Бой у чемульпо: судьба противников «варяга»

Рапорт капитана Руднева

Представляется, что интересным будет ознакомиться с содержанием отрывков из рапорта Руднева, смысл которых сводится к следующему:

  • Первый выстрел был сделан с крейсера «Асама» из 8-дюймового орудия. За ним последовал огонь всей эскадры.
  • После того как была произведена пристрелка, открыли огонь по «Асаме» с расстояния, равного 45 кабельтовым. Один из первых японских снарядов разрушил верхний мостик и произвел пожар в рубке штурмана. При этом дальномерный офицер граф Нирод — мичман, а также остальные дальномерщики 1-й станции были убиты. После боя нашли руку графа, которая держала дальномер.
  • После осмотра крейсера «Варяг», убедившись, что в бой вступить невозможно, на собрании офицеров решили потопить его. Оставшуюся команду и раненых свезли на иностранные суда, которые выразили полное согласие в ответ на просьбу об этом.
  • Японцами были понесены большие людские потери, имелись аварии на судах. Особенно сильно был поврежден «Асама», ушедший в док. Крейсер «Такачихо» также пострадал, получив пробоину. Он взял на борт 200 раненых, но по дороге в Сасебо у него лопнул пластыри, сломались переборки, и он затонул в море, тогда как миноносец – в бою.

В заключение капитан посчитал своим долгом доложить о том, что суда морского отряда, который был ему вверен, исчерпали все возможные средства для прорыва, воспрепятствовали японцам в одержании ими победы, нанесли неприятелю много убытков, поддержав с достоинством честь Российского флага. Поэтому он ходатайствовал о награждении команды за доблестное исполнение долга и проявленную при этом беззаветную храбрость.

Русские не сдаются

Стало очевидно — война началась. После переговоров с участием капитанов судов нейтральных держав командующий японской эскадрой адмирал Сотокити Уриу предъявил ультиматум: до 12:00 9 февраля русские корабли должны покинуть порт, иначе они будут атакованы непосредственно в нём.

Капитан «Варяга» Всеволод Руднев принял решение выйти в море и принять бой, предприняв попытку прорваться в Порт-Артур. При данном соотношении сил шансов на успех практически не было, однако решение капитана было поддержано экипажем.

Когда «Варяг» и «Кореец» выходили из порта, на кораблях нейтральных держав стали исполнять гимн Российской империи в знак уважения к мужеству русских моряков, идущих на верную смерть.

После выхода русских кораблей из порта адмирал Уриу велел передать «Варягу» и «Корейцу»: предлагаем сдаться и спустить флаг.

Русские моряки ответили отказом, после чего завязался бой. Сражение длилось около часа. Японские корабли обладали лучшим оснащением, манёвренностью и более высокой скоростью хода. При подавляющем количественном перевесе это, фактически, не оставляло русским шансов. Огонь японцев причинил «Варягу» серьёзные разрушения, в том числе, из строя было выведено большинство орудий корабля. Кроме того, из-за их попадания в подводную часть, судно дало крен на левый борт. Имелись большие разрушения на корме, некоторые попадания вызвали пожары, осколками в боевой рубке были убиты несколько человек и контужен капитан.

В бою погибли 1 офицер и 22 матроса «Варяга», ещё десять умерли от ран, десятки человек получили тяжёлые ранения. «Кореец», чье участие в бою было ограниченным, потерь в экипаже не имел.

О японских потерях говорить сложно. Согласно рапорту капитана Руднева, один японский миноносец был потоплен, серьёзные повреждения получил как минимум один японский крейсер.

Японские источники сообщают, что корабли адмирала Уриу не понесли вообще никаких потерь, и ни один снаряд «Варяга» не достиг цели.

Героический миф, который не затопишь, не убьёшь

Сразу после сражения начались переговоры о судьбе русских моряков. Японцы согласились отпустить их домой под честное слово Николая II, что они не примут участия в войне. Нейтральные корабли переправили русских моряков в Сайгон и Гонконг. Оттуда экипажи отправились морем в родные края. Во время долгой дороги офицеров одолевали мрачные мысли: многие из них были уверены, что за явно проигранный бой дома их ждет суд. Однако в Севастополе команды торжественно встречали, как героев. Дело в том, что война шла крайне неудачно для России, и государственной пропаганде требовался хоть какой-нибудь пример для поднятия боевого духа сограждан. Решено было поднять на щит и объявить победой русского характера по сути проигранное сражение у Чемульпо.


Пропагандистский плакат о бое у Чемульпо. (livejournal.com)

Из Севастополя команды привезли в Санкт-Петербург, причём на каждой станции морякам устраивали овации. Над перронами звучали две свежих песни об их славном подвиге. Стихи «Плещут холодные волны» поэт Репнинский опубликовал всего через 16 дней после сражения, и их срочно положили на музыку. Слова «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»» принадлежат австрийскому поэту Рудольфу Грейнцу. Это стихотворение спешно перевели на русский язык и сделали песней. Оба этих произведения не имеют ничего общего с реальными событиями у Чемульпо.

Команда «Варяга» в Петербурге. (Wikimedia Commons)

В столице экипажи удостоил визитом сам император. Все офицеры получили ордена св. Георгия, а матросы — так называемые Георгиевские кресты, то есть, знаки отличия Военного ордена. Это было первым случаем столь массового награждения высшей воинской наградой. Среди «старых» георгиевских кавалеров поднялся ропот. Они справедливо считали, что простое нахождение в составе экипажа корабля, да ещё проигравшего сражение, не является подвигом, достойным ордена святого Георгия. Однако, интересы госпропаганды оказались важнее мнения ветеранов-орденоносцев.

Экипажи «Варяга» и «Корейца» расформировали и распределили по разным флотам. На Тихий океан ни один моряк не отправился — Николай II сдержал своё слово. Руднев ушел в отставку в 1905 году, получив на прощание звание контр-адмирала. Через два года японский император Муцухито пожаловал русскому адмиралу орден Восходящего солнца, что было неоднозначно встречено российской публикой. Шутили, что японцы наградили Руднева за передачу им крейсера «Соя» в хорошем состоянии.

Последний бой «Варяга» еще не раз использовался пропагандой. Во время Первой мировой войны из песен о крейсере исчезли упоминания о «желтолицых чертях»: японцы превратились из врагов в союзников, а авторство австрийца стало замалчиваться. В 1954 году моряков, доживших до полувекового юбилея сражения, наградили советскими медалями «За отвагу», что тоже является уникальным случаем. И сегодня историю боя у Чемульпо используют для воспитания детей в духе патриотизма, не вдаваясь, правда, в детали этой сомнительной победы.

Крейсер «Асама»: корабль-долгожитель

Главным противником «Варяга» и «Корейца» в бою у Чемульпо стал броненосный крейсер «Асама», который по вооружению и бронированию значительно превосходил оба русских корабля и не оставляя шансов на прорыв. В Цусимском сражении крейсер «Асама» в самом начале дневного боя 14 мая 1905 г. получил серьезные повреждения и практически на три часа вышел из строя. В ходе Первой мировой войны крейсер обеспечивал высадку десантов на Марианских и Каролинских островах, а затем участвовал в поисках крейсерской эскадры вице-адмирала Шпее.

Соблазнительная затея создать японский опорный пункт на одном из островов у побережья Мексики едва не поставила точку в биографии «Асамы». 31 января 1915 г. в заливе Сан-Барталоме крейсер наскочил на неотмеченный на карте риф и получил пятиметровую пробоину. Оказались затоплены все котельные отделения. Спасательная операция заняла несколько месяцев и лишь 8 мая 1915 г. крейсер удалось снять с камней.

В декабре 1915 г. Асама» был поставлен на ремонт в одной из баз метрополии, продолжавшийся до конца 1917 г. В дальнейшем, «Асама» был переклассифицирован в судно береговой обороны и использовался в качестве учебного корабля. В1935 г. он вновь напоролся на подводную скалу теперь уже во Внутреннем Японском море. Восстанавливать устаревший корабль было признано нецелесообразно. Снятый с мели крейсер «Асама» сначала продолжал использоваться для учебных целей, а затем в качестве плавучей казармы. Корабль благополучно пережил Вторую мировую войну и был отправлен на слом лишь в 1946 г.

Ошибки при строительстве

В 1898 году в России была принята судостроительная программа. Из-за загруженности русских заводов часть заказов была размещена на американских верфях. Один из контрактов предусматривал постройку бронепалубного крейсера водоизмещением 6 000 тонн и скоростью 23 узла. Николай II распорядился присвоить строящемуся крейсеру имя «Варяг» в честь парусно-винтового корвета, участвовавшего в американской экспедиции 1863 года.

Строительство сопровождалось скандалами и жаркими спорами о том, каким должен быть будущий корабль. В поисках компромисса между судоверфью Крампа, наблюдающей комиссией и морскими чиновниками в Петербурге и Вашингтоне важные технические аспекты неоднократно пересматривались. Некоторые из этих решений впоследствии дорого обошлись экипажу крейсера, сыграв роль в его судьбе. К примеру, по настойчивому требованию судостроителей были установлены котлы, не позволившие кораблю развивать проектную скорость. Для облегчения массы корабля было решено отказаться от броневых щитов, защищающих орудийные расчеты.

Крейсер «Варяг» на судоверфи Крампа. США. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

Русский флот пополнился замечательным кораблем. Длина крейсера по ватерлинии составляла 127,8 метров, ширина – 15,9 метров, осадка — около 6 метров. Паровые машины крейсера, состоявшие из 30 котлов, обладали суммарной мощностью 20 000 л.с. Множество корабельных механизмов имели электрический привод, что значительно облегчало жизнь экипажа, но повышало расход угля. Рубки, каюты, посты, погреба, машинные отделения и другие служебные помещения корабля были связаны телефонной связью, что было на тот момент новшеством для русских кораблей. «Варяг» был удивительно хорош своей архитектурой, отличавшейся четырьмя трубами и высоким полубаком, что улучшало мореходные качества корабля.

Крейсер получил мощное вооружение: двенадцать 152-мм орудий, двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм орудий, два 37-мм орудия, два 63,5-мм орудия Барановского. Кроме артиллерии, на крейсере были установлены шесть 381-мм торпедных аппаратов и два 7,62-мм пулемета. Для управления артиллерийской стрельбой корабль был оснащен тремя дальномерными станциями. Борта и боевая рубка крейсера были усилены солидной броней.

Для укомплектования крейсера предполагалось 21 офицерская должность, 9 кондукторов и 550 нижних чинов. Сверх этого штата, с первого выхода в море и до последнего боя, на борту присутствовал еще и священник. Командование новым кораблем доверили капитану 1 ранга Владимиру Иосифовичу Бэру, наблюдавшему за постройкой крейсера в Филадельфии с момента закладки до момента передачи русскому флоту. Бэр был опытным моряком, прошедшим за 30 лет все необходимые карьерные ступени от вахтенного начальника до командира. Он имел блестящее военное образование и владел тремя иностранными языками. Однако современники вспоминали о нем, как о жестком командире, державшем экипаж в исключительной строгости.

Совершив трансатлантический переход, крейсер «Варяг» прибыл в Кронштадт. Здесь новый корабль был удостоен посещения императором. Вот, как эти события описаны в воспоминаниях очевидцев: «Внешне он был похож скорее на океанскую яхту, нежели на боевой крейсер. Явление «Варяга» Кронштадту было обставлено как эффектное зрелище. Под звуки военного оркестра на Большой рейд вошел изящный крейсер в ослепительно белой парадной окраске. И утреннее солнце отразилось в никелированных стволах орудий главного калибра. 18 мая знакомиться с «Варягом» прибыл сам Император Николай II. Царь был пленен – он даже простил строителю некоторые сборочные недочёты».

«Варяг» по праву считался красивейшим кораблем Российского Императорского флота. Так он выглядел в июне 1901 года. Фото Е. Иванова. Фото: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11901184@cmsArticle по лицензии Creative Commons Attribution

Царская свита

По завершении доработок корабль ушел из Филадельфии и отправился в Кронштадт, куда и прибыл в начале мая 1901 года. Через 2 недели его осмотрел лично царь Николай II. Нельзя отрицать – выглядел крейсер отлично, и судьба его поначалу складывалась удачно.

Впечатление у монарха было настолько хорошее, что он немедленно включил крейсер в состав группы сопровождения собственной яхты для поездки в Европу. Решение оправдывалось тем, что крейсер все равно был обречен на долгое плавание к месту несения службы – его приписали к Порт-Артуру.

Корабль побывал во многих портах Старого Света, и везде его встречали восторженно. На крейсер в прямом смысле ходили экскурсии «хорошего общества» тех портов, где он появлялся. Это было приятно для командира (В.Ф.Руднева), но вредно с военной точки зрения. Ведь во время своего путешествия «Варяг» заходил и в Нагасаки – популярный у иностранных моряков японский порт. Разведка микадо работала неплохо, и получила возможность разузнать побольше о российском корабле.

Пока российское командование преисполнялось уверенности в своем военном превосходстве над японцами, те готовились к войне всерьез. В Японии брали на вооружение новейшие боеприпасы и артиллерию, капитаны и адмиралы великолепно знали театр будущих боевых действий, на всех уровнях царили дисциплина и порядок.

Российские матросы несли службу исправно, но коррупция в верхах – не изобретение наших дней. Среди высшего военного руководства России хватало людей некомпетентных, не желающих нести ответственность за последствия своих распоряжений.

Легенды японской модернизации

Целый ряд заблуждений связан со службой «Варяга» в составе японского флота. Одна из них, связанна с тем, что японцы после подъема «Варяга» в знак уважения сохранили российский государственный герб и имя крейсера. Однако это скорее связано было не с желанием отдать дань уважения экипажу героического корабля, а с конструктивными особенностями — герб и имя были вмонтированы в кормовой балкон и новое название крейсера «Сойя» японцы закрепили по обеим сторонам на решетке балкона. Вторым заблуждением является замена на «Варяге» котлов Николосса на котлы Миябара. Хотя основательный ремонт машин все же пришлось произвести и крейсер на испытаниях показал скорость в 22,7 узла.

Стоять до последнего

Самое удивительное, что поступок русских моряков считали героическим и их противники – японцы. Больше того, в 1907 году капитан Всеволод Руднев японским императором был награждён орденом Восходящего солнца в знак признания героизма русских моряков. Молодых японских офицеров учили мужеству и стойкости, ставя в пример экипажи «Варяга» и «Корейца».

Логики во всём этом нет, только если рассуждать прагматично. Но в том-то и дело, что не всё в нашей жизни может быть измерено подобной логикой.

Долг перед Родиной и честь моряка порой стоят дороже собственной жизни. Принимая неравный и безнадежный бой, моряки «Варяга» показывали противнику, что лёгкой победы в войне с Россией не будет, что каждый воин будет стоять до конца и не отступит до последнего.

Именно стойкостью, мужеством и готовностью к самопожертвованию советские солдаты заставили сломаться отлаженную машину гитлеровского вермахта. Для многих из героев Великой Отечественной примером был именно подвиг «Варяга».

В 1954 году, уже в Советском Союзе, широко отмечали 50-летие боя у Чемульпо. Оставшимся в живых морякам «Варяга» были назначены персональные пенсии, а 15 из них получили медали «За отвагу» из рук главкома ВМФ СССР адмирала Кузнецова.

Бой при Чемульпо

Предыдущая страница: вернуться

Обстановка перед сражением

Русские крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились с дипломатической миссией в заливе у города Чемульпо. Там же находились японский крейсер «Чиода» и корабли нескольких нейтральных держав: британский крейсер «Talbot», французский крейсер «Pascal», итальянский крейсер «Elba», американская канонерская лодка «Vicksburg», корейский военный пароход «Yang-mu».

Ночью 25 января (7 февраля) японский крейсер «Чиода» без огней вышел с рейда и встретился с подходившей японской эскадрой. 26 января (8 февраля), в 4 часа дня, канонерская лодка «Кореец» снялась с якоря и вышла в открытое море. При выходе с рейда Чемульпо «Кореец» встретила японскую эскадру в составе шести крейсеров («Нанива», флаг адмирал Уриу, «Асама», «Чиода», «Нийтака», «Такачихо», «Акаси»), 8 миноносцев 1 класса, авизо «Чихая» и 3 войсковых транспортов: «Дайрен-мару», «Отару-мару» и «Хейдзо-мару». При выходе из гавани «Асама» блокировал путь «Корейцу».

«Корейцу» пришлось вернуться на рейд Чемульпо. Согласно международным законам, японцы не могли атаковать русские суда, находившиеся в нейтральном порту, с другой стороны, по тем же законам, русские суда не могли атаковать японские транспорты, когда они вошли в порт. Поэтому Уриу послал крейсера «Такачихо», «Асама» и «Чиода» с миноносцами и транспортами на рейд и для высадки японских войск. К вечеру все они, кроме «Чиода», вышли из гавани.

Утром в 7 час. 30 минут командиры иностранных кораблей: английского — «Talbot», французского — «Pascal», итальянского — «Elba» и американского — «Vicksburg» получили извещение с указанием времени сдачи уведомления от японского адмирала о начале враждебных действий между Россией и Японией и что адмирал предложил русским судам уйти с рейда до 12 час. дня, в противном случае они будут атакованы эскадрой на рейде после 4 час. того же дня, причём иностранным судам было предложено уйти с рейда на это время, для их безопасности. Эти сведения были доставлены на «Варяг» командиром крейсера «Pascal». В 9 часов 30 минут утра 27 января (9 февраля) на борту «Talbot» капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы «Варяг» к полудню вышел из порта, иначе в четыре часа японские корабли дадут бой на рейде. Последний из японских крейсеров, «Чиода», в это время снялся с якоря и вышел из гавани.

Схемы и карты

Схема боя, приведённая в вахтенном журнале крейсера.Публикуется по: Катаев В.И. Варяг. СПб. 2002

Фрагмент карты окрестностейЧемульпо.Публикуется по: Катаев В.И. Варяг. СПб. 2002

Диспозиция судов на рейде Чемульпо в ночь на 27.01.1904 г.Публикуется по: Катаев В.И. Варяг. СПб. 2002

Масштабная схема боя у Чемульпо 27.01.1904 г. Реконструкция Катаева В.ИПубликуется по: Катаев В.И. Варяг. СПб. 2002

Фотографии
Крейсер «Варяг»в день сражения

Крейсер «Варяг».Подъём японцами.1905 год

Схемы повреждений бронепалубного крейсера «Варяг»

Публикуется по: Катаев В.И. Варяг. СПб. 2002

Морское сражение у Чемульпо 9 февраля.

(Донесение контр-адмирала Уриу, помечено 10 февраля).

В полдень 9 с. м. русские военные суда «Варяг» и «Кореец» при выходе из Чемульпо были встречены нашей эскадрой у мыса к западу от островов Пальми. После боя, длившегося 35 минут, они повернули в Чемульпо. В 4 ч. 30 мин. дня «Кореец» взорвался, после чего «Варяг» и русский пароход «Сунгари» были повреждены и потонули. Мы не понесли урона ни людьми, ни судами. На эскадре бодры духом.

Публикуется по: Кинай М. Русско-японская война. Официальные донесения японских главнокомандующих. СПб., 1908.

Документы

  • Описание дел мореходной канонерской лодки «Кореец» 26-го и 27-го января 1904 года
  • Рапорт командира крейсера I ранга «Варяг» Наместнику Е.И.В.
  • Бой в Чемульпо, 9го Февраля (Чемульпинский отчёт Трубриджа)
  • Приказ С. О. Макарова с объявлением телеграммы Ф. К. Авелана о награждении личного состава крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»
  • Заявление К1р. Бейли по поводу Чемульпинского боя
  • Действия у Чемульпо. Официальный отчёт адмирала Уриу

Справочная информация по кораблям

  • Бронепалубный крейсер I ранга «Варяг»
  • Канонерская лодка «Кореец»
  • Броненосный крейсер «Асама»

Разное

Экспозиция в ЦВММ

«Было бы крайне важно взорвать «Варяг»…»

Однако на памятнике, сразу возведённом на месте перезахоронения, и сегодня можно увидеть не 12, а 15 фамилий — в процессе создания мемориала было ещё не ясно, сколько останков смогут найти в Чемульпо. Поэтому на сером граните выбиты имена и троих матросов, чьи тела в действительности похоронило Жёлтое море у берегов Кореи: Капралов Степан Дмитриевич из Казанской губернии, Кочубей Даниил Филиппович из Полтавской губернии и Поснов Григорий Мануилович из Рязанской губернии.

Им, как и ещё двум десяткам павших на героическом крейсере, не суждено было вернуться на родную землю даже в виде праха… Но, по удивительному зигзагу истории, спустя всего пять лет после торжественной церемонии перезахоронения на Морском кладбище к берегам Владивостока пришёл сам воскресший «Варяг», чтобы вновь поднять на мачтах российский флаг.

«Варяг», поднятый японцами со дна бухты Чемульпо

Израненный крейсер, затопленный 9 февраля 1904 года в бухте Чемульпо, оказался слишком ценным трофеем для Страны восходящего солнца, чтобы оставить его под водой. После славы «Варяга», прогремевшей тогда по всему миру, японцы слишком хорошо осознавали его значение. Поднять знаменитый крейсер и поставить его под свой флаг ещё до конца войны стало бы мощным символом их победы, демонстративным и явным знаком превосходства их оружия над русским противником.

Поэтому работы по подъёму затопленного крейсера деловитые японцы начали уже в феврале 1904 года. Русская разведка в Корее отслеживала их ход, также хорошо понимая возможный пропагандистский эффект, задуманный противником

В секретных документах Морского министерства Российской империи тогда даже прозвучала мысль — «было бы крайне важно изыскать способ помешать этому предприятию и взорвать «Варяг»…»

Ввести трофейный корабль в строй японцы смогли только в начале 1908 года. Пленный «Варяг» получил новое имя — «Соя», так японцы называют самый северный мыс острова Хоккайдо, с которого в хорошую погоду виден Сахалин.

Крейсер «Чиода». Самый маленький броненосец

Крейсер «Чиода» — достаточно интересный корабль. Сами японцы классифицировали его как броненосный крейсер 3-го ранга, поскольку «Чиода» нес тонкий броневой пояс по ватерлинии. Правда, в силу своих характеристик он не шел ни в какое сравнение с любым из броненосных крейсеров Японии и России, участвовавших в войне.


Крейсер «Чиода». Источник фото: alternathistory.com

В июле 1904 года крейсер подорвался на мине под Порт-Артуром и получил серьезные повреждения. В 1922 году «Чиода» был превращен в базу подводных лодок, но вскоре исключен из состава флота и впоследствии потоплен как корабль-цель

Примечания

  1. Такая конструкция рубки являлась особенно застарелым и опасным анахронизмом. Открытый вход, непомерная ширина смотровых щелей, грибовидный свес крыши, отражавший осколки внутрь рубки, принесли много беды кораблям Тихоокеанской эскадры. На эскадре 3. П. Рожественского пришлось уже в походе устанавливать на торцах брони рубок специальные козырьки.

    Новый тип рубки с щелями 50—100 мм был принят лишь после войны, а на прежних рубках ширину смотровой щели уменьшили до 76 мм. На «Варяге» отсутствие защиты снизу рубки особенно усугублялось тем, что она была установлена на высоком фундаменте

Американское чудо техники

К моменту начала русско-японской войны в 1904 году в российском обществе по отношению к будущему противнику царило «шапкозакидательское» настроение. Поражение привело к обратному результату: технические достижения японцев стали преувеличивать.

Эта тенденция сказалась и на оценке «Варяга». Поначалу крейсер характеризовали как мощную военную единицу, способную «заткнуть за пояс» противника. Позже появились утверждения, что крейсер этот был слабым и устаревшим. Оба утверждения неверны. Дело было не в технике, а (как сказали бы сегодня) в человеческом факторе.

Гонка флотского вооружения

Япония в конце XIX века отставала от развитых государств в техническом плане, но уже сумела совершить грандиозный экономический прорыв.

Она не достигла уровня мировой державы, но составляла ведущим странам мира достойную конкуренцию. Для дальнейшего развития требовались ресурсы, отсутствующие на тесных островах – так объясняется воинственность молодого «азиатского тигра».

Допускать этого не следовало – Россия сама имела экспансионистские планы в Китае и Корее. Заказ на постройку корабля «Варяг» стал одним из шагов по предупреждению японского доминирования.

Американский заказ

Импортозамещение налажено не было – российские верфи работали медленно. Поэтому заказ на постройку бронепалубного крейсера «Варяг» получили корабелы Филадельфии. Там взялись сделать все за 20 месяцев. Орудия крейсера изготавливались в России.

Согласно проекту, данные крейсера отвечали всем новейшим (на то время) требованиям к боевому кораблю.

Описание технических характеристик корабля позволяет представить мощное, быстроходное, хорошо вооруженное судно.

  • Габаритные размеры: длина – 129, 56 м, осадка – 5,94 м, ширина – 15,9 м.
  • Водоизмещение – 6500 тонн (проектное), 6604 тонны (по факту).
  • Броня: палуба – от 37 до 76 мм, боевая рубка – 152 мм.
  • Суммарная мощность двигателей – 20 тыс. л. с.
  • Максимальная скорость – 24,59 узлов (получена на испытаниях).
  • Главный калибр – 152 мм (12 шт.).
  • Прочая артиллерия – 24 орудия (75-, 63-, 47-, 37-миллиметровые), 2 пулемета.
  • Прочее вооружение: 6 торпедных аппаратов 381 мм, 2*254 мм, 35 мин заграждения, 6 метательных мин.
  • Команда – 20 офицеров, 550 нижних чинов (согласно штату). В реальных условиях бывали изменения; так, на момент битвы с японцами на крейсере было 558 человек: 21 офицер, 4 кондуктора, 3 наемных штатских, священник, 529 матросов.

Были и другие чудеса техники.

На корабле было множество электрики (новинка для того времени) – подъемники для снарядов, лебедки для шлюпок, даже тестомешалки. Имелась телефонная связь. Мебель выполнили из металла, хотя и покрасили «для антуража» под дерево. Это уменьшало пожароопасность.

Героическое отступление?

Итоги сражения были не утешительны. Японская эскадра фактически не понесла потерь. Крейсер «Варяг» не был взорван, а вместе с документами и вооружением аккуратно лег на дно на небольшой глубине и вскоре пополнил флотилию рачительных японцев.

В отчете командовавший «Варягом» Руднев объясняет разворот крейсера в разгаре боя попыткой ненадолго выйти из-под обстрела для ремонта механизма управления кораблем и тушения возникших на борту пожаров. Однако японская комиссия, заведовавшая подъемом крейсера со дна, никаких неисправностей не обнаружила.

Кроме того, в своем рапорте командир «Варяга» явно преувеличил количество залпов палубных орудий. По его сведениям было израсходовано 425 снарядов калибра 152 миллиметра, японцы же, проведя ревизию на трофейном корабле, насчитали расход, не превышающий 160 штук.

По воспоминаниям одного из офицеров «Варяга», Руднев ожидал, что всех их по возвращению на родину ожидает трибунал. Однако Николай II, напротив, наградил всех участвовавших в сражении, что вызвало крайнее недоумение у офицерского состава царской армии. Высшее командование справедливо полагало, что героический поступок — это нечто большее, чем простое присутствие на борту корабля.

«Они до конца исполнили свой долг…»

Торжественная церемония переноса праха павших матросов «Варяга» началась в порту Чемульпо в два часа дня 25 декабря 1911 года. Вот как её описывал один из русских очевидцев: «Заблаговременно останки, кости и черепа, были помещены в гробы бархатного дерева (так называемый бархат амурский, или амурское пробковое дерево, распространённое на Дальнем Востоке — DV), запаяны в цинковых ящиках и затем помещены в особый вагон, бесплатно предложенный японским правительством для перевозки праха героев по Корее и южной Маньчжурии до русской станции… Всех гробов с останками 12, число же убитых в героическом бою при Чемульпо было выше 30 человек, но большинство из них были прямо погребены в море… Весь вагон и все гробы старанием русских были украшены цветами, хвоей и венками. Два венка были возложены японцами».

На церемонии присутствовали российские дипломаты, священники Русской православной миссии в Корее, представители японских властей и отряд японских солдат, отдавших воинские почести павшим. Присутствовало и множество корейцев, также принесших цветы к траурному поезду.

Архимандрит Павел, руководитель православной миссии, произнёс над осыпанными цветами гробами краткое слово: «Мы провожаем дорогие для нас останки героев. Они до конца исполнили свой долг и легли костьми в этой отдалённой и чужой стране. Над ними в полноте исполнилось евангельское: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»… Если они исполнили свой долг по отношению к Отечеству и к нам, то исполним и мы свой долг по отношению к ним… Отправляйтесь же, дорогие останки героев, в пределы родной вам земли, за которую вы пролили свою кровь. Вас там встретят со славой и честью, которые вы заслужили. Да будет же лёгок как пух для вас прах родной земли, который навсегда покроет ваши многострадальные кости…»

30 декабря прах героев «Варяга» привезли в столицу Приморья. Здесь его встречало всё высшее руководство Дальнего Востока во главе с приамурским генерал-губернатором Николаем Гондатти и тысячи жителей Владивостока.

Моряки «Варяга» нашли последний покой на Морском кладбище во Владивостоке

В тот день во Владивостоке были захоронены останки 12 моряков, павших в героическом бою «Варяга». Вот их имена и места рождения: Боркун Григорий Трофимович из Минской губернии, Гребенников Иван Иванович из Курской губернии, Журавлёв Михаил Фёдорович из Нижегородской губернии, Зрелов Кирилл Дмитриевич из Тверской губернии, Ковалёв Илья Дмитриевич из Санкт-Петербургской губернии, Мальцев Василий Дмитриевич из Ярославской губернии, Миронов Гавриил Тихонович из Самарской губернии, Островский Мартемьян Леонтьевич из Волынской губернии, Родионов Иван Васильевич из Московской губернии, Фирсов Андрей Андреевич из Воронежской губернии, Хохлов Фёдор Устинович из Саратовской губернии и Шарапов Дмитрий Артамонович из Вологодской губернии.

Шестеро из них погибли непосредственно в бою, другие шестеро скончались от ран вскоре после сражения. Из тела 24-летнего Дмитрия Шарапова хирурги сразу после боя извлекли 165 осколков, но не смогли спасти раненого матроса…

Постройка и испытания

Из-за загруженности отечественных заводов «Варяг» был заказан в США в г. Филадельфия на судоверфи фирмы The William Cramp & Sons Ship and Engine Building Company. Контракт был подписан 11 апреля 1898 г.

В ходе строительства в проект вносились значительные изменения, продиктованные изначально подписанным контрактом с расплывчатыми формулировками о параметрах корабля. Так например, была увеличена в размерах боевая рубка, кроме того, для улучшения обзора ее приподняли. Увеличена высота бортовых килей крейсера с 0,45 до 0,61 м. Обеспечены электродвигателями вспомогательные механизмы, а из-за опасения перегрузки корабля не были установлены орудийные щиты.

Оборудование для постройки и оснащения корабля в большей части поступало от фирм расположенных в США. В то же время, орудия главного калибра поставлялись с Обуховского, а торпедные аппараты с Металлического заводов Санкт-Петербурга. В Англии были заказаны якоря, якорные цепи и противоторпедные сети.

11 января 1899 г. крейсер был зачислен в списки флота под названием «Варяг» в честь одноимённого корвета, посланного в период Гражданской войны в США 1861—1865 г.г. на помощь правительству президента Линкольна.

19 октября 1899 г. корабль спущен на воду. Строительство корабля велось быстрыми темпами, но забастовки рабочих и постоянные согласования проекта корабля не позволили уложиться судостроителям в отведённые контрактом сроки. В связи с объективными причинами задержки постройки корабля, штрафные санкции Российским правительством наложены не были.

22 сентября 1900 г. крейсер был сдан заказчику с превышением основных характеристик заложенных в контракте. В то же время, вплоть
до ухода крейсера в марте 1901 г. в Россию, продолжалось устранение мелких недочётов, касавшихся в основном несовершенства
динамо-машин (электрогенераторов) и шлюпочных механизмов.

Теоретический чертёж

Чертёж поперечных сечений

Схема бронирования

Схема котла системы Никлосса

Внешний вид корабля по завершении постройки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector