«такая вот проктология»: как советская подлодка таранила авианосец сша

Инциденты

  • В 1981 году военный корабль США «  Драм» столкнулся с подводной лодкой класса «Виктор III» — К-324 — при попытке сфотографировать странную капсулу на ее спине. Событие было скрыто и никогда не предавалось гласности, хотя чуть не стоило жизни морякам на USS Drum .
  • 21 марта 1984 года К-314 столкнулся с авианосцем USS  Kitty Hawk в Японском море . Ни одно из кораблей не было существенно повреждено.
  • Советский сухогруз Братство столкнулся с советской подводной лодки К-53 из Victor I класса в позиции Широта 35 град 55 мин Северная и долгота 005 град 00 мин Запад, на выходе из Гибралтарского пролива в Альборан море , на 18 (как по морскому времени) или 19 (по подводному времени) сентября 1984 г.
  • 6 сентября 2006 года на корабле «Виктор III» « Даниил Московский» произошел пожар, связанный с электроникой, когда он находился в Баренцевом море, в результате чего погибли два члена экипажа. Лодке было 16 лет, и ее просрочили в капитальном ремонте. Его отбуксировали обратно в Видяево .

История создания

Предшественник

Атомные подводные лодки проекта 671РТ обладали мощным вооружением торпедными аппаратами (ТА) калибра 650 мм и противолодочным ракетным комплексом (ПЛРК) «Вьюга», высокой скоростью — до 34 уз., хорошей рабочей глубиной погружения — 320 м, однако ее базовый гидроакустический комплекс (ГАК) МГК-300 «Рубин» с дальностью обнаружения целей 50-60 км (впоследствии заменен на «Рубикон» дальность обнаружения до 200 км), в условиях сильной противолодочной обороны (ПЛО) или при противоборстве с малошумной или с более совершенным и чувствительным ГАК подводной лодкой НАТО в середине – конце 1970-х годов ХХ века не позволял гарантированно уничтожать корабли потенциального противника.

Предпосылки

В условиях качественного совершенствования средств ПЛО: появления ГАК большой мощности и дальности обнаружения, широкого применения противолодочных вертолетов, применения буксируемых гидроакустических станций (ГАС) переменной глубины, противолодочных управляемых ракет, и особенно вследствие начавшегося внедрения обработки акустического сигнала появившимися военными компьютерами, высокая шумность лодок проекта 671РТ отрицательно сказывалась на дальности обнаружения и опознания последних. Проще говоря их слышали раньше, и соответственно могли уничтожить, чем они.

Требования к шумности АПЛ резко ужесточились и в СССР было принято решение, как разработать принципиально новые АПЛ (проекты известные как , ), так и использовать конструктивные наработки проектов и 671РТ для создания лодки отвечающей новым требованиям. Чем собственно и занялся трудовой коллектив СКБ-143 «Малахит» (ныне АО СПМБМ «Малахит») под руководством Героя социалистического труда Георгия Николаевича Чернышева, с 1984 года главным конструктором был назначен Радий Анатольевич Шмаков. Результатом их трудов и стал проект 671РТМ (шифр «Щука») .

Проектирование

Отработанная конструкция АПЛ проекта позволила сократить время проектирования собственно корпуса лодки, механизмов, энергетической установки до минимума. Общая конструкция, ЯЭУ и ГТЗА остались прежними, а вот «начинка» радиоэлектронного вооружения мощного ГАК, навигационного комплекса, боевой информационно-управляющей системы, автоматизированного комплекса средств радиосвязи, аппаратуры разведывательного комплекса существенно поменялись в лучшую сторону.

«Щуки» отличаются так же сниженным, по сравнению с предшественницами уровнем первичных физических полей, увеличенной автономностью и усиленными ледовыми подкреплениями ограждения рубки и выдвижных устройств, титановый обтекатель основной антенны ГАК, заменили обтекателем из многослойного стеклопластика. На «Щуках» используется ГАК «Скат-КС», разработанный ЦНИИ «Океанприбор» (гл. конструктор В.В. Громковский), НПО «Агат» (гл. конструктор А.И. Троян) разработала для подлодки БИУС «Омнибус», а НПО «Азимут», (гл. конструктор В.Г. Пешехонов) – навигационный комплекс «Медведица». Но пожалуй, наибольшая работа была проведена для снижения шумности лодки (в качестве эталона по шумности была взята АПЛ США Los Angeles): для улучшения амортизации механизмов было применено так называемое «отключение фундаментов» — установленные между шумящими агрегатами и корпусом лодки специальные амортизаторы-вибропоглотители убирали общий вибрационный шум, проведены работы по акустической развязке конструкций и механизмов, были разработаны и внедрены выгородки для системы вентиляции и вертикальные шпигаты.

Отдельно проводились эксперименты по разработке и модернизации движетеля – первоначально это был один семилопастной винт с лопастями саблевидной формы, затем его заменили на два четырехлопастных винта противоположного вращения на одном валу.

С развалом СССР и прекращением финансирования, дальнейшие проработки снижения шумности задачу доведения её до эталона произвести не удалось.

Изменился так же и состав вооружения – добавился уникальный торпедный комплекс ВА-111 «Шквал» с ракето-торпедой М-5, и несколько позднее дозвуковые крылатые ракеты «Гранат» запускаемые из 533 мм ТА. Это потребовало врезки цилиндрической вставки в корпус лодки в районе 2-го отсека. В результате чего длина прочного корпуса увеличилась на 4,2 м, несколько возросло водоизмещение и уменьшилась максимальная скорость подводного хода.

Средства обнаружения, связи, навигации и управления

Гидроакустический комплекс

Макет носовой антенны ГАК СКАТ.

ГАКантенны

На лодках использовался ГАК «Скат» в версиях «Скат-КС» или его модернизированный вариант «Скат-2М». По своим возможностям поиска и опознания целей комплекс «Скат» вплотную приближался к новейшим комплексам подлодок США. Следует отметить, что носовая антенна AN/BQS-13 ГАК AN/BQQ-5 АПЛ типа Los Angeles имеет сферическую форму, занимает весь носовой отсек (удалена от источников посторонних шумов самой лодки) и работает в более благоприятных условиях, а на лодках проекта 671РТМ(К) над антенной расположены торпедные аппараты. Сами размеры и масса ГАК «Скат» больше чем у его американского соперника ГАК AN/BQQ-5.

БИУС

БИУС — Боевая информационно-управляющая система, одна из наиважнейших систем целеуказания и управления стрельбой современного корабля
АПЛ проекта 671РТМ(К) оснащена БИУС семейства «Омнибус» — «Омнибус-РТМ», разработанным НПО «Агат» под руководством главного конструктора Анатолия Ильича Троян. Впервые в отечественной практике для БИУС был применён «полуоткрытый» принцип решения задач. Это означает, что часть программ жестко зашита в долговременном запоминающем устройстве на ферритах — ДЗУ (аналог ПЗУ/ROM), а часть программ находилось на магнитной ленте и могла быть оперативно заменена. Для конца 1970-х и начала 1980-х годов это было весьма новое решение. Была разработана и внедрена специальная операционная система с математическим программным обеспечением, занимавшимся как решением отдельных задач (например по гидрологии или ледовой обстановке), так и решением задач совместной комплексной обработки (например поиска, опознания, взятия на сопровождение, определения элементов движения цели (ЭДЦ), выборки боеприпаса для стрельбы, расчетов для стрельбы и пр.)

Принцип «полуоткрытости» БИУС «Омнибус» позволял отрабатывать новые задачи и тактические приёмы и адаптировать их для других лодок в более упрощённом режиме, позволяя избегать ошибок и своих предшественников. Аппаратная часть «Омнибуса» была спроектирована модульному принципу, где каждый модуль является функционально законченным прибором. Ядро системы состоит из 11 приборов-модулей.

Навигация и связь

В качестве навигационного комплекса был использован разработанный НПО «Азимут» под руководством навигационный комплекс «Медведица-671РТМ», сопряженный как с классическим прецизионным гироскопом, так и со спутниковой системой навигации Он обеспечивал непрерывную автоматическую выработку координат места, курса, скорости относительно воды и грунта, углов бортовой и килевой качки, а также автоматическую передачу этих параметров в БИУС и другие системы «Щуки».

Подводная лодка была оснащен новым автоматизированным комплексом связи «Молния-Л» с системой космической связи «Цунами-Б», специальным разведывательным комплексом, комплексом Космической связи «Цунами-Б». На лодках проекта 671РТМ(К) также установлен радиолокационный комплекс МРК-50 «Каскад с приставкой МРК-57 «Корма» имеющий универсальное назначение — и как средство навигации и как средство обнаружения, а также система обнаружения радиолокационных сигналов СОРС МРП-21А «Залив-П».

Оптические средства навигации и наблюдения — телевизионная система МТ-70-10 и перископ ПЗНС-10

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector