Легенда советской авиации. лётчика фёдорова наградил и гитлер, и сталин
Содержание:
- Путь в разведку
- ГРУППА ШТРАФНИКОВ
- Мимо звёзд
- Зависть генералов
- Первая русская типография
- Слишком близко земля
- Лестница в небо
- Память
- Увёл самолёт на фронт
- Что может ГРУ
- «Расстреливайте сначала меня»
- Скандал в Кремле
- Популярные темы сообщений
- ДЕЗЕРТИРСТВО… НА ФРОНТ
- Смерть и место погребения
- Спорные моменты биографии Ивана Евграфовича Фёдорова
- Крест от Геринга и прусский меч
- Детство и юность
- ВОЗДУШНЫЙ ДУЭЛЯНТ
- Родом из детства
- Важнейшая книга
- Предвоенные годы
- ВО ГЛАВЕ ШТРАФНОЙ ЭСКАДРИЛЬИ
Путь в разведку
«Под впечатлением от детства, которое пришлось на годы войны, и решил стать военным. Нет, не разведчиком, а летчиком — чтобы защищать небо Отечества. Поэтому после семилетки и поступил в Харьковскую спецшколу ВВС.
Летать мне не довелось ни после спецшколы, ни после пятилетней учебы в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, куда был направлен из Харькова как серебряный медалист. Получив диплом выпускника академии, был распределен в ракетные войска, в Уральский военный округ. Позднее был переведён в 4-й НИИ Минобороны, занимающийся ракетной тематикой. Работая в институте, я, как и другие офицеры, взаимодействовал с офицерами и некоторыми структурными подразделениями Главного разведывательного управления Генерального штаба. В 1973 г. меня и нескольких других коллег пригласили служить в информационно-аналитической структуре центрального аппарата военной разведки. Согласился не без колебаний. Но — согласился. Таким образом, вместе с учебой в военных заведениях потребовалось 20 лет, чтобы стать офицером ГРУ, еще примерно столько же — чтобы возглавить его».
Статья по теме
Джеймс Бонд — невидимка. Какие секреты у ведущих военных разведок мира?
ГРУППА ШТРАФНИКОВ
Конец июля 1942 года был отмечен на фронте появлением знаменитого приказа № 227, известного как «Ни шагу назад!», вводившего заградотряды, штрафные роты и батальоны. Командующий 3-й ВА Михаил Громов сразу же обратился к командующему фронтом Ивану Коневу с предложением: вместо того чтобы отправлять провинившихся боевых летчиков в пехотные штрафные подразделения, свести их в особую эскадрилью для выполнения особо важных и опасных задач. Добро было получено, и Громов дал указание приступить к формированию штрафной эскадрильи. Вскоре прибыли 64 летчика, готовые кровью искупить свои проступки.
Мимо звёзд
В феврале 1938 года героев Испании чествовали в Кремле. Уже был подготовлен указ о присвоении Фёдорову звания Героя Советского Союза. Но на банкете вспыхнула драка. Какой-то чин НКВД выхватил пистолет и выстрелил в живот офицеру-танкисту. Фёдоров выбил у того оружие и сбил с ног. Больше он ничего не делал, просто ушёл. Но из наградных списков вычеркнули всех участников потасовки. В конфликте на озере Хасан он записал на свой счёт четыре японских истребителя, во время советско-финской войны сбил ещё четырёх врагов. Тем не менее действующую армию Фёдорову пришлось оставить. Июнь 1941 года он встретил в Урумчи, где испытывал И-16, которые собирались для войск китайских коммунистов. В феврале 1942 года он вернулся в СССР — служил испытателем при Горьковском авиазаводе и постоянно, но безуспешно просился на фронт. Пришлось «дезертировать»: перегнав в июле 1942-го очередной ЛаГГ-3 на Калининский фронт, Фёдоров наотрез отказался возвращаться. Как раз в эти дни вышел знаменитый приказ №227 («Ни шагу назад!»). Помимо строжайшего запрета на отступление там содержалось и положение о формировании штрафных частей. Коснулось это и ВВС. Именно группу пилотов-штрафников, прикомандированную к Центральному, Калининскому и Ленинградскому фронтам, и возглавил Фёдоров. А в офицерской книжке оказались совсем другие записи. Фёдоров числился командиром полка асов, заместителем командира дивизии, командиром дивизии. Всего Фёдоров сбил, по разным подсчётам, от 96 до 106 самолётов фашистов. Ивана Евграфовича неоднократно представляли к званию Героя Советского Союза, но лётчик так его и не получил. Не слишком его любило высокое начальство, да и не собирались штабисты вникать в подвиги штрафников. Им вообще не слишком старательно засчитывали сбитые самолёты, требуя перепроверок всех данных. А наземным частям подтверждать успехи «федоровцев» и вовсе резона не было — самим тоже нужны награды. Так и получилось, что Фёдоров сбил около 100 вражеских машин, собрал огромное число наград, для присвоения которых не требовалось формальное решение Кремля, но высшей почести не удостоился. А у трижды Героя Кожедуба, считающегося лучшим советским асом, — всего 64 сбитых самолёта. Информацию о лётчиках-штрафниках рассекретили лишь в 2004 году. Во время войны такие части официально не существовали. Хотя даже английские историки признают, что Фёдоров сбил 49 фашистов лично и 47 в группе. Лучше всего героя нашего рассказа характеризует бой 23 сентября 1942 года. Немцы скрытно подобрались к аэродрому штрафной части, причём в авиагруппе было большое количество штурмовиков и истребителей прикрытия. Взлететь успел только Фёдоров. Он и принял бой с 24 (!) самолётами противника. Лётчик сразил один «Юнкерс», потом подбил ещё два, после чего раненый на сильно повреждённой машине сел на собственный аэродром. И снова вместо Звезды Героя — лишь орден Отечественной войны.
Зависть генералов
После войны Фёдоров служил испытателем в ОКБ Лавочкина. Он был, пожалуй, самым засекреченным лётчиком СССР. Иван Евграфович освоил 267 типов самолётов, поставил несколько рекордов. За один из них Фёдоров получил долгожданную Звезду Героя, когда первым в мире разогнал машину до 1000 километров в час. Случилось это в 1948 году. Но Фёдоров мечтал ещё послужить стране, и такой случай ему представился. Иван Евграфович в составе группы советских лётчиков принимал участие в корейской войне 1950-1953 годов. Там ему пришлось столкнуться с американцами, мнившими себя королями воздуха и к тому же имевшими численное преимущество. Но мастерство советских пилотов оказалось выше. Несмотря на все ограничения, наложенные командованием, нашим лётчикам долго удавалось удерживать господство в воздухе. Советским асам запрещалось покидать воздушное пространство Северной Кореи и даже летать над нейтральными водами. Есть все основания полагать, что Фёдоров в Корейской войне сбил 10 или 11 самолётов противника. Ведь этот конфликт был площадкой для проверки новейшего советского МиГа-15 в боевых условиях, так что без одного из лучших испытателей страны дело вряд ли обошлось, и не верить ему странно. Однако неверующие со временем нашлись. Застрельщиком выступил генерал-лейтенант авиации Степан Микоян (сын сталинского наркома Анастаса Микояна). «По данным личного дела И.Е. Фёдорова в Испании он сбил два самолёта, а в Великой Отечественной войне совершил 114 боевых вылетов, провёл 15 воздушных боёв и сбил 11 самолётов лично и один в группе. Таранов самолётов противника он не совершал… А в корейской войне, о чём Фёдоров рассказывает, он вообще не участвовал и американские самолёты не сбивал», — писал Микоян. Нашлись и другие свидетели, утверждавшие, что Фёдоров болезненно жаждал наград и славы, отчего часто сочинял нелепые байки, а на фронте занимался приписками. В основном они ссылались на личное дело, в котором нет упоминания о некоторых эпизодах военной карьеры нашего героя. Особенно яростно накинулись на военный период и, в частности, на историю с лётчиками-штрафниками. Мол, не было в Красной армии таких подразделений. В результате к Фёдорову прочно приклеился ярлык «барона Мюнхгаузена советских ВВС». Говорят, Фёдоров и в самом деле любил за «рюмкой чаю» немного приврать. То в эпопее «Челюскина» участвовал, то награды из рук Гитлера принимал, то самого результативного аса немцев Хартманна сбивал, а то и вовсе сбрасывал первую советскую атомную бомбу. Однако архивные документы не врут, а в донесениях командующего 3-й воздушной армией Громова прямо описан эпизод с одиночным боем против 24 немецких самолётов (как и многие другие подвиги Фёдорова). Что же до корейской войны, то официально на ней вообще не было ни одного нашего аса. Но разве из-за этого нужно отрицать совершенные подвиги и 134 сбитых в разных войнах самолёта противника? Бывают у настоящих героев и более вредные привычки, чем байки травить.
Метки: СССР, биография, война, Великая отечественная война, Тайны 20 века, лётчик, самолёт, Фёдорова, пьянство, Мюнхгаузен, Корейская война, байка
Первая русская типография
Книгопечатание в России началось в 1552 году, когда царь Иван Грозный посоветовался с митрополитом Макарием и решил начать выпуск российских книг. Для этого он обратился к королю Дании и Норвегии Кристиану III с просьбой прислать специалистов. Последний отправил в Россию датчанина Ганса Миссингейма (Бокбиддера), из Польши были выписаны буквы и печатный станок.
Король Кристиан прислал также лютеранскую Библию и 2 катехизиза. Он предлагал духовенству рассмотреть возможность перевода и распространения этих книг в количестве нескольких тысяч экземпляров, если монарх сочтет их полезными для общества. Иван IV отказался от этого, но в благодарность позволил лютеранам построить собственную церковь.
Первые книги в 1550-х годах выходили без каких-либо выходных сведений, а потому опознать, кто был печатником и где они выпущены, практически невозможно. Историки считают, что руководил «анонимной» мастерской сам Мессингейм, хотя в 1556 году царь отправил в Новгород мастера Марушу Нефедьева (его имя упоминается в сопроводительном письме к дьякам). Последний должен был привести в Москву резчика Васюка Никифорова, который стал первым русским гравером.
Слишком близко земля
Легендарный лётчик, сбивший десятки самолётов противника, прожил долгую жизнь, покинув этот мир в 2011 г. в возрасте 97 лет. «В 80 лет Иван Евграфович мог на руках подняться по ступенькам подъезда на второй этаж, — рассказывает о лётчике кандидат исторических наук, писатель Вячеслав Родионов, друживший с Фёдоровым. — Он был гениальным лётчиком. Однажды, когда в Жуковском приземлялся после испытательного полёта Ла-174 и вошёл в глиссаду, приближаясь к взлётной полосе, почувствовал, что самолёт кренится вправо. По лётной науке, пилоту необходимо выровнять машину, что в этой ситуации сделать было невозможно, потому что машина практически перестала слушаться. После этого она обычно грохается — слишком близко земля… Фёдоров же в долю секунды решает: раз машина хочет перевернуться, пусть переворачивается. И самолёт делает поворот на 360 градусов вокруг своей оси, чудом приземляясь на аэродроме. Фёдоров вылезает из кабины и говорит: «Наверное, что-то с тягой элерона». И когда механики проверили его предположение, так и оказалось.
Лётчик накануне Великой Отечественной войны. Фото: Из личного архива/ Вячеслав Родионов
Он был в своём роде уникумом, самородком. По происхождению — донской казак, старовер. Родился в февральской степи, когда его родители на санях подъезжали к станице Каменская. Самолёт увидел впервые в 15 лет, работая машинистом поезда. И заболел небом, в котором по окончании лётного училища он буквально будет жить».
Накануне Великой Отечественной, в мае 1941 г., Фёдорова вместе с тремя сослуживцами направили в короткую командировку в Германию, где их встретил авиаконструктор Мессершмитт
Наш ас потряс местных спецов: впервые сев в кабину экспериментального и незнакомого для него немецкого истребителя, тут же взмыл в небо и начал выполнять фигуры высшего пилотажа, которые привлекли внимание находившегося на лётном поле Гитлера. Фюрер выразил желание пообедать вместе с советскими лётчиками
А после Фёдорову вручили небольшую коробочку, в которой оказалась одна из высших наград рейха — железный крест с дубовыми листьями. На следующий день он появился на лётном поле без креста на груди и на вопрос: «Где же награда?» указал на каблук своего сапога, куда накануне прибил крест: «Вот где носят немецкие ордена у нас!»
«Ох и попало мне от нашего человека из посольства, который протоколом занимался. Сняли с меня стружку», — вспоминал потом сам Иван Евграфович. Этот и другие его рассказы для истории сохранил известный белорусский документалист Анатолий Алай, который снимал в Москве фильм о Фёдорове к его 90-летию в 2004 г.
Лестница в небо
Родился Иван Евграфович Фёдоров в 1914 году в Харькове, вскоре семья перебралась в Луганск. Революция и Гражданская война разбросали по свету семью Федоровых, и с 1921 по 1927 год будущий Герой Советского Союза беспризорничал. Потом упущенное время Иван наверстал быстро. Он окончил фабрично-заводское училище, рабфак и лётно-планерную школу. Затем Иван работал машинистом на заводе в Луганске, посещал авиакружок. Первый в своей жизни полёт Иван совершил на собственноручно сконструированном и построенном планере. Он поднял его в воздух только с девятого раза. Уже тогда сверстники отмечали его упорство и полнейшее отсутствие почтения к авторитетам. В 1932 году Фёдоров был призван в РККА, позже окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. Уже там он добился удивительной статистики: 48 благодарностей и 63 взыскания. При этом лётные характеристики у него были сногсшибательными. Даже в аттестационной книжке была сделана запись, нехарактерная для скупого бюрократического стиля Страны Советов: «В пилотировании и бомбометании равных не имел». С 1934 года Фёдоров был непременным участником авиационных парадов, где требовались идеальная точность манёвров и навыки полёта в группе. В 1937 году после первомайского парада Фёдоров подошёл к Ворошилову с просьбой отправить его в Испанию, где разгоралась гражданская война. Правда, вместо Пиренеев он мог попасть на Соловки — простому лётчику не полагалось знать, что СССР оказывает помощь республиканцам.
Память
- В 1909 году рядом со зданием Печатного двора поставили памятник Федорову.
- В 1933 году изображение Ивана Федорова впервые появилось на марке. В 1983 и в 2010 появилось повторно.
- В 1941 году режиссер Григорий Левкоев снял ленту «Первопечатник Иван Федорович».
Памятник Ивану Федорову во Львове
- 1977 год стал годом открытия музея Ивана Федорова во Львове. Позже его повредила группа религиозных фанатиков, однако сотрудникам музея и помощникам из числа добровольцев удалось восстановить здание и основную часть экспонатов.
- В 1983 году монетный двор выпустил юбилейную монету с профилем Федорова в память о 400-летии со дня смерти.
- Во многих городах России и Украины имеются улицы, названные в честь Ивана Федорова.
Увёл самолёт на фронт
«С большим трудом удалось добиться разрешения для нашей съёмочной группы ознакомиться с личным делом Фёдорова № 14874, поскольку допуск к документам такой категории офицерского состава определяет Главное управление кадров Минобороны РФ, — рассказывает «АиФ» режиссёр Анатолий Алай. — Но прочитал я его с купюрами. Многие листы были заклеены серой бумагой». Алаю лётчик рассказал, как оказался на фронте. Он всей душой рвался бить врага, однако авиаконструктор Лавочкин, чьи самолёты он испытывал в Конструкторском бюро в Горьком, не отпускал его на фронт. И тогда во время испытания истребителя ЛаГГ-3 Фёдоров просто увёл машину на передовую. Карты у него не было, ориентировался по железнодорожным путям и течению Волги. Прилетел на Калининский фронт, где в это время, в июле 1942 г., готовилась группа лётчиков-штрафников. Эту группу и поручили возглавить Фёдорову, больше никто не соглашался. А спустя несколько месяцев, в сентябре 1942 г., командование доверило полковнику Фёдорову формирование полка асов на Калининском фронте при 3-й Воздушной армии. За блестящее выполнение задачи в декабре того же года он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Начиная с лета 1942 г. и до Победы Фёдоров бесперебойно находился на передовой, воюя в должности командира дивизии (273-я истребительная авиационная дивизия) и замкомандира дивизии (269-я истребительная авиационная Новгородская Краснознамённая дивизия).
Это он придумал знаменитый «большой королевский разворот»: взмывал вверх, затем резко пикировал и уже снизу в «брюхо» расстреливал вражеские самолёты.
Что может ГРУ
«Я возглавил военную разведку страны не ради личных амбиций. К ГРУ всегда с почтением относились не только в нашей стране, но и западные, образно говоря, коллеги.
В 1992 г. был назначен на должность начальника ГРУ. Вместе с другими разведчиками-профессионалами предстояло в нелегких условиях формирование нового облика страны.
Вдумайтесь: в ходе контртеррористической операции не один, не два — сотни военных разведчиков были удостоены высоких государственных наград, в том числе 67 человек — звания Героя России. К сожалению, 25 из них — посмертно.
В обыденном сознании сложилось представление, что военная разведка может все. Да, она может многое. Но не следует её демонизировать, представлять неким всесильным монстром. Прежде всего, потому, что ГРУ главным образом добывает сведения, высказывает свою точку зрения по тем или иным вопросам, вносит предложения по их решению, но решения-то принимает не ГРУ, а Генштаб Вооруженных сил России, Министерство обороны Российской Федерации, высшее государственное руководство страны».
После ухода со службы Ладыгин работал советником гендиректора в авиационной компании «Сухой», занимался общественной и просветительской работой.
Федор Иванович Ладыгин скончался 11 декабря 2021 г. после продолжительной болезни. По официальным данным, его похоронят на Федеральном военно-мемориальном кладбище в Мытищах.
Обложка: Федор Ладыгин. Кадр youtube.com
«Расстреливайте сначала меня»
Заслуженное звание Героя Фёдоров получил в 1948 г. В мирное время он вернулся к испытательной работе и первым в СССР на реактивном самолёте преодолел скорость звука.
«После войны Иван Евграфович жил в Москве, — рассказывает В. Родионов. — В Химках на все причитающиеся ему за войну лётные деньги купил дом — дореволюционный особняк. Потом подарил его детскому садику. Своих детей у него не было. С пилотом Анной Бабенко, которую он сам учил управлять самолётом, Фёдоров сочетался браком до войны. Супруга, как и муж, воевала на передовой. И он, и она не единожды были ранены, но на здоровье Анны Артёмовны боевые раны сказались гораздо сильнее. Она ушла из жизни в 1988 г. Иван Евграфович был постоянно рядом, ухаживал за супругой.
Настоящий человек. Подлинная история летчика Алексея Маресьева
Подробнее
Он был удивительно добрым человеком. За всю свою жизнь никому не сделал зла. Наоборот, многих спасал. Однажды его группу штрафников обвинили в том, что они не поднялись в небо и не прикрыли наш плацдарм с воздуха. Маршал Конев распорядился всех расстрелять. Вырыли могилы. Приехал сам Конев. И тогда Фёдоров стал грудью, сказав: «Расстреливайте сначала меня». Конев: «Ты кто такой?» — «Я — русский Иван, и ты — русский Иван (имя Конева. — Ред.). Зачем нам друг в друга стрелять? А ребята мои поднимались в небо. Погода была нелётная. И снизу их просто не разглядели». Всё так и оказалось. Конев тогда сказал: «В первый раз отменяю свой приказ».
Скандал в Кремле
Другой спорный вопрос биографии Фёдорова – почему такой выдающийся ас получил звезду Героя Советского Союза лишь после войны. Сам Фёдоров рассказывал, что впервые его должны были наградить ещё в 1938 году по возвращении из Испании. Лётчика вызвали в Кремль на торжественный банкет. Но там Фёдоров ввязался в драку с пьяным чекистом, который стал «задирать» его друга – пилота Бориса Туржанского. Спасая товарища, оказавшегося на мушке пистолета, Фёдоров разбил хрустальную люстру в Кремле. После этого документы о награждении немедленно отозвали.
В 1944 году Фёдоров подал документы на присуждение звезды Героя за уничтожение 10 бомбардировщиков и пяти истребителей. Но командующий 16-й воздушной армией генерал-лейтенант Сергей Руденко дал на это следующий отзыв: «Имея личную нескромность и пристрастие к правительственным наградам, не удовлетворяясь уже полученными двумя орденами, тов. Федоров стал на путь вымогательства и очковтирательства, приписывая себе несуществующие боевые заслуги…»
В сталинскую эпоху подобное могло быть расценено по-всякому, вплоть до лишения погон и отправки в ГУЛАГ. Но Фёдоров продолжил вполне успешную карьеру в ВВС.
Популярные темы сообщений
- Чай Чай (в переводе с китайского «ча», с пекинского и гуандского диалекта — «те`») — напиток получаемый в результате варки, заваривания или настаивания листьев чайного дерева. Лист чайного дерева перед использованием проходит специальную обработку.
- Кровь (состав, свойства) Кровь представляет собой жидкий раствор наполняющий организмы всех многоклеточных животных. Кровь это соединительная ткань, на которой лежат многочисленные функции человеческого организма. Она постоянно движется по кровеносным сосудам,
- Осьминог Осьминог- это хищное существо, обитающее в тропических и субтропических морях. Оно также способно стать жертвой какого- то морского обитателя. Это существо владеет потайным орудием, чернильный мешок, заполненный черной жидкостью.
ДЕЗЕРТИРСТВО… НА ФРОНТ
С первого дня Иван просился на фронт. Но кровопролитные бои первых месяцев войны проходили без него. Все это время Федоров находился за тысячи километров от линии фронта, в командировке в Китае. Первый рапорт, пятый, десятый оставались без ответа. Наконец рапортам дали ход и Федорова отправили… на горьковский авиазавод летчиком-испытателем. Снова бесчисленные рапорты, и снова безрезультатно: «броня от фронта» не-пробиваема. Как объясняли настырному испытателю, линия фронта проходит и через заводские цеха.
Отчаявшись, Федоров решил попасть на фронт самовольно. 3 июля 1942 года у него был запланирован испытательный полет. Но опытному ЛаГГ-3 не суждено было в тот день вернуться на родной завод. Сделав круг над аэродромом, Иван Федоров на прощание покачал крыльями оставшимся на земле техникам и взял курс на запад.
Смерть и место погребения
В 1575 году Иван был назначен управляющим украинского Дерманского монастыря, но продолжал работать. Помимо книгоиздания, мастер приобрел определенную известность как оружейник — он изобрел монтиру с несколькими стволами и взаимозаменяемыми частями, также занимался отливкой пушек.
В первой половине 1583 он отправился в Вену, где показал изобретение императору Священной Римской империи Рудольфу II. На протяжении всего года печатник работал в Кракове и Вене, возможно, еще в Дрездене, поддерживал тесное общение с просвещенными европейцами. Доказательством последнего факта служит письмо от 23 июля 1583 года к саксонскому курфюрсту Августу, которое свидетельствует о регулярной переписке.
Первый книгопечатник на Руси умер 15 декабря 1583 года после возвращения из трудной поездки. Смерть застала его подо Львовом, похоронен он был на кладбище Святоонуфриевского монастыря. Точное место его погребения было утеряно.
Даже после смерти мытарства печатника не закончились. Через некоторое время кладбищенские плиты в том числе Фёдорова принесли в храм и использовали для мощения пола. В конце XIX века при замене пола плита Ивана Москвитина была расколота и выброшена. Точное место его погребения было утрачено чуть раньше.
В 1977 году в храмовом дворе (на тот момент в монастыре был открыт музей Фёдорова) установили плиту и памятник Ивану и его ученикам Петру Мстиславцеву и Андронику Невеже. В 1990-х музей был уничтожен при захвате храма монахами-базилианами. Последние выбросили на улицу все экспонаты в том числе уникальные книги, которые сильно пострадали из-за мокрого снега. Памятник пришлось перенести. Сегодня он распложен перед зданием Музея искусства старинной книги Украины.
Типографское дело появилось в России при Иване Грозном в середине XVI века. Первым печатным мастером стал Иван Федоров. Его имя впервые появилось на выходных сведениях. Однако жизнь мастера сложила неудачно. Он пережил несколько гонений, вынужден был часто переезжать и даже заложил типографию. Краткая биография первопечатника Ивана Фёдорова для детей позволяет увидеть в нем человека, делом жизни которого стало просвещение народа. Мастера не следует путать с Иваном Евграфовичем Федоровым, советским летчиком.
Спорные моменты биографии Ивана Евграфовича Фёдорова
После выхода на экраны фильма «Старик и небо» последовал ряд критических публикаций , вызванных озвученными Фёдоровым фактами якобы из своей биографии.
Например, по словам Фёдорова, почти за год войны в Испании он одержал 20 воздушных побед и совершил два тарана. За заслуги Иван Евграфович был представлен к званию Героя Советского Союза, но получить Золотую звезду Фёдорову было не суждено из-за драки со стрельбой непосредственно во время банкета в Кремле. При этом Фёдоров несправедливо был объявлен одним из зачинщиков скандала, и в результате представление о награждении было отозвано. Из ВВС Фёдорову также пришлось уйти.
После того, как Иван Евграфович попал в 1942 году на фронт, он за первые полтора месяца сбил 18 немецких самолетов и уже в октябре 1942 года был назначен командиром 157-го истребительного авиаполка. Весну 1943-го он встретил уже командиром 273-й авиадивизии. А до этого с лета 1942 до весны 1943 года Иван Евграфович (одновременно с авиаполком) командовал группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению И. В. Сталина.
Также по словам Фёдорова, он принимал участие в Корейской войне, а во всех военных конфликтах, в которых участвовал, одержал 134 воздушные победы.
Однако имеются свидетельства, что не всё, сообщённое Фёдоровым, является истиной.
Например, в своём открытом письме Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации в отставке С. А. Микоян и Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, полковник в отставке А. А. Щербаков заявляют следующее:
Тем не менее Юрий Смирнов в «Крыльях Родины», № 7, 2000 писал:»В архивном личном деле № 8803 значится, что за время пребывания в Испании он «совершил 286 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, в которых показал исключительные образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолётов противника и 13 в группе».
В характеристике на летчика Федорова, составленной по месту прохождения службы еще до войны, указывается высокий профессионализм и отличная техника пилотирования самолета, но вместе с тем отмечено болезненное тщеславие, тяга к наградам, склонность к самовозвеличиванию. Была и совсем некрасивая история: Федоров, служивший инструктором в Качинском военном авиационном училище летчиков, пришел в одну из средних школ города Симферополя, и, объявив себя участником Челюскинской эпопеи, выступал перед школьниками с рассказом о своих подвигах и был принят в почетные пионеры. История дошла до начальства, Федоров отделался строгим выговором с занесением в личное дело.
В среде историков отечественной авиации Иван Евграфович Федоров снискал репутацию «Барона Мюнгхаузена советских ВВС». Разоблачение началось с мелочей: Иван Евграфович часто рассказывал выдуманную им историю о том, как Герман Геринг лично вручил ему рыцарский крест за блестящие полеты на немецких самолетах в Германии (Федоров был участником предвоенной командировки советских авиационных специалистов в эту страну). И всё бы хорошо, но знак в виде белой эмалированной свастики, который Федоров демонстрировал в доказательство своей правоты, оказался значком фашистской молодежной организации Айзсарг. Примерно то же произошло с историей про немецкого аса фон Берга, лично сбитого Федоровым в воздушном бою. Федоров, якобы, стал обладателем личной сабли фон Берга и часто показывал ее непосвященным. На самом деле «сабля фон Берга» представляет собой наградной тесак, которыми в конце 19-го века награждали служащих почтового ведомства. Летчика же с такой фамилией в списках немецких асов нет.
Заявляемое Федоровым число побед официального подтверждения не имеет. Существование в советских ВВС «полка штрафников» официального подтверждения не имеет (хотя не вызывает никаких сомнений существование штрафных авиаэскадрилий, данные о которых были рассекречены в 2004 г.).
К самому Федорову неприязненно относились конструктор А. Яковлев, командарм-16 С. Руденко, командарм-3 Папивин.
Крест от Геринга и прусский меч
Еще во времена СССР к «подвигам» Ивана Федорова летчики советских ВВС относились скептически. За свои рассказы он получил прозвище «Барон Мюнгхаузен». До войны Федоров был в составе группы летчиков и советских специалистов, которые ездили в Германию для обмена опытом. Федоров рассказывал, что Германа Геринга так удивило его мастерство, что он лично вручил ему немецкий рыцарский крест.
Доказательством была медаль, которая оказалась знаком «Айзсарг» – военизированной латышской организации пронацистского толка. Второй известный случай связан с именем немецкого аса фон Берга, которого Федоров якобы сбил в воздушном бою. Советскому летчику досталась сабля врага, который принадлежал к аристократичному прусскому роду. Клинок оказался тесаком, которым в XIX веке награждали служащих немецкой почты, а германского аса фон Берга не существовало.
В другой раз Федоров рассказывал, что свой крест и меч он нашел в кабине самолета немецкого аса Эриха Хартманна, которого сбил в небе над Ржевом. Немецкую награду герой приделал к каблуку сапога и носил его пока она не стерлась. На самом деле во время Ржевской битвы Хартманн находился на Северном Кавказе и совершать вылеты в Тверской области не мог. Участие Федорова в штрафных эскадрильях также ставилось под сомнение, но подтвердилось после открытия архивов в 2004 году.
Детство и юность
О детстве первопечатника нет достоверной информации. По предположениям историков, Иван родился в 1510 году в Великом Московском княжестве. Во многом эта дата основана на заключениях советского историка Евгения Львовича Немировского, который нашел документ, указывающий, что в период с 1529 по 1532 год Иван проходил обучение в Ягеллонском университете, который расположен в Кракове, нынешней столице Польши.
Портрет Ивана Федорова
Также, по мнению советских и российских историков, предки первопечатника были родом с земель, принадлежащих нынешней Республике Беларусь. После окончания Ягеллонского университета в 1532 году Федорова назначают диаконом церкви Николы Гостунского. Его непосредственным руководителем в те годы становится сам митрополит Макарий, с которым Ивану предстоит долгое сотрудничество.
ВОЗДУШНЫЙ ДУЭЛЯНТ
После расформирования авиагруппы штрафников в составе 3-й ВА был сформирован полк асов, которым командовал все тот же Федоров. Иван и его летчики получили право «свободной охоты», чем стали пользоваться весьма своеобразно. Во главе своей группы Федоров прилетал на немецкий аэродром и выбрасывал вымпел — банку из-под тушенки с вложенной внутрь запиской-вызовом на бой по числу прилетевших.
После 16-го такого вылета командир «дуэлянтов» получил от Громова жестокий нагоняй и категорический запрет на воздушные поединки: «Еще одна дуэль — вернешься обратно испытателем на завод!»Не было для отважного летчика угрозы страшнее
Родом из детства
«В 30-40-е гг. районы, которые в 1954 г. вошли в состав Белгородской области, были по преимуществу сельскими. Даже в Белгороде перед войной не насчитывалось и 40 тысяч жителей.
В послевоенные годы всем приходилось трудно. Но сельским жителям — особенно. Копейки лишней ни у кого не имелось. Когда родители отправляли меня в Харьковскую спецшколу ВВС, то наскребли денег только на то, чтобы доехать до Харькова. Уму непостижимо, как бы я, 14-летний мальчишка, возвращался домой, если бы не сдал экзамены. В этих условиях учеба в военных заведениях на полном государственном обеспечении была для большинства деревенских ребят одной из самых реальных возможностей получить достойное образование, подняться над сельской обыденностью.
…Как я стал генералом? Биологи утверждают, что окультуренное растение труднее переносит экстремальные ситуации, нежели дикий побег. Хлопец, выросший в те годы в деревне, и был таким «дичком». Да, на первых порах сельчане уступали своим одногодкам-горожанам в знаниях. Но с детства привыкшие к экстремальным ситуациям, мы были, как правило, напористее, энергичнее, усидчивее многих своих сокурсников. Фигурально выражаясь, они как бы почивали на лаврах, а мы эти лавры «брали с боем», поэтому быстрее акклиматизировались в армейской среде.
Считал и считаю: генеральские погоны на моих плечах освящены именно деревенским детством».
Важнейшая книга
В Острог мастера пригласил князь Константин Константинович Острожский, основатель местной типографии. В 1581 году, получив благословение игумена Иова, Иван Москвитин напечатал знаменитую «Острожскую Библию». Ее значение до сих пор огромно:
- Это было первое полное издание Библии на церковнославянском языке. Она включала в себя 76 книг Ветхого и Нового Заветов, в которые входило «Послание Иеремии» (6 глава «Книги пророка Варуха»).
- Среди источников указываются «Геннадиевская Библия» (конец XV века) и переводы Франциска Скорины.
- В ее издании принимал участие сам князь Константин и круг ученых Островской школы, предисловие написал писатель Герасим Смотрицкий, отец писателя Мелетия.
- Известно несколько экземпляров, которые датируются 12 июля 1580 года, хотя на всех известных книгах стоит дата «12 августа 1581 год». Ответ прост: некоторые исследователи считают, что это разные издания, другие — что из-за затянутых сроков и исправления ошибок часть листов перепечатывали, указав другую дату.
- Сама книга выполнена безупречно. Она набрана мелким, но удобным для чтения шрифтом, текст размещен в 2 колонки.
- Было напечатано от 1 до 1,5 тысяч экземпляров — для тех времен огромный тираж. Федоров забрал при отъезде 400 штук, по переписи его имущества, составленного через 2 года после смерти, имелись 120 полных экземпляров и 80 неполных (недостающие листы были допечатаны другим шрифтом).
- В литературе описаны около 450 Библий, из них сохранилось около 350. В то время книга имелась у многих ученых и деятелей разных стран, сегодня экземпляр находится в библиотеке Оксфорда.
Для своего времени «Библия» имела огромное значение. Она была распространена на территории России, Украины и Белоруссии, ее использование в образовании позволяло противостоять сильному влиянию католической церкви и связать верующих с православием.
Предвоенные годы
После Испании следует назначение командиром эскадрильи 17-ого истребительного авиаполка, а в 1938 году он уже командир означенного полка. На тот момент летчику всего 24 года. Дальше события следовали молниеносно. 1939 год — повышение летной квалификации в Липецке, командование 42-м авиаполком Калининского военного округа.
1940 год — работа летчиком-испытателем в КБ Семена Алексеевича Лавочкина. Ноябрь 1940 года — командировка в Китай для помощи на заводе производящем истребители И-16. Вопреки заявлениям Ивана Федорова у озера Хасан и на Халхин-Голе не участвовал, как не участвовал и в Финской военной кампании 1939 года.
Еще одна выдумка Федорова о командировке в Германию, полете на новейшем самолете He-100 чистой воды фантазия, как и награждение немецким железным крестом из рук чуть ли не самого Гитлера. На Heinkel He-100 с разрешения немецких конструкторов пролетел летчик С.П. Супрун и никакой награды за это не получал.
ВО ГЛАВЕ ШТРАФНОЙ ЭСКАДРИЛЬИ
И тут встал вопрос о подборе командира на эту хлопотную должность. Никто из прославленных асов 3-й ВА не хотел брать на себя командование этим воинством. Неизвестно, как поведут себя в воздухе осужденные трибуналом летчики, а заградотряд не поставишь.
За каждого перелетевшего к врагу штрафника командир ответит своей головой (если останется жив: где гарантия, что воздушный перебежчик предварительно не расстреляет в воздухе своего командира?). Иван Федоров сам вызвался возглавить штрафников.
Чуть больше двух месяцев просуществовала группа Федорова. Вопреки опасениям особистов, ни одной попытки перелететь на сторону врага не было. Предоставленным ему исключительным правом самолично решать судьбу свих подчиненных без суда и следствия — как в воздухе, так и на земле — Федоров не воспользовался ни разу.