Праведные халифы
Содержание:
- Высочайшая в мире башня
- Третий праведный халиф Усман ибн Аффан
- وَسَيُجَنَّبُهَا الْأَتْقَى (17) الَّذِي يُؤْتِي مَالَهُ يَتَزَكَّى (18) وَمَا لِأَحَدٍ عِنْدَهُ مِنْ نِعْمَةٍ تُجْزَى (19) إِلَّا ابْتِغَاءَ وَجْهِ رَبِّهِ الْأَعْلَى (20) وَلَسَوْفَ يَرْضَى
- Халиф на час: значение фразеологизма
- Принятие Ислама
- Новые смуты
- Наследный принц
- Установление справедливости в обществе
- Становление государства
- Усман ибн Аффан — третий халиф
Высочайшая в мире башня
Высота Бурдж-Халифы составляет 828 метров. В 2010 году башня официально получила статус самого высокого здания на планете
Дубай тут же привлек внимание всего мира
Рекорд ОАЭ не понравился принцу Саудовской Аравии. Он тут же заявил, что в его стране появится небоскреб Бурдж-Джидда высотой в милю (то есть в 1,5 раза выше Бурдж-Халифы). Позже выяснилось, что строительство такой башни технически невозможно. Предполагаемую высоту небоскреба снизили до 1 км. Однако в 2018 году строительство остановилось по финансовым причинам.
В результате «Дубайская башня» так и осталась самым высоким строением в мире. И конкурентов в обозримом будущем у нее нет.
Третий праведный халиф Усман ибн Аффан
Усман ибн Аффан (575–35/656) – выдающийся политический и общественный деятель, 3-й праведный халиф, родственник и сподвижник Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Полное имя Усман ибн Аффан ибн Абу аль-Ас ибн Умейя ибн Абди аш-Шамс ибн Абд Манаф аль-Курайши аль-Умави. Мать – Арва бинт Курайз бинт Рабия бинт Хабиб бинт Абд Шамс.
Усман был одним из первых принявших Ислам. Его дядя Хакам ибн Абу аль-Ас попытался заставить племянника вернуться к языческой вере предков, но безрезультатно. Усман женился на дочери Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Рукаййе (возможно, еще до начала пророческой миссии Мухаммада, мир ему и благословение). От этого брака у Усмана родился сын Абдуллах, умерший во младенчестве.
В период гонений на мусульман Усман с женой эмигрировали в Эфиопию, затем он попытался вернуться в Мекку, вместе с другими мусульманами совершил хиджру (переселение) в Медину. Там принимал активное участие в становлении мусульманского государства, во всех сражениях, кроме битвы при Бадре (из-за смерти жены; но Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) счел Усмана принявшим участие в сражении и выделил ему часть трофеев). Затем Усман женился на другой дочери пророка Мухаммада (мир ему и благословение) – Умм Кульсум, из-за чего его стали называть Зу’н-Нурайн («обладатель 2-х светил»).
В 6 г. х. при совершении малого паломничества Усман был парламентером к мекканцам; из-за его запоздалого возвращения распространился слух о его смерти, что привело к обострению ситуации и в конечном итоге к подписанию Худайбинского договора.
Усман был состоятельным человеком, оказывал мусульманам материальную поддержку, покрыл большую часть затрат при походе мусульманской армии на Табук. Находился рядом с Пророком (мир ему и благословение) во время Прощального хаджа.
В период правления халифов Абу Бакра и Умара Усман активно поддерживал их и оказывал им помощь. После покушения на Умара в 23/644 г. по его распоряжению вошел в состав «Совета шести» и был избран халифом.
Как правитель стал продолжателем дела Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и первых халифов. Во время его правления была создана специальная комиссия по окончательной редакции Корана и размножены его экземпляры.
В период правления Усмана продолжались войны с внешними врагами Халифата и расширение его границ: был разгромлен Сасанидский Иран, присоединены Кипр, территории Сирии и Сев. Африки.
В конце правления Усмана в Халифате осложнилась внутриполитическая обстановка; возникли мятежные группировки, недовольные злоупотреблениями некоторых наместников провинций. Антигосударственная пропаганда привела к открытому мятежу. Усман отказался выполнить предъявленные требования мятежников. 18 Зульхиджа 35 г. х. заговорщики напали на Усмана и убили его. В момент смерти ему было 82 года.
وَسَيُجَنَّبُهَا الْأَتْقَى (17) الَّذِي يُؤْتِي مَالَهُ يَتَزَكَّى (18) وَمَا لِأَحَدٍ عِنْدَهُ مِنْ نِعْمَةٍ تُجْزَى (19) إِلَّا ابْتِغَاءَ وَجْهِ رَبِّهِ الْأَعْلَى (20) وَلَسَوْفَ يَرْضَى
Отдален от него будет самый богобоязненный, который раздает свое имущество, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. (Аль-Лайль, 17-20).
Многие учёные сказали, что причиной ниспослания этого аята стал Абу Бакр (да будет доволен им Аллах).
Аллах Всевышний одарил Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) такими достоинствами и особенностями, которых не было у многих других. Он был наиболее неприхотливым из сподвижников в отношении мирской жизни, самым храбрым человеком после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он был наиболее любимым из всех сподвижников для Пророка, который никогда не видел от него ничего плохого. Он — наилучший человек этой уммы после Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и он первым среди них войдёт в Рай, как об этом передал Абу Дауд в своем сборнике хадисов. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Абу Бакру: «Что касается тебя, о Абу Бакр, то ты первым из моей уммы войдешь в Рай». Он более всех достоин того, чтобы стать халифом после посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Задумайся о чертах, которые собрались в нём в течение одного дня. Однажды посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) спросил своих сподвижников: «Кто из вас сегодня постится?» Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я». Пророк(да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «А кто из вас сегодня участвовал в похоронах?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк спросил: «Кто-нибудь из вас проведал сегодня больного?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк снова спросил: «Кто-нибудь из вас дал милостыню?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк сказал: «Непременно попадет в Рай человек, в котором собрались эти качества».
Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) было суждено быть вторым человеком в Исламе, и ему же было суждено быть вторым в пещере Саур, где они вместе с Пророком укрывались от погони курайшитов, и быть вторым в шалаше, установленном для посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в день битвы при Бадре.
Осознавая его расположение и близость к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), учитывая его достоинства и первенство в Исламе, сподвижники избрали его халифом после смерти Пророка. Смерть посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) стала сильным потрясением и тяжелым ударом для мусульман. В этой тяжелой для всех ситуации Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) объявил людям: «О люди! Кто поклонялся Мухаммаду, то, поистине, Мухаммад умер! А тот, кто поклонялся Аллаху, то Он — Живой и никогда не умрет!» Затем он прочитал людям слова Аллаха, обращённые Своему посланнику:
Халиф на час: значение фразеологизма
«Халиф на час» — это крылатое выражение, которое произошло от одноименного названия волшебной сказки из сборника «1000 и одна ночь». По сюжету этой истории житель Багдада Абу-Гассан приглашает к себе незнакомца, даже не догадываясь о том, что перед ним халиф Гарун-аль-Рашид, к слову сказать – любитель разгуливать по Багдаду под видом приезжего купца. Юноша делится с новым приятелем заветной мечтой – хотя бы на короткий срок занять место правителя. Желание развлечься тут же просыпается у халифа. Он добавляет в вино Абу-Гассана снотворный порошок и дает приказ перенести его во дворец. Весь следующий день Абу-Гассан считает, что он – настоящий халиф. Свою роль в этом сыграла и свита настоящего правителя. Вечером же юноша вновь получает бокал вина со снотворным и просыпается уже дома.
То есть смысл фразеологизма «халиф на час» заключается в том, что человек, которого так называют, получил власть на короткое время. Еще одно значение – человек, который случайно стал кем-то, кто занимается несвойственным ему делом, чаще всего престижным.
Принятие Ислама
После того, как Ислам приняла Хадиджа, Али застал супругов за молитвой и спросил, что они делают. Пророк Мухаммад ﷺ рассказал о религии Аллаха, которую он для себя избрал, и призвал Али перестать верить в аль-Лят и аль-Уззу и уверовать во Всевышнего Аллаха. Но Али сказал, что это новое для него, и он хочет сначала посоветоваться
Однако для Пророка Мухаммада ﷺ было важно сохранить в секрете Ислам до того, как он ﷺ объявит о нем. И он ﷺ сказал Али не говорить никому об Исламе, если тот не примет его
Али наутро сказал, что решил принять Ислам и сделал это тайно от отца.
Чтобы совершать молитвы, Пророк Мухаммад ﷺ уходил в ущелья возле Мекки и брал с собой Али. Однажды за этим их застал Абу Талиб и поинтересовался, что это за религия. Выслушав от Пророка Мухаммада ﷺ о том праведном пути, который он избрал, Абу Талиб отказался принять Ислам, поскольку не мог отказаться от религии своих отцов, но сказал, что ничего не будет угрожать Пророку Мухаммаду ﷺ, пока он сам, его дядя Абу Талиб. Сыну же своему Али он сказал, что религия, которую он избрал, призывает его только к благому, и разрешил следовать за Пророком Мухаммадом ﷺ.
Новые смуты
После смерти Муавии в 680-м году власть перешла по принципу наследования к его сыну Язиду, и он оставался у власти в течение трех лет, но даже столь короткое время его правления ознаменовалось серьезной внутренней смутой: сына Муавии отказались категорически признать жители Мекки, Медины и Куфы, многие желали прихода к власти Хусейна (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ), который приходился внуком самому Пророку Мухаммаду ﷺ. Но сам же Пророк Мухаммад ﷺ завещал мусульманам повиноваться тому халифу, который был признан ранее, и бороться с теми, кто пытается лишить законного халифа власти, однако, повиноваться Язиду сторонники Хусейна отказывались, потому что считали, что власть в Омейядском Халифате была ему завещана незаконно.
Трагические события развернулись 10 октября 680 г. посреди пустыни неподалеку от иракской Карбалы в день Ашура. В этот день между сторонниками Хусейна и войсками Убейдуллы ибн Зийада – наместник Язида в Куфе произошло сражение, которое закончилось победой правительственных войск, которые во много раз превосходили численно, и в этой битве сам Хусейн (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ) был убит. Несмотря на то, что Язид лично не отдавал приказ о начале этого сражения, а по поводу гибели внука Мухаммада ﷺ выразил свою скорбь, взаимная неприязнь между сторонами оппозиции и непримиримые разногласия между ними только усугубились после Кербельской битвы. В результате ускорилась тенденция выделения в отдельное религиозное течение самих шиитов.
С тех пор день Ашура, который по мусульманскому календарю приходится на десятое число месяца мухаррам, у шиитов – день траура, и последователи шиизма в знак скорби в этот день по обычаю подвергают себя истязаниям. А сторонники Хусейна, во главе которых встал Абдулла ибн аз-Зубайр (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ), сын ближайшего сподвижника Пророка ﷺ, закрепили свои позиции в Мекке. Население Западной Аравии, в том числе Мекки и Медины, присягнуло на верность Абдулле. Через четыре года произошло еще одно сражение между войсками Язида и сторонниками Абдуллы в самой Мекке. Но когда пришла весть о смерти Язида, правительственные войска были вынуждены отступить, а влияние Абдуллы многократно возросло.
На верность Абдулле ибн аз-Зубейра присягнули население Куфы и Басры, Йемена и Хорасана, а также ряда других провинций Омейядского халифата. Верными Омейядам остались только часть Египта и Сирия – они же присягнули на верность следующему правителю из Омейядов Муавие II. Однако Муавия II через несколько месяцев скончался от болезни.
Все шло к тому, что Омейядская династия вот-вот падет, а правителем будет провозглашен Абдулла ибн аз-Зубейр (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ). Но после того, как войска Абдуллы потерпели поражение от правительственных войск под командованием Марвана, династия Омейядов получила «второе дыхание» после того, как Ирак признал Марвана законным правителем. Утраченные территории был послан отвоевывать назначенный новым правителем Абдуль-Маликом ибн Марваном полководец аль-Хаджжадж: под его предводительством армия власти вновь взяла Басру, установила контроль над Ираком, а затем выступила в направлении Хиджаза против войск Абдуллы.
Мекка оказалась в осаде в 692г. Тогда разыгралось драматичное сражение, в результате которого мусульмане понесли потери и был поврежден священный для всех мусульман храм Кааба. В ходе этих событий были убит и сам Абдулла ибн аз-Зубейр (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ), которому на тот момент было уже семьдесят три года. Все это вылилось в восстание хариджитов, которое было подавлено только спустя четыре года аль-Хаджжаджем. Подавлением этого восстания полный контроль династии Омейядов над всей территорией страны был восстановлен.
Постоянное противостояние действующей власти всевозможных оппозиционных групп – характерная черта для всего Омейядского периода: через преодоление внутренних смут, среди которых наиболее серьезной была та, во главе которой стояли шииты, молодая держава шла к своему расцвету. Шииты имели наибольшее влияние в Иране, который еще помнил, как арабы разгромили древнее государство, а потому недовольство тем, что земли и богатства Ирана были сосредоточены преимущественно в руках арабских наместников, крепло. Еще одна оппозиционная сила, которая угрожала властям – это хариджиты, обосновавшиеся в южной иракской Басре. У каждой оппозиционной силы были готовы обоснования собственной позиции с религиозной точки зрения, а потому со временем каждое оппозиционное течение превращалось в отдельное религиозное течение, у которого сформировались собственные религиозные догмы.
Наследный принц
Хамад был назначен наследником своего отца 27 июня 1964 года. В 1968 году он был назначен председателем совета по ирригации и муниципального совета Манамы. Он был зачислен в Национальную гвардию Бахрейна 16 февраля 1968 года и назначен ее командующим в том же году, оставаясь на этом посту до 1969 года, когда он был назначен главнокомандующим Силами обороны Бахрейна . В 1970 году Хамад стал главой министерства обороны Бахрейна и заместителем председателя административного совета, оставаясь в обоих офисах до 1971 года. С 1971 по 1988 год он был государственным министром обороны.
В октябре 1977 года шейх Хамад начал учиться управлять вертолетами, успешно завершив обучение в январе 1978 года. Затем он работал над созданием Бахрейнских ВВС Эмири , которые возникли в 1987 году, когда авиакрыло сил обороны было преобразовано в ВВС .
Установление справедливости в обществе
Преобразования коснулись не только личной жизни халифа. Подчинив вначале свою жизнь самым строгим требованиям Ислама, новый правитель занялся и делами других мусульман, кардинально преобразовав социальную организацию общества.
По велению Умара ибн Абдуль-Азиза подданным была предоставлена полная свобода передвижения, выстроены постоялые дворы для путников, вырыты новые колодцы, построены дороги, учёные были поставлены на государственное содержание.
Чтобы искоренить чиновничий произвол, было поднято жалованье чиновникам. Наместники и чиновники, растратившие государственные средства или уличённые в вероломстве и бесчинствах, смещались и на их место назначались новые.
Каждый житель халифата, обременённый долгами, независимо от вероисповедания, получал гарантию их погашения за счёт специально установленных государственных фондов. Любой желающий обзавестись семьёй, но не имеющий на это материальных средств, получал необходимые средства из казны.
Так в результате проведённых новым правителем реформ в халифате практически не осталось нищих. Люди затруднялись найти того, кто нуждался в подаянии. «Кого притеснили, пусть входит ко мне без разрешения», – гласил указ нового правителя, разосланный во все провинции халифата. Такое отношение со стороны властей не осталось без внимания народа.
Вслед за неподдельным благородством и справедливостью, исходящими с самых верхов, в обществе наметились кардинальные перемены. Почти прекратились междоусобные войны, сотрясавшие халифат со времён гибели третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана.
Становление государства
Арабы с давних времен жили на Аравийском полуострове
Он не привлекал внимание соседних племен и народов из-за жаркого климата. Поэтому арабы могли спокойно жить в небольших оазисах и кочевать по полуострову в поисках пастбищ для скота
В VI веке в городе Мекка, расположенном на юго-западе Аравии, родился Мухаммед. Он был караванным торговцем, поэтому часто путешествовал. В ходе экспедиций Мухаммед познакомился с религиозными традициями людей разных вероисповеданий. В 610 году он начал проповедовать ислам. Со слов посланника Аллаха была записана священная книга — Коран.
Мухаммед создал Мединскую общину, объединяющую приверженцев ислама. При его жизни эту религию приняли все арабы. А после смерти бездетного Мухаммеда в 632 году править мусульманами стал один из его сподвижников Абу Бакр. Он получил титул «халиф» (в переводе с арабского «заместитель, наместник»). Так началась эпоха «Праведного халифата».
В эту эпоху государство существенно расширилось. Халифат занял весь Аравийский полуостров, часть Северной Африки, Кавказ и Иранское нагорье. В 661 году заговорщики убили 4-го «праведного халифа». К власти пришли Омейяды, правившие в период с 661 по 750 год.
Омейядский халифат продолжил завоевательную политику «Праведного халифата». Арабы захватили земли Северной Африки, Средней Азии и юг Пиренейского полуострова. Столицей халифата стал Дамаск. Захваченные земли были разделены на наместничества, возглавляемые эмирами. Иноверцы выплачивали поземельный налог «харадж» и подушную подать «джизья». В период правления Омейядов в исламе появились 2 течения: суннизм и шиизм.
Усман ибн Аффан — третий халиф
Праведный халиф Усман ибн ‘Аффан, которого называли «обладателем двух сияний».
Преемником Умара был назначен Усман ибн ‘Аффан или Осман. Усман прожил с 575 по 656 год, продолжив эпоху праведных халифов, а ранее был соратником Пророка Мухаммада ﷺ и его зятем – две дочери Пророка Мухаммада ﷺ были женами Усмана в разное время.
В период его правления был окончательно сформирован и принят канонический текст Корана.
Границы государства к середине праведной эпохи расширились, и территория государства теперь простиралась от земель Северной Африки до самого Закавказья. Усман принял решение объявить большую часть земель Ирака, Сирии и Египта государственными, а крестьянам был присвоен статус наследственных арендаторов, которым полагалось выплачивать поземельную подать. После ряда завоеваний новых земель на захваченные территории начали переселяться арабы, и в Сирии и Ираке стала происходить арабизация. Арабизация распространилась и на территорию Северной Африки и Египта, но совершенно не затронула Среднюю Азию, Иран и Закавказье.
По указу Усмана были собраны все откровения Пророка Мухаммада ﷺ, которые стали основой первого официального канонического текста Корана, который был составлен специальной комиссией. Этот текст был признан единственно верным.
Усман был повелителем верующих в течение двенадцати лет. В течение первых шести лет люди не имели никаких претензий к нему, и курайшиты даже любили его больше, чем Умара ибн аль-Хаттаба, потому что Умар был суров к ним, а Усман проявил мягкость и стал поддерживать с ними более тесные связи.
В мусульманском обществе появилось новое поколение, готовое занять своё место под солнцем. Это было уже не поколение сподвижников, и жили представители этого поколения не в ту эпоху, на которую пришлась жизнь абсолютного большинства сподвижников.
Вера этого поколения была много слабее веры первого поколения мусульман, которое вынесло ислам на своих плечах и построило исламское государство. То, первое поколение отличали сила веры, правильное понимание сути исламских убеждений и полная готовность покориться установленному исламом порядку, представленному Кораном и Сунной.
В новом поколении ярче обозначились корыстные интересы, национализм, племенной фанатизм. Сподвижники не создавали поводов для возникновения смут, но чем больше времени проходило после кончины Посланника Аллаха ﷺ, тем больше разногласий возникало внутри мусульманского общества, тем сильнее и яснее обозначался наметившийся раскол. Представители этого поколения перестали понимать представителей поколения сподвижников. Поэтому уклонившиеся от прямого пути люди из числа представителей нового поколения присоединились к разжигателям смуты.
Из тех, кто был враждебно настроен по отношению к Усману – были шииты («шиа» в переводе означает «группировка»), а затем превратились в отдельное направление в исламе. Шииты выступали за то, что во главе Халифата должен стоять Али, зять Пророка ﷺ, а после того, как он покинет этот мир, власть должна перейти к Алидам, то есть его родственникам, потомкам Пророка Мухаммеда ﷺ через его дочь Фатиму. Это касается как духовного главы или имама, так и политического главы.
Правитель пал от рук убийц, когда на него совершили нападение арабы и послы из Египта, которые были недовольны его правлением. В тот момент в Медине появились сразу несколько групп недовольных граждан, из Куфы, Басры и Египта, и начали требовать сместить наместников Усмана. В день 20 июня 656 г.х. группы недовольных подожгли ворота его дома, ворвались к нему на подворье. Усман повелел, чтобы его сподвижники и рабы ничего не предпринимали, убедил своих защитников, чтобы они остановились и покинули дом.
Когда же в доме остался только он сам и его семья, он открыл дверь, развернул Коран и начал читать его. В это время Усман соблюдал пост.
Один из бунтовщиков вошел в его дом и ударил Усмана мечом. Кровь из его раны оросила Коран, который лежал перед ним, и попала как раз на слова Аллаха: «Аллах избавит тебя от них, ибо Он – Слышащий, Знающий» (2:137). По самой вероятной из версий на момент смерти Усману было восемьдесят два года.
В тот день в доме было убито четыре человека – сам Усман, Наджих, а также двое преступников – Кутайра и Саудан. Дом подвергся грабежу со стороны преступников: они забрали даже то, что было надето на женщинах. После того, как преступники ограбили дом Усмана, они добрались и до государственной казны.