A-10 warthog

Battlefield 3

Одиночная игра

В синглплеере Battlefield 3, A-10 «Тандерболт» оказывает поддержку игроку в миссии Гремит гром. Также игрок непосредственно указывает самолёту место атаки в миссии На охоту.

Сетевая игра

В сетевой игре Battlefield 3, A-10 «Тандерболт» встречается на картах Граница Каспия, Остров Харк и Операция «Огненный шторм» в режиме Штурм. Обладает хорошей бронёй, но не имеет форсажа. Используется для поддержки наземных сил и уничтожения вражеской сухопутной техники. Оснащен мощной семиствольной пушкой GAU-8. Из-за небольшой скорости имеет меньший радиус поворота. Возгорается на 35% здоровья.

Техника из Battlefield 2

Лёгкая техника

DPV · HMMWV · FAV Багги · Водник · NJ 2046 · Пикап (SF) · AIL Raider (SF) · Мотовездеход (AF) · VB1 (EF, вырезан)
Лёгкая бронетехника

LAV-25 · БТР-90 · WZ551 · БМП-3 (SF)
Тяжёлые танки

M1A2 · Т-90 · Type 98 · Challenger 2 (EF)· Leopard 2A6 (EF)
Зенитки

M6 Linebacker · Тунгуска · Type 95 SPAAA
Гражданская техника
Погрузчик (SF) · Гражданский автомобиль (SF) · Маслкар (AF) · Седельный тягач (AF) · Тачка (вырезана)
Вертолёты

AH-1Z · MH-60S Knight Hawk · Ми-28 · Ми-17 · WZ-10 · Jingdezhen Z-8 · AH-64 Apache (SF) · Ми-24 (SF) · Tiger HAP (EF) · AH-6 Little Bird (AF) · Eurocopter EC635 (AF) · WZ-11 (AF) · Lynx (EF, вырезан)
Самолёты
F/A-18C Hornet · F-35 Lighting II · F-15E Strike Eagle · МиГ-29 · Су-34 · J-10 · Су-30 · Eurofighter Typhoon (EF) · A-10 Thunderbolt II (AF) · Су-25 (AF) · Nanchang Q-5 (AF) · Harrier (вырезан)
Водный транспорт
Надувная лодка · USS «Эссекс» (LHD-2) · Гидроцикл · LCAC (вырезан)
Оборудование
BGM-71 TOW · Phalanx CIWS · HJ-8 · Stinger · ИГЛА

См. также Транспорт


Техника из Battlefield: Bad Company 2

Основные боевые танки

M1A2 Абрамс · Т-90
Боевые машины пехоты

M3A3 Брэдли · БМД-3 Бахча · ЗСУ БМД-3 Бахча · ACV-S (вырезан)
Лёгкая техника
Водник · Cobra 4WD · HMMWV 4WD · Квадроцикл · CAV · M939 · Type 95 Kurogane
Вертолёты

Ми-28 · AH-64 Апач · UH-60 Блэкхоук · Ми-24 · БПЛА
Водный транспорт
ИПС · Патрульный катер · Mark V SOC
Оборудование
Миниган · XM-312 · КОРД · QLZ-87 · XM307 · BGM-71 TOW · Корнет · ЗУ-23-2 · VADS · M1919 Browning
Недоступный транспорт
Ка-52 · A-10 Thunderbolt II · F-18 Hornet · Су-25 · Ан-225 · Type 97 Chi-Ha · A6M Zero · F4U Corsair · Субмарина типа B1 · Bofors L60

См. также Транспорт


Техника из Battlefield Play4Free

Основные боевые танки

M1A2 Abrams • Т-90
Боевые машины пехоты

LAV-25 • БТР-90
Лёгкая техника

HMMWV • ГАЗ-3937 Водник • Desert Patrol Vehicle • FAV Багги
Вертолёты
AH-64 Apache • Ми-28 • UH-60 Black Hawk • Ми-17 • MD530 Littlebird • WZ-11
Самолёты
F-35 • МиГ-29
Водная техника

Надувная лодка · USS «Эссекс» (LHD-2)
Стационарная техника

BGM-71 TOW · HJ-8 · Stinger · Игла

См. также Техника


Техника из Battlefield 3

Лёгкая техника

ITV «Growler» · Боевая машина ВДВ · «Хамви» M1114 · ГАЗ-3937 «Водник» · Гражданский джип (SP) · Техничка (SP) · LVS (SP) · Погрузчик (BtK) · БМ(дп) (BtK) · Квадроцикл (AK) · Феникс (AM) · Барсук (AM) · Носорог (AM) · Кроссовый мотоцикл (EG)
Боевые машины пехоты

LAV-25 · БМП-2М · AAV-7A1 «AMTRAC» · БТР-90 (BtK)
САУ

M1128 (AK) · Спрут-СД (AK)
Основные боевые танки

M1 Abrams · Т-90А · Т-72 (SP) · Type 72Z (SP)
Зенитки

LAV-AD · 9К22 «Тунгуска-М» · Вездеход с системой ASRAD (EG) · «Водник» с ЗРК (EG)
Артиллерия

M142 (AK) · БМ-23 (AK)
Вертолёты
AH-6J Little Bird · Z-11W · AH-1Z Viper · Ми-28 · UH-1Y «Веном» · Ка-60 «Касатка» · V-22 Osprey (SP) · Ми-24 (SP) · Eurocopter AS350 (SP)
Самолёты

F/A-18E Super Hornet · Су-35БМ · A-10 «Тандерболт» · Су-25ТМ · F/A-18F Super Hornet (SP) · B-1 Lancer (SP) · Ан-22 (SP) · F-35 (BtK) · Самолёт поддержки (AK) · Десантный корабль (EG) · F-16 Fighting Falcon (вырезан) · Су-33 (вырезан)
Водный транспорт

Надувной катер · LCAC · Фрегат типа «Оливер Хазард Перри» · Эсминец типа «Арли Бёрк» · Заправщик типа «Генри Джей Кайзер» · USS «Эссекс» (LHD-2) · USS «Джордж Буш» (CVN-77)
Стационарная техника

M220 TOW · Centurion C-RAM · 9М133 «Корнет» · Панцирь-С1

См. также Техника

Боевое применение

Дата, событие Расклад сил до… …и после Ущерб противнику
1983

Войны в Гренаде — Первое использование

Простая поддержка сухопутных войск
1991

Войны в Персидском заливе —

Первое боевое использование

144 самолёта, 8100 боевых вылетов, уровень боеготовности — 95,7%,

7 сбито (одна потеря на 1350 вылетов), 15 повреждено

Прилетали со страшными ранами в крыле, двигателе и хвосте (но прилетали!)

Танков — более 1000, другой техники — более 2000,

стволов артиллерии — более 1200.

Результаты лучше, чем у всех прочих самолётов и даже противотанкового вертолёта «Апач» (АН-64)

«Буря в пустыне» 2 штурмовика, 1 вылет Танки — 23 уничтожено, 10 повреждено
Охота за пусковыми установками «Скад» 1 ночь Ноль установок, 2 вертолёта (Ми-8 и MBB Bo 105)
1999

«Союзническая сила» — военная операция НАТО против  Югославии.

С авиабаз на территории Италии

Более 30 тысяч снарядов с урановым сердечником В начале 2001 – скандал: угроза здоровью миротворцев НАТО и мирного населения в Косово
2001

  • Войны НАТО в Афганистане;
  • операции «Несгибаемая свобода»;
  • аэродром Баграм под Кабулом
Успешно применяется и поныне для уничтожения талибов
март-апрель 2003

Операция «Свобода Ираку»

60 штурмовиков 1 сбит 7 апреля, 1 тяжело повреждён, пилот спаслась

24 танка Т-54 и Т-55, до 13 единиц бронетанковой техники

Успешно применяются «Тандерболты» и против ИГИЛа, особенно по колоннам бензовозов.

Отметки на фюзеляже А-10 «Тандерболт»: 1 пусковая установка «Scud», 3 радиолокационных станции, 11 танков и 42 единицы бронетехники.

В светлое время А-10 показал высокую точность: с 1,2 км 80% снарядов попадают в круг 6 м диаметра. По танкам стрельба велась с 1,8 км (на высоте 100-150 м), по небронированным целям — с 3-3,5 км.

Ночью и в сложных метеоусловиях (а также при запыленности и задымленности) эффективность была крайне низкой. Известны случаи и «дружественного огня»:

Дата Атакованная цель Результат
1991, сражение за Рас-эль-Хафджи Американский бронетранспортёр LAV-25 (лётчик и наводчик перепутали его с БТР-60) 6 погибших американцев
Британские боевые машины пехоты 5 раненых и 1 погибший британец
2001, сражения за Насирию Подразделение морских пехотинцев (из-за ошибки авианаводчика) 1-10 погибших
28 марта 2001 Четыре боевые британских машины 1 погибший
2003, возле Газни Дом предполагаемого террориста 9 детей, игравших неподалёку

История создания

Интерес к самолёту-штурмовику проявляла в первую очередь Армия США, однако инициатива была перехвачена ВВС США, которые крайне негативно относились к возможности появления у Армии своей собственной авиации. В 1966 году ВВС начали исследования требований к такому самолёту в рамках программы A-X (Attack eXperimental — ударный экспериментальный). 6 марта 1967 года в 21 авиастроительную фирму были отправлены условия конкурса на проектирование относительно недорогого бронированного штурмовика, который должен был иметь скорость не менее 650 км/ч, высокую манёвренность на малой высоте, возможность базирования на грунтовых аэродромах, мощное пушечное вооружение и большое число узлов внешней подвески.

Конкурирующий прототип Northrop YA-9.

В мае 1970 года для участия в финале конкурса были выбраны проекты компаний Northrop и Fairchild Republic. Для постройки опытного образца Нортроп YA-9A было выделено 28,9 млн долларов, для Фэйрчайлд-Рипаблик YA-10A — 41,2 млн. Первым в воздух поднялся YA-10A (10 мая 1972 года), опередив своего конкурента на двадцать дней. Для проведения сравнительных испытаний на авиабазе Эдвардс было сформировано подразделение JTF (Joint Test Force), состоявшее из лётчиков, имевших большой боевой опыт. Сравнительные испытания начались 24 октября 1972 года. На авиабазе Райт-Паттерсон проводилась оценка боевой живучести самолётов с применением оружия советского производства, в частности ЗУ-23-4 «Шилка». Кроме того, оба прототипа сравнивались с состоявшим на вооружении ВВС штурмовиком A-7D. В целом YA-9A и YA-10A оказались достойными соперниками, не имея друг перед другом решающих преимуществ. Самолёт Нортроп имел немного более высокую манёвренность и разгонные характеристики, самолёт Фэйрчайлд-Рипаблик был более экономичным и простым в обслуживании. Наконец, в январе 1973 года было объявлено о победе в конкурсе YA-10A. Фирма Фэйрчайлд-Рипаблик получила первый контракт (159 млн. долларов) на производство 10 предсерийных самолётов.

Первый предсерийный YA-10A поднялся в воздух 15 февраля 1975 года. В сентябре на него впервые было установлено штатное оружие — авиапушка GAU-8 «Эвенджер» (до этого самолёты летали с пушкой M61). 30-мм авиапушка GAU-8 была создана специально для A-10 и является одной из мощнейших артиллерийских систем, когда-либо устанавливавшихся на американских самолётах. Пушка установлена по центру фюзеляжа (и заняла половину его), поэтому носовую стойку шасси пришлось установить не по осевой линии, а чуть сбоку, справа. Эффективность огня GAU-8А испытывали на американских танках M48 и советских Т-62, полученных из Израиля; выяснилось, что она способна эффективно поражать Т-62 (вызывать пожар и детонацию боекомплекта) при стрельбе на дистанциях до 1200 м. В октябре 1975 года взлетел первый серийный A-10A, получивший официальное название «Тандерболт» II в честь известного истребителя-бомбардировщика Второй мировой войны P-47 «Тандерболт». С марта 1976 года самолёты начали поступать в подразделения авиабазы Девис-Монтен, штат Аризона. Первая эскадрилья A-10 достигла боеготовности в октябре 1977 года.

Серийное производство A-10 было завершено в 1984 году после постройки 715 самолётов. Стоимость одного самолёта — 4,1 млн. долларов в ценах 1977 года, или 16,25 млн. долларов в ценах 2016 года.

Всего изготовлено 715 самолётов: два прототипа, 6 предсерийных YA-10A и 707 серийных A-10 (по другим данным изготовлено 708 серийных самолётов).

The A-10 Warthog’s Unique Design Sets It Apart

An A-10 Thunderbolt II, assigned to the 74th Fighter Squadron, Moody Air Force Base, GA, returns to mission after receiving fuel from a KC-135 Stratotanker, 340th Expeditionary Air Refueling Squadron, over the skies of Afghanistan in support of Operation Enduring Freedom, May 8, 2011.

Master Sgt. William Greer, U.S. Air Force: A-10 Warthog

The design of the A-10 Warthog is nearly unique. It reflects the aircraft’s mission. The large wing area, large left & right ailerons, and high wing aspect ration all contribute to the A-10’s excellent maneuverability, particularly at low speeds. The A-10 is almost as long as it is wide. The wingspan measures 57 feet 6 inches. The length of the aircraft is 53 feet 4 inches long. The wing design, wheelbase, combined with its oversized turbofan engines, allow the A-10 to take off and land on shorter, primitive airfields. These engineering choices give the aircraft the ability to land as close to the front line of battle as possible. The airframe is designed as a honeycomb structure, which decreases weight while adding strength. This allows the A-10 to fly further and longer in order to engage targets. Also the aircraft’s cockpit bubble canopy allows 360-degree views of the battlefield

Описание A-10 Thunderbolt II

A-10 Thunderbolt II – это низкоплан, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с двухкилевым вертикальным оперением и силовой установкой, состоящей из двух двигателей.

Фюзеляж самолета типа полумонокок, в его передней части находится кабина пилота, ее форма и расположение обеспечивает летчику хороший обзор вперед, вниз и в стороны. Кабина пилота закрыта мощной титановой броней и выполнена в виде ванны, она способна защитить летчика от снарядов калибра 37 мм. Катапультное кресло обеспечивает эвакуацию пилота на любой скорости и высоте.

К центральной части фюзеляжа с помощью специальных пилонов крепятся мотогондолы двух турбовинтовых двигателей. Такое расположение силовой установки уменьшает вероятность попадания в двигатели посторонних предметов во время взлета и посадки, упрощает их обслуживание, а также дает дополнительную защиту от огня с земли. Выхлопные газы двигателя проходят над плоскостью стабилизатора, что уменьшает заметность А-10 в тепловом диапазоне. Подобное размещение двигателей позволило разместить топливные баки около центра тяжести самолета и отказаться от системы перекачки топлива.

«Тандерболт» имеет прямоугольное крыло значительной площади, которое состоит из центроплана (34%) и двух консолей трапециевидной формы. Крыло самолета оснащено трехсекционными закрылками Фаулера и элеронами. Форма и площадь крыла позволяет штурмовику активно маневрировать на малых скоростях и нести большую полезную нагрузку.

Стабилизатор самолета имеет прямоугольную форму и довольно большую площадь (20% от площади крыла), что обеспечивает машине хорошие маневренные характеристики. На концах стабилизатора размещены два вертикальных киля с рулями направления. Подобная конструкция хвостового оперения повышает живучесть самолета: он может продолжать управляемый полет при потере одного из килей и даже одной из консолей стабилизатора.

А-10 «Тандерболт» имеет трехопорное убирающееся шасси с передней стойкой. Все стойки одноколесные, в убранном состоянии они несколько выступают (примерно на треть) за обводы фюзеляжа, что облегчает вынужденную посадку машины. Конструкция шасси А-10 позволяет самолету использовать аэродромы с грунтовым покрытием.

Силовая установка штурмовика состоит из двух двигателей ТРДД General Electric TF34-GE-100, каждый из которых имеет тягу 4 100 кгс.

А-10 оснащен двумя независимыми гидравлическими системами, которые обеспечивают работу элементами механизации крыла, выпускают и убирают шасси, вращают ствол 30-мм носового орудия.

«Тандерболт» имеет систему пожаротушения, которая для борьбы с огнем использует инертный газ фреон.

Радиоэлектронное оборудование А-10 можно назвать простым, по сравнению с другими американскими боевыми самолетами. В состав комплекса бортового радиоэлектронного оборудования входит: системы ближней и дальней навигации, радиокомпас, радиовысотомер, радиопеленгатор, автопилот, индикатор на лобовом стекле, система посадки по приборам. В распоряжении пилота несколько радиостанций разного диапазона, а также система предупреждения о радиолокационном облучении.

Рядом с носовой стойкой шасси находится система обнаружения целей, подсвеченных лазерным лучом. Она способна обнаруживать объекты на дистанциях до 24 км. Также на штурмовик может быть установлен контейнер с аппаратурой РЭБ.

Штурмовик А-10 «Тандерболт» вооружен мощнейшей 30-мм пушкой GAU-81A, которая установлен в носовой части самолета, практически на его оси симметрии. Орудие выполнено по схеме Гатлинга и имеет семь вращающихся стволов. Гильзы снарядов пушки изготовлены из алюминия, что позволило значительно уменьшить вес боезапаса. Полный вес пушечной установки вместе с боеприпасами составляет 1830 кг.

Пушка GAU-81A имеет гидравлический привод, беззвеньевую систему подачи боеприпасов и магазин барабанного типа. Снаряды орудия имеют пластиковые ведущие пояски, что существенно повышает ресурсы стволов. Пилот может задавать разную скорострельность орудия: от 2100 до 4200 (позже верхний порог был снижен до 3900) выстрелов в минуту. В реальных условиях пилот обычно ограничивается несколько залпами длительностью по несколько секунд каждый. В противном случае возможен перегрев стволов. Чтобы не повредить корпус самолета, использованные гильзы не выбрасываются наружу, а собираются в барабан.

Конструкция штурмовика

Конструктивно одноместный штурмовик A-10 Thunderbolt II представляет собой низкоплан, обладающий трапециевидным крылом и двухкилевым вертикальным оперением. Фюзеляж боевого самолета простой конструкции типа полумонокок изготавливался в основном из сплавов алюминия, которые отличались высокой коррозийной стойкостью к дефолиантам (смесь дефолиантов и гербицидов составляла печально известный Agent Orange), широко использовавшимся американцами во Вьетнаме. Фюзеляж самолета отличается достаточно высокой живучестью: он не должен был разрушаться при повреждении двух диаметрально противоположных лонжеронов, а также двух прилегающих к ним панелей обшивки.

Трехлонжеронное низкорасположенное крыло состояло из прямоугольного центроплана, в котором находились топливные баки, и двух трапециевидных консолей. Простота конструкции крыла штурмовика была достигнута использованием большого количества прямых лонжеронов, одинаковых нервюр и обшивки, которая производилась методом штамповки. В местах изменения толщины обшивки по размаху крыла конструкторы предусмотрели использование прямых соединений внахлест. Законцовки крыла самолета A-10 Thunderbolt II были отогнуты вниз, что позволило увеличить крейсерскую дальность полета на 8%. Само крыло выделялось большой относительной кривизной и толщиной, что обеспечивало ему на малых скоростях полета оптимальную величину подъемной силы.

Пилот и критически важные системы управления штурмовиком надежно защищены полуторадюймовой титановой броней, которая в состоянии выдержать попадание 37-мм снарядов. При этом бронекабина летчика изготовлена в форме «ванны», собранной на винтах из титановых бронелистов. Бронестекло фонаря кабины в состоянии выдержать попадание 23-мм снаряда такой ЗСУ как «Шилка».

На концах центральной части крыла самолета были установлены обтекатели, предназначенные для размещения основных стоек шасси, убирающихся вперед. Ниши обтекателей стоек после их уборки не закрываются щитками, поэтому колеса шасси несколько выступают наружу, что делает аварийную посадку штурмовика более безопасной. Хвостовое оперение самолета было спроектировано конструкторами таким образом, чтобы при потере одного киля или даже одной из половин стабилизатора A-10 Thunderbolt II мог продолжать свой полет.

Новой и интересной для боевых самолетов была схема установки двигателей, которые разместили в отдельных гондолах по бокам хвостовой части фюзеляжа штурмовика. К достоинствам подобной схемы расположения можно было отнести снижение радиолокационной и тепловой заметности двигателей, снижение вероятности попадания в воздухозаборник посторонних предметов с ВПП и пороховых газов при стрельбе из артиллерийской установки. Также подобная компоновка силовой установки позволяла обслуживать штурмовик и подвески вооружения при работающих двигателях и обеспечивала удобство при ее эксплуатации и замене. К тому же центральная часть фюзеляжа штурмовика A-10 оставалась свободной для размещения вблизи центра тяжести самолета топливных баков, что позволило обойтись без системы перекачки топлива для обеспечения необходимой центровки самолета.

Достоинством такого расположения было и повышение живучести штурмовика. Подтверждение этому было получено в боевых условиях. В 1999 году с авиабаз, расположенных на территории Италии, штурмовики A-10 Thunderbolt II принимали участие в военной операции НАТО против Союзной Республики Югославии. В рамках проведения данной операции американские военные не признали ни одной потери штурмовиков A-10. В то же время 2 мая 1999 года в аэропорту Скопье (Македония) аварийную посадку совершил один из штурмовиков этого типа. Самолет сел на одном двигателе, второй двигатель был начисто отстрелен, позднее его демонстрировали по югославскому телевидению.

Высокая маневренность штурмовика на низких высотах давала машине неплохие шансы на уклонение от ЗУР и атак истребителей противника. Хорошая маневренность в совокупности с обзором из кабины и сравнительно низкой скоростью полета позволяли самолету поражать даже сравнительно малоразмерные цели с одного захода. Стрельба из артиллерийской системы по целям типа танк велась с высоты 100-150 метров с расстояния в 1800 метров, по небронированным целям огонь можно было открывать с дистанции 3000-3600 метров.

The First Flight Ran Into a Few Glitches

A crew chief from the 51st Maintenance Group marshals an A-10 Thunderbolt II prior to takeoff for a training mission during exercise Beverly Herd 16-01 at Osan Air Base, Republic of Korea, May 10, 2016. The 25th Fighter Squadron arrived with A-10s to Osan in October 1993. BH 16-01 is a week-long readiness exercise for the 51st Fighter Wing that includes a plethora of scenarios.

Tech. Sgt. Travis Edwards, U.S. Air Force: A-10 Warthog

While the A-10 is renown for durability, the first adoption of the aircraft did have a few problems. Davis-Monthan Air Force Base, Ariz. received the first-ever production A-10 in October 1975. When production began in full in 1976, initial fatigue testing failed to meet the new 8,000 hour standard. However, further testing by the engineers at Fairchild Republic found that they needed to reinforce the airframe in order to fix the issue. This was relatively minor. After the correction, 715 airplanes were ordered at the rate of 15 aircraft per month.

Достоинства и недостатки

40 лет активного использования доказали массу достоинств «Тандерболта» А-10.

Живучесть:

  • резервирование систем (например 2 независимые гидравлические системы управляют шасси и носовой пушкой);
  • разнесение двигателей;
  • топливные баки самозатягивающиеся;
  • бронировка самых важных частей — кабины, систем управления, топливных баков и пр.

Способен лететь, даже потеряв треть крыла, половину хвостовой части и один из двух двигателей.

А-10 возвращается на базу даже пробитым двигателемПотеря части хвоста — не повод не вернуться с задания на «Тандерболте»Прилетает на аэродром «Бородавочник» и с серьёзными пробоинами в корпусе и крыле

Богатая техническая начинка:

  • обилие разнообразного вооружения — управляемые и неуправляемые бомбы и ракеты разного типа, авиапушки;
  • высокая точность вооружения;
  • хорошая боевая нагрузка — 7,2 т;
  • множество прицельно-навигационных систем и радиооборудования;

Отличная манёвренность на низких высотах:

  • уклоняется от зенитных управляемых ракет;
  • за 7 секунд разворачивается и заходит на повторную атаку.

Выигрышные технические характеристики:

  • долгое время полёта (с возможностью дозаправки) — до 8 часов;
  • отличный практический потолок — почти 14 км;
  • на низкой скорости с одного захода поражает малоразмерные цели;
  • хороший обзор из кабины;
  • прекрасная управляемость (никогда не было специального тренировочного варианта).

Есть, однако, у самолёта и слабые стороны:

На больших скоростях А-10 менее манёвренный — например вписаться в каньон будет очень сложно.

  1. Двигатели уязвимы сверху.
  2. Не всеяден — летает только на авиационном керосине.
  3. Слабая часть — от хвоста до бронекабины летчика, можно прошить зенитной самоходкой «Шилка».
  4. Листы титана нецельные, несварные, а на болтах — опасность поражения пилота.

Несмотря на доблестную службу, «Тандерболт» всё время планируют заменить тремя сотнями новых самолётов. В 2017 году в списке вероятных претендентов на место «Бородавочника» были лёгкие штурмовики Textron AirLand по прозвищу Скорпион, многоцелевой Beechcraft AT-6 «Оборотень», а также бразилец Embraer A-29 Super Tucano с кевларовой бронёй и сельскохозяйственный штурмовик Air Tractor AT-802L Longsword.

Самолёт-Скорпион TextronEmbraer A-29 Super TucanoСамолёт AT-802L по прозванию «Длинный меч»Самолёт АТ-6, «Оборотень»

Twin General Electric Engines Provide Both Power And Maneuverability

An A-10C Thunderbolt II assigned to the 47th Fighter Squadron performs a low-angle strafe during the 2016 Hawgsmoke competition at the Barry M. Goldwater Range, Ariz., June 2, 2016. Hawgsmoke is a biennial competition focused on tactics the A-10C can employ during combat operations.

Airman 1st Class Mya Crosby, U.S. Air Force: A-10 Warthog Vapor Trails

The key to the A-10’s success is its design, and that design includes impressive engines. Twin General Electric TF34-GE-100A turbofan engines provide a huge amount of power. They give the A-10 its top speed of 439 miles per hour, with a cruise speed of 300 miles per hour. The stall speed is low for an aircraft of its size—138 miles per hour—allowing the A-10 its superb low-speed maneuverability. In keeping with its ground attack mission, the A-10 has a combat radius of up to 290 miles. This mission also affects engine placement. Due to the potential damage from foreign objects on primitive runways, the engines on the A-10 are placed above the wing rather than below to help shield them. The Air Force designed the A-10 for quick maintenance and turn-around time during battle. The engines being located high on the plane allow them to continue running while receiving support in a forward location.

The A-10 Warthog Has Many Paint Schemes


Airman 1st Class Mya Crosby, U.S. Air Force: A-10 Warthog

Since the A-10 Thunderbolt II flies so low to the ground, paint schemes for camouflage are more important here than with other aircraft. Multiple variations have tried – a “peanut scheme” of sand, yellow and field drab, a black and white version for winter work, and a brown, green, and tan version. Many A-10s have shark teeth, or a warthog head painted on the nose of the aircraft.

Some A-10s have a ‘false canopy’ painted on the belly of the aircraft. The diversion is meant to confuse enemy pilots into thinking the paint is actually a shadow cast by the real canopy – hopefully, tricking them into thinking the A-10 is going a different direction at a different altitude.

The A-10 Warthog Was Designed For Survival And Quick Repair


Maj. David Kurle: A-10 Warthog

The A-10’s hydraulics systems are double-redundant, and a mechanical backup system controls the plane if the hydraulics is lost. Damaged wing skins can be replaced relatively easy in the field – even with alternative materials. The production skins are not load-bearing, which means replacing them is simple. Engineers even considered the importance of wheel retraction. On the A-10, when the wheels retract, they still slightly protrude outside of the nacelle. The purpose is if the aircraft has to land with its gear up, it will limit damage to a degree. Also the landing gear, engines, vertical stabilizers, and some other parts on the A-10 are left and right interchangeable – meaning they can operate on either side. That allows the aircraft to be serviced at a forward location and put back in combat much sooner than other aircraft.

In 2003, Capt. Kim Campbell’s A-10 was hit by ground fire and took on extensive damage to the horizontal stabilizer, starboard vertical stabilizer, aft fuselage, and engine. She was able to land the plane safely after switching controls to manual and took control of the plane.

This Attack Aircraft Is Thoroughly Battle Proven

A badly damaged A-10 hit over Baghdad in 2003. Pilot Kim «Killer Chick» Campbell managed to stay airborne for another hour and landed safely.

Staff Sgt. Jason Haag, U.S. Air Force: A-10 Warthog Bullet Holes

After a brief deployment during the invasion of Granada, the A-10 first saw real combat during the 1991 Gulf War. With concerns about Iraq’s large and well-equipped armor divisions, the A-10 Warthog became the backbone of the coalition’s close air support. On the second day of the war, two A-10’s destroyed 23 Iraqi tanks across three sorties. The display caused some Iraqi soldiers to refer to the A-10 as the “Cross of Death.” The name likely stems from the plane’s semblance to a cross from underneath. According to official record from the conflict, the A-10 Warthog had a mission capable rate of 85 percent and fired 311,597 rounds of 30 mm ammunition over the course of hostilities. Despite the many dangerous missions flown, only a single Warthog was shot down by the enemy.

This was the auspicious beginning of a long career, as the A-10 is still proving itself effective during the ongoing War on Terror in the Middle East and Afghanistan. As of 2015, the A-10 Thunderbolt has flown about 11 percent of all United States Air Force sorties against ISIS in Syria and Iraq. That’s a reduction from what it flew in Operation Iraqi Freedom and Afghanistan – about 32 percent of the combat sorties in both theaters.

Лётные качества

С этим сложно.

Самолеты создавали с достаточно разным видением, а потому А-10 — гораздо экономичнее(все-таки, двухконтурные двигатели). За счёт этого он может похвастаться большей дальностью полёта и радиусом боевого действия. УТандерболта» последний составляет приличные 460 километров, а уГрача» — всего 250‑300.

Его максимальная скорость — 950 километров в час против американских 720. А скороподъемность, которая позволяет уйти из-под удара после атаки, у нашего Су-25 вдвое выше: 60 м/с против 30 м/с. Это, кстати, из-за большей тяговооруженности — 0,47 против 0,37.

Су-25(фото: MrZorg)

Послушаем человека, который на практике сравнил лётные качества обеих машин — летчика-испытателя, героя России Магомеда Толбоева: _Су-25 более маневренный, у него нет ограничений, как у А-10. К примеру, наш самолет может полностью выполнять сложный пилотаж, а „американец“ не может, так как у него ограниченные углы тангажа и углы крена».

Оценка:

А-10: 3,5 баллаСу-25: 4,5 балла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector