Список кораблей императорского флота японии — list of ships of the imperial japanese navy
Содержание:
- Первый представитель класса быстроходных линкоров
- Вооружение
- Ранние современные военные корабли
- «Мусаси» — последний линкор империи
- Из линкора в авианосцы
- Общие сведения
- Описание конструкции
- История создания
- История авианосца «Лэнгли»
- Слабое место империи
- Вооружение
- Сочтём за честь иметь такого противника
- Линкоры
- Камикадзе и война, растянувшаяся на десятилетия
- История создания
- Мало говорили – много делали
- Судьба Японского Императорского флота
Первый представитель класса быстроходных линкоров
Быстрее всех американцев. Быстрее «Нельсонов» постройки конца 1920-х годов. Превосходивший в скорости даже «Куин Элизабет» – быстроходное крыло британского флота.
Соперничать с японской супермашиной могли только редкие линейные крейсеры. В отличие от которых, «Нагато» не имел компромиссов в плане вооружения и защиты.
Благодаря вдвое большей удельной мощности, японские линкоры тратили меньше времени на восстановление скорости после совершения маневров. Они могли поставить «палочку над Т» любой формации «стандартных бэттлшипов» или уйти от превосходящих сил, чтобы потом атаковать снова в неожиданном месте. Диктуя свою инициативу и правила боя.
Другой сюрприз «Нагато» был связан со схемой его защиты. В теории она повторяла американскую концепцию
Как выяснилось позднее, японский корабль имел защищенные оконечности.
История с «Нагато» – полный провал западных разведок, грозивший серьезными последствиями в сражениях. Напоминание о том, какими принципами всегда руководствуются вооруженные силы Японии.
Последняя шутка была связана с орудиями 41 cm/45, которые весной 1922 года в срочном порядке сменили обозначение на 40 cm/45. По условиям Вашингтонского соглашения главный калибр линкоров не должен был превышать 16 дюймов (406 мм).
Сущие мелочи, несколько лишних миллиметров. Но маленькая ложь превратилась в крупную аферу.
В следующий раз под обозначением 40 cm/45 велось создание 460-мм орудий для линкоров «Ямато».
С завесой секретности вокруг «Ямато» самураи явно перестарались. В какой-то момент следовало раскрыть карты, чтобы извлечь максимум пользы из ситуации
Появление на ТВД таких кораблей могло заставить противника соблюдать меры предосторожности и замедлить темпы наступления. Затратив неадекватные усилия на нейтрализацию угрозы, по типу истории с «Тирпицем».
Сами янки бросились бы строить суперлинкоры с артиллерией 500 мм – в ущерб остальным задачам
Для страны, которая могла позволить себе строительство «Алясок», такой проект пришелся бы в самый раз.
Но японцам была не нужна скандальная слава. Они хранили выдержку и спокойствие в ожидании артиллерийской дуэли, где смогут удивить противника главным калибром.
Вооружение
Универсальное вооружение авианосца состояло из 8-ми 127-мм орудий. ПВО изначально насчитывало 8Х25-мм автоматов.
Авиационное вооружение
Состав авиагруппы на январь 1942 г. был таким: 12 торпедоносцев B5N, 12 истребителей типа Zero А5М4.
12 (+ 2) истребителей тип Zero мод. 11 А6М2, 15 (+ 1) пикирующих бомбардировщиков тип 2 мод 11 (D4Y1 «Judi»).
Палубный торпедоносец Nakajima B5N1 Kate в полете незадолго до начала войны на Тихом океане.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
Авианосец был оборудован для 127-мм орудий, состоявшей из 2-х стабилизированных постов наводки типа 89 мод.2 с 4,5-м дальномерами типа 94; зенитными приборами управления стрельбой типа 94 мод.1; СУАО для 25-мм зенитных автоматов: до 6 колонок прицельного визира тип 95.
Ранние современные военные корабли
Парусные военные корабли в западном стиле
Шохей Мару (1854 г.)
Канрин Мару (1855)
- Shohei Maru (1854 г.) — первый в Японии после уединения парусный военный корабль западного типа.
- Хоу-Оу Мару (1854)
- Асахи Мару (1856)
Паровые боевые корабли
- Канко Мару (1855 г.), первый военный паровой корабль Японии.
- Канрин Мару (1855) — первый в Японии винтовой паровой военный корабль.
- Чоё (1858)
- Кайё Мару (1866)
- Kaiten
- Банрю
- Чогей
- Синсоку
- Микахо
- Ёшун ( я: 陽春 丸)
- Касуга
- Тиёдагата (1863 г.), первый в Японии паровой военный корабль отечественного производства.
- Хирю ( я: 飛龍 丸)
- Тейбо
-
Рюдзё (1864)
Японская канонерская лодка Unyo .
- Unyo
- Нисшин
- Такао ( я: 第二 回 天)
- Мошун
Корветы и канонерские лодки
-
Kongō класс
- Конго (1877)
- Хиеи (1877)
- Амаги
- Цукуши
- Каймон
- Тенрю
-
Кацураги класс
- Кацураги
- Ямато
- Мусаси
- Хэйен (1882 г., бывший китаец, в плену 1895 г.) — бронированная канонерская лодка.
-
Класс майя
- майя
- Акаги
- Атаго
- Chkai
- Осима
- Банджо
- Удзи
«Мусаси» — последний линкор империи
Судьба «Мусаси» оказалась во многом схожа с судьбой его старшего брата. Не успел он выйти в море 29 марта 1943 года, как был атакован ПЛ и получил торпеду в носовую оконечность. Правда, после ремонта в июне того же года «Мусаси» немного повоевал у берегов Филиппин, но особых успехов не достиг. К осени 1944 года дела Японии на всех фронтах стремительно ухудшались. И тогда было принято решение дать «последний и решительный бой» на море. В соответствии с разработанным планом Се-Го («Победа») в собранную в один мощный кулак группировку вошло 5 линкоров, включая «Мусаси», плюс к этому 12 крейсеров и 15 эсминцев. Вся эта армада должна была предотвратить высадку американцев на Филиппины. 22 октября эскадра вышла в море. Уже на следующий день она подверглась атаке подводных лодок, в результате которой погибли 2 крейсера, а 24 октября начались массированные атаки американской палубной авиации — торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков. Естественно, самой привлекательной целью для них был «Мусаси». За первые 3 часа боя он получил попадания трёх торпед и нескольких бомб. Приняв через пробоины многие тонны воды, корабль зарывался носом и терял скорость. Борьба за живучесть линкора продолжалась 15 часов, после чего атаки американцев возобновились с удвоенной силой. В общей сложности в «Мусаси» попало от 11 до 19 торпед и порядка 15 авиабомб. Понимая безнадёжность положения линкора, командующий эскадрой приказал ему выброситься на ближайший берег. Но было поздно — «Мусаси» перевернулся и затонул, унеся в пучину более 1000 моряков, в том числе своего командира контр-адмирала Иногути. Американцы потеряли в этом бою 18 самолётов.
Из линкора в авианосцы
На завершающем этапе войны авианосные силы японского Императорского флота практически были исчерпаны (только в сражении у атолла Мидуэй он потерял 4 авианосца). В то же время уже ни у кого не вызывало сомнения, что именно палубная авиация становится главенствующей силой в войне на океане. Осознание этого привело к кардинальному изменению судьбы третьего корабля из серии типа «Ямото». Из запланированного линкора он, наречённый теперь «Синано», был перестроен в огромный авианосец. Учитывая самые радикальные изменения при этом всей конструкции огромного корабля, строительство сильно затянулось. Всё же 5 октября 1944 года новый авианосец был подготовлен к спуску на воду. Но «Синано» стал неудачником с самого момента рождения. При подготовке к его спуску на воду ворота сухого дока, в котором он строился, неожиданно сорвало, и хлынувшая в док волна ударила корабль о стены дока. Спуск пришлось отложить на три недели. Но, так или иначе, «Синано» стал самым большим в мире авианосцем. Этот рекорд числился за ним вплоть до 1960 года, когда в море вышел первый американский атомный авианосец «Интерпрайс». Но дожить до встречи с ним японскому гиганту было не суждено.
Общие сведения
Проект авианосца IJN Unryū был разработан Морским Техническим Департаментом Японии и являлся улучшенной версией авианосца IJN Hiryū.
Корабли проекта Unryū официально числились авианосцами, однако неофициально их считали средними авианосцами. Для названий кораблей серии, кроме головного, использовали названия гор:
- IJN Unryū — Unryu (рус. Унрю) — Дракон, летящий по небу, верхом на облаке.
- IJN Amagi – Amagi (рус. Амаги) — Небесный замок, вулкан на полуострове Идзу .
- IJN Katsuragi — Katsuragi (рус. Кацураги) — гора на границе префектур Осака и Нара.
- IJN Kasagi — Kasagi (рус. Касаги) — гора в префектуре Киото.
- IJN Aso – Aso (рус. Асо) — вулкан на о. Кюсю.
- IJN Ikoma — Ikoma (рус. Икома) — гора на границе префектур Осака и Нара.
Описание конструкции
Корпус
Схематическое изображение Zuiho
Общая компоновка и архитектура повторяла авианосец Ryujo, по образу которого проектировались корпуса плавбаз. После преобразования корабля в авианосец, длина составляла 205,49 метров в целом. У нее был луч 18,19 метров и осадка 6,58 метров. Вес 11 443 тонны при стандартной нагрузке.
Ходовой мостик располагался на носовом траверзе ангара под полетной палубой. На корпусе был смонтирован закрытый ангар для 30 различных самолетов, которые подавались на полетную палубу двумя уравновешенными подъемниками с электроприводами.
Бронирование и пассивная защита
Гладкопалубный корпус имел крейсерские обводы и развитую систему подводной защиты. Для хранения авиационного топлива использовали танки, ранее предназначавшиеся для топлива ПЛ. Их оградили двойными переборками, промежуток между которыми заполнили водой. Аналогичным образом поступили и с погребами боезапаса. Таким образом работы по переоборудованию не требовали больших объемов и затрат. Подъемники разместили над погребами боезапаса, сравнительно близко к друг другу — на середине полетной палубы. Подобная схема создавала определенные проблемы при использовании палубной авиации и не отвечала требованиям боевой живучести, хотя и была удобна при подготовке самолетов к бою.
Конструкция полетной палубы IJN Zuiho. Отмечено удлинение палубы 1943 г.
Полетная палуба не имела броневой защиты. В оконечностях она крепилась к корпусу стойками-пиллерсами, а в центральной части держалась на стенках ангара, являвшихся продолжением бортов корпуса корабля. Ангар делился
огнеупорными раздвижными переборками на 4 изолированных отсека. Каждый из отсеков имел свою систему вентиляции и стационарную систему тушения пожаров.
Энергетическая установка и ходовые качества
Мощность энергоустановки 52000 л.с: 2 ПТ, 4 котла; максимальная скорость 28 узлов(52 км/ч, 32 мили в час). Запас топлива составлял 2 600 тонн нефти и давал возможность кораблю пройти 7 800 морских миль (14 400 км) со скоростью 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час).
Вспомогательное оборудование
Особенностью Zuihō являлось использование для вспомогательных механизмов электроприводов, энергию для которых вырабатывали 3 дополнительно установленных дизель-генератора.
История создания
В начале 30-х годов правительство Японии, взявшее курс на подготовку к войне с США, всеми способами пыталось обойти ограничения Вашингтонского соглашения 1922 г. В частности, оно приняло так называемую «теневую» судостроительную программу, которая предусматривала постройку вспомогательных судов, пригодных для быстрого переоборудования в боевые корабли. Так в составе японского флота появились большие быстроходные плавбазы подводных лодок и гидроавиатранспорты, спроектированные с расчетом на превращение в авианосцы.
База подлодок Tsurugisaki вступила в строй 15 января 1939 г. В ноябре 1940 г. началось переоборудование в авианосец.
История авианосца «Лэнгли»
«Лэнгли» в Перл-Харборе, 1928 г.
Как первый авианосец ВМС США, «Лэнгли» стал участником многих знаменательных событий. 17 октября 1922 года капитан-лейтенант В. Гриффин (Lt. Virgil C. Griffin) на самолёте Vought VE-7SF совершил первый взлёт с палубы авианосца. Несмотря на то, что ранее самолёты взлетали со специально оборудованных платформ на линкорах, это события имеет особое значение для США, где авианосцы являются предметом национальной гордости и основной боевой силой флота. Через 9 дней капитан 3 ранга Г. Шевалье (Lt. Cdr. G. De C. Chevalier) совершил первую посадку на самолёте Aeromarine 39B. 18 ноября 1922 года капитан 2 ранга К. Уитинг, управляя самолётом PT, впервые взлетел с авианосца при помощи катапульты.
В 1923 году в состав авиагруппы «Лэнгли» входили истребители Curtiss TF-1 (первый специализированный палубный самолёт) и разведчики Vought UO-1. В 1924 году на нём появились бомбардировщики-торпедоносцы Douglas DT-2, придав составу авиагруппы функциональную законченность.
15 января 1923 года «Лэнгли», находясь в Карибском море, начал серию тренировочных полётов и испытаний. В июне он отбыл в Вашингтон для проведения показательных выступлений перед высокопоставленными военными и гражданскими лицами. 13 июня 1923 года он отбыл в Норфолк, а затем до конца года продолжил тренировочные полёты в Атлантике и Карибском море.
В 1924 году он участвовал в манёврах и показательных выступлениях, летом прошёл ремонт и модернизацию в Норфолке, затем отправился на Западное побережье США в Сан-Диего и 29 ноября 1924 года вошёл в состав Тихоокеанского линейного флота.
Последующие 12 лет он действовал у побережья Калифорнии и Гавайских о-вов, участвуя в тренировках, экспериментальных полётах, обучении пилотов, тактических учениях флота. 25 октября 1936 года на военно-морской верфи Маре Айленд (Mare Island Navy Yard, шт. Калифорния) он прошёл реконструкцию и переоборудование а авиатранспорт. Хотя его служба в качестве авианосца закончилась, подготовленные на нём пилоты составили ядро авиагрупп новых американских авианосцев CV-2 «Лексингтон» и CV-3 «Саратога».
26 февраля 1937 года «Лэнгли» закончил реконструкцию, был переклассифицирован в AV-3, 11 апреля приписан к Воздушным разведывательным силам (Aircraft Scouting Force) и приступил к транспортировке самолётов в районах Сиэтла, Ситки (Sitka), Перл-Харбора и Сан-Диего. С 1 февраля по 10 июля 1939 года он был кратковременно откомандирован в Атлантический флот, затем вернулся на Тихоокеанский флот и 24 сентября 1939 года прибыл в Манилу.
В момент начала Второй мировой Войны «Лэнгли» находился в порту Кавите (Cavite, Филиппины). 8 декабря 1939 года он отбыл в Баликпапан (Balikpapan, о. Борнео), а затем в Дарвин (Австралия), куда прибыл 1 января 1942 года. До 11 января 1942 года он совместно с австралийскими ВВС участвовал в противолодочном патрулировании Дарвина, а затем приписан к международным американо-англо-голландско-австралийским силам в Голландской Ост-Индии, созданным с целью остановить продвижение Японии в этом районе. 22 февраля 1942 года он отбыл из Фримантла (Freemantle, Австралия) чтобы доставить в Чилачап (Tjilatjap, о. Ява) 32 самолёта P-40.
Слабое место империи
Японский флот старался полагаться на качество. И это был отнюдь не показатель силы, а вовсе наоборот. Дело в том, что в Токио отлично понимали: промышленный потенциал Соединённых Штатов превосходит японский даже не в разы, а на порядки.
Это наглядно показала реальность — во время Второй мировой американцы выделяли на Тихоокеанский театр около трети своих сил и средств. И всё равно сформировали ко второй половине войны настолько убедительное превосходство, что для того, чтобы наносить противнику хоть какой-то урон, японцам пришлось перейти к тактике самоубийственных атак.
Американские авианосцы в 1944 году
Предчувствуя нечто подобное ещё до войны, японцы пытались компенсировать это подготовкой личного состава. Но такая ставка хорошо проявляла себя где угодно, только не в большой индустриальной войне — её выигрывали не лучшие асы, акрепкие середняки».
И в итоге к 1944-му эти самые середняки изрядно проредилиасов». Что породило кризис подготовки. Формировать новые экипажи, дробя старые подразделения ветеранов и потихоньку вливая тудасвежую кровь», уже не получалось.Дыра» в рядах подготовленных людей, образовавшаяся после ряда кровопролитных сражений, породила появление множества не очень опытных командиров среднего звена — не говоря уже о том, что творилось на уровнях пониже.
И авианосцуТайхо» предстояло показать всю гибельность этой ситуации.
Вооружение
Универсальное вооружение авианосца состояло из 8-ми 127-мм орудий. ПВО изначально насчитывало 8Х25-мм автоматов.
Авиационное вооружение
Состав авиагруппы на январь 1942 г. был таким: 12 торпедоносцев B5N, 12 истребителей типа Zero А5М4.
12 (+ 2) истребителей тип Zero мод. 11 А6М2, 15 (+ 1) пикирующих бомбардировщиков тип 2 мод 11 (D4Y1 «Judi»).
Палубный торпедоносец Nakajima B5N1 Kate в полете незадолго до начала войны на Тихом океане.
Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование
Авианосец был оборудован для 127-мм орудий, состоявшей из 2-х стабилизированных постов наводки типа 89 мод.2 с 4,5-м дальномерами типа 94; зенитными приборами управления стрельбой типа 94 мод.1; СУАО для 25-мм зенитных автоматов: до 6 колонок прицельного визира тип 95.
Сочтём за честь иметь такого противника
Восточные соседи не хвастают тем, чего у них нет. Зато они не говорят о том, что у них есть.
Все, что достоверно известно о ВМС Японии – они прячут корабли и занижают характеристики оружия. Примером может быть несуразная классификация корабельного состава, в которой 250-метровые авианесущие корабли выдаются за «эсминцы».
После спуска «эсминцев» на воду последовала ожидаемая весть о заключении контракта на приобретение истребителей с вертикальным взлетом. При этом новость поступила от производителя из США. Японское оборонное ведомство до последнего хранило молчание.
Впрочем, здесь удивляться нечему.
Какие ассоциации у вас вызывает фраза «опытное» или «вспомогательное судно»? Килектор, морской буксир или проваливший испытания корабль-долгострой, который было приказано принять в «опытно-боевую эксплуатацию»?
На верхней иллюстрации – опытовое судно «Виктор Чероков» (пр. 20360 ОС), недостроенный плавкран-погрузчик боеприпасов, превращенный в стенд для испытаний торпедного оружия.
На нижней – не учтенный ни в одном из списков ракетный эсминец JS Asuka (опытовое судно ASE-6102). На его борту «проходят испытания» радары АФАР и подпалубные ракетные установки. Вместе с самым современным морским оружием продолжают испытываться газотурбинная ЭУ, гидролокаторы и противолодочный вертолет.
Мы привыкли, что значимые события ОПК получают огласку с высоких трибун. У нас всенародно выбирают названия для сверхсекретного оружия! Обсуждают скорость и дальность полета ракет. И сколько «Калибров» будет на новых корветах.
Значимые достижения японских военных остаются вне публичного пространства.
Линкоры
Котэцу (1864)
- Котэцу (1864–1888) — первый бронированный военный корабль Японии, позже переименованный в Адзума (бывший CSS Stonewall ).
- Фусо (1877–1910)
- Призы линкора Первой японо-китайской войны
Чинъен (1882, бывший китаец Чэнь Юэнь (1895–1914))
:
-
Класс Fuji
- Фудзи (1896–1948)
- Яшима (1896–1904)
-
Сикишима класс
- Сикишима (1898–1948)
- Хацусе (1899–1904)
- Асахи (1899–1942)
- Микаса (1900 — Сохранился)
- Призы линкора Русско-японской войны :
- Ики (1889, бывший русский император Николай I ) (1905–1915)
- Танго (1892, бывшая русская Полтава (1905–1923))
- Сагами (1898, бывший русский Пересвет ) (1905–1916)
- Suwo (1900, экс-русская Победа ) (1905-1946)
- Хидзэн (1900, бывший русский ретвизан ) (1905–1924)
- Ивами (1902, бывший русский орел ) (1905–1924)
- Мисима (1894, бывший русский адмирал Сенявин ) (1905–1936)
- Окиносима (1896, бывший русский генерал-адмирал Граф Апраксин ) (1905–1925)
-
Катори класс
- Катори (1905–1924)
- Кашима (1905–1924)
-
Класс Сацума
- Сацума (1906–1924)
- Аки (1907–1923)
-
Кавачи класс
- Кавачи (1910–1918)
- Сетцу (1911–1924)
-
Класс Kongō -линейные крейсеры, перестроенные как быстрые линкоры.
- Конго (1912–1944)
- Хиеи (1912–1942)
- Харуна (1913–1945)
- Киришима (1913–1942)
-
Фусо класс
- Фусо (1914–1944)
- Ямасиро (1915–1944)
-
Исэ класс
- Исэ (1916–1945)
- Хьюга (1917–1945)
-
Нагато класс
- Нагато (1919–1946)
- Муцу (1920–1943)
- Призы линкора Первой мировой войны :
- экс- турок Тургут Рейс , экс-немец Вайссенбург , назначен, но не принят) — BU 1938
- бывший немецкий Нассау БУ 1920
- бывший немец Ольденбург — BU 1921
-
Класс Тоса
- Кага (1921 г. — переоборудован в авианосец)
- Тоса (отменен в 1922 г., израсходован как цель)
Ямато (1940)
-
Ямато класс
- Ямато (1940–1945)
- Мусаси (1940–1944)
- Синано (преобразован в авианосец)
- Корпус № 111 (отменен в 1942 г.)
-
Кай Ямато
Корпус № 797 (не запущен)
класс
-
Конструкция линкора А-150
- Корпус № 798 (не запущен)
- Корпус № 799 (не запущен)
Камикадзе и война, растянувшаяся на десятилетия
Свирепых камикадзе на полях брани встретили сначала китайцы, а потом и русские с американцами во время Второй Мировой войны. Японских солдат, бросающихся под танки с магнитными минами и бьющихся в рукопашную до конца, практически невозможно было взять в плен.
Как пример можно привести взятие острова Сайпан, где солдаты по последнему приказу застрелившихся генералов Сайто, Игета и адмирала Нагумо предприняли банзай-атаку. Более трех тысяч солдат и мирных жителей, вооруженных бамбуковыми пиками, штыками и гранатами, сначала выпили весь имеющийся у них алкоголь, а затем с криками бросились на позиции американцев.
Даже раненые и одноногие скакали на костылях вслед за товарищами. Американцы были в шоке, что их ряды были прорваны, и нападающие добежали до артиллерии, но тут появились более опытные янки и перебили всех смертников. Но самое страшное предстало перед американцами позже — они увидели, как оставшиеся солдаты с женщинами и детьми подрывают себя гранатами или прыгают в море.
Знаменитая повязка камикадзе
Практика самоубийственных атак была весьма распространенной в японской армии того времени. Частично она базировалась на взращенной с младых ногтей готовности умереть за императора, частично — была вынужденной мерой из-за серьезного превосходства противников на море, земле и воздухе. Таких самоубийц называли — камикадзе, что в переводе значило «божественный ветер». Название дали в честь тайфуна, который в древности утопил армаду монголов, плывших завоевывать Японию.
Камикадзе вначале WWII использовали самолеты с огромными бомбами, которые они направляли на американские корабли. Позже они начали применять пилотируемые крылатые снаряды, которые называли Ока (цветок сакуры). «Цветки» со взрывчаткой, вес которой мог доходить до тонны, запускали с бомбардировщиков. На море к ним присоединялись пилотируемые торпеды, называемые — кайтэн (изменяющий судьбу) и катера, нагруженные взрывчатыми веществами.
Кайтэн
В камикадзе набирались исключительно добровольцы, которых было немало, поскольку служить в отрядах смертников было весьма почетным делом. К тому же семье погибшего выплачивалась приличная сумма. Тем не менее, какими бы эффективными и устрашающими не были атаки смертников, им не удалось спасти Японию от разгрома.
Но для некоторых солдат война не закончилась даже после капитуляции Японии. На многочисленных островах в джунглях осталось партизанить несколько десятков японцев, которые устраивали вылазки и убивали солдат противника, полицейских и мирных жителей. Эти солдаты отказались сложить оружие, поскольку не поверили, что их великий император признал поражение.
Например, в январе 1972 года на острове Гуам был обнаружен сержант Сеити Екои, все это время живший в яме около города Талофофо, а в декабре 1974 года на острове Маротай нашли солдата по имени Тэруо Накамура. И даже в 2005 году на острове Минандао были найдены 87-летний лейтенант Иосио Ямакаве и 83-летний ефрейтор Судзуки Накаути, которые прятались там, опасаясь наказания за дезертирство.
Хироо Онода
Но, конечно, самый нашумевший случай — это история , младшего лейтенанта японской разведки, который сначала с товарищами, а после их смерти и в одиночку, партизанил на острове Лубанг до 1972 года. За это время он и его сотоварищи убили тридцать и тяжело ранили около ста человек.
Даже когда его нашел японский журналист и сообщил, что война давно кончилась, он отказался сдаваться, пока его командир не отменит приказ. Пришлось срочно искать его бывшего начальника, который приказал Оноде сложить оружие. После помилования Хироо прожил долгую жизнь, написал несколько книг и тренировал молодежь навыкам выживания в дикой природе. Умер Онода 16 января 2014 года в Токио, не дожив до 92 лет пару месяцев.
История создания
В начале 30-х годов правительство Японии, взявшее курс на подготовку к войне с США, всеми способами пыталось обойти ограничения Вашингтонского соглашения 1922 г. В частности, оно приняло так называемую «теневую» судостроительную программу, которая предусматривала постройку вспомогательных судов, пригодных для быстрого переоборудования в боевые корабли. Так в составе японского флота появились большие быстроходные плавбазы подводных лодок и гидроавиатранспорты, спроектированные с расчетом на превращение в авианосцы.
База подлодок Tsurugisaki вступила в строй 15 января 1939 г. В ноябре 1940 г. началось переоборудование в авианосец.
Мало говорили – много делали
Победа в Русско-Японской войне принесла японцам титул крупной морской державы. Однако линейный флот Японии на 100 % состоял из броненосцев, построенных за рубежом. Ровно половина из них (6 из 12) были лишены гарантийного обслуживания и требовали серьезных вложений для приведения в боеспособное состояние. Причиной тому были известные обстоятельства.
После падения Порт-Артура и залпов Цусимы японцы захватили, подняли со дна и восстановили 17 боевых кораблей Российского Императорского флота, среди которых оказались «Варяг» и шесть броненосцев.
Спустя восемь лет трофейные корабли были поставлены под расстрел из 356-мм пушек линейных крейсеров типа «Конго». Мишени пошли на дно. А сами японцы старались не упоминать о том, что стали обладателями крупнейших в мире и, вероятно, сильнейших в тот период боевых кораблей.
Головной «Конго» был заложен на верфи «Виккерс» в преддверии Первой мировой войны. И стал последним японским кораблем, построенным за рубежом. Каждый последующий тип приобретал всё большую самостоятельность. Пока не наступил черёд «Нагато».
В 1920 году японцы представили чудовищный корабль, который опередил своих ровесников минимум на десятилетие. Главный калибр 16 дюймов, защищенность по лучшим стандартам эпохи и заявленная скорость 23 узла. Такого сочетания параметров не было ни у кого!
Реальные характеристики «Нагато» стали известны только в 1945 году. Когда на борт захваченного линкора поднялись американские военные и сделали массу интересных открытий.
Силовые установки «стандартных линкоров» США развивали мощность около 30 000 л. с., обеспечивая эскадрам единую максимальную скорость 21 узел. По прошествии десятилетий выяснилось, что выбранный стандарт был недопустимо мал для противодействия японским линкорам.
В машинных отделениях «Нагато» обнаружились 4 турбины суммарной мощностью 80 000 л. с., а реальная скорость японца превышала 26 узлов.
Судьба Японского Императорского флота
Почти весь Императорский флот погиб в ходе войны, а из уцелевших кораблей считанные единицы продолжили службу в послевоенное время. В 1950-е годы в Японии был создан новый военный флот, который до 2010-х годов был известен как «Морские силы самообороны Японии» (согласно конституции Японии запрещалось иметь армию, ВВС и ВМС). Из соображений «политкорректности» японские официальные лица всячески подчеркивают, что новый «демократический» флот страны не имеет ничего общего с прежним «захватническим» Императорским флотом. Действительно, культа былых традиций, характерного для нормальных флотов, в Морских силах самообороны нет. Однако в некотором смысле традиции Императорского флота сохраняются — многие из послевоенных японских кораблей носили и носят названия, прославленные десятилетиями ранее.