Природная чрезвычайная ситуация (чс природного характера)
Содержание:
- Введение (снятие) режима ЧС
- Прогресс не остановить
- Природные ситуации чрезвычайного характера
- Геофизика и гидрология: опасность подступает незаметно…
- Классификация
- Обязанности федеральных органов исполнительной власти
- Чрезвычайная ситуация и Чрезвычайное положение: сравнительная таблица
- Группы антисейсмических мероприятий
- Причины техногенных чрезвычайных ситуации
- Техногенные аварии
- Что понимается под ЧС?
- Чрезвычайные ситуации метеорологического характера
- Классификация ЧС в зависимости от масштаба
- Виды бурь
Введение (снятие) режима ЧС
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям, которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования (п. 24 постановления Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – постановление Правительства)):
- режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
- режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.
При необоснованном вводе и продолжительном действии режима «чрезвычайная ситуация» руководитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации инициирует его снятие.
Рассмотри введение режима чрезвычайной ситуации на примере лесных пожаров.
При введении чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие в соответствии с планами тушения лесных пожаров, сводными планами тушения лесных пожаров на территории субъектов Российской Федерации, межрегиональными планами маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техникой и оборудованием.
Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Типы чрезвычайных ситуаций (ЧС) | Критерии введения режима ЧС | Кто вводит ЧС |
ЧС в лесах муниципального характера | Не локализованы крупные лесные пожары и лесной пожар действует более двух суток | Руководитель органа местного самоуправления на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС |
ЧС в лесах регионального характера | Район ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации. Режим ЧС введен на территории 2-х и более муниципальных районов. При этом показатели горимости лесов на 50% и более превышают их средние значения за предыдущие 10 лет | Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС |
ЧС в лесах межрегионального характера | Район ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, на территории каждого из которых введен режим ЧС | Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства |
ЧС в лесах федерального характера | Район ЧС затрагивает территорию двух и более федеральных округов, на территории каждого из которых введен режим ЧС | Решение принимается Правительственной комиссией на основе данных Федерального агентства лесного хозяйства |
Также читайте познавательный материал от МЧС России:
- Методические рекомендации по действиям органов управления и сил функциональной и территориальной подсистем РСЧС привлекаемых к тушению лесных, степных и торфяных пожаров и реагированию на чрезвычайные ситуации в паводкоопасном периоде
- Приказ МЧС России № 33 от 22.01.2013 «Об утверждении Порядка реализации и отмены дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций»
Прогресс не остановить
Техногенные ЧС тоже разделяются на подвиды, и преимущественно это аварийные ситуации, связанные с разными объектами:
1. Химическая промышленность.
2. Радиационные опасные объекты.
3. Транспорт:
-
- воздушный;
- железнодорожный;
- водный:
- морской;
- речной;
- автомобильный;
4. Коммунальные и энергетические сети.
Так или иначе, к техногенным ЧС можно отнести все случаи аварий промышленного производства, связанных с выбросом опасных и отравляющих химических веществ. При этом, бывают ситуации, где человеческих жертв нет, но причинен серьезный ущерб техническим системам, сооружениям, транспортным средствам. В других обстоятельствах есть и материальные, и людские потери.
К сожалению, полностью избежать роста количества аварий на производстве невозможно, и с каждым годом оно только увеличивается. Главным образом это связано с внедрением новых технологий, наподобие нетрадиционных источников энергии, а также широким применением опасных веществ для промышленного и сельскохозяйственного производства. А в этом заключается определение техногенных чрезвычайных ситуаций.
Природные ситуации чрезвычайного характера
Классификация ЧС природного характера также включает группы и разновидности аварийных ситуаций. Рассмотрим их подробнее.
- В первую группу входят геологические аварии, к которым можно отнести:
- Обвалы.
- Землетрясения.
- Провалы земной поверхности.
2. Метеорологические:
- Шквалистый ветер.
- Град.
- Пылевые бури.
- Проливной дождь.
- Метель и пурга.
- Высокие температуры в летний период.
- Слишком резкое понижение температуры зимой.
- Засуха.
3. Классификация природных ЧС включает и гидрологические аварии, к ним относятся:
- Слишком высокий подъем уровня воды во время наводнений или половодий.
- Неожиданное замерзание рек, озер и водохранилищ.
- Сильное повышение уровня грунтовых вод, которое опасно подтоплением жилых домов.
4. Классификация ЧС природного характера не будет полной, если не включить в нее пожароопасные ситуации в природе.
5. Эпидемии различных болезней среди людей.
6. Отравление ядовитыми или химическими веществами большого количества людей.
7. Экзотические и опасные заболевания с/х животных и массовые вспышки инфекционных патологий.
8. Отравление животных, которое захватывает большое число особей.
9. Внезапная и необъяснимая гибель представителей фауны.
10. Болезни с/х растений и лесных массивов, а также заражение вредителями.
Классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но нельзя обойти стороной и экологические аварии, которые в последнее время не являются редкостью.
Геофизика и гидрология: опасность подступает незаметно…
Как говорилось ранее, наиболее существенную опасность для человека создают чрезвычайные ситуации природного характера, определение и прогнозирование которых помогает спасти больше жизней. Невозможно предотвратить наступление того или иного стихийного бедствия, однако, благодаря заблаговременному предупреждению, специальные службы успевают эвакуировать людей в безопасное место.
Чрезвычайные ситуации природного характера включают в себя такие понятия, как извержение вулканов, землетрясения различной силы, стремительные обвалы и уничтожающие всё на своём пути оползни, а также пыльные бури, сели, лавины и так далее.
Неприятные тайны гидрологии и опасность для человечества кроется в наводнениях, половодьях, паводках, что несут ущерб средней величины, а также более крупные бедствия — тайфуны, штормы, цунами.
Классификация
Классификация ЧС природного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера классифицируются на несколько групп:
- Геофизические ЧС (землетрясения, извержения вулканов).
- Геологические ЧС (оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадка лессовых пород, просадка (провал) земной поверхности в результате карста, эрозия, пыльные бури).
- Морские гидрологические ЧС (тропические циклоны (тайфуны), цунами, волнение и колебание уровня моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров и припай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый) лед, обледенение судов и портовых сооружений, отрыв прибрежных льдов).
- Гидрологические ЧС (наводнения, половодье, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, ранний ледостав и появление льда на судоходных водоемах и реках).
- Гидрогеологические ЧС (низкие и высокие уровни грунтовых вод).
- Природные пожары (лесные, торфяные, пожары степных и хлебных массивов, подземные пожары горючих ископаемых).
- Метеорологические и агрометеорологические ЧС (бури, ураганы, смерчи, торнадо, шквалы, вертикальные вихри, крупный град, ливни, снегопады, гололед, метели, засухи, суховеи, заморозки).
- Инфекционная заболеваемость людей:
- единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;
- групповые случаи опасных инфекционных заболеваний;
- эпидемическая вспышка опасных инфекционных заболеваний;
- эпидемия;
- пандемия;
- инфекционные заболевания людей невыявленной этиологии.
- Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:
- единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний;
- эпизоотии;
- панзоотии;
- инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных невыявленной этиологии.
- Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями:
- прогрессирующая эпифитотия;
- панфитотия;
- болезни сельскохозяйственных растений невыявленной этиологии,
- массовое распространение вредителей растений.
Среди чрезвычайных ситуаций природного характера наиболее частыми являются наводнения – они составляют 40 % от числа всех происходящих природных чрезвычайных ситуаций; тайфуны – 20%, землетрясения и засухи – по 15%.
Для каждого конкретного региона можно составить детальную качественную и количественную характеристику катастроф природного характера.
Наибольшую опасность для России, по данным многолетних наблюдений, представляют наводнения (34 % от общего числа стихийных бедствий); ураганы, бури, тайфуны, смерчи (19 %); сильные и особо длительные дожди (14 %); землетрясения (8 %); сильные морозы и метели (3 %); лавины (3 %).
Относительно чрезвычайных ситуаций природного характера следует сделать несколько общих замечаний:
- Природные опасности никогда не могут быть ликвидированы полностью. Это связано с тем, что человечество постоянно использует окружающую среду в качестве источника своего существования и развития.
- Общее число экстремальных событий, ведущих к возникновению чрезвычайных ситуаций, постоянно увеличивается. Так, прирост чрезвычайных ситуаций природного происхождения в РФ в 1997 года по сравнению с 1996 годом составил 29,7 %. При этом растут разрушительная сила и интенсивность большинства стихийных бедствий, а также число жертв, моральный и материальный ущерб, причиняемый ими. На севере Евразии наибольшую опасность представляют наводнения (подвержено 746 городов), оползни и обвалы (725 городов), землетрясения (103 города), смерчи (500 городов).
- Возрастание чувствительности мирового сообщества к стихийным бедствиям. Рост «чувствительности» подразумевает выделение сообществом все большего объема ресурсов на подготовку и проведение различных глобальных организационных и технических мероприятий, а также на изготовление защитных приспособлений и строительство защитных сооружений.
- Сила и интенсивность стихийного бедствия связана с его частотой и повторяемостью: чем больше интенсивность стихийного бедствия, тем реже оно повторяется с той же силой.
Обязанности федеральных органов исполнительной власти
Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 13 Федерального закона):
1. Федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти:
а) по отношению к подведомственным организациям:
- разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;
- утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;
- финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;
- организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;
б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:
осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;
разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.
3. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
4. Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
5. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Дополнительный материал по теме:
о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), каковы ее задачи, структура, органы управления, силы и средства, режимы функционирования и управления
Чрезвычайная ситуация и Чрезвычайное положение: сравнительная таблица
Чрезвычайная ситуация (ЧС) | Чрезвычайное Положение (ЧП) | |
---|---|---|
Краткое определение | Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей | Особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей |
Основной законодательный акт | Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» | Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» |
Где вводится | Как на всей территории РФ, так и на отдельных территориях. | Как на всей территории РФ, так и на отдельных территориях. |
Кто вводит |
В случае ЧС федерального или межрегионального характера — Правительство РФ. В случае ЧС регионального или межмуниципального характера — органы государственной власти субъектов РФ. В случае ЧС муниципального характера — органы местного самоуправления. |
Всегда — Президент РФ |
Необходимость утверждения | Нет | Да, Советом Федерации в течение 72 часов |
Срок | Не ограничен |
Если ЧП введено на всей территории РФ — до 30 суток* Если ЧП введено в отдельных местностях — до 60 суток* *С возможностью продления Указом Президента РФ, если цели введения ЧП не были достигнуты |
Введение органов особого управления территориями и назначение комендантов территорий | Нет | Да |
Приостановка полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ, а также органов местного самоуправления либо отмена их нормативно-правовых актов | Не возможна | Возможна |
Имущество граждан и организаций |
Имущество граждан — неприкосновенно Имущество организаций — в качестве дополнительной меры может быть принят порядок использования имущества организаций, ограничивающий некоторые элементы права собственности. |
Возможна «мобилизация» некоторых видов имущества организаций и граждан (по сути, говорится о реквизиции согласно статьи 242 Гражданского кодекса РФ) |
Права граждан |
Не ограничиваются Предоставляется ряд дополнительных прав связанных с возмещением ущерба причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС |
Допускается ограничение прав и свобод, в том числе и некоторых конституционных |
Обязанности граждан | Появляется обязанность выполнять Правила поведения при введения режима ЧС | Появляется множество дополнительных обязанностей — вплоть до обязанности трудоспособного населения на принудительной основе участвовать в «неотложных работах» (то есть, фактически, речь о трудовой повинности) и обязанности предоставить свои транспортные средства государству. |
На правах и обязанностях граждан во время ЧС или ЧП мы остановимся немного подробнее, так как именно эти вопросы интересовали большинство тех, кто обращался ко мне за консультацией юриста.
Группы антисейсмических мероприятий
- Профилактические, предупредительные мероприятия – это изучение природы землетрясений, определение их предшественников, разработка методов прогнозирования землетрясений;
- Мероприятия, которые осуществляютсянепосредственно перед началом землетрясения, во время него и после его окончания. От уровня организации спасательных работ, обученности населения и эффективности системы оповещения зависит результативность действий в условиях землетрясений.
Очень опасным непосредственным следствием землетрясения является паника, во время которой люди от страха не могут осмысленно принять меры к спасению и взаимопомощи. Особенно опасна паника в местах наибольшего скопления людей – на предприятиях, в учебных заведениях и в общественных местах.
Гибель и травмы происходят при падении обломков разрушенных зданий, а также в результате нахождения людей в завалах и неполучения ими своевременной помощи. Вследствие землетрясений могут возникать пожары, взрывы, выбросы опасных веществ, аварии на транспорте и другие опасные явления.
Вулканическая деятельность – это результат активных процессов, которые постоянно происходят в недрах Земли. Вулканизмом называется совокупность явлений, которые связаны с перемещением в земной коре и на ее поверхности магмы. Магмой (греч. густая мазь) называется расплавленная масса силикатного состава, которая образуется в глубине Земли. Когда магма достигает земной поверхности, она извергается в виде лавы.
В лаве отсутствуют газы, которые улетучиваются при извержении. Именно это отличает ее от магмы.
Вулканы подразделяются на:
- действующие;
- уснувшие;
- и потухшие.
Известны три основных типа извержений: эффузивный (гавайский), смешанный (стромболианский) и экструзивный (купольный).
Вулканическая деятельность и землетрясения взаимосвязаны: сейсмические толчки обозначают начало извержения. Вулканическая деятельность инициирует оползни, обвалы, лавины, цунами (на морях и океанах).
Оползни – это смещение по уклону масс грунта под действием силы тяжести. Скользящие вниз горные породы формируют склоны холмов, гор, речные и морские террасы. Оползни вызываются естественными и искусственными причинами. Естественные причины: подмыв оснований склонов водами, увеличение крутизны склонов, сейсмические толчки и др.
Искусственные причины: неправильная агротехника, вырубка лесов, слишком большой вынос грунта и т.п. Современные оползни на 80% связаны с антропогенным фактором.
В механизме оползневого процесса выделяют оползни сдвиги, выдавливания, гидродинамического выноса. Оползни различают по глубине залегания поверхностного скольжения: поверхностные (до 1м), мелкие (до 5м), глубокие (до 20м), очень глубокие (больше 20м). По скорости смещения оползни делятся на медленные, средние и быстрые. Именно последние из них являются причиной катастроф с множеством жертв. Масштаб оползней определяется площадью, вовлеченной в процесс. По мощности оползни определяются объемом смещающихся пород – от нескольких сотен кубометров до 1 млн. м3.
Сели – это бурные паводки на горных реках, грязекаменные потоки, вызываемые сильными ливнями, промывами перемычек водоемов, интенсивным таянием снегов, землетрясениями. Антропогенные факторы также способствуют возникновению селей.
Большая скорость грязевых потоков (15км/ч) представляет основную опасность. Сели подразделяются на сильные, средние и слабые потоки по мощности. Характеризуются селевые потоки линейными размерами, объемом, плотностью, структурой, скоростью движения, продолжительностью, повторяемостью.
Для профилактики селей строят селезадерживающие и селенаправляющие гидротехнические сооружения, закрепляют растительный слой на склонах гор и проводят другие противоселевые мероприятия.
Разновидность оползней – снежные лавины, смесь кристаллов снега и воздуха. Эти огромные массы снега, сползающие с горных склонов, уносят ежегодно в Европе около 100 человеческих жизней.
Причиной лавин может быть землетрясение. Большая кинетическая энергия, заключенная в лавине, обладает огромной разрушительной силой.
Лавины по характеру движения подразделяются на:
- склоновые,
- лотковые,
- прыгающие.
На горных склонах без леса создаются самые оптимальные условия для образования лавин.
Скорость схода снега может достигать от 20 до 100 м/сек. Прогнозировать точно время схода лавин невозможно.
Причины техногенных чрезвычайных ситуации
- неудачное размещение объектов производства, хозяйственной или социальной инфраструктуры, в результате которого может возникнуть масштабная техногенная катастрофа;
- отсталость в технологиях, применяемых при производстве; недостаточная внедряемость энергосберегающих и иных инновационных процессов;
- высокий износ производственного оборудования, приводящий к предаварийным ситуациям;
- увеличение производственных мощностей, приводящее к недостатку транспортных средств и нарушению техники безопасности;
- недостаток высококвалифицированных работников, низкий уровень комфортности при производстве;
- снижение производственной дисциплины, низкая ответственность должностных лиц;
- отсутствие внутреннего контроля на объекте за существующими производственными технологиями;
- низкий уровень техники безопасности, отсутствие соответствующих функциональных должностей;
- недостатки существующих нормативных правовых актов, регулирующих технологические процессы;
- воздействие внешних природных факторов, приводящих к образованию предаварийных ситуаций;
- конструктивные недостатки при строительстве зданий, объектов хозяйственной и социальной инфраструктуры;
- низкий уровень управления контролем доступа в здание.
Справка:
- мониторинг потенциально опасной внутренней производственной и внешней природной среды, состояния технологических линий и объектов;
- прогнозирование развития аварийной ситуации в случае ее возникновения на основании полученных сведений;
- превентивные меры для снижения риска аварийной ситуации.
- выделение событий, которые могут привести к ЧС техногенного характера;
- снижение вероятности возникновения таких событий.
- районирование территории (сейсмологическое, гидрологическое, геологическое, климатическое, экономическое), на основании результатов которого определяется рациональное размещение объектов хозяйственного комплекса, в частности рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
- предупреждения (снижение интенсивности) некоторых опасных производственных процессов и внешних природных явлений;
- профилактики аварийной ситуации (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
- профилактика терроризма и преступности на предприятии;
- проведение мероприятий по повышению квалификации персонала;
- снижение уровня нагрузок на технологические и транспортные линии объектов;
- снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;
- обеспечение устойчивости зданий к нагрузкам
- обеспечение эффективности (надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию экстремальных ситуаций в аварию.
Справка:
Техногенные аварии
Классификация ЧС техногенного характера включает в себя различные виды и группы, рассмотрим их.
1. К первой можно отнести транспортные аварии, которые включают следующие виды:
- Аварийные ситуации и катастрофы на любых видах пассажирского транспорта.
- Чрезвычайные ситуации на нефте- или газопроводах.
2. Опасные ситуации с огнем и взрывы включают пожароопасные и взрывоопасные ЧС в жилых домах, на промышленных объектах и в общественном транспорте, а также аварийные ситуации в шахтах.
3. Аварии, во время которых происходит выброс СДЯВ:
- Выброс на промышленных предприятиях в результате нарушения норм переработки или хранения веществ и материалов.
- Аварии на заводах и фабриках с угрозой утечки ядовитых веществ.
4. Классификация техногенных ЧС включает также повышение предельной концентрации вредных веществ:
- Присутствие ядовитых и химических веществ в воздушной среде и почвенной.
- Превышение ПДК веществ в водных ресурсах.
5. Аварийные ситуации, при которых происходит выброс радиоактивных веществ.
6. Разрушение зданий в результате чрезвычайных ситуаций:
- Разрушение транспортных коммуникаций.
- Обрушение зданий производственного значения.
- Возникновение повреждений, которые требуют эвакуации людей.
7. Аварийные ситуации на электростанциях и электрических сетях – это также один из пунктов, который включает классификация техногенных ЧС.
8. Чрезвычайные ситуации в системах жизнеобеспечения, к которым можно отнести:
- Канализационные системы.
- Сети, которые снабжают теплом и водой население.
- Газопроводы.
9. Аварии, которые приводят к нарушению обеспечения телефонной связи.
10. ЧС на очистных сооружениях.
11. Гидродинамические аварии, например, прорыв плотин, нарушение спуска водохранилищ.
Как видно из данного перечня, классификация ЧС техногенного характера достаточно обширная и включает многочисленные виды аварийных ситуаций. Устранение последствий каждой аварии производится силами различных подразделений.
Что понимается под ЧС?
Кажется, что под этими двумя словами кроется обще представление всех предполагаемых процессов. Но в действительности, если глубоко вникать в суть определения, то все не так однозначно. Единственное, что есть общее – это выход за грани чего-то привычного и обыденного.
К примеру, взять такое слово, как экстремальный (или экстрим). С латинского языка extremum на русский переводится как «крайний», что может означать выходящий за определенные рамки трудности и сложности. Что касается ЧС, то здесь можно сформулировать такое определение. Это стечение негативных факторов к определенному моменту времени, что в результате создало обстановку, в которой наблюдаются отклонения от нормы.
И если под нормой считать те процессы или явления, которые протекают в результате длительного периода эволюции, то любое отклонение уже попадает под определение чрезвычайной ситуации. Как правило, ЧС сопровождается ущербом как в отношении здоровья людей, так и материальных ценностей. Окружающая природная среда тоже может пострадать. В зависимости от масштаба, могут быть и человеческие жертвы.
Чрезвычайные ситуации метеорологического характера
Вызываются следующими причинами:
- Ветром, бурей, ураганом, смерчем;
- Сильным дождем;
- Крупным градом;
- Обильным снегопадом;
- Метелями со скоростью выше 15м/с;
- Заморозками;
- Морозами и жарой.
Ветер – это движение воздуха относительно Земли. Воздух движется из области высокого давления к области низкого.
Неравномерность нагревания приводит к циркуляции атмосферы, влияющей на погоду и климат планеты. Направление ветра разделяется азимутом стороны горизонта, откуда он дует, измеряют его в м/с, км/ч, в узлах или баллах по шкале Бофорта. Она принята в 1963г. Всемирной метеорологической организацией.
Циклическая деятельность атмосферы – основная причина возникновения ураганов, бурь и смерчей. Атмосферу подразделяют на тропосферу,стратосферу, мезосферу, термосферу, экзосферу в зависимости от распределения температуры.
Область низкого давления в атмосфере с минимумом в центре называется циклоном. В поперечнике он может достигать нескольких тысяч километров, а скорость его перемещения – от 30 до 200км/ч. Подразделяют циклоны в зависимости от их зарождения на тропические и внетропические. Циклон имеет следующую структуру:
- центральная его часть, где самое низкое давление, слабые ветры и облачность, называется «глаз бури (урагана)»;
- внешняя часть циклона, где максимальное давление, ураганные скорости воздушных потоков – «стена циклона», сменяющаяся периферической частью, в которой резко снижается давление атмосферы и ослабевают ветры.
В Северном полушарии в циклоне воздушные массы движутся против часовой стрелки, в Южном полушарии – по часовой. При циклоне преобладают пасмурная погода с сильными ветрами.
Ураган (тайфун) – это ветер огромной разрушительной силы и продолжительный по времени. Его скорость равна 32м/с и более (по шкале Бофорта – 12 баллов). Ураганы подразделяются в зависимости от места возникновения циклонов на внетропические и тропические. Тропические ураганы движутся в основном в меридиональном направлении, а внетропические – с запада на восток.
Возникают ураганы в любое время года, но на территории России они проходят преимущественно в августе и сентябре. Определенная цикличность их происхождения способствует более точному их прогнозированию. Синоптики дают ураганам имена, в основном женские, или используют четырехзначную нумерацию.
Сопровождаются ураганы ливнями, снегопадами, градом, электрическими разрядами. Они могут стать причиной возникновения пыльных и снежных бурь.
Буря (шторм) – это очень сильный и продолжительный ветер со скоростью 20м/с. Бури приносят значительно меньшие разрушения и убытки, чем ураганы.
Вам также будет интересно ознакомиться с материалами:
“Действия населения при урагане, смерче или буре“.
Классификация ЧС в зависимости от масштаба
Все чрезвычайные ситуации классифицируются по масштабу:
- ЧС локального масштаба – пострадавших не более 10 человек, зона поражённой территории не превышает пределов одного объекта.
- ЧС муниципального масштаба – пострадавших не более 50 человек, зона поражённой территории находится в пределах муниципального образования.
- ЧС территориального масштаба – пострадавших не более 500 человек в пределах одного субъекта РФ.
- ЧС регионального масштаба – количество пострадавших не превышает 500 человек, опасность возникает в пределах 2-х субъектов РФ.
- ЧС федерального масштаба – пострадало более 500 человек, опасность присутствует в пределах нескольких субъектов РФ.
- ЧС трансграничного масштаба характеризуется охватом не только территории России, но и касается иностранного государства. Кроме того, данная классификация подразумевает ЧС, возникающие на территории зарубежного государства, но коснувшиеся РФ.
Виды бурь
Виды ветров
Вихревые бури обусловлены циклонической деятельностью, распространяются на большие территории.
Среди вихревых бурь различают:
- пыльные,
- снежные.
- шквальные.
Пыльные (песчаные) бури возникают в пустынях, в распаханных степях и сопровождаются переносом огромных масс почвы и песка.
Снежные бури перемещают по воздуху большие массы снега. Они действуют на полосе от нескольких километров до нескольких десятков километров. Большой силы снежные бури случаются в степной части Сибири и на равнинах Европейской части РФ. В России зимой снежные бури называются метелью, пургой, бураном.
Шквалы – кратковременные усиления ветра до скорости 20-30м/с. Они характеризуются внезапным началом и таким же внезапным завершением, незначительной продолжительностью действий и огромной разрушительной силой.
Шквальные бури действуют на Европейской части России как на суше, так и на море.
Потоковые бури – явления местные, имеющие небольшое распространение. Они подразделяются на стоковые и струевые. При стоковых бурях массы воздуха двигаются по склону сверху вниз.
Струевые бури характеризуются горизонтальным движением воздуха или его движением вверх по склону. Чаще всего они происходят между цепями гор, которые соединяют долины.
Смерчем (торнадо) называют атмосферный вихрь, который возникает в грозовом облаке. Затем он в виде темного «рукава» распространяется по направлению к суше или к морю. Верхняя часть смерча имеет воронкообразное расширение, которое сливается с облаками. При опускании смерча к поверхности Земли его нижняя часть иногда расширяется, напоминая опрокинутую воронку. Высота смерча от 800 до 1500м. Вращаясь против часовой стрелки со скоростью до 100м/с и поднимаясь по спирали, воздух в смерче затягивает пыль или воду. Уменьшение давления внутри смерча приводит к конденсации водяного пара. Вода и пыль делают смерч видимым. Его диаметр над морем измеряется десятками метров, а над сушей – сотнями метров.
По структуре смерчи подразделяют на плотные (резко ограниченные) и расплывчатые (неясно ограниченные); по времени и пространственному действию – на малые смерчи кроткого действия (до 1км), малые (до 10км) и ураганные вихри (более 10км).
Ураганы, бури, смерчи – чрезвычайно мощные стихийные силы, по своему разрушающему действию сравнимы только с землетрясением. Прогнозировать место и время появления смерча очень сложно, что придает им особую опасность и не позволяет предсказать их последствия.