Федеральная резервная система (фрс)
Содержание:
- Функции ФРС
- Заседания центрального банка
- В ожидании новых назначений
- ФРС — центральный банк США или нет?
- Изобилие данных из США
- Критика федеральная резервная система
- История ФРС
- Индексы PMI
- Особенности ФРС США как центрального банка
- Организационная структура ФРС
- Период кризиса для Evergrande
- ФРС в действии
- Закон о Федеральном резерве
- Структура ФРС
- Что еще говорят о ФРС
- Закон о Федеральном Резерве
- Чем занимается ФРС
- Денежная масса в обращении
- Важность ФРС и его задачи
- Миф №1: ФРС – полностью частная организация
Функции ФРС
Текущими функциями ФРС являются:
- выполнять обязанности центрального банка страны
- поддерживать баланс между коммерческими банками и общенациональными вопросами
- обеспечивать надзор и регулировать банковские учреждения
- защищать кредитные права потребителей
- управлять денежными эмиссиями (с часто конфликтующими целями: минимизацией безработицы, поддержанием стабильного уровня цен, обеспечением умеренной процентной ставки)
- обеспечивать стабильность финансовую систему, контролировать системные риски на финансовом рынке
- предоставлять финансовые услуги для депозитариев, в том числе властям США и представителям официальных международных учреждений
- участвовать в функционировании систем международных и внутренних способов оплаты
- устранять проблемы с ликвидностью на местных уровнях
Заседания центрального банка
Помимо ФРС, несколько других крупных глобальных центральных банков также проведут заседания в ближайшие дни.
Как ожидается, Банк Японии, заседание которого состоится во вторник и среду, сохранит стабильную монетарную политику, но может предупредить о растущих рисках для экспорта из-за перебоев в поставках.
В четверг центральный Банк Норвегии станет первым среди банков развитых стран, который после пандемии повысит основную ставку, вероятно, с 0% до 0,25%.
Банк Англии вряд ли изменит свою политику на заседании в четверг, но может указать, по-прежнему ли он считает инфляцию временной.
В ожидании новых назначений
Между тем, Байден еще не выдвинул своих кандидатов на три вакантных места в совете управляющих ФРС, хотя обещал это сделать в начале декабря (после того, как выступил за переизбрание Пауэлла на второй срок и выдвинул Лаэль Брейнард на пост вице-председателя).
Спекуляции относительно возможных кандидатур были подогреты недавней просьбой Сауле Омаровой отозвать ее кандидатуру на пост главы управления валютного контроля Министерства финансов, поскольку она была встречена оппозицией со стороны обеих партий.
В то время как первый глава Бюро финансовой защиты потребителей Ричард Кордрей скорее всего, сменит Рэндала Куорлза на посту заместителя председателя по надзору, заместитель министра финансов и бывшая управляющая ФРС Сара Блум Раскин и глава ФРБ Атланты Рафаэль Бостик (от которых ждут прогрессивных шагов) сейчас претендуют на места в совете директоров.
Председатель банковского комитета сенатор Шеррод Браун отметил, что слушания по всем пяти назначениям, вероятно, состоятся не ранее января.
ФРС — центральный банк США или нет?
Федеральную резервную систему США часто именуют «государством в государстве». ФРС США подотчетна палате представителей (ежегодно) и банковскому комитету Конгресса США (дважды в год). Кроме того, она аудируется американской счетной палатой. Членов высшего руководства FED назначает возглавляющий исполнительную ветвь власти президент США по согласованию с верхней палатой парламента.
При этом, несмотря на принадлежащий ФРС официальный статус правительственного федерального агентства, по форме собственности она является сугубо частной акционерной компанией.
Согласно закону о федеральном резерве организация состоит из двенадцати региональных ФРБ (федеральных резервных банков), чьими акционерами в свою очередь являются коммерческие банки. Самый большой в данной системе — ФРБ Нью-Йорка. Другие ФРБ также де-факто принадлежат крупным коммерческим и частным банкам.
Более того, американскому правительству не принадлежат деньги, именуемые национальной валютой США. Дело даже не в том, что на долларовых купюрах стоит обозначение «Federal Reserve note», то есть билет Федерального резерва, а не банкнота США. Еще важнее другое — чтобы получить деньги в федеральный бюджет, казначейство должно выпустить гособлигации (знаменитые «treasuries»), которые выкупает FED.
Процентные выплаты по этим облигациям таким образом приносят ФРС доход — фактически это деньги налогоплательщиков. Занимательный факт: 16-я поправка к американской конституции, вводящая подоходный налог, была принята в том же 1913 году, в котором создана ФРС США.
Дивидендный доход банков ФРС
Интересно, что акции федеральных / региональных резервных банков приносят частным банкам-членам ФРС (а их около 2000) постоянный дивиденд 6%. Этот доход не зависит от прибыли самой ФРС, а акции не продаются и не обмениваются. При этом актуальная ставка по 10-летним облигациям менее 3%. Для сравнения:
- уставный капитал и имущество Центробанка РФ являются государственной собственностью;
- Немецкий федеральный банк находится в 100-процентной собственности государства;
- полный собственник Банка Англии — Солиситор Минфина от имени правительства Великобритании;
- 52% акций Национального банка Швейцарии де-факто принадлежит государству;
- в соседней с США стране банк Канады с 1938 года является госучреждением
Поэтому прибыль других центробанков либо вообще не перераспределяется в руки частных банкиров, либо это происходит не в тех объемах, как в США.
Активы ФРС
Казначейские облигации на $6,26 трлн. принадлежат сторонним государствам — лидерами являются Китай (25%) и Япония (20%), тогда как Россия владеет лишь 4% облигаций. Доля ФРС в американских гособлигациях составляет $ 2,465 трлн. Держателями остального госдолга США выступают государственные и местные органы власти, включая частные пенсионные фонды, банки, страховые компании, наконец частные инвесторы. Иначе говоря, на внешний долг страны приходится лишь около трети обязательств.
Центробанковские функции
Но в то же время часть прибыли FED, оставшаяся после выплаты дивидендов банкам-членам и вознаграждения за труд персоналу ФРС / ФРБ, направляется в федбюджет США. К тому же именно Federal Reserve System является единственным регулятором банковского рынка Штатов, исправно выполняя основные функции, присущие центробанкам. Функции ЦБ США:
- эмиссия USD (наличного и безналичного);
- кредитование банков и других кредитно-финансовых организаций;
- обеспечение государственных финансовых гарантий;
- надзор над деятельностью банковских организаций;
- контроль и регулирование финансовых рынков, а также рынка труда;
- поддержание баланса между интересами государства и банков;
- оказание депозитарных услуг для федерального правительства, властей субъектов федерации (штатов США) и международных финансовых организаций / учреждений.
Изобилие данных из США
США опубликуют серию экономических данных в среду перед закрытием рынка в связи с праздником в четверг
Основное внимание будет уделено данным о личных доходах и расходах, которые включают в себя базовый индекс цен на потребительские товары (PCE), который, по слухам, является предпочтительным индикатором инфляции ФРС
В экономическом календаре также представлены пересмотренные данные по ВВП за третий квартал, первичным заявкам на пособие по безработице, заказам на товары длительного пользования, продажам новых домов и настроениям потребителей.
Отчеты по продажам вторичного жилья и данные по деловой активности (PMI) за ноябрь, которые, как ожидается, покажут лишь незначительное улучшение, будут опубликованы в понедельник и вторник, соответственно.
Критика федеральная резервная система
Про ФРС можно услышать много критики, поскольку за многолетнюю историю управления были огрехи в решениях. Например, в период великой депрессии 1929 года регулятор сокращал денежную массу, вместо того, чтобы наоборот её наращивать. В итоге кризис затянулся на несколько десятилетий. Некоторые даже обвиняют федрезерв в начале второй мировой войны.
Во время кризиса 2008 года ФРС поступил очень мудро и наоборот накачивал деньгами экономику, при этом держа процентную ставку на нуле. Это позволило прекратить панические распродажи на фондовом рынке и начать новый виток роста.
Хотя некоторые считают, что федрезерв напечатал слишком много лишний денежной массы, которая в итоге толкнула акции компаний сильно вверх. Уже через 5 лет биржи били новые рекорды.
Общий объём госдолга США можно посмотреть здесь: https://www.treasurydirect.gov/govt/reports/pd/feddebt/feddebt.htm. Сейчас он составляет уже более $30 трлн.
В моменты выступления глав ФРС и решений по базовым процентным ставкам мировые рынки ждут нервозно. После ее публикации фондовые рынки и курс доллара обычно начинают мощное движение в зависимости от реакции рынка.
На данный момент, ФРС является машиной для создания госдолга. США выпускает все больше гособлигаций и продает. Дело в том, что он никогда не сможет выплатить весь долг, поскольку деньги печатает федрезерв.
Многих смущает непрозрачность этой организации и то, что она является полностью частной. Другие центробанки принадлежат своим странам:
- Уставный капитал и имущество Центробанка РФ являются государственной собственностью;
- Немецкий федеральный банк находится в 100-процентной собственности государства;
- Банка Англии — Солиситор Минфина от имени правительства Великобритании;
- 52% акций Национального банка Швейцарии де-факто принадлежит государству;
- Банк Канады с 1938 года является госучреждением;
Ходят легенды, что все центральные банки и их политика построена под ФРС. Однако существуют страны, которые не подчиняются ФРС: Куба, Сирия, Ирак, Иран, Ливия и Северная Корея. Все эти страны очень бедны. Хотя во многом это связано с изоляцией от мировой торговли.
Центральные банки не имеют права печатать свою местную валюту сколько хотят. Они обязаны иметь в своем резерве такое же число долларов. За счёт этого мировая система очень завязана на долларах США.
История ФРС
История центральных банков США уходит еще в далекий 1791 год. В тот момент был основан Первый банк Соединённых Штатов. Создателем был Александром Гамильтоном.
Хронология центральных банков США:
- 1791 — 1811: Первый банк Соединённых Штатов;
- 1811 — 1816: Центральный банк отсутствовал;
- 1816 — 1836: Второй банк Соединённых Штатов;
- 1837 — 1862: «Эра свободных банков»;
- 1863 — 1913: Национальные банки;
- с 1913: Федеральная резервная система. В момент своего создания было другое название: «Третий Центральный Банка» США;
Создание ФРС предшествовало «серия банковских паник» в 1873, 1893 и 1907 годах.
В 1910 году на острове Джекилл Айленд (принадлежит JPMorgan) встретились семь человек крайне обеспеченных людей (их состояние оценивалось примерно 25% всего мира). Известно, что в той встрече был Нельсон Олдрич (сенатор Род-Айленда).
Владельцы ФРС до сих пор остаются в тени и ходят лишь слухи, кто ими может быть. На данный момент считается, что с большой долей вероятности туда входит: династия Ротшильдов, Лазард Фрер, Кун и Лёб, Варбург, Леман Бразерс, Рокфеллер, JPMorgan и Goldman Sachs.
В 1913 году соглашение о функционировании ФРС было подписано на 100 лет. Ходили слухи, что его не продлят, но в 2013 году его благополучно продлили и в мире ничего кардинально не изменилось после вековой истории.
Индексы PMI
В то время как данные PMI за ноябрь в США, как ожидается, покажут умеренный рост деловой активности, аналогичные обзоры из зоны евро и Великобритании, как ожидается, покажут замедление активности в производственном секторе и секторе услуг.
Рост числа инфекций ведет к возобновлению ограничений в некоторых частях Европы, а скачки цен на газ подпитывают инфляцию, усугубляемую кризисом глобальных цепочек поставок.
Европейский центральный банк испытывает на себе все большее давление с целью ужесточить свою сверхмягкую денежно-кредитную политику для компенсации удара по покупательной способности домохозяйств, но глава ЕЦБ Кристин Лагард выступила против, утверждая, что ужесточение политики сейчас может задушить восстановление экономики.
Между тем, Банк Англии, похоже, станет первым из крупных центральных банков мира, который повысит ставку с начала пандемии, а инвесторы и экономисты ожидают повышения ставки на предстоящем заседании 16 декабря.
Особенности ФРС США как центрального банка
Центральный банк страны зачастую фактически является собственностью государства. Оно полностью контролирует структуру. С ФРС все иначе. Созданная на деньги частных инвесторов, система полностью автономна. Капитал Резервной системы – деньги коммерческих банков, которые являются акционерами. Каждый акционер ежегодно получает от системы дивиденды за свой вклад. Более того, ежегодно ФРС перечисляет крупную сумму государству.
Существование ФРС позволяет США поддерживать стабильно работающую банковскую систему. При этом само государство на обеспечение ее деятельности, фактически, средств не тратит
Организационная структура ФРС
В Совет управляющих входят семь членов, которые назначаются президентом и утверждаются Сенатом США. Каждый губернатор служит максимум 14 лет, и каждое назначение губернатора смещено на два года, чтобы ограничить власть президента. Кроме того, закон требует, чтобы назначения были репрезентативными для всех секторов экономики США.
Кроме того, у каждого из двенадцати региональных банков США есть свой президент.
Управляющие ФРС (по состоянию на июль 2021 г.):
- Джером Х. Пауэлл (председатель)
- Ричард Х. Кларида (заместитель председателя)
- Рэндал К. Куорлз (заместитель председателя по надзору)
- Мишель В. Боуман
- Лаэль Брейнард
- Кристофер Дж. Уоллер
- (Место в настоящее время пусто)
Президенты региональных банков ФРС (по состоянию на июль 2021 г.):
- Эрик С. Розенгрен — Бостон-1
- Джон К. Уильямс — Нью-Йорк-2
- Патрик Т. Харкер — Филадельфия-3
- Лоретта Дж. Местер — Кливленд-4
- Томас И. Баркин — Ричмонд-5
- Рафаэль В. Бостик — Атланта-6
- Чарльз Л. Эванс — Чикаго-7
- Джеймс Буллард — Сент-Луис-8
- Нил Кашкари — Миннеаполис-9
- Эстер Л. Джордж — Канзас-Сити-10
- Роберт С. Каплан — Даллас-11
- Мэри С. Дейли — Сан-Франциско-12
Период кризиса для Evergrande
Имеющий задолженность китайский застройщик Evergrande в четверг должен выплатить проценты по облигациям в размере $83,5 млн; при этом инвесторы считают, что вероятность дефолта высока.
То, что такая крошечная сумма может стать переломным моментом для гигантской компании стоимостью $355 млрд, имеющей более чем 1300 объектов по всему Китаю и обязательств на сумму более чем $300 млрд, показывает, насколько плохи его дела.
Второй по величине застройщик в Китае изо всех сил пытается собрать деньги, продавая квартиры и доли в своей разветвленной бизнес-сети, но без особого успеха.
Опасения по поводу того, что Evergrande может объявить дефолт по своим долгам, распространяется на финансовом рынке Китая и даже рискует распространиться на рынки за его пределами.
Автор Норин Берк
ФРС в действии
Истории известны примеры эффективного влияния ЦБ США на экономику, наиболее яркие из них — преодоление высокой инфляции 1979 года и мирового финансового кризиса 2008 года. На отрезке в 30 лет ставка 10-летних казначейских облигаций проделала впечатляющий путь вниз от своего исторического максимума до минимума около нуля.
В 1979 году инфляция в США взяла 10-процентную планку, достигнув 13,29%. Тогда же до 15% подскочила ставка по 10-летним гособлигациям. Американцы в панике ожидали финансового апокалипсиса. Но ужесточение денежной политики назначенным в том же году главой ФРС Полом Волкером обуздало инфляцию, уже в 1982 году сократившуюся до 3,83%.
Кстати, в то же время Волкером было сделано одно из самых резонансных заявлений ФРС, повлиявших на рынок. Фактически он изменил денежную политику, в результате чего предполагались сильные и резкие колебания процентных ставок. Так как доходность всех видов облигаций определяется в первую очередь именно ей, то инвестиционные банки мира быстро осознали, что прежняя «тихая гавань» облигаций в новых условиях превращается в финансовое казино. Так что не случайно именно на 80-е годы пришелся расцвет рынка ипотечных и мусорных облигаций.
Преодолеть последствия кризиса 2008 года Штатам позволила политика количественного смягчения, или QE (Quantitative easing). Тут уже наоборот процентная ставка оказалась слишком низкой и стандартная мера регулятора — ее дальнейшее понижение для оживления бизнеса — означала бы уход доходности облигаций в отрицательную зону. Это реально случилось в Европе, однако США поступили по-другому. С ноября 2008 по октябрь 2014 Федрезерв реализовал три программы QE, выкупив колоссальный объем обесценившихся долгов банков, крупных корпораций и частных компаний — в основном ипотечных агентств. Эти меры спасли финансовый рынок путем рекапитализации банковских и других кредитно-финансовых организаций, тем самым оживив экономику.
Закон о Федеральном резерве
Сенатор Нельсон Олдрич стал основателем двух комиссиях: одной с целью глубокого изучения американских денежных систем, другой (во главе которых стоял сам Олдрич) — с целью изучения и подготовления отчётов по эффективности европейских банковских систем. Хотя он приехал в Европу с отрицательным отношением к центральному банку, Олдрич изменил свою точку зрения по ходу изучения немецкой банковской системы, и пришёл к пониманию её преимуществ перед системами облигаций, которые выпускает государство. Мысль о системе центральных банков поначалу столкнулась с жёсткой критикой со стороны политиков оппозиции, которые относились к ней довольно подозрительно и даже начали выдвигать против Олдрича обвинения в том, что он необъективен из-за своих близких отношений с некоторыми из богатых банкиров (например, как Дж. П. Морганом) и про причине брака его дочери с Рокфеллером-младшим.
1910 год отметился тем, что ведущие финансисты США (в том числе сам Нельсон Олдрич, и некоторые банкиры США) на протяжении 10 дней проводили «мозговой штурм» находясь на острове Джекил с целью выработать компромисс в отношении структуры и функций будущих центральных банков. В результате получилась схема, с которой Олдрич предстал перед Конгрессом США.
Олдрич выступил за полноценно частный вид центрального банка с минимальным процентом вмешательства властей, однако и уступил в том, что власти должны иметь представителя в совете директоров такого банка. Большая часть республиканцев одобряла план Олдрича, однако размер их поддержки был недостаточен для того, чтобы закон прошёл в Конгресс. Представители прогрессивных демократов отдали предпочтение резервной системе, которая бы находилась в собственности и под полным управлением властей, и не была бы подконтрольной банкирам и биржевикам. Представители консервативных демократов были готовы защищать идею частных, однако децентрализованных резервных систем, которые через ситуацию децентрализации была бы выведена из-под контроля Уолл-стрит. Согласно закону о Федеральном резерве, который был принят Конгрессом в 1913 году, было возможно отражать мнение преимущественного количества представителей Демократической партии; большая часть из республиканцев выступала против него.
Согласно событиям 1923 года, с целью координации действий ФРС создали Комитет инвестиций открытого рынка. В него входили управляющие каждого федерального резервного банка из некоторых американских городов, среди которых были Нью-Йорк, Бостон, Филадельфия, Чикаго и Кливленд.
В 1930 году Комитету решили заменить Ассоциацией политики открытого рынка, который теперь представляли управляющие и члены советов директоров 12 федеральных резервных подразделений банков.
1933 год отметился формированием Федеральной корпорации страхования депозитов. Совет ФРС смог получить право на внесение изменений в список резервных требований банков, которые входили в ФРС.
В 1935 году после того, как приняли Банковский закон (Banking Act), структуру ФРС поменяли и придали вид, который существует и до сих пор: Совет переименовали в Совет управляющих ФРС, который состоял из 7 человек. Один из них назначается председателем Совета. В состав Совета больше не могли входить министр финансов и контролеры денежных управлений. Управляющие резервных банков были теперь переименованы в президентов, Ассоциацию политики открытого рынка назвали Федеральным комитетом открытого рынка.
Современная история ФРС
В 1979 году президент США, которым на тот момент был Джимми Картер, дал назначение председателя ФРС Полу Волкеру. Это было мудрое решение: Волкер смог обуздать чрезмерную инфляцию, сократив её темпы до 1 % через сокращение денежной эмиссии и установления более жестокой денежной политики. Пост председателя ФРС после Пола Волкера в 1987 году занял Алан Гринспен. В феврале 2006 года председателем ФРС стал Бен Бернанке, а в феврале 2014 его сменила Джанет Йеллен.
Структура ФРС
Лучше уяснить, как проходит деятельность ФРС сегодня, поможет анализ ее структуры, позволяющий одновременно полнее разобраться с устройством всей банковской системы США.
Глава ФРС
Организацию возглавляет глава ФРС, которого назначает президент США по согласованию с законодателями.
Смена хозяина Белого Дома отнюдь не всегда влечет перестановку на посту руководителя FED. Один глава пережил четырех президентов и занимал пост целых 19 лет. Но сегодняшний американский лидер Дональд Трамп сместил Джанет Йеллен, чья миссия окончилась 3 февраля 2018, и назначил на ее место Джерома Пауэлла.
Как политическая система США разделена на две основные партии, так и взгляды руководителей нацелены на одно из двух приоритетных направлений: увеличение рабочих мест или борьба с инфляцией. Для двух последних глав ЦБ США приоритетом были именно рабочие места — что впрочем неудивительно ввиду низкой инфляции, на которую мало влияет даже крайне низкая процентная ставка.
Насколько значимой фигурой является руководитель FED, несложно судить по тому, что не только на каждое выступление главы ФРС, но уже в преддверии оного рынки часто бурно реагируют сменой котировок. Кстати, на 2018 год анонсировано постепенное повышение процентной ставки ФРС США.
Наряду с главой высшее руководство составляет Совет управляющих (Board of Governors) численностью семь человек.
Федеральные резервные банки
Систему составляют 12 региональных резервных банков, которые:
-
носят названия по топонимам городов, в которых располагаются (ФРБ Нью-Йорка, ФРБ Атланты, ФРБ Бостона и так далее);
- помимо этого имеют собственные буквенные и цифровые обозначения (ФРБ Нью-Йорка — 2 B, ФРБ Чикаго — 7 G, ФРБ Далласа — 11 K и т. д.);
- реализуют надзорные полномочия и финансовую политику ФРС на региональном уровне в тех штатах, на которые распространяется их деятельность;
-
имеют собственные руководящие органы — советы управляющих, по 9 человек в каждом.
Федеральный комитет по открытому рынку
Фед. комитет по открытому рынку (Federal Open Market Committee, FOMC) — орган, принимающий решения о значениях (размерах) основных процентных ставок в США. Комитет проводит по этому вопросу 8 (восемь) заседаний ФРС в год, расписание которых заблаговременно публикуется на сайте ФРС: federalreserve.gov.
В состав Комитета (FOMC) входят 12 человек:
-
7 членов Совета Управляющих
-
президент ФРБ Нью-Йорка (как крупнейшего)
-
4 президента остальных ФРБ, проходящих ежегодную ротацию
На заседаниях вправе присутствовать, дискутировать и вносить предложения все руководители ФРБ, но не входящие на данный момент в Комитет лишены права голоса.
Консультативные советы
Структура ФРС также включает три консультативных совета:
- Федеральный консультативный совет — 12 влиятельных банкиров, каждый представляет свой регион ФРС;
- Потребительский консультативный совет — 30 представителей финансовых кругов, делегатов от потребсоюзов, юристов по вопросам прав потребителей, ученых-экономистов;
- Консультативный совет сберегательных учреждений — состоит из представителей сберегательных банков, ссудо-сберегательных ассоциаций и других депозитных организаций.
Члены консультативных советов де-юре обладают исключительно правом совещательного голоса, де-факто — способны влиять на решения, принимаемые Советом управляющих.
Банки-члены ФРС
Банки-члены — владельцы акций ФРБ. Это более половины кредитно-финансовых организаций США, как крупнейших, так и более мелких.
Преимущество членства в ФРС помимо упомянутого дивиденда 6% годовых — доступ к займам центробанка на более выгодных условиях. Главный недостаток — часть собственного капитала банка-члена лежит в FED бездоходным резервом. Общее количество работников системы ФРС оценивается немного менее, чем 20 000 человек — тогда как у российского Центробанка более 50 000 служащих.
Что еще говорят о ФРС
Ну и на десерт – самая мрачная легенда, связанная с ФРС. По одной из версий, эта организация причастна к убийству президента США Джона Кеннеди в 1963 году. Якобы оно стало следствием подписания указа №11110, меняющий статус ФРС и впервые после создания этой организации наделяющего министерство финансов США правом заниматься эмиссией долларов. На самом деле, ничего принципиально нового в этом указе не содержалось. Министерство финансов и до президентства Кеннеди занималось ограниченной эмиссией долларов. Банкноты федерального казначейства имели свои серийные номера, не пересекающиеся с номерами банкнот федрезерва.
Для удобства учёта номера обеих серий наносились разными красками. Эмиссия банкнот номиналом в 1 и 2 доллара вообще была закреплена за казначейством, банки федрезерва права на неё не имели. Некоторые исследователи утверждают, что революционным стало право министерства финансов печатать т. н. серебряные сертификаты – доллары, обеспеченные серебром. Однако и эти сертификаты существовали ещё до Великой Депрессии. Они также имели свои серии: федрезерва и казначейства. Вот как выглядел серебряный казначейский сертификат образца 1934 года:
Права и возможности ФРС указом не были ни урезаны, ни расширены. Но, как всегда, если легенды живут, значит, кто-то на этом зарабатывает.
Закон о Федеральном Резерве
Сенатор Нельсон Олдрич основал две комиссии: одну для глубокого изучения американской денежной системы, другую (которую возглавлял сам Олдрич) — для изучения и подготовки отчётов по европейским банковским системам. Приехав в Европу с негативным отношением к центральным банкам, Олдрич изменил своё мнение, изучив немецкую банковскую систему и пришёл к выводу о её преимуществах перед системой выпускаемых государством облигаций, которую Олдрич предпочитал ранее. Идея центрального банка встретила жёсткую критику со стороны оппозиционных политиков, которые относились к ней с подозрением и выдвигали против Олдрича обвинения в необъективности из-за его близких отношений с богатыми банкирами (такими, как Дж. П.Морган) и ввиду брака его дочери с Джоном Д. Рокфеллером-младшим.
В 1910 году ведущие финансисты США: сам Нельсон Олдрич, банкиры Пол Варбург, Фрэнк Вандерлип, Гарри Дэвидсон, Бенджамин Стронг, помощник Секретаря Казначейства США Пиатт Эндрю в течение 10 дней проводили «мозговой штурм» на острове Джекил для выработки компромисса относительно структуры и функций будущего центрального банка. Результатом стала схема, которую Олдрич представил Конгрессу США.
Олдрич выступал за полностью частный центральный банк с минимальным вмешательством государства, но пошёл на уступку в том, что государство должно быть представлено в Совете директоров. Большинство республиканцев одобряли план Олдрича, но их поддержки было недостаточно для прохождения закона в Конгрессе. Прогрессивные Демократы предпочитали резервную систему, находящуюся в собственности и под управлением государства, не подконтрольную финансовой системе Уолл-стрита. Консервативные Демократы защищали идею частной, но децентрализованной резервной системы, которая через децентрализацию выводилась бы из-под контроля Уолл-стрит. Закон о Федеральном Резерве, принятый Конгрессом в 1913 году, отражал мнение преимущественно представителей Демократической партии США; большинство Республиканцев выступало против его принятия.
Чем занимается ФРС
Как и другие главные финрегуляторы своих стран, ФРС США устанавливает особую процентную ставку. От нее зависят кредиты, которые ФРС выдаст коммерческим банкам. Те в свою очередь выдадут кредиты гражданам и юрлицам. Короче, подобие ключевой ставки российского ЦБ. Поэтому финансисты следят за этим показателем и отслеживают его по графикам.
В настоящий момент ключевая ставка США составляет 0,25 %. Последнему по времени снижению способствовала администрация президента Дональда Трампа — для поддержания экономики и предпринимательской активности в период пандемии коронавируса.
Ключевая ставка ФРС США за пять последних лет
Евгений Маришин, доверительный управляющий инвестиционно-финансовой компании «Солид»:
— Снижение ставки — мера вынужденная. ФРС придерживается такой политики в периоды экономических спадов. В 2020 году это как никогда актуально. Низкие ставки повышают привлекательность доллара для бизнеса и позволяют немного поддержать экономику. Правда, этих мер уже недостаточно, ведь капитализация рынка США на сегодня превышает денежную массу в 15 раз. Если в ход пускают денежный станок, это также решает проблему, но только на время.
Денежная масса в обращении
Есть мнение, что ФРС ответственна за печать денег в США. Это утверждение лишь частично правдиво. Фактически, непосредственная печать денег – задача специального Бюро гравировки, подконтрольного Министерству финансов. А ФРС просто выкупает все напечатанные банкноты по себестоимости самой работы и материалов.
Суммарная стоимость полученных денег должна строго равняться стоимости активов, которыми и владеет Резервная система. Заказывая дополнительный объем напечатанных денег, система старается регулировать колебания на рынке. Кроме того, достаточно часть дополнительная печать банкнот связана с необходимостью замены ветхих купюр, находящихся в обороте.
Важность ФРС и его задачи
Сложно недооценить важность, которую играет ФРС в современном мире. Эффект от его действий огромен и оказывает влияние мирового масштаба на экономики стран
Процентные ставки, за которые он отвечает крайне важна. Как показала практика в идеале она должна быть в районе 2-4%. В этом случае достигается плавный рост ВВП без скачков и кризисов.
Слишком быстрый рост экономики не минуемо приводит к краху. Это можно объяснить следующим образом: страна начинает больше производить. У людей растут зарплаты, каждый начинает больше потреблять.
Промышленность увеличивает свои мощности. Однако спрос растет быстрее, чем фабрики способны расширять свое производство. Получается ситуация, когда спрос превышает предложение. Компании начинают поднимать цены, инфляция начинает расти. Что приводит к обратному кругу, когда предложение начинает превышать спрос, а цены при этом дорогие.
Зарплаты снижаются, спрос резко падает, склады завалены нереализованными товарами. Производство простаивает, поскольку нужно сначала распродать старое. Настает кризис. В такой момент ФРС должны бороться с инфляцией повышая процентные ставки, что приводит к замедлению выдачи кредитов и трат населения.
ФРС всегда решает очень сложный вопрос касательно процентных ставок, поскольку любое неосторожное движение может вызвать серьезные проблемы в экономике США и после в мировой экономике. Ключевая ставка определяет «силу» доллара в мире
А поскольку в нем рассчитываются большинство торговых операций, переводов, то любое небольшое изменение приводит к сильным изменениям в других отраслях. Особенно остро реагирует валютные пары с участием USD на Форексе и фондовый рынок
Ключевая ставка определяет «силу» доллара в мире. А поскольку в нем рассчитываются большинство торговых операций, переводов, то любое небольшое изменение приводит к сильным изменениям в других отраслях. Особенно остро реагирует валютные пары с участием USD на Форексе и фондовый рынок.
Миф №1: ФРС – полностью частная организация
Сторонники этого мифа утверждают, что ФРС – частная компания, фактически владеющая всей финансовой системой США и диктующая правила игры на основных рынках. В реальности же ФРС – скорее, часть государственной системы США. Руководство ФРС состоит из семи членов Совета управляющих. Все они назначаются президентом США и утверждаются Конгрессом. Срок полномочий управляющего – 14 лет. За это время он теоретически может успеть поработать при четырех разных президентах.
В рамках своих полномочий управляющий абсолютно самостоятелен. Из числа Совета управляющих президент США назначает председателя, которого затем утверждает Сенат. Срок полномочий председателя совета – 4 года. В дальнейшем он может быть назначен повторно, но общий срок его полномочий не превышает 14 лет. Члены Совета управляющих не являются госслужащими, хотя уровень их зарплаты утверждается Конгрессом США.
Совет управляющих ФРС руководит деятельностью двенадцати т. н. федеральных резервных банков (ФРБ). Эти банки имеют акционерную форму собственности, но не проводят линию каких-либо влиятельных финансовых групп. Акционерами ФРБ могут быть только т. н. банки-члены ФРС. Это крупнейшие коммерческие банки, их список можно посмотреть здесь: www.federalreserve.gov/releases/lbr/current/default.htm. Чтобы стать членами ФРС, они обязаны приобрести акции ФРБ. По этим бумагам выплачиваются дивиденды в размере 6% от вклада коммерческого банка в уставной капитал ФРБ.
Во главе каждого ФРБ находится Совет директоров, состоящий из девяти человек. Из них трое – руководители крупных американских банков, а остальные – видные общественные деятели и финансисты, не работающие в банковском секторе. Совет директоров назначает президента банка, а затем его утверждает Совет управляющих ФРС. Таким образом, ФРБ не проводят самостоятельной денежной политики, а реализуют решения, принимаемые Советом управляющих ФРС. Одна из функций ФРБ – эмиссия наличных долларов. Разумеется, её объёмы, а также номиналы и серии банкнот строго регламентируются ФРС. Информация о том, каким банком произведена эмиссия, наносится на лицевой стороне банкнот. Например, на банкноте ФРБ Сан-Франциско название банка вписано в окружность с буквой L:
Важнейшие для бизнеса решения – по процентным ставкам и объёмам денежной эмиссии – принимает центральная структура ФРС, называемая Комитет по операциям на открытом рынке (Federal Open Market Committee). Благодаря своей значимости, FOMC часто отождествляется с ФРС. FOMC состоит из двенадцати человек. Из них семь — это уже знакомый нам Совет управляющих ФРС, а остальные – президенты наиболее влиятельных ФРБ. На этой схеме наглядно представлена структура ФРС и её взаимодействие с органами государственной власти: