Крейсер «аврора»

Роль «Варяга»

После снятия блокады Ленинграда летом 1944 года появилось постановление в отношении крейсера. Оно гласило, что «Аврора» должна была стать музеем-памятником истории флота и одновременно учебным кораблем базы Нахимовского училища. Местом её расположения была выбрана Петроградская набережная. Но новая жизнь в качестве музея у крейсера началась со съемок в фильме. В 1945 году начались съемки фильма о крейсере «Варяге». Эту роль отдали «Авроре». Для этого на ней установили фальшивую трубу и дополнительное оборудование. В 1948 году крейсер установили у Нахимовского училища на Большой Невке. После 1960 года крейсер включили в число охраняемых государством памятников. В это время крейсер перестает быть базой Нахимовского училища.

Октябрьский мятеж

Аврора изображена на ордене Октябрьской революции.

Во время Первой мировой войны « Аврора» действовала в Балтийском море, выполняя патрулирование и береговую бомбардировку. В 1915 году ее вооружение было изменено на четырнадцать 152-мм (6 дюймов) орудий. В конце 1916 года ее перевезли в Петроград (переименованный в Санкт-Петербург) на капитальный ремонт. Город был наполнен революционным брожением, и часть его команды присоединилась к Февральской революции 1917 года .

Командир корабля капитан Михаил Никольский погиб, когда пытался подавить восстание. На корабле был создан революционный комитет, капитаном которого был избран Александр Белышев. Большая часть экипажа присоединилась к большевикам , которые готовились к коммунистической революции.

24 октября 1917 года в 21:40 (по старому стилю; 6 ноября по новому стилю ) холостой выстрел из ее полубаковой пушки стал сигналом о начале штурма Зимнего дворца , который должен был стать началом Октябрьской революции. Летом 1918 года ее перебросили в Кронштадт и положили в запас.

В данный момент

Крейсер, вид сбоку с левого борта в 2008 году

Аврора и Красин в Кронштадте

Как корабль-музей, крейсер « Аврора» стал одной из многих туристических достопримечательностей Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) и продолжал оставаться символом Октябрьской социалистической революции и выдающимся атрибутом российской истории. В дополнение к музейному пространству, часть корабля продолжала размещать военно-морскую команду, в обязанности которой входили уход за кораблем, обеспечение безопасности и участие в правительственных и военных церемониях. Экипаж считался находящимся на действительной военной службе и подлежал военной подготовке и законам.

Прапорщик Авроры (советское время)

Долгое время служивший кораблем-музеем, с 1984 по 1987 год крейсер снова был помещен на свою строительную верфь, Адмиралтейские верфи, для капитальной реставрации. При капитальном ремонте из-за износа корпус корабля ниже ватерлинии был заменен на новый сварной по оригинальным чертежам. Отрезанная нижняя часть корпуса была отбуксирована в Финский залив к недостроенной базе в Ручи и затонула у берега. Реставрация показала, что некоторые детали корабля, в том числе бронеплиты, изначально были произведены в Великобритании.

«Аврора» — старейший введенный в строй корабль ВМФ России, он все еще летает под военно-морским флагом, под которым он был введен в строй, но теперь находится на попечении Центрального военно-морского музея. Она по-прежнему укомплектована действующей боевой командой под командованием капитана 1 ранга.

В январе 2013 года министр обороны России Сергей Шойгу объявил о планах вернуть « Аврору» на вооружение и сделать ее флагманом ВМФ России из-за ее исторического и культурного значения. 21 сентября 2014 года судно было отбуксировано на Адмиралтейский завод в Кронштадте для капитального ремонта, чтобы вернуться в 2016 году. 16 июля 2016 года он вернулся в свой порт в Санкт-Петербурге.

Аврора в Кронштадте в сентябре 2015 года.

использованная литература

Источники

  • Отчеты британского военно-морского атташе. (2003) Русско-японская война 1904-1905 гг. Батарейный пресс. Нашвилл, Теннесси ISBN  0-89839-324-8
  • Будзбон, Пшемыслав (1985). «Россия». В сером, Рэндал (ред.). Боевые корабли всего мира Конвея 1906–1921 . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. С. 291–325. ISBN 0-85177-245-5.
  • Кэмпбелл, Нью-Джерси (1979). «Россия». В Chesneau, Roger & Kolesnik, Eugene M. (ред.). . Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. С. 170–217. ISBN 0-8317-0302-4.
  • Корбетт, сэр Джулиан. (2015) Морские операции в русско-японской войне 1904-1905 гг. Vol. 1 первоначально опубликовано в январе 1914 года. ISBN Naval Institute Press 978-1-59114-197-6 
  • Корбетт, сэр Джулиан. (2015) Морские операции в русско-японской войне 1904-1905 гг. Vol. 2 первоначально опубликовано в октябре 1915 г. ISBN  издательства Военно-морского института 978-1-59114-198-3
  • Доулинг, Тимоти С. Россия в войне: от монгольского завоевания до Афганистана, Чечни и за ее пределами . ABC-CLIO, 2015. ISBN  978-1-59884-947-9
  • Маклафлин, Стивен (2019). «В Avrora » s Shadow: Российские крейсера Дианы класса». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2019 . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing. С. 81–97. ISBN 978-1-4728-3595-6.
  • Скворцов, Алексей В. (2015). Крейсеры первого ранга: Аврора , Диана , Паллада. Сандомир, Польша: Stratus. ISBN 978-83-63678-56-2.
  • Уоттс, Энтони Дж. (1990). Императорский флот России . Лондон: оружие и доспехи. ISBN 0-85368-912-1.

Вооружение

Артиллерийское вооружение

Артиллерийское вооружение «Авроры» составляли восемь 152-мм с длиной ствола 45 калибров орудий системы Канэ, размещённых по одной на полубаке и юте и шесть на верхней палубе (по три с каждого борта). Максимальная дальность стрельбы орудия до 9800 м, скорострельность — 5 выстрелов в минуту при механической подаче снарядов и 2 выстрела — при ручной. Общий боезапас состоял из 1414 выстрелов. Снаряды по своему действию делились на бронебойные, фугасные и шрапнельные.

На верхней и батарейной палубах были установлены двадцать четыре 75-мм с длиной ствола 50 калибров орудий системы Канэ на вертикальных станках системы Меллера. Дальность стрельбы — до 7000 м, скорострельность — 10 выстрелов в минуту при механической подаче и 4 — при ручной. Их боекомплект насчитывал бронебойных 6240 патронов. На марсе и мостиках установлены 8 одиночных 37-мм орудия Гочкиса и две десантных 63,5-мм пушки системы Барановского. Для этих орудий соответственно имелось 3600 и 1440 патронов.

Минно-торпедное вооружение

Минные боевые средства включали в себя один надводный выдвижной торпедный аппарат, выстреливавший торпеды через яблоко форштевня, и два подводных траверзных щитовых аппарата, установленных побортно. Стрельба торпедами Уайтхеда производилась сжатым воздухом при скорости корабля до 17 уз. Наводка торпедных аппаратов производилась при помощи трёх прицелов (по одному для каждого аппарата), расположенных в боевой рубке. Боезапас составлял восемь торпед калибром 381 мм и дальностью хода 1500 м. Две из них хранились у носового аппарата, ещё шесть — в отделении подводных аппаратов.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

Внешняя связь корабля обеспечивалась сигнальными флагами, а также (реже) «боевыми фонарями Манжена» — прожекторами с диаметром зеркала 75 см. Основным назначением последних было освещение в тёмное время вражеских миноносцев. «Аврора» имела на вооружении шесть прожекторов. Для ночной дальней зрительной сигнализации на крейсере имелись два комплекта огней системы полковника В. В. Табулевича. Это новое для того времени средство состояло из двух фонарей красного и белого цветов. Для усиления силы света огней применялся специальный горючий порошок, позволявший при благоприятных метеорологических условиях видеть огни на расстоянии до 10 миль. Сигнализация осуществлялась передачей цифр по азбуке Морзе: точка обозначалась вспышкой белого фонаря, а тире — красного.

Система управления артиллерийским огнем крейсера позволяла артиллерийскому офицеру управлять всей артиллерией корабля и каждым орудием в отдельности. Дистанция до цели измерялась с помощью закупленного в Англии дальномера системы Барра и Струда.

История создания филиала

В Санкт-Петербурге, у Петроградской набережной отчетливо выделяется силуэт военного корабля начала двадцатого столетия — это уникальный памятник истории России, ее Военно-Морского Флота, корабль-музей — легендарный крейсер «Аврора». Крейсер принял участие в трех войнах, в Февральской и Октябрьской революциях 1917 года, был кузницей подготовки нескольких поколений морских офицеров. Много замечательных людей видел знаменитый корабль.

Вступив в 1903 году в строй боевых кораблей Российского императорского флота, крейсер с честью пронес Андреевский флаг, а затем Военно-морской флаг СССР через многие моря и океаны.

Крейсер «Аврора» — участник беспримерного в мировой истории похода на Дальний Восток 2-й Тихоокеанской эскадры, свидетель трагического для Российского флота Цусимского сражения 14–15 мая 1905 года, участник Первой мировой войны на Балтике, защитник Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Залечивший военные раны корабль был поставлен в 1948 году на вечную стоянку у Петроградской набережной, напротив созданного четырьмя годами ранее Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. «Аврора» стала учебной базой для воспитанников училища. Будущие офицеры флота получали здесь основные морские навыки. В 1950 году на крейсере началось создание корабельного музея. 5 июля 1956 года согласно директиве Главнокомандующего Военно-Морским Флотом на «Авроре» образован филиал Центрального военно-морского музея. Первым начальником филиала стал заслуженный офицер флота, капитан 2 ранга Б. В. Бурковский, который руководил работой музея более двадцати лет.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года крейсер «Аврора» был включен в число памятников, охраняемых государством.

В 1984–1987 годах «Аврора» прошла капитальный ремонт и реставрацию на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова (ныне ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь»). На корабле в шести залах разместилась экспозиция, посвященная революционному и боевому прошлому легендарного крейсера. Музей стал одним из самых посещаемых жителями и гостями города, в том числе многочисленными зарубежными делегациями и иностранными туристами. К настоящему времени на «Авроре» и в залах музейной экспозиции побывало около тридцати миллионов человек практически из всех стран земного шара. Книга отзывов посетителей, начатая еще в 1924 году, содержит записи отечественных и зарубежных государственных и политических деятелей, космонавтов, представителей науки, культуры, искусства.

Заслуженной оценкой легендарного корабля стало внесение его в Золотую Книгу Санкт-Петербурга как исторического памятника морской столицы России и Военно-Морского Флота. Крейсер «Аврора» состоит в Международной ассоциации кораблей-музеев.

В 2016 году «Аврора» обрела новую жизнь после почти двухлетнего ремонта на Кронштадтском Морском заводе.

Крейсер «Аврора» сегодня — это находящийся на плаву корабль, на котором работают системы и механизмы, обеспечивающие его жизнедеятельность в течение 20 суток в автономном режиме. По сути, став кораблем-музеем, он сохранил и ряд функций действующего боевого корабля: на нем имеется военный экипаж во главе с командиром, который обеспечивает эксплуатацию крейсера и его надлежащее техническое состояние.

Сегодня, после проведенного ремонта и воссоздания экспозиции, крейсер «Аврора», как и прежде, является одним из самых посещаемых музеев Санкт-Петербурга — города, где был построен этот замечательный корабль и где, по большей части, прошла вся его служба на благо Отечества.

Руководство страны внесло огромный вклад в организацию и проведение ремонтных работ на крейсере «Аврора». В день Военно-Морского Флота 31 июля 2016 года возвратившийся на место вечной стоянки после ремонта крейсер «Аврора» посетили Верховный главнокомандующий, Президент Российской Федерации В.В. Путин и Министр обороны РФ С.К. Шойгу.

Бронепалубный крейсер «Аврора», историческая справка.

«Аврора», легендарный крейсер Балтийского флота, прославившийся активным участием в Великой Октябрьской социалистической революции.

Крейсер 2-го ранга «Аврора» спущен на воду в Петербурге 11 мая 1900 года. Длина 124 метра, ширина 18 метров, осадка 7 метров, водоизмещение 6731 тонн, скорость хода 20 узлов (37 км/ч).

Вооружение крейсера: 8 — 152-мм, 24 — 75-мм, 8 — 37-мм орудий; экипаж 578 человек.

Крейсер участвовал в Цусимском морском сражении 1905 года. В Первую мировую войну нес дозорную службу в Финском заливе.

С 1916 года находился в ремонте, который был закончен перед Октябрьской революцией.

28 февраля 1917 года власть на корабле взяли революционные матросы. В апреле на «Авроре» организована ячейка Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) (42 человека), руководившая выступлениями команды против Временного правительства и корниловщины. Судовой комитет «Авроры», руководствуясь указаниями Центробалта, отказался выполнять приказы Временного правительства, в том числе об уходе «Авроры» из Петрограда.

В ночь на 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года по приказу Петроградского военно-революционного комитета «Аврора» подошла к Николаевскому мосту (впоследствии мост лейтенанта Шмидта, затем Благовещенский). Революционные матросы «Авроры», руководимые комиссаром Александром Викторовичем Белышевым, захватили мост, обеспечив переход отрядов Красной Гвардии с Васильевского острова в центр города.

Утром 25 октября радиостанция «Авроры» оповестила весь мир о переходе власти в руки Военно-революционного комитета и передала подписанное В.И. Лениным воззвание «К гражданам России».

В тот же день в 21 час 45 минут холостым выстрелом носового орудия крейсер «Аврора» подал исторический сигнал к штурму Зимнего дворца.

В дальнейшем отряды матросов «Авроры» участвовали в Октябрьском вооруженном восстании в Москве, в разгроме контрреволюционной ставки Духонина в Могилеве, сражались на фронтах Гражданской войны.

С 1923 года крейсер, находясь в составе учебного отряда Балтийского флота, был кузницей командных кадров. На нем проходили курсантскую практику многие известные адмиралы и офицеры советского Военно-морского флота. «Аврора» была одним из первых советских кораблей, участвовавших в заграничных походах флота.

Отмечая революционные заслуги «Авроры», Центральный Исполнительный Комитет СССР, в августе 1923 года принял над крейсером шефство и вручил экипажу знамя Центрального Исполнительного Комитета. В канун 10-летия Великого Октября, 2 ноября 1927 года, «Аврора» награждена орденом Красного Знамени.

В Великой Отечественной Войне пушки «Авроры» были использованы для усиления обороны Ленинграда. Орудия крейсера использовались на стационарных батареях и на бронепоездах.

С 17 ноября 1948 года крейсер установлен на вечную стоянку на Неве как один из памятников Великой Октябрьской социалистической революции. Одновременно, «Аврора» являлась учебным кораблем Санкт-Петербургского Нахимовского училища. В 1957 году на «Авроре» создан филиал Центрального военно-морского музея. 22 февраля 1968 года в честь 50-летия Советской Армии и Военно-Морского флота крейсер награжден орденом Октябрьской революции.

В 1984-1987 годах крейсер был капитально отремонтирован.

В 2010 году крейсер «Аврора» приказом министра обороны РФ был выведен из состава флота и передан на баланс Центрального военно-морского музея.

26 января 2013 года министр обороны РФ С. К. Шойгу заявил, что крейсер «Аврора» будет отремонтирован, а затем приведён в ходовое состояние.

Настоящая история выстрела в октябре

В разгар Февральской революции моряки крейсера поддержали ее, за исключением капитана и старшего помощника. В результате, оба офицера были убиты восставшими матросами. К моменту Октябрьской революции на борту «Авроры» находилось уже немало сторонников большевиков.

Интересен факт, что в действительности никакого сигнала к началу штурма Зимнего дворца крейсер не давал. По словам членов экипажа выстрел, вошедший в историю, был выполнен в качестве предупреждения стоявшим на берегах Невы кораблям.

А вот настоящим сигналом для нападения, оказались 2 залпа из Петропавловской крепости. Любопытно, что оба снаряда угодили прямо в окна Зимнего дворца. Справедливо заметить, что именно из крейсера «Авроры» было передано легендарное сообщение Владимира Ленина «К гражданам России».

Технические характеристики и недостатки корабля

Проект корабля «Аврора» предполагал, что крейсер стает достойным соперником вражеским кораблям. Описание его характеристик выглядело для своего времени убедительно:

  1. Размеры: осадка – 6,2-6,4 м; ширина – 16,8 м; длина – 126,7 м.
  2. Водоизмещение нормальное – 6731 тонна, полное – 7130 тонн.
  3. Личный состав – 570 человек (включая 20 офицеров). Численность экипажа в ходе службы немного варьировалась.
  4. Силовая установка включала в себя три паровые машины, каждая из которых работала на свой гребной винт. Суммарная мощность составляла почти 12 тыс. л.с.
  5. Проектная скорость предполагалась до 20 узлов, фактически крейсер не развивал больше 19,2 узла.
  6. Изначальное вооружение крейсера состояло из восьми орудий 152 мм/45 системы Канэ, 24 противоминных пушек Канэ калибра 75 мм (длина ствола 50 калибров), вспомогательной артиллерии (восемь 37 мм пушек). Для поддержки десанта на борту имелись две 63,5 мм пушки Барановского на колесных лафетах. Дополнительно были установлены три торпедных аппарата калибра 381 мм (один в носу и по одному на каждом борту). В 1904 году крейсер оснастили парой 7,62 мм пулеметов системы Максим.
  7. Защита корабля состояла из броневой палубы толщиной от 38 до 63,5 мм. Утолщения листов располагались над ответственными участками конструкции. Командный пост располагался в боевой рубке, имевшей защиту толщиной 152 мм. Установленные позднее щиты на главном калибре имели толщину 25,4 мм.
  8. Дальность плавания на экономичном режиме – 4000 миль.

Но в этих красивых числах затаились подвохи. Скорость в 20 узлов была на то время недостаточной для крейсера (тот же «Варяг» по проекту должен был выдавать 23 узла, а «Аскольд» показал на испытаниях 24,5 узла). Испытания показали, что корабль не вытягивает даже этот показатель – скорость выше 19,2 узлов не фиксировалась.

Во время постройки и службы крейсера в его систему вооружений вносились изменения. Например, количество торпедных аппаратов было изменено еще в процессе строительства – их стало три вместо одного. Значительные изменения были проведены во время Первой мировой войны.

«Аврора» – боевые традиции и битвы

В октябре 1904 крейсер  сходит в состав 2-ой Тихоокеанской эскадры и выдвигается в поход на Дальний Восток. Во время движения кораблей приходит известие о падении Порт-Артура, и эскадра получает задание прорыва во Владивосток и обеспечения господства в Японском море нашего флота.

14 мая уже 1905 года «Аврора» в составе эскадры входит в Корейский залив, где встречает хорошо укрепленного и подготовленного врага. Состоялось известное Цусимское сражение, где российский флот потерпел поражение. «Аврора» вместе с крейсером «Олег» приняла на себя удар, защищая транспортные корабли, получив  в том бою 21 корпусное попадание. Тогда были ранены 83 моряка и убиты 16 (из 500 членов экипажа). После героических попыток прорыва к Владивостоку, крейсеры «Олег» и «Аврора» отходят на Филиппины.

В апреле 1906 года «Аврора» возвращается домой и становится на ремонт в Кронштадте, после которого корабль переоборудуется в учебный для гардемаринов. В 1907-1908 гг. на нем проходят учебные походы. В 1909-1912 гг. «Аврора» совершает две крупные компании по мировому океану, пройдя 25,5 тыс. миль в первый раз и  26,2 тыс. миль  — во второй.

В июле 1914 года крейсер «Аврора» входит во 2-ую бригаду Балтийского флота и занимается успешным дозором, разведкой и охраной в Финском заливе. Боевая вахта крейсера сменяется ремонтами, снова военными событиями, пока не наступает роковой для России 1917 год.

На «Авроре» к тому времени уже вовсю действовало подполье,  в феврале на корабле произошло восстание, поэтому крейсер и стал могучей поддержкой революции.

24-25 октября «Аврора» вышла к Николаевскому мосту под красным флагом, демонстрируя свою внушительную поддержку большевиков.

Выстрел с крейсера был холостым, долго время считалось, что он послужил знаком начала штурма Зимнего. Позже сами матросы направили в газету «опровержение» — их выстрел был всего лишь «координационным» для остальных кораблей Балтфлота, которые также прибыли к городу.

Во время гражданской войны новую советскую власть защищали авроровцы и орудия с корабля на разных фронтах, а после победы крейсер снова становится учебным. В середине 1920-х на долю крейсера выпадает и несколько заграничных походов под флагом нового государства.

Во время Великой Отечественной войны с корабля снова снимают всю основную артиллерию, которую и направляют на фронт, а на его борту остается лишь 21 человек. Так, практически безоружная «Аврора»  с малочисленной командой защищает морской подход  к Ораниенбауму, а моряки экипажа отбивают сухопутные атаки гитлеровцев на Лужском рубеже, под Дудергофом, на Вороньей горе.

«Аврора» защищает Ленинград оставшимися орудиями. При авианалете в октябре 1941 года корабль получает серьезные повреждения, его начинает кренить. Матросы открывают противоположные кингстоны и выравнивают крейсер. Но он садится на грунт. Так, в полузатопленном положении «Аврора» продолжает отбивать вражеские бомбардировки до самого снятии блокады. В один из таких налетов враг сбивает кормовой флаг крейсера. Один из матросов, рискуя, водружает его обратно, демонстрируя всем мужество экипажа неподвижного, «израненного», но все равно боеспособного корабля.

В 1944 году крейсер поднимают, ремонтируют и у него начинается другая жизнь. Жизнь учебного корабля, затем музейного филиала, жизнь символа, жизнь памяти. Но при этом – действующего корабля российского Балтийского флота, где каждый день поднимается Андреевский флаг!

КАК НАЙТИ?

Музей «Крейсер «Аврора»

Санкт-Петербург, Петроградская набережная
(м. «Площадь Ленина»)

(812) 230‑84-40

Имя кораблю выбирал император

Фрегат «Аврора» спущен на воду в 1835 г. в Санкт-Петербурге. Водоизмещение судна около 2000 тонн, длина 160 футов. Калибр пушек 24 фунтов.

Назван корабль был именем древнеримской богини. Вы, возможно, слышали, что Николай I был большим поклонником представительниц прекрасного пола. Выбирая название корабля, он имел в виду не только персонаж из античной мифологии, но и одну из очаровательнейших дам столицы, служившую фрейлиной при дворе, Аврору Карловну Демидову-Карамзину, урождённую баронессу Шернваль фон Валлен. Причём её имя до сих пор носит ещё и улица в Хельсинки.

Аврора Карловна Демидова-Карамзина

История службы

В середине 1903 года Аврора причислена к отряду контр-адмирала Вирениуса, который отправился на Дальний Восток для укрепления русских военно-морских сил. Во время перехода периодически обнаруживались различные недочеты и неисправности, которые по мере возникновения исправляли. Кампания оказалась успешной, 5 апреля 1904 года крейсер вернулся со своим отрядом.

Тихоокеанская эскадра

Практически сразу после возвращения Аврору включили во Вторую Тихоокеанскую эскадру. Во время подготовки к кампании крейсер отремонтировали, усовершенствовали артиллерию. Командиром в июле назначили Е. Р. Егорьева (ранее был И. В. Сухотин). Во время боевой подготовки выявили еще несколько недочетов, которые быстро исправили.

Во время похода Тихоокеанской эскадры обстановка была напряжена, так как ожидалось японское нападение. Орудия были постоянно заряжены. Атака началась ночью с 8 на 9 октября. Во время перестрелки Аврору приняли за корабль противника и перенесли огонь на нее. Повреждения были незначительны, но из-за ранения скончался судовой священник. Причиной инцидента, названного Гулльским, оказалась британская рыболовецкая флотилия. Возникли осложнения с Великобританией.

Во время похода было несколько труднейших участков маршрута, включая Индийский океан. Подготовка к бою началась 26 марта 1904 года. 14 мая началось Цусимское сражение. Первый выстрел нечаянно совершили на броненосце Орел – начался бой. Во время него Аврора получила ряд повреждений, капитан Егорьев был смертельно ранен. Командование перешло сначала к старшему штурману Прохорову, затем к старшему офицеру.

Во время боя осколки 6 раз сбивали флаг Авроры, но его неизменно поднимали, хоть он уже и превратился в лохмотья. К концу боя Аврора потеряла одного офицера, 9 матросов, было ранено 82 человека (в основном комендоры и орудийная прислуга).

Эскадра была полностью расстроена. С адмиралом Энквистом помимо Авроры оставались только крейсеры Олег и Жемчуг. Вернуться во Владивосток им не давали японские корабли. В мае русские корабли прибыли в Манилу, но им приказали разоружиться или в течение суток покинуть порт. С разрешения императора командиры крейсеров дали подписку о неучастии в военных действиях. Во время стоянки в Маниле раненых вылечили в морском госпитале, произвели ремонт крейсеров.

23 августа 1905 года произошло подписание Портсмутского мирного договора, поэтому отряд начал готовиться к возвращению на Родину. Произошло оно зимой 1906 года.


Цусимское сражение

Эвакуация гарнизона Петропавловска

Несмотря на успешное отражение нескольких попыток противника взять Петропавловскую крепость, главное командование приняло решение эвакуировать весь её гарнизон из опасений значительных затруднений для его снабжения. После получения 3 марта 1855 г. приказа об эвакуации все оборонительные сооружения крепости были срыты, местным жителям камчадалам было приказано переселиться на север.

Оставлен был лишь небольшой казачий пост. Все остальные погрузились на шесть судов. И эта эскадра во главе с фрегатом «Авророй», отчалила на юг. Для выхода из бухты, ещё покрытой льдом, большими длинными пилами был пропилен канал во льду. Нам с вами можно лишь догадываться, с какими чувствами покидали защитники крепости Камчатку. Они сумели отстоять её в неравных боях с врагами, но вынуждены были сами уничтожить укрепления, чтобы они не достались противнику.

Г.Ф. Морозов «Аврора на Камчатке»

8 мая 1855 г. к Камчатке вновь подошла вражеская эскадра. Обнаружив, что Петропавловск уничтожен, а гарнизон его покинул, противник принял решение преследовать россиян. Наличие у англичан кораблей, оснащённых паровыми двигателями, облегчало это задачу.

Обогнув Сахалин с юга, корабли противника догнали эскадру, которая находилась на стоянке у берега. Снявшись с якорей русская эскадра ушла на север, а противник решил дальше её не преследовать. О чём-либо подобном в истории морских сражений вам, скорее всего, не доводилось слышать.

Британцы и французы не знали, что Сахалин является островом, отделённым от материка Татарским проливом. Они принимали его за полуостров и рассчитывали, что русские корабли заперты в заливе.

То, что Сахалин это остров, было незадолго до войны установлено капитаном Невельским, проходившим службу на фрегате «Аврора». И это было большим секретом русских, который позволил их кораблям укрыться от преследовавшего противника в широком судоходном устье Амура. С участием гражданского населения, эвакуированного из Петропавловской крепости, на левом берегу реки моряки заложили новый город Николаевск-на-Амуре.

И. Айвазовский «Фрегат Аврора»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector