Армия обороны израиля: история, структура, вооружение

Повестку получит каждый

От призыва в ЦАХАЛ освобождаются замужние. Молодым религиозным женщинам предлагается пройти альтернативную службу. Но и они предпочитает армейский призыв. Мужчины, обучающиеся в учебных заведениях, принадлежащих к ультраортодоксальному лагерю, получают отсрочку от призыва на время учебы, которое иногда продолжается всю жизнь. Однако дух патриотизма, напрямую связанный со службой в армии, заставляет многих молодых ультраортодоксов прерывать обучение и идти на службу.

В целом же отсрочка студентам предоставляется в крайне редких случаях и имеет ряд особенностей. Выпускники школ с отличными аттестами имеют право обратиться в министерство обороны с просьбой разрешить им прохождение срочной воинской службы после получения первой или сразу же второй степеней образования. Минобороны такое разрешение может дать, но с условием, что проситель отслужит после окончания университета три года срочной службы и еще четыре после получения офицерского звания. Правда, минобороны при этом полностью оплачивает не только учебу и проживание в университетском кампусе, но и ежегодный отпуск и даже — если такое случится — свадебную церемонию. Понятно, что армия таким образом получает в свое распоряжение интеллектуальную элиту молодежи, ибо, отслужив семь лет офицерами по своим специальностям, многие и дальнейшую жизнь связывают с армией.

Однако здесь имеется один нюанс: армия заинтересована почти исключительно в специалистах технического и естественно-научного профиля, врачах, значительно меньше в психологах и переводчиках. Поэтому основная масса студентов-гуманитариев шансов завершить высшее образование до армии не имеет. Нередки случаи, когда выпускники школ, не достигшие призывного возраста и годные по состоянию здоровья к воинской службе, успевают поступить в вуз и начать там учебу. Однако без соответствующего разрешения минобороны продолжить учебу такой студент не может. Его обучение в университете или колледже на время службы прерывается.

С другой стороны, если призывник в своей доармейской жизни по каким-либо причинам не получил аттестата, то армия обязана предоставить ему возможность завершить среднее образование в полном объеме.

Кстати

При этом надо иметь в виду, что любой демобилизованный получает значительные денежные средства на обучение в вузе (или на профессиональных курсах) или на открытие собственного бизнеса. Неудивительно, что немало молодых представителей «арабской улицы» Израиля выражают готовность призваться в армию. Прошедшие альтернативную службу (такая возможность предоставляется арабам и бедуинам) также получают деньги, правда, несколько меньшие суммы, на учебу или на открытие собственного бизнеса.

Организация Армии обороны Израиля

Начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля генерал-лейтенант М. Леви (в центре) с группой офицеров. 1985 г. Фото Н. Харника. Государственное бюро печати. Израиль.

Вывод израильских войск из Ливана. 1985 г. Фото Н. Харника. Государственное бюро печати. Израиль.

Бойцы Армии обороны Израиля возвращаются домой после операции против базирующихся на территории Ливана террористов. 1993 г. Фото А. Охайона. Государственное бюро печати. Израиль.

Премьер-министр Э. Барак, в прошлом — начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля, обходит строй солдат; за ним — командующий сухопутными войсками генерал-майор М. Сукеник. 2000 г. Фото А. Охайона. Государственное бюро печати. Израиль.

Израильские войска в иерусалимском районе Гило, который обстреливали из соседней арабской деревни Бейт-Джала. 2000 г. Фото М. Мильнера. Государственное бюро печати. Израиль.

Премьер-министр И. Шамир с группой офицеров на одной из тренировочных баз Армии обороны Израиля. 1987 г. Фото М. Аялон. Государственное бюро печати. Израиль.

Подготовка к вылету самолета-истребителя F-16. 1991 г. Фото Ц. Исраэли. Государственное бюро печати. Израиль.

Министр обороны М. Аренс с командой техников, обслуживающих самолеты-истребители F-16. 1991 г. Фото Ц. Исраэли. Государственное бюро печати. Израиль.

Показательный полет самолетов ВВС Израиля на военном параде, посвященном 50-летию Государства Израиль. 1998 г. Фото М. Мильнера. Государственное бюро печати. Израиль.

Офицеры пехотной бригады НАХАЛЬ.

Комплектование личным составом

Согласно Закону о воинской повинности от 1986 г., действительная служба, а по ее прохождении — ежегодные военные сборы (милуим) являются обязательными. Юноши служат 3 года, а девушки — 2 года. Отсрочка от призыва может быть предоставлена особо успевающим студентам высших учебных заведений (в рамках так называемого академического резерва, атуда́ академа́ит).

Распределение призывников по родам войск зависит от их физического состояния, индикатором которого служит медицинский профиль.

Основная статья: Медицинский профиль

Репатриантам также может быть предоставлена отсрочка или сокращен срок службы в зависимости от возраста и семейного положения на момент приезда в страну (не подлежат призыву девушки, репатриировавшиеся в возрасте старше 17 лет; молодые люди, прибывшие в страну в возрасте старше 24 лет, не призываются на срочную службу).

После прохождения обязательной службы каждый солдат приписывается к резервному подразделению. Мужчины в возрасте до 51 года служат не более 39 дней в году; этот срок в чрезвычайных обстоятельствах может быть продлен. В последнее время проводится политика, направленная на облегчение службы резервистов: резервисты, проходившие службу в боевых частях, могут выйти в отставку по достижении 45 лет.

По окончании срочной службы лица, представляющие интерес для Цаhала, могут остаться в армии на контрактной основе. Из сверхсрочников комплектуются основные командные и административные кадры Цаhала. Выпускники офицерских и лётных курсов, а также специальных военно-технических школ обязаны отслужить по контракту определенный (как правило трехлетний) срок.

Воинская повинность женщин является специфической особенностью Армии обороны Израиля, позволяющей высвободить большее число мужчин для строевой службы и тем самым в известной мере компенсировать численное превосходство армий враждебных Израилю арабских стран. Женщины заняты в связи, обслуживании электронной аппаратуры, сборке парашютов, на инструкторских, канцелярских и административных должностях и т. п. Женщины служат во всех родах войск и многие (по большей части на сверхсрочной службе) носят офицерские звания и занимают ответственные посты.

Обязательная воинская повинность распространяется на еврейских и друзских граждан Израиля; граждане мусульманского и христианского вероисповеданий (арабы и бедуины) могут поступить на военную службу в качестве добровольцев. Особенно поощряется добровольная служба бедуинов, следопытские навыки которых используются для охраны границ государства и военных объектов. Число друзов на действительной и сверхсрочной службе весьма велико сравнительно с численностью друзской общины в целом.

От несения воинской повинности освобождаются (либо, как и новые репатрианты, служат меньший, чем обычно, срок) учащиеся йешив, полностью посвятившие себя религиозным занятиям, и девушки из религиозных семей (по желанию).

Служба репатриантов

Репатриант может быть призван на срочную военную службу не ранее, чем через 12 месяцев с момента репатриации.

«Цав ришон» является повесткой в израильскую оборону, в которой указана дата первого посещения «лишкат гиюса» (призывного пункта). Дополняет повестку проездной билет до базы и обратно автобусом. Первый визит предполагает:

  1. Сбор персональной информации (адрес по прописке, телефонный номер, документ
    о получении высшего образования (при наличии);
  2. Сдачу устного экзамена по ивриту.
  3. Прохождение медицинского обследования (измерение роста, веса, давления,проведение анализа мочи, проверка зрения и т.д.). В случае выявления какого-либо заболевания, призывник будет направлен к доктору. В свою очередь лечащий врач должен будет написать справку на иврите. На основании результатов медицинского обследования будущему солдату будет присвоен соответствующий«профиль» (общая оценка состояния здоровья).
  4. Написание экзамена по ивриту. Уровень владения языком напрямую влияет на направление призывнику в тот или иной ряд войск и назначение на должность.
  5. Сдача психометрического экзамена (на иврите, английском, русском, французском)предполагает решение набора заданий, направленных на анализ ассоциативного мышления и логики.

Спустя месяц после первого визита, призывнику звонит офицер и называет дату и время второго визита, который подразумевает проведение персонального собеседования.

Критерии призыва на службу и освобождение от неё

Призыву на службу в ЦАХАЛ подлежат все граждане Израиля, достигшие 18 лет. Также призываются люди, имеющие двойное гражданство, проживающие в других странах.

Срок службы составляет 36 месяцев, для женщин он равен 24 месяцам (время от времени, сроки меняются). От призыва освобождение предоставляется следующим категориям граждан Израиля:

  1. женщинам, на момент призыва состоящим в браке, либо по состоянию здоровья
  2. мужчинам, не способным нести службу по состоянию здоровья
  3. людям, прибывшим в страну в возрасте 26 лет и старше, либо имеющих детей

Отсрочка от службы предоставляется мужчинам, обучающимся в еврейских религиозных школах. Женщины могут заменить службу в ЦАХАЛ альтернативной службой — в больницах, образовательных учреждениях.

Иногда девушки освобождаются от службы в армии по причины слишком большого количества призывников.

Инструкция

1. Вероятно, особенно знаменитая своими девушками-солдатами страна ? Израиль. Там их доля в составе вооруженных сил составляет больше 35%. Женщины в Израиле призываются на срочную службу и попадают в особые женские части, где действуют разработанные намеренно для них нормативы физической подготовки.

Призыв женщин в Израиле в основном обусловлен особенностью израильской истории и непрерывным нахождением этой страны в состоянии войны. Впрочем если девица вышла замуж до призыва, она освобождается от службы. Также женщины могут быть освобождены по этическим и религиозным соображениям, по беременности, состоянию здоровья.

2. В США и Европе (Швеции, Испании, Великобритании и т.д.) женщины имеют право по своей инициативе служить по контракту на идентичных с мужчинами условиях. Впрочем нормативы физической подготовки для 2-х полов различаются ? программа тренировок рассматривает особенности женского организма.

3. В Индии женщины до недавнего времени не допускались непринужденно к военной службе, но могли служить в военных медицинских госпиталях. В мае 2020 г. с собой покончила женщина, впервой поступившая в саперные войска, позже того как ее похитили. В близком к Индии Пакистане девушки могут служить в инженерных и медицинских частях. А одна дама-армейский медик в этой стране даже получила генеральское звание.

4. Грозны данные службы для женщин в Северной Корее, там их по закону могут призывать на срок до 7 лет. В 90-е же годы многие шли в армию добровольно, от того что времена были сложные и голодные, а в армии была вероятность получать еду. Впрочем берут на службу не всех, а только правильных партии и имеющих отличное происхождение девушек. Каждого они составляют около 10% состава.

5. Со службой женщин в армии связаны определенные трудности, от того что не всюду для них обеспечены данные для особенно результативного раскрытия потенциала. И потому что это явление достаточно молодо в исторических масштабах, вероятности женского организма в условиях насыщенной нагрузки не довольно изучены для обеспечения верного режима и нормативов именно для женского пола.

Зачастую женщины усердствуют угнаться в результативности за мужчинами и ни в чем и не уступать. В итоге травмы они получают в 3 раза почаще – таково завершение английских докторов, проводивших изыскание на эту тему. Девушкам бывает слишком трудно носить обмундирование и оружие. Помимо того, бывают случаи давления со стороны мужчин, которые не рады видеть их на обычно своей территории.

Обратите внимание!Существуют иные программы, по которым дозволено приехать в качестве волонтера в Израиль, впрочем по условиям все они близки к программе MAHAL.В армии Израиля могут служить как юноши, так и девушки, в возрасте от 18 до 25 лет. Полезный советВолонтеры, служащие в ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) получают ранг временного обитателя страны с соответствующими правами.В Израиле также дозволено стать участником иной программы, которая предусматривает обучение в Ешиве (религиозной школе), вкупе с военной службой

Такая программа по длительности составляет 21 месяц, где 9 месяцев уходит на обучение, и 12 – на службу в армии

Полезный советВолонтеры, служащие в ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) получают ранг временного обитателя страны с соответствующими правами.В Израиле также дозволено стать участником иной программы, которая предусматривает обучение в Ешиве (религиозной школе), вкупе с военной службой. Такая программа по длительности составляет 21 месяц, где 9 месяцев уходит на обучение, и 12 – на службу в армии.

Служба женщин

В армию могут быть призваны незамужние девушки, местом жительства которых Израиль стал до того момента, как они отметили свое 17-ти летие. Беременные, замужние и матери не могут быть военнослужащими.

Кроме того, женщина может быть освобождена от военной службы в соответствии с религиозным образом жизни, то есть если она соблюдает религиозный способ приготовления пищи («кашрут») и не использует транспорт для своих передвижений в субботу. Призванием многих девушек, освобожденных от армии, становится альтернативная гражданская служба – работа в госпитале, уход за инвалидами и т.д.

Отсрочка

Несмотря на строгость закона в отношении призыва в армию, по определенным обстоятельствам процедура вступления в ряды солдат ЦАХАЛа может быть отсрочена. Причинами этого могут стать:

  • изменение семейного положения;
  • получение образования.

Детальную информацию об изменении семейного положения (свидетельство о заключении брака или рождении детей) необходимо сразу же предоставить в призывной пункт («лишкат гиюс»), чтобы государственные органы могли правильно определить статус призывника на момент оформления повестки.

Для получения образования, несмотря на призывной возраст, нужно соответствовать критериям поступления в высшее учебное заведение и получить разрешение от ЦАХАЛа.

Новобранцы с пейсами

Действительно, долгие годы государство выделяло ортодоксам огромные средства, не имея возможности контролировать, куда они уходят. То, что не все студенты ешивы усердно сидят над религиозными текстами, давно уже не секрет для израильских обывателей. Например, религиозного юношу призывного возраста вполне можно встретить работающим в каком-нибудь магазине

Бывали случаи, что ешивы, к которым приписаны сотни людей, получивших отсрочку от армии, де факто не функционировали.
Несмотря на то, что иудаизм не отрицает войну и армию как структуру и признает важной такую задачу как защита Земли Израиля, раввины приводят против воинской службы тот аргумент, что для еврея Бог, а никак не государство, должен быть превыше всего. Небольшая часть ортодоксов считает, что само существование Израиля – не богоугодное дело

По их мнению, еврейское государство, уничтоженное 2 тысячи лет назад, может быть воссоздано только с приходом миссии, о появлении которого говорит иудейская традиция. Существует версия даже, что эта ультрарадикальная группа сотрудничает с врагами Израиля и прилагает усилия к его уничтожению.

Очевидно, что новобранцам с пейсами не будут рады армейские командиры. Дело в том, что иудаизм – религия строгая, крайне внимательная к деталям. Например, встав утром с постели нужно обуться с правой ноги, а шнурки сперва завязать на левой. Естественно, совместить такое с тяготами армейской жизни будет крайне непросто. В религиозных батальонах должно быть исключительно кошерное питание, возможность соблюдать шабат и праздники, девушек не может быть ни среди бойцов, ни среди обслуживающего персонала. Однако, религиозные батальоны, где добровольно служат некоторые ученики ешивы полностью соответствуют всем правилам.

Ешиботник Шая Вселюбский все же считает, что в нынешнем виде эти военные части не совсем подходят для религиозных молодых людей, так как состоят из тех ортодоксов, которые по каким-то причинам не смогли вписаться в жизнь общины

«Если бы батальоны полностью состояли из религиозных людей, для которых важно все то, что важно для тех, кто учится в ешиве, происходит из ортодоксальной среды, думаю, было бы больше ребят, желающих служить», — уверяет Шая.
Евгений Сатановский отмечает, что ортодоксы, ушедшие в армию добровольцами, служат крайне успешно. «Они показывают высокий уровень мотивации и подготовки

Они совершенно незаменимы в спецчастях, особенно в тех, где нужно разбираться в математике, компьютерах. Благодаря самой системе обучения в ешивах ортодоксы получают практически компьютерный мозг», — говорит политолог.

«Если бы я не пошел в армию, моя жизнь сегодня была бы совсем другой, — рассказывает Сергей Сысой, студент Открытого университета в Иерусалиме. — Я приехал в Израиль из Белоруссии и, находясь в ешиве, не мог хорошо выучить разговорный иврит. Заговорил я, только находясь в армии. Вообще, этот опыт очень помог мне социализироваться». Сегодня Сергей — светский молодой человек. Религиозные книги стоят на его полке слегка забытые, у него нет бороды и кипу он надевает исключительно на религиозные праздники. Отчасти, именно армия сделала его светским израильтянином. Однако многие сослуживцы Сергея продолжили религиозную традицию в своих семьях, овладев при этом профессией и став представителями израильского среднего класса. Бывшие ешиботники, прошедшие армейскую службу в религиозных батальонах, считают, что такой опыт необходим ортодоксам, но не очень-то верят, что закон не останется на бумаге и к Армии обороны Израиля примкнут служители армии Всевышнего.

Красные ботинки круче. Или нет?

Какого цвета ботинки в ЦАХАЛе? Сначала у всех были черные. После того как бригада воздушных десантников «Цанханим» понесла в боях сильнейшие потери, но выполнила боевую задачу, для них ввели «красную» обувь (на самом деле коричневую) — вроде как ботинки порыжели от износа и топтания в пыли и крови. Такие же рыжие ботинки потом достались бригадам по борьбе с терроризмом, пехотным бригадам «Кфир» и «Нахаль», батальону бедуинов и смешанным батальонам вроде «Каракаль», где служат бойцы разного пола.
Но вообще вопрос «какие ботинки круче, красные или черные» — предмет отдельной олимпиады среди служивших.

Как израильские ортодоксы «косили» от армии

В этом году власти взяли курс на интеграцию религиозного сегмента израильского общества. «Существует четкое решение данной проблемы, предложенное правительством и одобренное в парламенте. Будут сокращены квоты на ешивы, по которым студенты имеют право избежать воинской службы; отменены пособия для тех, кто не служил в армии. Начнут создаваться специальные условия для призыва в армию ортодоксов. Все уже решено», — говорит президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Это означает, что десяткам тысяч людей, освобожденных от воинской обязанности с самого основания государства Израиль, придется все же сменить классы религиозных учебных заведений на армейские казармы.

У харедим (представителей ультраортодоксальных религиозных общин) получалось «косить» от армии  на протяжении 65 лет. Когда в 1948 году главы религиозных общин обратились к первому израильскому премьер-министру Бен Гуриону с просьбой освободить ешиботников от службы в вооруженных силах, речь шла всего о 700 молодых людях. «Во время холокоста, когда было убито 6 миллионов евреев, среди них погибли и раввины, знатоки Торы и Талмуда. Конечно, нужно было восполнить эту страшную потерю и оказать поддержку просвещенным, религиозномыслящим людям. Тем более, тогда харедим было немного. Бен Гуриону и в голову не могло придти, что когда-то это вырастет в проблему», — рассказывает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский. Прошло время и, рожая по ребенку в год, ортодоксальные семьи значительно увеличили свою численность. Сегодня их число составляет 15% населения страны. Каждый четвертый мальчик, который пошел в школу в Иерусалиме в этом году — выходец из среды харедим. Среда же эта совершенно особая. Жизненные ценности ортодоксальных евреев и светских израильтян абсолютно не совпадают.

По еврейской традиции мальчики начинают учиться в возрасте трех лет, в пять они уже бегло читают, тринадцать – возраст совершеннолетия еврейского подростка — именно тогда его и отдают в ешиву

«Для молодых ортодоксов очень важно пройти интенсивный образовательный курс, и пройти его в молодом возрасте. Поэтому уйти в армию в 18 лет и прервать обучение для них не представляется возможным

В религиозных заведениях они не просто получают отвлеченные знания, они усваивают принципы, которые пытаются затем воплотить в жизнь. Не случайно, у них существует практика ранних браков. Сразу после завершения курса человек создает семью. До этого уйти в армию нет возможности», — отмечает студент Любавической ешивы Шая Вселюбский.

Говоря об интенсивности ортодоксального образования, Шая нисколько не преувеличивает. Занятия в ешиве начинаются в 7-8 часов утра  и заканчиваются в 9-10 вечера. Практически все время занято штудированием богословских трудов. Однако Шая вполне допускает, что часть людей, обучающихся в ешиве, идут туда, чтобы “откосить” от армии.

Союзник России

Разумеется, для России Израиль никаким потенциальным противником не является. Но он является, во-первых, ядерной державой, во-вторых, оказывает очень значительное влияние на геополитическую ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке. Влияние это с точки зрения российских интересов достаточно противоречиво.

С одной стороны, Израиль является очевидным союзником России в деле борьбы с исламским терроризмом. Тель-Авив всегда безоговорочно поддерживал все действия Москвы в Чечне и вообще на Северном Кавказе. Интересно, что он также полностью поддерживал действия руководства Югославии по борьбе с косовскими сепаратистами и выступил резко против агрессии НАТО против Югославии в 1999 году, полностью солидаризировавшись с Москвой. Израильский опыт борьбы с терроризмом представляет огромный интерес для российских военных и спецслужб.

С другой стороны, антииранская паранойя Израиля начинает создавать проблемы именно в плане борьбы с терроризмом. И масштабы, и опасность суннитского терроризма, финансируемого арабскими монархиями во главе с Саудовской Аравией на порядок выше масштабов и опасности шиитского терроризма в лице местечковой ливанской «Хезболлы», финансируемой Ираном.

Воспринимать всерьез ядерную угрозу со стороны Ирана все же сложно. Не говоря уже о том, что Тель-Авив совершенно заврался насчет иранских планов и возможностей (исходя из многочисленных многолетних заявлений израильских официальных лиц, Тегеран должен был создать ядерное оружие уже лет 10 назад), ни из чего не следует, что иранские лидеры — самоубийцы.

Понять причины антииранской паранойи евреев сложно. Видимо, коллективные психозы малых наций требуют большого отдельного исследования. И крайне сомнительно, что Москва сможет в чем-то израильтян переубедить. Тем более, у нас своей паранойи не меньше, чем у евреев.

//

Женщины на военной службе

Учитывая тот факт, что население Израиля составляет всего лишь 8 млн. человек, а численность населения соседних стран часто превышает эту цифру, правительству Израиля пришлось включить в перечень граждан, подлежащих призыву в армию, и женское население страны.

Несмотря на то, что все женщины, достигшие призывного возраста, должны служить в армии страны, по факту служит только треть прекрасной половины человечества. Это связано с такими причинами как беременность, замужество, религиозные убеждения.

Но, женщины в армии Израиля все же есть, они несут военную службу, срок которой составляет 24 месяца. В остальном, они ни в чем не уступают мужчинам.

Если говорить о подтверждении данного факта, возьмем во внимание войну 1948 года. Тогда женщины приняли в боевых действиях активное участие, которое оказалось полезным для страны

Особенности военной службы в Израиле

Армия Израиля построена на военной доктрине. Ее положения не теряют актуальность уже 70 лет.

Основные пункты этой системы утверждают, что израильское государство уступает соседним странам по численности, поэтому его жители должны быть готовы вести борьбу за свои территории. Также важный пункт доктрины касается права на национальную свободу Израиля: все конфликтные ситуации с соседними государствами считаются ответом на непринятие факта существования еврейскогонарода. Напряженная политическая обстановка на Ближнем Востоке и постоянные вооруженные конфликты с арабскими странами становятся причиной совершенствования и укрепления израильской армии.

В отличие от большинства других государств, военному призыву в стране подлежат абсолютно все совершеннолетние граждане, которые пригодны по медицинским показаниям. Гендерных различий при этом у израильтян нет: служить идут как юноши, так и девушки. Единственное отличие в длительности срочной службы: для мужчин этот срок составляет 3 года, а для женщин — 2 года. Однако для девушек предусмотрены льготы, которые в итоге дают возможность большинству гражданок Израиля получить отсрочку или освобождение от военных обязательств.

После окончания регулярной службы представители любого состава могут быть призваны из резерва: срок сборов — до 45 дней. Резервистские войска состоят из граждан и жителей страны возрастом до 40 лет (для солдат) и 45 лет (для офицеров).

Один из главных вопросов, которые интересуют потенциальных репатриантов Израиля, касается военных обязательств для иностранцев, вернувшихся на свою историческую родину.

Законодательство Израиля строго определяет: правила призыва распространяются на всех лиц соответствующего возраста, которые находятся в статусе постоянных жителей страны. Соответственно, репатрианты подлежат призыву на таких же условиях, как и коренные израильтяне.

ЦАХАЛ: общая информация

Военная доктрина Израиля была разработана практически сразу после провозглашения независимости, в 1949 году. В этом документе очень четко отображены геополитические реалии, в которых оказалось молодое еврейское государство.

В частности, в нем говорилось, что Израиль всегда будет вести войну против противника, превосходящего его числом. При этом поводом любого будущего конфликта назывались не территориальные споры, а факт неприятия самого существования еврейского государства в регионе. Также в военной доктрине страны абсолютно справедливо указывалось на факт невозможности для Израиля ведения длительной войны, потому что она может просто похоронить экономику страны. Площадь территории страны и ее конфигурация лишает еврейское государство стратегической глубины, а отсутствие естественных рубежей для обороны делает защиту от агрессора еще сложнее.

Служба в армии Израиля призывная, в ней обязаны служить все граждане страны, и парни, и девушки, достигшие 18 лет. Для юношей ее срок составляет три, а для девушек – два года.

От призыва освобождаются замужние женщины, мужчины по состоянию здоровья, а также те, кто приехал в страну в возрасте старше 26 лет. Девушки (по религиозным причинам) могут пойти на альтернативную службу, однако такой шаг не слишком популярен среди израильской молодежи. Евреи-ортодоксы (мужчины) могут получить отсрочку для окончания обучения (оно может продолжаться много лет), но нередко они отказываются от такого права и служат в армии. В некоторых случаях (например, одаренным студентам) также дается отсрочка для завершения обучения.

После окончания срочной службы военнослужащие зачисляются в резерв, в котором остаются до 45 лет. Ежегодно проводятся сборы резервистов, на которые может быть вызван любой военнообязанный сроком до 45 дней.

Основным отличием ЦАХАЛа от большинства других армий мира является обязательная воинская обязанность для женщин. Израильтяне были вынуждены пойти на такой шаг не от хорошей жизни. Он позволил высвободить большее количество мужчин для строевой службы, чтобы хоть как-то компенсировать численное превосходство своих противников. Девушки служат во всех родах войск, но в боевых операциях принимают участие редко. Примерно треть женщин по разным причинам (семья, беременность, религиозные мотивы) вообще освобождается от службы.

Женщины более-менее активно принимали участие в боевых действиях только во время Войны за независимость 1948 года. Но тогда положение израильского государства было критическим.

Призыву в армию подлежат граждане Израиля еврейского и нееврейского происхождения. С удовольствием служат друзы, их число среди военнослужащих довольно велико, если сравнивать с общей численностью этой этноконфессиональной группы. С большой охотой берут в ЦАХАЛ бедуинов, их очень ценят, как опытных следопытов и разведчиков. Вообще же мусульмане и христиане могут поступать в ряды вооруженных сил в качестве добровольцев.

Как проходит служба?

Изначально призывник должен освоить основную военную подготовку («тиронут»), после чего его направят в соответствующий род войск. У офицера, входящего в состав отборочной комиссии, есть право предложить солдату самому назвать тот род войск (не более 3-х), который является для него наиболее привлекательным. Но, основное влияние на распределение солдат оказывают нужды армии.

Служба в «тиронут» — это самый трудный период. Причина этого в резком увеличении физической нагрузки, необходимой для того, чтобы «цивильные» юноши и девушки превратились в хороших военнослужащих.

Еще одной отличительной чертой армии Израиля является служба в ЦАХАЛ. Данный род войск предполагает сочетание военной службы и сельскохозяйственных работ.

Отсрочка

Несмотря на строгость закона в отношении призыва в армию, по определенным обстоятельствам процедура вступления в ряды солдат ЦАХАЛа может быть отсрочена. Причинами этого могут стать:

  • изменение семейного положения;
  • получение образования.

Детальную информацию об изменении семейного положения (свидетельство о заключении брака или рождении детей) необходимо сразу же предоставить в призывной пункт («лишкат гиюс»), чтобы государственные органы могли правильно определить статус призывника на момент оформления повестки.

Для получения образования, несмотря на призывной возраст, нужно соответствовать критериям поступления в высшее учебное заведение и получить разрешение от ЦАХАЛа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector