подлодка «курск»: история создания и версии гибели
Содержание:
- Второй взрыв
- Реакция властей
- Что может объяснить такие уступки для США со стороны России? Что на самом деле произошло с подводной лодкой «Курск»?
- Альтернативные версии гибели подводной лодки
- Калининград помнит
- Лидеры голосования
- История службы поводной лодки «Курск»
- Катастрофа и спасательные работы
- Комментарии
- Грязная бомба
- Спасательный отсек
- Официальные результаты расследования
- «Курск»: поход в никуда
- Реквием по атомоходу
- Катастрофа и спасательные работы
- ВЗРЫВ
- СМИ
Второй взрыв
Через минуту после взрыва угол наклона составляет 20°, через две — уже 35°. Ещё через 15 секунд многотонная махина врезается в дно. Вся сила удара приходится на торпедный отсек.
В момент столкновения 10 боевых торпед взрываются с мощью, эквивалентной двум тоннам тротила. Чудовищный взрыв фиксируют на сейсмографах по всей Северной Европе.
«Курск» пропахивает носом около 30 метров и останавливается, зарывшись в грунт на 2,5 метра. Первого отсека уже нет — как и второго, третьего, четвёртого, пятого.
Пятый-бис (реакторный) отсек был отделён самой прочной переборкой, которая остановила ударную волну и погасила её разрушительную силу. Только благодаря этой переборке подводники с 6-го по 9-й отсеки ещё живы. Из 118 членов экипажа осталось 23.
Реакция властей
Правительство РФ, узнав о катастрофе, не хотело допускать иностранцев к операции по причинам нарушения секретности. Только 16 августа командованию ВМФ выдано разрешение президента на задействование зарубежной техники — у России не было необходимых спасательных средств.
По поводу опубликованных газетой «Версия» снимков американской лодки начато уголовное дело. Редактор отдела расследований Д. Филимонов выступал как свидетель.
Официальная причина трагедии — взрыв торпеды — озвучена правительственной комиссией 29 июня. Теория не устроила многих и они, по мнению В. Путина, стали предаваться любимой забаве — искать виноватых. Наказания не понес никто, хотя, по сути, есть виновники: развалившие флот, закрывшие глаза на сигналы бедствия, безынициативные (хотя, за оплату 1,5-3 тыс. руб. инициативы быть не может) сотрудники. Обвинять этих людей бессмысленно даже сейчас: начав поиски с момента получения сигнала, спасатели не смогли бы оказать помощь экипажу.
Что может объяснить такие уступки для США со стороны России? Что на самом деле произошло с подводной лодкой «Курск»?
Одна из основных «неофициальных» версий утверждает, что во время учений китайской стороне были продемонстрированы запрещенные по условиям договора между США и Россией виды вооружений. Случайно или нет, но рядом с местом, где проводились учение, под водой находились подводные лодки ВМФ США, которые, вполне возможно, выполняли разведывательные операции или попросту – шпионили за русскими коллегами.
Исследователи считают, что во время испытаний русского оружия, защитные системы подводных лодок США в автоматическом режиме произвели запуск торпед со своего борта.
Подводная лодка «Курск» оказалось менее прочной, чем предполагалось. Американские торпеды МК48 (которые хоть и не были с ядерным зарядом, но содержали наконечник с обедненным ураном), смогли пробить корпус подлодки и спровоцировать 2 мощных взрыва в торпедном отсеке. Эта версия подтверждается наличием загнутых краев дыры, которая образовалась на корпусе «Курска». Примечательно, что когда подлодку подняли со дна, отсек, где по версии следователей произошел взрыв, был отрезан и нигде и никогда не демонстрировался ни журналистам, ни родственникам погибших.
Во время подводного боя, американские подлодки также получили повреждения – 2 из них столкнулись с друг другом. Их фотографии были сделаны через несколько дней – одна на ремонтной базе в Норвегии, другая – в США. Спустя пару месяцев, газета NewYorkTimesповедала читателям о ее таинственных приключениях.
Альтернативные версии гибели подводной лодки
От момента объявления властями официальной версии и до настоящего дня не утихают споры относительно причин гибели одного из лучших кораблей российского флота. Слишком многие считают, что официальные власти не говорят всей правды. Среди сомневающихся много профессиональных моряков и специалистов, связанных с военно-морским флотом. Сейчас есть несколько различных версий, объясняющих, что же именно случилось в тот злополучный день и почему капитан Лячин не смог привести свой корабль обратно в родную гавань.
Существует версия вице-адмирала Рязанцева. Он считает, что первоначальной причиной катастрофы являлся взрыв торпеды, который привел к затоплению первого отсека и столкновению подлодки с грунтом. Удар о дно привел к детонации остальных торпед, что и привело к таким ужасным последствиям.
Одной из популярных версий причиной гибели «Курска» является торпедная атака американской подводной лодки. Французский режиссер Жан-Мишель Карре даже снял документальный фильм, подтверждающий эту гипотезу. По мнению ее сторонников, две американские субмарины «Толедо» и «Мемфис» наблюдали за учениями Северного флота (это распространенная практика). Российская и американская подводные лодки столкнулись, а вторая американская субмарина нанесла торпедный удар по «Курску» после того, как командир К-141 приказал атаковать противника.
Сторонники этой версии утверждают, что российские власти намеренно скрыли правду о торпедной атаке, чтобы не допустить конфликта (возможно даже военного) с США.
Как вариант этой версии, существует гипотеза о столкновении «Курска» с субмариной одной из стран НАТО, которое привело к взрыву торпед на российском атомоходе. Тем более, что после катастрофы в СМИ появилась информация об обнаружении спасательного буя в районе катастрофы. Возможно, его выпустила «чужая» подлодка также пострадавшая при столкновении.
История подводного противостояния двух супердержав во времена «холодной войны» служит подтверждением этой версии.
Эта версия подробно была изучена российскими СМИ и имеет своих приверженцев среди военных моряков. По их мнению, схема событий была такова: удар иностранной лодки по торпедному аппарату, затем взрыв одной торпеды, удар о грунт и детонация всего боезапаса.
Есть еще версия о мине времен Второй Мировой войны, однако в эту версию мало кто верит.
Также существует версия, что «Курск» был случайно потоплен новейшей ракетой, выпущенной с атомного крейсера «Петр Великий».
Представители родственников членов экипажа не верят в официальную версию и считают, что власти не говорят правду. Они считают, что в девятом отсеке после катастрофы моряки были живы еще более двух суток. По их мнению, если бы руководство ВМФ сразу обратилось за помощью к иностранцам, то возможно, список погибших был бы меньше. Много материалов расследования не обнародовано.
Тяжело поверить, что мы получим все ответы в этой трагической истории.
Калининград помнит
В Калининграде памятные мероприятия пройдут в филиале военного учебно-научного центра (ВУНЦ) ВМФ “Военно-морская академия”. Пятеро офицеров-выпускников филиала проходили службу на “Курске” и погибли при исполнении воинского долга 12 августа 2000 года, сказали ТАСС в пресс-службе Балтийского флота. В память о погибших подводниках на фасаде музея истории установлены мемориальные плиты с именами офицеров-выпускников, не вернувшихся из того трагического, последнего похода подлодки в Баренцево море. На строевом плацу института состоится митинг памяти, представители командования Балтийского флота и военно-морского вуза, курсанты, а также родственники и друзья погибших подводников возложат цветы к мемориалу.
В храме-часовне святого праведного адмирала Российского флота Федора Ушакова, расположенного на территории военно-морского учебного заведения, представители Русской православной церкви совершат поминальный молебен о погибших моряках. В пресс-службе Балтийского флота отметили, что на кораблях и в частях будут приспущены флаги, состоятся митинги, личный состав флота почтит минутой молчания память погибших моряков атомного ракетоносца.
Лидеры голосования
ДжекБот 240
Длина, см: 240
Оценка читателей: 65.9
Всего голосов: 959
Фантазия
Длина, см: 420
Оценка читателей: 65.0
Всего голосов: 1,237
Лидер 500
Длина, см: 500
Оценка читателей: 65.0
Всего голосов: 1,091
FISHPRO X5
Длина, см: 540
Оценка читателей: 64.2
Всего голосов: 74
ProfMarine PM 300
Длина, см: 300
Оценка читателей: 63.7
Всего голосов: 1,002
Волжанка 65
Длина, см: 650
Оценка читателей: 62.9
Всего голосов: 1,207
Spinningline 470 / SL 470
Длина, см: 478
Оценка читателей: 62.6
Всего голосов: 1,659
J.Silver 300
Длина, см: 300
Оценка читателей: 59.8
Всего голосов: 1,715
Ultraskiff 360
Длина, см: 182
Оценка читателей: 59.6
Всего голосов: 1,153
Catfish 310
Длина, см: 310
Оценка читателей: 59.5
Всего голосов: 1,168
История службы поводной лодки «Курск»
Экипаж подводной лодки «Курск» (АПРК К-141) был сформирован на Северном флоте в июне 1991 года, первый командир — капитан 2-го ранга Рожков Виктор Николаевич.
В апреле 1993 года в честь подвига советского народа на Курской дуге в годы Великой Отечественной войны директивой Главнокомандующего ВМФ К-141 присвоено почетное наименование «Курск».
В августе-октябре 1999 года подводная лодка участвовала в автономном походе в Атлантический океан и Средиземное море. Велось скрытное наблюдение за группировкой Шестого флота ВМС США в Средиземном море, включавшего авианосец «Теодор Рузвельт», самолёты с которого наносили удары по Сербии во время операции НАТО против Югославии. За время средиземноморского похода, «Курск» отработал 5 условных атак по реальным целям. По итогам похода 72 члена экипажа представлены к правительственным наградам. Капитан АПЛ «Курск» представлен к званию Героя России. «Курск» отмечен, как лучшая подводная лодка Северного флота.
30 июля 2000 года экипаж «Курска» принимал участие в военно-морском параде, посвященном Дню Военно-морского флота в Североморске.
На 15 октября 2000 года из Североморска планировался выход в Средиземное море авианосно-маневренной группы Северного флота, включавшей подводную лодку «Курск».
Катастрофа и спасательные работы
Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».
Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.
В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.
Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.
В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.
Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.
Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.
Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.
Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.
По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.
Так закончилась история подводной лодки, на которую российское военное руководство возлагало особые надежды. А причины ее гибели до сих пор окутаны чередой тайн и случайных совпадений.
Комментарии
Про героев
А Сидороввалуа
сегодня в 08:46
Двадцать лет спустя
Емеля
сегодня в 08:25
Великая Перезагрузка или будущее не для всех
Mstislav
сегодня в 07:54
«Клянусь говорить…»
Емеля
вчера в 21:31
Как влиять на власть?
Емеля
вчера в 15:37
СССР и Сталин в ракурсе КОБ. Точки бифуркации. Часть 1. О предыстории 1917 г.
Валерий
12 декабря в 19:59
Как враг мой на Путина нарвался
Александр Вершинин
11 декабря в 20:10
Ликбез – Вертинский, «Юнкера».
Александр Вершинин
10 декабря в 22:16
И хитрили они, … и хитрил Аллах, НО Аллах – лучший из хитрецов!
Алеся
10 декабря в 20:19
Полная картина мира
Виктор Хохлачёв
10 декабря в 16:07
Тодо модо (1976) Todo Modo
А Сидороввалуа
9 декабря в 22:48
Анализ основных положений марксизма с точки зрения ПСУ. (Ч.3) Диктатура пролетариата
Александр Вершинин
9 декабря в 17:40
Встретим «партнёров» по одёжке
Александр собянинбуржец
7 декабря в 18:12
Образы будущего мира
Александр собянинбуржец
7 декабря в 17:58
Подгребём углей в костёр Праведника?
Емеля
6 декабря в 16:18
На евроскаку не заметив, что рядом товарищей нет…
uropb
6 декабря в 12:45
Фениксу № 2
Виктор Хохлачёв
5 декабря в 23:23
Народное единство
Mstislav
5 декабря в 03:14
Письмо депутатам от наивного избирателя
Елена
3 декабря в 09:26
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские
Виктор Хохлачёв
2 декабря в 22:35
Учите уроки истории…
Mstislav
2 декабря в 15:06
Наш аргумент – «Курск»
Александр собянинбуржец
1 декабря в 23:46
Вопрос-Ответ от 29 ноября 2021 г. Валерий Пякин
Александр собянинбуржец
1 декабря в 18:27
Вопросы врачам-героям
Елена
1 декабря в 18:07
Хорошего дня!
Алексей Щербаков
1 декабря в 12:55
Кинчев против принудительной вакцинации и QRепостного права
А Сидороввалуа
24 ноября в 11:54
Чёрный ворон
Александр собянинбуржец
23 ноября в 19:58
Геополитика за 6 минут: Д.Маккиндер, А.Мэхэн, К.Хаусхофер, Н.Данилевский
Дмитрий Шевцов
23 ноября в 14:02
Мы не рабы ?
Эраст Эрастов
22 ноября в 17:58
ГП — люди, или функция
Анна Крыжановская
21 ноября в 07:50
Слабость и сила «Тыдебила»
Александр Вершинин
19 ноября в 09:26
Без обмана, без насилия и с песнями!
Александр Вершинин
19 ноября в 03:31
Не опоздать бы нам с Костей.
Александр собянинбуржец
18 ноября в 00:20
Анализ основных положений марксизма с точки зрения ПСУ. (Ч.I ) Материалистическое понимание истории
Александр собянинбуржец
17 ноября в 18:48
Куда направлен вектор времени?
Иван Груздев
16 ноября в 17:36
Про элитных баранов
Люкин
14 ноября в 21:51
О текущем моменте №2(142), 2021г. О выборах депутатов Госдумы VIII созыва и перспективах
Mstislav
13 ноября в 16:43
Возможные алгоритмы
Валерий Вагин
8 ноября в 21:55
Шафран – не Анка-пулемётчица, А Россия не Швабия, господа!
А Сидороввалуа
3 ноября в 14:59
Инфотехнология войны и Женщина
А Сидороввалуа
2 ноября в 08:02
GREENPEACE везет ядерные отходы в Россию? Что Франция вывозит в Россию? Борис Марцинкевич
V-S Koltsov
30 октября в 08:04
Гиены и наши финансы
Александр
27 октября в 20:42
Вопрос-Ответ от 18 октября 2021 г. Валерий Пякин
Ксения Кошелева
25 октября в 13:12
«Балансирование, поддерживающее стабилизец»
Mstislav
24 октября в 03:36
Путин уходит, что дальше? / Взгляд на экономику и жизнь либерала и гражданина.
Mstislav
23 октября в 15:59
Не-тайное послание Восточного Форума. Когда Новак и Дворкович поедут копать каналы?
Mstislav
21 октября в 15:15
Вопрос ответ Валерий Пякин от 20 сентября 2021 г.
Владимир
20 октября в 12:05
Грязная бомба
11 августа — в день накануне стрельбы — моряки проверяют снаряд. Это учебная торпеда 65-76 ПВ. В ней нет взрывчатки, зато есть агрессивный окислитель топлива — концентрированная перекись водорода, благодаря которой торпеда плавает быстрее и дальше других.
Торпеда 65-76 ПВ
Окислитель — не только преимущество, но и главная опасность 65-76 ПВ. Если перекись водорода по какой-то причине смешается с парами углеводорода — испарениями от машинного масла, керосина, оплётки проводов — будет взрыв. Из-за несчастных случаев похожие торпеды в США и Великобритании сняли с вооружения.
Датчики показывают, что одну торпеду нужно пополнить сжатым воздухом. Это стандартная операция, схожая с подкачкой шин на автомобиле. Подводники подключают снаряд к корабельной системе подачи воздуха с помощью гибкого шланга.
Система подачи воздуха на «Курске» давно не использовалась, трубопровод годами не чистили и не обезжиривали. За это время в нём скопились микрочастицы пыли и старой смазки.
Сжатый воздух смешивается с этой грязью и наполняет воздушный резервуар торпеды. Учебный снаряд превращается в бомбу.
Спасательный отсек
Подводники перебираются в 9-й — спасательный — отсек и выполняют герметизацию. Но в отсеке уже есть вода, попавшая через технические трубопроводы. Вместе с водой в отсек попадает мазут и техническое масло, которые разлились по кораблю после взрыва.
Пока моряки устраняют протечки, тонкая мазутно-масляная плёнка оседает на деталях отсека.
Моряки не предпринимают никаких действий, чтобы покинуть лодку: они уверены, что их спасут. Но помощи нет. Температура воздуха падает до +4–7 градусов. Кислорода не хватает, морякам трудно дышать. Аварийные аккумуляторы разряжаются, свет в отсеке гаснет.
Официальные результаты расследования
Несмотря на флоте это часто изложил позицию , что столкновение с иностранным судном , вызвавшее событие, в докладе , опубликованный правительство приписывал бедствие для торпедных взрыва возникает , когда перекись высокопрочных (ПВТ), форма высококонцентрированной перекиси водорода , протекла из-за дефектного сварного шва в кожухе торпеды. В отчете говорится, что первоначальный взрыв разрушил отсек торпедного отсека и убил всех, кто находился в первом отсеке. Взрыв попал во второй и, возможно, третий и четвертый отсеки через вентиляционное отверстие. Все 36 человек на командном пункте, расположенном во втором отсеке, были немедленно выведены из строя взрывной волной и, возможно, убиты. Первый взрыв вызвал пожар, в результате которого температура в отсеке превысила 2700 ° C (4890 ° F). Высокая температура вызвала детонацию боеголовок от пяти до семи дополнительных торпед, вызвав взрыв, эквивалентный 2–3 тоннам в тротиловом эквиваленте, который измерялся 4,2 балла по шкале Рихтера на сейсмографах по всей Европе и был обнаружен даже на Аляске .
Альтернативное объяснение
Вице-адмирал Валерий Рязанцев не согласился с официальным выводом правительства. Он сослался на недостаточную подготовку, плохое обслуживание и неполные проверки, из-за которых экипаж неправильно обращался с оружием. Во время осмотра потерпевшей крушение субмарины исследователи обнаружили частично сгоревшую копию инструкций по безопасности при загрузке торпед HTP, но инструкции относились к совершенно другому типу торпед и не включали основных шагов по испытанию воздушного клапана. 7-я дивизия 1-й флотилии подводных лодок никогда не проверяла квалификацию экипажа « Курска и готовность к стрельбе торпедами ПВТ. Экипаж » Курска » не имел опыта обращения с торпедами с двигателями ПВТ и не обучался обращению с торпедами с двигателями ПВТ и их стрельбе. Рязанцев считает, что из-за их неопытности и недостаточной подготовки, усугубляемых неполными проверками и надзором, а также из-за того, что экипаж « Курска неверно выполнял инструкции при загрузке учебной торпеды, они спровоцировали цепочку событий, которые привели к взрыву.
«Курск»: поход в никуда
Но вернемся к погибшей субмарине. Можно ли детально восстановить хронологию событий – спорный вопрос. Многие аспекты засекречены, и о них мы никогда не узнаем.
Известно, что в свой последний поход подводный крейсер отправился 10 августа 2000 года. А уже через два дня, 12 августа, корабль не вышел на связь. По плану учений экипаж должен был отработать пуск крылатой ракеты П-700, а также произвести стрельбу по мишеням торпедами близ Кольского залива. На лодке находился полный состав крылатых ракет, а также весь возможный боезапас торпед (24 штуки). Между тем учебно-боевые торпедные атаки обнаружены не были, а командный пункт не получил соответствующего доклада.
Проходившие с участием «Курска» военно-морские учения стали самыми масштабными с момента краха СССР. Конечно, здесь был замешан престиж России как великой морской державы. Отчасти именно этим объясняется путаница в словах руководства ВМФ. Только через два дня после трагедии появились первые официальные сообщения о катастрофе, а до этого момента простые люди могли лишь догадываться о ней. Президент Владимир Путин находился тогда в Сочи. Он не сделал никаких заявлений и не стал прерывать свой отпуск.
Нужно полагать, опасения закрались еще 12 августа, когда в 11:28 утра по местному времени на атомном крейсере «Петр Великий» зафиксировали хлопок. Тогда судьба подводников и их командира – капитана I ранга Геннадия Лячина – не казалась предрешенной, а странный звук списали на активацию антенны радиолокационной станции. Через 2 минуты 15 секунд после первого взрыва последовал и второй, более мощный. Но даже несмотря на это радиограмма на «Курск» была отправлена только через пять с половиной часов.
Экипаж «Курска» не вышел на связь ни в 17:30, ни в 23:00 того же дня. Ситуацию признали аварийной, а утром в 4:51 лежащую на дне подлодку обнаружил гидроакустический комплекс «Петра Великого». Корабль находился на дне Баренцева моря на глубине 108 м, в 150 км от Североморска. После спуска водолазного колокола лодку обнаружили визуально, а спасатели услышали слабые стуки «SOS. Вода». Началась долгая эпопея спасения лодки, вскрывшая многие проблемы отечественного флота.
Западные страны быстро откликнулись на трагедию. Свою помощь предложили Великобритания и США. На Западе предлагали использовать их глубоководные аппараты, чтобы спасти оставшихся в живых моряков. Но Россия от помощи наотрез отказалась…
15 августа выяснилось, что нос лодки сильно поврежден и при самом благоприятном развитии ситуации воздуха на борту хватит до 18 августа. Тогда же англичане выслали свой глубоководный аппарат LR-5 в норвежский порт – дожидаться разрешения РФ они не стали. На следующий день Россия все же позволила европейцам оказать помощь, и на выручку отправились норвежские суда Normand Pioneer и Seaway Eagle. Первый из них транспортировал аппарат LR-5, а второй – группу водолазов.
Официальная версия гласит, что лежавшая на дне подлодка имела крен в 60 градусов. В сочетании с плохой видимостью и волнением моря это привело к тому, что подводные аппараты АС-15, АС-32, АС-36 и АС-34 ни 13-го, ни 14-го, ни 15 августа, ни позже так и не смогли выполнить свою задачу. Однако вот что говорит по этому поводу командир отряда спасателей британец Дэвид Рассел (David Russel): «Мы поняли, что сообщаемая нам информация – ложь. Была хорошая видимость и спокойное море. Положение лодки «Курск» было доступным, и можно было помочь выжившим морякам». О дезинформации сообщил и норвежский адмирал Эйнар Скорген (Einar Skorgen), участвовавший в операции: «Водолазы погрузились очень быстро – АПЛ была там. Ее положение полностью горизонтальное, сильное течение отсутствует. Россияне нам говорили, что кольцо спасательного шлюза повреждено, но это оказалось неправдой». Так что к «Курску» можно было пристыковаться, и последующие события это доказали.
Почти сразу по прибытии норвежцам сопутствовал успех. В 13:00 20 августа, после пристыковки спасательного аппарата, они вскрыли 9-й отсек подлодки. Уже через два часа власти официально заявили, что живых на борту нет. О том, что АПЛ полностью затоплена, стало известно еще 19 августа после простукивания водолазами корпуса «Курска». Осенью 2001 года лодку подняли на поверхность и при помощи понтонов отбуксировали в сухой док. Перед этим носовую часть погибшего крейсера отрезали и оставили на дне моря, хотя многие эксперты предлагали поднять его полностью.
Часть поднятой со дна моря подлодки «Курск»
Реквием по атомоходу
Стоит смириться с тем, что настоящая правда об атомной субмарине останется тайной за семью печатями. Тонкая грань, разделяющая версию властей и конспирологические теории, еще больше скрывает истину. Но, если рассуждать трезво, американцы могли протаранить «Курск» только для самообороны. Вероятность его поражения ракетами «земля-земля» сравнима с инопланетной атакой.
Взрыв торпеды вполне допустим, но лишь в условиях тотальной халатности всех, кто работает и служит на флоте. Для 2000-х этот момент вполне приемлем, но не на суперсубмарине, которая успешно «выступила» в Средиземном море, которой гордились и даже хвастались представители ВМФ. Нет людей, лично виновных в катастрофе, есть только нелепые обстоятельства, отсутствие технических средств, и «секретность», культивируемая с времен СССР.
Катастрофа и спасательные работы
Учения, проходящие на Баренцевом море в августе 2000 года – считались крупнейшими с момента распада Советского союза. Разумеется, важнейшую роль в сценарии играла лучшая подводная лодка России – АПЛ «Курск».
Субмарина должна была в ходе испытаний скрываться от вероятного обнаружения, а в намеченное время произвести учебное торпедирование корабля условного противника. Но планам не суждено было сбыться.
В 11-28 по местному времени раздался взрыв, мощностью по разным данным от 1.5 до 4 баллов по шкале Рихтера. Известно, что он был зафиксирован многими сейсмическими станциями и датчиками. Сообщалось, что его уловили даже на Аляске. Через 135 секунд случился второй взрыв, гораздо более мощный, чем первый.
Уже в 13-50 раздаются первые «звоночки» о случившемся несчастье. Экипаж подводной лодки не выходит на связь в намеченное время. Командующий Северным флотом сразу же вылетает на базу, в Североморск. Пока никаких официальных объявлений не следует, но становится понятно, что произошло непоправимое.
В середине ночи, 13 августа, проясняется примерный район поиска, но лишь к 16-20 удается обнаружить АПЛ «Курск». С ней устанавливается технический контакт, но очевидно, что подводная лодка лежит на грунте, то есть потерпела аварию.
Можно сказать, что уже с этого момента начинаются действия руководства, которые вызывают как минимум шок. Спасательная операция долго не объявляется – только 14 августа в 7 утра первые спасатели приступают к робким попыткам спуститься на глубину. Большие чины выглядят так, будто сами не понимают происходящего и не знают, как действовать в сложившейся ситуации.
Это вызывает шквал негативных эмоций от всех россиян, но прежде всего от родственников терпящих бедствие моряков. Мир облетают кадры с отдыхающим в Сочи президентом страны. После, многие становятся свидетелями не менее душераздирающих видеозаписей, когда Владимир Путин встречается с родственниками подводников. Без преувеличения, за судьбой атомохода следит весь мир.
Практически сразу свою помощь предлагает Норвегия, обладающая хорошо обученным поисковым флотом. Ее батискафы, способны вести поисково-спасательные работы на большой глубине. Но руководство России долго отказывается от любого вида помощи, а когда соглашается, становится понятно, что бесценное время потеряно безвозвратно.
Только 21 августа первые спасатели смогли открыть люк и проникнуть на затонувшую лодку. В этот момент стало понятно, что спасать уже некого. «Курск» был полностью затоплен.
По итогам расследования командование Северным флотом объявило, что причиной гибели подводной лодки «Курск» стала взорвавшаяся учебная торпеда. После этого субмарина ударилась носовой частью о грунт, что привело к детонации остального боезаряда. Экипаж практически полностью погиб, а тем, кому удалось чудом остаться в живых, отмеряно было не более 6 часов.
Так закончилась история подводной лодки, на которую российское военное руководство возлагало особые надежды. А причины ее гибели до сих пор окутаны чередой тайн и случайных совпадений.
ВЗРЫВ
В 11:28 пусковой баллон внутри торпеды разрывается. Тут же детонируют 1,5 тысячи тонн смеси перекиси водорода и керосина. Мощный взрыв фиксирует сейсмическая станция в Норвегии.
Фиксация взрыва в норвегии
Семеро подводников в 1-м отсеке умирают мгновенно от взрывной волны. Через дыру в крышке торпедного аппарата отсек заливает водой.
7 погибших
111 в живых
Теоретически жертв трагедии могло быть только семь. Лодка перешла бы в аварийный режим и всплыла. Но этого не случилось.
У подводных лодок класса «Антей» есть особенность конструкции. При залпе (стрельбе из нескольких орудий) давление в торпедном отсеке возрастает настолько, что моряки рискуют получить контузию. Поэтому незадолго до стрельб торпедисты разгерметизировали свой отсек — открыли вентиляцию между отсеками — в точном соответствии с инструкцией.
Через вентиляцию ударная волна взрыва проникает во второй отсек: здесь находится командный пункт корабля. Она приходит ослабленной, но её силы хватает, чтобы 36 моряков получили тяжёлую контузию и, вероятно, погибли.
7
3643 погибших
75 в живых
Из-за взрыва реакторы и турбины автоматически выключаются. «Курск» останавливает ход и движется по инерции. Вода заполняет первый отсек, лодка начинает опасно крениться носом.
СМИ
Книги
- Данмор, Спенсер (2002), Потерянные подводные лодки: от «Ханли» до «Курска», величайшие потерянные и найденные подводные лодки . Кембридж, Массачусетс: Да Капо. ISBN 0-306-81140-5
- Мур, Роберт (2002), Время умирать: Нерассказанная история Курской трагедии . Crown Publishers NY, NY. ISBN 978-0609610008
- Вейр, Гэри Э. и Бойн, Уолтер Дж. (2003), Прилив: Нерассказанная история российских подводных лодок, воевавших в годы холодной войны . Основные книги, Нью-Йорк, Нью-Йорк. ISBN 978-0465091126
- Флинн, Рэмси (2004), Крик из глубины: Крушение Курска, подводная катастрофа, которая расколола мир и подвергла Новую Россию окончательному испытанию . Харпер Коллинз. ISBN 978-0060936419
- Контр-адмирал Миан Захир Шах (2005) Sea Phoenix: A True Submarine Story . ISBN 978-9698318048
Песни
- Утверждается, что финская дум-металлическая группа Kypck имеет перекрестные ссылки как на Курскую битву, так и на подводную лодку, названную в честь города.
- «Ледяная чернота (Курск)», хэви-метал песня Армагеддона Ред. 16:16 из альбома «Закат на Человечество»
- «Курск» — песня Мэтта Эллиотта (музыкант) из его альбома «Питьевые песни».
Театр
- Курск — спектакль о выживших в ловушке, Автор Саша Янович.
- Курск — пьеса драматурга Бриони Лавери с британской точки зрения.
Фильмы
Курск (также известный как «Командование» и «Курск: Последняя миссия»). — Фильм 2018 года рассказывает о катастрофе 2000 года подлодки К-141 «Курск» и последовавшей за этим халатности властей. По Томаса Винтерберга .