Под силу инженерные задачи любой сложности

Конструкторское бюро транспортного машиностроения

Руководитель – генеральный директор И. Э. Лобов. КБ сформировано в 1924 году в Ленинграде при заводе № 174. В 1942-м вместе с заводом эвакуировано в Омск. В годы войны с участием конструкторского бюро на заводе было освоено серийное производство различных модификаций танка Т-34, а в послевоенное время – Т-54 и машин на их базе.

За период с 1958 года ОАО «КБТМ» по заказам управлений МО РФ выполнено 85 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, принято на вооружение более 40 образцов бронетанковой, инженерной и специальной техники. Среди них такие изделия, как модификации танков Т-55, начиная с Т-55А, и Т-80, тяжелые огнеметные системы ТОС-1/-1А, боевая машина огнеметчиков БМО-Т, мостоукладчики МТУ-72/-90/-90М, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1.

В соответствии с распоряжением правительства РФ от 10 февраля 2004 года конструкторскому бюро был присвоен статус Федерального научно-производственного центра.

КБТМ сегодня – это стабильное, динамично развивающееся предприятие ОПК России, специализирующееся на изготовлении, модернизации и ремонте специальной колесной и гусеничной техники, в том числе мостоукладчиков, механизированных мостов, десантно-переправочных средств, ремонтно-эвакуационных машин, инженерных машин разграждения, машин разминирования, огнеметных систем и тренажеров для этих машин. В ближайших планах предприятия – завершение разработки и изготовление аппаратуры дистанционного управления для специальной пожарной машины СПМ, проведение в кооперации с Институтом физики прочности и материаловедения СО РАН совместных исследований, разработок и испытаний дисперсионно-керамической брони для применения ее на модернизируемых и разрабатываемых образцах. Одним из главных достижений в области продукции гражданского назначения следует назвать разработку и изготовление образцов мини-ТЭЦ «Вулкан», которыми уже заинтересовались МЧС РФ и нефтяники Севера. Спросом пользуется и другая продукция предприятия. Кроме комплексной техники сегодня портфель заказов КБ включает различные изделия металлургического производства. Производственные мощности предприятия позволяют производить весь цикл технологических операций по изготовлению литых изделий, начиная с выплавки стали и заканчивая сдачей готовых изделий. Ежемесячно акционерное общество изготавливает до тысячи тонн литейной продукции.

В связи с выводом из эксплуатации Российской Армии танка Т-80 КБТМ в рамках гособоронзаказа осуществляет капитальный ремонт и модернизацию ранее изготовленных «семьдесятдвоек» до уровня танка Т-72Б3.

К перспективным направлениям следует отнести работу КБ по созданию средств инженерного вооружения на перспективных шасси, а также участие в разработках по созданию робототехнических комплексов в интересах Сухопутных и Воздушно-десантных войск России.

Подводя итог сказанному, хотелось бы обратить внимание на то, что представленные выше предприятия – это лишь малая часть мощнейшего научно-технического потенциала ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Принимая это во внимание, можно абсолютно уверенно говорить о том, что корпорация, обладающая такой базой, в состоянии выполнить поставленную перед ней инженерную задачу любой сложности на самом высоком уровне

Андрей Терликов,генеральный директор ОАО «УКБТМ»

Дмитрий Колмаков,ведущий конструктор ОАО «УКБТМ»

ОАО «СПЕЦМАШ»

Руководитель – генеральный директор В. И. Козишкурт. Предприятие основано в 1932 году как танковое КБ Кировского завода. Начало творческой деятельности коллектива связано с освоением в серийном производстве танков Т-26 и Т-28. В дальнейшем в стенах этого конструкторского бюро были разработаны и освоены в серийном производстве в том числе такие боевые машины, как тяжелые танки семейства КВ, ИС, Т-10, самоходные артиллерийские установки СУ-122/-152, ИСУ-122/-152, плавающий танк ПТ-76, гусеничный бронетранспортер БТР-50, гусеничные шасси для мобильных ракетных комплексов, первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем (Т-80) и его модификации, самоходные артиллерийские орудия «Пион» и «Малка», универсальное гусеничное шасси для ЗРК С-300В, высокозащищенное транспортное средство «Ладога».

С начала 90-х годов прошлого столетия основные усилия ОАО «Спецмаш» были направлены на разработку новых машин двойного назначения. Например, по заказу инженерных войск МО РФ разработаны и приняты на вооружение колесная траншейная машина ТМК-3, быстроходная гусеничная траншейная машина БТМ-4М и не имеющая аналогов в мире универсальная дорожная машина УДМ-2.

Большое внимание в своей работе ОАО «Спецмаш» уделяет модернизации ранее выпущенных танков Т-80 и унифицированных самоходных гусеничных шасси (СГШ) для ЗРК типа С-300В. Используя заложенные в конструкцию СГШ высокие модернизационные возможности, ОАО «Спецмаш» продолжает работы по дальнейшему улучшению условий обитания экипажа и операторов, повышению топливной экономичности, переводу электрорадиооборудования на современную элементную базу и внедрению бортовой информационно-управляющей системы

Ведутся также работы по унификации трансмиссии СГШ с трансмиссией танка Т-90.

Одним из наиболее важных направлений конверсионной деятельности ОАО «Спецмаш» явилась разработка, изготовление и организация серийного производства подъемных установок для ремонта нефтяных и газовых скважин грузоподъемностью 60, 80, 100 и 127 тонн. В течение последних десяти лет в ОАО «Спецмаш» получило дальнейшее развитие направление по разработке и производству мобильных установок для ремонта и бурения нефтяных и газовых скважин.

Наиболее перспективным курсом деятельности ОАО «Спецмаш» является разработка конструкторской документации на модернизацию унифицированных самоходных гусеничных шасси для ЗРК типа С-300В и сопровождение их изготовления.

Успешное решение ОАО «Спецмаш» сложных инженерных задач обусловлено наличием квалифицированных кадров конструкторов, хорошо оснащенного опытного производства, уникального оборудования для экспериментальной отработки узлов и агрегатов машин, а также испытательной базы.

ОАО «ВНИИТМ»

Руководитель – и. о. генерального директора О. А. Усов. Предприятие создано в июне 1949 года на базе Ленинградского опытного завода № 100, изготавливавшего в годы Великой Отечественной войны тяжелые танки и САУ. Необходимость его основания была продиктована поставленными перед промышленностью задачами обеспечения превосходства отечественной бронетанковой техники над зарубежной.

Сегодня Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения – это комплексный научно-исследовательский, конструкторский, производственный и испытательный центр транспортного машиностроения.

Деятельность института с момента его образования тесно связана с историей создания и совершенствования отечественной бронетанковой техники. За время своего существования институт выполнил гигантский объем работ по различным направлениям транспортного машиностроения. Первыми значимыми результатами стали совместные с Ленинградским, Кировским и Челябинским тракторными заводами работы по созданию тяжелого танка Т-10 и плавающего танка ПТ-76. С конца 50-х по 1990 год ОАО «ВНИИТМ» участвовало в создании средних и основных боевых танков Т-54/-55/-64/-72/-80/-90 и их модификаций, отечественных боевых машин пехоты с различным движителем и боевых машин десанта, координировало и проводило научно-технические разработки в интересах КБ заводов по совершенствованию образцов БТВТ в ходе серийного производства, а также при разработке перспективных образцов. В 90-е годы институт возглавил ОКР по модернизации основных боевых танков, в которых принимали участие КБ заводов отрасли и разработчики систем вооружения танков. ОАО «ВНИИТМ» внесло также значительный вклад в дело создания, отработку концепции активных средств защиты (КАЗ, КОЭП, групповой защиты подразделений), в разработку различных средств снижения заметности и оптико-электронного подавления (ОЭП). В 1987 году на вооружение Советской Армии был принят разработанный ОАО «ВНИИТМ» и не имевший аналогов в мире комплекс ОЭП ТШУ-1, который в настоящее время в полном составе или частично устанавливается на многие современные образцы отечественной бронетанковой техники, включая танки Т-72,Т-80 и Т-90.

Особые заслуги ОАО «ВНИИТМ» – создание отечественных робототехнических комплексов (РТК), предназначенных для применения как на земной поверхности, так и в условиях других планет галактической системы. Первым реальным воплощением наработок института в данной сфере стало создание дистанционно управляемых самоходных шасси «Луноход-1» и «Луноход-2», доставленных на Луну для изучения поверхности этой планеты в 1970 и 1973 годах соответственно и проработавших в условиях невесомости в общей сложности более 425 суток. В дальнейшем это направление получило развитие в ходе выполнения ОАО «ВНИИТМ» работ по созданию ходовых макетов и демонстраторов шасси планетоходов в рамках международных проектов IARES и LAM. В 1986 году для ликвидации последствий чернобыльской катастрофы институт в кратчайшие сроки выполнил работу по созданию робототехнических комплексов «Клин-1» и СРТ-1. «Клин-1» применялся для расчистки завалов радиоактивных материалов вокруг станции, в то время как СРТ-1 выполнял эту же работу на кровлях третьего энергоблока.

Следует отметить большой вклад ОАО «ВНИИТМ» в разработку разнообразной продукции гражданского назначения, созданной также на базе снимаемой с вооружения бронетанковой техники.

ОАО «ВНИИТМ» обладает современной стендовой базой, включающей 40 единиц оборудования, что позволяет ему проводить испытания военной техники и транспортных средств гражданского назначения в полной сборке, а также систем, приборов, агрегатов различных изделий на соответствие требованиям технических условий, в том числе при климатических и механических воздействиях.

В этом году институт завершил разработку танкового выстрела со снарядом осколочного типа с воздушным подрывом на траектории полета. Сам снаряд и бортовая аппаратура управления успешно прошли государственные испытания. Применение снаряда было впервые продемонстрировано широкой публике на международной выставке вооружения и военной техники RAE в сентябре 2013 года в Нижнем Тагиле.

В настоящее время ОАО «ВНИИТМ» проводит ряд исследований по дальнейшей модернизации основных боевых танков, поиск новых технических решений по шасси и комплексу вооружения танков, БМП, БМД, БТР, принимает участие в работах по темам «Армата», «Курганец-25», «Бумеранг» и др.

Продолжая традиции

На должности руководителя и главного конструктора ОКБ Александр Эммануилович проработал более 43 лет. И даже после выхода на пенсию в 1987 году он продолжал трудиться консультантом в родном КБ. Александр Нудельман умер в Москве 2 августа 1996 года в возрасте 84 лет и был похоронен на Кунцевском кладбище с воинскими почестями.

Его заслуги получили высокую оценку государства и научных кругов. Кроме вручения многочисленных государственных наград, Александр Эммануилович был избран академиком Российской академии ракетных и артиллерийских наук и Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского. Его имя носит конструкторское бюро, которое он возглавлял более 40 лет.

Но, пожалуй, главная оценка – это благодарная память. Как отмечают близкие, коллеги Александра Эммануиловича, наряду с бесспорным талантом изобретателя и конструктора, присущей ему исключительной работоспособностью, он всегда оставался человеком скромным и простым. В своей книге «Пушки для боевых самолетов» Александр Нудельман много и с благодарностью пишет о своих сотрудниках и помощниках, о простых мастерах.


А.Э. Нудельман с руководителями подразделений

Как вспоминал один из сотрудников КБ, Юрий Мироненко: «Проработав первые полгода с нудельмановцами, я не мог отличить среди них инженера от рабочего. Все прекрасно одеты. Каждый знает, что ему нужно делать, и делает это на совесть. Никаких указаний, понуканий, возмущений – все заняты общим делом. И если надо, то круглосуточно. Создалось впечатление, что они получают колоссальное удовольствие от общения друг с другом. И так на протяжении многих лет».

Всего за годы существования в стенах КБ было разработано около 100 образцов военной и гражданской продукции, большая часть которых не имела аналогов в стране, а некоторые и в мировой практике. Было получено более 1700 авторских свидетельств на изобретение.

В настоящее время этот один из ведущих научных и конструкторских коллективов страны входит в холдинг «Высокоточные комплексы» Госкорпорации Ростех и гордо носит имя своего легендарного руководителя – Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана.

65 лет Центральному конструкторскому бюро транспортного машиностроения

65 лет назад, 1 мая 1965 года, основано специальное конструкторское бюро для выполнения задач по разработке специальных железнодорожных средств транспортирования ракетно-космической техники и подвижных агрегатов наземного оборудования ракетных комплексов. Ныне — это Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения, входящее в состав Госкорпорации «Роскосмос» (г. Тверь).

Акционерное общество «Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения» является головным предприятием Госкорпорации «Роскосмос» по созданию новых и модернизации существующих железнодорожных транспортных средств ракетно-космической техники.

История становления и развития Центрального конструкторского бюро транспортного машиностроения — это история специального вагоностроения, неразрывно связанная с историей отечественной ракетной и космической техники и промышленности, с историей послевоенного развития вооруженных сил страны. Уникальные разработки тверских конструкторов по созданию средств транспортирования ракетно-космической техники ведутся уже 65 лет.

1 мая 1956 года на территории Калининского вагоностроительного завода было создано Специальное конструкторское бюро — СКБ КВЗ. В 1966 году СКБ выводится из состава завода и преобразуется в Особое конструкторское бюро Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения с соответствующими финансовыми, юридическими и другими правами. С этого периода бюро является разработчиком подвижных агрегатов наземного оборудования ракетных комплексов.

В 1976 году ОКБ Минтяжмаша переименовывается в Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения, а в 1982 году комиссия Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам назначила ЦКБ ТМ головной организацией в стране по разработке железнодорожных транспортных средств специального назначения.

Специалисты ЦКБ ТМ проектируют оборудование для космодромов Байконур, Плесецк, Капустин Яр: агрегаты для заправки ракет, агрегаты хранения, транспортно-перегрузочные агрегаты, агрегаты заправочно-нейтрализационных станций, транспортно-установочные агрегаты, поезда для обслуживания космодромов.

В октябре 1998 года ЦКБ ТМ передается в ведение Российского космического агентства, а в ноябре Роскосмос подчинил бюро Управлению средств выведения и наземной космической инфраструктуры. В феврале 1999 года ЦКБ ТМ переименовывается в ФГУП «ЦКБ ТМ», а в июле этого же года определяется головным предприятием Российского космического агентства по созданию новых и модернизации существующих железнодорожных средств транспортировки изделий ракетно-космической техники.

Основными направлениями деятельности являются:

  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию составных частей технологического оборудования объектов наземной космической инфраструктуры.
  • Проектирование и изготовление оборудования для атомных станций.
  • Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в т.ч. создание агрегатов для перевозки контейнеров с отработанным и необлученным ядерным топливом.
  • Выполнение проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
  • Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
  • Проведение предварительных, приемочных и сертификационных испытаний, выполнение работ в области сертификации железнодорожного подвижного состава и его составных частей.
  • Разработка и реализация программного обеспечения.
  • Участие в формировании научно-технической политики в области космической деятельности Российской Федерации по наземной космической инфраструктуре в соответствии с предметом деятельности предприятия.
  • Осуществление внешнеэкономической деятельности.
  • Создание, приобретение, распространение и продажа объектов интеллектуальной собственности с целью использования интеллектуального потенциала для выполнения коммерческих услуг, в том числе для зарубежных партнеров.
  • Организация изобретательской и рационализаторской работы.

В течение периода с 1998 по настоящее время в портфеле заказов коллектива значительное место занимает участие в международных проектах, среди них: «Морской старт», «Наземный старт», «Рокот», KSLV и «Союз-СТ».

«Царь-пушки» для боевых самолетов

В очень короткий срок, с апреля по октябрь 1941 года, небольшой коллектив ОКБ-16 конструирует и изготавливает опытный образец новой 37-мм автоматической пушки. Можно сказать, что эта авиапушка, которую Нудельман разработал на пару с Александром Сурановым, стала его первым серьезным проектом.

Доработка пушки потребовала времени, и решение о ее принятии на вооружение под индексом НС-37 (Нудельман – Суранов, 37 мм) было принято в августе 1942 года после полигонных испытаний на самолете ЛаГГ-3. В этих испытаниях от ОКБ-16 принимал участие и сам Александр Нудельман. «Особенно запомнилась первая стрельба на высоте 8000 м, когда в синем небе были четко видны белые хлопья выстрелов, так что с земли можно было считать очереди выстрелов и радоваться надежной работе пушки в трудных условиях низких температур. Это ни с чем несравнимое счастье, короткие мгновения ощущения удовлетворенности, которые являются самым большим вознаграждением конструктору за его труд, постоянную тревогу, бессонные ночи творческих поисков, горечь неудач», – вспоминал он позже.

Первым серийным истребителем, вооруженным новой грозной пушкой, стал ЛаГГ-3, однако основным носителем НС-37 был истребитель Як-9Т. Пушки НС-37 также устанавливались на знаменитых штурмовиках Ил-2.


Самолет Ил-2 с авиационной пушкой НС-37

Авиапушку НС-37 нередко называли «царь-пушкой» боевых самолетов. Ее применение в воздушных боях оказалось очень успешным и обеспечило господство нашей авиации. Увидев советские истребители с НС-37 на борту, немецкие летчики старались избежать воздушного боя. Как вспоминают участники войны, достаточно было одного попадания снаряда пушки с дальней дистанции, чтобы сбить истребитель FW-190, а два снаряда выводили из строя бомбардировщики Ju-88 и He-111. Применение новой пушки позволяло не только поражать самолеты противника, но дало возможность уничтожать многие наземные цели, в том числе тяжелые немецкие танки «Тигры» и «Пантеры».

Всего в военные годы было выпущено более 8000 образцов НС-37. Новая авиапушка сыграла важную роль в крупнейших сражениях Великой Отечественной войны: в Курской битве, в боях по освобождению Прибалтики, в битве за Берлин. Успехи знаменитого авиационного полка «Нормандия-Неман» во многом обязаны тому, что самолеты были вооружены именно этой пушкой.


Герой СССР капитан А.В. Кочетов у своего самолета Як-9К, вооруженного пушкой НС-45

Пушка НС-37 стала базой для целого семейства авиационной артиллерии: самой крупной НС-45, самой скорострельной НС-23, первой в мире 57-мм автоматической пушки Н-57 и многих других.

За заслуги в создании боевого оружия коллективу сотрудников КБ во главе с Александром Эммануиловичем в марте 1943 года была присуждена государственная премия, а в мае того же года Нудельман был назначен начальником и главным конструктором ОКБ-16.

От мельницы до гранатомета

Будущий конструктор Александр Нудельман родился 21 августа 1912 года в Одессе. В детстве он удивлял всех своими музыкальными способностями, виртуозно играя на фортепиано, потом увлекся рисованием. Но творческие способности особенно ярко выразились в изобретательстве. Одной из первых работ будущего конструктора стала ручная мельница, которая помогла семье пережить тяжелые 1920-е годы.


В 1930 году Александр поступил сначала в Одесский мукомольный институт, а затем перешел в Индустриальный (ныне – Политехнический) университет. В студенческие годы он познакомился и начал работать со своим старшекурсником Яковом Таубиным. Их первым совместным проектом в сфере военного конструирования стало создание гранатомета. После обучения в Одессе молодой и талантливый Яков Таубин возглавил одно из московских КБ и пригласил Александра Нудельмана к себе на работу.

Перед КБ под руководством Таубина правительство страны поставило задачу – создание конкурентоспособного автоматического авиационного оружия. Разработка была выполнена за короткий срок, и в ноябре 1940 года начался серийный выпуск авиационной пушки МП-6. Но вскоре случилась трагедия – руководство КБ обвинили в участии в антисоветском заговоре. Яков Таубин и некоторые руководители военного ведомства были арестованы. По счастливому стечению обстоятельств, Александру Нудельману удалось избежать подобной участи. Возможно, помог тот факт, что в преддверии войны он был определен главным конструктором новой авиационной пушки.

У истоков конверсии

Возглавляемый Нудельманом коллектив в 50-80-е годы прошлого столетия разработал принципиально новые виды вооружения не только для авиации, но и военно-морского флота и сухопутных войск. Под руководством Александра Нудельмана были созданы танковые и противотанковые реактивные снаряды типов «Фаланга» и «Кобра», способные на расстоянии до 2,5 км пробить броню толщиной до 250 мм, и знаменитые зенитные ракетные комплексы «Стрела».

Но не только разработками в области военной техники прославилось конструкторское бюро, которым долгие годы руководил Александр Нудельман. Еще в начале 1960-х годов Александр Эммануилович поднял вопрос о необходимости создания в его КБ не только вооружения, но и наукоемкой гражданской продукции. Бюро занялось исследованиями в области лазерной техники и медицины. В частности, здесь была создана первая в стране серийная лазерная сварочная установка СУ-1, которая демонстрировалась на Лейпцигской ярмарке, где была единственным действующим образцом. Также на счету КБ – создание лазерного дальномера, позволившего с высокой точностью определить расстояние до Луны и ряда других космических объектов.

Особую роль сыграли разработки Нудельмана и его сотрудников в области создания новой медицинской техники. К примеру, здесь был разработан первый в стране лазерный фотокоагулятор, с помощью которого стали возможны операции на сетчатке глаза.

В 1960 году в газете «Правда» была опубликована статья академика Александра Бакулева с обращением к отечественным инженерам начать производство электрокардиостимуляторов. На этот призыв откликнулся Александр Нудельман. Уже в декабре 1961 года была проведена операция по имплантации пациенту первого отечественного кардиостимулятора. На тот момент кардиостимулятор, разработанный в КБ Нудельмана, являлся одним из самых надежных и миниатюрных в мире.

Всего в КБ было создано 25 образцов электрокардиостимуляторов. В их числе и ЭКС-445, установка которого позволяет заменить операцию по пересадке сердца. Кстати, когда было налажено массовое производство кардиостимуляторов, Александр Эммануилович добился учреждения военной приемки этой продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector