Необыкновенная история головных уборов
Содержание:
- Что такое бескозырка?
- Названия кораблей на ленточках
- Повседневная женская форма одежды ВМФ
- Происхождение российского гюйса
- Дембельская форма ВМФ
- Немного о лентах на бескозырках
- Как создать бумажную бескозырку для мальчика?
- Атлант – царь Атлантиды
- Применение для самообороны
- Разновидности японских зонтов
- Головной убор моряка в историческом прошлом
- Парадная форма для офицеров и мичманов ВМФ
- Ленты в послереволюционное время
- Рубаха
- Материалы и инструменты
- Современная бескозырка
- Головные уборы с фото и историей происхождения
- Сами кроим
- Названия кораблей на ленточках
- Фуражка морская: немного истории
- Почему моряки носят бескозырку — что она символизирует
Что такое бескозырка?
Бескозырка – это шапка без козырька, часть формы фуражиров. После небольших трансформаций фуражка вошла в гардероб моряков. Она была официально утверждена как часть экипировки моряков. Сейчас фуражку без козырька надевают на торжественных случаях, парадах.
Немного истории
Бескозырка – это первый головной убор, который был введен в официальную форму русских матросов. За основу была взята фуражная шапка фуражиров (военных, отвечающих за заготовку кормов для животных). Уже в 1811 году головной убор был назначен частью повседневного наряда в армии и на флоте.
Отличительные особенности первой модели:
- отсутствие ленты;
- изумрудный оттенок;
- наличие больших номеров экипажей флота.
В XIX веке на шапке был внедрен белый шнурок, который можно наблюдать и на современных моделях. Не позже 1872 года появились ленты. Раньше на фуражках были только цифры с данными корабля. В 70-х годах официальной формой была утверждена черная бескозырка с белой лентой. Точная модель была введена в августе 1874 года. В СССР правила оформления надписей на фуражке было утверждено в 1923 году.
Гвардейский знак и соответствующая лента были разработаны в 1943 году. Здесь присутствовала расцветка георгиевской ленты: чередование черных и оранжевых полос. Цвета имели особую символику. Черный обозначал дым, который возникает после выстрела порохом, а оранжевый – огонь.
Лента выполняла практическую функцию. Она удерживала шапку на голове при сильных порывах ветра. Ленты фиксировались вокруг шеи или моряки могли зажать их зубами. Сейчас этот элемент фуражки короче, а тогда его длина составляла приблизительно 160 см.
Черный верх головного убора носят в холодную погоду. Шапки с белым верхом надевают в летнее время. Белый цвет непрактичный, быстро пачкается. По этой причине сделали чехлы в светлой расцветке, которые можно снять и почистить.
Во время Второй мировой войны стало понятно, что бескозырка – абсолютно непрактичный головной убор. Шапка постоянно спадала с головы, быстро пачкалась и совсем не защищала от солнца и непогоды. Некоторые моряки совсем отказались от головных уборов, другие предпочли береты, кепки и прочие практичные изделия.
Из каких деталей состоит?
Конструкция бескозырки простая. Она менялась в зависимости от времени. Современный головной убор имеет 6 главных элементов. Составляющие детали:
- околыш – обхватывает темя;
- тулья – верхний элемент;
- выпушка – надписи;
- съемный чехол;
- кокарда – значок из металла;
- ленты.
Названия кораблей на ленточках
Лента с названием корабля
Несмотря на то, что названия кораблей на лентах бескозырки должны были исчезнуть с 1874 года, моряки всячески стремились сохранить эту традицию. На какой-то период имена кораблей перекочевали на значки, которые так и не стали уставной частью формы. В дальнейшем ленты с названием корабля заказывались или изготавливались перед демобилизацией, моряки всеми силами стремились подчеркнуть свою гордость тем кораблем, на котором проходила их служба, несмотря на все настояния начальства. Сегодня к названию корабля на ленте фуражки относятся спокойно, даже многие командиры поддерживают такую тенденцию и заказывают для себя подобные изделия.
Повседневная женская форма одежды ВМФ
Представляет собой комплект из пилотки, пошитой из черной шерсти, черной же шерстяной юбки, кремового цвета блузки, традиционного галстука с золотой закрепкой и поясного ремня, черных туфель (или же ботинок) и телесных колготок. Также в комплекте присутствует жакет.
Зимняя повседневная форма предполагает ношение каракулевого черного берета, пальто из шерсти, юбки, блузки, ремня, галстука и колгот из вышеописанного летнего комплекта, черного кашне и перчаток. Обувью служат сапоги или ботинки. Жакет также присутствует в зимнем варианте формы. Разрешено ношение свитера, демисезонного плаща, пилотки и шапки-ушанки.
Стоит отметить, что некоторые элементы, существующие в комплекте формы сейчас, были введены в 2014.
Теперь, рассмотрев повседневное флотское одеяние, перейдем к другим различным видам морской формы. Их существует несколько видов, среди которых такие, как:
- Парадная.
- Офисная.
- Дембельская.
Также еще со времен СССР существует разделение на зимнюю и летнюю формы.
Происхождение российского гюйса
В Российской империи гюйс появился в 1658 году — после посещения Петром Первым Английского королевства в ходе Великого посольства. Флаг должен был символизировать мощь и величие молодого русского флота, оттого его вид был выбран по подобию гюйса самого могущественного морского союза — Британии и Шотландии, который мы подробно разобрали выше.
На российском же гюйсе, в отличие от символа унии, крест Андрея Первозванного доминировал над крестом Святого Георгия, а не наоборот. Сделано это было потому, что именно от Святого Андрея, по мнению Петра, Русь и обрела крещение. Также этот крест имел и символическое значение — на момент создания гюйса государство уже имело выход к четырем морям. Оттого и был утвержден первый российский орден Андрея Первозванного в виде того же четырехстороннего косого креста.
Использовать этот носовой флаг, который стал прообразом современного гюйса ВМФ России, начали в 1701 году. Его образ применялся также в качестве крепостного штандарта фортов и прочих приморских объектов.
Дембельская форма ВМФ
Произошедшие в 2007 году изменения в военном законодательстве сократили срок военной службы по призыву с двух лет до одного года. Это было сделано в связи с необходимостью борьбы с неуставными взаимоотношениями («дедовщина») и переходом на контрактную основу.
По старым негласным правилам солдат, прослуживший до 6 месяцев, считался салагой и не имел никаких прав, и обязан был выполнять приказы старшего призыва.
Прослужив 6 месяцев, солдат становится черпаком, и объем прав увеличивался за счет поступления молодого пополнения. Далее шел «слон» (от года до полутора лет) и тот, кому осталось служить сто дней считался «дембелем».
В связи с этим подготавливаться дембельская форма ВМФ начиналась именно в этот срок силами самых грамотных и работящих солдат младшего призыва. Форма ушивалась по фигуре, на рукава пришивались новые шевроны и нашивки, желательно, с солидными надписями (Спецназ,Special Forceи т.п.). Обязательно пришивали аксельбант, а погоны должны были быть белые и золотые и, конечно же, с якорем.
Воротник кителя обшивался на манер адмиральского белыми нитками, в нагрудные карманы устанавливались пластмассовые вставки. Не забывали и про нагрудные знаки, полученные или купленные в ходе прохождения службы. Обычно это были знаки за отличие, памятные медали, значок «Воин-спортсмен» и т.д.
В нынешнее время солдат не успевает забыть гражданскую жизнь. Научиться у офицеров военному делу и уже заказывает себе форму на дембель. Иногда случаются встречаются и такие карнавальные костюмы.
Немного о лентах на бескозырках
Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году и не позднее 1872 года на фуражках. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. Точный размер, форма букв на лентах, как и сами ленты, были утверждены для всего рядового состава русского флота 19 августа 1874 года. В советском флоте шрифт на краснофлотских лентах был утвержден в 1923 году.
Особой лентой на бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утвержденная вместе с гвардейским знаком в 1943 г. Лента гвардейских кораблей имеет расцветку ленты Ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета.
Некоторые исследователи высказывают предположение, что в русском флоте черно-оранжевый цвет георгиевской ленты повторяет бывшие династические цвета русской монархии. Это в корне неправильно. Старые геральдические цвета русской монархии — золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых полос георгиевской ленты существует определенное указание 1769 года, где сказано, что цвета даны чисто «военные»: оранжевый — цвет пламени и черный — цвет пушечного и ружейного порохового дыма.
Цитаты
— А затем, друг мой, что этот флаг обозначал порт приписки корабля!; ответил боцман.
ГЮЙСЪ
, флагъ, поднимаемый въ носов. части воен. судовъ первыхъ двухъ ранговъ, когда они стоятъ на якорѣ, вмѣстѣ съ кормов. флагомъ т.-е. отъ 8 ч. у. до захода солнца. (Формы и рисунки Г. разн. державъ см. на красоч. таблицахъ флаговъ при описаніяхъ государствъ).
Как создать бумажную бескозырку для мальчика?
Инструкция о том, как сделать из бумаги бескозырку.
Для этого понадобится:
- белая и синяя ткань;
- атласные ленты аналогичного цвета;
- ткань на клеевой основе (дублерин);
- бумага и ножницы;
- аппликация якоря;
- нитки с иголкой.
Чтобы сделать выкройку головного убора следует измерить окружность головы. Отложить на бумаге это значение по горизонтали и вертикали примерно в 5-7 сантиметров.
Полученный прямоугольник будет являться околышем шапочки. Далее, нужно вырезать тулью соответствующего диаметра.
Готовые выкройки переносятся на ткань с клеевой основой.
В итоге должно получиться 3 части бескозырки: околыш, верхняя часть и тулья. Околыш из дублерина приклеивают на синюю ткань, а тулью с верхней частью – на белую. Детали необходимо вырезать, отступив со всех сторон по 0,5 сантиметра на припуск. Околыш складывается пополам и отпаривается утюгом. Деталь должна быть плотной. Когда ткань мягкая, можно выполнить несколько слоев, сложив их между собой.
Верхнюю часть нужно сметать и скрепить при помощи булавок, затем сшить во внешней окружности. Чтобы шапочка держала форму лучше, края по окружности с изнаночной стороны можно сделать зубчатыми. Изделие нужно повернуть на лицевую сторону и прогладить.
Околыш по краям нужно зашить нитками, по внутренней окружности отметить маленькие надрезы. Необходимо убедиться, что все швы совпадают, и нет складок, и только после этого можно прострочить изделие.
Ленточки на головном уборе являются обязательным элементом и пришиваются с изнаночной стороны сзади околыша. Сначала ленточки рекомендуется приколоть булавкой, а затем аккуратно пристрочить по периметру, чтобы лента не перекручивалась. Осталось поместить на околыше якорь, и морская шапочка для мальчика готова.
Как сделать красивую бескозырку для девочки
Инструкция для этого головного убора по технологии изготовления не отличается от создания мужского варианта, но, все же, присутствуют некоторые отличительные моменты. Для женской бескозырки берется небольшая темная ткань и атласные ленточки. Сначала делается выкройка.
Для этого на бумаге откладывается по горизонтали 1/4 величины окружности головы по высоте, примерно 10-20 сантиметров.
Линии соединяются, чтобы получился клин. Затем, выкройку нужно вырезать и перенести на ткань. Четыре клина вырезаются из темной ткани и сшиваются.
Затем следует сшить околыш, нашив на него атласную узкую ленту. Чтобы головной убор из бумаги не спадал, по бокам можно пришить завязки.
Как сделать из картона бескозырку
Для создания такой шапочки нужно вырезать из картона круг диаметром 3-4 сантиметра. Затем, вырезать полоску шириной в 5 сантиметров. Эту полоску нужно склеить и проделать по всей ее длине небольшие надрезы. Готовые надрезы необходимо загнуть вовнутрь и приклеить к кругу. Готовый головной убор можно покрасить черной акварелью, к ней приклеить золотистые ленточки.
Каждый мальчик в детстве играет в войну или матросов, поэтому для таких игр пригодятся специальные костюмы, в комплекте которого может быть бескозырка. Бескозыркой называется специальный головной убор, не имеющий козырька, чаще всего она используется в форме матросов и солдатов. Для родителей, имеющих мальчиков, пригодится урок о том, как сделать ее из бумаги, так как это один из самых простых способов изготовления костюма на утренник или выступление. Она может пригодиться и на выступлениях в школе или в садике, потому что на такие мероприятия часто нужны специальные костюмы.
Атлант – царь Атлантиды
С совсем другим Атлантом встретился Персей. После победы над Медузой Горгоной герой отправился к ближайшему острову, который оказался владениями царя Атланта. Того сложно было назвать гостеприимным человеком.
Атлант был богат, однако получил предсказание, что будет ограблен чужеземцем. Именно поэтому правитель соорудил множество ограждений и даже поселил в своих владениях дракона. Когда в гости к царю пожаловал Персей, тот приказал ему убираться вон.
Стычка могла бы стать роковой для героя, ведь Атлант был великаном, но у Персея было тайное оружие. Понимая, что договориться не выйдет, он достал голову Горгоны, что в мгновение ка превратила Атланта в каменное изваяние. Согласно легенде, окаменевшие руки великана стали Атласскими горами.
Атланты Эрмитажа
Атланты для древних греков были таинственными и могущественными людьми. Сильные и грозные титаны, они ни в чём не уступали богам, но были наказаны за свою дерзость. Даже сегодня, говоря об атлантах как народе загадочной Атлантиды, мы представляем их в таинственном и порой мистическом свете. Вряд ли их тайны когда-то удастся разгадать – они подобны небосводу, что получил в качестве ноши самый известный из атлантов.
Применение для самообороны
Разрешены ли кастеты в России в качестве средства самозащиты в ситуации, когда есть угроза жизни и здоровью? На деле практика такова, что кастет, использованный в бытовом «бою», никогда не рассматривается судом как «оружие самообороны». Законодательно ответственность за ущерб, причиненный применением холодного оружия в состоянии самообороны, гражданин не несет, только если оружие находилось у него законно. Кастет законно приобретаться, а тем более применяться, не может.
Какие же последствия будет иметь применение кастета, если причинен вред жизни и здоровью? Даже если владелец кастета не был инициатором драки, он будет нести уголовную ответственность в соответствии с тяжестью вреда, который причинил, обороняясь. Нанесение вреда при помощи нелегального холодного оружия – кастета – выступит в качестве отягчающего вину обстоятельства и вполне может привести к реальному тюремному сроку.
Избежать таких последствий просто – приобретать для защиты себя и своих близких оружие, разрешенное законом, и только после получения лицензии.
Разновидности японских зонтов
Со временем мастера стали модифицировать расцветку зонтов. Появились бангаса и дзяномэгаса. Термин бангаса родился в годы средневековья, когда купцы одалживали своим клиентам в плохую погоду зонты. Внешне они были достаточно простыми, одноцветными и сугубо функциональными. Ими чаще пользовались мужчины. Для того чтобы зонты не потерялись, на них сверху наносили номер (бан), а порой и название лавки. А зонты дзяномэгаса были более изящными — черными, красными, голубыми с белым пятном в центре. Отсюда и название дзяномэ — «змеиный глаз».
Иногда концентрические круги заменяла цветная спираль. Ими особенно любили пользоваться разряженные в праздничные кимоно японки. Затем вошли в обращение эхигаса — зонты, раскрашенные изображениями птиц и цветов. Эти зонты в дождливые сезоны стали неотъемлемой частью туалета столичных модниц.
Надо отметить, что вагаса были (и остаются) весьма дорогим приобретением, поэтому с началом периода Мэйдзи (1868-1912) их столь легко стали вытеснять сравнительно дешевые европейские образцы с металлическими спицами.
К началу второй мировой войны в Японии насчитывалось около 10 тысяч мастеров по производству вагаса. Но в послевоенное время производство вагаса практически прекратилось, а профессионалов, способных изготовить настоящий японский зонт, остались единицы.
Изготовление вагаса превратилось из ремесла в искусство, и штучные поделки престарелых мастеров ныне рассматриваются как шедевры национальной культуры.
Увидеть такую красоту на улице в дождливую погоду — дело практически невозможное, поэтому любоваться японскими зонтами проще всего, рассматривая великолепные гравюры Харунобу с изображениями японских красоток и актеров Кабуки времен Эдо.
Головной убор моряка в историческом прошлом
Кивер моряка Изначально русские моряки пользовались шляпами с полями, которые делались из валяного материала. Их ввели как часть морской формы в 18 веке. Это была довольно практичная вещь, которая хорошо защищала от капризов природы, многие крестьяне тоже успешно пользовались такими головными уборами. Изделия оставались актуальными на протяжении порядка 150 лет, их отменили только в 19 веке. За период их присутствия в форме они несколько раз менялись внешне, но только в деталях. Шляпы были не самым практичным решением, широкие полы спасали от дождя и солнца, но мешали на ветру, при передвижении в трюме, работе со снастями и парусами. Необходимо было искать более практичный вариант.
Интересно: Почему человек не узнаёт свой голос на записи?
Гренадерская шапка
Под конец же 18 века на смену этим вещам пришли гренадерские шляпы. Их ввел Павел I, а матросы сразу же отметили их неудобство. Ведь высота такого головного убора достигала 30 см, он был тяжелым, обладал неудобной формой. Введенный в 19 веке кивер тоже не отличался удобством, он имел форму ведра. Такие вещи хоть и смотрелись броско, но препятствовали выполнению матросами их прямых обязанностей, были одинаково неудобны как в повседневной морской рутине, так и в бою. Но императорский взгляд на внешний вид моряка – это одно.
А что касается настоящих флотских предводителей, адмиралов – они видели весь вред от этих нововведений. Ушаков – указывал на вред от подобной формы, которая появилась в рамках подражания европейским веяниям. Подобные вещи культивировались в Прусской армии.
Парадная форма для офицеров и мичманов ВМФ
Существует несколько типов парадной формы для разных погодных/климатических условий. Головным убором в комплекте парадного образца служит белая/черная фуражка (летняя либо зимняя/шерстяная) или же шапка-ушанка, пошитая из черного меха (полковники, высшие офицеры и капитаны первого ранга носят каракулевую шапку с козырьком).
Обязательным элементом любого типа парадной формы офицера и мичмана является черный галстук, с золотистой закрепкой.
Также в комплекте имеется шерстяная тужурка: черная (парадная) либо белая (летняя). Черные шерстяные брюки, белая рубашка и золотистый пояс – основа любой парадной формы.
Обувь – черные или белые ботинки/сапоги либо полуботинки/полусапоги. Также может присутствовать белое кашне или съемный воротник (в зависимости от погодных условий). В качестве верхней одежды – черное пальто из шерстяной ткани. На нем носятся нашивные погоны, так же как и на тужурках. На рубашках – съемные. Зимняя парадная форма предусматривает теплые черные перчатки. Также разрешается ношение демисезонных плаща или куртки, белых перчаток.
Ленты в послереволюционное время
Первые ленточки выпускались в черном цвете, позже появились черно-оранжевые варианты / Фото: reibert.info
В этот период была изменена не только форма самой бескозырки, но и внешний вид лент. На них теперь указывалось не название судна, а флот, что характерно для нашего времени. С цветом тоже произошли изменения. Кроме черных появились и черно-оранжевые.
Благодаря надписям на ленте можно было понять, к какому флоту или кораблю относится моряк / Фото:fishka-anna.livejournal.com
В целом благодаря названиям в свое время удавалось определять принадлежность владельца фуражки к флоту или экипажу конкретного корабля.
Рубаха
Рубаха флотского костюма (введена приказом РВСР № 2443 от 27 октября 1921 года и по своему покрою современная рабочая рубаха полностью повторяет вид старой «матросской рубахи». Покрой рубахи подтвержден приказами РВС СССР № 006 от 5 января 1925 года и по ВМС РККА № 52 от 16 апреля 1934 года) первоначально пошивалась из серой парусины или отбеленной рогожки. Состояла из цельных переда и спинки без швов с прямым стоячим воротником с застёжкой на пуговицу и петлю, и прямых рукавов без обшлагов и манжет. Передний разрез рубахи заделывался планками с застёжкой на две пуговицы и петли. На левой стороне груди находился настрочной карман без клапана. Рубаха носится с пристежным форменным синим воротником.
Приблизительно с середины 70-х годов XX века вид рубахи незначительно изменяется. Перед и спинка цельные. Перед с верхним накладным карманом на левой стороне и внутренним карманом с изнаночной стороны. В верхней части переда, посредине, разрез, застегивающийся одной петлёй на пуговицу. В конце разреза, с внутренней стороны, две пуговицы, а на спинке, у горловины, петля для пристёгивания форменного воротника. Воротник широкий отложной. Рукава втачные, прямые. Погончики простые тканевые нашивные соответственно воинскому званию.
Во все времена на верхний накладной карман рубахи нашивалась матерчатая бирка белого цвета. В боевых частях флота на эту бирку несмываемой краской чёрного цвета наносится боевой номер, а в кармане всегда должна находиться книжка, так и называемая «Боевой номер», в которую записываются обязанности по всем корабельным расписаниям военнослужащего в соответствии с его боевым номером, а также номера закреплённого за ним личного оружия. Что-либо иное носить в нагрудном кармане запрещено. В тыловых частях флота боевой номер военнослужащего может отсутствовать.
Рубаха рабочая повседневно носится навыпуск, на время несения вахтенной службы заправляется в брюки под ремень. Поверх рабочего платья в холодную погоду надевается бушлат или флотская шинель.
Материалы и инструменты
Чтобы сшить нужно подготовить следующее:
- Белую ткань для берета или верхней части бескозырки.
- Синий материал для гюйса (воротничка) и основания бескозырки.
- Белую узкую атласную ленту для декорирования периметра гюйса.
- Синюю ленту для украшения бескозырки или пряжу, чтобы изготовить помпон к берету.
- Дублерин для уплотнения элементов из ткани, чтобы изделия сохраняли нужную форму.
- Нитки соответствующих оттенков.
- Бумагу, карандаш, линейку, циркуль для построения выкройки.
- Булавки и портновский мел.
- Иголку с ниткой.
- Швейную машинку.
Как видите, ничего исключительного не нужно. Также можно декорировать изделие нашивкой или украшением в виде якоря.
Современная бескозырка
Приказом от 1921 г. была утверждена бескозырка для матросов и старшин всех статей Советского флота и с тех пор практически не изменялась.
Изначально на ленте бескозырки выштамповывалось название корабля или флотского экипажа.
В 1949 г., когда возник вопрос сохранения секретности названия кораблей, надписи заменили на название флотов.
Бескозырка матросская крейсера 1-го ранга «Аврора».
Исключения составляли бескозырки экипажа легендарного крейсера «Аврора».
В конечном итоге оставили надпись «Военно-морской флот».
В настоящее время традиция указания на ленте названия корабля возвращается. На современном российском флоте бескозырка закрепилась за матросами и старшинами как головной убор парадной и парадно-выходной формы одежды.
Головные уборы с фото и историей происхождения
Любой мужской головной убор на Руси предполагают свою индивидуальную историю возникновения, форму и внешний вид, традиции и обычаи. Специалисты отмечают, что история и разновидности русских головных уборов – это интереснейший предмет для изучения и исследований. Сегодня многие страны и государства на праздниках и международных торжествах презентуют свои национальные костюмы, в том числе и Россия, богатая своими старинными моделями головных уборов.
Колпак
Этот головной убор возник еще много столетий назад, а само слово имеет тюркское происхождение. Традиционный головной убор славянских мужчин колпак предполагал конусообразную заостренную форму, а шили его преимущественно из белоснежного шелка и атласа. Декорировали русские колпаки жемчугом, отделкой по краю натуральным мехом, драгоценными камнями.
Носили колпаки и богатые мужчины (колпаки из бархата и дорогого натурального меха), и простой народ (колпаки из шерсти и дешевого меха). Упоминания о колпаке уходят еще в 1073 г., когда этот головной убор украшал голову Изборника Святослава. Позже люди стали носить колпаки комнатные, спальные, уличные и парадные на все случаи жизни. Это, пожалуй, самый древний мужской головной убор на Руси.
Тафья
Еще один позаимствованные от татар мужские головные уборы древней Руси – это модели шапок тафья. Согласно летописям тафью носили еще в 16 столетии, а поверх нее мужчины надевали колпаки. Речь идет о маленькой аккуратной шапочке, которой прикрывали только область макушки. Изначально тафью стали носить мусульманские народы и евреи, которые прикрывали голову во время молитв.
Второе название тафьи – скуфья, шапочку сравнивали с тюбетейкой по форме и предназначению. Богатые мужчины украшали тафью нитями шелка и золота. Изначально, придя с Востока, тафья стала домашним головным убором знати, сам Иван Грозный несмотря на запреты церкви, надевал тафью во время молитв. Чаще всего тафью изготавливали под заказ из темных мягких материалов.
Мурмолка
Мрмолка стала разновидностью русского колпака в 17 столетии, это была низкая четырехугольная шапка с суконной верхушкой черного, зеленого или красного цвета, а также основой из парчи или бархата. Мурмолку носили только представители знати – бояре, дьяки и купцы.
В зимний сезон мурмолку отделывали натуральным мехом, широкой полосой выворачивая наружу. По центру лицевой стороны шапки делила небольшой надрез, чтобы шапка не стесняла голову.
Четырехугольная шляпа
Этот головной убор получил популярность в допетровское время, ее относят к третьему роду головных уборов времен Ивана Грозного.
Шапка отделывалась по краю меховым околышком из бобра, соболя или лисы. Как и в случае с колпаком, на шапке делали прорехи и дополнялись пуговицы, на каждой прорехе по 6 пуговиц. Такого рода шапки предпочитали преимущественно представители знати.
Горлатные шапки
Четвертым родом мужских головных уборов при царе Иване Грозном были горлатные шапки, которые получили такое название, потому что изготавливались из горлышек соболя, лис и куниц. Визуально шапка напоминала расширяющийся постепенно цилиндр высотой с мужской локоть, верхушку которого оформляли бархатом, парчой. И если колпак к верху постепенно сужался, то горлатная шапка напротив расширялась.
В эти времена мужчины сначала надевали тафью на макушку, далее надевали колпак, после чего дополняли образ знатного человека горлатной шапкой. Также было принято носить эту шапку на сгибе левой руки, особенно если снимали головной убор в знак приветствия. Именно с этих пор пошла поговорка “шапочное знакомство”. В домах у мужчин предполагался нарядно расписанный болванец, на который по возвращению накидывали шапку.
Ушанка (малахай)
Еще один вид головного убора кочевых народов Руси, в дальнейшем эту модель головного убор переняли и другие народы и страны. Сегодня ушанку носят мужчины в армиях, военные и милиционеры, а также простые граждане. Второе название такого головного убора – малахай, она родом из калмыцких степей.
Шапка округлой формы должна была переходить в длинные наушники с завязками, благодаря которым скрывались от мороза.
Грешневик (гречник)
Еще один вид старинного мужского головного убора, который пришел в конце 12 столетия от монголо-татар. Изготавливали шапку из шерстяного поярка, а из-за визуальной схожести с верхушкой гречневого пирога получила такое название. Позже шапка высотой около 8 см в форме столбика стала популярной среди московских извозчиков, особенно если рассматривать период начала и середины 19 столетия.
Нравятся ли Вам старинные уборы?
ДаНет
Сами кроим
Материалы:
- бумага;
- дублерин;
- плотная синяя и белая ткань;
- шелковая лента темно-синего или черного цвета шириной 2 см;
- декоративный элемент — якорек.
Начинаем создание костюма моряка для мальчика своими руками с измерения обхвата головы сантиметровой лентой. На плотном листе бумаги откладываем полученную длину (величина А). Отмеряем 5 см и отрезаем полоску — это заготовка для околыша. Для верха нужно вырезать кольцо из бумаги. Его внутренний и наружный диаметры рассчитываем так:
- D1= A/2*3,14.
- D2= A/2*3,14 +7 (см).
Из самого плотного дублерина выкраиваем по ней две части — верхнюю сплошным кругом и нижнюю — повторяющую форму бумажного кольца. Далее, сложив дублерин пополам, прикладываем к нему заготовленную ранее бумажную полосу и отрезаем.
В итоге у нас получились три детали — верх бескозырки, тулья и околыш.
Названия кораблей на ленточках
Лента с названием корабля Несмотря на то, что названия кораблей на лентах бескозырки должны были исчезнуть с 1874 года, моряки всячески стремились сохранить эту традицию. На какой-то период имена кораблей перекочевали на значки, которые так и не стали уставной частью формы. В дальнейшем ленты с названием корабля заказывались или изготавливались перед демобилизацией, моряки всеми силами стремились подчеркнуть свою гордость тем кораблем, на котором проходила их служба, несмотря на все настояния начальства. Сегодня к названию корабля на ленте фуражки относятся спокойно, даже многие командиры поддерживают такую тенденцию и заказывают для себя подобные изделия.
Интересно: Как газон на футбольном поле делают полосатым?
Фуражка морская: немного истории
Итак, подробнее. Фуражка морская — идеальный вариант для тех мужчин, которые с самого раннего детства мечтали стать капитанами больших кораблей. Если вдруг такой головной убор примерить удавалось, счастью буквально не было предела.
А изменялась фуражка морская, начиная со времён Петра Первого, не единожды. В дореволюционном флоте этот аксессуар появился ещё в 1812 году. Головной убор был тёмно-зелёным, оснащённым чёрным лакированным козырьком и тремя белыми кантиками. Спустя семьдесят лет фуражка изменила свой цвет на чёрный. После Февральской революции атрибут преобразился в мягкую кепку французского образца с прямым козырьком и золотым шнуром. В русской царской армии фуражка появилась благодаря Павлу Первому.
Почему моряки носят бескозырку — что она символизирует
Кто-то может сказать, раз носят, стало быть того требует УСТАВ, служите, а не задавайте глупые вопросы. На самом же деле всё намного интересней. Ведь не зря же на день военно-морского Флота, все, кто причастен к морю одевают не только тельняшки, но и матросские бескозырки, ведь именно они символизируют причастность человека к флотской службе, к хождению на кораблях по морям. Все эти люди гордятся своей жизнью на кораблях, своей службой и до конца жизни будут хранить как память для детей и внуков свою морскую бескозырку, которую украшают ленты с якорями.
Первые бескозырки
Большой и довольно тернистый путь прошёл головной убор моряков, прежде чем превратился в ту самую, привычную всем бескозырку. Давайте попробуем его проследить.
Изначально мореманы обзавелись мягкой шляпой с полями. Шляпы эти валялись, как и валенки из шерсти. Ввели эту шляпу в состав флотской формы в самом начале XVIII века. Это был очень удобный и простой головной убор. Моряки, с такой шляпой, больше походили на крестьянина. Более ста пятидесяти лет такие уборы входили в состав форменной одежды. Конечно были и некоторые изменения.
Окончание девятнадцатого века, ознаменовалось вводом на флоте, по указу императора Павла I — гренадёрок. Это очень громоздкий убор. Такая шляпа, была примерно тридцать сантиметров высотой. Был введён ещё один головной убор — кивер. И он тоже был неудобен. Представьте, что вы носите на голове небольшое ведро, которое расширяется ко дну. Вот и представьте, как такое убранство на голове мешало матросам, выполнять их основную задачу, стесняя их движения.
Примерно в начале XIX века, появляется и первая фуражка. В составе войсковых соединений, вводится должность фуражира. Это специальный человек, который должен запасать фураж для конных войск. Носили такие фуражиры — фуражные шапки, которые выглядели как колпак с острым верхом. Примерно по центру он был перегнут пополам и походил своим видом на современную пилотку.
Ленты на бескозырках
Шло время, фуражная шляпа меняла покрой и постепенно становилась похожей на бескозырку наших дней. С 1811 года эта фуражка становится повседневной, как в армии, так и на флоте. А вот крепить ленты на свои фуражки моряков научили средиземноморские рыбаки, которым родные и близкие давали ленты. На лентах вышивались молитвы, когда те уходили в море, на своих парусных суднах. Изначально лентами подвязывали волосы, с надеждой, что теперь то высшие силы будут их оберегать.
На военных кораблях моряки ленты не носили до 1806 года. Традицию носить ленты, заложили моряки английского капитана Брисбена, во время осада голландской крепости.
Есть у лент и практическая сторона. Ей можно закрепить фуражку на ветру и сохранить её. Если на воде находили фуражку — это говорило о том, что её владелец погиб.
На русском же флоте ленты впервые вводятся в 1857 году. До того времени прорезались лишь буквы и цифры, их закрашивали, либо под них подкладывали сукно жёлтого цвета.