Большой противолодочный корабль

История появления

Схема БПК проекта 1134 «Вице-адмирал Дрозд»

В 60-е годы ХХ века получило развитие морское базирование ядерных ракет, что превратило подводные лодки в стратегическое оружие. В это же время международная военно-политическая обстановка была довольно сложной.

Противостояние между НАТО и странами-участницами Варшавского договора привело к тому, что к середине 60-х годов ХХ века против СССР было развернуто четыре эскадры атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) при постоянном патрулировании в море более 20 американских подводных ракетоносцев. Соответственно, борьба с вражескими подводными лодками стала одной из приоритетных задач отечественного флота. Кроме субмарин, серьёзную угрозу представляли крылатые ракеты и реактивные самолеты. Исходя из этого, эффективность существующих образцов корабельной зенитной артиллерии резко снизилась.

Всё это потребовало установки на корабли нового ракетного вооружения для борьбы с подводными лодками и скоростными воздушными целями. Изначально такое вооружение устанавливалось на артиллерийские крейсера времён Второй мировой войны при их модернизациях. Но чувствовалась необходимость в постройке более совершенных новых кораблей, которые выполняли бы подобные функции.

Стоит отметить, что в период создания БПК как класса, все ядерные ракеты морского базирования имели небольшой радиус действия. Это требовало от подводных лодок вплотную приближаться к морским границам противника. Именно из-за этого противолодочные корабли представляли собой очень важный элемент стратегического баланса сил.

До появления ядерных ракет большой дальности именно такие корабли являлись мощным фактором стратегического сдерживания. Кроме противолодочной обороны БПК должны были обеспечить боевую устойчивость своих подводных лодок, находившихся у вражеских берегов.

Большие противолодочные корабли есть только в классификации кораблей Советского Союза и Российской Федерации. В военно-морских силах других стран данный класс отсутствует — те же задачи, например, в ВМС США возложены на эскортные эсминцы или фрегаты УРО в зависимости от специализации.

Примечания

  1. ↑ Данные о суммарной мощности энергоустановки БПК проекта 1155 разнятся от источника к источнику — например, справочник Бережного описывает её как 4 агрегата по 20000 л. с. (всего 80000 лошадиных сил). Значение в 62000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича, как более заслуживающим доверия. Согласно этой работе (раздел «Газотурбинный бросок в океаны») — суммарная мощность каждого из двух газотурбинных агрегатов М9 складывается из основного двигателя ДТ59 в 22500 л. с. и маршевого ГТД ДО63 в 8500 л. с., что даёт 31000 л. с. на один агрегат и 62000 л. с. на энергоустановку в целом.
  2. По датам строительства корабля есть серьёзные расхождения в различных источниках; кроме указанных здесь, называется также дата закладки 11.04.1982 и спуска 28.08.1984 или 02.1983. В статье указаны даты закладки/спуска 25.03.1983/5.11.1983, как лучше всего согласующиеся со сроками формирования экипажа, а также строительства предыдущего заказа на ПСЗ — БПК «Адмирал Захаров».
  3. Головные образцы ЗРК «Кинжал» прошли корабельные испытания на ТАКР «Баку» только в 1987 году.
  4. Мыс Финистерре на западе Пиренейского полуострова считался южной границей ответственности Северного флота, далее начиналась уже зона ответственности Тихоокеанского флота СССР.
  5. Вывод в резерв вполне исправного корабля по причине непрохождения планового осмотра ГТД может выглядеть перестраховкой, но авария двигателя и пожар на однотипном БПК «Адмирал Захаров» в феврале 1992 года убедительно доказали, что пренебрегать штатными процедурами нельзя.

Постройка и испытания

Очередной БПК проекта 1155 был зачислен в списки кораблей ВМФ 28 июля 1981 года. 25 марта 1983 года его заложили на стапеле Прибалтийского судостроительного завода (ПСЗ) «Янтарь» в городе Калининграде с присвоением заводского номера 113. На стапеле ПСЗ корпуса кораблей проекта 1155 строились перпендикулярно воде. По мере готовности корпуса переводились в передаточный док, в котором уже спускались на воду. Легкосплавные надстройки БПК проекта 1155 заранее формировались и насыщались оборудованием в закрытом цеху, далее на специальном трейлере подвозились к строящимся корпусам кораблей и 80-тонным краном устанавливались на место.

5 ноября 1983 года БПК торжественно спустили на воду. Корабль получил наименование «Адмирал Спиридонов» в честь советского адмирала Эмиля Николаевича Спиридонова (1925-1981), в 1979-1981 годах командующего Тихоокеанским флотом и погибшего в авиакатастрофе 1981 года вместе с большей частью своего штаба.

Экипаж корабля (войсковая часть 30940) начал формироваться на Тихоокеанском флоте с 1 мая 1983 года, и 20 марта 1984 года прибыл в Калининград к месту постройки БПК. С момента прибытия на Балтику экипаж и корабль временно включили в состав 67-го отдельного дивизиона строящихся и ремонтирующихся кораблей ДКБФ.

После прохождения заводских и Государственных испытаний на полигонах Балтийского моря, 30 декабря 1984 года корабль вступил в строй.

Общие сведения

При проектировании новых БПК в 1970-е годы конструкторы постарались максимально учесть опыт строительства и службы предшествующих серий кораблей этого класса, устранив присущие им недостатки и применив наиболее совершенные и перспективные образцы вооружений. Газотурбинная энергетическая установка нового поколения, отличаясь компактностью и экономичностью, должна была сбалансировать проект, позволив уложиться со всем необходимым вооружением и оборудованием в пределы ограниченного водоизмещения. БПК проекта 1155 «Фрегат» получились мощными и современными боевыми единицами, вполне эффективными для задач ПЛО. Задуманные для совместной работы с эсминцами проекта 956, они взаимно дополняли боевые возможности друг друга, обеспечивая широкий спектр задач от охранения океанских соединений и противолодочной борьбы до поддержки десантов.

После 1991 года, в условиях резкого сокращения оборонных расходов и списания большей части корабельного состава, именно БПК этого проекта остались в числе немногих активно продолжающих службу кораблей российского флота. Вплоть до настоящего времени БПК проекта 1155 образуют основу океанских соединений ВМФ России, при необходимости обеспечивая эскорт более крупных боевых единиц (авианосного или ракетных крейсеров) в дальних походах и демонстрируя отечественный Военно-Морской флаг в различных точках Мирового океана.

«Адмирал Спиридонов», однако, был не так удачлив, как другие корабли его типа, и прослужил недолго: уже в 1993 году его перевели в резерв 2 категории, а в 2002 году исключили из состава флота и утилизировали.

Дизайн [ править ]

«Адмирал Трибуц» — шестой корабль из двенадцати классов проекта 1155 «Фрегат» (также известного как « Удалой» ). Судно обозначено как большой противолодочный корабль ( Большой Противолодочный Корабль , БПК) в соответствии с его основной задачей по противодействию подводным лодкам и эсминцу со стороны НАТО .

Судно имеет длину 163 м (534,8 фута), ширину 19,3 м (63,3 фута) и осадку 7,8 м (25,6 фута). Водоизмещение составляло 6 200 т (6 102 длинных тонны) стандартное и 7900 т (7 775 длинных тонн) при полной загрузке. Мощность обеспечивается четырьмя силовыми установками GTA M-9 мощностью 23000 кВт (31000 л.с.), каждый из которых включает в себя двигатель M-62 мощностью 6300 кВт (8500 л.с.) и M-8KF мощностью 16800 кВт (22500 л.с.), приводящие в движение два двигателя фиксированного шага. пропеллеры. который давал максимальную скорость 29,5 узлов (55 км / ч; 34 миль / ч). Дальность плавания составляла 6 882  морских миль (12 745 км; 7 920 миль) при скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час) и 4 000 морских миль (7 408 км; 4 603 мили) при скорости 18 узлов (33 км / ч; 21 миль в час).

Вооружение править

Для борьбы с подводными лодками « Адмирал Трибуц» устанавливает две счетверенные пусковые установки для восьми ракет в противокорабельном комплексе «Метел», а также две 12-ствольные ракетные установки РБУ-6000 для непосредственной обороны. Корабль также оснащен двух четырехугольных 553 мм (21,8 дюйма) ЧТА-53-1155 торпедными для 53-65K, SET-65 торпеды . Ангар в кормовой части вмещает два вертолета Камов Ка-27 для борьбы с подводными лодками. Защита от самолетов обеспечивалась восемью ракетами 3К95 «Кинжал », установленными в вертикальных пусковых установках, дополненными 100-мм (4 дюйма ) пушками АК-100 ДП и четырьмя 30-мм (1,2 дюйма ) орудиями.Автомат АК-630 Гатлинга.

Электронная война править

Судно оснащено системой воздушного / надводного поиска MR-760 Fregat-MA (по классификации НАТО Top Plate), воздушно-надводной системой MR-320V Topaz-V (Strut Pair) и MR-212 / 201-1. Навигационные РЛС «Вайгач-У» вместе с РЛС управления огнем МР-350 «Подкат» («Кросс-меч») и К-12-1 («Горячая вспышка»). Гидролокационный комплекс МГК-355 «Полином» (сочетающий в себе носовые гидролокаторы «Horse Jaw» и гидролокаторы переменной глубины «Horse Tail») дополнен двумя противодиверсионными гидролокаторами MG-7 Braslet и системой подводной связи MG-35 «Штиль-2». .

Описание конструкции

Общий вид БПК проекта 11551

Архитектура корабля и конструкция главной энергетической установки, в основном, повторяет прототип — БПК проекта 1155. Внешне наиболее заметное отличие — одна двухорудийная башня универсального калибра в носовой части, вместо двух линейно-возвышенных одноорудийных башен на прототипе

Менее заметное, но очень важное изменение — замена счетверённых ПУ ракето-торпед «Раструб» под крыльями ходового мостика на четырёхконтейнерные ПУ сверхзвуковых крылатых ракет «Москит». ПВО корабля усилили заменой шестиствольных автоматов АК-630 новейшими зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик»

Из невидимых снаружи, но тоже очень важных усовершенствований — замена гидроакустического комплекса (ГАК) «Полином» более новым ГАК «Звезда», а также основных газотурбинных двигателей на их улучшенную версию. Переработке подверглись обводы корпуса в носовой части (под новый ГАК) и компоновка внутренних помещений.

Корпус и архитектура

Модель корабля проекта 11551, хорошо видны обводы корпуса и массивый бульб

Стальной корпус, подобно кораблям проекта 1155, имеет удлинённый до 2/3 длины корпуса полубак и большой развал шпангоутов в носовой части. Последнее было введно для компенсации негативного влияния массивного бульбового обтекателя мощной гидроакустической станции. Двойное дно по всей длине служит как для целенй непотопляемости, так и для хранения топлива. Установлена активная система успокоения бортовой качки (сокращает размах качки в три раза).

Помещения разделены огнеупорными переборками с применением негорючих материалов. Также для борьбы с пожарами используется стационарная система пенотушения.

Три группы надстроек, расположенных в средней и кормовой частях, изготовлены из лёгкого алюминиево-магниевого сплава. Антенные посты радиотехнических средств корабля, главным образом, размещены на двух мачтах ферменной конструкции.

Энергетическая установка и ходовые качества

«Адмирал Чабаненко» проекта 11551 на ходу в море

Главная энергетическая установка газотурбинная, состоит из четырёх ГТД, работающих на два гребных винта. Двигатели попарно объединены в два агрегата М9Б, каждый из которых состоит из маршевого двигателя ДО90 мощностью 15000 л. с. и основного (также называемого форсажным) ГТД ДТ59 мощностью в 22500 л. с. Таким образом, суммарная мощность каждого из двух агрегатов М9Б составляет 37500 л. с., а энергетической установки в целом 75000 л. с. Каждый агрегат работает на свою линию вала. На экономическом режиме действуют лишь маршевые турбины — более экономичные и отличающиеся большим ресурсом, зато и менее мощные; при необходимости развить полный ход к маршевым подключаются мощные основные турбины. На предшествующем типе «Удалой» вместо М9Б стояли более ранние версии тех же агрегатов — М9, отличающиеся почти вдвое меньшей мощностью маршевых ГТД (8500 л. с. против 15000 л. с.). Таким образом, по сравнению с проектом 1155, на БПК проекта 11551 суммарная мощность ГЭУ возросла на 13000 л. с. (с 62000 до 75000 л. с.) Тем не менее, в этом отношении проект 11551 так и не сравнялся с эсминцами проекта 956, чья паротурбинная установка способна развивать мощность до 100000 л. с., это сказалось и на скорости (29,5 узлов против 33,4 узла у эсминца).

Экипаж и обитаемость

Экипаж корабля состоит из 296 человек (из них 32 офицера). Для размещения экипажа на борту предусмотрены одно- и двухместные каюты для офицерского состава, двух- и четырёхместные каюты для мичманов, а также кубрики на 12 и 14 человек для матросов. Автономность по запасам провизии составляет 30 суток.

Для использования корабля в различных климатических условиях обитаемости БПК уделили существенное внимание. В конструкции предусмотрены помещения для отдыха и занятий спортом, а также лазарет.

Биография

В 1918 году добровольно вступил в ряды ВМС. После Гражданской войны окончив Высшее военно-морское училище и Военно-морскую академию, служил на Балтийском флоте на линкоре «Марат» а позже и на эсминце «Яков Свердлов». С февраля 1938 года — начальник штаба Балтийского флота. В апреле 1939 года был назначен командующим флотом. 28 января 1940 года присвоено очередное воинское звание флагман 1-го ранга, 4 июня 1940 года переаттестован в вице-адмиралы.

В первые годы Великой Отечественной войны руководил действиями сил флота, который содействовал сухопутным войскам на приморских направлениях, в обороне Таллина, Ханко, Моонзундского архипелага, нарушал коммуникации противника в Балтийском море.В августе 1941 года руководил Талинским переходом. В котором потери в боевых кораблях во время Таллинского перехода составили 19 единиц а потери транспортов и вспомогательных судов составили 43 единицы. Главное причиной гибели судов были мины 15 боевых кораблей и 16 транспортов и вспомогательных судов. Принял участие в организации и осуществлении обороны Ленинграда, на всех её этапах (1941—1943), взаимодействуя с сухопутными войсками в операциях, проводившихся Красной Армией.

В 1943 был повышен в полные адмиралы. По инициативе Трибуца были созданы группы морской артиллерии, вместе с артиллерией Ленинградского фронта наносили мощные ответные удары и уничтожали наиболее активные вражеские батареи. В 1943—1944 годах участвовал в разработке и проведении операций по разгрому противника и прорыву блокады в районе Ленинграда, а также в Выборгской, Свирско-Петрозаводской наступательных операциях, в ходе которых содействовал войскам Ленинградского и Карельского фронтов огнём кораблей и береговой артиллерии, высадкой морских тактических десантов, действиями морской авиации.

Командуя флотом в десантной операции по овладению островами Моонзундского архипелага оказывал содействие приморским флангам в наступательных операциях в Прибалтике, Восточной Пруссии и Восточной Померании.

С марта 1946 года до мая 1947 года командовал 8-м ВМФ (СБФ).

С 28 мая 1947 — заместитель главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам. В июне 1948 года его отозвали в Москву. В сентябре 1948 — январе 1949 — стал начальником Управления военно-морских учебных заведений и старший морской начальник в Ленинграде. В марте 1949 — декабре 1951 — начальник Гидрографического управления ВМФ СССР. В июне-сентябре 1948 и январе-марте 1949 года оставался в распоряжении главкома.

С января 1952 года перешёл на должность начальника кафедры и факультета Военной академии Генштаба им. К. Е. Ворошилова. Сначала — начальник кафедры надводных кораблей, с августа 1953 — начальник кафедры тактики высших соединений, с декабря 1953 по июль 1956 — начальник военно-морского факультета. С июля 1956 по август 1957 — начальник группы исследования оперативно-тактических проблем Главного штаба ВМФ. До февраля 1961 года — адмирал-инспектор инспекции ВМФ Главной инспекции МО СССР.

Уйдя в отставку в 1961 году Трибуц руководил сектором Всесоюзного института научной и технической информации (ВИНИТИ). Находясь в отставке, занимался историей советского флота. Подготовил свыше 200 публикаций, написал 4 книги про непростой труд моряков. По совокупности науч­ных трудов в 1970 году ему присуждена учёная степень доктора исторических наук.
За время службы был удостоен

  • 2 ордена Ленина (1940, 1945)
  • Орден Октябрьской Революции (1970)
  • 4 ордена Красного Знамени (1943, 1944, 1944, 1948)
  • 2 ордена Ушакова I степени (1944 — № 1, 1945)
  • Орден Нахимова I степени (1945)
  • Орден Красной Звезды (1935)
  • Медали
  • Именное оружие (1930)

Иностранные награды

Орден «Крест Грюнвальда» I степени, Польша (1946)

Литературные труды

  • Подводники Бал­тики атакуют (1963)
  • Балтийцы наступают (1968)
  • Балтийцы вступа­ют в бой (1972)
  • Балтийцы сражаются (1975)
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector