Операция «рельсовая война»

Результаты операции «Рельсовая война»

Целью партизанских действий было оказание помощи регулярной КА в уничтожении противника в ходе Курской битвы. Перед партизанскими отрядами была поставлена задача затруднить доставку гитлеровцами грузов, необходимых для обороны, а также сковывать их силы при охране железной дороги.

ЦШПД использовал в проведении операции 167 партизанских бригад и отрядов. 14.07.1943 г. Ставка ВГК распорядилась начать операцию с выделением зон активности каждого отряда. Партизаны обеспечивались взрывчатыми веществами и специальной техникой, производилась переброска инструкторов. Только за июнь 1943 г. были сброшены 150 т толовых шашек, 156 тыс. м шнура для взрывов, 28 тыс. м фитиля из пеньки, 595 тыс. детонаторов. Велись поставки оружия и боеприпасов.

Партизанские отряды общей численностью 100 тыс. чел. действовали в тылу ГА «Центр» и «Север» на линии 1 тыс. км с глубиной проникновения 750 км. Украинские партизаны противодействовали врагу в тыловых районах ГА «Юг». В течение первых недель рельсовой войны немецкое командование не могло обеспечить организованное противодействие партизанам.

За время операции партизаны подорвали 215 тыс. рельсов, уничтожили большое число эшелонов, бронепоездов, мостов, станционных объектов. Серьезный ущерб был нанесен врагу на отрезках железнодорожного пути между Полоцком и Молодечно, Минском и Бобруйском, Лунинцем и Калинковичами, Могилевом и Жлобином. Это привело к сокращению перевозок по железной дороге на 40%. Движение задерживалось на 3-15 суток, а в некоторых зонах его не могли восстановить до августа 1943 г.

Для восстановления путей сообщения немцы преобразовывали двухпутные участки в однопутные, восстанавливали разрушенные рельсы, разбирали отдельные участки. Это требовало времени и ресурсов. Для восполнения недостатка в рельсах гитлеровское командование вело их доставку с польской и германской территории, используя свыше 5 тыс. платформ и большое число локомотивов. Охрана железной дороги велась с привлечением дополнительных сил. В итоге рельсовая война существенно затруднила перегруппировку сил противника и обеспечение снабжения.

Результаты рельсовой войны

Операция оказалась действительно массовой. Уже 3 августа 1943 года было осуществлено 42 тыс. подрывов. Всего же в ходе «Рельсовой войны» было произведено более 215 тыс. подрывов, только в Белоруссии уничтожено более 800 составов (на территории Украины счет тоже шел на сотни). Масштабы гитлеровских военных перевозок по железным дорогам сократились на 40%, что сыграло заметную роль в успехе летнего наступления.

Некоторые важные железнодорожные магистрали в Белоруссии в результате подрыва бездействовали весь август. На многих направлениях движение останавливалось на сроки от 3 дней до 2 недель. Часть линий гитлеровцам пришлось превратить в одноколейные, что тоже существенно снизило результативность перевозок. Огромное количество подвижного состава было задействовано для транспортировки рельсов и шпал для ремонта поврежденных участков. Личный состав отвлекался на усиление охраны путей.

Зона действий партизан была огромной – 1000 км по фронту, 750 км вглубь тылов. Гитлеровское командование было не в силах организовать сколько-нибудь эффективные антипартизанские мероприятия на столь огромной территории, особенно в условиях одновременности действий разных партизанских соединений.

Операция «Концерт» начиналась менее организованно (часть партизанских соединений присоединились к ней только 25 сентября) и была хуже снабжена, но тоже дала хорошие результаты. Всего было осуществлено 150 тыс. подрывов, только в Белоруссии партизаны уничтожили и повредили более 1000 эшелонов, 72 моста. Падение интенсивности перевозок также местами достигала 40%.

Из-за переориентации на уничтожение рельсов последствия «Концерта» сказались и на Красной армии. Пришлось затратить значительные усилия для восстановления путей после освобождения территорий, охваченных операцией.

В ходе операции «Багратион» рельсовая война имела гораздо меньшие масштабы, но у нее были и другие задачи. Партизанам требовалось лишь относительно ненадолго нарушить коммуникации, чтобы помешать быстрой переброске гитлеровцами войск к слабо защищенному месту основного прорыва. Эта задача была выполнена.

В целом же опыт рельсовой войны (и явления в целом, и организованной операции) продемонстрировал огромные возможности взаимодействия партизанских соединений и армейского командования. Действия партизан на железных дорогах в тылу врага стали весомым фактором в деле организации успешных наступлений Красной армии в 1943-1944 гг.

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Вторая мировая

  • Вторая мировая война: все самое главное
  • Основные этапы войны с датами
  • Страны-участники Второй мировой
  • Потери стран во Второй мировой войне
  • Итоги Великой Отечественной и роль СССР во Второй мировой
  • СССР накануне войны
  • Самые известные советские снайперы

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Кто входил в состав партизан

Состав партизанского движения периода ВОВ был самым разношерстным. Сюда вошли практически все люди, оказавшиеся в зоне оккупации, и которые желали оказывать сопротивление врагу. В целом же можно выделить о 4-х основных категориях населения, которые создали ядро движения:

Солдаты и командный состав РККА, которые оказались во вражеском тылу. Таких было очень много, поскольку в первые месяцы немцы активно наступали и многие советские подразделения оказывались в окружении

Важно — в первый год даже эта категория действовала разрозненно, поскольку солдат не обучали, что нужно делать в тылу врага.
Местные жители. Спасаясь от террора, от экономической кабалы, от риска быть угнанными в Германию на работы, жители городов и деревень в оккупации, уходили в партизаны.
Истребительные батальоны

С развитием войны перебрасывались в немецкий тыл для ведения активных военных действий с диверсантами противника.
Партийный аппарат, члены которого также уходили в партизанские батальоны и, как правило, занимали там руководящие должности.

Говоря о партизанском движении в годы Великой Отечественной Войны, мы говорим не только о разном составе этих подразделений, но и достаточно большом возрастном разбросе. В одном отряде могли быть пожилые люди и совсем еще юноши. Это было нормой для партизанских отрядов.

Борьба с немецкими эшелонами

Подрывы железнодорожных мостов и выведение из строя немецких железнодорожных составов были основным методом борьбы партизан с немцами. Это работало с самого начала войны. Партизаны были весьма изобретательны.

Так бойцы в Орше выводили составы из строя особым способом. Константин Заслонов работал в паровозном депо, и подкладывал в хранилища специальный «уголь» — мины были замаскированы под топливо. Естественно, когда фашисты кидали их в топку — состав взрывался и летел под откос. Так было подорвано 93 эшелона.

А партизан Шавгулидзе пользовался специальным клином, который прикрепляли к рельсам. Когда состав наезжал на клин, сходил с рельсов.

Среди партизан было немало грамотных людей — инженеров, ремонтников, техников. Они и придумывали, как лучше уничтожать немецкую технику.

Подготовка операции

Операция длилась полтора месяца – с 3 августа по 15 сентября 1943 года. Всего в ней участвовало 167 партизанских бригад. При планировании «Рельсовой войны» у советского командования возникли разногласия.

Концепцию операции разработал один из лучших в мире специалист-подрывник полковник И.Г. Старинов. Он делал упор на подрыв именно вражеских эшелонов, приводя в качестве аргумента тот факт, что подрыв состава сразу невосполним, а рельсы враг может легко снова привести в рабочее состояние. Но ему противостоял генерал-лейтенант Пономаренко К.П. В качестве аргумента с его стороны звучал тот факт, что партизаны располагают слишком малым количеством взрывчатки для подрыва столь тяжелых объектов.

Также было выдвинуто ошибочное предположение, что у противника существует нехватка рельсов. По итогу спора между двумя командирами руководством было принято решение сосредоточить усилия подрывников именно на железнодорожных путях. И Старинов И.Г. отправился руководить штабом на Украину, а Пономаренко возглавил операцию.

Что представляла собой операция «Рельсовая война», проведенная партизанами в 1943 г.?

— Это была крупная операция по нарушению железнодорожных коммуникаций противника на временно оккупированной советской территории. План операции, получившей условное название «Рельсовая война», разработал Центральный штаб партизанского движения по согласованию со Ставкой Верховного Главнокомандования. 14 июля 1943 г. партизанские соединения получили задачу: «одновременно с другими диверсиями проводить систематическое и повсеместное разрушение рельсов на железных дорогах врага». Первый налет предусматривалось осуществить по сигналу ЦШПД в одно и то же время.

Такое время, по решению Ставки, наступило в период контрнаступления советских войск под Курском, когда противник под их ударами вынужден был в спешном порядке перебрасывать свои резервы то на один, то на другой участок фронта. Чтобы парализовать железнодорожные перевозки гитлеровцев, в ночь на 3 августа 167 партизанских отрядов Белоруссии, Калининской, Ленинградской, Смоленской и Орловской областей, а также часть украинских партизан одновременно начали операцию «Рельсовая война». Она развернулась по фронту на 1000 км и от линии фронта до западной границы СССР (глубина до 750 км).

В операции приняли участие около 100 тыс. партизан и десятки тысяч советских людей, не входивших в партизанские формирования. В первую же ночь они уничтожили свыше 42 тыс. рельсов, а затем последовал еще ряд ударов партизан по коммуникациям противника. К 15 сентября число взорванных рельсов достигло 214 705.

Во второй половине сентября, когда советские войска подходили к Днепру, по приказу ЦШПД началась вторая операция под условным наименованием «Концерт». Она являлась продолжением «рельсовой войны» и преследовала те же цели. К ее участию ЦШПД дополнительно привлек партизанские отряды, действовавшие в Прибалтике, Карелии и Крыму. Общее количество участников операции составляло около 120 тыс. партизан и большое число местных жителей. До конца 1943 г. гремели взрывы на железных дорогах в немецком тылу, еще 148 557 рельсов взлетело в воздух. А всего за август — декабрь 1943 г. партизаны вывели из строя 363 262 рельса, что составляло в пересчете 2270 км одноколейного железнодорожного пути.

Помимо разрушения железнодорожного полотна партизаны осуществляли также уничтожение подвижного состава, мостов, станционного хозяйства. В частности, белорусские партизаны за время операции подорвали 836 эшелонов и вывели из строя 6343 вагона и платформы. Бойцы украинских партизанских формирований в результате широкого применения мин замедленного действия во второй половине 1943 г. осуществили подрыв 3188 эшелонов — в 1,5 раза больше, чем за два предыдущих года войны. Особенно отличились партизаны соединения, которым командовал А. Ф. Федоров: до конца года они организовали более 440 крушений вражеских поездов. За совершенные подвиги, нанесение врагу огромного ущерба 14 бойцам этого соединения было присвоено звание Героя Советского Союза.

Такие действия партизан оказали неоценимую помощь наступающим частям Красной Армии. Это вынужден был признать и противник. «Последовательный подрыв железных дорог,- отмечалось в дневнике военных действий верховного командования вермахта 3 октября 1943 г.,- впервые привел к непосредственному оперативному ущербу».

Некоторые из буржуазных фальсификаторов советского партизанского движения утверждают, что «рельсовая война» не дала ощутимых результатов, поскольку железные дороги в тылу немецко-фашистских войск не были парализованы, а процент потерь эшелонов с войсками якобы был небольшим. Но эти «исследователи» явно не в ладах с фактами, которые говорят о том, что гитлеровцы испытывалит огромные трудности в перевозках войск по железным дорогам. Вот лишь один из фактов: если в августе 1943 г. в расположении группы армий «Центр» проследовало 2159 поездов, то в сентябре в результате партизанских диверсий на железных дорогах число поездов снизилось до 1552, а в октябре уменьшилось еще на 200 единиц.

Фашисты были вынуждены отвлекать значительные силы для охраны железных дорог. Однако существенных успехов в борьбе с партизанами они не добились. Своими героическими действиями в тылу врага, массовыми диверсиями на железных дорогах советские партизаны и подпольщики внесли большой вклад в достижение успеха операций советских войск в 1943 г.

Подготовительные мероприятия и осуществление операции

Центральным штабом были начаты подготовительные мероприятия к Рельсовой войне еще летом 1943 г. Начальником штаба 09.07.1943 г. было направлено письмо на имя И. Сталина. В нем он обосновывал целесообразность осуществления комплексной операции, целью которой становилось разрушение вражеского сообщения железнодорожного типа. Это требовалось для системной дезорганизации всех перевозок немецких захватчиков. Ставка 14.07.1943 г. подписывает приказ, по которому была начата «Рельсовая война».

В пределах оккупированных территорий начали действовать партизанские отряды. В этот период сформировались оптимальные условия для эффективного проведения массированных операций. Партизанское движение по замыслу Ставки должно было стать основой для достижения задуманного плана. Предполагалось участие в «Рельсовой войне» до 96 тыс. бойцов.

Штабы партизан уточнили наиболее выгодные участки и важные объекты, по которым и действовали отдельные партизанские формирования. Отряды получили из центра необходимую подрывную технику, взрывчатку, огнепроводные шнуры. Периодически обеспечивались дополнительные поставки для восполнения расхода.

Репетицией проведения партизанских боевых действий стал массовый подрыв рельсов, осуществленный 22.07.1943 г. партизанскими формированиями, местом базирования которых была Орловская область. В течение первой ночи войны 03.08.1943 г. партизанами уничтожено или повреждено около 42 тыс. рельсов. Партизаны выполняли свои операции в тыловой зоне групп армий противника.

Рельсовая война велась на протяжении линии фронта 1 тыс. км на глубине до 750 км. Немецкий тыл подвергался ударам партизан. Фашистское командование вынуждено было бросить на противодействие партизанам дополнительные силы, но в течение определенного времени взять под контроль ситуацию не удавалось.

Партизаны действовали грамотно, дерзко и эффективно, взорвав не менее 215 тыс. рельсов. В течение июля-сентября 1943 г. партизанами были уничтожены около 1529 эшелонов противника и 115 мостовых сооружений. На территории одной только Белоруссии враг потерял около 800 эшелонов.

«Концерт» и «Багратион»

Уже 11 августа 1943 года гитлеровская ставка отдала приказ создать систему оборонительных сооружений в районе Днепра. 26 августа советские войска начали реализацию комплекса взаимосвязанных стратегических операций, известного как битва за Днепр. Нацисты изо всех сил стремились остановить советское наступление на украинском Левобережье и дать время своим инженерным подразделениям подготовить новые оборонительные рубежи на Днепре.

Также по теме


«Запугать пытками и сожжением живьём»: почему гитлеровская операция «Волшебная флейта» не достигла целей

75 лет назад гитлеровская Германия начала в оккупированном Минске одну из самых масштабных карательных операций. Она носила кодовое…

Первый этап «Рельсовой войны» завершился 15 сентября. Но давать передышку немецким транспортникам было непозволительно. Вторая стадия операции получила название «Концерт». В ней участвовало уже 193 партизанских подразделения, насчитывавшие порядка 120 тыс. человек. Рельсовый «Концерт» должен был начаться 19 сентября, но доставку взрывчатки осложняли плохие метеоусловия, и старт операции перенесли на 25-е число.

«Концерт» охватил практически весь фронт, за исключением Карелии и Крыма. Партизаны стремились обеспечить советским войскам условия для наступления в Белоруссии и в битве за Днепр. На протяжении сентября—октября 1943 года партизанам удалось уничтожить ещё 150 тыс. рельсов. Только на территории Белоруссии они пустили под откос свыше тысячи поездов. Однако затем операция была остановлена из-за нехватки взрывчатки.

  • Подрывник закладывает взрывчатку под рельсы
  • РИА Новости

Вернуться к практике рельсовой войны решили летом 1944 года. В июне планировалась одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества — «Багратион». В ночь с 19 на 20 июня партизаны перешли к активным действиям. По данным германского командования, бойцы советских партизанских отрядов синхронно произвели свыше 10 тыс. взрывов коммуникаций противника.

Также по теме


«Профессиональные палачи»: какую роль в холокосте на Украине сыграли местные националисты

7 апреля 1943 года в Теребовлянском гетто на Западной Украине произошёл массовый расстрел евреев. Немецкие каратели и украинские…

«В ночь перед общим наступлением русских на участке группы армий «Центр», в конце июня 1944 года, мощный отвлекающий партизанский налёт на все важные дороги на несколько дней лишил немецкие войска всякого управления. За одну эту ночь партизаны установили около 10,5 тыс. мин и зарядов, из которых удалось обнаружить и обезвредить только 3,5 тыс. Сообщение по многим шоссейным дорогам из-за налётов партизан могло осуществляться только днём и только в сопровождении вооружённого конвоя», — констатировал впоследствии начальник тыловых сообщений группы армий «Центр» полковник Герман Теске.

Масштабные наступательные операции советских войск позволили завершить освобождение территории СССР до конца 1944 года.

Рельсовая война 8

Немного запоздалый обзор. Рельсовая война 8.

Ноябрь. Стартовал зимний страйкбольный сезон 2016-2017. Первая игра, прошедшая под «белым покрывалом», стала уже восьмая рельсовая война. Традиционно страйкболисты воевали с друг другом на полигоне «Меланж», который находится в 60 км от МКАДа по Новорижскому шоссе. Мы побывали там впервые и готовы поделиться своими впечатлениями об игре.

Снег. Метель. Холод.

Первое неудобство, с которым мы столкнулись — метель и покрытое белым снежным полотном поле, по которому нам предстояло перемещаться. Однако выглядело все это безумно красиво. Прошедший накануне ледяной дождь добавил живописности: все деревья были покрыты тонким слоем льда и снега. Остановила ли такая погода игроков? Ну разве что совсем чуть-чуть. Заявки сняли несколько команд, и то, возможно, не по причине непогоды. В остальном — 200 человек набралось точно, а то и больше.

Респ-карусель.

Впервые на нашей практике мы возрождались по новым правилам. Респ возвращал игрока в игру моментально, стоило ему только дойти до точки. Вот только работала точка возрождения для каждой стороны по очереди. Каждые 30 минут на поле боя могла возвращаться лишь одна сторона, и если игрок противоположенной команды был поражен, то он отсиживался в мертвяке, ожидая часа икс. Такая система позволила почти не сидеть на пятой точке, а постоянно быть в движении (о, кстати, о движении я еще упомяну чуть ниже).

Ходьба, коровник и щель для пулемета.

Задач на игру было несколько. Во-первых, захват гуманитарных грузов. На полигоне находился маяк, в зоне которого происходила выброска груза. Грубо говоря — аналог таскания ящиков. Во-вторых, нам и противнику было необходимо вывезти условное химическое оружие. Для этого требовалось найти контейнер, дойти до точки «Меланж», найти там условное химическое оружие, погрузить в контейнер и сопроводить до зоны эвакуации. Ну и последняя задача на игру — это сопровождения VIP-персоны по точкам (радиовышкам).

Наша команда выполняла задачу по нахождению условного химического оружия. Естественно, эту задачу усложняло то, что до точки «Меланж» ведет одно направления с одного респа и просто-напросто происходили ротации сторон примерно каждые полчаса. Вот нам и приходилось топать в одну сторону, умирать, топать обратно, ждать и идти снова умирать в поисках неизвестного. Ключевой точкой, за которую разгорались постоянные бои, был коровник. Сначала желтые захватили это продолговатое здание, затем мы, и так снова и снова. Очень забавно, что внутри самого коровника наш боец нашел щель, через которую можно было без проблем и наблюдать, и стрелять по противнику, что, собственно, он и делал. На выполнение задачи и потребовалось подавляющее большинство времени.

Stolz и пятая медаль в копилке команды.

Рельсовая война восемь принесла еще одну медаль в копилку нашей команды, а получил ее наш боец Stolz. Медаль за отвагу и мужество была выдана за то, что Александр в компании наших ребят сопроводил груз от точки десантирования до базы. Да и ребята не просто сопроводили груз, а сделали это в фазу респа противника прямо у них под носом! Поздравляем Александра с первой медалью!

Итоги игры.

Несмотря на большие усилия с обеих сторон верх все же смогли одержать желтые, хоть и с совершенно небольшим перевесом. Итоговый счет по очкам победы: Силы самообороны 14:12 Интервенты. Поздравляем желтых с победой. А мы потихоньку готовимся к следующей игре, которая пройдет в пределах Москвы, а сама игра будет посвящена зомби тематике…

That’s all folks

В материале использованы фотографии Дмитрия Швецова.

«Советский фактор»

«Хотя деятельность партизан была в своё время определённым образом мифологизирована, можно констатировать, что они сыграли огромную роль в ходе Курской битвы и операции «Багратион», — пояснил в беседе с RT писатель и историк Александр Колпакиди.

По его словам, сегодня история данного вопроса, как и история партизанского движения в целом, изучены недостаточно.

«Мы мало знаем о партизанах. По некоторым вопросам мы до сих пор находимся в плену мифов и заблуждений. Например, многие воспринимают все действия партизан в тылу врага как некую самодеятельность. Но это совсем не так. Партизанские отряды действовали под руководством штабов партизанского движения, НКВД и ГРУ. Причём эти три системы не пересекались. Из-за действующего с тех времён режима секретности общественность до сих пор не знает даже, сколько одновременно действовало штабов и управлений, занимавшихся партизанским движением, и кто ими руководил», — подчеркнул Колпакиди в беседе с RT.

Историк добавил, что вопрос реальной результативности действий партизан тоже изучен плохо.

В качестве примера эксперт привёл ликвидацию целого ряда влиятельных нацистских функционеров, например бригаденфюрера СС Вальтера Шталкера, которого убили в 1942 году партизаны под Ленинградом, но кто именно и как — до сих пор неизвестно.

На советской Украине, освобождённой от немецких оккупантов, во время Великой Отечественной войны / РИА Новости

По словам Колпакиди, большое значение в то время имел так называемый советский фактор.

«Люди в лес шли не просто бить немцев, а именно в советские отряды. Даже поляки, которых убивали бандеровцы на Волыни, в своей массе бежали не в Армию Крайову, бойцов которой многие из них считали предателями, а в отряды СССР. В целом на Украине в рядах именно советских партизанских сил сражалось примерно в шесть раз больше людей, чем числилось в националистических формированиях. Вклад партизан и в рельсовую войну, и в победу в целом, был весьма значителен», — отметил эксперт.

Аналогичной точки зрения придерживается писатель, кандидат исторических наук Алексей Исаев.

Лучшее свидетельство эффективности действий партизан — это признания самих немцев, которые писали, что действия их транспортников были существенно затруднены», — резюмировал Исаев.

Обложка: Немцы осматривают взорванный партизанами эшелон. / РИА Новости

Подготовка к операции

К началу рельсовой войны Великая Отечественная война продолжалась уже более 2 лет. За это время партизанские соединения существенными операциями не запомнились. Связано это прежде всего с тем, что Ставка долгое время рассматривала понятие «Партизаны» как атрибут Войны 1812 года: крестьяне с вилами и лопатами. Только к к началу 1943 года стало очевидно, что огромное количество военных подразделений и гражданского населения, оказавшихся на оккупированной территории, представляет собой большую силу, способную оказать существенное влияние на ход событий.

При обсуждении планов рельсовой войны на период август-сентябрь 1943 года было 2 основных плана:

  1. Уничтожение рельс. Данную идею поддерживал генерал Пономаренко, который совсем недавно получил генеральский титул и по решению Сталина возглавил Центральный Штаб партизанские соединения. Основная его идея заключалась в том, что нужно наносить удар исключительно по рельсам. Уничтожаем рельса, уничтожается железнодорожное полотно, а значит у противника нет возможности по нему передвигаться.
  2. Уничтожение паровозов и эшелонов. Данную идею поддерживал полковник Старинов, известный ещё по организации подрывной и партизанской работы в Испании. Старинов говорил о том, что уничтожение полотна является бессмысленным, а основной удар нужно нанести по паровозам. Во-первых, у немцев их не хватает, а во-вторых уничтожение паровоза автоматически выводит из строя железнодорожное полотно на 500-600 метров.

Оба пути по своей сути были разумными, но они должны были учитывать реальности того времени. Как показало время, Старинов был прав и его путь мог причинить германской армии колоссальный урон. У Германии не было проблем с рельсами, а с паровозами были. Пономаренко же убедил Сталина, что в Германии есть острая нехватка в рельсах, а значит нужно проводить именно войну на уничтожение рельсов, не трогая паровозы. Сталин поддержала своего генерала, а Пономаренко отправил Старинова к украинским партизанам, которые практически не участвовали в рельсовой войне 1943 года (на территории Украины в это время шла реализация идея Старинова — подрыв паровозов и эшелонов.

14 июня в Москве было окончательно принято решение о проведении рельсовой войны и партизанским соединением стали активно перебрасывать взрывчатку и специалистов, которые должны были их обучить то взрывчатку устанавливать.

Запасы взывчатки собрали огромные…

В июне-июле советская авиация дальнего действия работала с полной выкладкой. Только в июне 1943 года на партизанские базы заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы. Партизанские отряды только за два летних месяца 1943 года получили 67 тонн тола и других взрывчатых веществ, к ним были посланы инструкторы-подрывники. Активно велась разведка железнодорожных коммуникаций.

Операция была разработана Центральным штабом партизанского движения очень тщательно. Каждый отряд получил конкретную цель, причем в приказе были определены все мельчайшие детали. Все было расписано до минуты, каждая группа четко знала и свою цель, и способ ее достижения. Впрочем, мало кто знает, что планом операции предусматривалась и своеобразная репетиция — орловские партизаны начали массовый подрыв рельсов еще раньше — 22 июля.

Знали ли гитлеровцы о том, что их ожидает? Как минимум догадывались. А потому многие участки железной дороги они подготовили соответствующим образом. Чтобы избежать нападения, гитлеровцы, используя труд заключенных концлагерей, вырубили лес по обеим сторонам дороги, опутали колючей проволокой подходы, вдоль полотна соорудили блиндажи с пулеметами. Караульная служба специально подготовленных охранных дивизий была организована круглосуточно, в некоторых местах установили мощные прожекторы, а там где их не было, согласно инструкции, чуть ли не ежеминутно запускали в небо осветительные ракеты. На подходах к полотну установили устрашающие плакаты: «Кто приблизится к железной дороге ближе ста метров, будут немедленно расстреляны!». Мосты и узловые пункты охранялись усиленными патрулями.

Можно ли было в таких, мягко говоря, неблагоприятных для партизан условиях провести операцию успешно? Без соответствующей подготовки очень сложно

Опытные инструкторы обращали внимание партизан на любую мелочь, ведь в реальном бою судьбу может решить даже незначительная ошибка. Помимо своих подопечных непосредственно в партизанских отрядах на Украине часто бывал и легендарный советский подрывник Илья Старинов

Он разрабатывал хитроумные способы для того, чтобы каждый фугас принес как можно больше вреда гитлеровцам.

Рассказывают, что Илья Григорьевич требовал не просто подрыва рельсов, а уничтожения при этом и железнодорожного состава. Это требовало повышенного риска, ибо нередко бывали случаи, когда перед особо ценным эшелоном фашисты пускали дрезины. И тем не менее партизаны находили выход из положения.

Партизанская самодеятельность и спланированная операция

В истории понятие «рельсовая война» употребляется в двух смыслах. Первый – общий. Изначально нарушение коммуникаций и препятствование транспортировке живой силы противника и его военных грузов рассматривалось как одна из основных задач партизанского движения. И партизанские отряды и группы с первых дней своего существования занимались такими вещами. Но это были бессистемные действия, предпринимаемые по возможности, без приоритета и вне контактов с другими отрядами и армейским командованием. Результат от них был, но относительно небольшой.

Однако летом 1943 года встал вопрос о создании максимально благоприятных условий для советского контрудара по гитлеровцам на Курской дуге и последующего развития наступления на Украине. В этих условиях ЦК КП(б) Белоруссии и его секретарь П.К. Пономаренко выступили с инициативой проведения скоординированной партизанской операции на железнодорожных коммуникациях с целью препятствования гитлеровцам в подвозе резервов и особенно – боеприпасов и военного снаряжения.

В 1943 году уже существовала отлаженная система руководства партизанским движением и связь со сколько-нибудь крупными отрядами и соединениями. Систематически проводились и заброски в немецкий тыл военных грузов и специалистов для партизан. В таких условиях было возможно организовать одновременные действия большого количества отрядов и групп, которым было бы придано необходимое оборудование – взрывчатка, взрыватели, бикфордовы шнуры и прочие необходимые для диверсий вещи. Среди партизан в 1943 году уже было немало подрывников с большим опытом, а командование дополнительно организовывало обучение их специалистами.

Эта спланированная массовая операция, призванная обеспечить успех летнего наступления Красной армии в 1943 году, также известна под названием «Рельсовая война». Ее продолжением стала операция «Концерт», проводимая с целью поддержки наступления на Смоленск и Гомель, форсирования Днепра и освобождения Киева осенью 1943 года. Организованные мероприятия рельсовой войны сопровождали также операцию «Багратион» летом 1944 года.

Цели и задачи

Партизанское движение имело следующие цели:

Разрушение инфраструктуры, причем не только военной, но и гражданской. Уничтожались линии электропередач, средства связи, транспорт, сооружения, фабрики и так далее. Все, что могло использоваться немцами для помощи своему фронту подлежало уничтожению.
Затруднить немецкое передвижение по железным дорогам. Партизаны активно срывали поставки продовольствия и боеприпасов на фронт, а также мешали передвижению и передислокации немецких войск.
Проведение разведки. Партизаны очень эффективно собирали разведданные

В частности, данные партизанской разведки использовались для проведения военной операции, например, на Курской дуге.
Одна из задач, которая официально не формулировалась, на которая была очень важной, заключалась в демонстрации всему населению, что даже на оккупированных территориях продолжает существовать Советская власть, и по-прежнему есть люди, которые за эту власть готовы воевать.

Партизаны проводили военные операции по обнаружению и ликвидации крупных чиновников из Германии. Наверное самой известной операцией в этом роде является уничтожение в 1943 году гауляйтера Белоруссии Вильгельма Кубе.

В своих действиях партизан никто не ограничивал. Они были вправе использовать любые виды деятельности для достижения результата. Реально же нужно сказать, что деятельность партизан всегда были ограничена их возможностями. Партизанские отряды времён ВОВ испытывали острую нехватку в подготовленных диверсантах, а также ощущали постоянную нехватку продовольствия, оружия и припасов. Однако наиболее острый дефицит был в обученных диверсантах. Наиболее ярко это отразилось в «Рельсовой войне», которая при наличии подготовленных подрывников могла быть более эффективной и нанести больший урон противнику.

Удар по железнодорожным путям противника

В штабы партизанских отрядов были отправлены специалисты-подрывники для обучения партизан минированию. Снабжение отрядов было возложено на дальнюю авиацию.

14 июля был издан приказ о начале проведения операции. Ее «разбили» на три этапа. Масштаб проводимых действий был огромен и охватывал около тысячи километров с юга на север и примерно семьсот пятьдесят километров с запада на восток.

3 августа 1943 года 75000 партизан практически одновременно нанесли удар по железнодорожным путям противника. Более 40000  рельсов было разрушено, и это внесло значительное смятение и хаос в ряды противника. Основной удар был нанесен на группы армий «Север» и «Центр». Немцы долго не могли наладить противодействие диверсиям. Но результат был первого этапа не так блестящ, как можно было бы ожидать.
Партизанам-подрывникам центром был спущен план – совершить определенное количество подрывов. В погоне за его выполнением было произведено множество малоэффективных диверсий – на полузаброшенных и малопроходимых путях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector