Под силу инженерные задачи любой сложности
Содержание:
Конструкторское бюро транспортного машиностроения
Руководитель – генеральный директор И. Э. Лобов. КБ сформировано в 1924 году в Ленинграде при заводе № 174. В 1942-м вместе с заводом эвакуировано в Омск. В годы войны с участием конструкторского бюро на заводе было освоено серийное производство различных модификаций танка Т-34, а в послевоенное время – Т-54 и машин на их базе.
За период с 1958 года ОАО «КБТМ» по заказам управлений МО РФ выполнено 85 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, принято на вооружение более 40 образцов бронетанковой, инженерной и специальной техники. Среди них такие изделия, как модификации танков Т-55, начиная с Т-55А, и Т-80, тяжелые огнеметные системы ТОС-1/-1А, боевая машина огнеметчиков БМО-Т, мостоукладчики МТУ-72/-90/-90М, бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1.
В соответствии с распоряжением правительства РФ от 10 февраля 2004 года конструкторскому бюро был присвоен статус Федерального научно-производственного центра.
КБТМ сегодня – это стабильное, динамично развивающееся предприятие ОПК России, специализирующееся на изготовлении, модернизации и ремонте специальной колесной и гусеничной техники, в том числе мостоукладчиков, механизированных мостов, десантно-переправочных средств, ремонтно-эвакуационных машин, инженерных машин разграждения, машин разминирования, огнеметных систем и тренажеров для этих машин. В ближайших планах предприятия – завершение разработки и изготовление аппаратуры дистанционного управления для специальной пожарной машины СПМ, проведение в кооперации с Институтом физики прочности и материаловедения СО РАН совместных исследований, разработок и испытаний дисперсионно-керамической брони для применения ее на модернизируемых и разрабатываемых образцах. Одним из главных достижений в области продукции гражданского назначения следует назвать разработку и изготовление образцов мини-ТЭЦ «Вулкан», которыми уже заинтересовались МЧС РФ и нефтяники Севера. Спросом пользуется и другая продукция предприятия. Кроме комплексной техники сегодня портфель заказов КБ включает различные изделия металлургического производства. Производственные мощности предприятия позволяют производить весь цикл технологических операций по изготовлению литых изделий, начиная с выплавки стали и заканчивая сдачей готовых изделий. Ежемесячно акционерное общество изготавливает до тысячи тонн литейной продукции.
В связи с выводом из эксплуатации Российской Армии танка Т-80 КБТМ в рамках гособоронзаказа осуществляет капитальный ремонт и модернизацию ранее изготовленных «семьдесятдвоек» до уровня танка Т-72Б3.
К перспективным направлениям следует отнести работу КБ по созданию средств инженерного вооружения на перспективных шасси, а также участие в разработках по созданию робототехнических комплексов в интересах Сухопутных и Воздушно-десантных войск России.
Подводя итог сказанному, хотелось бы обратить внимание на то, что представленные выше предприятия – это лишь малая часть мощнейшего научно-технического потенциала ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод». Принимая это во внимание, можно абсолютно уверенно говорить о том, что корпорация, обладающая такой базой, в состоянии выполнить поставленную перед ней инженерную задачу любой сложности на самом высоком уровне
Андрей Терликов,генеральный директор ОАО «УКБТМ»
Дмитрий Колмаков,ведущий конструктор ОАО «УКБТМ»
ОАО «СПЕЦМАШ»
Руководитель – генеральный директор В. И. Козишкурт. Предприятие основано в 1932 году как танковое КБ Кировского завода. Начало творческой деятельности коллектива связано с освоением в серийном производстве танков Т-26 и Т-28. В дальнейшем в стенах этого конструкторского бюро были разработаны и освоены в серийном производстве в том числе такие боевые машины, как тяжелые танки семейства КВ, ИС, Т-10, самоходные артиллерийские установки СУ-122/-152, ИСУ-122/-152, плавающий танк ПТ-76, гусеничный бронетранспортер БТР-50, гусеничные шасси для мобильных ракетных комплексов, первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем (Т-80) и его модификации, самоходные артиллерийские орудия «Пион» и «Малка», универсальное гусеничное шасси для ЗРК С-300В, высокозащищенное транспортное средство «Ладога».
С начала 90-х годов прошлого столетия основные усилия ОАО «Спецмаш» были направлены на разработку новых машин двойного назначения. Например, по заказу инженерных войск МО РФ разработаны и приняты на вооружение колесная траншейная машина ТМК-3, быстроходная гусеничная траншейная машина БТМ-4М и не имеющая аналогов в мире универсальная дорожная машина УДМ-2.
Большое внимание в своей работе ОАО «Спецмаш» уделяет модернизации ранее выпущенных танков Т-80 и унифицированных самоходных гусеничных шасси (СГШ) для ЗРК типа С-300В. Используя заложенные в конструкцию СГШ высокие модернизационные возможности, ОАО «Спецмаш» продолжает работы по дальнейшему улучшению условий обитания экипажа и операторов, повышению топливной экономичности, переводу электрорадиооборудования на современную элементную базу и внедрению бортовой информационно-управляющей системы
Ведутся также работы по унификации трансмиссии СГШ с трансмиссией танка Т-90.
Одним из наиболее важных направлений конверсионной деятельности ОАО «Спецмаш» явилась разработка, изготовление и организация серийного производства подъемных установок для ремонта нефтяных и газовых скважин грузоподъемностью 60, 80, 100 и 127 тонн. В течение последних десяти лет в ОАО «Спецмаш» получило дальнейшее развитие направление по разработке и производству мобильных установок для ремонта и бурения нефтяных и газовых скважин.
Наиболее перспективным курсом деятельности ОАО «Спецмаш» является разработка конструкторской документации на модернизацию унифицированных самоходных гусеничных шасси для ЗРК типа С-300В и сопровождение их изготовления.
Успешное решение ОАО «Спецмаш» сложных инженерных задач обусловлено наличием квалифицированных кадров конструкторов, хорошо оснащенного опытного производства, уникального оборудования для экспериментальной отработки узлов и агрегатов машин, а также испытательной базы.
ОАО «ВНИИТМ»
Руководитель – и. о. генерального директора О. А. Усов. Предприятие создано в июне 1949 года на базе Ленинградского опытного завода № 100, изготавливавшего в годы Великой Отечественной войны тяжелые танки и САУ. Необходимость его основания была продиктована поставленными перед промышленностью задачами обеспечения превосходства отечественной бронетанковой техники над зарубежной.
Сегодня Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения – это комплексный научно-исследовательский, конструкторский, производственный и испытательный центр транспортного машиностроения.
Деятельность института с момента его образования тесно связана с историей создания и совершенствования отечественной бронетанковой техники. За время своего существования институт выполнил гигантский объем работ по различным направлениям транспортного машиностроения. Первыми значимыми результатами стали совместные с Ленинградским, Кировским и Челябинским тракторными заводами работы по созданию тяжелого танка Т-10 и плавающего танка ПТ-76. С конца 50-х по 1990 год ОАО «ВНИИТМ» участвовало в создании средних и основных боевых танков Т-54/-55/-64/-72/-80/-90 и их модификаций, отечественных боевых машин пехоты с различным движителем и боевых машин десанта, координировало и проводило научно-технические разработки в интересах КБ заводов по совершенствованию образцов БТВТ в ходе серийного производства, а также при разработке перспективных образцов. В 90-е годы институт возглавил ОКР по модернизации основных боевых танков, в которых принимали участие КБ заводов отрасли и разработчики систем вооружения танков. ОАО «ВНИИТМ» внесло также значительный вклад в дело создания, отработку концепции активных средств защиты (КАЗ, КОЭП, групповой защиты подразделений), в разработку различных средств снижения заметности и оптико-электронного подавления (ОЭП). В 1987 году на вооружение Советской Армии был принят разработанный ОАО «ВНИИТМ» и не имевший аналогов в мире комплекс ОЭП ТШУ-1, который в настоящее время в полном составе или частично устанавливается на многие современные образцы отечественной бронетанковой техники, включая танки Т-72,Т-80 и Т-90.
Особые заслуги ОАО «ВНИИТМ» – создание отечественных робототехнических комплексов (РТК), предназначенных для применения как на земной поверхности, так и в условиях других планет галактической системы. Первым реальным воплощением наработок института в данной сфере стало создание дистанционно управляемых самоходных шасси «Луноход-1» и «Луноход-2», доставленных на Луну для изучения поверхности этой планеты в 1970 и 1973 годах соответственно и проработавших в условиях невесомости в общей сложности более 425 суток. В дальнейшем это направление получило развитие в ходе выполнения ОАО «ВНИИТМ» работ по созданию ходовых макетов и демонстраторов шасси планетоходов в рамках международных проектов IARES и LAM. В 1986 году для ликвидации последствий чернобыльской катастрофы институт в кратчайшие сроки выполнил работу по созданию робототехнических комплексов «Клин-1» и СРТ-1. «Клин-1» применялся для расчистки завалов радиоактивных материалов вокруг станции, в то время как СРТ-1 выполнял эту же работу на кровлях третьего энергоблока.
Следует отметить большой вклад ОАО «ВНИИТМ» в разработку разнообразной продукции гражданского назначения, созданной также на базе снимаемой с вооружения бронетанковой техники.
ОАО «ВНИИТМ» обладает современной стендовой базой, включающей 40 единиц оборудования, что позволяет ему проводить испытания военной техники и транспортных средств гражданского назначения в полной сборке, а также систем, приборов, агрегатов различных изделий на соответствие требованиям технических условий, в том числе при климатических и механических воздействиях.
В этом году институт завершил разработку танкового выстрела со снарядом осколочного типа с воздушным подрывом на траектории полета. Сам снаряд и бортовая аппаратура управления успешно прошли государственные испытания. Применение снаряда было впервые продемонстрировано широкой публике на международной выставке вооружения и военной техники RAE в сентябре 2013 года в Нижнем Тагиле.
В настоящее время ОАО «ВНИИТМ» проводит ряд исследований по дальнейшей модернизации основных боевых танков, поиск новых технических решений по шасси и комплексу вооружения танков, БМП, БМД, БТР, принимает участие в работах по темам «Армата», «Курганец-25», «Бумеранг» и др.
Продолжая традиции
На должности руководителя и главного конструктора ОКБ Александр Эммануилович проработал более 43 лет. И даже после выхода на пенсию в 1987 году он продолжал трудиться консультантом в родном КБ. Александр Нудельман умер в Москве 2 августа 1996 года в возрасте 84 лет и был похоронен на Кунцевском кладбище с воинскими почестями.
Его заслуги получили высокую оценку государства и научных кругов. Кроме вручения многочисленных государственных наград, Александр Эммануилович был избран академиком Российской академии ракетных и артиллерийских наук и Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского. Его имя носит конструкторское бюро, которое он возглавлял более 40 лет.
Но, пожалуй, главная оценка – это благодарная память. Как отмечают близкие, коллеги Александра Эммануиловича, наряду с бесспорным талантом изобретателя и конструктора, присущей ему исключительной работоспособностью, он всегда оставался человеком скромным и простым. В своей книге «Пушки для боевых самолетов» Александр Нудельман много и с благодарностью пишет о своих сотрудниках и помощниках, о простых мастерах.
А.Э. Нудельман с руководителями подразделений
Как вспоминал один из сотрудников КБ, Юрий Мироненко: «Проработав первые полгода с нудельмановцами, я не мог отличить среди них инженера от рабочего. Все прекрасно одеты. Каждый знает, что ему нужно делать, и делает это на совесть. Никаких указаний, понуканий, возмущений – все заняты общим делом. И если надо, то круглосуточно. Создалось впечатление, что они получают колоссальное удовольствие от общения друг с другом. И так на протяжении многих лет».
Всего за годы существования в стенах КБ было разработано около 100 образцов военной и гражданской продукции, большая часть которых не имела аналогов в стране, а некоторые и в мировой практике. Было получено более 1700 авторских свидетельств на изобретение.
В настоящее время этот один из ведущих научных и конструкторских коллективов страны входит в холдинг «Высокоточные комплексы» Госкорпорации Ростех и гордо носит имя своего легендарного руководителя – Конструкторское бюро точного машиностроения им. А.Э. Нудельмана.
65 лет Центральному конструкторскому бюро транспортного машиностроения
65 лет назад, 1 мая 1965 года, основано специальное конструкторское бюро для выполнения задач по разработке специальных железнодорожных средств транспортирования ракетно-космической техники и подвижных агрегатов наземного оборудования ракетных комплексов. Ныне — это Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения, входящее в состав Госкорпорации «Роскосмос» (г. Тверь).
Акционерное общество «Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения» является головным предприятием Госкорпорации «Роскосмос» по созданию новых и модернизации существующих железнодорожных транспортных средств ракетно-космической техники.
История становления и развития Центрального конструкторского бюро транспортного машиностроения — это история специального вагоностроения, неразрывно связанная с историей отечественной ракетной и космической техники и промышленности, с историей послевоенного развития вооруженных сил страны. Уникальные разработки тверских конструкторов по созданию средств транспортирования ракетно-космической техники ведутся уже 65 лет.
1 мая 1956 года на территории Калининского вагоностроительного завода было создано Специальное конструкторское бюро — СКБ КВЗ. В 1966 году СКБ выводится из состава завода и преобразуется в Особое конструкторское бюро Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения с соответствующими финансовыми, юридическими и другими правами. С этого периода бюро является разработчиком подвижных агрегатов наземного оборудования ракетных комплексов.
В 1976 году ОКБ Минтяжмаша переименовывается в Центральное конструкторское бюро транспортного машиностроения, а в 1982 году комиссия Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам назначила ЦКБ ТМ головной организацией в стране по разработке железнодорожных транспортных средств специального назначения.
Специалисты ЦКБ ТМ проектируют оборудование для космодромов Байконур, Плесецк, Капустин Яр: агрегаты для заправки ракет, агрегаты хранения, транспортно-перегрузочные агрегаты, агрегаты заправочно-нейтрализационных станций, транспортно-установочные агрегаты, поезда для обслуживания космодромов.
В октябре 1998 года ЦКБ ТМ передается в ведение Российского космического агентства, а в ноябре Роскосмос подчинил бюро Управлению средств выведения и наземной космической инфраструктуры. В феврале 1999 года ЦКБ ТМ переименовывается в ФГУП «ЦКБ ТМ», а в июле этого же года определяется головным предприятием Российского космического агентства по созданию новых и модернизации существующих железнодорожных средств транспортировки изделий ракетно-космической техники.
Основными направлениями деятельности являются:
- Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию составных частей технологического оборудования объектов наземной космической инфраструктуры.
- Проектирование и изготовление оборудования для атомных станций.
- Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, в т.ч. создание агрегатов для перевозки контейнеров с отработанным и необлученным ядерным топливом.
- Выполнение проектных работ по средствам обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
- Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
- Проведение предварительных, приемочных и сертификационных испытаний, выполнение работ в области сертификации железнодорожного подвижного состава и его составных частей.
- Разработка и реализация программного обеспечения.
- Участие в формировании научно-технической политики в области космической деятельности Российской Федерации по наземной космической инфраструктуре в соответствии с предметом деятельности предприятия.
- Осуществление внешнеэкономической деятельности.
- Создание, приобретение, распространение и продажа объектов интеллектуальной собственности с целью использования интеллектуального потенциала для выполнения коммерческих услуг, в том числе для зарубежных партнеров.
- Организация изобретательской и рационализаторской работы.
В течение периода с 1998 по настоящее время в портфеле заказов коллектива значительное место занимает участие в международных проектах, среди них: «Морской старт», «Наземный старт», «Рокот», KSLV и «Союз-СТ».
«Царь-пушки» для боевых самолетов
В очень короткий срок, с апреля по октябрь 1941 года, небольшой коллектив ОКБ-16 конструирует и изготавливает опытный образец новой 37-мм автоматической пушки. Можно сказать, что эта авиапушка, которую Нудельман разработал на пару с Александром Сурановым, стала его первым серьезным проектом.
Доработка пушки потребовала времени, и решение о ее принятии на вооружение под индексом НС-37 (Нудельман – Суранов, 37 мм) было принято в августе 1942 года после полигонных испытаний на самолете ЛаГГ-3. В этих испытаниях от ОКБ-16 принимал участие и сам Александр Нудельман. «Особенно запомнилась первая стрельба на высоте 8000 м, когда в синем небе были четко видны белые хлопья выстрелов, так что с земли можно было считать очереди выстрелов и радоваться надежной работе пушки в трудных условиях низких температур. Это ни с чем несравнимое счастье, короткие мгновения ощущения удовлетворенности, которые являются самым большим вознаграждением конструктору за его труд, постоянную тревогу, бессонные ночи творческих поисков, горечь неудач», – вспоминал он позже.
Первым серийным истребителем, вооруженным новой грозной пушкой, стал ЛаГГ-3, однако основным носителем НС-37 был истребитель Як-9Т. Пушки НС-37 также устанавливались на знаменитых штурмовиках Ил-2.
Самолет Ил-2 с авиационной пушкой НС-37
Авиапушку НС-37 нередко называли «царь-пушкой» боевых самолетов. Ее применение в воздушных боях оказалось очень успешным и обеспечило господство нашей авиации. Увидев советские истребители с НС-37 на борту, немецкие летчики старались избежать воздушного боя. Как вспоминают участники войны, достаточно было одного попадания снаряда пушки с дальней дистанции, чтобы сбить истребитель FW-190, а два снаряда выводили из строя бомбардировщики Ju-88 и He-111. Применение новой пушки позволяло не только поражать самолеты противника, но дало возможность уничтожать многие наземные цели, в том числе тяжелые немецкие танки «Тигры» и «Пантеры».
Всего в военные годы было выпущено более 8000 образцов НС-37. Новая авиапушка сыграла важную роль в крупнейших сражениях Великой Отечественной войны: в Курской битве, в боях по освобождению Прибалтики, в битве за Берлин. Успехи знаменитого авиационного полка «Нормандия-Неман» во многом обязаны тому, что самолеты были вооружены именно этой пушкой.
Герой СССР капитан А.В. Кочетов у своего самолета Як-9К, вооруженного пушкой НС-45
Пушка НС-37 стала базой для целого семейства авиационной артиллерии: самой крупной НС-45, самой скорострельной НС-23, первой в мире 57-мм автоматической пушки Н-57 и многих других.
За заслуги в создании боевого оружия коллективу сотрудников КБ во главе с Александром Эммануиловичем в марте 1943 года была присуждена государственная премия, а в мае того же года Нудельман был назначен начальником и главным конструктором ОКБ-16.
От мельницы до гранатомета
Будущий конструктор Александр Нудельман родился 21 августа 1912 года в Одессе. В детстве он удивлял всех своими музыкальными способностями, виртуозно играя на фортепиано, потом увлекся рисованием. Но творческие способности особенно ярко выразились в изобретательстве. Одной из первых работ будущего конструктора стала ручная мельница, которая помогла семье пережить тяжелые 1920-е годы.
В 1930 году Александр поступил сначала в Одесский мукомольный институт, а затем перешел в Индустриальный (ныне – Политехнический) университет. В студенческие годы он познакомился и начал работать со своим старшекурсником Яковом Таубиным. Их первым совместным проектом в сфере военного конструирования стало создание гранатомета. После обучения в Одессе молодой и талантливый Яков Таубин возглавил одно из московских КБ и пригласил Александра Нудельмана к себе на работу.
Перед КБ под руководством Таубина правительство страны поставило задачу – создание конкурентоспособного автоматического авиационного оружия. Разработка была выполнена за короткий срок, и в ноябре 1940 года начался серийный выпуск авиационной пушки МП-6. Но вскоре случилась трагедия – руководство КБ обвинили в участии в антисоветском заговоре. Яков Таубин и некоторые руководители военного ведомства были арестованы. По счастливому стечению обстоятельств, Александру Нудельману удалось избежать подобной участи. Возможно, помог тот факт, что в преддверии войны он был определен главным конструктором новой авиационной пушки.
У истоков конверсии
Возглавляемый Нудельманом коллектив в 50-80-е годы прошлого столетия разработал принципиально новые виды вооружения не только для авиации, но и военно-морского флота и сухопутных войск. Под руководством Александра Нудельмана были созданы танковые и противотанковые реактивные снаряды типов «Фаланга» и «Кобра», способные на расстоянии до 2,5 км пробить броню толщиной до 250 мм, и знаменитые зенитные ракетные комплексы «Стрела».
Но не только разработками в области военной техники прославилось конструкторское бюро, которым долгие годы руководил Александр Нудельман. Еще в начале 1960-х годов Александр Эммануилович поднял вопрос о необходимости создания в его КБ не только вооружения, но и наукоемкой гражданской продукции. Бюро занялось исследованиями в области лазерной техники и медицины. В частности, здесь была создана первая в стране серийная лазерная сварочная установка СУ-1, которая демонстрировалась на Лейпцигской ярмарке, где была единственным действующим образцом. Также на счету КБ – создание лазерного дальномера, позволившего с высокой точностью определить расстояние до Луны и ряда других космических объектов.
Особую роль сыграли разработки Нудельмана и его сотрудников в области создания новой медицинской техники. К примеру, здесь был разработан первый в стране лазерный фотокоагулятор, с помощью которого стали возможны операции на сетчатке глаза.
В 1960 году в газете «Правда» была опубликована статья академика Александра Бакулева с обращением к отечественным инженерам начать производство электрокардиостимуляторов. На этот призыв откликнулся Александр Нудельман. Уже в декабре 1961 года была проведена операция по имплантации пациенту первого отечественного кардиостимулятора. На тот момент кардиостимулятор, разработанный в КБ Нудельмана, являлся одним из самых надежных и миниатюрных в мире.
Всего в КБ было создано 25 образцов электрокардиостимуляторов. В их числе и ЭКС-445, установка которого позволяет заменить операцию по пересадке сердца. Кстати, когда было налажено массовое производство кардиостимуляторов, Александр Эммануилович добился учреждения военной приемки этой продукции.