От парусных фрегатов до ракетных крейсеров: 325 лет со дня рождения военно-морского флота россии
Содержание:
- Проблемы флота в первой половине XIX века
- Военный флот России в наши дни
- Морские победы допетровских эпох
- Флот Советской России
- Боевые корабли Тихоокеанского флота по состоянию на 2014 год.
- 1667 г.
- 1240 г.
- Проблемы флота в первой половине XIX века
- 1688 г.
- 1570 г.
- Война за выход к Балтийскому морю
- Развитие ВМФ СССР после Второй мировой войны
- 1656 г.
- XX век в истории Российского флота
- У истоков российского мореплавания
- КОНЕЦ АДМИРАЛЬСКОЙ КАРЬЕРЫ
- От цистерны до миноносца
- Три века славы
- Итоги деятельности Петра I по созданию флота
Проблемы флота в первой половине XIX века
Отрицательную роль в дальнейшем развитии флота России сыграло её существенное экономическое отставание от западноевропейских стран, наблюдавшееся в первой половине XIX века. Это со всей очевидностью проявилось в период Крымской войны (1853-1856).
Несмотря на многочисленность личного состава — 91 тыс. человек, что по тем временам было очень высоким показателем, — российские морские силы не могли обеспечить безопасность берегов Родины, поскольку вся материально-техническая база флота требовала модернизации. Мировой прогресс неумолимо двигался вперёд, и на морских просторах парусный флот вытеснялся судами, оснащёнными паровыми двигателями ─ броненосцами, мониторами и плавучими батареями.
Однако даже при всех негативных факторах российские моряки одержали в ходе Крымской войны ряд блистательных побед. Это, прежде всего, Синопское сражение в ноябре 1853 года, а также многочисленные боевые операции по отражению сил противника при обороне Севастополя.
Военный флот России в наши дни
После катастрофического упадка 90-х годов, флот постепенно наращивает свои силы и уже оснащен современными судами и другой техникой, позволяющей надежно охранять водные границы державы и обозначать свое присутствие в международных водах. Как один из важнейших родов войск, военный флот Российского государства опирается на исторические традиции, четко структурирован, оснащен эффективным вооружением и укомплектован профессиональными кадрами от матросов до адмиралов. Регулярно проводятся учения ВМФ России, повышающие боевое мастерство личного состава и его ударная сила растет. Сегодня на страже нашей страны, ее территориальных вод и интересов в Мировом океане стоят Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский флоты и Каспийская флотилия.
Второй этап – морской флот при Романовых
Стоит отметить, что значительных изменений в мореплавания и судостроение не было до начала правления Ивана Грозного. Так, 1570 году началось активное судостроение. Была учреждена каперская флотилия. Спустя время, царь Алексей Михайлович Романов предпринял попытку к созданию государственного судостроения. Были возведены корабли «Фредерик»(1635 года), «Орел»(1668 года). Создать казенный военный и транспортный флот смог только Петр Первый. С юных лет Петр Великий сформировал «потешный» полк. В него входили дворовые ребята, в основном из Преображенского и Семеновского сел. Они учились строю, пальбе из оружия, ведению огненного боя из пушек. Петр всерьез был увлечен и заинтересован в строительстве кораблей. Осенью 1695 началось формирование регулярного флота. В 1696 года 20 октября состоялось заседание Боярской думы, на котором было принято решение: «Морским судам быть!». Эта дата считается днем создания регулярного государственного военного и транспортного морского флота. Начиная с 1700 года началось активное строительство кораблей. Суда строились на новый манер. Их создателями был отец М.В.Ломоносова – Василий Дорофеевич. Именно он в 1727 году соорудил гукор «Св. Архангел Михаил». Его грузоподъемность составляла более 90 тонн, длина составляа 51 фут, ширина – 17 фут. Все новые корабли имели пушечное вооружение, так как привлекались к обеспечению военного флота, а в мирное время использовались как торговые и вспомогательные суда. По завершению Северной войны ( 1700-1712 гг) торговое мореплавание начинает новый этап своего развития. Это связанно с выходом через Балтийское море в Западную Европу. Санкт-Петербург стал центральным портом. В 1724 году был издан Морской торговый устав, который был направлен на обеспечение защиты коммерческих интересов России. В этот период была сильная нехватка торговых судов, поэтому использовались военные суда для коммерческих целей. Со временем торговля значительно расширилась. Важным периодом расцвета торговли и коммерции стало правление Екатерины II. Она продолжила начатое дело Петра Великого. Екатерина II объявила декларацию о вооруженном нейтралитете, которая обеспечивала защиту коммерческим судам от нападения военных кораблей Англии, Испании и Франции, которые вели войну между собой. После окончания русско-турецкой воны ( 1768-1774 гг.) русские купцы могли свободно перемешаться по турецким водам, тем самым Россия были включена в международную морскую торговлю. В 19 веке началось строительство паровых судов. Первое такое судно носило имя «Елизавета», было построено в 1815 году. А в 1823 году, на Волге было построено около десяти пароходов, общей мощностью 40 л.с. В 1903 году завод в Нижнем Новгороде создал первый дизельный теплоход – «Вандал». 3 августа 1856 г. император Александр II утвердил Устав РОПиТ (Российского общества пароходства и торговли). Так родилась ставшая затем самой крупной русская судоходная компания. Она содержала на Черном море 11 регулярных почтовых линий.
Морские победы допетровских эпох
Конечно, это не значит, что до Петра I русские не имели вовсе никакого флота. Наоборот, список русских побед на море довольно внушителен.
Kushevsky/Википедия
Победоносные морские походы русских совершались в разные века, и не только в Черном море. Так, в 1187 году новгородцы предприняли морской поход, известный как взятие Сигтуны. Для защиты русских земель от шведских набегов они переплыли на судах Балтийское море, высадились на шведском побережье и захватили Сигтуну – город, на месте которого впоследствии был основан Стокгольм.
Далее список побед русских воинов на море обширен – от освобождения Новгородско-Псковскими войсками крепости Орешек, захваченной в 1348 году войсками шведского короля Магнуса, до морского боя со шведами у острова Котлин в 1656 году.
Однако именно при Петре I военное кораблестроение стало делом регулярным, государственным, и Россия начала приобретать устойчивые позиции на всех морях, омывающих ее.
Флот Советской России
Период Гражданской войны был отмечен легендарным Ледовым походом кораблей Балтийского флота из Финляндии, где они оказались блокированы после подписания позорного для России Брестского мира, в Кронштадт. Осуществлён он был в марте ─ апреле 1918 года, когда ещё Финский залив был покрыт льдом, и позволил сохранить для страны 235 кораблей, а также большое количество военной техники.
История великих побед российской армии и флота в годы Великой Отечественной войны была широко освещена в советской печати и является предметом пристального внимания общественности в наши дни. И это не случайно. Достаточно сказать, что только среди моряков Балтийского флота свыше 100 тыс. человек были награждены орденами и медалями, а 138 удостоены звания Героя Советского Союза, многие из которых ─ посмертно. Именно поэтому одним из наиболее массовых праздников является сегодня День флота российского. История военно-морских сил страны продолжается и с наступлением в ней эпохи демократических преобразований и выходит на новый уровень.
Боевые корабли Тихоокеанского флота по состоянию на 2014 год.
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
---|---|---|---|
ПЛАРБ | К-223 «Подольск» | пр.667БДР | 1979 |
ПЛАРБ | К-433 «Святой Георгий Победоносец» | пр.667БДР | 1980 |
ПЛАРБ | К-44 «Рязань» | пр.667БДР | 1982 |
ПЛАРБ | К-550 «Александр Невский» | пр.955 | 2013 |
ПЛАРК | К-132 «Иркутск» | пр.949А | 1988 |
ПЛАРК | К-442 «Челябинск» | пр.949А | 1990 |
ПЛАРК | К-456 «Тверь» | пр.949А | 1992 |
ПЛАРК | К-186 «Омск» | пр.949А | 1993 |
ПЛАРК | К-150 «Томск» | пр.949А | 1996 |
ПЛА | К-322 «Кашалот» | пр.971 | 1988 |
ПЛА | К-391 «Братск» | пр.971 | 1989 |
ПЛА | К-331 «Магадан» | пр.971 | 1990 |
ПЛА | К-419 «Кузбасс» | пр.971 | 1992 |
ПЛА | К-295 «Самара» | пр.971 | 1995 |
ДПЛ | Б-260 «Чита» | пр.877 | 1981 |
ДПЛ | Б-445 «Святой Николай Чудотворец» | пр.877 | 1988 |
ДПЛ | Б-394 | пр.877 | 1988 |
ДПЛ | Б-464 «Усть-Камчатск» | пр.877 | 1990 |
ДПЛ | Б-494 «Усть-Большерецк» | пр.877 | 1990 |
ДПЛ | Б-187 | пр.877 | 1991 |
ДПЛ | Б-190 «Краснокаменск» | пр.877 | 1992 |
ДПЛ | Б-345 «Могоча» | пр.877 | 1994 |
ТАРКР | «Адмирал Лазарев» | пр.11442 | 1984 |
РКР | «Варяг» | пр.1164 | 1989 |
БПК | «Маршал Шапошников» | пр.1155 | 1985 |
БПК | «Адмирал Трибуц» | пр.1155 | 1986 |
БПК | «Адмирал Виноградов» | пр.1155 | 1988 |
БПК | «Адмирал Пантелеев» | пр.1155 | 1991 |
ЭМ | «Бурный» | пр.956 | 1988 |
ЭМ | «Быстрый» | пр.956 | 1989 |
ЭМ | «Безбоязненный» | пр.956 | 1990 |
МРК | «Смерч» | пр.12341 | 1984 |
МРК | «Иней» | пр.12341 | 1987 |
МРК | «Мороз» | пр.12341 | 1989 |
МРК | «Разлив» | пр.12341 | 1991 |
МПК | «Холмск» | пр.1124М | 1985 |
МПК | МПК-221 | пр.1124М | 1987 |
МПК | «Кореец» | пр.1124М | 1989 |
МПК | «Советская Гавань» | пр.1124М | 1990 |
МПК | МПК-107 | пр.1124М | 1990 |
МПК | «Метель» | пр.1124М | 1990 |
МПК | МПК-82 | пр.1124М | 1991 |
МПК | «Усть-Илимск» | пр.1124М | 1991 |
РКА | Р-79 | пр.12411Т | 1984 |
РКА | Р-261 | пр.12411 | 1988 |
РКА | Р-297 | пр.12411 | 1990 |
РКА | Р-298 | пр.12411 | 1990 |
РКА | Р-11 | пр.12411 | 1991 |
РКА | Р-14 | пр.12411 | 1991 |
РКА | Р-18 | пр.12411 | 1992 |
РКА | Р-19 | пр.12411 | 1992 |
РКА | Р-20 | пр.12411 | 1993 |
РКА | Р-24 | пр.12411 | 1994 |
РКА | Р-29 | пр.12411 | 2003 |
МТЩ | МТ-264 | пр.266МЭ | 1989 |
МТЩ | МТ-265 | пр.266МЭ | 1989 |
БТЩ | БТ-100 | пр.1265 | 1984 |
БТЩ | БТ-325 | пр.1265 | 1985 |
БТЩ | БТ-114 | пр.1265 | 1987 |
БТЩ | БТ-232 | пр.1265 | 1988 |
БТЩ | БТ-245 | пр.1265 | 1989 |
БТЩ | БТ-256 | пр.1265 | 1990 |
БТЩ | БТ-215 | пр.1265 | 1991 |
РТЩ | РТ-471 | пр.1258 | 1979 |
БДК | «Ослябя» | пр.775/II | 1981 |
БДК | «Адмирал Невельской» | пр.775/II | 1982 |
БДК | «Пересвет» | пр.775/III | 1991 |
БДК | «Николай Вилков» | пр.1171 | 1974 |
ДКА | Д-107 | пр.11770 | 2010 |
ДКА | Д-704 | пр.1176 | 1976 |
ДКА | Д-70 | пр.1176 | 1981 |
ДКА | Д-57 | пр.1176 | 2007 |
Суммарно ТОФ:
Подводные лодки: 22
4 атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, 5 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 5 многоцелевых атомных подводных лодок, 8 дизельных подводных лодок
Надводные корабли: 50
1 тяжелый атомный ракетный крейсер, 1 ракетный крейсер, 4 больших противолодочных корабля, 3 эсминца, 8 малых противолодочных кораблей, 4 малых ракетных корабля, 11 ракетных катеров, 2 морских тральщика, 7 базовых тральщиков, 1 рейдовый тральщик, 4 больших десантных корабля, 4 десантных катера
1667 г.
Закладка первого Русского военного корабля «Орел»До этого для военных целей при необходимости использовались различные парусно-гребные суда, на которых русские люди вели морской промысел и торговлю с заморскими странами. Петр I высоко оценивал постройку первого военного корабля, отмечая в «Уставе морском…», что это «намерение отеческое… достойное оно есть вечного прославления: понеже… от начинания того, аки от доброго Семене, произошло нынешнее дело морское».
Технические характеристики: Длина 24,5 м, ширина 6,5 м, осадка 1,5 м, водоизмещение около 250 т. Вооружение: 22 пищали 6- и 3-фунтового калибра. Экипаж 22 матроса и 35 «солдат корабельных».
1240 г.
Невская БитваВоспользовавшись тем, что силы Руси были отвлечены на борьбу с монголо-татарским нашествием, шведские и немецкие крестоносцы вторглись во владения Новгорода и Пскова. В июле 1240 шведский флот (около 100 судов с 5-тыс. десантом шведов и их союзников — норвежцев и финнов) под начальством ярля (правителя) Швеции Биргера вошел в Неву и остановился у устья Ижоры. Шведские рыцари высадились на левый берег Невы. Остальные войска остались на судах. Захватив устье Невы и г. Ладога (Старая Ладога), шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю и установить контроль над северным участком торгового пути «из варяг в греки».
Старшина Ижорской земли Пельгусии, несший «стражу морскую» на о. Котлин, сообщил в Новгород о появлении неприятеля. Не ожидая подхода всех сил, молодой новгородский князь Александр Ярославич с конной дружиной и горожанами выступил к Ладоге. В пути присоединились ладожане и ижорцы. Воспользовавшись туманом и скрытно подойдя к лагерю шведов, русское войско в боевом порядке (пешее ополчение — в центре, конница — на флангах) обрушилось на врагов. Героически сражались Гаврила Олексич, Сбыслав Якунович, Яков Полочанин, Савва, Ратмир и другие. В жестокой рукопашной схватке враг был разбит. Лишь небольшая часть войска спаслась на судах. Враг был разгромлен благодаря решительным и мужественным действиям русских воинов и их талантливого полководца, которого за эту победу народ нарек Невским.
Победа в Невской битве сохранила для Руси побережье Финского зал. и выход в Балтийское море. На месте, где Александр Невский разбил шведов, Петр I в 1710 основал монастырь (ныне музей городской скульптуры «Александро-Невская лавра» в Ленинграде), куда в 1724 были перевезены останки полководца. В память о нем был учрежден один из первых высших орденов России. Многие корабли отечественного флота по традиции носили это имя. В составе Советского ВМФ имеется крейсер «Александр Невский». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.7 1942 был учрежден орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве операциями и достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину.
Проблемы флота в первой половине XIX века
Отрицательную роль в дальнейшем развитии флота России сыграло её существенное экономическое отставание от западноевропейских стран, наблюдавшееся в первой половине XIX века. Это со всей очевидностью проявилось в период Крымской войны (1853-1856).
Несмотря на многочисленность личного состава — 91 тыс. человек, что по тем временам было очень высоким показателем, — российские морские силы не могли обеспечить безопасность берегов Родины, поскольку вся материально-техническая база флота требовала модернизации. Мировой прогресс неумолимо двигался вперёд, и на морских просторах парусный флот вытеснялся судами, оснащёнными паровыми двигателями ─ броненосцами, мониторами и плавучими батареями.
Однако даже при всех негативных факторах российские моряки одержали в ходе Крымской войны ряд блистательных побед. Это, прежде всего, Синопское сражение в ноябре 1853 года, а также многочисленные боевые операции по отражению сил противника при обороне Севастополя.
1688 г.
Весной в подмосковном с. Измайлово в амбаре Петр I обнаружил ботик, подаренный его отцу — царю Алексею Михайловичу, Этот ботик (длина около 6 м, ширина 1,9 м) был исправлен, оснащен и спущен сначала на р. Яуза, а затем на Просяной пруд, где Петр научился управлять им. Ныне он хранится в Центральном военно-морском музее в Ленинграде.Начало строительства «Потешного» флота на Переславском (Плещеевом) озере. (август)Петр I в Переславле-Залесском организовал верфь, на которой были построены бот «Фортуна», 2 небольших фрегата и 2 яхты, спущенные на воду в июне 1689. В ноябре 1691 на верфь прибыли 16 мастеров и строительство кораблей было расширено.
1570 г.
Царь Иван IV для охраны русского судоходства на Балтийском море и борьбы с польским и шведским каперством организовал флотилию во главе с Карстеном Роде. Первое судно было вооружено в г. Аренсбург (Кингисепп) на о. Эзель (Сааремаа). В дальнейшем флотилия базировалась на датский о. Борнхольм. Действия флотилии на морских торговых путях начались в июне. К сентябрю, имея в составе до 6 кораблей, она захватила 22 неприятельских судна. Речь Посполитая и Швеция посылали несколько морских экспедиций для уничтожения флотилии, но всякий раз ей удавалось уйти от преследования. К концу года флотилия, не имея баз, прекратила существование. Это была одна из первых попыток создания флота в России.
Война за выход к Балтийскому морю
Мощным стимулом для создания отечественных военных судов стало участие России в Северной войне (1700-1721) со Швецией. В этот период стал активно развиваться Балтийский флот. В начале войны суда строились главным образом на верфях, созданных в устьях рек Луги, Олонки и Сяси. Но затем центр российского судостроения переместился в Санкт-Петербург. Там же была создана главная военно-морская база Балтийского флота. Несколько позже суда стали размещать у причалов Кронштадта, Выборга, Гельсинфорса, Або и Ревеля.
В годы Северной войны история российского морского флота связана с созданием парусных кораблей различного типа. Предназначались они как для защиты отвоёванных у шведов побережий, так и для совершения длительных плаваний, связанных с атаками на морские пути сообщения противника.
Однако для выполнения столь широкого спектра боевых задач судов отечественного производства не хватало, и их приходилось покупать за рубежом. Для решения проблемы государевым указом были созданы новые верфи, работа на которых производилась под руководством иностранных специалистов, специально выписанных для этого в Россию.
Развитие ВМФ СССР после Второй мировой войны
-
Основная статья: Развитие ВМФ СССР после Второй мировой войны
ПЛ «Ленинский комсомол».
В первые же послевоенные годы Советское правительство поставило задачу ускоренного развития и обновления Военно-Морского Флота. В конце 40-х — начале 50-х годов на флот поступило значительное количество новых и современных крейсеров, эскадренных миноносцев, подводных лодок, сторожевых кораблей, тральщиков, охотников за подводными лодками, торпедных катеров, а корабли предвоенной постройки проходили модернизацию.
В то же время большое внимание уделялось совершенствованию организации и повышению уровня боевой подготовки с учётом опыта Великой Отечественной войны. Были переработаны существовавшие и разработаны новые уставы и учебные пособия, а для удовлетворения возросших кадровых потребностей флота была расширена сеть военно-морских учебных заведений.
1656 г.
Морской бой у острова КотлинВо время русско-шведской войны 1656-61 за возвращение земель, захваченных шведами в начале XVII в., отряд в составе 1000 человек под командованием воеводы стольника П. И. Потемкина 3.6 осадил крепость Нотебург (Орешек), но взять ее не смог. Часть отряда 30,6 захватила шведскую крепость Ниеншанц (Канцы) в устье Невы. Во взятии крепости участвовали гребные суда флотилии донских казаков (570 человек), высадившие десант на о. Котлин. 22.7 в районе о. Котлин произошел морской бой, в результате которого русская флотилия разбила отряд шведских кораблей, захватив б-пушечный «полукорабель» (галеру) с экипажем, и совершила набег на о. Котлин. Этот бой явился значительной победой. С приходом русских войск среди местного населения началось восстание против шведов.
XX век в истории Российского флота
20 век стал самым драматичным в истории отечественного флота. Ему пришлось пройти через 3 революции, активными участниками которых были низшие чины корабельных команд, две мировые войны, в результате которых было уничтожено до 90% старого состава флота. Пережив период небывалого расцвета – к 1985 году ВМФ СССР занимал 2-е место в мире по количеству судов (1561 корабль), и период полного краха. К 2010 году в составе флота оставалось менее 10% от былого количества кораблей (136 единиц). На Черном море российский флот в 4,7 раза уступает по количеству кораблей Турецкому флоту, а на европейском направлении более чем в 20 раз слабее объединенного флота НАТО.
По оценке адмиралаКасатонова: «перечень задач, которые сегодня имеют и могут осуществить российские флоты, фактически ограничивается охраной побережья и антитеррористической деятельностью. Но все это — на уровне территориальных вод». Провальная экономическая политика превратили некогда могущественный флот, представлявший глобальную мировую силу, в каботажный флот малых судов, способных действовать только в прибрежных водах. Единичные уцелевшие после распада СССР крупные корабли морально и физически устарели и представляют больше музейную ценность, нежели военную силу, не смотря на постоянную модернизацию.
У истоков российского мореплавания
Справедливости ради следует отметить, что начало истории возникновения российского флота относится к временам основателя династии Романовых ─ государя Михаила Фёдоровича. При нём в стране появилось первое крупное трёхмачтовое судно «Фредерик», созданное по западному образцу. Однако во время похода в Персию оно село на мель в прибрежных водах Каспия, а затем было вытащено на берег и погибло, разграбленное местными жителями. После столь бесславного дебюта российские моряки провели несколько весьма успешных военных операций, но побеждали исключительно за счёт личной отваги, поскольку выходить в море им приходилось ещё на дедовских галерах.
Строительство же судов, отвечавших требованиям той давней эпохи, связано с именем Петра Первого. В истории российского флота он по праву считается одной из ключевых фигур. Сразу после Второго Азовского похода, в котором российские сухопутные войска поддерживались двумя линейными кораблями, четырьмя брандерами (корабль, предназначенный для поджога вражеских судов), а также большим количеством галер и стругов, государь приступил к созданию регулярного флота.
Принято считать, что история российского флота начинается 20 (30) октября 1696 года, когда боярская дума, обсудив рапорт, поданный Петром I, постановила начать строительство судов на Воронежской корабельной верфи. Эта дата стала его официальным днём рождения.
КОНЕЦ АДМИРАЛЬСКОЙ КАРЬЕРЫ
Последний бой эскадра Роде приняла осенью 1571 года. Это было настоящее сражение – три шведских фрегата подстерегали Роде, следуя за торговым судном-ловушкой. Пират напал на безобидного купца и был атакован с тыла. Его эскадра понесла потери, но и все три шведских фрегата были разбиты метким огнем русских канониров и взяты на абордаж. С изрядной добычей потрепанная пиратская флотилия повернула к Дании. Но тут ситуация радикально переменилась. Король Фредерик счел, что Карстен Роде его слишком компрометирует, а может – окончательно решил порвать с Иоанном Грозным, дела которого в Ливонии шли все хуже.
По возвращении на свою базу в проливе Скагеррак ничего не подозревавший Карстен Роде был арестован, его команды разогнаны, а корабли и имущество отобраны в казну.
Русский пират-адмирал был посажен сначала в замок города Галле, а затем отправлен в Копенгаген. Его казни или выдачи потребовали не только дворы Стокгольма и Варшавы, но и магистраты нескольких ганзейских городов.
Но ни того, ни другого не произошло – Роде просто… пропал. Ни в одном документе о нем больше нет ни слова. Позднейшие историки, как ни старались, не смогли найти никаких следов этого человека.
По одной гипотезе, удачливый корсар был вновь взят на службу под другим именем. (Как раз тогда Дания занялась заморскими экспедициями в Африку и Вест-Индию.) Возможно, он просто откупился от правосудия своими немалыми сокровищами или бежал с помощью старых друзей.
Так или иначе, о Карстене Роде, командующем первым русским флотом и первом русском капере, больше ничего не известно.
От цистерны до миноносца
Строительство субмарин в России началось ещё в первой половине XIX века. В сентябре 1840 года в воды реки Малая Невка погрузился аппарат, спроектированный генерал-адъютантом Карлом Шильдером. Под водой субмарина пробыла три часа.
Считалось, что данное изделие может приблизиться к вражескому кораблю и уничтожить его фугасными ракетами и пороховыми минами с электровзрывателем. Однако изобретение Шильдера не получило дальнейшего развития. Всплеск интереса к подлодкам произошёл в России уже в конце 1870-х годов при царе Александре II.
Значимый вклад в развитие подводного флота внёс русский учёный польского происхождения Степан (Стефан) Джевецкий. Первый аппарат по его проекту был построен в 1877 году в Одессе. Он представлял собой небольшую по размеру одноместную цистерну со стеклянным колпаком, где располагалась голова оператора.
- Подводная лодка Степана Джевецкого
Подлодка приводилась в движение ножным приводом. Военнослужащий дышал с помощью резервуара со сжатым воздухом. Конструкция субмарины позволяла оператору прикреплять мины к кораблю противника. Они взрывались с помощью электрического провода после отплытия субмарины на достаточное расстояние.
В 1879 году в Санкт-Петербурге была построена вторая экспериментальная подлодка Джевецкого, отличавшаяся от предшественницы более крупными габаритами, двумя гребными винтами и большей вместимостью (до четырёх человек).
По чертежам Джевецкого было построено несколько десятков субмарин. В 1880-е годы база подводных лодок появилась в Карантинной бухте Севастополя (часть акватории Севастопольской бухты, расположенной вблизи заповедника «Херсонес Таврический»).
Однако по результатам эксплуатации военные признали подлодки Джевецкого непригодными к боевой службе. Морское ведомство приняло решение утилизировать почти все субмарины. Несколько единиц осталось в составе ВМФ для «осмотра подводной части судов, гидротехнических сооружений, водолазных работ и минных заграждений».
Также по теме
«Создатель советского океанского флота»: как адмирал Сергей Горшков изменил мировой баланс сил
110 лет назад родился адмирал Сергей Горшков, долгие годы возглавлявший Военно-морской флот СССР. По словам историков, в годы Великой…
Тем не менее труд Джевецкого не был напрасным. Для подлодок учёный разработал решётчатые торпедные аппараты, которые были приняты на вооружение императорского Военно-морского флота.
В 1901 году в структуре Морского ведомства Российской империи была образована Комиссия для проектирования подводных судов. От даты её образования начинает свою историю Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» (Санкт-Петербург) — ведущий в России разработчик подводных аппаратов.
При поддержке комиссии императорский флот получил подлодку «Дельфин» (миноносец №150). После успешных испытаний на Балтике в 1903 году было запущено серийное строительство субмарин.
Лодки отечественного производства назывались подводными миноносцами русского типа. Помимо них, Россия пополняла флот зарубежными аппаратами. В первой половине 1900-х годов Германия экспортировала в империю подлодки типа «Карп» и «Форель», а США поставили подлодки Protector (позже её переименовали в «Осётр») и Fulton (в России — «Сом»).
Длина данных аппаратов не превышала 20 метров, водоизмещение — 150—175 т. Максимальная скорость надводного хода субмарин составляла 10 узлов (18,52 км/ч), а подводная была ещё скромнее.
Боевое крещение подлодки получили в Русско-японскую войну (1904—1905 годы). Впервые в истории субмарины были переброшены на тысячи километров железнодорожным транспортом: с Балтики на Дальний Восток.
В январе 1905 года из семи переброшенных аппаратов был сформирован Отдельный отряд миноносцев Владивостокского порта, ставший первым в мире тактическим соединением боевых подлодок. Субмарины занимались несением дозорной службы, ближней разведкой и охраной побережья.
Три века славы
Официальной датой возникновения Российского Императорского флота считается 20 октября 1696 года. В этот день царь Пётр I издал указ о начале строительства галер, которые должны охранять от турецких войск только что завоёванную крепость Азов. Для строительства деревянных судов была возведена верфь в городе Воронеже.
Северная война 1700-1721 гг. и строительство города-порта на Неве (1703) положили начало парусному флоту на Балтике. В 1718 году для управления делами военно-морского флота создан высший исполнительный орган – Адмиралтейств-коллегия. В состав флота Петра I деревянные суда различных классов:
- Линейные корабли;
- Фрегаты;
- Галеры;
- Шнявы.
Количество пушечного вооружения на них исчислялось десятками единиц. Наиболее мощными были линкоры, с обоих бортов которых на врага грозно смотрели до сотни гладкоствольных орудий, стрелявших калёными ядрами.
В славной истории российского флота – десятки сражений, где моряки показали свою доблесть, мужество. За 300 лет русские выиграли 75 поединков, в которых участвовали корабли из дерева или металла, с гладкоствольными/нарезными пушками. В числе наиболее известных – битвы при Чесме, Синопе, Трапезунде, Наварине, Гангуте, Гренгаме.
Современную историю флота принято отсчитывать со второй трети XIX века – момента появления в кораблестроении паровых движителей, начала использования стали для изготовления корпусных деталей судов. Сегодня российский флот, ставший наследником военно-морской истории СССР, имеет пять объединений – Северный, Тихоокеанский, Балтийский, Черноморский флоты и Каспийскую флотилию.
Итоги деятельности Петра I по созданию флота
В последний год царствования Петра I (1725) российский флот уже представлял собой грозную силу. Достаточно сказать, что в его состав входили 130 боевых парусных кораблей различного типа, а также 77 вспомогательных судов. Такой мощный потенциал ставил Россию в один ряд с ведущими морскими державами мира.
В этот же период был создан и окончательно оформился новый и во многом передовой слой российских дворян, ставших морскими офицерами. Это были весьма грамотные люди, многие из которых проходили обучение за границей, откуда возвращались квалифицированными специалистами. В число изучаемых ими дисциплин входили: навигация, судовождение, математика, физика, астрономия, а также теория и практика ведения морских сражений.