Технические характеристики и конструкция турецкого бпла bayraktar tb2

Курс на самодостаточность

Анкара всерьёз задумалась о необходимости создания собственного оружия после того, как Вашингтон отказался поставлять ей продвинутые авиационные и зенитно-ракетные комплексы. Так, в частности, произошло с ударным беспилотником Predator, ЗРК Patriot, а затем и Американцам не понравился новый политический курс действующего президента Эрдогана и его Партии справедливости и развития.

Особенно цинично американские «партнёры» проявили себя в ситуации с БПЛА Predator

Сначала они передали своему «важному союзнику» во временное пользование несколько образцов для ознакомления и оценки, используя механизмы взаимодействия между членами НАТО

Разозлившись на американцев, Эрдоган запустил программу интенсивного развития оборонно-промышленного комплекса своей страны так, чтобы в будущем не зависеть от поставок оружия странами Запада, а в перспективе и самим стать продавцами на мировом рынке. За четыре года Турция вложила в оборонную промышленность 35 млрд долларов. Если ранее страна покупала 80% оружия за рубежом и производила остальные 20%, то сейчас цифры поменялись местами. По крайней мере так утверждают местные СМИ, находящиеся под контролем правящей партии.

af.mil
Турецкие военные использовали одолженные американцами БПЛА Predator в ходе операции против повстанцев из запрещённой в стране Рабочей партии Курдистана.

А что у России?

Что касается российских аналогов «Байрактар», то к таковым можно отнести ударный БПЛА «Орион», разработанных компанией «Кронштадт». По своей концепции он близок к американским многоцелевым беспилотникам, таким как MQ-9 Reaper и MQ-1 Predator. Это аппарат способный не только вести разведку и осуществлять наведение, но и поражать наземные и надводные цели при помощи управляемого и неуправляемого вооружения.

БПЛА «ОРИОН» (Иноходец).

Максимальный вес российского БПЛА — 1000 килограммов при полезной нагрузке до 200 килограммов. «Ориона» имеет длину восемь метров, и размах крыльев – 16 метров. Аппарат может находиться в воздухе до 24 часов, поднимаясь на высоту до 7,5 километров. Максимальная скорость «Ориона» — 200 километров в час.

Опытные образцы БПЛА оснащены австрийским двигателем Rotax 914 мощностью 115 лошадиных сил. Серийные аппараты предполагается снабжать отечественными моторами АПД-110/120.

Впрочем, на данном этапе говорить о том, что «Орион» и ему подобные российские БПЛА способны стать полновесной альтернативой «Байрактарам», преждевременно. В отличии от последних, российские машины только поступают на вооружение в единичных количествах.

Появление «Байрактара»

Кроме Predator, турки сумели получить во временное пользование и ряд моделей БПЛА американского и израильского происхождения. Это дало им представление от том, какими должны стать БПЛА собственной разработки, и сформулировать технические требования к ним.

Для реализации одного из подобных проектов была создана фирма Kale Baykar — как совместное предприятие Baykar Makina и Kale Group. Заметим, что Baykar Makina принадлежит зятю действующего президента Турции. Господин Сельчук Байрактар занимает в ней пост руководителя технического направления.

Разработка БПЛА Bayraktar Block 1 началась в 2007 году, и через пару лет опытный прототип совершил первый вылет. А спустя ещё два года турецкое правительство выдало концерну контракт, разбив его выполнение на два этапа. Первый — выпуск ограниченной партии в варианте для разведки и патрулирования. Второй — создание вооружённого варианта. Согласно техническому заданию, он должен нести на внешней подвеске средства поражения общей массой до 150 кг. Выполнение этих требований привело к увеличению максимальной взлётной массы и размаха крыла. Этот БПЛА получил обозначение Bayraktar Tactical Block 2 (BTB2).

Первый полёт BTB2 состоялся в апреле 2014 года и уже через год его приняли на вооружение. Вскоре первые машины были задействованы в контртеррористических операциях против курдских вооружённых отрядов как внутри страны, так и на севере Ирака и Сирии. Таким образом, Турция стала шестой в мире страной после США, России, КНР, Израиля, Пакистана и Ирана, которая самостоятельно создала ударный БПЛА и использовала его в обстановке реального боя.

baykardefence.com
Первый полёт BTB2 состоялся в апреле 2014 года и уже через год его приняли на вооружение.

Турецкая пресса характеризовала BTB2 как «один из наиболее совершенных в мире ударных беспилотных летательных аппаратов своего класса» в плане технических характеристик и автоматизации выполнения полётного задания. Она приводила цифры налёта часов по всему парку с момента поступления на эксплуатацию в 2015-м, который к 2019 году составил сто тысяч часов.

Внешний облик и бортовой комплекс

«Байрактар» представляет собой средневысотный БПЛА класса MALE, способный к продолжительному полёту. Он обладает прямым крылом большого удлинения и неубирающимся трёхстоечным шасси. Хвостовое оперение выполнено в форме «перевёрнутого V». Оно крепится к фюзеляжу двумя хвостовыми балками, между которыми установлен поршневой мотор с толкающим воздушным винтом.

Планёр изготовлен из композиционных материалов, в основном — углепластика, с применением кевлара и так называемых гибридных композитов. Бортовое оборудование включает инфракрасную и электрооптические камеры, лазерный дальномер и целеуказатель.

Специально для BTB2 компанией Roketsan были созданы управляемые авиационные боеприпасы семейства SMM. «Главным калибром» выступает корректируемая авиабомба MAM-L весом 20-25 кг в зависимости от типа головной части. Кроме того, имеется ракета MAM-C, созданная на основе 70-мм неуправляемого реактивного снаряда.

Обычно BTB2 несёт по паре авиабомб MAM-L и ракет MAM-C, набирая суммарный разрешённый вес 150 кг, причём первые навешиваются на внутренние, вторые — на внешние пилоны. Кроме того, в прессе упоминается и возможность установки противотанковой ракеты OMTAS с дальностью пуска до 8 км.

baykardefence.com
Обычно BTB2 несёт по паре авиабомб MAM-L и ракет MAM-C.

Первый блин не комом

Информацию об успешном авиаударе распространил украинский генштаб вслед за тем как оперативное командование ВСУ «Восток» сообщило об одном погибшем и одном раненом украинском бойце в результате обстрела со стороны повстанцев. Как предполагает ВВС, применение БПЛА стало ответом на нападение из самопровозглашенных ДНР и ЛНР.

Еще до официального подтверждения авиаудара, о применении «Байрактара» сообщил украинский военный блогер Роман Доник.

Предполагается, что удар был нанесен с помощью БПЛА с бортовым номером «ТВ2−1084» и это один из первых «Байрактар» полученных ВС Украины 20 марта 2019 года.

Ранее «Байрактары» использовались только на учениях. В частности, их работу демонстрировали президенту Украины Владимиру Зеленскому в августе этого года. Тогда он наблюдал за командно-штабной тренировкой в Николаевской области. В ходе учений, среди прочего отрабатывалось отражение воздушных атак силами ПВО и поддержка наземных сил, в том числе и с помощью беспилотников «Байрактар».

В сентябре был подписан меморандум о сотрудничестве между Министерством обороны Украины и компанией Baykar Savunma. Он предполагает строительство учебно-испытательного центра для обслуживания, текущего ремонта, модернизации, а также обучения персонала, эксплуатирующего БПЛА Bayraktar, а также будет налажено украинско-турецкое производство БПЛА.

О том, чем станет первый украинский опыт применения беспилотников, можно будет судить позднее. А пока гораздо более интересным представляется взглянуть на компанию, которая проделала стремительный путь от производителя деталей к станкам и автозапчастей до лидера в мире боевой авиации будущего.

Семейный бизнес на сверхскоростях

Большую роль в переходе к беспилотникам сыграл сын Байрактара — Сельджук.

Байрактар-младший обучался в Стамбульском Техническом университете, а потом защитил докторскую по беспилотным воздушным системам в лучшем инженерном ВУЗе мира — Массачусетском технологическом институте. Темой его диссертации стали «Агрессивные посадочные маневры беспилотных летательных аппаратов».

Сельджук Байрактар

В 2004 году Сельджук с отцом решили перейти к производству БЛА и начал активно убеждать в перспективности этого направления власти Турции.

В 2005 на фоне ограничений, которые ввели США на продажу некоторых систем вооружения, Байрактар призвал турецких чиновников инвестировать в технологии дронов:

Слова упали на благодатную почву и оказались правдой — как раз на эти годы пришелся рост оружейного экспорта из Турции и чиновники были открыты к новому в этих областях.

Спустя два года в 2007 Bayraktar Mini стал первым беспилотником, полностью созданным на турецкие деньги, турецкой фирмой, вставшим на вооружение ВВС Турции. Тогда же была начата разработка беспилотного вертолета, а позднее работа над созданием тактических беспилотных систем. Через год компания начала поставки серийных образцов вертолета Malazgirt Rotary Wing Mini, а еще через год совершил первый полностью автономный полет образец тактического беспилотного самолета, фактически проложивший дорогу Bayraktar TB2, работа над которым завершилась в 2012.

К 2015 году Bayraktar TB2 налетали уже свыше 1000 часов и были готовы к использованию в операции «Щит Евфрата» и последовавшим боевым действиям. Начался экспорт машин — сначала в Катар, а в 2018 — на Украину.

Чудо-оружие?

Согласно различным источникам, к 2019 году турецкие военные располагали от 58 до 75 аппаратами типа «Байрактар». Оценив использование ударных БПЛА против курдов как успешное, турки затем решили применить их против Ливийской национальной армии фельдмаршала Хафтара. «Байрактары» появились в Северной Африке во второй половине мая 2019 года. А в первый день лета при налёте на город Гарьян к югу от Триполи понесли первую боевую потерю от огня противника — предположительно от

Между тем турецкие СМИ приписывают «Байрактару» волшебные свойства, которыми он обладать не может, исходя из внешнего облика и массово-габаритных параметров. Речь идёт о так называемой малой заметности, которой на самом деле нет совсем. Хотя планёр «Байрактара» и делают из композиционных материалов, на практике это улучшает лишь весовую отдачу. Но мало способствует снижению эффективной площади рассеивания — величины, которая определяет дальность обнаружения летательного аппарата средствами радиолокации.

ypgrojava.org
Сегодня счёт уничтоженным турецким БПЛА идёт на десятки.

Использование поршневого металлического мотора мощностью 100-150 л.с., укомплектованного воздушным винтом большого диаметра, не убираемого в полёте трёхопорного шасси, внешняя подвеска средств поражения из четырёх управляемых боеприпасов MAM-L/C — всё это также не помогает беспилотнику скрываться от радаров.

Принимая во внимание немалые массово-габаритные характеристики и малую скорость полёта, аппарат хорошо различим как визуально, так и на экранах РЛС. Отсюда и его высокая уязвимость к средствам ПВО противника

Сирийский опыт

Открыто встав на сторону сирийских мятежников весной 2020 года, Анкара ввела в контролируемую ими провинцию Идлиб кадровые армейские части. Вместе с танками и артиллерией были задействованы десятки ударных БПЛА.

Турецкие войска нанесли большой урон САА, заставив её отказаться от наступления и перейти к обороне. Для защиты от массированных атак «Байрактаров», Дамаск был вынужден в срочном порядке отправить на фронт сохранившиеся в его арсенале зенитные комплексы войсковой системы ПВО.

mod.gov.sy
Из 25 выпущенных ракет «Бук-М2Э» 20 поразили свои цели.

Это высокий показатель, что не удивительно, принимая во внимание назначение и возможности данной системы средней дальности, специально разработанной для прикрытия танкистов и мотострелков на марше, в наступлении и обороне от ударов с воздуха. Словом, турецкие ударные беспилотники оказались сильно уязвимыми, когда противник применил против них современные комплексы ПВО сухопутных войск российского происхождения

Выходит, бояться «Байрактара» не надо. Сирийский опыт тому свидетель

Словом, турецкие ударные беспилотники оказались сильно уязвимыми, когда противник применил против них современные комплексы ПВО сухопутных войск российского происхождения. Выходит, бояться «Байрактара» не надо. Сирийский опыт тому свидетель.

Боевое применение

Впервые в боевой обстановке «Байрактары» использовались в ходе операции «Щит Евфрата», проведённой в конце 2016 — начале 2017 года, в ходе которой турецкие военные и подконтрольные им сирийские повстанцы выбили террористов из городов Джераблус и Аль-Баб на севере Сирии. БПЛА проводили разведку, патрулирование и огневую поддержку. В последовавшей после этого операции «Оливковая ветвь» — против сирийских курдов — «Байрактары» шли в бой довольно часто. Боевые действия начались 20 января 2018 года. По данным местных СМИ, к тому времени вооружённые силы Турции получили 34 BTB2. Кроме того, ещё по шесть «Байрактаров» находились в распоряжении полиции и жандармерии. Из общего числа (46 ед.) BTB2 только 23 были оборудованы узлами навески оружия.

По информации турецкого министерства обороны, BTB2 выполнили 382 боевых вылета общей продолжительностью 4.916 лётных часов и применили оружие в 49 случаях. Ещё в 680 случаях данные БПЛА провели поиск целей и обеспечили целеуказание для вертолётов огневой поддержки T129, тактических истребителей F-4 и F-16, а также артиллерии. Операция «Оливковая ветвь» продлилась пару месяцев, завершившись захватом города Африн 18 марта 2018 г. Вскоре после этого турецкие военные приняли от промышленности очередную партию из восьми BTB2.

tsk.tr
Во время операции «Оливковая ветвь» BTB2 шли в бой довольно часто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector