Афганистан

«Солнечное» имя

Советский солдат Сергей Краснопёров попал в плен к моджахедам в 1985 году.

«Как он сам объяснял, ушёл из расположения своей воинской части, не выдержав издевательств сослуживцев, — рассказал RT специальный представитель Российского союза ветеранов Афганистана (РСВА) Вячеслав Некрасов. — Ему, одному из очень немногих наших пленённых ребят, повезло: он смог выжить в сложившихся обстоятельствах и затем сделал личный выбор, остался в Афганистане. Я до декабря 2020-го 4,5 года руководил Российским центром науки и культуры Россотрудничества в Кабуле и неоднократно встречался с ним, знаю историю его жизни из первых уст».

  • Сергей Краснопёров в августе 2011 года
  • Gettyimages.ru

Афганский полевой командир, в прошлом школьный учитель, отнёсся к пленнику гуманно. Избиений, унижений не было. Правда, первое время по ночам на Краснопёрова надевали кандалы, но днём их снимали.

В боях против соотечественников перебежчик не участвовал, но помогал афганцам чинить и чистить оружие. Воинские части советских войск вскоре после его побега ушли из провинции Гор, а затем были полностью выведены из Афганистана. А Краснопёров остался.

В начавшейся после ухода советских войск кровавой афганской гражданской войне, когда все воевали против всех, погиб опекавший его командир моджахедов. Краснопёрову отдали в жёны его дочь Айшу.

Нур Момад построил дом и начал трудиться на двух работах — прорабом на строительстве дорог и электриком на гидроэлектростанции. Зарабатывал по местным меркам неплохо, но счастья не было.

Семеро детей, один за другим, сразу после рождения умерли у Нур Момада и Айши. Врачи в Чагчаране, Герате и Кабуле понять причину трагедий не смогли. Как будто проклятие преследовало.

«Краснопёров рассказывал мне, что помог целитель, которого родственники жены пригласили приехать издалека, из Панджшерского ущелья, — говорит Вячеслав Некрасов. — Тот пошептал что-то, дал мужу с женой какие-то священные амулеты и чудодейственные порошки. Мистика, конечно, но «волшебство» сработало».

Нур Момад и Айша родили и вырастили шестерых детей.

Страна холодная, но хорошая

«Старшая у нас Бибигуль, затем родилась я, потом Амир Мухаммад, Шах Мухаммад, Бибитахера и младшая Родия, — перечисляет Мехмангуль сестёр и братьев. — Нас всех на улице и в школе называли «шурави» (советскими. — RT). Когда ссорились с другими детьми, это звучало как ругательство. Но обычно просто как определение. Кто-то родился пуштуном, кто-то хазарейцем, а мы — дети русского».

О России, по её словам, отец рассказывал, что страна эта холодная, но хорошая. Сама девушка пока — мы говорили с ней на пятый день после прилёта — особого холода не почувствовала («У нас в горах зимой снега и больше выпадает, чем сейчас его на улицах в Екатеринбурге»), а хорошего увидела уже много.

На учёбу в Россию по квоте Россотрудничества она должна была прилететь ещё в прошлом году. Но границы перекрыла пандемия коронавируса. Когда появился просвет между волнами болезни, они с отцом приехали в Кабул и попали на поспешное бегство американских войск и смену в Афганистане власти.

«Жили в гостинице, еда закончилась, а выйти боялись, — вспоминает девушка. — Была слышна стрельба, всё время под окнами разъезжали машины с вооружёнными людьми. Никто не знал, что будет происходить через день, через час, — так всё неожиданно и страшно произошло. Потом отец стал выходить за лепёшками и водой. Когда ситуация успокоилась, пошли в российское посольство узнать, будут ли вывозные рейсы в Москву и когда. Пришлось носить бурку (паранджу. — RT), не люблю я её — тяжёлая, неудобная».

«Всё просто, — поясняет она, — мы так долго жили в Кабуле, что у отца стали заканчиваться деньги. Визу мне в посольстве России дали, прививку от коронавируса я получила и полетела через Иран в Москву. В аэропорту меня по просьбе бывшего руководителя миссии Россотрудничества в Кабуле Вячеслава Михайловича Некрасова встретил его друг-афганец, и вместе с ним мы сразу улетели в Екатеринбург. В университете меня приняли очень доброжелательно, спасибо кураторам, сразу дали место в общежитии. Моя соседка по комнате Катя — она как я. У неё тоже папа русский, а мама нерусская, казашка. Мы уже подружились».

После вынужденной из-за долгого ожидания вылета в Россию жизни в Кабуле на хлебе и воде Мехмангуль отметила и гастрономические для неё новшества.

Полезная информация

Для того, чтобы сэкономить время и деньги, а ваша поездка в страну была максимально удобной и комфортной, воспользуйтесь нашими сервисами.

Бронирование отеля — Афганистан

Не знаете где остановиться? Желаете забронировать отель по самым лучшим ценам?
Мы поможем вам найти и забронировать отель на самых выгодных условиях!

Аренда автомобиля — Афганистан

Задумались о транспорте? Желаете недорого взять автомобиль напрокат?
Мы поможем вам найти и арендовать автомобиль на самых выгодных условиях!

Нужен недорогой трансфер в отель из аэропорта или с вокзала? Или наоборот, вы отдохнули в отеле и вам нужно вовремя попасть на обратный рейс? Предлагаем вам воспользоваться услугами онлайн сервиса по заказу индивидуального трансфера в более чем 70 странах мира.

Не забудьте про страховку!

Страхование путешествующих осуществляется многими компаниями. На нашем сайте они представлены Liberty Страхование и Allianz Global Assistance. Это одни из крупнейших представителей данной отрасли, которым вы можете доверить своё здоровье, багаж и хорошее настроение.

Купить полис страхования через интернет очень просто. Вам достаточно воспользоваться нашим сервисом. Каждая купленная страховка, с пределом ответственности от 30000 Евро, подходит для получения шенгенской визы и принимается в посольствах всех стран. Процедура онлайн покупки проходит в несколько кликов и занимает не более 3-х минут. Произвести оплату можно любым удобным способом, в том числе и пластиковой картой. В случае наличия офисов страховых компаний в вашем городе, вы сможете произвести оплату и у них.

В контакте с «Талибаном»

К 2014 году активность «Талибана» в регионе вновь усилилась. США пришлось заморозить программу по выводу войск и ввести дополнительный контингент. Талибы сейчас контролируют около 10% всей территории страны. На западе Афганистана с середины 2010-х действует группировка ИГИЛ, которая до сих пор вербует студентов и фермеров в свои ряды. Помимо игиловцев, в стране активны около десятка других разрозненных экстремистских движений.

Сегодня в Афганистане вновь регулярно взрывают правительственные здания, военные академии и мечети, в которых служат провластные имамы. Россия, Узбекистан, Пакистан и США в последние годы проводят переговоры с представителями «Талибана» о возможном мире. Талибы требуют полностью вывести из Афганистана войска НАТО и США и добиваются участия в политическом урегулировании конфликта.

После прихода к власти в 2016 году президент США Дональд Трамп заявил, что отныне Вашингтон оставит часть военных в стране, но США больше не будут строить демократическое общество в Афганистане, а будут просто «убивать террористов». За время военной операции погибли почти 3,5 тысячи военных НАТО и несколько десятков тысяч мирных жителей.

На сентябрь 2019-го в Афганистане назначены президентские выборы. За пост главы государства борются 17 человек, среди которых реформаторы нынешнего правительства, чиновники эпохи «Талибана», бывшие моджахеды и бывшие работники коммунистических спецслужб.

«Родных людей надо знать»

По словам, Мехмангуль планы на ближайшее будущее у неё простые — учиться. В Афганистане она прошла строгий предварительный отбор, опередив многих желающих получить высоко ценящееся в этой стране российское образование.

В российских вузах для обучения иностранных студентов и аспирантов ежегодно выделяется 15 тыс. бюджетных мест. Порядка 350—400 из них занимали абитуриенты из Афганистана. О популярности российского образования говорит тот факт, что на одно место в отечественных университетах и институтах претендовали в среднем 17 кандидатов.

В конце октября, открывая заседание по Афганистану в московском формате, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сказал: «Важным шагом считаем решение о продолжении афганскими студентами, принятыми на учёбу в российские вузы, своего образования в очной форме. В ближайшее время планируем организовать их отправку в Россию».

Только в Уральском федеральном университете сейчас учатся около 70 афганцев. Со студенческой «диаспорой» УрФУ Мехмангуль пока не успела познакомиться, но не сомневается, что найдёт у земляков и землячек поддержку.

«По-другому у афганцев не бывает», — говорит девушка.

Талибы

Этническое разделение отчетливо проявилось после вступления в войну «Талибана». Изначально движение, которое во второй половине 1990-х годов захватило большинство территории страны, состояло практически полностью из пуштунов. Противостоявший ему «Северный альянс» — в основном из таджиков, узбеков и хазарейцев, хотя пуштуны входили туда тоже. Среди наиболее известных полевых командиров были таджик Ахмад Шах Масуд и узбек Рашид Дустум.

Но после 2001 года, когда режим талибов был свергнут, боевики, лишившиеся формальной власти, стали пересматривать свою стратегию. Как отмечает Обаид Али, эксперт по повстанческим движениям из Afghanistan Analysts Network, они стали сознательно апеллировать к этническим меньшинствам, а в начале 2010-х годов — активно вербовали в свои ряды таджиков, узбеков, туркмен и даже хазарейцев.

Мятежники, которым противостояла не только армия, но и иностранные войска, не могли рассчитывать лишь на силу, поэтому пытались заручиться поддержкой разных групп населения, соперничая в этом с правительством.

Как отмечает Обаид Али, они даже стали «больше считаться с нуждами местных жителей» — могли, например, отпустить взятых в плен полицейских после переговоров со старейшинами вместо того, чтобы казнить их, как раньше. В руководящий совет группировки из двух десятков человек, который до середины 2010-х состоял почти полностью из пуштунов, добавили нескольких таджиков, узбеков и туркмен.

Такая стратегия, в частности, применялась на севере страны, где пуштуны составляют меньшинство. После событий войны 1990-х годов талибы едва ли могли рассчитывать на поддержку узбеков и таджиков, однако на этот раз они задействовали религиозный фактор. Многие из местных клириков, отмечалось в отчете Afghanistan Analysts Network в начале 2010-х годов, выступали против правительства и иностранных войск — и «Талибан» стремился воспользоваться этим, чтобы привлечь их на свою сторону, а через них влиять и на местные общины.

Боевики эксплуатировали и общее недовольство населения. «Талибы никогда не пользовались существенной поддержкой на севере Афганистана, но доверие к их оппонентам могло оказаться еще ниже, — писали авторы отчета. — Многие из опрошенных местных жителей жаловались на коррупцию, произвол властей и плохое управление, а также неэффективность в противостоянии боевикам. Слабость власти способствовала тому, что вербовать сторонников — включая тех, кто не относится к пуштунам — оказывалось проще».

На захваченных территориях талибы, которые создают там параллельные структуры власти, не скрывая намерений вернуть контроль над всем Афганистаном, назначают своими представителями, в том числе, таджиков и узбеков.

Назад к консерватизму

Религиозные и племенные лидеры Афганистана были недовольны набирающей темпы модернизацией и реформами нового правительства: они называли эти процессы вестернизацей, потаканием империализму. На востоке королевства в конце 1920-х начали вспыхивать восстания, которые Кабул в течение года успешно подавлял.

Крупнейшее восстание против Амануллы-хана возглавил дезертир королевской армии Хабибулла Калакани. Он также известен под прозвищами «сын водоноса» и «король-бандит» – за то, что, согласно легендам, долгое время после дезертирства занимался разбоем. Калакани стал единственным королем не пуштунского происхождения – он был этническим таджиком. Под его руководством в январе 1929 года мятежникам удалось захватить власть. Король Хабибулла сразу же отменил декреты о «европейской одежде» и запретил женщинам посещать школы. Но его правление не продлилось и года: уже в октябре его свергли и казнили.

«Обживусь — поеду к бабушке»

По словам Мехмангуль, она находится на постоянной связи со своей семьёй. Когда не «шалят» связь и интернет, общается с родными по мессенджерам, рассказывает, как проходят её первые дни в России.

О планах в сфере личной жизни Мехмангуль говорит скупо: «Никакие женихи в Афганистане меня не ждут. Насчёт выхода замуж принуждений в семье не было, что вы! Мы же всё-таки в Чагчаране — шурави. И отец, и мать мне сказали: «Выйдешь за кого захочешь и когда захочешь». Всё на мой выбор».

Есть у неё и чисто «русские» планы.

«Очень хочу встретиться с моей бабушкой по отцу Ниной, — говорит она. — Она живёт в Кургане, там же проживает и сводный брат отца Алексей. Бабушка приезжала к папе в Афганистан в начале 1990-х. Российский консул и генерал Дустум (один из лидеров Северного альянса, глава узбекских антиталибских вооружённых формирований. — RT) устроили им тогда встречу в Мазари-Шарифе. Но я бабушку Нину никогда не видела, я тогда ещё не родилась. Мы общались с ней по телефону, она хочет ко мне приехать в Екатеринбург, но она уже очень старенькая. Наверное, когда обживусь в России, я сама к ней поеду. Родных людей надо знать, это в Афганистане обязательно. Наверное, и в России это норма».

* «Талибан» — организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.

Декада реформ

В этот период у власти находился эмир Аманулла-хан. Еще до восхождения на трон он симпатизировал так называемым младоафганцам – секуляристскому молодежному движению. Его участники выступали за внедрение конституции и обязательного образования как для мужчин, так и для женщин, модернизацию экономической и политической систем, а также за отделение религии от власти.

За время своего правления Аманулла-хан собрал команду реформистов во главе с писателем и поэтом Махмуд-беком Тарзи, им удалось реализовать большую часть изменений. В этот период правительство упразднило рабство, отправило большую часть военных в отставку, отменило паранджу для женщин и обязало население носить «европейские» одежды.

Страна подписала договоры о нейтралитете с империями и установила дипломатические отношения с десятками стран, отойдя от многовековой политики изоляции. Среди договоров о дружбе – договор с Советским Союзом, по которому Москва поставляла в Афганистан военную технику и давала крупные займы.

Афганистан в средние века[]

Ранний феодализм

В VII—VIII вв. большую часть территории Афганистана покорили арабы. С IX века она управлялась династиями Тахиридов, Саффаридов, а с 900 находилась под властью Саманидских эмиров Бухары. В IX—X вв. происходил значительный подъём хозяйства, культуры и искусства. В VII—X вв. получил распространение ислам. Народные движения против халифатских властей и местных династий в VII—X вв. возглавлялись сектами карматов, хариджитов и др. В 60-х годах X века — 30-х годах XII века территория Афганистана входила в государство Газневидов. С начала 30-х годов XII века под ударами Сельджуков, а позднее Гуридов государство Газневидов стало распадаться. Большая часть территории Афганистана вошла в состав государства Гуридов (1148—1206), ядром которого был Гур — горная область к востоку и юго-востоку от Герата, населённая гурцами. Гурцы в XII—XIV вв., а позднее афганцы играли видную роль в политической истории Афганистана и отчасти соседних стран. Основными территориями формирования афганской народности (пуштуны) были Сулеймановы горы, Газни-Кандагарское и Кветта-Пишинское нагорья. К древнему населению этих территорий, говорившему на языках восточно-иранской группы (к ней же относится современный афганский язык — пушту), восходят истоки афганского этногенеза, в котором на ранних этапах, видимо, участвовали бактрийцы, саки и эфталиты, а позднее — индийские (особенно на юге), таджикские и, возможно, тюркские элементы. Первые упоминания об афганцах встречаются в источниках с VI века. Большое значение для исследования истории Афганистана имеет изучение взаимосвязей между афганцами и таджиками, составлявшими основное население Гератского и других оазисов на территории Афганистана.

Нашествие монголов в XIII веке надолго затормозило экономическое и культурное развитие населения территории Афганистана. Тяжелые последствия его постепенно изживались в государстве Куртов (XIII—XIV вв.), но не были полностью преодолены и при Тимуридах, хотя в их владениях значительно оживилось хозяйство и процветала культура феодального общества, в котором были развиты феодальные формы земельной собственности, военно-ленная система. В XVI веке территория Афганистана была завоёвана Великими Моголами и Сефевидами. В длительной борьбе против власти Великих Моголов и Сефевидов создавались предпосылки для объединения афганцев в самостоятельное государство, образование которого задерживалось их раздробленностью на множество племён и родов. Общественный строй афганцев характеризовался, с одной стороны, наличием патриархального уклада (род, организованный на военный лад), с другой — развитием феодальных отношений. Рост имущественного неравенства и классовые противоречия у афганцев вызвали в 60-х годах XVI века массовое народное движение против Великих Моголов и афганской знати, возглавленное сектой рошани. За сектой рошани шли многие племена, но разногласия мешали их прочному объединению. Движение рошани было подавлено в конце 30-х годов XVII века.

Образование раннефеодального государства афганцев

В XVI веке возникают афганские феодальные княжества (например, хаттакское княжество Акора), что свидетельствовало о наличии у афганцев социально-экономических предпосылок для развития феодальной государственности. Правитель Акоры Хушхальхан Хаттак вместе с вождями племени афридиев возглавил крупнейшее восстание против Великих Моголов, охватившее в 1672—75 большую часть афганских племён. В 1709 против Сефевидов восстали гильзаи, и в Кандагаре образовалось независимое Гильзайское княжество. В 1716 возникло самостоятельное княжество племени абдали в Герате. Эти княжества в 30-х годах XVIII века были завоёваны Надиром. Однако после смерти Надир-шаха (1747) его держава распалась.

Подпольные войны

Новые власти Афганистана жестоко подавляли оппозицию, а предлагаемые экономические реформы не вызывали поддержки среди простого населения. СССР уже несколько лет тренировал местных военных и спонсировал социалистические группировки по всей стране, а в 1979 году ввел в Афганистан войска. Хотя режим был дружественным Советскому Союзу, Москва опасалась, что он падет и исламский фундаментализм «перельется» в приграничные центральноазиатские республики: против НДПА в Афганистане активно выступала клерикальная элита, в соседнем Иране победила Исламская революция, а режим в Пакистане трансформировался в религиозный.

Почти на 10 лет Афганистан стал полем для противостояния между СССР и США. Москва потратила десятки миллиардов рублей и десятки тысяч жизней на поддержку афганского коммунистического правительства во главе с Мухаммедом Наджибуллой. Вашингтон через спецслужбы Пакистана и напрямую тратил миллиарды долларов на вооружение и спонсирование повстанческих группировок, большую часть которых составляли моджахеды. Последним также оказывали поддержку Пакистан, Китай, Иран, Саудовская Аравия и Египет.

С началом войны в страну переехал сын крупного саудовского бизнесмена Осама бен Ладен. Во время войны он спонсировал религиозные школы и тренировочные лагеря моджахедов и иностранных бойцов из преимущественно мусульманских стран. Считается, что 1988-й стал годом основания Аль-Каеды и годом идеологического перелома для ее лидера – бен Ладена. Теперь он концентрировался не столько на войне в Афганистане, сколько на глобальной борьбе с «неверными».

В 1988-м Советский Союз неожиданно для многих стал спешно выводить войска из страны. Но военные действия не прекратились. За власть начали бороться многочисленные группировки, которые, несмотря на существенную финансовую и военную поддержку, нашли нового врага в лице Запада и конкретно США.

В пропасть фундаментализма

Пока иностранные правительства, финансировавшие войну, решали, кого из полевых командиров или бывших правителей поставить во главу нового Афганистана, силу набирало новое радикальное исламистское движение «Талибан» – в переводе с пушту «ученики».

Некоторые его сторонники прошли войну и сражались против коммунистов. Но подавляющее большинство – это те, кто родились в пакистанских лагерях беженцев, там же выучились в медресе и тренировались у моджахедов на афгано-пакистанской границе. Участники «Талибана», как и мирное население, были разочарованы продолжавшейся войной, навязанным Западом правительством и моджахедами, которые отошли от «правильных» ценностей и занялись разбоем и борьбой за власть друг с другом. Лидер движения и ветеран войны мулла Муххамед Омар, потерявший в боях правый глаз, обещал установить в стране мир.

Спецслужбы Пакистана способствовали его становлению. Как признавалась бывшая премьер-министр страны Беназир Бхутто, Исламабад финансировал группировку с начала 90-х, чтобы позже иметь рычаги давления. «Талибан» захватил власть в 1995 году и провозгласил Афганистан исламским эмиратом. С этого момента в стране начали действовать законы шариата, женщинам запретили учиться и работать, сжигались книги и кинопленки, разрушались памятники, а за правонарушения людям могли отрубать конечности. Бывшего президента-коммуниста Наджибуллу талибы публично казнили.

Легитимность этого правительства признали лишь три страны: Пакистан, Саудовская Аравия и Арабские Эмираты. В 2000-м «Исламский Эмират Афганистан» и чеченские сепаратисты самопровозглашенной Ичкерии взаимно признали друг друга.

История

Предки современных узбеков и таджиков жили на территории Афганистана на протяжении многих сотен лет. Хотя, отмечает Райан Брашер, доцент политологии колледжа Формана, обозначениям этнических групп долгое время не хватало определенности. Групповая идентичность зависела от религиозной или конфессиональной принадлежности, места проживания, языка, культуры, племенных связей и других факторов — при этом люди могли быть частью широкой этно-религиозной общности, но «гораздо более значимыми для них были их местные родственные связи».

«Представления о том, кого относить к таджикам, в частности, могли отличаться в разных местах, — объясняет Брашер. — Одно из них характеризовало группу по месту проживания, конфессиональной принадлежности и языку. При этом, например, некоторые хазарейцы, переходя из шиизма в суннизм, начинали называть себя таджиками. Хотя соседи могли, как и прежде, считать их хазарейцами».

Роль этнических групп усилилась в период гражданской войны и советского вторжения в Афганистан. Помимо прочего, отмечает Брашер, этому способствовали стороны конфликта, стремившиеся «мобилизовать людей по этническому признаку».

«Командирам, которые противостояли коммунистическому правительству, было проще набирать сторонников и получать доступ к территориям, откуда они были родом, — писал он. — Хотя на решение людей поддержать правительственные или мятежные силы все равно влияли и местные факторы — представители одной общины, например, таджикской, но из разных мест, могли оказаться по разные стороны конфликта из-за прежних разногласий».

Административно-территориальное деление Афганистана

Афганистан административно делится на 34 провинции (вилаят), которые, в свою очередь, делятся на районы.

Герб Афганистана

Герб Афганистана помещается на Флаге Афганистана и существует практически начиная с появления и образования самой страны. В последней версии эмблемы присутствует добавление шахады на арабском языке наверху. Ниже этого изображение мечети с михрабом, который стоит перед Меккой с молитвенной циновкой внутри. Приложенные к мечети два флага — флаги Афганистана. Ниже мечети надпись, которая означает название нации. Вокруг мечети гирлянда.

Флаг Афганистана

Образцом для нынешнего флага Афганистана послужил флаг 1930—1973 годов. Государственные органы власти используют флаг с чёрным гербом посередине, но наряду с ним есть флаги с гербом белого и жёлтого цветов. На полотнище флага три вертикальных полосы, где чёрный цвет — это цвет исторических и религиозных знамён, красный — цвет верховной власти короля и символ борьбы за свободу, а зелёный — цвет надежды и успеха в делах. В центре герба изображена мечеть с михрабом и минбаром, над которой написана шахада.

Последний король

Летом 1933-го Надира-шаха застрелили во время парада выпускников элитной школы Амани. Студента, который выстрелил в короля, запытали до смерти, а его брата и дядю казнили. На последующие 40 лет трон занял сын убитого Надира-шаха – Мохаммад Захир-шах.

В отличие от своего отца, Захир-шах начал плавную демократизацию монархии. За время его правления в королевстве приняли новую модернизированную конституцию, построили множество университетов. Были внедрены всеобщие выборы в парламент, расширены гражданские права и права женщин. Афганистан еще больше открылся для мировой дипломатии и иностранных инвесторов, балансируя между США и СССР с началом холодной войны. Сегодня в стране период правления Захира-шаха называют «золотым веком».

Время от времени в племенных регионах Афганистана поднимались восстания, но и они быстро утихали. Королю удавалось сохранять мир, назначая на государственные должности представителей различных этносов и племен. Несмотря на то, что в этот же период правительственный дискурс от традиционно исламского становился более секулярным, местные имамы почти не выказывали недовольства – на смену независимым региональным медресе приходили правительственные. Масштабное недовольство политикой короля и феодальной формой правления начало расти только с 1960-х среди студенческих марксистских движений.

Бесконечная «война с террором»

Утром 11 сентября 2001 года члены Аль-Каеды захватили четыре самолета: два из них направили в здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, третий – в здание Пентагона в Вашингтоне, четвертый самолет упал в штате Пенсильвания, не долетев до цели. Это стало крупнейшим в истории терактом: погибли почти три тысячи человек. Тогдашний президент США Джордж Буш-младший пообещал наказать виновных, объявив «войну с террором». Он же заявил мировому сообществу: кто не поддержит США – будет считаться союзником террористов.

Меньше чем через месяц Вашингтон введет войска в Афганистан, где правительство талибов укрывало бен Ладена, войска НАТО нанесут авиаудары по правительственным зданиям и тренировочным лагерям Аль-Каеды. К середине 2000-х в Афганистан перебросят свыше 100 тысяч американских военных: все они будут искать бежавших в горы лидеров свергнутого правительства «Талибана» и Аль-Каеды. Тогда же и начнется одна из крупнейших военных операций беспилотников.

Весной 2011 года военные США в совместной операции со спецслужбами Пакистана убили бен Ладена. В 2015-м стало известно о смерти муллы Мохаммеда Омара.

Расположение Афганистана

Афганистан — государство на юго-западе Средней Азии. На севере граничит с Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном, на востоке — с Китаем, Индией (спорная территория Джамму и Кашмир) и Пакистаном, на юге — с Пакистаном, на западе — с Ираном.

Административное деление Афганистана. Государство разделено на 29 провинций (вилаятов) и 2 округа центрального подчинения.

Форма правления Афганистана. Исламское государство.

Глава государства Афганистан. Президент.

Высший законодательный орган Афганистана. Не действует.

Высший исполнительный орган Афганистана. Правительство.

Крупные города Афганистана. Кандагар, Герат.

Государственный язык Афганистана. Пушту, дари.

Религия Афганистана. Ислам (85% — сунниты, 15% — шииты).

Этнический состав Афганистана. 38% — пуштуны, 25% — таджики, 19% —хазары, 6% — узбеки.

Валюта Афганистана. Афгани = 100 пулам.

Климат Афганистана. Субтропический, континентальный, засушливый, с резкими суточными и годовыми колебаниями температур. В Кабуле, находящемся на высоте 1830 м над уровнем моря, холодные зимы и теплое лето (в июле + 25°С, в январе от 0°С до + 7°С). Выпадение осадков, преимущественно зимой и весной, не превышает 375 мм. На северной равнине средняя температура июля + 30°С, января — +2°С (при минимальных температурах до — 20 °С). Только на юго-востоке Афганистана, где сказывается действие индийского муссона, наблюдаются летние дожди, причем горные склоны здесь получают до 800 мм осадков. В Джелалабаде (550 м над уровнем моря) климат субтропический, в Кандагаре (1070 м над уровнем моря) — мягкий.

Флора Афганистана. Около 3% территории занимают хвойные леса, которые находятся на высоте от 1830 до 3660 м, ниже произрастают лиственные леса (можжевельник, ясень). Среди фруктовых деревьев распространены яблоня, груша, персик, абрикос. На крайнем юге в орошаемых оазисах и Джелалабадской долине растут финиковые пальмы, оливки, цитрусовые.

Фауна Афганистана. В Афганистане водятся верблюды, горные козлы, медведи, газели, волки, шакалы, дикие коты и лисы. Знаменита порода выведенных здесь собак — афганская борзая. Реки и озера. Крупнейшие реки Афганистана — Амударья, Кабул, Гильменд и Герируд. Достопримечательности. Пещерный монастырь в долине Бами-ана (I—VIII вв.); дворец в Бусте (XI в.); минарет в Джам (XII в.); мавзолей Гаухаршад, мечеть Джума-Масджид в Герате (XVB.); остатки крепостных стен VII—VIII вв., средневековые садово-парковые ансамбли, в т. ч. Баги-Багур с гробницей Бабура (XVI в.), в Кабуле и др. Многие памятники в Кабуле и Кандагаре разрушены в ходе боев.

Полезная информация для туристов

В виду неспокойной обстановки и разрушений во время боев страна не пользуется популярностью у иностранных туристов.

Эффект

Вооруженные конфликты могут способствовать укреплению этнической идентичности — и это находит отражение в политике. Анализ выборов в послевоенной Боснии, например, показал, что общины, больше пострадавшие от войны, активнее голосовали за партии этнического характера. «В таких условиях связи внутри этнических групп могут усиливаться, а недоверие между группами — расти, — заключали авторы. — Все это способствует политизации этнического фактора, и партии этим пользуются».

Подобное происходило и в Афганистане. На президентских выборах, прошедших в 2009 году, пуштуны в основном голосовали за кандидатов-пуштунов (включая победившего Хамида Карзая), таджики — за таджика Абдуллу Абдуллу, хазарейцы — за хазарейца Рамазана Башардоста. На более ранних выборах в 2004 году подавляющее большинство пуштунов также поддержало Карзая, большинство узбеков — Рашида Дустума, и на парламентских выборах в 2005 году голосование шло по такому же принципу.

Хотя названия основных партий подчеркивают религиозную, то есть исламскую, принадлежность, а не тот или иной этнос, отношение к ним, отмечалось в исследовании середины 2000-х годов, формировалось в зависимости от их связей с этническими группами — как к «узбекской», «таджикской» или «хазарейской» партиям. Так произошло в случае с «Исламским обществом Афганистана», которое в основном объединило таджиков.

С другой стороны, ситуация может быть сложнее, чем просто поддержка «своих». Экспериментальный анализ Международного центра роста, опубликованный в 2019 году, показал, что хотя жители северных провинций Афганистана действительно склонны поддерживать кандидатов-соплеменников, их выбор может определяться не столько лояльностью к «своим», сколько недоверием и негативным отношением к «чужим».

Президентские выборы 2014 года, хотя и сопровождались значительными нарушениями, стали примером того, как политики, представляющие одну из этнических групп, могут апеллировать к другим. В них участвовали всего два кандидата — пуштун Ашраф Гани и таджик Абдулла Абдулла. Результаты показали, что за первого проголосовало большинство узбекской общины, за второго — большинство хазарейцев. В итоге выборы завершились разделом власти — Гани стал президентом, его соперник получил пост премьер-министра.

Все это, отмечают социологи из Сиднейского университета, может служить подтверждением роли этнического фактора. Исследователи указывали, что при отсутствии собственного кандидата группы в основном голосуют солидарно, рассчитывая на поддержку элит, представляющих претендента на власть, — но также и связанных с этим ограничений.

«Этническая идентификация учитывается при политическом торге между элитами, она может использоваться ими для мобилизации людей, — констатируют они. — Но в повседневной жизни существенную роль по-прежнему играют местные и родственные связи, а также механизмы покровительства, на которые люди полагаются в условиях слабости государственных институтов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector