Что носят моряки на голове. морской головной убор

Исторический экскурс

Военно-морской флот появился у России довольно поздно. В самом концеXVIIвека, когда страны Европы уже успели исследовать почти весь земной шар, открыть большинство континентов и завоевать обширнейшие колонии. Появлением флота мы обязаны инициативе и неукротимой воле молодого императора Петра I, с детства влюбленного в романтику морских странствий и осознавшего, что без выхода в мировой океан Империя рискует превратится в колонию более развитых стран.

Первая форма морского флота была разработана самим Петром, по образцу формы голландских матросов, с которыми он тесно общался во время Великого Посольства 1697-1698 годов. Костюм состоял из коротких серых панталонов, нитяных чулок, куртки серого или зеленого цвета и широкополой шляпы-треуголки. В холодное время года поверх блузы надевался камзол зеленого цвета.

Военная форма моряков офицеров была более разнообразной и нарядной. В ней сочетались красные панталоны, белые чулки, зеленый камзол с широкими обшлагами на рукавах. Украшением служил белый шарф, завязывавшийся на шее в виде банта и украшенная перьями шляпа-треуголка. На ногах носили тупоносые башмаки с большой металлической пряжкой. Обязательным атрибутом офицерской формы была шпага на перевязи, постепенно трансформировавшаяся в кортик, ввиду того, что пользоваться длинным клинковым оружием в рукопашных схватках во время абордажа было неудобно.

Подобная военная форма моряков просуществовала с небольшими изменениями почти полвека. Только в серединеXVIIIвека красные панталоны уступили место белым.

К концу правления Великой Императрицы Екатерины II треуголки, панталоны и чулки в мужской одежде вышли из моды. Форма морского флота начала приобретать более традиционные формы. В началеXIXвека короткие штаны были заменены на брюки прямого кроя. У моряков появилась роба – повседневная форма одежды,шившаясяиз грубой парусины серого цвета. Для выхода на берег матросы поверх робы (или вместо – в теплое время года), надевали  белый блузон с широким отложным воротником лазурного цвета.

По мере развития флотов, несколько видоизменялась военная форма моряков. Для матросов Черноморского флота был утвержден белый парусиновый костюм для повседневного ношения. Матросы всех остальных флотовобмундировывалисьв робы лазурного цвета, во второй половинеXIXвека замененные на темно-синии.

К середине 60-х годов позапрошлого века в форменном обмундировании военных моряков появляется тельняшка – хлопковая или полушерстяная нательная рубаха без воротника, с нанесенными на неё горизонтальными темно-синими полосами.

Не смотря на свое более чем сомнительное происхождение – одеяние маргинальных слоев населения и каторжников, тельняшка впервые была утверждена в качестве элемента морской формы НаполеономIIIв 1859 году. Через несколько лет тельняшка была заимствована русскими моряками и стала самым узнаваемым элементом военно-морской формы.

В эти же годы были заимствованы у французских моряков бушлаты, заменившие собой длиннополые шинели, неудобные при работе на судах, блуза с отложным воротником и глубоким вырезом на груди и брюки-клеш.

К началу XX века форменное обмундирование матросов и офицеров приобрели черты, схожие с современной военно-морской формой. Были узаконены цвета офицерских кителей: черные и белые – парадно-выходные, блуза матросов была предписана белого (летняя) или темно-синего цвета. Неизменным оставался широкий накладной воротник (гюйс) на котором исторически имеется кайма из трех белых полос. Миф — в память о трех великих морских сражениях:Гагунтское,СинопскоеиЧесменсое, в которых Российский флот разгромил врага (турок). На самом деле три полосы на отложных воротниках-подкладках под длинные парики, были уже при Петре I, когда до знаменитых побед было еще далеко. Количество полос означало принадлежность к одной из трех флотилий, существовавших на Балтике. Три полосы украшалигюйсыматросов, входивших в состав гвардейского флотского экипажа – личной гвардии императора.  Последним по времени утверждения форменным элементом военно-морской формы, стали ленты к фуражке-бескозырке, которые появились не позднее 1872 года. 

Пробуем смастерить актуальный накладной воротник из кожи

Красивый воротник из кожи отлично подойдет к любому наряду.Необходимые материалы:

  • кусок кожи средней кожи;
  • выкройка;
  • толстая игла;
  • плотные нитки по цвет кожи;
  • шило;
  • лента;
  • карандаш;
  • клей для кожи;
  • ножницы.

Когда все необходимые приспособления готовы, можно приступать к работе.

Инструкция:

1) В качестве выкройки будем использовать следующий шаблон.

2) Кладем перед собой кожу изнаночной стороной, располагаем на ней шаблон воротника и переносим его на ткань с помощью мелка.

3) Переворачиваем выкройку другой стороной и делаем второй шаблон.

4) С помощью ножниц вырезаем элементы воротника.

5) На той же коже отмеряем и вырезаем две полоски размером 1х6 см. и 1х4 см.

6) Используя клей, соединяем обе части воротника.

7) Приступаем к бантику. Берем полоску 1х6 и склеиваем ее края с оборотной стороны.

9) С помощью нитки и иголки закрепляем бантик.

10) Шилом намечаем и проделываем отверстия, в которые потом продеваем ленты.

Итак, модный кожаный воротник готов! Он прекрасно дополнит собой любой наряд из свитера, водолазки, платья с низким горлом.

Костюм моряка

Стать матросом – это детская мечта большинства мальчишек, так давайте попробуем ее осуществить, хотя бы на небольшое время, и сошьем костюм для мальчика в морском стиле. Вам будет предложен очень подробный мастер-класс в виде пошаговой инструкции, все очень просто, разобраться сможет даже самая неопытная рукодельница.

Вам понадобится:

  • Креп-сатин (белого цвета);
  • Дублерин (чем плотнее, тем лучше);
  • Габардин (синего цвета);
  • Атласная ленточка белого цвета, шириной около пяти миллиметров;
  • Атласная ленточка синего цвета, шириной около двух сантиметров;
  • Аппликация для украшения (можно сделать в виде якоря, надписи, спасательного круга и т. д.);
  • Нитки;
  • Бумага.

Сначала необходимо сделать выкройку изделия. Для этого нужно снять мерки с головы ребенка, затем вырезать из бумаги полосу (равную окружности головы) шириной пять сантиметров и свернуть ее в кольцо. И уже с помощью этого кружочка подобрать подходящий диаметр будущего головного убора.

Отрезаем полосочку, у нас получилась выкройка околыша. Теперь сделаем выкройку самой главной детали, для этого измерьте величину полученной после примерок полосы, обозначьте эту цифру буквой С, и рассчитайте внутренний радиус по формуле: r = С/2π, и внешний радиус по формуле: R = r+7см. Строим выкройку на листе бумаги, у окружностей должен быть общий центр. Получившуюся выкройку вырезаем.

Теперь вырезаем все детали из дублерина. Околыш нужно вырезать шириной в десять сантиметров, чтобы можно было сделать сгиб. Посмотрите на фото, вот такие детали должны у вас получится.

Теперь утюгом приклейте дублерин на синий габардин, делая при этом отступы для прибавления (сверху и снизу по одному сантиметру, и по бокам – полтора сантиметра).

Ну а теперь вырежьте получившийся околыш.

Подобным образом приклейте тулью.

Вырежьте обе заготовки, с прибавками по одному сантиметру.

Теперь вернитесь к околышу, сложите его пополам дублериновым материалом вовнутрь.

Хорошенько отпарьте все это дело с помощью утюга.

Соедините элементы изделия булавочками лицевыми сторонами внутрь.

Ну и прошейте по всей окружности нашу будущую бескозырку.

Надрезаем прибавки по всей внешней окружности изделия.

Теперь выверните изделие, расправьте все края, можно даже отпарить, эту деталь можно пока отложить в сторону.

Возьмите в руки тулью и заложите вовнутрь прибавки, закрепив большими швами, которые потом можно будет легко убрать.

Повторите тоже самое, с другой стороны.

Теперь надрежьте прибавки во внутреннем кругу.

Специальным исчезающим маркером для ткани (продаются в любом магазине для рукоделия) обозначьте место, к которому будет прикрепляться околышек.

Теперь приложите тулью к околышу. Припуск, который вы делали на тулье, поместите внутрь околыша и пройдитесь крупными стежками.

В конце околыша заправляем боковые прибавки внутрь него и кладем эту часть на не заправленные прибавки другого его конца.

Прошиваем стык на околыше одной машинной строчкой.

К месту стыка на околыше прикрепляем эти ленточки, с изнаночной стороны.

Пришиваем наши ленточки швом «вперед иголку», шить нужно так, чтобы игла не выходила на лицевую сторону изделия.

Теперь пришейте потайным швом выбранное вами украшение (якорь, спасательный круг), расположите его ровно посередине, ориентируйтесь по ленточкам и сделайте ровно параллельно им.

Бескозырка готова.

Можно сделать к такой бескозырке еще и воротник, будет выглядеть очень даже симпатично, и ваш мальчик на празднике будет выглядеть оригинально.

Вы наверняка удивитесь, если узнаете, что бескозырку можно не только сшить из ткани, но и соорудить из бумаги или из картона (если хотите сделать ее понадежней), это сделать совсем не сложно, с такой задачей справится даже ребенок.

Выкройку построить можно точно так же, как и для бескозырки в первом случае (описано выше), состоять наше изделие будет из тех же трех деталей.

Когда детали готовы, начинайте их соединять. Для начала обычным клеем для бумаги соедините два круга, деталь, которая без отверстия, смажьте клеем и присоедините к детали с отверстием.

Бортик сделать очень просто, полосочку склейте за края, чтобы получилось кольцо. Когда все детали подсохнут, соедините их. Вот и все, как видите, это очень легко. Готовую бескозырку можно украсить какой-нибудь надписью или морским символом.

Оперативно-стратегическими объединениями

Оперативно-стратегическими объединениями ВМФ России являются:

Балтийский флот со штабом в Калининграде. Корабельный состав: 3 дизельные подводные лодки, 2 эсминца, 3 корвета, 2 сторожевых корабля, 4 малых ракетных корабля, 7 малых противолодочных кораблей, 7 ракетных катеров, 5 базовых тральщиков, 14 рейдовых тральщиков, 4 больших десантных корабля, 2 малых десантных корабля на ВП, 6 десантных катеров. Итого: подводные лодки – 3, надводные корабли – 56.

  • Северный флот со штабом в Североморске. Корабельный состав: 10 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 3 атомные подводные лодки с крылатыми ракетами, 14 многоцелевых атомных подводных лодок, 9 атомных подводных лодок спецназначения, 1 дизельная подводная лодка спецназначения, 6 дизельных подводных лодок, 1 тяжелый авианесущий крейсер, 2 тяжелых атомных ракетных крейсера, 1 ракетный крейсер, 5 БПК, 1 эсминец, 3 малых ракетных корабля, 1 артиллерийский катер, 6 малых противолодочных кораблей, 4 морских тральщика, 6 базовых тральщиков, 1 рейдовый тральщик, 4 больших десантных корабля, 4 десантных катера. Итого: подводные лодки – 43, надводные корабли – 39.
  • Черноморский флот со штабом в Севастополе. Корабельный состав: 2 дизельные подводные лодки, 1 ракетный крейсер, 2 БПК, 3 СКР, 7 МПК, 4 МРК, 5 ракетных катеров, 7 морских тральщиков, 2 базовых тральщика, 2 рейдовых тральщика, 7 больших десантных кораблей, 2 десантных катера. Итого: подводные лодки – 2, надводные корабли – 41.
  • Тихоокеанский флот со штабом во Владивостоке. Корабельный состав: 3 атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, 5 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 5 многоцелевых атомных подводных лодок, 8 дизельных подводных лодок, 1 тяжелый атомный ракетный крейсер, 1 ракетный крейсер, 4 больших противолодочных корабля, 3 эсминца, 8 малых противолодочных кораблей, 4 малых ракетных корабля, 11 ракетных катеров, 2 морских тральщика, 7 базовых тральщиков, 1 рейдовый тральщик, 4 больших десантных корабля, 4 десантных катера. Итого: подводные лодки – 21, надводные корабли – 50.
  • Каспийская флотилия со штабом в Астрахани. Корабельный состав: 2 сторожевых корабля, 4 малых артиллерийских корабля, 5 ракетных катеров, 5 артиллерийских катеров, 2 базовых тральщика, 5 рейдовых тральщиков, 7 десантных катеров. Итого: надводные корабли – 28.

Северный и Тихоокеанский флоты являются полноценными океанскими флотами. Их корабли могут проводить все виды военно-морских операций в дальней океанской зоне. Только эти два флота ВМФ России располагают ПЛА и ПЛАРБ. Также здесь сосредоточены все российские ракетные крейсера кроме флагмана Черноморского флота РКР «Москва».

Нюансы дизайна и отделки в зависимости от материала

Для блузок и платьев используют практически все виды воротников. Для делового образа подойдет стойка, праздничный наряд декорируют отложным вариантом из ажура, шелка, крупных воланов, лент. Трикотажные модели украшают хомутом или поло. Удачное сочетание воротничка формы «Питер Пен» и платья А-силуэта.

Для верхней одежды используют воротники из того же материала, что и пальто или куртка. Элемент шьют из драпа, шерсти, трикотажа, наполняют синтепоном или пухом. Деталь может декорироваться кожей, пуговицами или брошью. Приталенные пуховики, дубленки бывают украшены меховыми воротами в тон материалу.

КружевоШелкЛентыТрикотажХлопокЛенЖаккардДрапШерстьМех

Мастерим костюмы морячек для девочек

Не стоит думать, что образ матроса подойдет только для мальчика. Девочки выглядят не менее очаровательно в морских костюмах. За основу создания образа возьмем правила мужской формы: светлый верх, синий или черный низ. Для морячки лучше всего выбрать юбку средней длины, примерно по колено. Не поленитесь сделать или подобрать подходящий головной убор. Карнавальный костюм морячки можно дополнить воротничком, который подойдет и для мужского костюма. Для его изготовления возьмите квадратный кусок ткани синего цвета, наметьте и обработайте горловину (полукруглый вырез) и пришейте две симметричные завязки. Далее декорируем края воротничка светлыми полосками из ленты — достаточно будет трех расположенных в ряд элементов. Костюмы морячек для девочек также могут включать в себя горизонтальную полоску на белом фоне, вместо чистого светлого оттенка. Топ или даже целое платье можно сшить из тельняшки. Но прежде чем браться за рукоделие, внимательно изучите гардероб дочки, сегодня и в обычных магазинах одежды нередко можно найти наряды в морском стиле. Быть может, у вас в шкафу уже есть платье морячки. Если у девочки длинные волосы, подберите неброские аксессуары для волос подходящего цвета. Откажитесь от крупных заколок и бантов, а вот голубая или синяя лента, вплетенная в волосы, как нельзя лучше подчеркнет образ.

Из истории возникновения бескозырки

Длительный путь изменений прошел во флоте головной убор, пока, наконец, не появилась бескозырка. Первым головным убором русского матроса была мягкая валяная шляпа с полями, которая была введена на флоте в начале восемнадцатого века. Шляпа была проста и удобна и почти не отличалась от тех, которые крестьяне носили в деревнях. Шляпы продержались на флоте свыше 150 лет, претерпев за это время ряд изменений. В середине девятнадцатого века шляпы были отменены.


Гренадерская шапка морских батальонов. 1764-1796 гг

В самом конце девятнадцатого века Павел I ввел на флоте гренадерские шляпы. Они достигали 30 сантиметров в высоту и были очень неудобны. В начале девятнадцатого века введен еще один, не менее неудобный головной убор – кивер, который представлял собой как бы небольшое ведро, расширяющееся ко дну. Можно себе представить, как гренадерки и кивера мешали в бою, стесняя движения матросов.


Кивер морского гвардейского экипажа. 50-е гг. 19-го века

Передовые представители армии и флота, и в первую очередь Суворов и Ушаков, прекрасно понимали вред этих плодов преклонения перед иностранщиной. Они всю жизнь боролись против прусачества.В начале девятнадцатого века появилась фуражка.

В войсковых соединениях были специальные люди – фуражиры, в обязанность которых входила заготовка продовольствия, фуража для кавалерийских частей. Фуражные шапки, которые они носили, представляли собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам, и напоминали современные пилотки.

Со временем фуражная шапка изменила покрой и приняла все элементы современной фуражки-бескозырки, то есть околыш и тулью. В ноябре 1811 года она введена как повседневный, будничный головной убор во всех частях армии и флота.

Разновидности

Основное разделение униформ: повседневная и парадная. Для каждого звания имеется своя специально разработанная одежда, которая разделяется на летний и зимний вариант. Зимние варианты меняют в повседневной униформе легкие предметы одежды на утепленные, добавляется верхняя одежда и теплые свитера.

Повседневная (для матросов, курсантов, солдат):

Рубаха. Белая, свободная. Спинка и лицевая часть едины. Рукава прямые.
Воротник. Светло-синий со светлыми линиями. Пристегивается к рубахе.
Брюки. Темные, имеют свободный крой, ремень из свиной кожи с бляхой.
Головной убор. Чаще всего – прямоугольная пилотка с кокардой, реже – бескозырка (светлая или темная). Шьется из шерсти.
Обувь. Толстая подошва. Вместо шнурков специальные вставки — резинки. Ботинки, полуботинки, полусапоги.
Бушлат, пальто или шинель.
Тельняшка.
Теплая шапка-ушанка.
Перчатки.

Парадная форма (для матросов, курсантов, солдат) ВМФ России:

  • Тельняшка. Солдаты, служащие по контракту надевают рубашку кремового оттенка.
  • Брюки насыщенно угольные. Имеют свободный крой, ремень из свиной кожи с бляхой.
  • Бескозырка, шапка – ушанка. Головной убор подобран по погоде.
  • Форменка (обычное флотское платье, рубаха матроса), тужурка, фланелевка.
  • Полуботинки, ботинки, полусапоги.
  • Пальто темное шерстяное.
  • Кашне (шарф).
  • Перчатки.

Парадная форма меняется в зависимости от погоды и времени года, имеет множество вариаций. Офисная спецодежда менее строгая, но требует соблюдение ношения определенного сочетания оттенков и определенных вещей.Повседневная форма (офицеров, мичманов) ВМФ России:

  • Рубашка кремовая.
  • Брюки темные с ремнем.
  • Тонкий галстук черный.
  • Кашне.
  • Перчатки.
  • Фуражка из шерсти, пилотка (только черные).
  • Тужурка. Теплая темная куртка с двумя бортами, шерстяной свитер.
  • Пальто, куртка, китель, плащ темных оттенков.
  • Полусапоги, полуботинки, ботинки.

Парадная (офицеров, мичманов):

Рубашка белоснежная.
Брюки с ремнем.
Тонкий галстук черного цвета с золотистой заколкой.
Золотистый пояс поверх всей одежды.
Фуражка из шерсти.
Тужурка из шерсти черного цвета. Летом используется светлая.
Пальто, на которое нашиваются погоны, плащ, куртка.
Кашне (шарф).
Перчатки (могут быть белыми).
Полусапоги, полуботинки, ботинки (оттенок подбирается к перчаткам).

Повседневная униформа ВМФ для женщин:

  • Кремовая блузка.
  • Черный тонкий галстук и золотистая заколка.
  • Кашне.
  • Черная юбка и ремень с бляхой.
  • Бежевые колготки (телесные).
  • Пальто, плащ.
  • Свитер.
  • Черные ботинки, сапоги, туфли.
  • Черная пилотка, берет, шапка — ушанка.


Парадная спецодежда ВМФ для женщин:

  • Парадный жакет.
  • Темный тонкий галстук и золотистая заколка.
  • Золотистый пояс.
  • Кашне (теплое белоснежное).
  • Черная юбка и ремень с бляхой.
  • Бежевые колготки (телесные).
  • Пальто, плащ.
  • Темные угольные ботинки, сапоги, туфли.
  • Темные берет, шапка – ушанка

Офисная военная форма ВМФ Комплект офисной униформы немного отличается от повседневной формы одежды ВМФ и включает в себя:

  • Куртка.
  • Брюки.
  • Фуражка (синяя или черная). Редко, возможно использование белой фуражки.
  • Тельняшка. ЕЕ можно заменить футболкой (белая или синяя).

Интересно вам узнать, какие требования предъявляют к спецодежде для работников скорой помощи? Об этом читайте в отдельной статье. Хотели бы узнать, как выглядит форма сотрудников ВДВ нового образца, смотрите здесь.

Гражданский гюйс


Некоторые флаги коммерческих пароходных компаний, 1900г. (первоначально поднимались на главной мачте, впоследствии — на гюйс-штоке)

Обычно в этом качестве применяются национальные флаги государств. В мире только в двух странах официально установлено применение гражданских гюйсов иного рисунка. Это Великобритания и Багамские острова, как показано ниже. В Швеции в данном качестве применяются флаги регионов.

Первоначально носовой флаг в виде британского флага с широкой белой каймой не позиционировался как «гражданский гюйс» (англ. «Civil jack») — это был служебный флаг, введенный в 1823 году. В изданной в 1855 году книге, предназначенной для британских консулов, говорится, что такой флаг поднимает лоцман (англ. «pilot») на судне, на котором он осуществляет лоцманскую проводку и в связи с этим данный флаг получил название лоцманский гюйс — «Pilot jack».

В 1970 году лоцманский гюйс перестал быть знаком лоцмана, но ссылки на него не были удалены из действующего британского Акта «О торговом мореплавании» и закон с юридической точки зрения позволял интерпретировать его, как флаг, который может быть поднят на торговом судне в качестве гюйса, если это необходимо.
В настоящее время многие гражданские суда, приписанные к портам Великобритании, используют окаймленный широкой белой каймой флаг Великобритании в качестве гюйса без какого-либо официального противодействия.

В Нидерландах, также применяется, хотя официально и не утвержден, гражданский гюйс, имеющий несколько неофициальных названий — гюйс для прогулочных судов (Geus voor pleziervaart), одинарный Принсенгёз (Enkele Prinsengeus) или просто — гюйсик (Geusje).

Кроме того, в тех случаях, когда это разрешено национальным законодательством, а также предусмотрено правилами некоторых судоходных компаний, вместо гюйса иногда официально употребляются флаги компаний, портов приписки или иные флаги.

Величайшие победы русского флота, отмеченные тремя полосами

Три полосы на гюйсе, согласно одной из версий, посвящены величайшим победам русского флота. Но что же можно рассказать об этих сражениях, увековеченных в истории и в подобных деталях морской формы?

Битва при Гангуте

Гангутское сражение, гравюра Маврикия Бакуа

Это сражение происходило в рамках Северной войны 1700-1721 годов. Состоялось возле современного мыса Ханко, в прошлом – Гангута в 1714 году. Командовал происходящим непосредственно Петр Первый и адмирал Апраксин, со стороны шведов – вице-адмирал Ватранг. Шведы были разгромлены, что доказало их уязвимость и на море. Эта победа была приравнена к Полтавской, русские войска были торжественно встречены на Родине, а те корабли, что удалось захватить у шведов, привезли в Петербург в качестве трофеев. День воинской славы 9 августа отмечается именно в честь этой победы.

Интересно:   Может ли парусник идти быстрее ветра?

Чесменская битва

И. Айвазовский. «Че́сменский бой»

Это сражение произошло в Эгейском море, недалеко от турецких берегов, в 1770 году и длилось с 5 по 7 июля. Несмотря на то, что турецких сил было вдвое больше, победил русский флот, почти полностью уничтожив противника за счет правильного выбора момента атак. Адмиралу Спиридову, командовавшему авангардом победителей, и Орлову, непосредственному командиру всей эскадры, помогла также прекрасная организация войск и их высокий моральный дух. Эта была не шаблонная победа, а великолепная импровизация, доказывающая полководческий талант адмирала.

Битва в Синопской бухте

И. К. Айвазовский. «Синопский бой»

Еще одно великое столкновение русского и турецкого флота произошло в 1853 году, 30 ноября. Турки, которых возглавил Осман-паша, собирались высадить десант на кавказском побережье, и им пришлось остановиться в Синопской бухте, чтобы переждать шторм. В этот момент флот Нахимова блокировал бухту, однако ни турки, ни англичане, которые присутствовали с ними, не предполагали, что русские решатся атаковать акваторию, защищенную береговой артиллерией. Но русские атаковали – причем настолько стремительно, что береговые орудия просто не смогли существенно повредить им. Турецкий флот был разбит наголову, а это сражение стало последним в истории парусных судов, подарив России господство в Черном море на долгое время вперед.

Что означают полоски на гюйсе-воротнике

Выкройки гюйса ВМФ России предполагают наличие на этом воротнике трех белых тканевых полос. Их присутствие объясняют две неофициальные версии:

  • Количество полос соответствует числу самых крупных побед российского военного флота — у Гангута (1714 г.), у Чесмы (1770 г.) и у Синопа (1853 г.) Стоит отметить, что на воротничках зарубежных матросов тоже три полоски, количество которых объясняется подобным способом.
  • Количество полос символизировало приближенность той или иной эскадры к великому Петру. Так как их всего было три, то и число полосок было соответствующим. Чем больше было полос, тем больше благоволил российский император к морякам данной эскадры.

Таким образом, у гюйса что России, что других стран есть важное значение — он позволяет определить государственную принадлежность судна, находящегося на стоянке. Кроме того, вариант исполнения носового флага также указывает на то, какой корабль перед вами — военный или пограничный. Гюйсы — и штандарты, и воротники — имеют довольно интересную историю своего происхождения и последующего видоизменения

Гюйсы — и штандарты, и воротники — имеют довольно интересную историю своего происхождения и последующего видоизменения.

Дембельская форма военных моряков

Согласно сложившейся традиции, военнослужащие, увольняющиеся в запас украшают парадную форму аксельбантами и прочими наворотами. Вполне естественно, что никаких строгих стандартов здесь нет, поэтому дембеля руководствуются персональными предпочтениями. Здесь нужно отметить, что дембельская форма считается неуставной, следовательно, запрещённой к ношению. Однако командование обычно закрывает глаза на этот нюанс, ведь после увольнения в запас, бывший матрос, становится гражданским человеком, поэтому может носить что угодно.

Здесь нужно уточнить, что пошив дембельской формы не является обязательным условием. Некоторые военнослужащие увольняются в запас в обычной парадке, которая выглядит довольно эффектно без всяких дополнительных украшений.


Дембельская форма военных моряков

Вязаный воротник-стойка

Обычно вязанной стойкой украшают мужские свитера, водолазки и кофты. Лишние аксессуары и украшения раздражают мужчин, поэтому при оформлении одежды придерживаются строгости. Для вязания понадобятся нитки и спицы:

  • На спицы набирают 36 петель и вяжут резинкой (1 лиц. п, 1 изн. п.).
  • В каждом 4 ряду делают с обеих сторон по одной прибавке.
  • Петли закрывают тогда, когда ширина воротника достигнет нужного размера.

В конце работы изделие аккуратно пришивают к горловине. Для этого используют кеттельный шов. Правильно выкроить и пришить воротник сможет даже новичок. Главное — правильно подобрать модель.

История флотского платья

История формы ВМФ берет свое начало со времен Петра Великого. По приказу могучего управленца-императора в 1696 году Боярской думой было принято решение о создании первого в Российском государстве военно-морского флота. 30 октября традиционно считается Днем Основания первого Российского флота.

С его созданием Петр I ввел для матроса и представителя нижних чинов униформу, созданную из предметов морской одежды голландских служащих флота, а именно серой или зеленой куртки , изготовленной из грубой шерсти, коротких зеленых штанов, чулок и шляпы с широкими полями. Обувью для служащих флота служили кожаные туфли . Мундир заменялся также рабочим костюмом на каждый день. Он включал в себя просторную рубаху, парусиновые штаны, треуголку и камзол. В него были облачены матросы во время средиземноморского похода Ушакова.

Рабочая роба, включавшая в себя комплект из серых парусиновых брюк и рубахи, надевался при любых корабельных работах, поверх ее одевалась форменная белоснежная рубаха с лазурным воротничком. Такой костюм был утвержден как форма для лиц рядового состава летом, в 1874 году.

Рубаха

Рубаха флотского костюма (введена приказом РВСР № 2443 от 27 октября 1921 года и по своему покрою современная рабочая рубаха полностью повторяет вид старой «матросской рубахи». Покрой рубахи подтвержден приказами РВС СССР № 006 от 5 января 1925 года и по ВМС РККА № 52 от 16 апреля 1934 года) первоначально пошивалась из серой парусины или отбеленной рогожки. Состояла из цельных переда и спинки без швов с прямым стоячим воротником с застёжкой на пуговицу и петлю, и прямых рукавов без обшлагов и манжет. Передний разрез рубахи заделывался планками с застёжкой на две пуговицы и петли. На левой стороне груди находился настрочной карман без клапана. Рубаха носится с пристежным форменным синим воротником.

Приблизительно с середины 70-х годов XX века вид рубахи незначительно изменяется. Перед и спинка цельные. Перед с верхним накладным карманом на левой стороне и внутренним карманом с изнаночной стороны. В верхней части переда, посредине, разрез, застегивающийся одной петлёй на пуговицу. В конце разреза, с внутренней стороны, две пуговицы, а на спинке, у горловины, петля для пристёгивания форменного воротника. Воротник широкий отложной. Рукава втачные, прямые. Погончики простые тканевые нашивные соответственно воинскому званию.

Во все времена на верхний накладной карман рубахи нашивалась матерчатая бирка белого цвета. В боевых частях флота на эту бирку несмываемой краской чёрного цвета наносится боевой номер, а в кармане всегда должна находиться книжка, так и называемая «Боевой номер», в которую записываются обязанности по всем корабельным расписаниям военнослужащего в соответствии с его боевым номером, а также номера закреплённого за ним личного оружия. Что-либо иное носить в нагрудном кармане запрещено. В тыловых частях флота боевой номер военнослужащего может отсутствовать.

Рубаха рабочая повседневно носится навыпуск, на время несения вахтенной службы заправляется в брюки под ремень. Поверх рабочего платья в холодную погоду надевается бушлат или флотская шинель.

Гюйс во времена Российской империи

В 1712 году Петр Великий указал также использовать утвержденный гюйс и в качестве кайзер-флага (кайзерс-флага) — знамени, которое поднимается на кораблях в случае наличия на оных генерал-адмирала, великих князей и прочих важных лиц. «Морской устав» 1720 года окончательно утвердил его внешний вид. Такой кайзер-флаг можно было также использовать и в качестве шлюпочного.

Гюйс ВМФ России, по тому же «Морскому уставу», можно было поднимать не только на военных, но и на вспомогательных («ластовых») судах, и на галерах (в этом случае крест дополнялся «косицами»). Сейчас трудно определить, использовали ли в петровское время такой носовой флаг торговые корабли.

Без каких-либо изменений утвержденный Петром Первым гюйс просуществовал до 1913 года. Тогда по приказу императора Николая II рисунок на штандарте был дополнен двуглавым орлом черного цвета, располагающимся в центре полотнища. Такого вида гюйс был действующим до Февральской революции 1917 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector