Органы внутренних дел российской федерации: понятие, задачи, система. положение о службе в органах внутренних дел
Содержание:
- Права
- Кто управляет полицией
- Функции
- Права
- Структура ОВД
- Запреты и разрешения
- Органы следствия
- Различия в статусе структурных элементов
- Полиция – это какая власть, подразделения
- Общие сведения об органах внутренних дел
- Взаимоотношение полиции и граждан
- Борьба с преступностью
- Руководство ГУ МВД
- Полиция – какой орган власти, полномочия
- Как полиция относится к органам государственной власти
- Административная работа
- Оперативные подразделения в структуре МВД России
- Что такое полиция
Права
Для реализации своих функций сотрудники органов внутренних дел имеют право:
- осуществлять проверку документов, удостоверяющие личность, в связи с подозрением их в нарушении закона или пребывании в розыске;
- производить проверку граждан и их имущества на предмет опасных вещей (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества);
- отслеживать наличие разрешений на выполнение работы, подконтрольных МВД.
Также для того, чтобы остановить возможное нарушение закона, в полномочия полиции входит задержание предполагаемых преступников, законное проникновение в дома и офисы для проверки, досмотр нарушителей.
Важной частью работы полиции служит возможность брать транспорт, средства связи принадлежащие иным физическим и юридическим лицам для осуществления своих полномочий в рамках российского законодательства, а также иметь доступ ко всем СМИ для выяснения обстоятельств нарушения закона и поиска подозреваемых. Замечание 2
Замечание 2
В соответствии с нормативными актами Российской Федерации, в частности со статьями 18-24 Закона о полиции, статьями 43–47 Закона о содержании под стражей подозреваемых, полицейские могут использовать силовые и специальные методы и средства, в том числе оружие.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Кто управляет полицией
Иерархия руководства над полицией может рассматриваться по-разному. В первую очередь, контроль над данным органом осуществляет Президент РФ – в рамках своей компетенции
Если же принимать во внимание более конкретные случаи, то руководство в свои руки берут начальники территориальных органов МВД, разрабатывающие конкретные планы действий на местах. Также следует упомянуть и руководителей различных полицейских подразделений, дающих определенные указания
Действия полицейских регулируются Президентом, а также руководством местных отделений полиции
То есть, в управлении полицией участие принимают следующие звенья:
- Президент РФ;
- Министр внутренних дел;
- руководители территориальных органов МВД;
- руководители полицейских подразделений.
Функции
Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции» определены правила образования и ликвидации подразделений полиции, а также составляющие структуры полиции, такие как подразделения, организации и службы.
В их функции входят:
- прием и учет обращений и сообщений о правонарушениях, об административных нарушениях закона и о происшествиях;
- обнаружение, предотвращение, прекращение и раскрытие преступлений, поиск виновных;
- обнаружение поводов для совершения преступлений и административных нарушений, работа по снижению уровня безнадзорности и нарушений лицами, не достигших 18 лет;
- охрана жителей и порядка, в том числе в местах массового скопления людей, в том числе в условиях сложной обстановки;
- организация безопасного движения;
- осуществление дознавательных процедур, а также всех действий, отнесенных законодательством РФ к подведомственности полиции;
- реализация всех мероприятий по розыскной и поисковой деятельности;
- исполнение антикоррупционного законодательства;
- гарантия безопасности в коллективе;
- выполнение контроля за работой, требующей наличия лицензии или разрешения;
- выполнение работы по криминальной экспертизе;
- защита объектов, принадлежащих государству, обществу и предприятиям;
- охрана пострадавших, очевидцев, и других участников расследований, работников судов, прокуратуры, следственных подразделений и данных, полученных в результате оперативно-розыскной информации;
- содержание, защита и сопровождение подозреваемых и виновных;
- наблюдение за уже освобожденными и осужденными;
- обучение, переподготовка и повышение квалификации кадров;
организация сотрудничества с иностранными органами, выполняющими функции полиции.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Права
Они сопровождают государственно-служебную деятельность сотрудника, формируют условия его защищенности и в социальной, и юридической сфере. Права, по своей сути, обладают обеспечительным характером. Ряд авторов предлагает следующее разделение:
- Права, которые способствуют непосредственному исполнению обязанностей. К этой категории, например, относят возможность ознакомиться с материалами и документами, регулирующими деятельность сотрудников ОВД, должностной рост, повышение квалификации, членство в профсоюзе и пр.
- Права, которыми сопровождается служебная деятельность субъекта. К ним, например, можно отнести ношение и хранение оружия, форменной одежды и пр.
Кроме того, для сотрудника устанавливаются определенные ограничения. Они призваны обеспечивать его моральный облик и свободу действий служащего в рамках его компетенции.
Структура ОВД
Органы внутренних дел включают в себя:
- Центральный аппарат Министерства ВД, кроме главного командования внутренними войсками МВД.
- Территориальные подразделения.
- Научно-исследовательские, санаторно-курортные, медико-санитарные организации, образовательные учреждения.
- Окружные управления по материально-техническому снабжению.
- Зарубежные представительства.
- Прочие подразделения и организации, сформированные для реализации полномочий и задач, возложенных на ОВД.
Кроме этого, каждый из перечисленных институтов выстраивает собственную систему органов в соответствии с тем или иным уровнем (федеральным, территориальным, районным и пр.).
Запреты и разрешения
В качестве специальных средств сотрудники полиции могут пользоваться:
- палками;
- средствами ограничения подвижности;
- окрашивающими и маркирующими средствами;
- электрошокерами;
- газовыми средствами;
- водометами;
- светошоковыми устройствами;
- служебными животными;
- световыми и акустическими специальными средствами;
- установками для принудительной остановки транспортных средств;
- средствами сковывания движения;
- бронемашинами;
- средствами для разрушения преград.
Полицейские не имеют права пользоваться специальными средствами против:
- беременных женщин;
- инвалидов;
- несовершеннолетних;
- незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
Данное правило нивелируется, если граждане затрудняют транспортное движение, работу организаций или совершают насильственные действия. В статье 22 также указан ряд ограничений по использованию специальных средств.
Пример 1
Например, нельзя бить человека палкой по голове, ключице, животу, половым органами, в область сердца. Запрещено использовать водометы, если на улице морозная температура. Средства принудительной остановки транспорта не допускается применять в горной местности или при плохой видимости.
Полицейский может задействовать огнестрельное оружие, соблюдая предписания статьи 23 Закона о полиции. В ней указано, что к подобной мере сотрудники правоохранительных органов могут прибегать, чтобы:
- защитить себя или гражданское лицо, которое может получить серьезные проблемы со здоровьем из-за внешнего насилия;
- задержать лицо, совершившее тяжкое преступление, связанное с насильственными действиями, нейтрализовать которого другими способами невозможно;
- пресечь попытку другого человека завладеть любым типом вооружения, начиная огнестрельным оружием, и заканчивая бронетехникой;
- освободить заложников;
- отразить групповое или вооруженное нападение на здание, помещение, сооружение или другие государственные или гражданские объекты;
- предотвратить попытку побега подозреваемых и обвиняемых в совершении тяжкого преступления или уже осужденных граждан.
- обезвредить вооруженного человека, оказывающего сопротивление при аресте или отказывающегося выполнять поставленные требования;
- повредить транспортное средство для его остановки, которым управляет гражданин, отказывающиеся выполнять поставленные требования и при этом представляет риск для здоровья и жизни других людей;
- обезвредить животное, которое собирается нанести серьезный вред человеку;
- разрушить замок или другое запирающее устройство, которое мешает проникнуть на объект, где совершается или уже произошло преступление;
- сделать предупредительный выстрел, подать сигнал тревоги или вызвать помощь, направив пистолет в момент использования в безопасную сторону.
Огнестрельное оружие запрещено использовать в отношении к беременным женщинам, инвалидам или несовершеннолетним при наличии явных признаков или знании того, что они относятся к вышеперечисленным категориям. Единственное исключение – если они оказывают вооруженное сопротивление, которое представляет риск для жизни сотрудника полиции или других граждан. Также запрещено применять огнестрельное оружие, если вокруг имеется большое скопление людей, и в результате действий полицейского могут пострадать невинные граждане.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Органы следствия
Особое внимание необходимо уделить такой составляющей МВД и его территориальных органов как следственные органы. Органы следствия обладают определенной автономией со своей структурой, подчиненной высшему и территориальному руководству ОВД
Структуру органов следствия возглавляет Следственный Департамент МВД, который, в том числе, осуществляет контролирующую функцию за соблюдением следователями и подчиненными элементами структуры законодательных норм относительно уголовного судопроизводства.
Фундаментом построения структуры следственных органов являются следующие принципы:
- централизация внутри системы (вышестоящие элементы структуры управляют нижестоящими элементами структуры);
- сообразность построения структуры органов следствия территориально-административному делению страны и линейному делению системы транспорта;
- сочетание определенной процессуальной самостоятельности следователей и контроля над ними со стороны руководства процессуального и организационного характера;
- координация действий с прочими органами внутренних дел и подчинение/соподчинение МВД (территориальным органам);
- качественное взаимодействие с органами власти и гражданскими общественными объединениями.
Главой (начальником) Следственного департамента МВД является заместитель Министра внутренних дел, принимаемый на должность и освобождаемый с нее решением Президента России. Такая процедурная особенность служит некой дополнительной гарантией процессуальной автономности следственных органов в производстве уголовных дел, поскольку освобождает следователя от влияния иных служб, в частности, оперативных.
Основными задачами, стоящими перед Следственным департаментом, являются:
- принятие участия в формировании ключевых направлений политики государства в области расследования преступных деяний, организации соответствующей деятельности, соблюдении законодательных уголовных норм;
- улучшение качества регулирования в области расследования уголовных дел посредством применения правовых норм;
- управление (организация, формирование методологии) функционированием органов предварительного следствия;
- в установленных законом пределах полномочий реализация функции контроля над правомерностью принимаемых решений и осуществляемых действий следователями;
- производство расследования особо тяжких преступных деяний, совершенных не единолично конкретным физическим лицом, а преступными группировками, сообществами, организациями, в частности, таких преступлений, которые вызвали общественный резонанс, основаны на разжигании межнациональной розни, носят межрегиональный характер и пр.;
- налаживание эффективного сотрудничества между следователями ОВД и правоохранительными органами иных стран с опорой на положения международных договоров относительно оказания помощи правового характера в вопросах уголовных дел;
- участие в разработке и внедрении мероприятий по повышению продуктивности кадровой политики, совершенствованию профессиональных навыков сотрудников следственных органов.
Помимо непосредственно Следственного департамента функционируют также разного рода территориальные и линейные следственные представительства. К таковым относятся следственные подразделения, входящие в состав:
- Главного управления МВД по Северо-Кавказскому федеральному округу;
- управлений на транспорте по федеральным округам;
- министерств внутренних дел республик, управлений МВД прочих субъектов страны;
- отделов МВД районного, городского и иных муниципальных уровней, в частности, закрытых территориально-административных образований, режимных объектов;
- Управления МВД комплекса «Байконур».
Различия в статусе структурных элементов
В системе МВД есть подразделения, деятельность которых непосредственно связана с выполнением полномочий данного министерства и структуры, обеспечивающие выполнение этих функций.
К первым относятся управления по борьбе с коррупцией и прочими экономическими преступлениями, уголовного розыска, контролирующие оборот наркотических средств и пр. Они имеют статус подразделений полиции.
Ко вторым можно отнести Управление собственной безопасности, кадровый департамент, департамент договорно-правовой работы и т. д.
Практические направления деятельности
- Расследование административных правонарушений и применение административных наказаний;
- Розыск украденных вещей и пропавших людей;
- Проведение криминалистических экспертиз;
- Оформление лицензий на хранение и ношение огнестрельного оружия;
- Охрана объектов общегосударственного значения и пр.
Вспомогательные функции
Их выполняют соответствующие подразделения системы МВД. К таким функциям можно отнести:
- Обеспечение ОВД спецтехникой;
- Обучение будущих сотрудников правоохранительных органов;
- Информатизационное обеспечение деятельности ОВД;
- Разработка проектов нормативных правовых актов и т. д.
Несмотря на то, что каждое государство обладает определенной спецификой, органы внутренних дел имеют практически одни и те же правоохранительные функции. Даже их наименования схожи. В большинстве стран костяк ОВД составляет полиция (либо милиция).
https://youtube.com/watch?v=31BFzFylLww%3F
Полиция – это какая власть, подразделения
Все сотрудники полиции, независимо от подразделения, обязаны защищать права граждан, пресекать нарушения и преступления. Кроме активных и профилактических мер они отвечают за создание и выпуск информационных материалов, проведение лекций, бесед. Различают три основных подразделения:
- Оперативно-розыскная группа. Защищает гражданские свободы, препятствует совершению преступлений. Основа – информационно-аналитическая работа, сбор данных о людях, общение со знакомыми и близкими преступников;
- Участковые. Охрана общественного, правового порядка, принятие и рассмотрение жалоб, обращений, оформление протоколов;
- Патрульная бригада. Присутствие на массовых скоплениях граждан, выявление нарушителей, патрулирование населенных пунктов, проверка документов.
Общие сведения об органах внутренних дел
ОВД выполняет существенный объем задач, связанных с обеспечением общественного порядка, как то: охрана базовых прав и свобод граждан, зашита правопорядка, контроль над общественной безопасностью (предотвращение преступлений, их выявление и пресечение и пр.) и т.д. ОВД является тем органом, который принимает и незамедлительно реагирует на обращения потерпевших или свидетелей правонарушений.
Пример 1
Статистика деятельности ОВД РФ, к примеру, за 2014 такова: число зарегистрированных обращений о преступных деяниях, административных нарушениях и прочих происшествиях – 29 288,5 тыс. (рост по отношению к предыдущему году составил 3,2%). Всего за 2014 год было зарегистрировано 2 166,4 тыс. уголовных преступлений, и этот показатель ниже, чем в предыдущем году на 1,8%.
Эффективность работы органов внутренних дел в 2014 году отражают и такие показатели:
- средний уровень преступности в стране (на 100 000 человек) составил 1 507,9 тыс. преступлений, и это на 31,2 пункта ниже, чем в 2013 году;
- среднее число тяжких и особо тяжких преступлений (на 100 000 человек) уменьшилось с 375, 1 (2013 год) до 365,7 (2014 год).
Чтобы понять, насколько обширен вклад структуры органов ОВД в решение вопросов общественной безопасности, можно также привести следующую статистику: в 2013 году 74,5 % общего числа предварительно расследованных преступлений было расследовано представителями ОВД. Средняя нагрузка на одного следователя ОВД – 38 уголовных дела, и этот показатель самый высокий среди всех правоохранительных органов.
Во главе всей структуры органов внутренних дел стоит Министерство Внутренних Дел (МВД) Российской Федерации.
Министерство Внутренних дел РФ
Определение 1
Министерство внутренних дел есть федеральный орган исполнительной власти, в ведомстве которого находятся вопросы разработки и внедрения принципов государственной политики относительно нормативно-правового регулирования в области внутренних дел. Разработка государственной позиции по вопросам миграции также является зоной ответственности МВД РФ.
Руководство деятельностью Министерства Внутренних Дел осуществляется Президентом России (согласно положениям Указа Президента № 636, 21.05.2012 г.). Непосредственной главой МВД является Министр, которого назначает и освобождает от должности Президент. На Министра МВД возлагается личная ответственность за качество внедрения государственной политики в области внутренних дел.
В непосредственном подчинении у Министра МВД находятся его заместители, чье количество определяется Президентом, и им же данные лица принимаются на должность и освобождаются с нее.
Штат следователей МВД – самый крупный во всей системе органов, чья деятельность связана с защитой правопорядка, представлен 43,5 тысячами сотрудников, что составляет 65% всего следственного корпуса России. Указанные цифры вполне оправданы, учитывая показатели работы и нагрузки, приведенные в примерах выше.
Статус МВД закреплен в Положении о МВД России, и здесь же (п.3 Положения) определен круг задач, стоящих перед МВД РФ:
- подготовка и внедрение принципов политики государства в области внутренних дел;
- регулирование вопросов в области внутренних дел посредством применения правовых норм;
- охрана прав и свобод, жизни и здоровья граждан России, граждан иных государств, находящихся на территории России и лиц, не имеющих гражданства;
- обеспечение общественного порядка, общественной безопасности, охраны собственности;
- противодействие преступности;
- управление деятельностью органами внутренних дел и внутренними войсками;
- реализация охранительных мер социального и правового характера относительно сотрудников ОВД, служащих внутренних войск, государственных гражданских служащих структуры МВД;
- социально-правовое обеспечение сотрудников структуры МВД; лиц, уволенных со службы в ОВД; лиц, уволенных с военной службы; членов семей перечисленных лиц и прочих граждан, обеспечение которых, согласно законодательству России, подведомственно МВД.
Взаимоотношение полиции и граждан
Правила взаимодействия сотрудников правоохранительных органов с гражданами России описаны в статье 5 Закона о полиции. Обращаясь к человеку, полицейский должен в обязательном порядке:
- Сообщить информацию о своей должности, звании, фамилии.
- Проинформировать о причине и цели обращения, предъявив свое удостоверение.
- В случае задержания уведомить о причине подобного решения и рассказать гражданину о его правах на время ареста.
Если же к сотруднику полиции обращается гражданин, он должен:
- Сообщить свою фамилию, звание и должность.
- Внимательно выслушать причину и цель обращения.
- Оказать помощь в пределах своих полномочий или проинформировать о том, к кому следует обратиться для решения проблемы.
Замечание 3
Любые новые обязанности могут быть возложены на правоохранителей только путем внесения изменений в Закон о полиции.
Борьба с преступностью
Положение о службе в органах внутренних дел определяет ключевые направления их работы. Одним из них выступает борьба с преступностью. В рамках противодействия незаконным посягательствам органы внутренних дел осуществляют:
- Дознание, предварительное следствие по уголовным преступлениям, отнесенным к их компетенции.
- Организацию и непосредственное проведение оперативно-розыскной работы и экспертно-криминалистических мероприятий.
- Выявление, предотвращение, пресечение, расследование и раскрытие преступлений, отнесенных к тяжким и особо тяжким, совершенных криминальными сообществами, организованными группами, отличающиеся межрегиональным или транснациональным характером или вызывающие широкий общественный резонанс.
- Обеспечение государственной защиты свидетелей, потерпевших и прочих участников судопроизводства по уголовным делам, судей, следователей, прокуроров, должностных лиц контролирующих и правоохранительных структур, прочих субъектов, защищаемых законом.
- Выявление, пресечение, предотвращение, расследование и раскрытие, проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственных операций на предприятиях, организациях, в учреждениях вне зависимости от их форм собственности.
- Принятие мер, направленных на борьбу с экстремизмом.
Руководство ГУ МВД
Помимо начальника, к руководству ГУ относятся три заместителя. Первый заместитель управляет деятельностью подразделений по координации и анализу деятельности ОВД, по взаимодействию с органами власти, общественными организациями и гражданами, по контролю и взаимодействию с ОВД.
Второму заму подчиняются организационно-плановый и информационно-аналитический отделы, дежурная часть.
Третий заместитель координирует деятельность отделов по борьбе с терроризмом, экстремизмом и похищениями людей, по противодействию организованной межрегиональной преступности, по экономической безопасности и противодействию коррупции, а также информационно-аналитического отдела.
Полиция – какой орган власти, полномочия
Сотрудники службы имеют ряд полномочий:
- Проверка документов, удостоверения личности, прав на владение транспортным средством;
- Патрулирование общественных территорий, населенного пункта;
- Доставка людей в наркотическом, алкогольном опьянении по месту проживания или в участок, медицинское учреждение;
- Поиск и возврат детей младшего и среднего возраста в интернаты, специальные школы;
- Остановка противоправных действий. При необходимости допускается использование табельного оружия;
- Досмотр личных вещей граждан при наличии подозрений на угрозу общественному порядку.
Как полиция относится к органам государственной власти
Полиция – это правоохранительный орган исполнительного управления. Гарантирует гражданам государств охрану свободы и права, борется с нарушением законодательства, обеспечивает порядок и безопасность в общественных местах. Кабинет Министров, Министр Внутренних Дел направляет и координирует деятельность правоохранительной структуры. Основные задачи:
- Обеспечивать общественный порядок, публичную безопасность;
- Контролировать соблюдение норм и требований закона;
- Охрана свободы и права человека, государства, общества;
- Противодействие преступности;
- Оказание поддержки гражданам, попавшим в сложное социальное, экономическое положение, в установленных рамках.
Отвечая на вопрос: полиция – какой орган государственной власти, следует отметить, что это структура, регулирующая все направления жизни граждан. Относится к правоохранительным органам исполнительной власти.
Административная работа
В органах внутренних дел российской исполнительной власти проводятся мероприятия, направленные на:
- Охрану порядка на территории государства.
- Производство по делам, связанным с административными правонарушениями, включенным в компетенцию ОВД.
- Обеспечение безопасности на автотрассах страны, разработку и внедрение мероприятий по предотвращению ДТП, уменьшению тяжести последствий аварий, организацию и выполнению специальных надзорных, контрольных и разрешительных функций в сфере БДД.
Органы внутренних дел Российской Федерации проводят также лицензионную работу в сферах, подлежащих лицензированию, контролируют отношения, возникающие в них.
Оперативные подразделения в структуре МВД России
Для выполнения задач ОВД созданы следующие подразделения:
- уголовного розыска;
- оперативного поиска преступников;
- по предотвращению преступлений, посягающих на грузы;
- по предупреждению и борьбе с экономическими преступлениями;
- собственной безопасности;
- по контролю за оборотом наркотиков;
- по противодействию экстремизму;
- по охране лиц, подлежащих государственной защите;
- межрегиональные оперативно-розыскные подразделения территориальных органов МВД на окружном уровне;
- оперативно-розыскной информации;
- по сотрудничеству с аналогичными органами иностранных государств.
Что такое полиция
Несмотря на то, что каждый человек в своей жизни не раз сталкивался с полицейскими, дать точное определение полиции может быть не так уж и просто. Поэтому мы коротко охарактеризуем деятельность данного органа и его основные задачи. Полиция является одной из составляющих частей Министерства внутренних дел РФ, объединяющей под своим контролем многие службы. Основной задачей полиции является охрана людей, являющихся гражданами России. Жизнь, здоровье, права и свободы россиян должны охраняться полицейскими.
Полиция является одним из органов Министерства внутренних дел России
Несмотря на то, что полиция России ориентирована прежде всего на граждан страны, она также оказывает должную поддержку иностранным гражданам или людям без гражданства. Среди целей, которые преследует данный орган остановимся на самых значительных:
- противодействие преступным элементам;
- контроль общественного порядка;
- охрана собственности.
Таким образом, полиция внимательно следит за тем, чтобы каждый отдельный человек и все общество в целом находилось в безопасности – насколько это возможно.
Полиция обеспечивает гражданам безопасность