Записка дмитрия колесникова: что написал погибший капитан на подлодке «курск»
Содержание:
- Подводные лодки
- Почему заговорил Попов
- Описание конструкции
- Память
- Это мое оценочное суждение.
- Служба на флоте
- Калининград помнит
- Что говорит официальный Кремль
- Авторы Гайдпарка
- Иностранное влияние и заговор олигархов
- «Курск»: поход в никуда
- Официальная, но очень «правдивая» версия катастрофы АПЛ Курск в фильме «Правда о Курске»:
- Записка капитана Колесникова
- Реквием по атомоходу
- Могли ли иностранцы спасти «Курск»?
- Журналы и самописцы подводной лодки «Курск»
Подводные лодки
Атомные ПЛ
Атомные ПЛ
С баллистическими ракетами
Проект 667БДР
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 «Рязань»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-211 «Петропавловск-Камчатский»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 «Подольск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-506 «Зеленоград»
Проект 667БДРМ
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 «Верхотурье»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 «Екатеринбург»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 «Карелия»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 «Брянск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 «Новомосковск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 «Тула»
Проект 941
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17 «Архангельск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20 «Северсталь»
Проект 955
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Александр Невский»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Владимир Мономах»
Проект 955А
Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег»
С крылатыми ракетами
Проект 949А
Атомная подводная лодка К-119 «Воронеж»Атомная подводная лодка К-266 «Орел»Атомная подводная лодка К-410 «Смоленск»Атомная подводная лодка К-456 «Тверь»Атомная подводная лодка К-132 «Иркутск»Атомная подводная лодка К-186 «Омск»Атомная подводная лодка К-150 «Томск»Атомная подводная лодка К-442 «Челябинск»
С ракетно-торпедным вооружением
Проект 671РТМК
Атомная подводная лодка «Даниил Московский»Атомная подводная лодка «Тамбов»Атомная подводная лодка Б-138 «Обнинск»Атомная подводная лодка Б-388 «Петрозаводск»
Проект 971
Атомная подводная лодка К-157 «Вепрь»Атомная подводная лодка К-295 «Самара»Атомная подводная лодка К-317 «Пантера»Атомная подводная лодка К-461 «Волк»Атомная подводная лодка К-331 «Магадан»Атомная подводная лодка К-328 «Леопард»Атомная подводная лодка К-154 «Тигр»Атомная подводная лодка К-419 «Кузбасс»Атомная подводная лодка К-263 «Барнаул»Атомная подводная лодка К-391 «Братск»Атомная подводная лодка К-322 «Кашалот»
Атомная подводная лодка К-335 «Гепард»
АС-31
Атомные подводные лодки специального назначения
КС-129 «Оренбург»
Дизельные ПЛ
Проект 877
Дизельная подводная лодка Б-187 «Комсомольск-на-Амуре»Дизельная подводная лодка Б-394 «Нурлат»Дизельная подводная лодка Б-445 «Святой Николай Чудотворец»Дизельная подводная лодка Б-459 «Владикавказ»Дизельная подводная лодка Б-402 «Вологда»Дизельная подводная лодка Б-190 «Краснокаменск»Дизельная подводная лодка Б-177 «Липецк»Дизельная подводная лодка Б-471 «Магнитогорск»Дизельная подводная лодка Б-345 «Могоча»Дизельная подводная лодка Б-401 «Новосибирск»Дизельная подводная лодка Б-260 «Чита»Дизельная подводная лодка Б-808 «Ярославль»Дизельная подводная лодка Б-806 «Дмитров»Дизельная подводная лодка Б-227 «Выборг»Дизельная подводная лодка Б-494 «Усть-Большерецк»Дизельная подводная лодка Б-464 «Усть-Камчатск»
Проект 677 «Лада»
Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург»Дизель-электрическая подводная лодка «Кронштадт»
Проект 636.3
Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск»Дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону»Дизель-электрическая подводная лодка «Старый Оскол»Дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар»Дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород»Дизель-электрическая подводная лодка «Колпино»Дизель-электрическая подводная лодка «Петропавловск-Камчатский»Дизель-электрическая подводная лодка «Волхов»Дизель-электрическая подводная лодка «Магадан»
Почему заговорил Попов
Вячеслав Попов после смены нескольких руководящих должностей на флоте, построил успешную политическую карьеру. Долгое время был сенатором, а в 2016 году – уже депутатом в Мурманской облдуме от «Единой России».
В 2021 году Попов в списки партии власти не попал. 75-летний адмирал окончательно вышел на пенсию. Похоже, у него появилось время для раздачи интервью.
Юрий Юрченко же считает, что от озвучивания таких версий ранее отказывались из-за помощи от США. Сейчас же, по словам военного, отношения с Западом снова разладились.
«Выделенные ими деньги потрачены. На них заложили и построили две лодки. На деньги США строили дома, семьи подводников получили квартиры, которые построили благодаря иностранной помощи«, – заявил Юрченко.
Вячеслав Попов
Описание конструкции
Подлодка с наименованием «Курск» являлась предметом гордости и главным флагманом российского ВМФ. Она была задействована в широкомасштабных и профильных учениях, в одиночку ликвидировала корабли НАТО на учениях в Средиземном море (1999 г.). Такие показатели обеспечила ее конструкция, силовой агрегат и вооружение.
Корпус
Особенность подводной лодки — двойной усиленный цилиндрический корпус, разделенный на 9 отсеков. Он был достаточно легким, с покрытием противогидролокационного типа. Скорость поднятия на поверхность в море со льдинами обеспечивала усиленная закругленная крыша боевой рубки.
Носовые рули — горизонтальные, находятся в носу, скрываются в корпусе. Имелись 2 подруливающих механизма.
Энергетическая установка и ходовые качества
«Курск» — современная и маневренная на свое время лодка с силовым агрегатом:
- атомной энергетической установкой ОК-650 с двумя реакторами водо-водяного типа. Тепловая мощность составляла 2×190 Мегаватт, мощность по валу — 2×50 тыс. л.с.;
- 2-мя паровыми турбинами по 90 тыс. лошадей каждая;
- 2-мя винтами с 7-ю лопастями.
Субмарина могла опускаться на максимальную глубину 500 м, рабочее погружение составляло 420 м. Подводная скорость АПЛ — 33 узла, надводная — 15 узлов. В автономном режиме находилась 120 суток.
Память
23 августа 2000 года — день траура общенационального масштаба. В честь годовщины подъема на 4 линии Васильевского острова (г. Санкт-Петербург) открыта интерактивная выставка. Особняк Боссе, предоставленный А. Розенбаумом, оформлен в виде бортов лодки, на экранах показывали кадры подводной съемки, экспонатами были реальные вещи с судна.
Фрагмент рубки установлен у Мурманске в 2009 году на площадке храма Спаса на Воде. Там же открыт памятник морякам, погибшим в мирное время. И в других городах чтят память о «Курске»:
- ЗАТО Видяево (порт-приписка АПРК) — ежегодные памятные мероприятия;
- г. Сестрорецк — в память о моряках построена часовня Николая Чудотворца;
- с. Лоскутово Кировского р-на г. Томска — мемориальная доска А. Неустроева (служил на подлодке по личной инициативе);
- г. Емва Республики Коми — памятная табличка А. Ларионова (жил в доме на ул. Первомайской, 26);
- г. Нижний Новгород — памятник установлен на кладбище Марьина Роща (похоронено трое подводников);
- дер. Герасимово Суворовского р-на Тульской обл. — часовня с траурной мемориальной доской, на которой — фото 118-ти человек. 12 августа 2003 года открыт памятник с якорем, присланным ВМФ;
- г. Волгоград — в честь бывшего ученика Г. Лячина названа ОШ № 85 и открыт музей;
- г. Марганец, Днепропетровская обл., Украина — на СШ № 11 находится мемориальная доска в честь бывшего ученика В. Белогуня;
- г. Энергодар, Запорожская обл., Украина — памятник С. Логинову рядом с гимназией «Гармония», где он учился.
Кусок металла с обшивки служит мемориалом и одновременно экспонатом «Музея катастроф на воде» в церкви-маяке в с. Малореченское (Крым).
Это мое оценочное суждение.
Я провожу параллель между гибелью АПЛ «Курск» и его мужественного экипажа, и гибелью СССР. Оружие другое, а методы те же. Как вы считаете?
Ликвидация СССР произошла вследствие нашего поражения в Психологической войне. Главными условиями в договоре о капитуляции были:
-
Разрушение СССР;
-
Ликвидация Советской власти;
-
Сокрытие факта капитуляции вследствие поражения в Психологической войне;
-
Правительство РФ назначается с разрешения конгресса США;
-
Ликвидация промышленности и сельского хозяйства России.
Множество прочих пунктов мы не рассматриваем, потому, что этого достаточно, чтобы правительство действовало в интересах тех, кто его назначает. Оно не самостоятельно, что ему скажут хозяева, то оно и выполняет. На мой взгляд, АПЛ Курск была приговорена хозяевами по неизвестным нам причинам.
Служба на флоте
В 1972 году Лячин окончил среднюю школу и поступил в ленинградское Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола. В 1977 году он окончил ВВМУПП и прибыл в пос. Видяево Мурманской области командиром группы управления ракетной боевой части на дизельную ракетную подводную лодку К-58 Северного флота. С этого времени вся его дальнейшая судьба связана с Северным флотом и этим посёлком. В 1980 году старший лейтенант Лячин Г. П. получил звание капитан-лейтенанта.
С октября 1984 года по 1986 год он — старший помощник командира подводной лодки Б-77. В 1986 году его направляют на учёбу в офицерские классы. В этот период он становится капитаном 2 ранга, а по возвращении вновь назначается на должность старпома на ПЛ Б-478.
В октябре 1988 года капитан 2-го ранга Геннадий Лячин становится командиром дизельной ракетной ПЛ Б-304 (проекта 651) 35-й дивизии ПЛ Северного флота и пребывает в этой должности до 1991 года. Он собирался поступить в академию, однако в связи с начавшимся сокращением ВМФ, исполнить мечту ему не удалось. Кроме того, в ходе сокращения флота 35-й дивизия, где служил Геннадий Лячин, была расформирована, а подводная лодка выведена из боевого состава.
В апреле 1991 года Г. П. Лячин вновь становится старпомом уже атомной подлодки проекта 949А «Антей», экипаж которой лишь формировался, а сама лодка еще строилась на стапелях Северодвинска.
С сентября 1991 года по март 1993 года вновь сформированный экипаж обучался в Обнинском учебном центре, а по возвращении на Север в Видяево принял свой корабль — АПРК «Воронеж».
До 1996 года старший помощник командира АПЛ Лячин несет вместе с экипажем боевую вахту на «Воронеже», отрабатывая ракетные и торпедные стрельбы. За этот период АПЛ «Воронеж» три года подряд объявлялась лучшей в дивизии.
В феврале 1996 года «Воронеж» выходил на боевую службу в Северную Атлантику, где экипаж отрабатывал задачи вместе с возвращавшимся из Средиземного моря авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов». В боевом походе старпом нес командирскую вахту вместе с командиром подводного крейсера капитаном 1-го ранга Ежовым.
В том же 1996 году, 19 декабря, Геннадий Лячин был назначен командиром «близнеца» «Воронежа» — АПЛ К-141 «Курск» и получил звание капитана 1-го ранга. На этом посту Г. П. Лячин стал первым командиром новой российской океанской школы конца XX века. Именно ему в 1999 году было поручено вывести атомоход «Курск» после долгого перерыва на просторы Средиземноморья.
К поискам «Курска» были привлечены противолодочные силы всех средиземноморских стран НАТО, в том числе и американской АПЛ Memphis.
Тем не менее, АПЛ К-141 так же внезапно исчезла, как и появилась, нанеся сокрушительный удар по американскому самолюбию. Сразу несколько начальников, включая командующего противолодочной обороной Гибралтарской зоны, лишаются своих должностей, а «Курск»» и его командир, фактически, возводятся в ранг «личных врагов Америки».
В ходе выполнения задач боевой службы в Средиземном море «Курск» действовал в условиях подавляющего превосходства противолодочных сил вероятного противника. Выполнял задачу по наблюдению за авианосными ударными многоцелевыми группировками противника. Осуществлял слежение за ними и производил попутный поиск АПЛ иностранных государств, сохраняя скрытность и боевую устойчивость.
По итогам боевой службы 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам, а капитан 1-го ранга Г. П. Лячин — к званию Героя России. АПЛ «Курск» была признана лучшей подводной лодкой Северного флота.
Этот поход «Курска» осуществлялся под управлением командующего Северным флотом адмирала Попова В. А., который дал следующую характеристику: «Командиру „Курска“ удалось полностью реализовать наш замысел. Корабль скрытно прорвался в Средиземное море через Гибралтар. Это был не прорыв, а песня!»
Калининград помнит
В Калининграде памятные мероприятия пройдут в филиале военного учебно-научного центра (ВУНЦ) ВМФ “Военно-морская академия”. Пятеро офицеров-выпускников филиала проходили службу на “Курске” и погибли при исполнении воинского долга 12 августа 2000 года, сказали ТАСС в пресс-службе Балтийского флота. В память о погибших подводниках на фасаде музея истории установлены мемориальные плиты с именами офицеров-выпускников, не вернувшихся из того трагического, последнего похода подлодки в Баренцево море. На строевом плацу института состоится митинг памяти, представители командования Балтийского флота и военно-морского вуза, курсанты, а также родственники и друзья погибших подводников возложат цветы к мемориалу.
В храме-часовне святого праведного адмирала Российского флота Федора Ушакова, расположенного на территории военно-морского учебного заведения, представители Русской православной церкви совершат поминальный молебен о погибших моряках. В пресс-службе Балтийского флота отметили, что на кораблях и в частях будут приспущены флаги, состоятся митинги, личный состав флота почтит минутой молчания память погибших моряков атомного ракетоносца.
Что говорит официальный Кремль
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отказался даже обсуждать это интервью.
В Кремле придерживаются версии официального расследования. Оно установило, что в двигателе торпеды взорвалась перекись водорода, которая вызвала детонацию. Генпрокурор Устинов тогда даже заявил, что в основе этой трагедии – «разгильдяйство» на Северном флоте, которым Попов начал руководить в 1999 году. Виновных, согласно заключению следствия, не было.
Подводную лодку «Курск» подняли с дна, но отсек, в котором произошел взрыв, оставили в Баренцевом море. Затем этот отсек взорвали. Причина такого решения – ядерное вооружение, которое находилось в нем и несло угрозу судоходстве на этом участке. Утилизацией «Курска» также руководил Попов.
Слова Попова о сигналах с иностранного корабля расходятся с показаниями вскоре после катастрофы. Связист флагмана «Петр Великий», на котором находилось руководство Севфлота, заявил, что стучали именно на «Курске». Сигналы подавали три дня, затем стучали беспорядочно изо всех сил, но затем стучать перестали. Видимо, из-за гибели всех находившихся на борту.
Авторы Гайдпарка
-
наталья гончарова
В порядке бреда
Читать полностью
-
Александр Головенко
Вы бы хотели, чтобы у вас была такая дочь, как Дарья Навальная?
Читать полностью
-
Петр Новыш
Вспоминаю как ленинградские разработчики силовой электроники впервые становились немножко предпринимателями
Читать полностью
-
Екатерина Иванова
Пуск ракеты комплекса «Ответ» фрегатом «Маршал Шапошников»
Читать полностью
-
Екатерина Иванова
Фрегат «Адмирал Горшков» совершил очередной пуск ракеты «Циркон»
Читать полностью
-
Анатолий Шунавикин
Как либерал с Эха А.Орех похож на Президента В.Путина…
Читать полностью
-
Алексей Хохлов
Китайская ракета Kuaizhou-1A не смогла вывести на орбиту два демонстрационных спутника
Читать полностью
-
Валентин Козлов
Микроскоп
Читать полностью
-
Александр Попов
Арабские Эмираты отказались от покупки американских истребителей F-35
Читать полностью
-
Бедный Виктор
Семья и вроде даже нормальная
Читать полностью
-
Продавец Воздуха
За год или два перед смертью
Читать полностью
-
Мухоморов
А нашему народу какая польза от трубы «Северный поток-2»?
Читать полностью
Иностранное влияние и заговор олигархов
Но, пожалуй, больше других вызывают недоумение намеки бывших руководителей ВМФ и Северного флота на причастность американских подводных лодок к гибели «Курска». Хочу напомнить, что на закрытом полигоне проводились противолодочные учения, что в составе надводных сил находилось несколько противолодочных кораблей. Если даже предположить, что американские подводные лодки находились в непосредственной близости от района учений, не говоря об их нахождении в самом районе, то чего стоит в этом случае ВМФ России?
В ходе расследования версия о столкновении с западной подлодкой, как и многие другие, отпала, и в середине 2002 года, когда я начал ознакомление с материалами уголовного дела, представляя интересы 55 потерпевших — членов семей погибшего экипажа, осталась единственная версия, в правильности которой у меня нет сомнений. Тогда уже было ясно, что «Курск» погиб в результате возгорания после двух внутренних взрывов: окислителя и топлива перекисно-водородной торпеды 65-76 в 4-ом торпедном аппарате первого отсека, объемного пожара, который через 135 секунд привел к детонации значительной части боезапаса, не менее 10 боевых торпед.
А в чем перед Путиным виноваты те же олигархи, если командир гидроакустической группы «Петра Великого» Андрей Лавренюк в 11:28 зафиксировал на экране локатора большое светлое пятно и хлопок, запеленговал его и доложил о взрыве на ходовой мостик и на центральный командный пункт, где находился командир корабля, руководители Северного флота, однако те не дали команды классифицировать взрыв, не потрудились взять карту с планом учения, где пеленг совпал с коридором, через который «Курск» должен был входить в район учений? Отнюдь не президент Ельцин, и не олигархи объявили корабль аварийным с задержкой на 12 часов. А кто? Вопрос риторический.
«Курск»: поход в никуда
Но вернемся к погибшей субмарине. Можно ли детально восстановить хронологию событий – спорный вопрос. Многие аспекты засекречены, и о них мы никогда не узнаем.
Известно, что в свой последний поход подводный крейсер отправился 10 августа 2000 года. А уже через два дня, 12 августа, корабль не вышел на связь. По плану учений экипаж должен был отработать пуск крылатой ракеты П-700, а также произвести стрельбу по мишеням торпедами близ Кольского залива. На лодке находился полный состав крылатых ракет, а также весь возможный боезапас торпед (24 штуки). Между тем учебно-боевые торпедные атаки обнаружены не были, а командный пункт не получил соответствующего доклада.
Проходившие с участием «Курска» военно-морские учения стали самыми масштабными с момента краха СССР. Конечно, здесь был замешан престиж России как великой морской державы. Отчасти именно этим объясняется путаница в словах руководства ВМФ. Только через два дня после трагедии появились первые официальные сообщения о катастрофе, а до этого момента простые люди могли лишь догадываться о ней. Президент Владимир Путин находился тогда в Сочи. Он не сделал никаких заявлений и не стал прерывать свой отпуск.
Нужно полагать, опасения закрались еще 12 августа, когда в 11:28 утра по местному времени на атомном крейсере «Петр Великий» зафиксировали хлопок. Тогда судьба подводников и их командира – капитана I ранга Геннадия Лячина – не казалась предрешенной, а странный звук списали на активацию антенны радиолокационной станции. Через 2 минуты 15 секунд после первого взрыва последовал и второй, более мощный. Но даже несмотря на это радиограмма на «Курск» была отправлена только через пять с половиной часов.
Экипаж «Курска» не вышел на связь ни в 17:30, ни в 23:00 того же дня. Ситуацию признали аварийной, а утром в 4:51 лежащую на дне подлодку обнаружил гидроакустический комплекс «Петра Великого». Корабль находился на дне Баренцева моря на глубине 108 м, в 150 км от Североморска. После спуска водолазного колокола лодку обнаружили визуально, а спасатели услышали слабые стуки «SOS. Вода». Началась долгая эпопея спасения лодки, вскрывшая многие проблемы отечественного флота.
Западные страны быстро откликнулись на трагедию. Свою помощь предложили Великобритания и США. На Западе предлагали использовать их глубоководные аппараты, чтобы спасти оставшихся в живых моряков. Но Россия от помощи наотрез отказалась…
15 августа выяснилось, что нос лодки сильно поврежден и при самом благоприятном развитии ситуации воздуха на борту хватит до 18 августа. Тогда же англичане выслали свой глубоководный аппарат LR-5 в норвежский порт – дожидаться разрешения РФ они не стали. На следующий день Россия все же позволила европейцам оказать помощь, и на выручку отправились норвежские суда Normand Pioneer и Seaway Eagle. Первый из них транспортировал аппарат LR-5, а второй – группу водолазов.
Официальная версия гласит, что лежавшая на дне подлодка имела крен в 60 градусов. В сочетании с плохой видимостью и волнением моря это привело к тому, что подводные аппараты АС-15, АС-32, АС-36 и АС-34 ни 13-го, ни 14-го, ни 15 августа, ни позже так и не смогли выполнить свою задачу. Однако вот что говорит по этому поводу командир отряда спасателей британец Дэвид Рассел (David Russel): «Мы поняли, что сообщаемая нам информация – ложь. Была хорошая видимость и спокойное море. Положение лодки «Курск» было доступным, и можно было помочь выжившим морякам». О дезинформации сообщил и норвежский адмирал Эйнар Скорген (Einar Skorgen), участвовавший в операции: «Водолазы погрузились очень быстро – АПЛ была там. Ее положение полностью горизонтальное, сильное течение отсутствует. Россияне нам говорили, что кольцо спасательного шлюза повреждено, но это оказалось неправдой». Так что к «Курску» можно было пристыковаться, и последующие события это доказали.
Почти сразу по прибытии норвежцам сопутствовал успех. В 13:00 20 августа, после пристыковки спасательного аппарата, они вскрыли 9-й отсек подлодки. Уже через два часа власти официально заявили, что живых на борту нет. О том, что АПЛ полностью затоплена, стало известно еще 19 августа после простукивания водолазами корпуса «Курска». Осенью 2001 года лодку подняли на поверхность и при помощи понтонов отбуксировали в сухой док. Перед этим носовую часть погибшего крейсера отрезали и оставили на дне моря, хотя многие эксперты предлагали поднять его полностью.
Часть поднятой со дна моря подлодки «Курск»
Официальная, но очень «правдивая» версия катастрофы АПЛ Курск в фильме «Правда о Курске»:
https://vk.com/video_ext.php
https://vk.com/video_ext.php
Человеку свойственно от природы рассуждать и свои рассуждения соотносить со здравым смыслом и логикой. Хочу предложить вам пример подобного рассуждения. И так, если порассуждать на эту не простую тему, и если верить своим глазам, то можно увидеть пробоину в АПЛ Курск от торпеды в районе места распила АПЛ Курск справа. «Раневой канал», имеет вогнутые внутрь края, а это говорит о том, что АПЛ Курск была обстреляна.
Зададим себе и окружающим вопрос: кто стрелял-то? Может наши на учениях «случайно ошиблись»? Вряд ли? А после ответ приходит на ум сам. Американцы, кто же ещё. Далее рассуждаем… Американцы расстреляли нашу АПЛ Курск и никто её не пытался спасти. Вопрос: почему? Почему наши все «правители» ждали пока моряки все до одного погибнут? Какой может быть ответ? Может быть ждали, чтобы всем моряки погибли и не осталось ни одного живого свидетеля, которые бы могли рассказать о случившимся?
Идём в своих нехитрых рассуждениях дальше. Почему не началась война между РФ и США, после того как американцы расстреляли АПЛ Курск?
Вывод напрашивается сам собой! Договорились они о расстреле АПЛ «Курск» до, или после её уничтожения?
Самое главное, что АПЛ «Курск» нельзя было «вытаскивать» на такую небольшую для него глубину. Такие АПЛ, как «Курск» эффективны только в скрытном положении. Это скрытная лодка, которая «растворяется» в водах Мирового Океана и обнаружить её там практически не возможно. А обнаружение её равносильно поражению. Получается что «вытаскивать» АПЛ «Курск» на такое мелководье, ещё и на показ врагу является воинским преступлением — измена Родине! Или не так? Или теперь это как-то по-другому называется?
Вот и что вы скажете о рассуждениях того человека, который ничего не знает о гибели АПЛ «Курск» и его мужественного экипажа?
Записка капитана Колесникова
Тело Дмитрия Колесникова, который фактически взял на себя обязанности командира «Курска», поскольку Геннадий Лячин погиб в первые минуты или даже секунды катастрофы, было извлечено на поверхность одним из первых в октябре 2000 года. Несмотря на то, что сразу после трагедии Россия отказалась от помощи из-за рубежа, как пишет Владимир Устинов в своей книге «Вся правда о «Курске»», 2 октября 2000 года договор все-таки был заключен с норвежским филиалом американской фирмы. Труп Колесникова сильно обгорел, но предсмертная записка, обнаруженная при нем, чудом сохранилась. В первой части записки он признавался в любви своей супруге Ольге и передавал приветы близким.
Вторая часть записки, текст которой приведен в издании «В кильватерном строю за смертью. Почему погиб «Курск»» Валерия Рязанцева, гласила: «Здесь темно писать, но на ощупь попробую. Шансов похоже нет, % 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список личного состава отсеков, которые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников». Однако пока шло расследование, полный текст записки, как утверждает Николай Зенькович, автор книги «Первый год Путина», оставался засекреченным. Адмирал Попов заявил журналистам: «Следователи наложили вето на служебную информацию. Содержание записки – это достояние следствия».
Реквием по атомоходу
Стоит смириться с тем, что настоящая правда об атомной субмарине останется тайной за семью печатями. Тонкая грань, разделяющая версию властей и конспирологические теории, еще больше скрывает истину. Но, если рассуждать трезво, американцы могли протаранить «Курск» только для самообороны. Вероятность его поражения ракетами «земля-земля» сравнима с инопланетной атакой.
Взрыв торпеды вполне допустим, но лишь в условиях тотальной халатности всех, кто работает и служит на флоте. Для 2000-х этот момент вполне приемлем, но не на суперсубмарине, которая успешно «выступила» в Средиземном море, которой гордились и даже хвастались представители ВМФ. Нет людей, лично виновных в катастрофе, есть только нелепые обстоятельства, отсутствие технических средств, и «секретность», культивируемая с времен СССР.
Могли ли иностранцы спасти «Курск»?
Предложения и попытки помощи иностранцев в спасении подводников «Курска» стали в 2000-м году отдельной темой.
Очевидно, что обсуждение этих вопросов на неофициальном уровне началось с первого же дня (за российскими учениями пристально следили). Однако, по словам Игоря Курдина, о первых предложениях от Англии, Норвегии и США стало известно 14 августа, когда информация об аварии на подлодке появилась в СМИ.
Британский спасательный аппарат LR-5 с экипажем перебросили из Шотландии в норвежский Тронхейм только 16 августа. На место гибели «Курска» его доставило норвежское спасательное судно Normand Pioneer 19 августа во второй половине дня. Следом прибыл Seaway Eagle с водолазами-глубоководниками.
По воспоминаниям иностранных специалистов, все решения тормозились из-за бюрократических проволочек. До сих пор неизвестно, кто именно тормозил иностранную помощь. Публично говорилось о готовности эту помощь принять.
В реальности нельзя точно сказать, что LR-5 и его экипаж, даже если бы он оказался на месте в первый день после взрыва, мог в корне изменить ситуацию.
С одной стороны, этот аппарат был старше и по техническим характеристикам заметно хуже отечественных АС-34 и АС-36, способных погружаться на вдвое большую глубину и принимать на борт 20, а не 15 подводников. С другой стороны, у АС-34 были просроченные аккумуляторные батареи, которые садились слишком быстро, а у АС-36 — самого нового спасательного аппарата — обнаружились проблемы с герметизацией на глубине.
«Вопрос в том, почему у Военно-морского флота не было водолазов, — сказал в интервью РТР президент России Владимир Путин. — Кроме того, без батискафов, даже с использованием водолазов, спасти людей невозможно».
Владимир Путин на встрече с родственниками погибших в Видяево. 22 августа 2000 года. Фото с сайта kremlin.ru
Другими словами, единственным способом спасти моряков было добиться стыковки спасательного аппарата с подлодкой, а это так и не удалось.
17 августа АС-34 управлял капитан III ранга Андрей Шолохов. Он специально ради участия в этой операции прибыл из Санкт-Петербурга через клуб подводников — как человек, имеющий десятилетний опыт управления аппаратом. Он сделал шесть попыток стыковки, даже добился первоначального захвата, но окончательный «присос» так и не произошел. Единственным объяснением этого была деформация подлодки.
20 августа на корпус «Курска» ступили норвежские водолазы, но им не удалось вскрыть верхнюю крышку аварийно-спасательного люка. Потребовалось изготовить специальный инструмент. Работы продолжились 21 августа.
Проникнув в шлюзовый отсек, норвежцы убедились, что он уже заполнен водой, а значит, нет никакого смысла пробовать пристыковать LR-5. Водолазы открыли нижний люк и убедились, что девятый и другие отсеки подлодки затоплены.
Журналы и самописцы подводной лодки «Курск»
По словам главкома ВМФ РФ Владимира Куроедова, в 5-м отсеке атомохода, где находился пульт управления главной энергетической установкой «Курска», обнаружен самописец и сильно повреждённая водой вахтенная документация. По его словам, вёлся поиск самописца и вахтенной документации в 3-м отсеке, где находились боевые посты радистов, химиков и радиометристов. Расшифровку 22 кассет магнитофонных записей с атомохода «Курск» выполняли специалисты петербургского «Центра речевых технологий».
Было установлено, что в день аварии была отключена аппаратура магнитофонной записи «Снегирь», записывающая переговоры по громкой связи, соответствующий тумблер находился в положении «выключено». По регламенту во время подготовки учебной атаки аппаратура «Снегирь» должна быть включена. Также выяснилось, что на атомоходе не была включена сигнализация аварийного буя и несколько лет была отключена система аварийного выброса антенны. С аварийного буя не было снято заводское крепёжное устройство, которое не позволило бую всплыть.
Были обнаружены журналы центрального атомного поста, черновой вахтенный журнал, вахтенные журналы управления левого и правого борта АПЛ. Записи об аварийной обстановке или нештатной ситуации в них отсутствовали. Также были обнаружены три записки подводников. На основании одной из записок было сделано предположение об отсутствии света и задымленности 9-го отсека.