериком с луковичной главой основному объёму вплотную примыкали корпуса торговых лавок.

Анатолий Танков и Николай Златоверховников «Путеводитель по городу Курск от 1902 года»:«Налево от Кондыревской улицы идет Флоровская, где находятся Флоровская, а далее Николаевская церковь, выходящая на Херсонскую улицу. Флоровская церковь построена в 1779 году на месте бывшей каменной церкви, развалины которой были видны еще в конце XVIII века. Рядом с нею в церковной ограде находится небольшая церковь, построенная гораздо позднее. Николаевская церковь выстроена в 1763 году вместо бывшей здесь деревянной. Находящиеся около нее лавки были устроены впоследствии. Против Николаевской церкви недавно разведен сквер»

В 1935 году Николаевский храм разрушен. Началось строительство второй очереди дома №6 по Красной площади, но война помешала строительству. На месте засыпанного котлована возник сквер. В шестидесятых годах здесь установлена скульптурная композиция «Спутник», символизирующая начало космической эры.

Далёкая родня

В Ставропольском крае течёт речка Кура, в честь которой названа крупная станица Курская с населением больше 12 тысяч человек. Она тоже является центром Курского района. До Моздока и Кизляра от станицы по 40 км, до Пятигорска и Минеральных Вод – чуть больше 100 км. До нас оттуда 1050 км.

Курская основана в конце XVIII века, а с середины XIX века является станицей Горского и Моздокского полков Терского казачьего войска. Население как было тогда, так и сейчас остаётся очень разнообразным по национальному составу. Здесь живут и русские, и кабардинцы, и осетины, и множество других народностей Кавказа и Прикавказья, и даже турки. Сейчас в станице действует несколько школ, есть стадион и ДК, проходят фольклорные фестивали. Это самый большой населённый пункт в нашем списке, не считая самого Курска, разумеется.

Интересная ситуация получилась с населёнными пунктами в Мокроусовском районе Курганской области. Там есть Щигровский сельсовет с центром в селе Щигры, в который входят деревни Курская и Фатежская. До Кургана от них 100 км, до Тюмени – 150 км. Расстояние до нашего Курска по прямой составляет 2050 км.

Село Щигры в Курганской области

Откуда взялись такие близкие нам названия аж за Уралом? Совпадение не случайно, без малого 200 лет назад деревни и село были основаны выходцами из Курской губернии, которые и перенесли память о родных местах в далёкую Сибирь. Тогда действовали большие льготы для переселенцев, и многие крестьяне-однодворцы пожелали заселить безлюдные тогда степи Оренбургской губернии. Для тех колонизаторов Сибири действовали специальные ссуды в недавно основанном Крестьянском поземельном банке, а также освобождение от податей и налогов и от рекрутской повинности на три года. По разным данным из Курской губернии тогда переселилось больше 1000 крестьянских семей.

А в Алтайском крае есть своё село Курск. Находится оно в Кулундинском районе, в 350 км от Барнаула и 400 км от Новосибирска, практически на границе с Казахстаном. До нашего Курска оттуда 2900 км. Основано село в 1909 году. Сейчас это центр Курского сельсовета, где проживают чуть больше 800 человек.

Самый дальний объект на карте России находится в Приморском крае. До села Курское от нас аж 6660 км по прямой! Живёт там чуть больше 600 человек, занимаются там лесопереработкой и сельским хозяйством. Мы включили его в список только по причине рекордной удалённости.

Помимо тех «тёзок» нашего города, о которых мы упомянули, на карте можно найти и другие населённые пункты со схожими названиями. Например, малонаселённое село в Красноярском крае, исчезнувшие в последнее время деревни и хутора в Псковской, Новосибирской и Оренбургской областях.

История основания Курска — время князей

Даже сами историки не могут ответить точно на вопрос о том, сколько лет г. Курску. Впервые о Курске упоминает в 1032 году в своих трудах Феодосий Печерский, настоятель Киево-Печерской лавры. Но, по данным археологических раскопок, город образовался гораздо раньше, примерно в восьмом веке.

Первый князь в то время Курского княжества — Изяслав, сын Владимира Мономаха, князя Черниговского. Изяслав в 1096 году погиб, защищая свои владения. За время своего правления он построил крепость, которая могла выдержать атаки татар и половцев.

До 1285 года город неоднократно подвергался атакам татаро-монгольских племен, разрушивших и разоривших его, но, несмотря на это, Курск продолжал стоять на защите границ Русского государства.

Начало шестнадцатого века — новая страничка в истории этого прекрасного города. Царь Федор I Иоаннович, сын Ивана Грозного, построил новую крепость, включавшую в себя и деревянные башни, и каменные укрепления. С каждым годом крепость совершенствовалась и в полной мере выполняла свои функции, защищая владения города от нападения вражеских племен. Уже в то время город именовался Курской губернией.

Крепость просуществовала вплоть до 1781 года. Случившийся в этот год большой пожар принес значительный ущерб городу, поэтому его решили отстроить по новому плану. Но в крепости уже не было такой необходимости.

Ближе к семнадцатому веку в Курске была развита хлебная торговля, основано литейное, а позже кирпичное и известковое производство. И уже в восемнадцатом веке город стал крупным промышленным центром Русского государства. Активно развивается образовательная система, открываются школы, гимназии, училища, семинарии, строятся церкви, храмы. Многие из церквей сохранились и по сей день.

Калининград помнит

В Калининграде памятные мероприятия пройдут в филиале военного учебно-научного центра (ВУНЦ) ВМФ “Военно-морская академия”. Пятеро офицеров-выпускников филиала проходили службу на “Курске” и погибли при исполнении воинского долга 12 августа 2000 года, сказали ТАСС в пресс-службе Балтийского флота. В память о погибших подводниках на фасаде музея истории установлены мемориальные плиты с именами офицеров-выпускников, не вернувшихся из того трагического, последнего похода подлодки в Баренцево море. На строевом плацу института состоится митинг памяти, представители командования Балтийского флота и военно-морского вуза, курсанты, а также родственники и друзья погибших подводников возложат цветы к мемориалу.

В храме-часовне святого праведного адмирала Российского флота Федора Ушакова, расположенного на территории военно-морского учебного заведения, представители Русской православной церкви совершат поминальный молебен о погибших моряках. В пресс-службе Балтийского флота отметили, что на кораблях и в частях будут приспущены флаги, состоятся митинги, личный состав флота почтит минутой молчания память погибших моряков атомного ракетоносца.

Основание Курска:

Курск основан 25 сентября 1032 года. Это не достоверная дата — 25 сентября отмечается день города Курска, связанный с крестным ходом иконы «Знамение» из Коренной Пустыни в Знаменский собор Курска. А 1032 год -это первое письменное упоминание в Житии Феодосия Печерского. В эти годы Руси правил Ярослав Мудрый. Сам город вероятно древнее, и точно нельзя сказать сколько Курску лет. В 2012 будет отмечаться 980-летие Курска.

В сентябре 2012 года куряне собирались отпраздновать 980-летие своего славного городка Курска. На радостях администрация города решила уточнить дату основания города Курска и направила запрос в Институт Российской истории (РАН) в Москву. Историки пришли к выводу, что впервые письменное упоминание о Курске датируется 1036 годом, а основан он был еще в 1025 году. То есть в 2012 году Курску должно было исполниться 987 лет. Получается, что 980 лет Курск должен был отметить еще 7 лет назад. Перед администрацией встал вопрос: «Что лучше: отметить 980-летие города Курска в этом году, или ждать еще 3 года до 990-летней годовщины?»

Правительство решило оставить прежнюю, всем знакомую дату, чтобы избежать суеты и неразберих. Кто знает, может празднование 990-летия Курска перенесут на 2020 год, и тогда у курян появится возможность снова погулять на юбилее своего замечательного города?

У любого человека, который знает и любит историю России, город Курск ассоциируется с Курской битвой, для других с Курской магнитной аномалией, для третьих с символом нашего края – соловьем, для четвертых с Курской Коренной иконой, для кого-то с затонувшей подводной лодкой «Курск» и т.д. В связи с этим, подарками городу должны будут стать: памятник курскому соловью, макет которого уже утвердили, Аллея славы на Никитском кладбище, световой фонтан в Железнодорожном округе города. Уже идут работы по обустройству детских площадок, парков, скверов и т.д.

К 1000-летнему юбилею города уже запланировано большое количество новых построек. Будут решаться вопросы о том, какие здания ремонтировать, а какие необходимо сносить.

К 2032 году члены общественной палаты планируют сделать Курск городом парков, скверов и зон отдыха. Но и на сегодняшний день, на мой взгляд, Курск является довольно зеленым городом: на территории города расположены 30 скверов и 9 парков. Наиболее популярными парками среди курян, расположенными в Центральном округе Курска, являются Парк Бородино и Парк им.1 мая.

Ну что ж будем надеяться, что через 20 лет Курск отметит свой 1000-летний юбилей еще более красивым и зеленым.

Что посетить под Курском?

Мы неоднократно упоминали «барскую» историю Курска. Здешние поместья восхитительны. Самые красивые и таинственные, на наш взгляд — усадьбы Нелидовых, Анненковых, Новосильцевых с ландшафтными парками. Стоит посмотреть и отдельно стоящий парк Щетинка.

Печальный и прекрасный вид представляют собой заброшенные деревянные и каменные церкви Курщины. Возле села Винниково стоит простая и строгая деревянная церковь Святой Троицы (1843 г). Каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1861 г. постройки легко найти у деревни Виногробль. Это старые, грубые, квадратные церкви, они как-то по-особенному трогают душу.

Местом многочисленного паломничества является могила монахини Мисаилы, при ней источник с купелью, деревянная часовенка.

Но особенный восторг испытываешь при виде каменного изваяния, прославленной Каменной бабы, которая стоит в заповеднике «Стрелецкая степь». Исследователи, впрочем, утверждают, что это не баба-праматерь, а воин, сторожащий степь. Кем бы ни было изваяние, оно распространяет вокруг себя грозное очарование диких воинственных времен.

Поместье Медведева

Из курского села Мансурово происходит род Дмитрия Медведева. Сам премьер регулярно приезжает на Родину и даже получил в подарок генеалогическое древо, созданное известными курскими краеведами.

Мансурово содержится в большом порядке: новые здания, хороший асфальт. И – предмет местных слухов – таинственная резиденция за высоким забором. Люди уверены, что это и есть новое поместье Медведева. Оно состоит из 24 га земли, восьмикомнатного дома, помещений для прислуги и приусадебного хозяйства. Молочное стадо будто бы создано из элитных голштино-фризских и американских коров, имеется и свое коневодство – предмет зависти соседей, пытающих возродить породу орловского рысака.

Местные власти отрицают, что поместье принадлежит Медведеву. Говорят, что участок арендуют богатые предприниматели из Москвы. Как бы там ни было, старая традиция богатых поместий продолжается, хотя бы таким, немного закрытым образом.

Исток и устье

Река Сейм берет начало на юго-западе Среднерусской возвышенности. Образуют ее Сеймица Пузацкая (21 км в длину) и Сеймица Котлубанская (52 км в длину), сливающиеся у села Кривец (Курская область, Мантуровский район). О том, где находится точное место истока, ученые ведут споры до сих пор.

По версии Института географии РАН, истоком Сейма является ручей у села Верхосеймье (Курская область). Эта версия основана на «Книге Большому Чертежу», подробно описывающей территорию России и соседних государств в XVI–XVII веках.

В старинном документе рассказывается, что Семь (Сейм) начинается под Рыльском и Путивлем, отходит от последнего на 70 верст и впадает в Десну. Вытекает он из Пузацкого леса. В этом случае длина реки составляет не менее 717 км.

По версии словаря Брокгауза и Ефрона, исток реки Сейм следует искать на вершине балки Голова Сейма в Белгородской области (село Морозово). В этих местах из нескольких родников образуется большой ручей.

Рекомендуем к прочтению: куда впадает Кубань.

Первые 25 км у реки нет постоянного водотока, т. е. вода не перемещается в сторону уклона постоянно, а может застаиваться на одном месте. Сейм начинает течь только у селения Строкино. Длина реки в этом случае составляет 748 км.

Направление Сейма постоянно меняется. Так, от истока до речки Рать, которая впадает справа, воды движутся на северо-запад. Потом русло поворачивает на запад, и река течет в этом направлении вплоть до устья Свалы.

Дальше Сейм отклоняется на юго-запад. Река огибает с южной стороны Дмитриевско-Рыльскую гряду и течет уже по Украине в северо-западном направлении.

Впадает река Сейм в Десну у села Малое Устье (Черниговская область, Сосницкий район). Десна является частью бассейна Днепра, а вместе с ним и Черного моря.

Читайте так же: сколько рек вытекает из Байкала.

Туристические маршруты и достопримечательности

В окрестностях Сейма множество старинных монастырей, церквей, природных заповедников и просто красивых мест.

Так, главной достопримечательностью Путивля считается Молчанский монастырь, расположенный на самой вершине Присеймского холма.

Молчанский монастырь.

Название свое он получил по имени озера Молче, находящегося в пойме реки. Главное здание монастыря – собор Рождества Богородицы с колокольней.

В XII в. в этом месте располагался деревянный острог, а затем была выстроена каменная крепость. Надеясь на защиту прочных стен, монахи устроили внутри ее подворье.

В 1597 г. крепость становится собственностью церкви. Это означало, что в случае войны монахи должны были самостоятельно обороняться от неприятеля.

Софрониевский монастырь.

В нескольких километрах от Молчанского монастыря, на холме, который возвышается над поймой реки, в 1405 г. был отстроен Софрониевский монастырь.

У села Макаровка в Курской области создан лесопарк, где встречаются дубы, возраст которых более 200 лет.

В нижнем течении по берегам Сейма раскинулся Спадщанский лес. Этот заповедник представляет значительный интерес для ценителей природных красот и любителей истории.

Во время Великой Отечественной войны здесь действовал партизанский отряд легендарного С. А. Ковпака.

Отдых на Сейме прекрасен в любое время года. Любителями дальних странствий давно уже проложены туристические маршруты, созданы карты, благодаря которым каждый турист заранее выбирает, куда ему поехать.

«Курск»: поход в никуда

Но вернемся к погибшей субмарине. Можно ли детально восстановить хронологию событий – спорный вопрос. Многие аспекты засекречены, и о них мы никогда не узнаем. 

Известно, что в свой последний поход подводный крейсер отправился 10 августа 2000 года. А уже через два дня, 12 августа, корабль не вышел на связь. По плану учений экипаж должен был отработать пуск крылатой ракеты П-700, а также произвести стрельбу по мишеням торпедами близ Кольского залива. На лодке находился полный состав крылатых ракет, а также весь возможный боезапас торпед (24 штуки). Между тем учебно-боевые торпедные атаки обнаружены не были, а командный пункт не получил соответствующего доклада. 

Проходившие с участием «Курска» военно-морские учения стали самыми масштабными с момента краха СССР. Конечно, здесь был замешан престиж России как великой морской державы. Отчасти именно этим объясняется путаница в словах руководства ВМФ. Только через два дня после трагедии появились первые официальные сообщения о катастрофе, а до этого момента простые люди могли лишь догадываться о ней. Президент Владимир Путин находился тогда в Сочи. Он не сделал никаких заявлений и не стал прерывать свой отпуск. 

Нужно полагать, опасения закрались еще 12 августа, когда в 11:28 утра по местному времени на атомном крейсере «Петр Великий» зафиксировали хлопок. Тогда судьба подводников и их командира – капитана I ранга Геннадия Лячина – не казалась предрешенной, а странный звук списали на активацию антенны радиолокационной станции. Через 2 минуты 15 секунд после первого взрыва последовал и второй, более мощный. Но даже несмотря на это радиограмма на «Курск» была отправлена только через пять с половиной часов. 

Экипаж «Курска» не вышел на связь ни в 17:30, ни в 23:00 того же дня. Ситуацию признали аварийной, а утром в 4:51 лежащую на дне подлодку обнаружил гидроакустический комплекс «Петра Великого». Корабль находился на дне Баренцева моря на глубине 108 м, в 150 км от Североморска. После спуска водолазного колокола лодку обнаружили визуально, а спасатели услышали слабые стуки «SOS. Вода». Началась долгая эпопея спасения лодки, вскрывшая многие проблемы отечественного флота. 

Западные страны быстро откликнулись на трагедию. Свою помощь предложили Великобритания и США. На Западе предлагали использовать их глубоководные аппараты, чтобы спасти оставшихся в живых моряков. Но Россия от помощи наотрез отказалась… 

15 августа выяснилось, что нос лодки сильно поврежден и при самом благоприятном развитии ситуации воздуха на борту хватит до 18 августа. Тогда же англичане выслали свой глубоководный аппарат LR-5 в норвежский порт – дожидаться разрешения РФ они не стали. На следующий день Россия все же позволила европейцам оказать помощь, и на выручку отправились норвежские суда Normand Pioneer и Seaway Eagle. Первый из них транспортировал аппарат LR-5, а второй – группу водолазов. 

Официальная версия гласит, что лежавшая на дне подлодка имела крен в 60 градусов. В сочетании с плохой видимостью и волнением моря это привело к тому, что подводные аппараты АС-15, АС-32, АС-36 и АС-34 ни 13-го, ни 14-го, ни 15 августа, ни позже так и не смогли выполнить свою задачу. Однако вот что говорит по этому поводу командир отряда спасателей британец Дэвид Рассел (David Russel): «Мы поняли, что сообщаемая нам информация – ложь. Была хорошая видимость и спокойное море. Положение лодки «Курск» было доступным, и можно было помочь выжившим морякам». О дезинформации сообщил и норвежский адмирал Эйнар Скорген (Einar Skorgen), участвовавший в операции: «Водолазы погрузились очень быстро – АПЛ была там. Ее положение полностью горизонтальное, сильное течение отсутствует. Россияне нам говорили, что кольцо спасательного шлюза повреждено, но это оказалось неправдой». Так что к «Курску» можно было пристыковаться, и последующие события это доказали. 

Почти сразу по прибытии норвежцам сопутствовал успех. В 13:00 20 августа, после пристыковки спасательного аппарата, они вскрыли 9-й отсек подлодки. Уже через два часа власти официально заявили, что живых на борту нет. О том, что АПЛ полностью затоплена, стало известно еще 19 августа после простукивания водолазами корпуса «Курска». Осенью 2001 года лодку подняли на поверхность и при помощи понтонов отбуксировали в сухой док. Перед этим носовую часть погибшего крейсера отрезали и оставили на дне моря, хотя многие эксперты предлагали поднять его полностью.

Часть поднятой со дна моря подлодки «Курск» 

Гидросооружения

Курская АЭС.

На Сейме устроены плотины и сооружения, предназначенные для выработки энергии: гидрологический пост у села Мутин, плотина вблизи Путивля, Курская АЭС.

Основной гидрологический пост расположен у села Мутин (Сумская область).

В 1976 г. на Сейме воздвигли Курскую АЭС, ее охладителем является Курчатовское водохранилище. Для этого пришлось изменить русло реки. Новое искусственное русло находится к северу от старого и пролегает от села Сорокино до Макаровки Курской области.

Проводились неоднократные попытки выстроить на реке систему шлюзов для регулирования уровня воды и улучшения судоходства; так, только на участке Курск – Теткино было возведено свыше 10 плотин. Из-за их постепенного разрушения отдельные отрезки реки около Путивля начали медленно мелеть.

Для восстановления водного баланса в 1994 г. был разработан проект по строительству гидросооружений на Сейме. В 2010–2011 гг. вблизи Путивля выстроены плотины из песчаника, в результате чего вода была перенаправлена из реки Любка (левый рукав Сейма) по основному руслу, которое пролегает ближе к городу.

Теперь это гидросооружение оказывает значительное влияние на скорость течения реки: за 10 – 15 км до плотины течение замедляется, вода теряет прозрачность, после преодоления преграды скорость увеличивается, русло мелеет, но река становится чище.

Через реку перекинуто несколько небольших мостов, в том числе понтонных.

История присвоения почетного звания «Город воинской славы»

В начале Великой Отечественной войны Курск обороняла не только Красная Армия, но и народное ополчение.
3 ноября 1941 года Курск был захвачен немцами.

В период оккупации города (с июня 1942 года по февраль 1943 года) в Кировском районе города действовала подпольная диверсионно-разведывательная группа возглавляемая паровозным машинистом Г.П. Бабкиным. Подпольщики участвовали в проведении диверсий на железнодорожном узле, в спасении из плена раненых советских летчиков К.К. Глужицкого, Н.К. Евграфова, П.И. Бубекова, Т.М. Бомко и других.

В период оккупации ущерб, нанесенный гражданам Кировского района, составил 10 595 449 рублей, было разрушено и сожжено 51,6 тыс. квадратных метров жилья. Уничтожено 246 домов и 606 требовали капитального ремонта.

Утром 8 февраля 1943 года Кировский район г. Курска и железнодорожный узел были освобождены бойцами 1033-го стрелкового полка 280-й стрелковой дивизии и 248-й отдельной курсантской бригады полковника И.А. Гусева. В ходе подготовки и проведения Курской битвы железнодорожники Курского узла в условиях жесточайших налетов и бомбежек вражеской авиации обеспечивали продвижение воинских эшелонов. 5 ноября 1943 года первому из курян начальнику станции Курск Петру Алексеевичу Шубину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В Курской битве проявился стратегический талант советских полководцев. Оперативное искусство и тактика военачальников показала превосходство над немецкой классической школой: стали выделяться вторые эшелоны в наступлении, мощные подвижные группировки, сильные резервы. В ходе 50-дневных боев советские войска разгромили 30 немецких дивизий, в том числе 7 танковых. Общие потери врага составили более 500 тысяч человек, до 1,5 тысяч танков, 3 тысячи орудий и минометов, более 3,5 тысяч самолетов.

Под Курском военной машине вермахта был нанесен такой удар, после которого фактически был предрешен исход войны. Это был коренной перелом в ходе войны, заставивший многих политиков всех воюющих сторон пересмотреть свои позиции. Успехи советских войск летом 1943 года оказали глубокое влияние и на работу Тегеранской конференции, в которой принимали участие руководители стран-участниц антигитлеровской коалиции, на принятие ею решения об открытии второго фронта в Европе в мае 1944 года.

Судоходство

Сейм издавна используется для перевозки людей и товаров. В Средние века река была единственным безопасным и быстрым способом передвижения. Она связывала Днепр, Волгу и Дон, позволяя беспрепятственно торговать с Византией, Волжской Булгарией, с народами на берегах Черного и Каспийского морей.

Первая судоходная компания была образована в Курске губернатором А. Н. Зубовым. Произошло это в 1780 г. Груженные продукцией баржи выходили на Сейм после окончания ледокола. Затем суда попадали в Десну, оттуда шли на Днепр, а там доходили и до Черного моря. За два месяца баржи достигали города Херсон.

Этим водным путем воспользовался нижегородский купец, по фамилии Геков. Ему удалось провести по реке не менее трех груженных зерном и хлебом баржи. Путешествие его было крайне сложным, потому многие купцы отказались использовать реку для переправы товаров.

В 1817 г. Херсона достигли еще несколько барж, с общей стоимостью товаров в 40 тыс. рублей. Неблизкий путь также не обошелся без происшествий и потерь. Баржи переворачивались или застревали на мелководье.

Исключить неприятности, связанные с извилистыми берегами реки, мелководьем и большим количеством построенных мельниц, удалось только после строительства в 1839 г. системы шлюзов.

Автором проекта стал М. А. Пузанов. Он считался лучшим гидротехником. Благодаря его проекту на реке воздвигли 60 пристаней и 17 шлюзов. После их постройки река стала безопаснее.

Устроенный Пузановым водный путь прозвали Александрийским в честь императрицы Александры – жены Николая I. В 1843 г. по нему было проведено 24 баржи.

В мае 1846 г. впервые в Курск пришел пароход «Людиново», являвшийся собственностью купца Мальцева. Капитан парохода счел систему шлюзов пригодной к использованию. Но просуществовала она лишь до середины XIX в. К этому времени сами шлюзы износились, а судоходное сообщение стало невыгодным.

В советский период река использовалась для перевозки пассажиров. По Сейму курсировали теплоходы типа «Заря».

В наши дни река судоходна только в нижнем течении до села Вербовка Черниговской области, на остальных участках можно увидеть только рыбачьи лодки сеймчан и небольшие катера, использующиеся для перевозки туристов.

Рекомендуем к прочтению: древнее название Волги.

Транспорт

Протяжённость дорожной сети Курска – около 600 км, примерно 500 из них имеют твердое покрытие. «Путеводитель по России» считает местные автодороги хорошими. Качество покрытия – неплохое, обочины в ряде случаев не асфальтированы. Преобладают двухполосные дороги. Загруженность невысокая.

Через Курск идут две железнодорожные ветки, обе связывают Россию и Украину – Москва-Харьков и Киев-Воронеж. Железнодорожники обеспокоены политическими событиями 2014 года и готовятся понести убытки. Есть сеть местного сообщения с остановочными пунктами, а также грузовой железнодорожный узел.

Самолеты из аэропорта «Восточный» летают чаще всего в Москву. В летнее время – в Петербург и курортные города — Сочи и Анапу.

Автобусное сообщение связывает город и область, «курсирует» в соседние области (Белгородскую, Брянскую, Воронежскую, Орловскую), в Москву, Санкт-Петербург, и в украинские города Харьков и Сумы. В городе три автовокзала.

Городской транспорт – система солидная, представлен сразу четырьмя видами – автобусами, троллейбусами, трамваями и маршрутными такси. Всего более 120 маршрутов. В целом система удобна для местных жителей и туристов.

Транспорт

Ретро- трамвай — копия бельгийского трамвая 1898 года на Курских улицах.

С 1868 года между Курском и Москвой существует железнодорожное сообщение. Курск расположен на главной железнодорожной линии между Москвой и Харьковом, по которой также ходят поезда до Воронежа и Киева. Восточный аэропорт Курска обеспечивает внутренние рейсы. Общественный транспорт включает автобусы, троллейбусы и трамваи. С 2007 года в общественном транспорте внедрена система спутниковой навигации. Общая протяженность дорожной сети города Курска составляет 595,8 км, из них 496,2 км дорог с твердым покрытием. Дороги города имеют выход на федеральную трассу М2 «Крым», а также на трассу А144 (Курск — Воронеж — Саратов) и Р199 ( граница с Украиной ).

Курский вокзал. Вид с Привокзальной площади, июль 2009 г.

Междугородние автобусные маршруты Курска связывают с городами Курской области и соседних регионов ( Белгородская область , Брянская область , Воронежская область , Орловская область ), а также Москвы, Санкт-Петербурга и городов Украины: Харькова и Сумы . Автобусы дальнего следования прибывают и отправляются с автовокзала «Курск», расположенного в северо-западной части города.

5 сентября 2011 года в Курске введена в эксплуатацию автоматизированная система контроля стоимости проезда. Внедрение системы в эксплуатацию осуществляется Курской Единой Билетной Системой должно было пройти в три этапа: На начальном этапе реализуется частично открытая версия системы, в которой продажа билетов и контроль проезда социальных карт осуществляется в салоне самолета. кондукторов общественного транспорта с портативными валидаторами, второй этап — установка стационарных валидаторов, третий — пуско-наладочные работы турникетов. После завершения внедрения привод автоматизированной системы мониторинга будет работать в «закрытом» режиме: турникеты будут установлены на входе и выходе пассажиров. По состоянию на сентябрь 2011 года турникеты установлены на 44 автобусах, 10 троллейбусах и 5 трамваях.

Задача следствия: не найти виновных

Следствию, которое готовилось предъявить обвинение виновным адмиралам и офицерам, пришлось развернуться на 180°, тогда и назначаются дополнительная судебно-медицинская и навигационная экспертизы. Из экспертизы,  проведенной главным судебно-медицинским экспертом министерства обороны полковником Виктором Колкутиным, следует, что 23 подводника в 9-ом отсеке прожили не более 8 часов, хотя первоначально он же не смог установить время наступления смерти. В навигационной экспертизе, проведенной бывшим в то время заместителем главного штурмана ВМФ капитаном I ранга Сергеем Козловым, утверждалось, что стуки исходили не из «Курска». Не буду описывать все грязные приемы и средства, к которым прибегли «эксперты», об этом подробно описано во втором издании моей книги «Она утонула…», которая имеется в открытом доступе в интернете

В дополнительном постановлении полковник юстиции Егиев пишет, что выводы данных экспертиз следствие во внимание не принимает, однако постановление о прекращении уголовного дела не было изменено, а виновные лица на скамью подсудимых не сели.

Я агностик, но верю в существование высшей справедливости и в то, что каждое зло наказуемо.  В отношении этих экспертов «наказание» не заставило себя долго ждать. «Эксперт» Сергей Козлов через четыре месяца после дела «Курска» стал главным штурманом ВМФ России, контр-адмиралом, а затем и начальником Военно-топографического управления Генштаба, но в 2013 году сел на скамью подсудимых за мошенничество и приговором военного суда признан виновным. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector