Варяг (1899)

«Варяг» на Дальнем Востоке

Осенью 1901 года крейсер отправился в дальнее плавание по маршруту Петербург – Шербур – Кадис – Алжир – Палермо – Крит – Суэцкий канал – Аден – Персидский залив – Карачи – Коломбо – Сингапур – Нагасаки – Порт-Артур. На переходе стали сказываться технические несовершенства конструкции крейсера. Котлы, вокруг установки которых было столько споров, позволяли кораблю идти с малой скоростью. Лишь короткое время «Варяг» мог идти 20-узловым ходом (последующие попытки, уже на Дальнем Востоке, исправить положение привели к дальнейшему снижению скорости. На момент боя в Чемульпо, корабль не мог двигаться быстрее 16 узлов).

Совершив значительное количество заходов в иностранные порты, обогнув Европу и Азию, 25 февраля 1902 года «Варяг» прибыл на рейд Порт-Артура. Здесь крейсер был осмотрен начальником Эскадры Тихого океана вице-адмиралом Н.И. Скрыдловым и командующим морскими силами Тихого океана адмиралом Е.И. Алексеевым. Корабль вошел в состав эскадры Тихого океана и приступил к напряженной боевой учебе.

За один лишь первый год службы на Тихом океане крейсер прошел почти 8000 морских миль, проведя около 30 учебных артиллерийских стрельб, 48 торпедных стрельб, а также множество учений по постановке мин и сетевых заграждений.

Однако все это было не «благодаря», а «вопреки». Комиссия, оценившая техническое состояние корабля, поставила ему тяжелый диагноз: «Крейсер не сможет выходить на скорость выше 20 узлов без риска получить тяжелые повреждения котлов и машин».

Вице-адмирал Н.И. Скрыдлов так охарактеризовал техническое состояние корабля и усилия его экипажа: «Стоическое поведение экипажа похвально. Но молодёжи не пришлось бы мобилизовывать все силы для преодоления простой учебной программы, если бы проклятая судьба в лице одного американца не поставила их в такие условия своей некомпетентностью в вопросах инженерного дела».

Крейсер «Варяг» и эскадренный броненосец «Полтава» в Западном бассейне Порт-Артура. 21 ноября 1902 г. Фото А. Динесса. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

Капитан В.Ф. Руднев. Фото: Портал «Старый Владивосток»

Под руководством талантливого командира крейсер продолжил участие в деятельности флота. При проведении артиллерийских стрельб В.Ф. Руднев обнаружил, что почти четверть снарядов крупного калибра не взрывается. Он доложил об этом командованию, и добился полной замены боезапаса. Но результаты стрельб остались прежними.

Крейсер продолжал исправно нести службу в составе Эскадры Тихого океана. Частые аварии машин «Варяга», а также его низкая скорость заставили направить крейсер в корейский порт Чемульпо в качестве стационера. Чтобы лишний раз не нагружать машины крейсера, в качестве курьера ему была придана канонерская лодка «Кореец».

Канонерская лодка «Кореец». Фото: Портал «Старый Владивосток»

Кроме «Варяга» в Чемульпо стояли корабли и других стран: Англии, США, Франции, Италии и Японии. Последняя, практически не таясь, вела подготовку к войне. Ее корабли были перекрашены в маскировочный белый цвет, а береговые гарнизоны значительно усилены. Порт Чемульпо был наводнен множеством плавательных средств, приготовленных для десантирования, а по улицам города ходили тысячи японцев, маскирующихся под местное население. Капитан 1 ранга В.Ф. Руднев докладывал о приближении начала боевых действий, но в ответ получал заверения, что все это лишь демонстрация японцами своей силы. Понимая, что война неизбежна, он проводил с экипажем напряженные тренировки. Когда японский крейсер «Чиода» покинул порт Чемульпо, капитану 1 ранга В.Ф. Рудневу стало очевидно, что начало боевых действий является вопросом считанных дней, если не часов.

Детали, не указанные в отчетах

В подлинной истории крейсера «Варяг» обнаруживаются факты, предопределившие ему недолгую жизнь. Он был построен и сдан заказчику в 1899 году (то есть вовремя), но флаг над ним поняли только 2 января 1901 года. Причина в том, что корабль сразу потребовал доработки – тактико-технические характеристики не соответствовали задуманному.

Главных проблем было две. Установленные на корабле котлы системы Никлосса оказались ненадежными, часто ломались. Хотя русский флот уже имел опыт работы с котлами этой системы, и особых проблем они не вызывали, здесь «не срослось».

По этой причине в боевых условиях корабль был тихоходнее, чем планировалось, и постоянно рисковал оказаться в самый неподходящий момент с аварийными котлами. Практически заявленная производителями скорость в 26 узлов не достигалась.

Капитан В.Ф.Руднев жаловался не только на проблемы с котлами, но и на другие недоработки производителя, и на слабую ремонтную базу. Вероятно, его сведения о максимальной скорости хода в 14 узлов преуменьшены, но полной скорости «Варяг» не давал.

Кроме того, орудия бронепалубного крейсера броневой защиты были лишены. Это создавало дополнительный риск для артиллеристов и боеспособности крейсера (врагу легко было уничтожать вооружение корабля).

Этот недостаток броневой защиты сыграл роковую роль в знаменитом бою крейсера «Варяг» с японской эскадрой. Большинство крейсеров того времени такую защиту имели, но в данном случае корабль облегчали за счет орудийной брони.

Из печального опыта были сделаны соответствующие выводы, на других крейсерах такого типа (включая «Аврору») была установлена защита для орудий. Но артиллеристам-«варяжцам» это уже не могло помочь.

История создания

Предпосылки к созданию

В 1895 и 1896 г.г. в Японии были приняты две судостроительные программы, согласно которым к 1905 г. предусматривалось построить флот, превосходящий военно-морские силы России на Дальнем Востоке. Милитаризация Японии не осталась не замеченной. В России реализовывалась собственная судостроительная программа усиления военного флота, но она явно уступала темпам роста японского флота. Поэтому в 1897 г. была разработана дополнительная программа «Для нужд Дальнего востока», в которую вошла, помимо других кораблей, постройка бронепалубного крейсера I ранга «Варяг».

Проектирование

В связи с отсутствием на момент подписания контракта подробного проекта корабля, выехавшая на верфь из России наблюдательная комиссия, возглавляемая капи­таном I ранга М.А.Данилевским, помимо контроля хода строительства, также осуществляла согласование возникающих вопросов по будущему облику корабля в процессе его постройки.

В качестве прототипа для строительства «Варяга» руководство судоверфи предложило взять японский бронепалубный крейсер типа «Касаги» (яп. 笠置), но Морской технический комитет настоял на крейсере типа «Диана». При этом контрактом предусматривалось установка на корабле, пускай и более тяжёлых, но хорошо себя зарекомендовавших в русском флоте своей надёжностью котлов Бельвиля. Вопреки требованиям заказчика корабля, по указанию генерал-адмирала и начальника Главного управления кораблестроения и снабжения В.П. Верховского, было отдано предпочтение варианту с остроумными по идее, но не испытанными на практике котлами Никлосса.

Интересные факты

После подвига экипажа крейсера «Варяг» немецкий писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в десятом номере немецкого журнала «Югенд». В России на русский язык его перевела Евгения Студенская. Вскоре музыкант 12-го гренадёрского Астраханского полка Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца».
Песня стала очень популярна в России.

История строительства корабля

Крейсер первого ранга «Варяг» был одним из судов, построенных в России по специальной программе, ставшей ответом страны на активизацию Японии по строительству военных кораблей в конце 19 века.

Прототипом для «Варяга» стал японский крейсер «Касаги». Предполагалось, что на судне будут установлены котлы Бельвиля, но позднее было решено заменить их на котлы Никлосса – интересные, но плохо проверенные в деле.

Строилосьсуднов США, в Филадельфии, фирмой The William Cramp & Sons Ship and Engine Building Company. Основные материалы были американскими. Орудия были привезены из России, их изготовил Обуховский завод. Производителем торпедных аппаратов стал санкт-петербургский Металлический завод. Якоря и цепи для них поставили англичане.

Спуск на воду состоялся 19 октября 1899-го. 11 января 1899-го «Варяг» вошел в состав российского флота. Его назвали как русский корвет, который во время Гражданской войны в Америке отправился на Американкой континент. В марте 1901-го судно отправилось в Россию.

Специалисты отмечают несколько основных особенностей корабля.

  1. Судно лучше чувствовало себя в шторм благодаря наличию полубака.
  2. Крейсер был частично бронированным. Броню использовали для защиты важных механизмов, котлов, погребов. Ее толщина составляла 38 миллиметров.
  3. Была предусмотрена защита от пробоин. Для этого скосы палубы спускались на 1 метр 10 сантиметров ниже, чем ватерлиния. Переборки продольного типа не давали воде из боковых отсеков проникать внутрь. А скосы палубы были оснащены отсеками, куда планировали помещать целлюлозу.
  4. Движение корабля обеспечивалось четырех цилиндровыми машинами тройного расширения, каждая имела мощность в 20 тысяч лошадиных сил. Вал вращался со скоростью до 160 оборотов в минуту.
  5. Всего на борту было 30 котлов конструкции Никлосса, с 3 топками у каждого.
  6. На корабле было электрическое оборудование, получавшее ток от 3х пародинамо-машин.
  7. Для рулевого управления применялось сразу три вида приводов – электро-, паровой и ручной привод. Это был первый случай в российском флоте.
  8. В состав артиллерии главного калибра входили 152-мм/45 орудия системы Канэ: всего 12 единиц.

Водоизмещение «Варяга» составляло 6,5 тысяч тонн. Это был экспериментальный крейсер, как и другое судно – «Аскольд». Когда проводились заводские испытания, он показал себя очень хорошо, Максимальная скорость — 24,59 узла.

К недостаткам крейсера специалисты относят то, что его энергетическая установка была ненадежной. Поэтому его часто приходилось ремонтировать.

Однако в то время это был самый сильный и быстроходный корабль в своем классе в мире.

Командиром был назначен капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев. Перед началом русско-японской войны крейсер охранял русское посольство в Сеуле.

Ремонт и модернизация корабля

1906 — 1907 г.г.

Вид на палубу с переднего мостика

В ходе капитального ремонта корабля, поднятого со дна японцами после его затопления в бою у Чемульпо, внешний вид крейсера сильно изме­нился. В первую очередь, из-за новых ходовых мостиков, штурманской рубки, дымовых труб и вентиляторов. На мачтах были демонтированы марсовые площадки. 75-мм орудия Гочкиса заменены на 76-мм пушки Армстронга. С бортов корабля сняты шесты противо­минных сетей.

1916 г.

Российская приёмная комиссия нашла возвращённый Японией корабль в плохом техническом состоянии. Например срок эксплуатации котлов Никлосса до полной выработки ресурса составлял не более 1,5 — 2 лет.
В ходе ремонта во Владивостоке на крейсере были переставлены в диаметральную плоскость носовые 152/45-мм орудия Канэ, а также два таких же орудия на юте. В результате этого количество орудий в бортовом зал­пе увеличилось до восьми. На всех орудиях, сто­ящих открыто, уста­новили укороченные броневые щиты.
Отремонтированы механизмы наведения орудий и увеличены углы возвышения с 15° до 18°. Устранены мертвые ходы механиз­мов. Пулемёты приспособлены для стрельбы по самолётам. Во время ходовых испытаний при задействовании 22 котлов из 30, «Варяг» развил скорость в 16 узлов.

Бой при Чемульпо

Предыдущая страница: вернуться

Обстановка перед сражением

Русские крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились с дипломатической миссией в заливе у города Чемульпо. Там же находились японский крейсер «Чиода» и корабли нескольких нейтральных держав: британский крейсер «Talbot», французский крейсер «Pascal», итальянский крейсер «Elba», американская канонерская лодка «Vicksburg», корейский военный пароход «Yang-mu».

Ночью 25 января (7 февраля) японский крейсер «Чиода» без огней вышел с рейда и встретился с подходившей японской эскадрой. 26 января (8 февраля), в 4 часа дня, канонерская лодка «Кореец» снялась с якоря и вышла в открытое море. При выходе с рейда Чемульпо «Кореец» встретила японскую эскадру в составе шести крейсеров («Нанива», флаг адмирал Уриу, «Асама», «Чиода», «Нийтака», «Такачихо», «Акаси»), 8 миноносцев 1 класса, авизо «Чихая» и 3 войсковых транспортов: «Дайрен-мару», «Отару-мару» и «Хейдзо-мару». При выходе из гавани «Асама» блокировал путь «Корейцу».

«Корейцу» пришлось вернуться на рейд Чемульпо. Согласно международным законам, японцы не могли атаковать русские суда, находившиеся в нейтральном порту, с другой стороны, по тем же законам, русские суда не могли атаковать японские транспорты, когда они вошли в порт. Поэтому Уриу послал крейсера «Такачихо», «Асама» и «Чиода» с миноносцами и транспортами на рейд и для высадки японских войск. К вечеру все они, кроме «Чиода», вышли из гавани.

Утром в 7 час. 30 минут командиры иностранных кораблей: английского — «Talbot», французского — «Pascal», итальянского — «Elba» и американского — «Vicksburg» получили извещение с указанием времени сдачи уведомления от японского адмирала о начале враждебных действий между Россией и Японией и что адмирал предложил русским судам уйти с рейда до 12 час. дня, в противном случае они будут атакованы эскадрой на рейде после 4 час. того же дня, причём иностранным судам было предложено уйти с рейда на это время, для их безопасности. Эти сведения были доставлены на «Варяг» командиром крейсера «Pascal». В 9 часов 30 минут утра 27 января (9 февраля) на борту «Talbot» капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы «Варяг» к полудню вышел из порта, иначе в четыре часа японские корабли дадут бой на рейде. Последний из японских крейсеров, «Чиода», в это время снялся с якоря и вышел из гавани.

Схемы и карты

Схема боя, приведённая в вахтенном журнале крейсера.Публикуется по: Катаев В.И. Варяг. СПб. 2002

Фрагмент карты окрестностейЧемульпо.Публикуется по: Катаев В.И. Варяг. СПб. 2002

Диспозиция судов на рейде Чемульпо в ночь на 27.01.1904 г.Публикуется по: Катаев В.И. Варяг. СПб. 2002

Масштабная схема боя у Чемульпо 27.01.1904 г. Реконструкция Катаева В.ИПубликуется по: Катаев В.И. Варяг. СПб. 2002

Фотографии
Крейсер «Варяг»в день сражения

Крейсер «Варяг».Подъём японцами.1905 год

Схемы повреждений бронепалубного крейсера «Варяг»

Публикуется по: Катаев В.И. Варяг. СПб. 2002

Морское сражение у Чемульпо 9 февраля.

(Донесение контр-адмирала Уриу, помечено 10 февраля).

В полдень 9 с. м. русские военные суда «Варяг» и «Кореец» при выходе из Чемульпо были встречены нашей эскадрой у мыса к западу от островов Пальми. После боя, длившегося 35 минут, они повернули в Чемульпо. В 4 ч. 30 мин. дня «Кореец» взорвался, после чего «Варяг» и русский пароход «Сунгари» были повреждены и потонули. Мы не понесли урона ни людьми, ни судами. На эскадре бодры духом.

Публикуется по: Кинай М. Русско-японская война. Официальные донесения японских главнокомандующих. СПб., 1908.

Документы

  • Описание дел мореходной канонерской лодки «Кореец» 26-го и 27-го января 1904 года
  • Рапорт командира крейсера I ранга «Варяг» Наместнику Е.И.В.
  • Бой в Чемульпо, 9го Февраля (Чемульпинский отчёт Трубриджа)
  • Приказ С. О. Макарова с объявлением телеграммы Ф. К. Авелана о награждении личного состава крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»
  • Заявление К1р. Бейли по поводу Чемульпинского боя
  • Действия у Чемульпо. Официальный отчёт адмирала Уриу

Справочная информация по кораблям

  • Бронепалубный крейсер I ранга «Варяг»
  • Канонерская лодка «Кореец»
  • Броненосный крейсер «Асама»

Разное

Экспозиция в ЦВММ

«Американец, строивший это совершенное чудо, обманул русский флот…»

Самый знаменитый крейсер Российской империи построили в Америке — это была распространённая практика, отечественная промышленность не справлялась с валом военных заказов, и царское правительство нередко покупало новейшие корабли за границей. Например, одновременно с «Варягом» для России строились новые броненосцы и крейсеры во Франции и Германии.

Строителем будущего «Варяга» стала компания из США William Cramp & Sons. Крейсер был построен к исходу 1900 года. Американская фирма почти на год затянула сроки сдачи корабля, хотя обещанная скорость постройки была важным фактором в выборе места строительства. Покупка обошлась России в 4,9 млн рублей золотом (более 2 млрд долларов в современных ценах).

Белоснежный «Варяг» на реке Делавэр, США, 1901 год

Новый корабль получил имя «Варяг» — в честь легендарных морских воителей средневековой Балтики. Выкрашенное в ослепительно-белый цвет, новое судно, по отзывам очевидцев, было очень красивое, напоминая современникам скорее океанскую яхту, чем бронепалубный крейсер 1-го ранга. Отличала «Варяг» и высокая скорость, но в жертву ей была принесена надёжность механизмов и защита артиллерийских орудий — что ещё скажется в ходе исторического боя…

Пока же «Варяг» вызывал только восхищение — по прибытии в Кронштадт, в мае 1901 года новинку посетила царская семья со свитой придворных. Посетители были в восторге. Однако мать последнего русского царя Николая II, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, в те дни всё же сделала в личном дневнике тревожную запись по итогам визита на крейсер: «Среди свитских чинов ходят слухи, что американец, строивший это совершенное чудо, обманул русский флот, и будто бы крейсер имеет некий ущерб и практически безнадёжен. Не знаю, верно ли говорят, но за трёхдневный визит мне не удалось заметить в экипаже крейсера никаких признаков привычной при технических неполадках суеты и тревоги…»

Примечания

  1. Такая конструкция рубки являлась особенно застарелым и опасным анахронизмом. Открытый вход, непомерная ширина смотровых щелей, грибовидный свес крыши, отражавший осколки внутрь рубки, принесли много беды кораблям Тихоокеанской эскадры. На эскадре 3. П. Рожественского пришлось уже в походе устанавливать на торцах брони рубок специальные козырьки.

    Новый тип рубки с щелями 50—100 мм был принят лишь после войны, а на прежних рубках ширину смотровой щели уменьшили до 76 мм. На «Варяге» отсутствие защиты снизу рубки особенно усугублялось тем, что она была установлена на высоком фундаменте

Общая оценка проекта

Крейсера типа «Диана», вступившие в строй перед началом Русско-японской войны, морально устарели и уже не отвечали совре­менным требованиям. «Диана», «Паллада» и «Аврора» отличались неплохой надежностью механизмов, но по всем параметрам проигрывали современным бронепа­лубным крейсерам зарубежной постройки.

«Варяг» и бронепалубный крейсер «Аскольд», по сути являлись опытными кораблями типа крейсеров с водоизмещением в 6000 т. «Варяг» был сконстру­ирован более продуманно и компактно, чем корабли типа «Диана». Вынужденное размещение артиллерии в оконечностях избавило его от тесных погре­бов вдоль бортов. Корабль обладал хоро­шей мореходностью, на нём весьма удачно располагались шлюпки и катера. Машинно-котельные отделения были просторными, их оснащение и система вентиляции заслужи­вали самой высокой оценки.

Во время проведения заводских испытаний на максимальную скорость, «Варяг» показал выда­ющиеся результаты. Так, 12 июля 1900 г. «Варяг» развил ход 24,59 узла. Во время 12-часо­вых непрерывных испытаний «Варяг» пока­зал средний результат в 23,18 узла. На 24-часовых испытаниях «Ва­ряг» во время пробега экономичной ско­ростью в 10 узлов прошел 240 миль, израс­ходовав 52,8 т угля (то есть 220 кг на милю).

Но реальная дальность плавания корабля всегда существенно отличается от расчётной, полученной по результатам ис­пытаний. Так, во время дальних переходов «Варяг» на скорости в 10 узлов тратил 68 т. угля в сутки, что соответствует наибольшей дальности плавания в 4288 миль.

Одним из недостатков «Варяга» являлась ненадёжность энергетической установки. Значи­тельную часть довоенной службы в Порт-Артуре крейсер провёл у причальной стенки в беско­нечных ремонтах. Причина заключалась как в небрежной сборке машин, так и в не­надёжности котлов системы Никлосса.

Живые и мёртвые

Отдельно от легенды складывались судьбы людей из экипажа героического крейсера. Поскольку Корея и после начала русско-японских боёв формально считалась невоюющим государством, то оставшиеся в живых офицеры и матросы с «Варяга» и «Корейца», сошедшие вечером первого дня войны на берег у Чемульпо, через нейтральные страны вернулись в Россию уже к весне того года.

Их встречали с восторгом, торжественно принимали у царя в Зимнем дворце, всех выживших наградили Георгиевскими крестами. Примечательно, что для экипажа и самого капитана крейсера «Варяг» Всеволода Руднева такие почести оказались полной неожиданностью — они не считали свой неравный бой особо выдающимся подвигом, а многие офицеры «Варяга», возвращаясь в Россию, думали, что их ждёт разбирательство и даже суд за потерю новейшего боевого корабля в самом начале войны.

Но самой неожиданной наградой командиру «Варяга» стал орден Восходящего солнца, присланный японским императором капитану Рудневу вскоре по окончании войны. Японцы решили подчеркнуть героизм бывшего врага, дабы весомее выглядела их победа. Капитан «Варяга» орден по совету дипломатов принял, но никогда не носил…

Итак, погибший у Чемульпо крейсер сразу стал легендой, а его выживший экипаж уже весной 1904 года вернулся в Россию. За пределами отечества остались лишь погибшие. Непосредственно в бою японские снаряды убили 23 человека. Вскоре после боя скончались 10 тяжелораненых. Ещё двое раненых, оставленных в госпитале Чемульпо, умерли через несколько дней. Большинство похоронили в корейской земле — кроме тех, чьи тела разрывами снарядов уничтожило или выбросило в море.

Выжившие, покидая Корею в феврале 1904 года, запомнили, как умиравшие после боя раненые просили похоронить их в родной земле. Пока шли боевые действия, это было невозможно. Но через несколько лет после окончания Русско-японской войны возобновило работу российское консульство в Сеуле и наши дипломаты подняли вопрос о перезахоронении павших героев с «Варяга». Их могилы тогда находились на так называемом Европейском кладбище на окраине Сеула без каких-либо надгробных памятников и должного ухода.

Постройка и испытания

Из-за загруженности отечественных заводов «Варяг» был заказан в США в г. Филадельфия на судоверфи фирмы The William Cramp & Sons Ship and Engine Building Company. Контракт был подписан 11 апреля 1898 г.

В ходе строительства в проект вносились значительные изменения, продиктованные изначально подписанным контрактом с расплывчатыми формулировками о параметрах корабля. Так например, была увеличена в размерах боевая рубка, кроме того, для улучшения обзора ее приподняли. Увеличена высота бортовых килей крейсера с 0,45 до 0,61 м. Обеспечены электродвигателями вспомогательные механизмы, а из-за опасения перегрузки корабля не были установлены орудийные щиты.

Оборудование для постройки и оснащения корабля в большей части поступало от фирм расположенных в США. В то же время, орудия главного калибра поставлялись с Обуховского, а торпедные аппараты с Металлического заводов Санкт-Петербурга. В Англии были заказаны якоря, якорные цепи и противоторпедные сети.

11 января 1899 г. крейсер был зачислен в списки флота под названием «Варяг» в честь одноимённого корвета, посланного в период Гражданской войны в США 1861—1865 г.г. на помощь правительству президента Линкольна.

19 октября 1899 г. корабль спущен на воду. Строительство корабля велось быстрыми темпами, но забастовки рабочих и постоянные согласования проекта корабля не позволили уложиться судостроителям в отведённые контрактом сроки. В связи с объективными причинами задержки постройки корабля, штрафные санкции Российским правительством наложены не были.

22 сентября 1900 г. крейсер был сдан заказчику с превышением основных характеристик заложенных в контракте. В то же время, вплоть
до ухода крейсера в марте 1901 г. в Россию, продолжалось устранение мелких недочётов, касавшихся в основном несовершенства
динамо-машин (электрогенераторов) и шлюпочных механизмов.

Теоретический чертёж

Чертёж поперечных сечений

Схема бронирования

Схема котла системы Никлосса

Внешний вид корабля по завершении постройки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector