Буревестник
Содержание:
- Особенности характера и образа жизни
- Ракета-невидимка
- Внешние ссылки [ править ]
- Образ жизни и среда обитания
- Размножение и продолжительность жизни буревестника
- Особенности питания буревестника
- Испытания
- Размножение и продолжительность жизни
- Распространенные виды буревестника
- “СНАРК” И “НАВАХО”
- Питание
- Как найти цель
Особенности характера и образа жизни
Фото: Буревестник в России
Основную часть времени птица проводит в полете над водой. Они летают небольшими стаями – по 5-7 особей. Так им проще высматривать добычу под водой и спасаться от возможных опасностей. Большие группы буревестников собираются над стаей рыб, судном или другой добычей. Из-за этого некоторые моряки считают их «морскими стервятниками». Моряки знают об удивительной особенности буревестника чувствовать приближение шторма. В штиль, безветренную и сухую погоду эти птицы мирно парят в небе, высматривая добычу. Но если приближается гроза и сильный ветер, буревестники спускаются низко к воде и кричать. Благодаря этой поведенческой особенности буревестники получили свое название.
Буревестники – агрессивные и хитрые птицы. Спускаясь на суда небольшими группами, они разделяют обязанности: одни особи отвлекают моряков, делая вид, что воруют рыбу, в то время как другие буревестники действительно занимаются кражей и питанием. На рыболовных баржах буревестники могут хорошо набить живот. Но есть и побочная сторона, из-за которой буревестники не любят спускаться на корабли. Мало того, что их лапы не приспособлены для нормального хождения, так они еще и не могут взлететь, опускаясь на слишком низкую поверхность.
Дело в том, что при таком соотношении размаха крыльев и размера тела взлететь можно, только пикируя с большой высоты и ловя порывы ветра. Поэтому буревестники охотно летают в штормы, когда могут спокойно лавировать между многочисленными ветряными порывами. Агрессия буревестников распространяется и на других животных. Заметив в качестве добычи детеныша морского котика или пингвина, они могут не дожидаться, когда родитель уйдет на охоту, а нападать в открытую. Обычно маневренности пингвина или морского котика не хватает, чтобы прогнать буревестника, и он убивает детеныша, питается им на глазах у родителя.
Ракета-невидимка
Основной критике в западной прессе подвергаются именно «Посейдон» и «Буревестник» – наиболее эффективные образцы из созданных в последнее время. «Посейдон» невозможно перехватить или уничтожить современными средствами поражения ВМС США, «Буревестник» невозможно обнаружить и перехватить после старта современными радиолокационными и оптико-электронными средствами обнаружения и целеуказания. Ракета 9М730 «Буревестник» как призрак появляется на мгновение и исчезает также мгновенно. Ее можно обнаружить со специализированных спутников DSP-4 только в момент старта, пока работает стартовый твердотопливный ускоритель – это не более трех секунд. Но в отличие от МБР они ее сразу же потеряют. А МБР они довольно успешно обнаруживают и отслеживают из-за длительного активного участка – по времени от 180 до 300 секунд, что достаточно для построения математической модели траектории. Неудивительно, поскольку изначально именно для обнаружения стартов МБР эти спутники и предназначались. В отличие от обычной КР типа «Томагавк» или «Калибр», чей крейсерский полет проходит на высоте шесть тысяч метров как одной, так и другой, только конечный участок маршрута (порядка 80 км у «Томагавка») проходит на высотах от 30 до 150 метров в зависимости от рельефа местности в районе цели. Такой профиль полета, он называется High-Low (большая-малая высота), является классическим для всех КР – от противокорабельных до стратегических. Для дозвуковых и околозвуковых КР оптимальная крейсерская высота полета (эшелон) – шесть-семь тысяч метров. На этой высоте ракета проходит наибольший путь с наименьшим расходом топлива. Примеры ракет, летающих на этом эшелоне: уже упомянутые «Томагавк» и «Калибр» всех модификаций, стратегические КР воздушного базирования Х-101/102, Х-555, AGM-86B ALCM, а также противокорабельные П-500 (4М80) «Базальт», П-1000 (3М70) «Вулкан», П-35 (4М44) «Прогресс» и т. д. Для сверхзвуковых ракет (со скоростями полета – М=2,5–3,0) оптимальным эшелоном считается 12–14 тысяч метров. Именно на этой высоте проходят большую часть пути противокорабельные КР П-700 (3М45) «Гранит», П-800 (3М55) «Оникс» и стратегические ядерные ASMP, ASMP-A (ASN4G). Для гиперзвуковых ракет (со скоростями полета от М=5,0 и выше) оптимальным считается эшелон 28–30 тысяч метров.
Фото: u-f.ru
Дальность полета ракет «Томагавк» официально для конвенционального варианта – тысяча английских миль (1600 км), эта величина является операционной дальностью, учитывающей такие факторы, как маневрирование вокруг защищаемых районов, отклонения от курса в целях пролета над заранее предусмотренной территорией (районы корректировки) для обновления информации в системах инерциального наведения, вертикальное маневрирование для ухода от препятствий, требования к запасам топлива, пролет на более высоких по сравнению с оптимальной скоростях через защищаемые районы и полет на малых высотах. Прямолинейная аэродинамическая дальность полета «Томагавка» составляет чуть более двух тысяч километров при условии, что весь полет проходит на больших высотах, где расход топлива для ТРДД втрое ниже, чем на малых и сверхмалых высотах.
«Буревестник» весь маршрут полета, вне зависимости от его длины, будь то 10 тысяч или 20 тысяч километров, проводит на высотах от 50 до 100 метров на крейсерской скорости порядка 800–850 километров в час. Вероятно, максимальная скорость в силу специфики работы ядерного ВРД может доходить до 1100–1300 километров в час. Американский физик Джефф Терри назвал предполагаемую мощность ядерного двигателя ракеты 766 киловатт, что вполне сравнимо с мощностями компактных ядерных силовых установок нового поколения. Тысяча лошадиных сил мощности соответствует тяге порядка тысяче килограммов. Что вполне достаточно для дозвуковой КР со стартовым весом 4500–5000 килограммов. Ракете не требуется полет на большой высоте, он демаскирует ее. Тем самым «Буревестник» лишен главного недостатка всех существующих стратегических КР, дозвуковых, сверхзвуковых и даже гиперзвуковых, которые легко обнаруживаются на маршевых участках полета задолго до подхода к цели. «Буревестник» обладает практически неограниченным резервом дальности, что позволяет ему обходить зоны ПВО (A2/AD) без особых проблем, входить в воздушное пространство вероятного противника с любого направления. На территорию США, к примеру со стороны мексиканской границы.
Внешние ссылки [ править ]
vтеЯдерная двигательная установка | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Космический корабль |
|
|||||||
Морские суда |
|
|||||||
Самолет |
|
|||||||
Земля |
|
|||||||
|
vтеОбозначение НАТО для ракет России и бывшего Советского Союза | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ракеты класса «воздух-воздух» ( полный список ) |
|
||||||
Ракеты класса «воздух-поверхность» ( полный список ) |
|
||||||
Противотанковые ракеты ( полный список ) |
|
||||||
Зенитные ракеты ( полный список ) |
|
||||||
Ракеты класса «земля-земля» ( полный список ) |
|
Образ жизни и среда обитания
Ареал буревестников — мировой океан. Только в брачный период они оказываются на своей родине. Странствующий буревестник всегда создает свое гнездо там, где получил жизнь.
На суше птиц ожидает не только забота о потомстве, но и враги. Прежде всего люди. В южной части Чили археологи нашли свидетельство того, что 5000 лет назад племя мидденов активно употребляло в пищу морских птиц, в том числе буревестников.
Аборигены и моряки традиционно и в больших количествах собирали яйца, птенцов и взрослых особей. Этот процесс не прекратился и сейчас. В результате некоторые виды практически исчезли.
Расположенность гнезд в малодоступных местах не всегда спасает от людей и не полностью защищает от наземных хищников. Некоторые виды птиц серьезно пострадали из-за появления на отдаленных островах кошек, крыс и других интродуцированных (завезенных людьми) животных.
От нападающих с воздуха спасает коллективная защита. Отдельные виды буревестников научились извергать из себя дурно пахнущую, едкую жидкость, с помощью которой отгоняют врагов.
Размножение и продолжительность жизни буревестника
Брачный период у буревестников начинается с момента их прилета на свое постоянное место жительства. Как правило, они возвращаются в свое прошлогоднее гнездо. Соответственно и пара у них образовывается прежняя. Таким образом, они сохраняют верность друг другу на все оставшиеся годы. В теплых краях буревестники так и остаются в паре, не перелетая при этом никуда.
Те птицы, которые прилетают на место своих гнезд ,ведут себя шумно, а иногда даже дерутся между собой. Гнезда у каждого вида буревестника разные. Эти птицы откладывают в гнезде всего одно яйцо и периодически по очереди высиживают его. Самец не стесняется подменить свою самку, когда та решила полетать в поисках пищи.
На фото буревестник в гнезде
Инкубационный период яйца составляет в среднем 52 дня. Около недели новорожденный птенец полностью беззащитный и не может обойтись без родительской заботы. Потом стремительно и быстро развивается и в конечном итоге покидает гнездо. Живут буревестники около 30 лет.
Особенности питания буревестника
— Реклама —
Рацион буревестника состоит из маленькой рыбы, моллюсков, ракообразных. Больше всего птица любит лакомиться сельдью, шпротами, сардинами, каракатицами.
Охотится буревестник, в основном, по ночам, когда его добыча всплывает в верхние слои воды. При этом птица сначала внимательно высматривает мелкую рыбку, после чего резко ныряет за ней в воду. Максимально буревестники могут погружаться на 6-8 м. Клювом они процеживают морскую воду, оставляя съедобный остаток.
Так как такая добыча пропитания требует от птицы много усилий, буревестники часто «хитрят» и находят себе корм, сопровождая китов или рыболовецкие судна.
Испытания
Впервые о ходе испытаний ракеты заявил президент Российской Федерации В. Путин в послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года, заявление сопровождалось видеороликом пуска ракеты.
В июле 2018 года Министерство обороны РФ провело брифинг и продемонстрировало видео с испытаниями и цеха с ракетами. Представитель Минобороны заявил, что создание ракеты идёт по плану:
В мае 2018 года американский телеканал CNBC опубликовал заявление анонимных источников о том, что, согласно отчёту неназванных разведывательных структур США, испытания ракеты в конце 2017 года были неудачными. Это заявление подверглось критике: в частности, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Виктор Мураховский заявил, что источники издания приняли за аварии этап бросковых испытаний.
В августе 2018 года CNBC опубликовал статью, где сообщил подробности испытаний ракеты, проводившихся с ноября 2017 по февраль 2018 года. В качестве источника сведений вновь была указана неназванная разведслужба США. В частности, сообщалось о подготовке операции по поднятию со дна Баренцева моря ракеты с ядерным двигателем, упавшей в ходе одного из неудачных испытаний. Издание The Diplomat дополнило статью CNBC спутниковыми снимками предполагаемого испытательного полигона. Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко назвал новость специально «срежиссированным вбросом, за которым стоят те структуры Пентагона, которые проводят информационные операции в киберпространстве».
В начале февраля 2019 года американские издания The Diplomat и Business Insider на основании неизвестных источников в разведке США заявили о возобновлении испытаний крылатой ракеты на полигоне Капустин Яр; испытания охарактеризованы как частично успешные. В феврале 2019 года Business Insider, комментируя 13-е по счёту испытание, заявил, что «ракета до сих пор не функционирует должным образом». Со ссылкой на разведку США сообщается, что лишь одно испытание за всё это время было успешным.
По официально не подтверждённым данным ТАСС, в январе 2019 года прошли успешные испытания ядерной энергетической установки для крылатой ракеты комплекса «Буревестник».
В сентябре 2019 года CNBS со ссылкой на источники в американской разведке заявил как минимум о пяти завершившихся неудачей испытаниях «Буревестника» в период с ноября 2017 по 2019 год. Эта информация была опровергнута военным экспертом Игорем Коротченко. Он расценил заявления американских СМИ о якобы неудачах при испытаниях крылатой ракеты «Буревестник» как информационную операцию, направленную на дискредитацию российской «оборонки». Несмотря на имеющиеся проблемы, ракета, по мнению экспертов, будет поставлена на вооружение к 2025 году.
В сентябре 2019 года эксперт Павел Иванов выразил мнение, что испытания ракеты идут параллельно на двух или трёх полигонах: на Новой Земле, в Капустином Яру и, возможно, в .
Предполагаемая авария в ходе испытаний
Основная статья: Инцидент в Нёноксе
8 августа 2019 года на военном полигоне вблизи села Нёнокса и посёлка Сопка (Архангельская область) произошёл взрыв, в результате которого погибли пять учёных-испытателей и ещё три человека пострадали. В Северодвинске, находящемся в 30 км от этого места, был зафиксирован кратковременный (с 11:50 до 12:20 по московскому времени) скачок радиационного фона до 2 мкЗв/ч при 0,11 мкЗв/ч. По данным Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, повышение гамма-излучения на постах автоматизированной системы контроля радиационной обстановки было связано с прохождением облака радиоактивных инертных газов. Повышенный уровень бета-излучения наблюдался не только в Северодвинске, но и в Архангельске, в период 9 — 11 августа.
По утверждению Минобороны и корпорации «Росатом», на полигоне взорвался жидкостный реактивный двигатель, в котором использовался радиоизотопный источник питания. Эта же версия была приведена в газете «Известия».
Эксперты по ядерному оружию из и Энн Пеллегрино на основе спутниковых фотографий и косвенных данных высказали мнение, что несчастный случай произошёл во время испытаний крылатой ракеты с ядерной установкой «Буревестник». Позднее президент США Дональд Трамп заявил, что взорвавшимся изделием была именно ракета «Буревестник», при этом в администрации президента не подтвердили и не опровергли возможный факт испытания крылатой ракеты с ядерной установкой, военные эксперты выразили мнение, что сделанное Трампом заявление основано не на докладах разведки, а на публикациях СМИ.
Размножение и продолжительность жизни
Для выведения и выращивания потомства птицы объединяются в колонии. Отдельные птичьи сообщества достигают миллион и более пар. В коллективном существовании есть плюсы и минусы. Плюс — это совместная защита. Минус — трудно найти удобное, для создания гнезда, место. Идет острая конкуренция за пригодные для гнезда площадки.
В брачный сезон буревестники собираются на месте, где когда-то появились на свет. Подсчитано, что так поступают 76% птиц. Филопатрия, любовь к месту рождения, доказана не только с помощью кольцевания птиц. Но и путем исследования митохондриальной ДНК. Выяснилось, что между отдельными колониями происходит ограниченный обмен генами.
Известно, что буревестник — птица моногамная. Поддерживается моногамия в течение сезона гнездования или продолжается в течении нескольких сезонов не выяснено. Так же, как не проверено утверждение о том, что пара держится вместе не только у гнезда, но и при кочевых перелетах.
Мелкие виды буревестников готовы к продолжению рода в три года. Крупные могут начать размножаться только в 12 лет. Поведение при ухаживании не очень сложное. Мало отличается от приветственных танцев, которые птицы исполняют каждый день при встрече у гнезда.
Крупные виды на поверхности земли создают простейшее сооружение. Задача у такого гнезда одна: не дать укатиться яйцу. Мелкие виды птиц используют под гнезда норы и расщелины. Перед тем, как снести яйцо пары на несколько дней покидают колонию. Предполагается, что это связано с накоплением в организме птиц питательных веществ.
Самка, после недолгих брачных игр, откладывает одно яйцо. И улетает в море на кормежку. Инкубацией по началу занимается самец. Периодически происходит смена обязанностей. На гнезде самец и самка находятся попеременно. Примерно через 40 дней появляется птенец. Один из родителей первые дни остается с ним для защиты и согревания. Юный буревестник развивается медленно.
Виды небольших размеров взрослеют в течении 2-ух месяцев. Для достижения самостоятельности крупным видам буревестников нужно 4 месяца. Повзрослев, птенцы навсегда теряют связь с родителями. Продолжительность жизни у буревестников составляет не менее 15 лет. Существует пример достижения птицами 50-летнего возраста.
Некоторые колонии буревестников насчитывают миллионы птиц, некоторые несколько сотен или даже десятков особей. Но везде, где появляется человек птицы исчезают. Человек вылавливает огромное количество рыбы.
Птицы остаются без пищи. Но, что еще хуже, они массово погибают при применении некоторых видов рыболовных снастей. Особенно вредит, так называемый, ярусный способ лова.
В 2001 году между основными рыболовными странами было достигнуто соглашение о принятии мер по сохранению мест, где выводит потомство морская птица: буревестник, крачка, альбатрос и другие.
Соглашением предусматривается изменение методов рыболовства с целью недопущения гибели пернатых. По очистки островов от интродуцированных мелких хищников и грызунов.
Распространенные виды буревестника
В семействе буревестниковые выделяют два подсемейства – Fulmarinae и Puffininae.
Представители первого (Fulmarinae) мало и плохо ныряют, корм добывают в самых верхних слоях воды. Полет у них скользящий, планирующий.
Северный гигантский буревестник
Самая большая птица в семействе. Длина клюва – около 10 см, крыла – до 55 см. Клюв желтовато-розового цвета, с коричневым или красным концом. Окрас оперения у взрослых особей тёмно-серый, белесоватый в области подбородка и головы, с белыми пятнышками на голове, грудке и шее. У молодняка перья темнее и без белых пятен.
Вид распространен на юге Атлантического, Тихого, Индийского океанов. Гнездится на острове Южная Георгия.
Южный гигантский буревестник
Длина тела птицы около 100 см, размах крыльев до 200 см. Масса от 2,5 до 5 кг. Клюв жёлтого цвета с зеленым концом.
Существуют два варианта окраса птицы – темный и светлый. У светлых оперение белое, с редкими черными перышками. У темных – серо-коричневого цвета, с белесеой головой, шеей и грудкой, украшенных коричневыми пятнышками.
Встречается на юге Атлантического, Тихого, Индийского океанов. Гнездится на островах вблизи Антарктиды.
Антарктические буревестники
Буревестник среднего размера. Длина тела у него около 45 см, размах крыльев до 110 см, масса 0,5-0,8 кг. Оперение светло-серебристо-серое на спинке и белое на брюшке. Крылья по верху двухцветные: коричнево-бурые с белой полосой посередине. Клюв тёмно-коричневый. Ноги голубые с черными коготками.
Ареал обитания вида включает побережье Антарктиды.
Капские голубки или капские буревестники
Масса птицы от 250 до 300 г, длина тела около 36 см, размах крыльев до 90 см. Крылья широкие, хвост короткий, закруглённый. Верхняя сторона крыльев украшена чёрно-белым рисунком с двумя большими белыми пятнами. Голова, подбородок, бока шеи и спина черного цвета.
Вид распространен в субантарктической зоне.
Снежный буревестник
Небольшая птица с длиной тела от 30 до 40 см, размахом крыльев до 95 см, массой до 0,5 кг. Оперение чистое белое с маленьким тёмным пятнышком около глаза. Клюв черный. Ноги голубовато-серого цвета.
Обитает на побережье Антарктиды.
Голубой буревестник
Маленький вид с размахом крыльев до 70 см. Оперение серое на спине, голове и крыльях. Верх головы белесый. Клюв голубого цвета. Ноги голубые с розовыми перепонками.
Распространена птица на субантарктических островах в районе мыса Горн.
Виды подсемейства Puffininae летают, планируя и часто взмахивая крыльями. Эти птицы отлично ныряют за добычей под воду.
Вестландский буревестник
Длина тела птицы до 50 см. Клюв характерной крючкообразной формы. Окрашена птица полностью в черный цвет.
Встречается только в Новой Зеландии.
Малый или обыкновенный буревестник
Длина тела от 31 до 36 см, масса 375-500 г. Размах крыльев до 75 см. Окрас спинки варьируется от серого до чёрного цвета, брюшко белое. Крылья по верху чёрные или сероватые, внизу белые с чёрной каемкой. Клюв голубовато-серого цвета, черный на конце.
Вид гнездится в северной Атлантике.
Тонкоклювый буревестник
Размах крыльев около 1 м. Оперение тёмно-бурое, практически черное, живот светлый.
Вид распространен на острове Тасмания, около побережья Австралии, на тихоокеанских островах.
Большой пестробрюхий буревестник
Длина тела птицы до 51 см, размах крыльев до 122 см. Спина окрашена в тёмно-коричневый цвет с белой полоской в области затылка и белыми перьями на хвосте. Животик белый. На голове заметна чёрно-коричневая шапочка. Клюв черный.
Обитает в южной Атлантике.
Серый буревестник
Длина тела от 40 до 50 см, размах крыльев около 110 см. Окрас оперения темно-серый или темно-коричневый, почти черный. Нижняя сторона крыльев серебристая.
Гнездится птица на южных островах Тихого и Атлантического океанов.
“СНАРК” И “НАВАХО”
По той же схеме создавались крылатые ракеты большой дальности и в США. Разница лишь в том, что в СССР пропустили этап создания дозвуковой крылатой ракеты с обычным воздушно-реактивным двигателем и сразу перешли к прямоточным двигателям.
Межконтинентальная дозвуковая крылатая ракета с турбореактивным двигателем SM-62 “Снарк” начала разрабатываться в 1947 году фирмой Northrop. Внешне ракета была похожа на реактивный истребитель со стреловидным крылом с углом стреловидности 45 градусов.
Старт ракеты происходил с пусковой установки, имевшей небольшой угол наклона к горизонту. Для взлета использовались два пороховых ускорителя, работавшие в течение 4 секунд. В хвостовой части ракеты размещался маршевый турбореактивный двигатель J-57 фирмы Pratt & Whitney, обеспечивавший дозвуковую скорость полета.
Я называю ракету “Снарком”, но первоначально, в 1947–1951 годах, ее именовали SSM-A-3, с 1951 по 1955 год – В-62, а далее – SM-62.
Обратим внимание на бомбардировочный индекс В-62: в те времена ракеты называли “беспилотным бомбардировщиком”. Кстати, в СССР до 30 октября 1959 года крылатые ракеты именовались самолетами-снарядами. По проекту “Снарк” должен был лететь на высоте до 15,3 км и на дальность до 10,2 тыс
км. Ядерная боевая часть W39 имела мощность 3,3 Мт
По проекту “Снарк” должен был лететь на высоте до 15,3 км и на дальность до 10,2 тыс. км. Ядерная боевая часть W39 имела мощность 3,3 Мт.
“Снарк” летал почти с той же скоростью, что и современный ему стратегический бомбардировщик В-52. При необходимости он мог совершить до восьми поворотов (противозенитных маневров), но все их надо было заложить в систему бортового управления до старта. При необходимости SM-62 можно было вернуть и даже посадить на брюхо на идеально ровной взлетно-посадочной полосе (ВПП). Но в отличие от В-52 ракета не могла маневрировать, ставить активные и пассивные помехи радиолокаторам ПВО и использовать кормовую артиллерийскую установку. Зато цена “Снарка” была в 20 раз меньше цены В-52.
При полете с автопилотом на полную дальность круговое вероятное отклонение (КВО) “Снарка” составляло около 20 км, что было неприемлемо даже при наличии термоядерного заряда. Поэтому, как и советские ракеты, “Снарк” был оснащен системой астрокоррекции, которая теоретически должна была обеспечивать КВО 2,4 км. Однако на испытаниях лучшее КВО составило 7,5 км.
Летные испытания “Снарка” велись с 1951 по 1961 год. А в январе 1958 года 702-е авиационное крыло, имевшее на вооружении 36 ракет “Снарк”, было введено в состав ВВС США. Фактически же на боевом дежурстве “Снарк” состоял первые восемь месяцев 1961 года.
В июне 1961 года президент Кеннеди приказал снять с вооружения SM-62, назвав комплекс “анахронизмом”.
Параллельно со “Снарком” создавалась и крылатая ракета с ПВРД, который на высоте 18–25 км мог развивать скорость, в три раза превышающую звуковую. Но прямоточный двигатель мог работать только при большой скорости полета, поэтому крылатой ракете нужна была разгонная ступень. Таким образом, крылатая ракета с ПВРД представляет баллистическую ракету с жидкостно-реактивным двигателем в качестве первой ступени и крылатую ракету в качестве второй ступени. К такой схеме стратегической крылатой ракеты почти одновременно пришли конструкторы США и СССР.
В 1947 году фирма North American Aviation (впоследствии Rockwell International, а затем – в составе Boeing) начала разработку двухступенчатой крылатой ракеты “Навахо”. Первая, разгонная ступень ее имела ЖРД на базе двигателя ракеты “Фау-2”, который работал на жидком кислороде и этиловом спирте и развивал тягу в 34 тонны. Вторая ступень имела ПВРД, развивавший маршевую скорость порядка 1300 км/ч. Дальность полета крылатой ракеты должна была составлять 805 км.
Впоследствии проект “Навахо” был пересмотрен, и фирма Rocketdyne в 1955 году начала разработку нового ускорителя с ЖРД на керосине и жидком кислороде тягой 61,3 т.
Запуск ракеты “Навахо” (SM-64А) производился вертикально со специальной пусковой установки (ПУ) на мысе Канаверал в штате Флорида. Внешне ПУ была очень похожа на ПУ баллистических ракет средней и большой дальности.
Первый пуск “Навахо” состоялся 6 ноября 1956 года, а последний, 10-й, – 28 ноября 1958 года. Достигнута максимальная дальность 1999 км.
Решением Министерства обороны США от 11 июля 1957 года разработка проекта “Навахо” была приостановлена, однако программа летных испытаний продолжена для получения “необходимых данных о характеристиках крылатых аппаратов при полете на больших скоростях”.
Питание
В основном буревестники кормятся рыбой, ловят ракообразных и кальмаров. Любая белковая пища, подходящих размеров, может быть съедена. Всегда готовы поживиться остатками чужой трапезы. Для этого следуют за стаями морских животных. Сопровождают рыболовные и пассажирские суда. Никогда не брезгуют погибшими птицами и животными, оказавшимися на водной поверхности.
Только гигантские буревестники могут иногда устраивать охоту на суше. Они нападают на оставленных без присмотра птенцов. Замечено, что к разорению чужих гнезд и похищению птенцов больше склонны самцы.
Буревестники входящие в род китовых птиц в клюве имеют пластины, которые образуют подобие фильтра. Пернатое движется в поверхностном слое воды способом, называемым аквапланированием. Для этого использует лапы и крылья. Птица пропускает свой клюв воду, отфильтровывает и поглощает планктон.
Как найти цель
Между тем самый важный вопрос в истории «Буревестника» — это как ракета сможет следить за своим маршрутом во время многочасового, а возможно, и многодневного полета?
Ошибочно считается, что современные КР типа Х-555, Х-101 «Калибр-НК», Tomahawk летят по показаниям GPS/ГЛОНАСС. На самом деле спутниковые системы навигации только увеличивают точность попадания ракет. А также служат резервными навигационными системами. Без показания GPS/ГЛОНАСС крылатые ракеты вполне спокойно долетят до заданных целей и поразят их.
В современных КР используется коррекция по экстремальным точкам местности. В память изделия заложены изображения объектов местности на маршруте полета. К примеру, горы, холмы, изгибы рек и т.д.
В определенное время ракета совершает «подскок» на высоту в несколько сотен метров и «осматривает» местность. Затем навигационная система сравнивает «увиденное» с заложенным эталоном. Это позволяет понять, насколько изделие отклонилось от маршрута и как его скорректировать.
С большой долей вероятности «Буревестник» будет также использовать коррекцию по экстремальным точкам местности. Современные технологии позволяют разместить на борту КР компактные бортовые компьютеры и системы хранения информации. Поэтому заложить в память «Буревестника» информацию о целых регионах земного шара не так уж тяжело.
Буревестник
Фото: mil.ru
Но у системы коррекции по экстремальным точкам есть свои недостатки. В частности, это полеты над водой. Ведь там нет холмов, гор и мостов
При планировании пуска КР над морской акваторией важно попасть в так называемое «первое окно». То есть ракета должна выполнить первый подскок для коррекции своего маршрута уже над землей. В то же время на представленной Владимиром Путиным схеме видно, что «Буревестник» большую часть своего полета будет выполнять над океанами
Как в этом случае будет осуществляться коррекция маршрута? Вряд ли это будут данные от GPS/ГЛОНАСС
В то же время на представленной Владимиром Путиным схеме видно, что «Буревестник» большую часть своего полета будет выполнять над океанами. Как в этом случае будет осуществляться коррекция маршрута? Вряд ли это будут данные от GPS/ГЛОНАСС.
Проблемы с «доводкой» навигационных систем и систем управления — одни из самых сложных в проектировании крылатых ракет. Достаточно вспомнить пример уникальной сверхзвуковой ракеты «Метеорит». Работы по которой велись в конце 1980-х годов. Даже для нынешнего времени это изделие весьма сложное и создано с использованием уникальных технологий.
Уже на этапе испытаний разработчики довели до штатной работы практически все системы ракеты и успешно запускали ее с самолетов-носителей и подводной лодки. Работал даже уникальный плазменный экран, который скрывал воздухозаборник ракеты от радаров противника. Но проблемой до самого конца работ так и осталась именно связка систем навигации и управления.