Ассоциация государственных научных центров «наука»

(ЦИАМ им. П.И. Баранова)

Краткая информация

Ведущая научная организация России, осуществляющая комплексные научные исследования и разработки в области авиадвигателестроения. Основные направления деятельности — проведение исследований по авиационным двигателям и системам управления ими, лопаточным машинам,газовой динамике, процессу горения, снижению шума и эмиссии, ресурсу и конструкционной прочности двигателей, научно-методическому обеспечению и координации работ по проектированию двигателей, топливам и горюче-смазочным материалам, стендовым испытаниям двигателей. Имеет филиал — Научно-испытательный центр ЦИАМ, г. Лыткарино (Московская обл.).

ВИДЕО

Основан (создан)

Институт основан в 1930 году. Имеет награды: Орден Ленина (1945 г.), Орден Октябрьской Революции (1982 г.). В 1994 г. институту присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации, сохраненный по настоящее время соответствующими нормативными актами Правительства Российской Федерации (1997 г., 2000 г., 2002 г., 2004 г., 2007 г., 2009 г, 2011г., 2013 г.).

Работа по приоритетным направлениям  и критическим технологиям развития науки, технологий и техники

ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова участвует в реализации приоритетных направлений «Транспортные и космические системы», «Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники», «Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика» и шести критических технологий. 

Участие в реализации технологических платформ

«Авиационная мобильность и авиационные технологии».

Инновационные проекты

Разработка модельных узлов для двигателя нового поколения ПД-14 для магистрального самолета МС-21, двигателя для ПАК ФА и турбовального двигателя мощностью 2500-3500 л.с. для скоростного вертолета. Разработка демонстрационного двигателя с электроприводами. Разработка «прорывных» технологий создания перспективных газотурбинных и поршневых двигателей различного назначения уровня совершенства 2020-2030 годов, технологий, соответствующих «прорывным» международным требованиям по шуму и эмиссии вредных веществ.

Исследовательская опытно-экспериментальная база

Крупнейший в Европе комплекс для высотных и наземныхиспытаний натурных авиационных двигателей, их узлов и систем в условиях, соответствующих реальным условиям эксплуатации, в том числе при гиперзвуковых скоростях полета, комплексы математического моделирования, наземные стенды для испытаний узлов.

Патенты, свидетельства

240 патентов и 22 свидетельства.

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками 

Сотрудников 2757, в том числе 1 академик РАН (совм.), 34 докторов наук, 151 кандидата наук.

Наличие Соглашений с высшими учебными заведениями

Московский физико-технический институт (государственный) университет МФТИ, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) (МГТУ имени Н.Э. Баумана), Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ), Национальный исследовательский университет «МЭИ».

Базовые кафедры, научные школы

Имеется пять базовых кафедр ВУЗов (МФТИ, МГТУ, МАИ – две кафедры, МЭИ, МАТИ). В ЦИАМ им. П.И. Баранова функционируют шесть ведущих научных школ.

Основные партнеры

Сотрудничество с институтами РАН (ИВТ, ИПМ, ИХФ, ИОФ, ИЯФ, ИТПМ, ОИВТ, МРТИ и др.), ВУЗами (МГУ, МАИ и др.), ГНЦ РФ (ЦАГИ, ВИАМ, ЛИИ, ГосНИИАС, Исследовательским центром им. M.B.Келдыша, ГИПХ), научными организациями (ВИЛС, НИАТ, НИИД, ГосНИИГА,, ЦНИИМаш, НИИХиммаш, и др.), предприятиями промышленности — ОАО «Авиадвигатель», ОАО «НПО «Сатурн», ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», ОАО «Климов», ОАО «Кузнецов» и др.

Международное научно-техническое сотрудничество

Институт имеет давние отношения с ведущими исследовательскими центрами и двигателестроительными фирмами мира, такими как DLR, ONERA, SAFRAN, MTU, EADS, GE AVIO, GTE, AVIC, CAPI, GTRE, HAL и многими другими.

Институт участвовал в проектах Европейских Рамочных Программ — VITAL, HISAC, DREAM, ORINICO, CLEAN SKY, DISPURSAL. В настоящее время участвует в проектах 7-й Рамочной Программы ЕС — LEMCOTEC, ENOVAL, ESPOSA, и в проекте AGILE — Программы Горизонт — 2020.

Контактная информация

111116, г. Москва, Авиамоторная ул., д. 2; тел. 8 (499) 763-57-47; факс 8 (499) 763-61-10

Реорганизация ЦИАМ положила начало улучшению условий финансирования прикладной науки

В марте 2021 года завершилась юридическая процедура реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова» в федеральное автономное учреждение.

В марте 2021 года завершилась юридическая процедура реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова» (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») в федеральное автономное учреждение (ФАУ).

Комментируя реорганизацию Владислав Клочков, заместитель генерального директора по стратегическому развитию ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» отметил, что такой переход создает условия для более прозрачной и естественной системы финансирования прикладной науки. Вместо конкурсов, затрудняющих работу, особенно по длительным проектам, приводящих к задержкам финансирования (притом, что они, как правило, носят формальный характер – чаще всего научные учреждения являются естественными монополистами), институты как ФАУ могут финансироваться по государственному заданию. «Это не просто удобство и снижение транзакционных издержек. Это и возможность организации прикладных НИР с четким целеполаганием, в форме комплексных научно-технологических проектов, предусмотренных единым долгосрочным Планом деятельности по развитию науки и технологий, разработанным Центром и утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации № 1959-р от 16.09.2016 г., что затруднительно было сделать при традиционной системе конкурсов», — сказал он.

Генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин подчеркнул: ФАУ получат госзадание на содержание экспериментальной базы, что, опять-таки, повышает прозрачность финансирования. Обычно научные организации вынуждены «прятать» эти расходы в стоимость НИР. Помимо прочего, это также снижало стимулы искать более эффективные методы и средства исследований и испытаний, рациональное сочетание экспериментов и расчетов, компьютерного моделирования. Четкое разделение научных исследований и содержания экспериментальной базы позволит повысить прозрачность (транспарентность) затрат на исследования и разработки, создать стимулы для более рационального использования объектов экспериментальной базы и разработки более эффективных методов исследований и испытаний; обеспечить независимость и объективность экспериментальных исследований и испытаний, в перспективе – оптимизировать использование и развитие объектов экспериментальной базы подведомственных организаций путем формирования центров коллективного пользования.

Более естественное и прочное материальное положение организаций прикладной науки позволит им полноценно выполнять функции «ока государева» в высокотехнологичной сфере. Именно эти организации, обладая уникальной экспериментальной базой, выполняют важные госфункции сертификации продукции, оценки результативности и технологического уровня разработок, готовности технологий к началу разработки новой продукции. Для этого они должны обладать независимостью от корпораций – иначе неизбежен конфликт интересов.

Кроме того, важнейшей государственной функцией является создание опережающего научно-технического задела (НТЗ) для промышленности. Это гораздо более действенный путь ее поддержки, чем постоянное дотирование производства и даже эксплуатации недостаточно совершенной продукции. Создавать опережающий НТЗ необходимо централизованно, и это возможно именно в государственном секторе прикладной науки, который защищен от краткосрочных соблазнов переброски соответствующих средств на срочное «затыкание дыр».

«В целом начатая реорганизация НИИ прикладной науки, наряду с внедрением разработанной Центром Комплексной системы управления научными исследованиями и разработками – это действия, направленные на усиление стратегического государственного управления научно-технологическим развитием. Более активно начали формироваться четкие осмысленные национальные приоритеты и создаваться реальные механизмы их достижения», — заявил Михаил Гордин.

Справочно:

Реорганизация осуществлена в рамках исполнения указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2020 года № 443 «О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 июля 2020 года № 1898-р, принятых в целях научного обеспечения устойчивого технологического развития и модернизации приоритетных отраслей экономики Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector