Jas 39

Gripen international orders

In November 1998, the South African Air Force ordered 28 Gripen multi-role aircraft (19 single-seat and nine dual-seat). Denel Aviation of South Africa will produce part of the centre fuselage. The first flight was in November 2005 and deliveries began in April 2008 and will conclude in 2012. Four aircraft were officially handed over to the SAAF in September 2008. The fifth aircraft was delivered in November 2008.

In November 2001, Hungary signed a memorandum of understanding for the lease of 14 aircraft – 12 JAS 39A single-seat and two JAS 39B. In February 2003, Sweden and Hungary signed an amendment to the lease contract and both the single-seated and the twin-seated aircraft were upgraded to C and D standard. The amendment also stated that Hungary will purchase the aircraft after the lease period. The first five were delivered in March 2006 and deliveries concluded in December 2007.

In June 2004, the Czech Republic signed a leasing agreement with the Swedish Government for 14 new Gripen (12 single-seat JAS 39C and two two-seat JAS 39D) for a period of ten years. The aircraft were delivered between April and August 2005.

In October 2007, Thailand selected the Gripen, with a requirement for 12 aircraft to replace F-5B/E fighters. An agreement to buy the first six Gripen (four 39C and two 39D aircraft was signed in February 2008. The Thai Government approved the remaining six Gripens in February 2009. The aircraft are to be delivered in 2011.

In August 2010, Thai Government released THB170bn ($5.4bn) from the 2011 fiscal year defence budget to purchase a second Gripen batch for the Royal Thai Air Force (RTAF).

Saab will provide product maintenance, technical support to Gripen as part of the Skr230m ($29m) contract awarded by Sweden in June 2010. As part of the contract, it will also offer basic operations which include test flying, rigs and simulators. Work will be carried out from the second half of 2010.

Saab will develop an advanced avionics systems for the Swedish Armed Forces’ Gripen fighter aircraft as part of the two year Skr450m ($56m) contract awarded in May 2010. The avionics system will include computer systems and displays. The first aircraft upgraded with new avionics system will enter into service in 2020.

Bulgarian Air Force is being offered to buy Gripen fighter jets at the price of second-hand US F-16 planes in April 2010. Bulgaria unveiled a decision to buy new multipurpose fighter jets rather than second-hand ones. The government, however, has not made final decision on the acquisition.

Saab group was awarded a four year contract worth Skr2bn ($280m) by Swedish Air Force in March 2010 for upgrading the countermeasures and communication systems of the Gripen. The upgrade will also encompass incorporation of advanced weapons and new improved radar systems with increased range to its entire fleet.

Swedish Defence Material Administration awarded SEK 600m worth contract to Saab on 30 March 2010 for providing continuous maintenance services to Gripen. The maintenance will be carried out during 2010 and 2011.

Вооружение JAS-39

Основное вооружение 27-мм авиационная пушка Mauser BK27 со скорострельностью от 1100 до 1700 выстрелов в минуту с запасом 120 патронов (отсутствует в двухместной модели JAS 39B). JAS-39 имеет 8 точек подвески и способен нести боевую нагрузку общим весом 4200 кг. Экспортная же версия JAS-39NG имеет 10 точек подвески. Грузоподъемность в этой версии увеличена до 5200 кг. В классе ракет «воздух-воздух» способен нести до 6 ракет типа AIM-9 Sidewinder или до 4 ракет AIM-120 AMRAAM. В классе «воздух-поверхност», самолет способен нести до 4 ракет AGM-65 Maverick или же до 2 ракет дальней дальности TAURUS KEPD 350/150, предназначенных для поражения высокозащищенных целей. Также JAS-39 способен нести до двух противокорабельных ракет RBS-15, разработанных шведской фирмой SAAB Bofors Dynamics.

Бомбовое вооружение включает в себя до 4 управляемых бомб с лазерным наведением GBU-12 PAVEWAY II или же до 8 бомб без лазерного наведения Mark 82. Также способен нести и кассетные бомбы.

Grippen состоит на вооружении следующих стран: Швеция, Венгрия с 2006 года, Великобритания, Чехия, Таиланд, ЮАР с 2007 года

Примечания

  1. 1234 Gripen in use Архивировано 30 октября 2013 года.
  2. Сергей Птичкин. «Пятерка» авансом // «Российская газета» : № 23 (5102) от 4 февраля 2010. — Пермь, 2010. — С. 5.
  3. 12 «Gripen for Empire Test Pilots’ School»(неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 29 марта 2012. Архивировано 14 апреля 2012 года.
  4. Многоцелевой истребитель JAS-39 Gripen Архивная копия от 20 октября 2011 на Wayback Machine // worldweapon.ru
  5. Hoyle, Craig Saab’s Demo aircraft to highlight Gripen NG capabilities(неопр.) .Flightglobal (25 April 2008). Дата обращения 17 декабря 2013. Архивировано 3 ноября 2013 года.
  6. The Military Balance 2020.p.144
  7. The Military Balance 2020. p.-140
  8. The Military Balance 2020. p.88
  9. The Military Balance 2020.p.468
  10. Thai Gripens declared operational
  11. Thailand declares Gripens operational
  12. 12 ВВС Швейцарии забраковали победивший в тендере Gripen(неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 15 февраля 2012. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  13. Истребитель Gripen обошел Rafale в швейцарском тендере // Lenta.ru
  14. Швейцария сделала выбор в пользу закупки истребителей JAS-39 «Грипен NG» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 1 февраля 2012. Архивировано 21 мая 2014 года.
  15. Official Rafale specifications , FR: Dassault, <https://www.dassault-aviation.com/en/defense/rafale/aircraft-characteristics.html?L=1> .
  16. Official Typhoon Specifications , Eurofighter, <https://www.eurofighter.com/et_ap_pd_ov.asp> .
  17. Eurofighter Typhoon , DE: Luftwaffe, <https://www.luftwaffe.de/portal/a/luftwaffe/kcxml/04_Sj9SPykssy0xPLMnMz0vM0Y_QjzKLNzKI93AMA8mB2e4-AfqRUFYIQtTLGSoKUhuUkqrv65Gfm6rvrR-gX5AbGlHu6KgIAPMomGo!/delta/base64xml/L2dJQSEvUUt3QS80SVVFLzZfMjBfSDVQ?yw_contentURL=%2F01DB060000000001%2FW26E7J9E579ITSRDE%2Fcontent.jsp> .
  18. F-16C/D Factsheet. US Air Force
  19. F-16 Specifications. Lockheed Martin
  20. F/A-18E/F Super Hornet page. Boeing
  21. Super Hornet Overview. Boeing (PDF)
  22. Aircraft Museum — F/A-18E/F Super Hornet. Aerospace Web. Retrieved 2011-02-01.
  23. 123

    , Blogspot, <>

  24. Official Gripen IN Technical Specifications , SE: Saab, <https://www.saabgroup.com/en/Air/Gripen-Fighter-System/Gripen-for-India/The-Fighter-Gripen-IN/> .
  25. Pressbrief Gripen NG , NL, 8 Aug, <https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/NLGRIPENPRESSBRIEFAug08.pdf>. Проверено 1 февраля 2011. .
  26. 12Saab NG presentation , JSF Nieuws, с. 5, <https://www.jsfnieuws.nl/wp-content/JSF15_ERIC_GRIPEN_DEMOROLLOUT2008.pdf> .
  27. MiG-35 , RU: MiG Aravia, <https://www.migavia.ru/eng/military_e/MiG_35_e.htm> .
  28. MiG-29M2 specifications. RAC MiG (the MiG-29M2 is similar to the MiG-35).
  29. MiG-35 , Deagel, <https://www.deagel.com/Strike-and-Fighter-Aircraft/Mig-35_a000357007.aspx> .
  30. MiG-35 specifications. Airforce technology. (Ferry range with three external fuel tanks 3,100 km).
  31. Aero India 2007 Brochure , Bharat-Rakshak, <https://www.bharat-rakshak.com/media/AeroIndia2007/Brochures/DSC03906.JPG.html> .
  32. F-16 Versions — F-16E/F. F-16.net. Retrieved on 2011-02-01.
  33. Technische Daten Eurofighter Austria , AT: Air Power, <https://eurofighter.airpower.at/technik-daten.htm> .
  34. «Gripen Dimensions». Saab
  35. https://www.saabgroup.com/Global/Documents%20and%20Images/Air/Gripen/Gripen%20product%20sheet/Gripen_Dimensions.pdf
  36. «Fox Three.» dassault-aviation.com .
  37. Austrian Airforce
  38. Gripen Supercruises
  39. EFA-2000 Eurofighter. Fas.org. Retrieved on 2011-02-01.
  40. Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
  41. Французский истребитель Rafale впервые выиграл международный тендер
  42. Report on U.S. Competitiveness in the Fighter Aircraft Export Market. CSIS
  43. Capaccio, Tony . Lockheed F-35 Program Faces $1 Billion Cut in U.S. Senate Spending Measure (16 December 2010). Дата обращения 12 сентября 2011.
  44. Правителството прие като най-изгодна офертата за шведските изтребители «Грипен» (болг.) (26 апреля 17). Дата обращения 28 апреля 2020. Архивировано 28 апреля 2020 года.
  45. Болгары выбрали шведские истребители (рус.) (недоступная ссылка) (27 апреля). Дата обращения 28 апреля 2020. Архивировано 2 мая 2020 года.
  46. Болгария опять ищет истребители. А что с покупкой Saab JAS 39 C/D Gripen? (рус.) (30 июня 2018). Дата обращения 12 января 2020.
  47. Президент Болгарии наложил вето на покупку американских истребителей (рус.) (23 июля 2019). Дата обращения 12 января 2020.
  48. Технические характеристики Архивировано 30 октября 2013 года.
  49. Gripen — The wings of your nation — Technical Summary
  50. Specifications and performance data Архивировано 28 января 2012 года.

Gripen IN Indian Air Force Medium Multi-Role Combat Aircraft (MMRCA)

The JAS 39 Gripen was submitted by Saab for the Indian Air Force Medium Multi-Role Combat Aircraft (MMRCA), competing against the F/A-18E/F Super Hornet, Rafale, Europfighter Typhoon, F-16 and MiG-35 for India’s largest ever defence deal at $16.36bn.

After showcasing the aircraft at the Aero India show Saab launched its collaborative aeronautical partnership project ‘Aeronautical Design and Development Centre’ with the India-based TATA Consultancy Services (TCS). The design centre’s first contract is to take part in the future design and development of the Gripen.

The competition was awarded to the Rafale in 2012.

Фюзеляж

После установки кокпита и удаления центрующих штырьков, сложился хорошо. Незначительные ступеньки по нижней поверхности удалены шпаклеванием и шлифовкой. Традиционно больное место – сопряжение воздухозаборников и фюзеляжа, в этот раз потребовало совсем небольшого количества шпаклёвки. Отсекатели пограничного слоя раскроены по имеющимся линиям наружного кроя, окрашены, так же, как и внутренние поверхности воздухозаборников. Штанга ПГО удалена до уровня генераторов вихрей ( у Павла Осиповича содрали, хулиганы. – прим. Кота), в месте среза высверлено отверстие 0,55 мм.  
Удалены также все антенны с фюзеляжа. Конус собран, внутрь вложен попавшийся под руку болтик, и подклеен к фюзеляжу. Имеющаяся в наборе антенна проста, и, если вы хотите делать конус открытым, нужна значительная доработка. Место стыка конуса и фюзеляжа подшпаклёвано, просушено. В кабину набита вата. Для шлифовки использована абразивная губка
Вообще, замечательная вещь – ровная, и в то же время, достаточно эластичная. При некотором навыке позволяет выполнить качественное мокрое шлифование практически любых мест конструкции. Восстановлены незначительно повреждённые в местах стыка половин фюзеляжа линии кроя. Очень хотелось не вклеивать сопло, чтобы иметь возможность покрасить и оттонировать его отдельно, не связываясь с масками, но даже при тщательной подгонке не удалось убрать крохотные щели между ним и ХЧФ. Вздохнув, хорошо промазал торцы клеем, и прижал, выдавив колбаску. Срезал резаком через трое суток. Всё отполировано тамиевской полировочной пастой до равномерно-матовой поверхности.

Fighter aircraft weapons

The Gripen has seven external hardpoints for carrying payloads: one at each wingtip, two under each wing and one on the fuselage centreline.

The air-to-air missiles include MBDA (formerly Matra BAe Dynamics) MICA, Raytheon AIM-120B AMRAAM and Lockheed Martin / Raytheon Sidewinder AIM-9L (Swedish Air Force Designation RB74).

Sidewinder, mounted on the wingtips, is an all-aspect attack, short-range missile for enhanced dogfight capability. Air-to-surface missiles include the radar-guided Saab RBS15F anti-ship missile and Raytheon Maverick missile. In July 2008, the Hungarian Air Force’s Gripen fighters successfully test fired Sidewinder air-to-air missile.

Later versions of the aircraft for Sweden will be armed with the short-range Diehl BGT Defence IRIS-T air-to-air missile and the MBDA Meteor beyond visual range (BVR) air-to-air missile. Deliveries of IRIS-T began in December 2005.

The Swedish Defence Material Administration awarded an Skr312m ($42m) contract to Saab in September 2010 for incorporating the active radar guided beyond visual range (BVR) missile, meteor as well as radar and displays on Gripen Fighters. Saab will execute test flight and test firing as part of the contract. The aircraft will also be equipped with support and maintenance systems such as simulators and planning computers.

The Saab Bofors / MBDA Taurus KEPD 350 long-range stand-off missile, with a range of 350km, has been successfully flight tested on the Gripen.

In May 2008, South Africa placed an order for the IRIS-T air-to-air missile to equip its Gripen fleet until the indigenous Denel A Darter missile enters service.

The internally mounted 27mm Mauser high-energy gun can operate in an automatic radar-guided aiming mode. The stand-off dispenser is the DWF39 from EADS (formerly DaimlerChrysler Aerospace) and Bofors. The Bofors ARAK 70 rocket pod is cleared for carriage on the Gripen.

Gripen cockpit

The cockpit is equipped with a Saab Avitronics EP-17 electronic display suite, with three multifunction displays and a wide-angle, 22×28 degree diffraction head-up display. The central head-down display provides tactical data superimposed on a computer-generated map. The displays on the left and right provide the flight data and the target data from the sensor suites.

“It is planned that the Gripen multi-role fighter aircraft will replace all current variants of the Viggen and Draken combat aircraft.”

BAE Systems and Saab Aerospace, with Denel Cumulus of South Africa, have developed an integrated helmet-mounted display (IHMD) system for the Gripen, known as Cobra. The IHMD is a development of the Striker helmet developed for the Eurofighter Typhoon. Cobra is fitted on the Gripen for South Africa. The Swedish Air Force also placed an order for the system in October 2007.

The time-critical systems controls (for example, weapons and communications) are grouped on the throttle and control stick for hands-on throttle and stick (HOTAS) operation.

The flight control system is a triplex digital fly-by-wire system from BAE Astronics and Lockheed Martin.

Gripen sensors

The Ericsson PS-05 long-range multi-purpose pulse Doppler radar has air-to air operating modes covering long-range search, multi-target track-while-scan, multiple priority target tracking, air combat quick search modes, raid assessment and beyond visual range (BVR) missile mid-course updates.

The air-to-surface modes include long-range search/target identification, multiple priority target tracking, high-resolution, real beam mapping, air-to-surface ranging and Doppler beam sharpening (DBS).

The aircraft is equipped with a forward-looking infrared (FLIR) sensor and will have the Saab IR-Otis infrared search and track system (IRST).

Nine Swedish Air Force Gripens have been fitted with the Saab Avitronics modular reconnaissance pod, which includes a recon / optical CA270 infrared sensor. The system entered service in 2006.

Swedish Defence Material Administration awarded a four year SEK 400m contract to Saab in April 2010 for developing modular reconnaissance pod system (MRPS) which will be fitted in the Gripen fighter aircraft.

Saab awarded a Skr55m ($7.4m) sub-contract to Terma in August 2010 for upgrading and manufacturing new modular reconnaissance pod system (MRPS) for the Swedish Air Force’s Gripen fighter aircraft. Software and equipment required for the reconnaissance pod system upgrade programme will be supplied by Terma as part of the contract.

“The Swedish Air Force has ordered 204 Gripen (including 28 of the two-seater version) for two operational squadrons.”

Прочие инциденты

ВВС Швеции

Октябрь 2007 г.

3 октября 2007 г. у шведских ВВС Gripen произошел с пассажирским самолетом, то есть они не соблюдали требуемое разделение по высоте и расстоянию. Пассажирским самолетом был Saab 340 от Avitrans Nordic, следовавший из Роннебю в Бромму . Ближайшие к ним самолеты были разнесены на 30 метров по вертикали и 950 метров по горизонтали. Инцидент произошел в воздушном пространстве южнее Оскарсхамна . Пилот пассажирского самолета был предупрежден системой TCAS о приближении другого самолета на той же высоте.

Компания SHK пришла к выводу, что инцидент произошел из-за того, что пилот Gripen непреднамеренно опустился ниже назначенного ему эшелона полета и оказался на том же эшелоне полета пассажирского самолета. Компания SHK установила основную причину этого в отсутствии в ВВС Швеции надлежащих процедур для получения и чтения инструкций от авиадиспетчерской службы. Одной из причин инцидента было отсутствие в Gripen систем поддержки, которые помогли бы пилоту выполнить вышеупомянутую задачу. Такая система в настоящее время внедряется в Gripens ВВС Швеции. Система предупредит пилота, если полет отклонится от назначенного эшелона полета.

Август 2009 г.

6 августа 2009 года Gripen из F 17 Kallinge приземлился брюшком и вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы после того, как пилот забыл выпустить шасси перед посадкой. Вспыхнул небольшой пожар, который вскоре потушила пожарная команда авиабазы. Пилот не пострадал и смог уйти от самолета. Согласно отчету SHK, одной из причин была высокая умственная нагрузка, поскольку пилот недавно перешел на полет JAS 39C, в котором используются международные единицы (футы, узлы) вместо метрических единиц (метры, км / ч). Система предупреждения о приближении к земле сработала за 8 секунд до приземления, но пилот не обратил на нее внимания, потому что, как известно, она иногда подает ложные сигналы.

Май 2010 г.

31 мая 2010 года Gripen из крыла ВВС Норрботтена (F 21) оторвался и улетел во время статических испытаний двигателя. Самолет набрал значительную скорость, прежде чем скатиться с твердой поверхности на близлежащую мягкую местность, где затем перевернулся. Техник самолета лейтенант Сандра Халварссон сбежала с легкими травмами. По неподтвержденным данным, двигатель был случайно заведен на полном газу. Поскольку в аварии не участвовал самолет, летевший или готовившийся к полету, это не считается авиакатастрофой.

Чешские ВВС

Октябрь 2006 г.

11 октября 2006 года пилот чешских ВВС на Gripen почти поразил буксирующий цель Learjet 35 в ходе учений с боевой стрельбой на аэродроме Видсель на севере Швеции. При отработке применения бортовой автоматической пушки чешские летчики ошибочно нацелились на резервную цель вблизи буксирующего самолета, а не на намеченную цель в 600 метрах от него. После нескольких «пробежек» началась боевая стрельба, и первый летчик выстрелил по резервной цели. В него попало несколько снарядов, которые, по расчетам, прошли в пределах 10 метров от Learjet. После этого чешские летчики обнаружили настоящую цель, по которой они должны были стрелять, и вместо этого приступили к ее атаке. Экипаж Лирджета не заметил ничего необычного, кроме звука выстрела, не установив связи, что по ним стреляли. Инцидент был обнаружен после приземления.

Расследование SHK пришло к выводу, что причиной инцидента было то, что слишком много мероприятий было запланировано на слишком короткий промежуток времени; что правила техники безопасности, касающиеся учений с боевой стрельбой, устарели; и что распределение ответственности и обязанностей шведских вооруженных сил, шведского управления материальных средств обороны, специальных полетов Saab и чешских военных подразделений было неясным. В совокупности эти причины привели к тому, что чешские пилоты не были полностью осведомлены об истинной конфигурации Learjet и целей, что, в свою очередь, привело к тому, что они нацелились не на ту цель, а один из них в конечном итоге выстрелил по ней. Способствовавшие этому причины заключались в том, что у чешских пилотов практически не было опыта проведения такого рода учений, и что у Learjet, буксирующего мишени, не было средств для наблюдения за учениями. Например, у Learjet не было приемника радиолокационных предупреждений, который мог бы показать, что они были нацелены Грипенами.

Вы здесь

Главная » Военная авиация » JAS-39 Gripen 2014-01-07

Военная авиация

JAS-39 Gripen

Многоцелевой боевой самолет JAS-39 Grippen компании SAAB/British Aerospace это одномоторный моноплан с простым дельтовидным крылом и полностью регулируемым плавающим предкрылком — аэродинамическая конфигурация «Утка» (Горизонтальные рули вынесены перед крылом).

Самолет характеризуется естественной (намеренной) аэродинамической не устойчивостью, что позволяет добиться высокой маневренности. Благодаря электродистанционной системе управления (Fly-by-Wire) с трехканальной системой резервирования обеспечивается аэродинамическая устойчивость самолета в полете. Также в чрезвычайных ситуациях предусмотрена аналоговая система резервного управления.

Так как самолет разрабатывался в Швеции, где ограниченное число равнин, то по этой причине самолет имеет отличные взлетно-посадочные характеристики, позволяющие взлетать и садиться на короткие ВПП. Тормозные щитки вместе с предкрылками обеспечивают достаточное аэродинамическое торможение при посадке.

Примерно 30% планера изготовлены из композитных материалов. Горизонтальные поверхности управления крыла, предкрылки выполнены из углеродного волокна. Фюзеляж выполнен из алюминиевого сплава, крылья из титановового сплава.

Вооружение

Отлито весьма качественно. Стёкла ГСН изнутри окрашены Х-16 и подклеены на окрашенные изделия. «Сайдуиндеры», поскольку традиционный белый цвет надоел, окрашены RSM365 (подтверждается фото), роллероны окрашены, нанесена кольцевая маркировка. Конечно, всё подвесное вооружение и контейнер РЭБ усеяны многочисленными техническими надписями, но даже в моих запасах, собранных за четверть века, как-то не нашлось технички в 1/48 на шведском языке. А ставить англоязычные надписи – слишком заметно. Поэтому пришлось ограничиться покраской, нанесением кольцевой маркировки и тонировкой.

Технические и тактические данные:

Производитель: SAAB / BAE Systems (Швеция / Великобритания)

История: разработка началась в 1982 году, первый полет в 9 декабря1987 года, последние летные испытания завершены в декабре 1996 года. С 1997 года начал поступать в ВВС Швеции

Размеры: длина 14,1 метра, высота 4,5 метра,

Размах крыльев: 8,4 метра,

Вес пустого: 5700 кг

Максимальная взлетная масса:14000 кг.

Силовая установка: реактивный двигатель Volvo Aero RM 12 с тягой 80 кН.

Тяга: 54 кН

Тяга на форсаже: 80,5 кН

Максимальная скорость: 2 Маха (2400 километров в час)

Скороподъемность: 4700 метров в минуту

Перегоночная дальность: 3200 км. (с подвесными баками)

Боевой радиус: 800 км.

Максимальный потолок: 15452 метра

Экипаж: стандартно один пилот, но есть также двухместная версия (JAS-39B).

Истребитель JAS 39 Грипен — видео

https://youtube.com/watch?v=6Xsr3WKAnTo

В июне 1984 г. парламент Швеции утвердил проект JAS (истребитель, штурмовик. разведчик) по созданию боевого самолета третьего поколения «Грипен». Постройка первого опытного самолета JAS 39 была завершена 26 апреля 1987 г., его первый полет состоялся 9 декабря 1988 г. Во время шестого испытательного полета 2 февраля 1989 г. из-за отказа системы управления полетом опытный самолет потерпел катастрофу, что потребовало усовершенствования системы управления. Исправления в основном программном обеспечении были сделаны в США на модифицированном самолете Т-33. Были проблемы и с двигательной установкой RM12, которая страдала от помпажа и трещин на лопатках компрессора. Поэтому серийный самолет впервые поднялся в воздух 10 сентября 1992 г.. а не в 1990 г. как планировалось первоначально.

JAS 39 «Грипен» представляет собой одноместный самолет, выполненный по схеме «утка», с одним двигателем, расположенным в фюзеляже. Планер рассчитан на максимальную эксплуатационную перегрузку 9. Кабина летчика с каплевидным фонарем герметичная. Катапультное кресло S10LS обеспечивает аварийное покидание самолета на стоянке. Шасси трехопорное, с одноколесными основными и двухколесной носовой стойками, рассчитано на посадку с большой вертикальной скоростью. Турбореактивный двухконтурный форсажный двигатель разработан на основе американского двигателя Дженерал Электрик F404 и имеет по сравнению с первоначальным увеличенный на 5% расход воздуха. Топливо размещается в протектированных фюзеляжных баках. Система регулирования подачи топлива обеспечивает управление центровкой самолета. Возможна установка подвесных топливных баков емкостью по 500 или 1000 л. Имеются две основные гидравлические системы и одна резервная.

Самолет аэродинамически неустойчив при большинстве вариантов нагрузок и режимов полета. Искусственная устойчивость обеспечивается цифровой ЭДСУ с трехканальной схемой резервирования. Есть также резервная встроенная аналоговая система. Отклонение системы управления осуществляется с помощью гидроприводов.

В октябре 1991 г. началась разработка двухместного тренировочного самолета JAS 39В «Грипен». Первый самолет был передан ВВС Швеции 8 июня 1993 г.

Двигатель JAS-39

В JAS-39 в качестве двигателя используется силовая установка RM12. Данный двигатель является турбореактивным двухконтурным двигателем с форсажной камерой (ТРДДФ) производства Volvo Aero Corporation. Это модифицированная версия двигателя американской компанией General Electric F-404-400, который используется в американском F/A-18. RM12 от F404 отличается повышенной тягой. 54кН в RM12 против 48,9кН в F404 без форсажа и 80,5кН против 78,7кН соответственно с форсажем. Другими различиями являются большая устойчивость к проглатыванию инородных предметов и более высокую надежность, так что двигатель отвечает критериям безопасности для использования в качестве одного двигателя самолета. Работа двигателя, в том числе автоматическое управление тяги, в зависимости от режима полета контролируется специальным компьютером, обеспечивая максимальную производительность двигателя, что дает возможность адаптироваться к конкретным условиям с максимальной эффективностью. В JAS-39C/D используется модифицированный двигатель Volvo Aero RM12UP.

Итоги модернизации

Опытный истребитель Saab JAS 39E Gripen пока проходит летные испытания. В будущем на испытания выйдет его двухместный вариант JAS 39F. Первый контракт на поставку такой техники военно-воздушным силам Швеции ожидается в начале двадцатых годов. Доля модернизированных машин в общем парке ВВС достигнет существенных значений лишь во второй половине следующего десятилетия. Тем не менее, главком ВВС уже сейчас называет новый Gripen E «убийцей «Сухих» – пусть даже из рекламных соображений.

Доступные данные о шведских истребителях, а также о самолетах марки «Су» позволяют считать заявления генерал-майора М. Хельгессона излишне смелыми. Возможно, новые модификации «Грипена» действительно создаются с учетом противостояния «Сухим», но именовать их убийцами с черным поясом все же преждевременно. JAS 39E/F пока не прошли испытания и еще не могут в полной мере продемонстрировать свой потенциал – особенно в рамках полномасштабной эксплуатации в войсках.

С многочисленным во всех отношениях семейством «Сухих» дело обстоит иначе. Во многих странах служат как достаточно старые Су-27, так и новейшие Су-35. При этом некоторые типы машин «Су» по своей численности давно превзошли шведские JAS 39.

Опытный JAS 39E во время наземных испытаний, начало 2017 г.

Впрочем, доступная информация о проектах Gripen E/F не позволяет принижать заслуги шведских авиастроителей и отрицать результаты их работы. В ходе последних работ им действительно удалось создать современный многоцелевой истребитель поколения «4+» (или даже «4++»), вполне способный бороться с воздушным противником и атаковать наземные цели. Впрочем, о кардинальном росте характеристик и возможностей, а также о полноценной конкуренции с 5 поколением речь уже не идет.

Таким образом, модернизированные шведские JAS 39E и JAS 39F вряд ли могут быть убийцами «Сухих», хотя и способны оказаться их конкурентами на международном рынке авиационной техники

Предлагаемая модернизация предусматривает заметный рост основных возможностей, что может привлечь внимание потенциальных покупателей. Впрочем, пока единственный «Грипен» новой модификации проходит испытания, а результаты первого конкурса с его участием еще не определены

Очевидно, что целью громких высказываний шведского военачальника было создание дополнительной рекламы своему истребителю, претендующему на выгодный контракт от ВВС Финляндии. Эти заявления не имели никакого отношения к техническим вопросам или к боевому применению. Поэтому российская общественность может не беспокоиться – «убийцы «Сухих» не несут никакой реальной угрозы. А российским авиастроителям следует учитывать, что на международном рынке появился еще один современный самолет, способный составить конкуренцию отечественным образцам.

//

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector