В чем разница между фрегатом и эсминцем? naval post «по-простому»
Содержание:
- Авторы Гайдпарка
- Мощное оружие
- История создания
- Происхождение названия
- Эпоха паруса
- Внешний вид
- Фрегат в парусном флоте
- Современный фрегат для отечественного флота
- Вооружение
- Отличительные особенности проекта 20386
- Возрождение фрегатов
- Крейсер
- Без картошки фри, но с «Калибрами»
- Не по росту, весу и жиру!
- Бронированные фрегаты
- Сравнение
- В заключение
Авторы Гайдпарка
-
Екатерина Иванова
Пуск ракеты комплекса «Ответ» фрегатом «Маршал Шапошников»
Читать полностью
-
Екатерина Иванова
Фрегат «Адмирал Горшков» совершил очередной пуск ракеты «Циркон»
Читать полностью
-
Анатолий Шунавикин
Как либерал с Эха А.Орех похож на Президента В.Путина…
Читать полностью
-
Алексей Хохлов
Китайская ракета Kuaizhou-1A не смогла вывести на орбиту два демонстрационных спутника
Читать полностью
-
Валентин Козлов
Микроскоп
Читать полностью
-
Александр Попов
Арабские Эмираты отказались от покупки американских истребителей F-35
Читать полностью
-
Бедный Виктор
Семья и вроде даже нормальная
Читать полностью
-
Продавец Воздуха
За год или два перед смертью
Читать полностью
-
Мухоморов
А нашему народу какая польза от трубы «Северный поток-2»?
Читать полностью
-
Петр Новыш
Уникальный талант Гагик Сарибекович Олкинян
Читать полностью
-
Василий Иванов
Была ли дружба народов в СССР?
Читать полностью
-
Voxpop
Как не попасть в «чужую колею»
Читать полностью
Мощное оружие
Главная энергетическая установка корабля — дизель-газотурбинная (два форсажных газотурбинных двигателя мощностью по 27,5 тыс. лошадиных сил каждый и два маршевых дизельных двигателя мощностью по 5,2 тыс. л. с.).
На первом и втором фрегатах проекта 22350 — «Адмирале Горшкове» и «Адмирале Касатонове» — установлены российские дизели, однако в качестве форсажных двигателей используются газотурбинные установки производства украинского предприятия «Зоря-Машпроект». В 2014 году сотрудничество с этой компанией было прекращено, что привело к проблемам с завершением работ на остальных фрегатах проекта. Изготовление и поставку дизель-газотурбинных агрегатов для остальных серийных кораблей ведет ПАО «ОДК-Сатурн» в Ярославской области.
Что касается вооружения, то главный калибр — известный и прошедший уже неоднократно успешную проверку Сирией ударный ракетный комплекс «Калибр-НК». При этом размещенные 16 универсальных пусковых установок 3С14 подходят для использования и сверхзвуковых ракет «Оникс», и перспективных гиперзвуковых крылатых ракет «Циркон» разработки реутовского НПО машиностроения.
Пуск крылатой ракеты «Калибр» с фрегата «Адмирал Горшков» Минобороны РФ/ТАСС
Сообщалось, что в начале 2020 года фрегат «Адмирал Горшков» первым из кораблей флота применил «Циркон», выстрелив им из акватории Баренцева моря по береговой мишени на дальность более 500 км.
Заложенные новые фрегаты, в отличие от предшественников, будут нести не два, а три универсальных корабельных стрельбовых комплекса на 24 ракеты. Предполагается, что на проектах 22350М будет шесть универсальных корабельных стрельбовых комплексов на 48 ракет. По мнению специалистов, такой боекомплект имеет смысл для борьбы с авианосными многоцелевыми группировками.
Watch this video on YouTube
Кроме этого, фрегат обладает противолодочным торпедным комплексом «Пакет-НК», артиллерийской установкой А-192М калибра 130 мм (дальность стрельбы — до 22 км, скорострельность — 30 выстрелов в минуту). Также на корабле может базироваться вертолет Ка-27 разной модификации в зависимости от боевых задач. Сообщалось, что его место может занять новейший морской вертолет «Минога», разрабатываемый холдингом «Вертолеты России».
Однако самым технологически продвинутым и сложным вооружением фрегата является система противовоздушной обороны большой дальности «Полимент-Редут». Этот корабельный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) с установкой вертикального пуска может применять ракеты разных типов. По данным из открытых источников, ЗРК способен применять ракеты с максимальной дальностью поражения воздушных целей до 150 км. Они в состоянии перехватывать цели на скорости 4800–5000 м/с и на высоте до 35 км.
Фрегат «Адмирал Горшков» Петр Ковалев/ТАСС
В состав ЗРК входит радиолокационная станция «Полимент» с четырьмя фазированными решетками, способная отслеживать до 16 целей одновременно. Дальность обнаружения целей — 200 км.
В состав флота из сопоставимых по ударному оружию надводных кораблей сегодня входят тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Петр Великий» с 20 противокорабельными сверхзвуковыми ракетами «Гранит» и крейсера проекта 1164 с 16 крылатыми ракетами каждый. Больший комплект ударных ракет на борту, чем у проекта 22350, смогут получить находящийся в модернизации однотипный «Петру Великому» крейсер «Адмирал Нахимов», разрабатываемые эсминцы типа «Лидер» или фрегаты проекта 22350М.
По словам главкома ВМФ адмирала Николая Евменова, флот делает ставку на фрегаты этого проекта как на основные надводные корабли океанской зоны. В перспективе они будут совершенствоваться. «Корабли этого проекта подтверждают заложенные в них проектантом и изготовителем тактико-технические характеристики. Проект 22350, имеющий большой модернизационный запас, получит дальнейшее развитие касательно ряда корабельных систем и вооружения», — отмечал в интервью газете «Красная звезда» главком.
В конце 2019 года гендиректор «Северной верфи» Игорь Пономарев сообщал, что флот нуждается как минимум в десяти и более фрегатах этого проекта.
Роман Азанов
В материале использованы данные «ТАСС-Досье»
Обложка: Фрегат «Адмирал Касатонов» EPA-EFE/ANATOLY MALTSEV
История создания
Предпосылки к созданию
После создания в России прибрежного оборонительного флота, уже в марте 1864 года было принято решение начать строительство на отечественных верфях и из своих материалов следующего поколения броненосных кораблей, отличавшихся большей боевой мощью и повышенной мореходностью, предназначенных к океанским плаваниям. Эти корабли хорошо подходили для атаки крепостей и эскадренного боя. В то же время успешные действия рейдеров южан во время Гражданской войны в США убедительно показали, какой вред неприятельской торговле могут нанести действия одиночных крейсеров. Однако крейсерские силы русского флота находились в неудовлетворительном состоянии. К тому же ни один из крейсеров не имел защиты жизненно важных частей на случай встречи с кораблями неприятеля, а также с большими коммерческими пароходами, которые могут быть вооружены сильными орудиями. При этом надо учитывать, что наиболее вероятный на то время противник России — Англия, полностью зависела от поставок сырья и продовольствия из своих многочисленных колоний и обладала чрезвычайно протяженными, а потому легкоуязвимыми морскими коммуникациями. В связи с этим, приоритетной задачей стала постройка корабля, который должен был «быть крейсером в полном смысле этого слова и наносить вред неприятельской торговле», а для этого обладать максимально возможной скоростью, высокой мореходностью и автономностью. При этом мощную энергетическую установку, увеличенные запасы угля, броню по поясу и тяжелые орудия требовалось разместить в пределах минимально возможного водоизмещения.
Проектирование
Идея создания броненосного крейсера прозвучала в 1867 году в Отчете по морскому ведомству великого князя Константина Николаевича:
Поприще деятельности броненосных судов расширяется и в настоящее время настойчиво преследуется цель создать тип броненосного крейсера |
70-пушечный винтовой фрегат «Генерал-Адмирал»
В руководстве морского ведомства полагали, что для борьбы с английскими крейсерами русский крейсер должен обладать броневым прикрытием по ватерлинии. В 1868 году, вернувшийся из заграничной командировки адмирал А.А. Попов представил проект переделки деревянного 70-пушечного парусно-винтового фрегата «Генерал-Адмирал». По его поручению корабельный инженер подполковник Свистковский составил проект замены существующей на фрегате гладкоствольной артиллерии нарезной калибром 203 и 229 мм. Кроме того, планировалось заменить механизмы, снабдить фрегат броневым поясом по ватерлинии и уменьшить экипаж. Однако выяснилось, что в этом варианте стоимость работ будет слишком высока. В то же время на рассмотрение Кораблестроительного отделения Морского технического комитета (МТК) был предложен проект броненосного крейсера капитана 2-го ранга Н.В. Копытова (сам проект он разработал раньше — в 1867 году). Водоизмещение крейсера по его проекту — 7718 т, корпус целиком из железа, по ватерлинии броневой пояс шириной не более 7 футов (2,13 м), вооружение — двенадцать 229-мм орудий, скорость — 14,48 узла при мощности энергетической установки 7200 л.с, большой запас угля (1800 т). Кроме того, для повышения автономности крейсер имел полный рангоут. Таран не предусматривался и вместо гребных винтов предлагалось установить водометные движители. После рассмотрения проекта Копытова решили построить новый фрегат (с металлическим корпусом) и оставить ему прежнее название. В приказе управляющему Морским министерством Н.К. Краббе от 14 июня 1869 года, государь-император высочайше повелел:
…состоящий же в Балтийском флоте фрегат «Генерал-Адмирал» исключить из списка судов флота, по неблагонадежности дальнейшей службы, а вместо него построить корвет, наименовав оный «Генерал-Адмирал» с употреблением годного с фрегата леса на имеющий строиться корвет «Генерал-Адмирал» |
Однако, МТК рассмотрев проект Копытова, все же не утвердил его для практической реализации, ввиду ряда недоработок и высокой стоимости корабля водоизмещением почти 8000 т. Тем не менее, ряд предложений затем был реализован. Составление чертежа предложенного к постройке железного корвета было поручено адмиралу А.А. Попову. Корабль решено было строить на отечественном заводе целиком из материалов, произведенных в России.
В ноябре 1869 года, после передачи чертежей командиру Санкт-Петербургского порта, Морское министерство внесло в Кораблестроительное отделение МТК, предложение:
…корвет «Александр Невский», который предложено строить на суммы сметы 1870 г., строился бы по одним чертежам с корветом «Генерал-Адмирал», так как оба этих судна предназначались для одной цели |
Происхождение названия
Возникновение термина фрегат относится к эпохе Средневековья. Основными военными кораблями того времени были галеры (греч. galea) — гребные суда с парусами в качестве дополнительного движителя. Помимо иных классификаций использовалась деление галер в зависимости от парусного вооружения. Трехмачтовые галеры с фок-мачтой, несущей прямые паруса, получила название саета. Быстроходные облегченные модификации сает стали называть фрегатами. Позже этот термин распространился на все парусные военные двухдечные суда, несущие прямые паруса на трех мачтах и косой парус на бизани.
В русском языке слово «фрегат» появилось при Петре I и использовалось до 90-х годов XIX века для обозначения всех военных кораблей, выполняющих крейсерские функции, независимо от наличия парусного вооружения.
Эпоха паруса
Зародились эти классы во времена парусных флотов. Типов парусников было много, но в случае военных они чётко делились на две основные категории: на собственно «корабли» — трёхмачтовики с прямыми парусами — и всё прочее.
Основные типы парусных судов. Классификация зависела от количества мачт и сочетания прямых и косых парусов
Внутри самой категории кораблей границы были более размытыми, но в первом приближении они выглядели так:
Самые крупные корабли с несколькими — от двух до четырёх — орудийными палубами. Их главным предназначением был артиллерийский бой с себе подобными в составе «боевой линии». Отсюда и их название в большинстве европейских языков — линейные корабли.
Строй линейных кораблей с картины И. К. Айвазовского. Три орудийных палубы у флагмана и по две у остальных
Более лёгкие считались фрегатами, хотя не везде это название стало официальным. Основным их признаком была всего одна закрытая орудийная палуба. Фрегаты идеально подходили для самостоятельных действий: охранение, разведка, крейсерская война на коммуникациях противника. Да и в боевую линию их тоже за милую душу ставили.
Русский 52-пушечный фрегат «Паллада» с картины А. П. Боголюбова. Хорошо видна единственная орудийная палуба
Самые мелкие из кораблей — с орудиями только на верхней палубе — чаще всего именовали шлюпами. Лишь в XIX веке более-менее общепринятым стало их французское название — корвет. У них тоже было много талантов: дозорная служба, связь, охрана побережья и тому подобное, да и вражеских «купцов» могли пощипать.
Датский 20-пушечный корвет «Наяден» с картины К. В. Эккерсберга. Пушечные порты находятся в фальшборте
В российском флоте фрегаты появились при Петре I, корветы — в конце того же XVIII века. Так что страдать по поводу низкопоклонства перед Западом сейчас как минимум поздновато. Особенно забавно это выглядит на фоне того, какую долю нашей морской терминологии составляют другие «вражеские» слова.
Внешний вид
Молодая птица
Великолепный фрегат на почтовой марке Эквадора 1986 г. Великолепный фрегат — довольно крупная птица, его величина может достигать 102 см, а размах крыльев — от 217 до 229 см. Он весит от 1,1 до 1,6 кг. Этот вид обладает длинным и раздвоенным хвостом. Узкие и длинные крылья образуют в полёте букву W. Оперение блестяще чёрное, у самок на нижней стороне тела белая полоска. Оперение молодых птиц белое на голове и на животе, а на верхней стороне тела коричнево-чёрное со светло-коричневыми штрихами. Взрослое оперение появляется лишь в возрасте четырёх-шести лет. Из-за того, что оперение не отторгает воду, великолепные фрегаты почти не плавают. У самцов имеется красный горловой мешок, который надувается как воздушный шар во время брачного периода. Лапы короткие, а четыре пальца, увенчанные сильными когтями, соединены друг с другом небольшими перепонками. Из-за того, что лапы короткие и слабые, великолепный фрегат не может ходить по земле, а лишь только держаться на ветвях. Зато в воздушной стихии эта птица настоящий ас, умеющий совершать акробатические манёвры и парить в воздухе часами.
Фрегат в парусном флоте
Реплика фрегата «Штандарт» — первого корабля Балтийского флота, заложеного по указу Петра I 24 апреля 1703 года.
Выделение фрегатов в самостоятельный тип кораблей связано с появлением в XVII веке лёгких и быстроходных судов, используемых дюнкеркскими приватирами для рейдов в проливе Ла-Манш во время англо-голландских войн. В составе английского флота того времени практически не осталось быстроходных судов, так как основной упор был на тяжеловооруженные и тихоходные галеоны, неспособные противостоять атакам на английские коммерческие суда. Дюнкеркские фрегаты положили началу строительства маневренных и быстрых кораблей, несущих пушечное вооружение, но не предназначенных для ведения линейного морского боя. Фрегаты выполняли задачи по дальней разведке, охране конвоев, доставки сообщений и уничтожению судоходства противника вдали от его метрополии, то есть в тех случаях, когда использование линейных кораблей было избыточным, а шлюпов — недостаточным.
В 1677 году британское Адмиралтейство ввело единый пушечный рейтинг для военных кораблей. Первые 3 ранга отводились линейным кораблям, предназначенным для эскадренного боя в линии баталии. К 4 рангу относились линейные корабли, неспособные к бою в составе эскадры, и потому использовавшиеся для разведки, патрульной и посыльной службы. К 5 и 6 рангу относились трехмачтовые корабли, имевшие 1 или 2 пушечные палубы, на которые размещалось до 44 пушек. К 5-6 рангу и стали относиться фрегаты, впервые появившиеся в составе военно-морского флота Франции. Первые фрегаты несли 20-30 24-фунтовых орудий, но к началу XIX века стали появляться 60-пушечные линейные фрегаты, которые по формальным признакам относились к 4 рангу по английской классификации. Фрегаты в XIX веке стали наиболее востребованными и многочисленными типами парусных кораблей. В мирное время они не ставились на прикол, как линейные корабли, а использовались для патрульной и крейсерской службы, борьбы с пиратством и тренировки экипажей.
Современный фрегат для отечественного флота
Появление фрегата в составе российского флота, как класса боевых судов, явление не новое. Начиная с эпохи парусного флота, на корабли этого класса ложился самый большой объем работы. Русские фрегаты несли боевое дежурство и разведку на ближних подступах к береговым объектам, принимали участие в сражениях в составе линейных сил. С началом эры парового флота фрегаты, как класс боевых судов были вынуждены уйти в тень. Их место заняли крейсера. Почти на 50 лет фрегаты исчезли из поля зрения. Только после окончания Второй Мировой войны снова пришел черед этим кораблям появиться на просторах мирового океана. Новые корабли прочно заняли свою нишу в боевом составе иностранных флотов, заняв место в боевом строю между эсминцами и крейсерами.
В Советском Союзе, в отличие от флотов других стран, кораблей класса фрегат не было, так как была принята классификация судов по назначению. Функции фрегата выполняли сторожевые корабли. По своим функциональным качествам и боевому оснащению советские сторожевики представляли собой полноценные боевые суда, способные не только действовать в прибрежной зоне, но и выполнять широкий круг задач на значительном удалении от собственных баз. После распада СССР в российском ВМФ была произведена реформа, коснувшаяся классификации боевых судов. Все сторожевики Большие Противолодочные корабли, находящиеся в составе флота, были переквалифицированы во фрегаты.
Вводимые в строй новые фрегаты проекта 22350 должны восполнить брешь, которая возникла после списания ракетного крейсера проект 58 «Адмирал Головко». Именно этот корабль стал последним представителем класса боевых судов, которые по своим тактико-техническим характеристикам больше напоминали фрегаты. Современные отечественные фрегаты должны стать, мощным ударным элементом флота, усилив своим присутствием боеготовность российского флота в любой точке мирового океана.
В соответствии со своим тактико-техническими характеристиками корабли проекта 22350 должны иметь запас хода более 4 тыс. миль и автономность плавания 30 суток. По водоизмещению и составу вооружения новые корабли немного уступают ракетными крейсерам типа «Слава», превосходя последние по уровню защиты, электронно-технического оснащения и управления огнем. В планах военно-морского руководства создать из новых фрегатов проекта 22350 новое мощное ядро флота открытого моря.
Изначально планировалось новыми боевыми единицами усилить все российские флоты. Однако в дальнейшем было принято решение сконцентрироваться на оснащении новыми судами Черноморского флота.
Вооружение
Главный калибр
Модель 8-дюймового орудия образца 1867 года
В состав главного калибра корабля входили четыре 8-дюймовых (203-мм) орудия образца 1867 года. Орудие стальное, нарезное казнозарядное с цилиндро-призматическим клиновым замком и длиной ствола в 21,9 калибра. Орудия размещались на станках системы Чернова с механическим компрессором отката. Станок имел железную станины из сплошных листов связанных вертикальной и сплошной донной доской, причем последняя несколько выступала за наружные края станины. Посередине рамы располагались семь струн компрессора, а компрессорные планки укреплялись в донной доске. На четырех конических роульсах рама двигалась по круговым медным погонам. Поворотный механизм — цепной. В передней части находился боевой шрырь, крепившийся к палубе. Подъемный механизм в виде зубчатых дуг с бесконечным винтом крепился к казенной части орудия и обеспечивал угол вертикальной наводки от -1° до +12°. Дальность стрельбы орудий составляла 3704 м при начальной скорости снаряда 421 м/с.
Орудия располагались в спонсонах, на уровне верхней палубы, занимавших четверть длины корпуса и выступающих за линию борта. При необходимости орудия могли быть переведены по специальным рельсам и сосредоточенны для с стрельбы с одного из бортов. В боекомплект входили чугунные снаряды со свинцовой оболочкой весом 73,7-84,8 кг снаряженные 2,64 кг черного пороха. Для выстрела был принят 14,3-кг метательный заряд призматического пороха плотностью 1,69. Боезапас орудий главного из расчета 125 выстрелов на ствол хранился в крюйт-камере и бомбовом погребе.
Вспомогательная артиллерия
44,25-мм скорострельная пушка Энгстрема
На верхней палубе под палубами бака и юта располагались два 6-дюймовых (152-мм) орудия образца 1867 года. Орудие стальное нарезное казнозарядное с длиной ствола в 23,3 калибра. Замок — цилиндро-призматический клин. Орудия размещались на деревянных станках с поворотной платформой и могли вести обстрел на оба борта через порты. Максимальная дальность стрельбы 3660 м при начальной скорости снаряда 437 м/с. В состав боекомплекта входили: снаряд из обыкновенного чугуна весом 33,37 кг с массой взрывчатого вещества (ВВ) 1,95 кг, снаряд из закаленного чугуна весом 38,08 кг с массой ВВ 0,7 кг и картечь в цинковом корпусе весом 25,4 кг содержавшая 72 пули по 247 г диаметром 36,8 мм. Для всех снарядов кроме картечи был принят 8,2-кг метательный заряд призматического пороха плотностью 1,69.
На крыше спонсонов располагались четыре 1,75-дюймовых (44,25-мм) скорострельных орудия Энгстрема. Моноблок ствола орудия состоял из нарезной части и двух камор. Казенная часть оканчивалась четырьмя проушинами с отверстиями для крепления запирающего механизма, кроме того к нижним проушинам крепился винт подъемного механизма. Запирающий механизм из двух частей: нижняя часть (затвор) служила для запирания канала ствола, верхняя часть (замок) удерживала на месте затвор. Орудие размещалось на чугунном станке с боевым штырем по центру, укрепленном на верхнем медном столе. На штырь был надет медный цилиндр, который охватывал резиновый буфер, уменьшавший удар при выстреле. Вертикальное наведение осуществлялось подъемным винтом, для изменения угла горизонтальной наводки использовались поворотные рычаги. Дальность стрельбы достигала 915 м при начальной скорости снаряда 310 м/с, скорострельность до 20 выстрелов/мин. В боекомплект входили сплошные чугунные гранаты весом 1,25 кг, метательный заряд артиллерийского пороха весом 83,2 г находился в матерчатой гильзе с медной шляпкой.
Средства связи, вспомогательное оборудование
Для связи и сигнализации применялся комплект сигнальных флагов. Связь устанавливалась при помощи флажных сигналов согласно «Своду военно-морских сигналов» вице-адмирала Бутакова. В ночное время использовались вспышечные фонари. К светосигнальным средствам также относились ракеты трех цветов, фальшфейеры и пушечные выстрелы.
Отличительные особенности проекта 20386
После долгих и мучительных поисков оптимального варианта конструкторы приняли единственно правильное решение: строить новые корветы по принципиально новой схеме. Судно должно иметь небольшое водоизмещение и сбалансированный комплекс вооружений. На кораблях используется интегрированный в общую систему надстроек и корпуса комплекс малозаметной архитектуры. Корпус корабля и надстройки созданы на основе композиционных материалов. Роботизированные комплексы и новое радиолокационное оборудование существенно сокращают экипаж.
Компоновка корабля основана на принципе модульности, позволяющем компоновать на борту любой другой вид вооружения. Отличительной чертой корвета является наличие в трюме корабля вместительных ангаров с лацпортами в бортах надводной части. По сравнению с базовым проектом, на практике корабли должны иметь контрактное водоизмещение не более 2500 тонн. Для сравнения, первоначально было заявлено, что новые корветы будут иметь водоизмещение 3-3,5 тыс. тонн.
Двигательная установка на судне является комбинированной, в ее состав входят газотурбинные двигатели М90ФР и электрогенераторы. Суммарная мощность основных двигателей составляет 54-55 тыс. л.с. Электродвигатели имеют мощность 4400 кВт. Двигатели на корвете отечественной сборки, что делает корабли полностью независимыми от поставки оборудования из-за рубежа. Корабль с газотурбинной установкой должен иметь максимальную скорость хода до 30 узлов и дальность плавания экономичным ходом в 5000 км.
Возрождение фрегатов
Эскортный эсминец типа Cannon USS Slater (DE-766)
СКР «Ураган» Северного флота СССР в деформирующем камуфляже, 1942 год.
Быстроходность эсминцев была необходима при атаках на корабли противника, в то время как для сопровождения союзных конвоев на первое место выходила дальность плавания в открытом море. Так как эсминцы являлись оптимальными кораблями для сопровождения, в 1930-х годах стали появляться относительно небольшие и тихоходные корабли, которые в США получили название «destroyer escort» — эскортные эсминцы. Они не несли торпедного вооружения и предназначались для защиты конвоев от воздушных и торпедных атак. Эскортные эсминцы могли развивать скорость до 20 узлов, но были значительно маневреннее обычных эсминцев, так как им приходилось действовать в тесном конвойном строю. Вооружение этих кораблей состояло из мощных противолодочных орудий и развитой зенитной артиллерии. Многие эскортные эсминцы вооружались глубинными бомбами, многоствольными противолодочными бомбометами Hedgehog и мощными гидролокаторами. В результате сформировался специфический и весьма многочисленный класс эскортных кораблей, занявших нишу между быстроходными эсминцами и корветами, действовавшими в прибрежных районах.
В СССР аналогичные по назначению корабли относились к типу сторожевых кораблей (СКР), термины «фрегат», «эскортный эсминец» и «корвет» не использовались. В годы Великой Отечественной войны в качестве СКР использовались также переоборудованные гражданские суда и пограничные корабли.
В Великобритании эскортные эсминцы, поступавшие из США по ленд-лизу, отнесли к возрожденному типу фрегатов, хотя более ранние корабли охраны конвоев в британском флоте считались шлюпами и корветами.
В Германии корабли сопровождения (нем. Flottenbegleiter — корабль сопровождения флота) начали строиться в 1930-х годах. Изначально их планировалось использовать для охраны броненосных сил, но позже среди решаемыми ими задач на ведущие роли вышло сопровождение транспортов.
В Японии эскортные корабли были отнесены к классу Kaibōkan (яп. 海防 艦 — корабль морской обороны). Помимо сопровождения транспортов в круг их задач входило патрулирование прибрежных вод, благодаря чему их также называли кораблями прибрежной обороны.
Крейсер
Ракетный крейсер «Москва»
Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.
В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.
Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.
Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.
До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.
Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.
Без картошки фри, но с «Калибрами»
Российскому надводному флоту предназначенному, прежде всего, для защиты территории собственной страны и побережья стран-союзников, с опорой на их береговые базы (как в Сирии, например), такие океанские габариты в большинстве случаев просто без надобности. Ну и спрашивается — для чего тогда «попу гармонь»?
Вот и сходят с наших стапелей поджарые «корветы» водоизмещением 2.000 тонн, то есть полноценные эскадренные миноносцы по-старому. Стройные «фрегаты» — под 5-6 тысяч тонн, а это уже скорее даже не эсминцы, а вполне себе лёгкие крейсеры времён незабвенного Валентина Пикуля. А также малые ракетные корабли (МРК), которые своим тоннажем под 1.000 тонн вполне тянут на миноносцы и даже эсминцы военного времени.
И это притом, что все эти корабли без единого исключения, равные по своим габаритам прежним эсминцам, а подчас даже лёгким крейсерам, несут на своём борту такой запас огневой мощи, что их даже сравнивать с предшественниками одноклассниками нельзя.
Не по росту, весу и жиру!
Между тем эта позаимствованная в натовском зарубежье классификация, кстати, очень полюбившаяся пронатовской Украине, у которой даже кораблей приличных нет, только «наводит тень на плетень». Потому что изначально для её введения в российском флоте не было никакой рациональной основы.
Объясню почему. В период Второй мировой войны водоизмещение корабля, имевшего классификацию лёгкий крейсер, составляло примерно 7-8 тысяч тонн. Типичным представителем этого класса был, например, советский крейсер «Киров».
Фото из архива
Советский крейсер «Киров».
В настоящее время практически таким же тоннажем обладают так называемые большие противолодочные корабли — уникальный класс, придуманный в ВМФ СССР и которого нет больше нигде в мире.
Надо ли кого-нибудь убеждать в том, что боевая мощь этих двух одинаковых по весовой категории кораблей намного выше у современного «Адмирала Пантелеева»? Так почему же он тогда всего лишь БПК, а не лёгкий крейсер?
Ещё менее вразумительное понижение в классе мы наблюдаем в других подразделениях корабельного состава нынешнего ВМФ РФ.
Так, например, в период Второй мировой войны стандартный эскадренный миноносец, считавшийся тогда большим, имел водоизмещение около 2.000 тонн. Сейчас аналогичное водоизмещение имеет российский корвет проекта 20380. По нынешней классификации получается, что он не эсминец, а корабль более низкого ранга. Но ведь типичный корвет военных времён имел весьма ограниченные боевые возможности и едва достигал по тоннажу отметки в 1.000 тонн!
А в эпоху парусного флота корветом и вовсе называли трёхмачтовый военный корабль, используемый в основном для разведывательной и посыльной службы.
Большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев».
Бронированные фрегаты
С 1859 г., броня была добавлена к судам , на основе существующего фрегата и корабля линейных конструкций. Дополнительный вес брони на этих первых броненосных боевых кораблях означал, что у них могла быть только одна орудийная палуба, и они были технически фрегатами, даже несмотря на то, что они были более мощными, чем существующие линейные корабли, и играли ту же стратегическую роль. Фраза « бронированный фрегат » оставалась в употреблении в течение некоторого времени для обозначения броненосного типа с парусным вооружением, стреляющего залпом . Какое-то время они были самым мощным типом судов на плаву.
К концу XIX века термин «фрегат» вышел из употребления. Бронированные корабли были обозначены как «линкоры» или « броненосные крейсеры », в то время как небронированные суда, включая фрегаты и шлюпы, были классифицированы как «незащищенные крейсеры».
Сравнение
Оба корабля являются надводными, многоцелевыми. У них на борту есть военное снаряжение, необходимое для борьбы с воздушным и водным противником. Главное же отличие фрегата от корвета заключается в их размерах. Корвет – сравнительно небольшой корабль, меньше фрегата, и, соответственно, имеет меньшее водоизмещение. Разница в размерах, в свою очередь, влияет на степень могущества корабельных боеприпасов, дальность их действия. Она же определяет дальность плавания судов и возлагаемые на них функции.
Так, фрегаты, обладая прекрасной мореходностью, действуют в дальней морской зоне, а также, в отличие от корветов, предназначены для выхода в океан. Используются фрегаты для эскортирования, патрулирования и разведки. Они могут нести бомбометы, тяжелые ракеты, ракето-торпеды, пушки. На кораблях такого типа нередко базируются боевые вертолеты. Фрегаты оборудованы мощными гидроакустическими станциями и радарами.
Корветы, как правило, несут службу вблизи, в прибрежных морях. Они оснащены небольшими противокорабельными ракетами и ракетами ПВО, противолодочными бомбометами, пушками меньшей величины. Гидроакустические станции на корветах не такие крупные, радары обнаружения целей менее сильны. В число их задач входят патрулирование и обеспечение связи.
Это основные моменты, объясняющие, в чем разница между фрегатом и корветом.
В заключение
Можно говорить о том, что наконец найдено единственно мудрое решение и что корветы проекта 20386 станут той самой палочкой-выручалочкой, которая приведет отечественный ВМФ в надлежащий вид. Сегодня российский ВМФ остро нуждается в судах данного класса. Все зависит от того, насколько будет быстро вестись строительство серии.
В перспективе корветы данного проекта могут стать твердой опорой для российского флота. Анализ последних событий в Восточном Средиземноморье говорит в пользу того, что почти любые оперативно-тактические задачи могут решать боевые корабли меньшего водоизмещения. Наличие ударного ракетного вооружения делает современные малые боевые суда эффективным инструментом военного присутствия. Крупная серия судов подобного типа, учитывая невысокую проектную стоимость, может в течение короткого времени решить задачи технического оснащения флота новыми боевыми единицами.