Обзор основных разновидностей японских мечей, история их появления

Кодати

Название переводится как «маленький тати». Кодати — японское холодное оружие, которое нельзя отнести ни к длинным, ни к коротким мечам. Это, скорее, что-то среднее. Благодаря размерам его легко и быстро можно выхватить и прекрасно фехтовать. Универсальность меча, обусловленная размерами, позволяла использовать его и в ближнем бою, где движения стеснены и на расстоянии.

Лучше всего кодати сравнить с вакидзаси. Хотя их клинки сильно отличаются (у первого он шире), техника владения похожа. Длина одного и другого также схожа. Кодати был разрешён для ношения всем, так как не мог относиться к длинным мечам. Его часто путают с вакидзаси по причинам, описанным выше. Кодати носился, как и тати, то есть изгибом вниз. Самураи, использовавшие его, не брали второе холодное оружие в дайсё благодаря его универсальности. Японский меч боевой не требовался в связке.

В Японии было создано большое количество мечей, точного определения для которых не существовало. Некоторые, относящиеся к маленьким, могли носиться всеми людьми. Самурай обычно сам выбирал виды мечей, которые использовал в связке дайсё. Мечи вытесняли друг друга, так как новые обладали лучшими характеристиками, ярким примером служат тати и катана. Качественно изготовленные великими мастерами, эти мечи являлись настоящими произведениями искусства.

Как держать и носить

Благодаря длинной рукояти меч удобен для маневрирования. Классический хват: правой рукой сжать рукоять у гарды, левой – так, чтобы конец рукояти приходился на середину ладони. При синхронизации движений увеличивается амплитуда взмаха, причем движение не требует большой силы.

При использовании японского одностороннего оружия преимущественно наносятся вертикальные удары, в том числе по мечу, рукам противника, тем самым расчищая траекторию для дальнейшей атаки.

Оружие носят на левом боку в заправленных за пояс сая. При посещении дома длинный меч достают, оставляют у порога. Если воин показывает недоверие к собеседнику, он держит клинок левой рукой; символ мирных намерений – хват правой рукой.


Существовал этикет ношения катаны

Процесс изготовления

Итак, давайте рассмотрим, как сделать катану из бумаги. Первое, что необходимо сделать, — это заготовить пять прямоугольников для лезвия. Лучше нарезать их из прочного картона. Длину определяйте самостоятельно, а ширина в такой поделке фиксированная — шесть сантиметров. Чтобы у вас получилось достаточно прочное лезвие, следует ровно и аккуратно наложить полосы картона одну на другую. Фиксировать заготовки будем клеем ПВА. Затем укладываем сверху какой-нибудь груз и так оставляем высыхать лезвие на два-три часа.

Для рукояти меча используем тубу из-под фольги или бумаги для запекания. Ее следует хорошенько прокрасить серебристой краской. Оставляем краску сохнуть.

Делаем заготовку гарды. Это круг, который защищает руку от соприкосновения с лезвием. Вырезать гарду можно из картона или сделать из обычной бумаги. Если вы будете мастерить из бумаги, то понадобится около десяти слоев, которые тщательно промазываются клеем. Как сделать из бумаги меч катана, чтобы он был более реалистичным? Попробуйте аккуратно вырезать красивый орнамент на гарде. Делать это лучше при помощи острого канцелярского ножа. Если поделка делается ребенком, то в этом вопросе рекомендуется прибегнуть к помощи родителей.

Теперь остается лишь соединить заготовки. В отверстие в тубе вставляем лезвие и между ними прокладываем гарду. Если появится необходимость, то подгоняем размеры и углы с помощью канцелярских ножниц.

Итак, мы рассказали, как сделать из бумаги катану. Схема проста и понятна. Теперь останется только, проявив фантазию, раскрасить изделие акриловыми красками.

Особенности бумажного оружия

Изготовить меч из бумаги несложно, если выбрать понятный алгоритм с точным описанием. Существует несколько разноплановых способов относительно того, как сделать из бумаги меч определенной формы и размера. Проще всего сделать оружие в технике оригами, но и техника аппликации тоже подойдет.

Необходимые материалы и инструменты

Для изготовления поделки, нужно подготовить такие инструменты и материалы:

  • Прочную основу целесообразней изготавливать из картона, но в некоторых моделях все же предпочтительней применять бумага.
  • Ножницы или канцелярский нож для вырезания деталей.
  • Клей ПВА или двухсторонний скотч для фиксации отдельных деталей.
  • Простой карандаш и линейка для подготовки шаблона, эскиза.

Дополнительно могут использоваться элементы декора – атласные ленты, пластмассовые камни, декоративные цепи. Чтобы сделать поделку более реалистичной используются краски – серебряная для окрашивания лезвия и золотая (бронзовая) для рукоятки.

Где они пригодятся

Использование целлюлозных мечей весьма широкое. Есть масса вариантов задействования такого необычного оружия:

  • Меч из денег сможет стать отличным подарком другу на день рождения, если уложить поделку в открытку или подарочный конверт.
  • Меч из бумаги – это интересный и безопасный атрибут сюжетной игры для мальчиков.
  • Красиво сложенное из целлюлозы оружие может стать основой тематической вечеринки на мальчишнике, дне рождении.
  • Большие мечи или сабли пригодятся в театральных школьных постановках в качестве реквизита.

Можно найти еще массу способов применения, главное, попасть в тематику праздника, события или вечеринки.

История появления

Искусство ковки, обработки многослойной стали появилось в Японии позже, чем в соседних странах, поэтому вплоть до VII века оружие импортировалось из Китая или Кореи. Когда японским кузнецам удалось освоить технику изготовления, появились первые японские мечи — обоюдоострые и прямые.

IX-XII вв. принесли многочисленные междоусобные столкновения. Самураи стали выдающимся сословием, меч для них приобрел статус не только оружия, но и символа. Оттачивалась технология изготовления холодного оружия. Оно приобрело выгнутую форму из-за необходимости ведения конных боев.

Эпоха Камакура, длящаяся с XII по XIV век, стала расцветом искусства производства японских мечей. У самураев появились доспехи, что принесло новые требования к оружию. Мечи приобрели большую ударную силу, немного изменилась форма. Теперь они применялись преимущественно для пеших сражений, потому их требовалось держать обеими руками. Это было время экспериментов, многие кузнецы придумывали уникальные технологии изготовления, которые не дошли до наших дней.

С XIV до XVI века (период Муромати) велись многочисленные войны, требующие разного оружия. Поэтому появились новые виды самурайских мечей. А вот плачевная финансовая ситуация, в которой оказались многие кланы, не позволяла платить за это большие деньги. Поэтому качество холодного оружия значительно упало.

В XVI веке (эпоха Момояма) появились короткие мечи. Самураи стали носить пару оружия дайсё (большой–малый). Это катана и вакидзаси. Из-за размеров первый чаще использовался на открытом воздухе либо в больших помещениях, второй – в стесненном пространстве. Однако, потребность в оружии в целом уменьшилась, потому что междоусобицы пошли на спад. Теперь ношение мечей стало всего лишь признаком статуса, частью традиционного костюма. Поэтому оружие стали декорировать различными способами, отчего нередко страдали боевые качества. Этот период также получил название Эпохи новых мечей.

А со второй половины XIX века стартовала Эпоха современных мечей. Оружие этого периода получило название гэндай-то. Носить на себе мечи стало запрещено, что привело к упадку производства. В начале XX века начались мероприятия по возрождению культурного наследия страны, неотъемлемой частью которого является японский меч. И сегодня это — символ, изготовление которого — настоящее искусство.

Боккэн

Боккэн

— в русском языке часто произносится как бокен (яп. 木剣), деревянный меч для тренировок. Был введён в обиход мастером меча Миямото Мусаси для тренировок. Также его использовали в поединках, чтобы не убивать своего соперника. Хотя в умелых руках боккэн (который ещё называют бокуто, яп. 木刀 «деревянный меч») убивал и наносил увечья не хуже отточенной катаны.

Боккэны делают из дуба, бука, граба и других плотных пород древесины. Часто их пропитывают лаком, морилкой или древесной смолой, для бо́льшей плотности и веса. Общая длина боккэна составляет примерно 95-105 см. Длина рукоятки — около 25—27 см, клинка — 76—78 см. Боккэн должен быть достаточно крепким, чтобы выдерживать сильные удары по чему-либо, а также отражения атаки другим боккэном или дзё.

Грамотно нанесённый боккэном удар по человеку может привести к смерти. Великий японский фехтовальщик Миямото Мусаси (1584—1645) часто использовал боккэн в реальных поединках, в большинстве случаев убивая своих противников. Наиболее опасен кончик острия клинка при нанесении рубящих ударов.

В Японии к боккэнам относятся с большим уважением, практически как к настоящему оружию. При провозе боккэна в самолёте пассажир обязан сдать его в багаж. А ношение его без специального чехла самими японцами приравнивается к ношению холодного оружия.

Разновидности:

  • «мужской» (яп. 男子木剣 данси боккэн), отличается относительно толстой рукоятью и «лезвием», прямотой и толстой деревянной гардой (цубой).
  • «женский» (яп. 女子木剣 дзёси боккэн), наиболее часто используемый вариант. Отличается изогнутостью, легкостью. Часто используется с пластмассовой гардой и с ножнами (например, в иайдо).
  • «тренировочный» (яп. 素振木剣 субури боккэн) или субурито, отличается утолщением со стороны острия, таким образом имитируя балансировку настоящего меча.

Разные школы используют для тренировок различные виды боккэнов:

В Катори Синто Рю принято использование боккэна с меньшим изгибом, иногда и вовсе без него. Более толстый и тяжелый.

Боккэн, используемый в Ивама Рю (так же как и боккэны, используемые в других стилях айкидо), в отличие от предыдущего, имеет более изящную форму и более выраженный изгиб.

Боккэн в Касима Син Рю (так же как и в большинстве школ кэндо), в отличие от двух предыдущих, имеет самое близкое по форме, балансировке и ощущениям при работе сходство с настоящей катаной.

Методы изготовления

Для изготовления лезвия танто японские кузнецы использовали губчатое железо (тамахаганэ). При этом лезвие должно было иметь линию закалки (хамон) и снабжаться съемной рукоятью, которая крепилась при помощи бамбуковой шпильки (мэнуки).

В качестве ограничителя для безопасного нанесения ударов использовалась круглая гарда (цуба) съемного типа.

Процесс изготовления похож на создание катаны или вакидзаси. Применялся метод хира-дзукури. Это значит, что боевые ножи танто не имели ребра жесткости, хотя бывали и исключения. Истории известен японский клинок мороха-дзукури — меч, заточенный с двух сторон. Для пробивания брони ероидоси, применялось оружие с толстым трехгранным лезвием.

Во всем мире японские мечи славились своей прочностью, а достигалась она за счет специфического метода термообработки лезвия. При такой технологии клинок приобретал особый узор, который свидетельствовал о кропотливой работе мастера. Большая часть заготовок не становилась боевыми клинками из-за специфики процесса закалки стали.

Катана-кадзи

Мечи в Японии всегда изготавливались людьми господствующего класса, часто родственниками самураев или придворными. С ростом спроса на мечи феодалы стали покровительствовать кузнецам (катана-кадзи). Изготовление самурайского меча требовало тщательной подготовки. Ковка мечей напоминала богослужебную церемонию и была наполнена религиозными действиями, чтобы защитить владельца от злых сил.

Перед тем как приступить к делу, кузнец соблюдал пост, воздерживался от дурных мыслей и поступков, выполнял ритуал очищения тела. Кузница тщательно убиралась и украшалась симэ — ритуальными атрибутами, сплетенными из рисовой соломы. В каждой кузнице был алтарь для молитв и для моральной подготовки к работе. При необходимости мастер облачался в кугэ — парадную одежду. Честь не позволяла опытному мастеру изготавливать некачественное оружие. Иногда кузнец уничтожал меч, на который мог потратить несколько лет, из-за одного-единственного изъяна. Работа над одним мечом могла длиться от 1 года до 15 лет.

Материалы и технология изготовления

Традиционная технология изготовления японского меча носила множество не только производственных, но и ритуальных аспектов. Поэтому работа над одним предметом занимала несколько месяцев. Кузнец начинал с духовной подготовки, брал пост, молился, медитировал. Во время работы над мечом часто надевалась специальная ритуальная одежда.

В настоящее время от традиции у японцев осталась только технология. Процесс изготовления оружия включает следующие этапы:

  • очищение стальных кусочков от шлаков путем вымачивания с последующей переплавкой;
  • создание многослойного металла путем многократного складывания и расплющивания;
  • компоновка нескольких металлов — например, мягкого для середины с жестким для наружной оболочки;
  • придание базовой формы;
  • закалка;
  • заточка и шлифовка.

После клинка начинается изготовление рукояти. Она состоит из нескольких обязательных элементов конструкции. Первичное покрытие — из кожи ската или другого морского животного. Финальное покрытие — оплетка кожаной или шелковой тесьмой. Современные производители чаще используют искусственный шелк. Плюс — разнообразный декор.

Сочетание твердых и мягких металлов в конструкции катаны могло иметь разные вариацииСоставные элементы лезвияЭлементы рукоятки

Способности

Катана изучила различные боевые искусства, а также отлично управляется с мечами так, как она обучалась с самого детства. Будучи взрослой её обучал самурай под именем Тадаси. Её навыки значительно увеличились, когда она обучалась с Бэтменом во время её нахождения в команде Аутсайдеров. Она имеет большой опыт в использовании точек давления и других передовых методов боевых искусств. Она обладает навыками скрытности, она меткий стрелок. Катана превосходный лидер и гениальный тактик, способная обучать других, как использовать свои силы на полную катушку в любой жизненной ситуации. Ее гибкость, скорость и реакции значительно быстрее, чем у обычного человека, она также великолепная акробатка.

Её оружие древняя мистическая Катана под названием Похититель Душ. У меча есть различные мистические свойства, которые дают ему уникальные силы. Прежде всего, он почти неразрушим, выдерживая колоссальное воздействие на него и не получая ущерба. Он способен разрезать различные материалы с удивительной лёгкостью, а его мистическая резкостью, никогда не ослабевает. Меч Катаны также содержит души тех, кто когда-либо погибал от его лезвия, и на протяжении многих столетий его использования, он накопил довольно большое количество душ. Владелец меча способен вызвать сущность меча, которая проявляется на лезвии и может общаться с нынешним владельцем и оказывают помощь своему владельцу, даже если это против их воли. В The New 52, Похититель Душ признан Мечом Тотемом, который якобы, дарует бессмертие и просвещение своему владельцу, хотя некоторые такие, как Зелёная Стрела скептически относятся к буквальности этих слов.

Она также, обладает и другим оружием (кинжалы, проволочные ежи (макибиси) и др.). Катана изначально использовала одеяния Самурая, но с тех пор использует более современные костюмы, а большая часть её последнего костюма оборудован бронированными вставками, чтобы добавить дополнительную защиту.

Какой меч длиннее катаны

Меч длиннее катаны – это:

  • Тати. Он имеет длину 75,7-90,9 см, более изогнутый клинок. А рукоять орудия не прямая, в отличие от катаны. Тати является ее предшественником и основой для создания.
  • Нодати. Его длина – 1-1,5 м, а самый длинный меч этого типа достиг 2,5 м. Его создали для сражений с закованным в доспехи противником. Но для использования нодати самураю самому следовало быть физически очень сильным.

Катана не зря так популярна среди любителей холодного оружия. Меч достаточно изящен, но прочен, отличается остротой, доступен для владения, так как есть достойные экземпляры с приемлемой ценой. Он станет хорошим дополнением к коллекции, но будет не менее эффектно смотреться и в одиночестве.

Как называются ножны для катаны

Касира — головка рукояти у мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури. Кодзири — наконечник ножен у мечей в стиле букэ-дзукури; может отсутствовать, тогда оконечность ножен просто закруглена и отлакирована так же, как и все ножны.

Коигути — «рот карпа»; вход в ножны (или кутиганэ, если устье ножен охватывается металлическим кольцом).

Куриката — выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длины меча ниже коигути на лицевой стороне ножен омотэ, через который проходит шнур сагэо.

Мэкуги — крепежный штырь, проходящий через рукоять и хвостовик меча.

Мэнуки — орнамент на рукояти меча.

Сагэо — шнур на ножнах меча.

Самэ — кожа ската, которой покрывалась пука.

Сэппа — пара овальных металлических шайб, охватывающих хвостовик с обеих сторон гарды.

Фути — муфта на рукояти.

Цука-ито — обмотка рукояти

Длина лезвия меча рассчитывается следующим образом: чтобы получить предельную длину, нужно из вашего роста вычесть 90 см. Чтобы также учесть вопросы удобства обращения с мечом, обычно отнимают еще 8 см из полученной величины. Например, 175 — 90 = 85 см, 85 — 8 = 77 см.

Наиболее известный вид мечей стиля букэ-дзукури — это катана (дайто) и вакидзаси (сёто). Вакидзаси являлся просто уменьшенной копией катана. Вместе они образовывали дайсё («большой и малый»). Если же все детали оправы дайсё были выдержаны в едином стиле, то эта пара называлась дайсё-сороимоно.

Ножны (сая) меча делаются обычно из хо-но-ки (магнолии) и состоят из двух половинок. В сечении они почти всегда имеют форму удлиненного овала такой же формы и размера, как и сэппа (шайбы), находящиеся рядом с ними, и остаются одинаковыми на протяжении всей длины. Ножны для меча, как правило, были покрыты очень прочным лаком. У дайсё — пары мечей, носившихся самураями, — этот лак обычно спокойных тонов, как правило, черный, и все остальные украшения выдержаны в том же спокойном стиле. Яркие броские цвета предпочитались щеголями, а ярко-красный лак, ввозимый из Китая, был на мечах, носившихся самураями из провинций Сацума и Хюга, которые славились отвагой и большой горячностью.

Поверхность, на которую накладывается лак, либо простая гладкая, либо на ней могут быть широкие или узкие бороздки, идущие диагонально или поперечно. Сама лакируемая основа может быть как зернистой, так и хорошо отшлифованной, одноцветной или украшенной насидзи (золотой пылью), гури-бори или в других стилях, или даже полосатой двухцветной. Довольно часто также встречается лакировка типа рыбы ската (самэ-нури). Эти основы могут далее получать любую фор­ му украшения, но для дайсё изощренный маки-э (свободный узор) не соответствует японскому вкусу. Однако в отношении кинжалов мастер мог допустить свободный полет фантазии, и здесь часто встречаются инкрустированные металлические орнаменты (канамоно).

Следующие шесть частей ножен мечей, оправленных в стиле букэ-дзукури, могли иметь особые детали украшений:

кольцо, охватывающее вход в ножны — кои-гути («рот карпа») или кутиганэ, если оно металлическое; урагавара — укрепляющий брусок, идущий поперек основания прорези для ко-гатана; облицовка прорезей для ко-гатана и когай. Обычно бывает из полированного черного лака, полированного натурального рога, либо из мягкой буйволовой кожи; куриката («форма каштана») — выступ с прорезью, расположенный на расстоянии одной шестой длинны меча ниже кои-гути на стороне омотэ, через который проходит шнур сагэо; сори-цуно («возвращающий рог»), или ориганэ, — маленький крючкообразный выступ еще ниже на той же стороне, направленный в сторону эфеса. Он служит для того, чтобы не дать ножнам выскользнуть вперед из-за пояса. Встречается довольно редко и обычно на вакидзаси, но его присутствие часто говорит о хорошем клинке; кодзири — наконечник ножен. Его часто не бывает, особенно у вакидзаси, и оконечность ножен просто закруглена и отлакирована также, как и все ножны. По форме, материалу и украшению он очень часто соответствует касира. Все эти детали (за исключением облицовки прорезей для ко-гатана и когай) обычно металлические, более или менее одинаково украшенные. Но в неброских оправах они могут быть из полированного черного рога простейшей формы и наи­ меньшего размера, необходимого для их предназначения.

Репрессии

После буржуазной революции Мэйдзи в 1868 году самураям запретили носить мечи, но многовековое искусство «кен-до» («кендижтсу» и «яйджитсу») не исчезло. В свой по­следний бой катана пошла в годы Второй Мировой, когда японские солдаты и офицеры сначала рубили ими головы тысячам мирных жителей Китая, Бирмы, Вьетнама, а потом шли врукопашную против атак американцев в боях за тихоокеанские острова. По воспоминаниям морпехов США, потомки самураев были страшными противниками: своими мечами они разрубали карабины американцев, а потом и их самих.

Настоящая трагедия катаны произошла уже после капитуляции и оккупации Японии, когда для истребления духа «бушидо» американцы потребовали наряду с прочим оружием сдать и все оставшиеся мечи. Настоящие самураи, чтобы избежать позора, сначала уничтожили свои мечи, а после сделали харакири кинжалами «танто».

Немногие образцы старых катан (сделанных до 1868 г.) изредка появляются сегодня на аукционах. Стоят они денег баснословных! Вот 10 лет назад одну из катан XVIII века продали за $ 600 000. Ясно, что настоящий самурайский меч может купить только весьма богатый человек. До наших дней дошло совсем немного истинных катан, и то хранящихся в частных дорогих коллекциях или в музеях.

Разновидности

Существуют разные виды японских мечей. Несмотря на общие черты, присущие всем разновидностям, они различаются размерами, внешним видом, назначением и боевыми характеристиками. Все эти нюансы необходимо знать ценителям коллекционных изделий.

Катана

Самый известный вариант длинного японского меча. Длина лезвия — 60–75 см. Форма слегка изогнутая. Обычно изготавливают катану из двух разных сплавов. Более мягкий — для сердцевины клинка, более твердый — для внешней части. Это делает конструкцию одновременно жесткой, острой, но гибкой.

Лезвие заточено с одной стороны. По толщине, сечению, изгибу жестких стандартов нет. Поэтому вес оружия также различается — от 0,7 до 1 кг в среднем. В зависимости от конструкции катана больше подходит для боя с противником в латах или без, как одноручный или двуручный меч и так далее. Рукоять по форме простая для удобного положения в руке.

Танто

Это небольшой кинжал с длиной лезвия до 30 см. Обычно не использовался в бою. Его применяли для добивания, отрезания головы у признавшего поражение противника, а также для совершения харакири. Чаще всего это односторонний нож, реже — обоюдоострый, со съемной рукояткой.

Вакидзаси

Короткий самурайский меч, который обычно носили в паре с катаной на поясе. Длина клинка варьировалась от 30 до 60 см. Внешне это оружие похоже на уменьшенную копию катаны. Слегка изогнутое лезвие, заточенное с одной стороны, классическая рукоять.

В бою пора короткого меча наступала тогда, когда катану использовать по каким-то причинам было невозможно. А иногда ими фехтовали одновременно. Тогда как большой меч носили только самурая, маленький можно было носить ремесленникам, купцам для самозащиты.

Ниндзя-то

Так называется меч ниндзя, который предназначен как для режущих, так и для колющих ударов. Сделан он гораздо проще, нежели катана. Чаще всего по размеру несколько меньше, чем последняя. Однако существовало множество форм и размеров этого оружия. Часто его маскировали под вакидзаси, чтобы усыпить бдительность противника. Иногда ниндзя-то перековывали из захваченного оружия самураев.

Тати

Это название длинного меча самурая (клинок 70–90 см). Представляет собой двуручную изогнутую саблю. Использовался исключительно как часть военных доспехов, носился подвешенным к поясу. Тогда как катану чаще затыкали за пояс и носили в повседневности. В паре с этим мечом носили танто.

Кодачи — дословно «маленький тати». Похож на вакидзаси длиною и техникой использования, но несколько шире. Его применяли в качестве самостоятельного оружия, а не в паре с чем-то.

Еще одна разновидность — одати. Длинный меч с клинком свыше 90 см. Использовался как боевое оружие либо в ритуальных целях, как символ. Этот меч требовал особо тщательной технологии изготовления. Из-за размеров его носили либо за спиной, либо просто в руке.

Цуруги

Прямой японский меч, заостренный с обеих сторон лезвия. Как боевой применялся до 10 века. С появлением тати стал использоваться исключительно в религиозных целях — для проведения церемоний.

Нагината

Необычный по конструкции большой японский меч. Его особенность в очень длинной рукояти — около 2 м, которая сопряжена с лезвием 30–50 см. Со временем появились более короткие облегченные варианты. Они использовались не только мужчинами в бою, но и женщинами при обороне жилища.

Гун-то

Современные мечи, изготовленные промышленными способами. По форме и внешнему виду похожи на тати. В первой половине 20 века (в частности — в годы Второй мировой войны) их изготавливали для поднятия боевого духа в армии, возрождения традиций.

Боккен

Это деревянные макеты, копирующие разные типы боевых японских мечей. Их делают из твердых сортов древесины, часто лакируют, декорируют. Используют для тренировок, отработки боевых навыков в айкидо.

Кай-гунто

Дословно это название переводится как «морской военный меч». Их ввели накануне Второй мировой войны как оружие офицеров императорского флота. От обычных гун-то такой меч отличался всегда деревянными ножнами, некоторыми особенностями отделки рукояти. В остальном также практически копировал тати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector