Газопровод «южный поток»

Стратегия России по отношению к газу

Диверсификация топливных ресурсов — важнейшее составляющее любой стратегии. Европе выгодно, чтобы поставщиков газа было несколько. Изначально проект Южный поток воздвигался, дабы уравновесить нестабильную ситуацию в Иране, Кувейте, Туркменистане, Катаре, Азербайджане и Ираке. Спрос на газ неуклонно продолжает расти. Согласно подсчетам экспертов, к 2030 году спрос вырастет практически более чем на 30 процентов.

На сегодняшний день мощность газопровода значительно превышает спрос, однако строился он в расчете на будущее. Газовая стратегия Российской Федерации состоит из трех пунктов: поиск новые потребителей топлива в странах Европы, защита собственного рынка сбыта и значительное снижение рисков при транзите, которые могут быть обусловлены ненадежностью третьих сторон, а также блокировка конкурентов.

Для России Турецкий поток смог бы укрепить ее позиции на рынке и в мире. Но усиление связей между двумя государствами предусматривает как преимущества, так и недостатки. Так, проект способен превратить Турцию в мощного транзитного игрока, который без труда способен воспользоваться новыми возможностями в своих интересах. Россия, в свою очередь, настроена на поиск баланса в ее отношениях с Турцией.

См. Также [ править ]

  • Болгария портал
  • Портал России
  • Инженерный портал
  • Транспортный портал
  • Экономический портал
  • Энергетический портал
  • TurkStream , также известный как турецкий поток
  • Балканский ручей  
  • Сербский поток
  • Голубой поток  — Транс-Черноморский газопровод
  • Трубопровод Тесла
  • Nord Stream  — газопроводы по дну Балтийского моря между Россией и Германией
  • Трансадриатический газопровод  — газопровод из Греции в Италию
  • Интерконнектор Турция – Греция – Италия
  • Трубопровод Набукко  — Предлагаемый газопровод от турецко-болгарской границы до Австрии
  • Персидский трубопровод
  • Энергия в Болгарии
  • Трансанатолийский газопровод  — турецкий газопровод

Маршрут

История проекта

1 декабря 2014 года «Газпром» и Botas Petroleum Pipeline Corporation подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода через Черное море в направлении Турции.

Алексей Миллер и генеральный директор Botas Мехмет Конук подписывают меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода через Черное море в направлении Турции. Фото «РИА Новости»

Увеличенная фотография (JPG, 443,5 КБ)

В сентябре 2016 года «Газпром» получил первые разрешения органов власти Турецкой Республики на реализацию «Турецкого потока».

Министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз и Алексей Миллер во время облёта планируемой трассы сухопутной части газопровода. Фото Anadolu Agency

Увеличенная фотография (JPG, 50,4 КБ)

10 октября 2016 года подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту «Турецкий поток».

Во время подписания Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики по проекту «Турецкий поток», 10 октября 2016 г. Фото «РИА Новости»

Увеличенная фотография (JPG, 270,4 КБ)

В декабре 2016 года подписан контракт между South Stream Transport B.V. и Allseas Group S.A. на строительство первой нитки морского участка газопровода «Турецкий поток» с опционом на укладку второй нитки.

В феврале 2017 года South Stream Transport B.V. заключила с компанией Allseas Group контракт на строительство второй нитки морского участка газопровода «Турецкий поток».

7 мая 2017 года в Черном море началось строительство газопровода «Турецкий поток». Работа стартовала у российского побережья.

Трубоукладочное судно Audacia

Увеличенная фотография (JPG, 1,3 МБ)

Для строительства глубоководного морского участка газопровода «Турецкий поток» используется крупнейшее в мире строительное судно Pioneering Spirit

Увеличенная фотография (JPG, 263,8 КБ)

19 ноября 2018 года завершена укладка газопровода в Черном море.

Pioneering Spirit

Увеличенная фотография (JPG, 4,5 МБ)

В январе 2020 года начались поставки газа по «Турецкому потоку».

Торжественная церемония открытия газопровода «Турецкий поток» в присутствии Президента Российской Федерации Владимира Путина, Президента Турецкой Республики Реджепа Тайип Эрдогана, Президента Республики Сербия Александра Вучича, Премьер-министра Республики Болгария Бойко Борисова, Министра энергетики Российской Федерации Александра Новака, Министра энергетики Турецкой Республики Фатиха Денмеза и Алексея Миллера. Фото РИА «Новости»

Увеличенная фотография (JPG, 6,8 МБ)

Проектные компании

Трубопровод будет построен и эксплуатируется несколькими проектными компаниями. Для строительства и эксплуатации морского участка «Южного потока» изначально были созданы две компании, обе в Цуге в Швейцарии, с уставным капиталом в 100 000 швейцарских франков. South Stream AG, совместное предприятие Газпрома и Eni, было зарегистрировано 18 января 2008 года, а South Stream Transport AG, совместное предприятие Газпрома, Eni, Électricité de France и Wintershall, было зарегистрировано 3 октября 2011 года. Глава South Stream Transport AG — Марсель Крамер , бывший генеральный директор газотранспортной компании Gasunie . Исполнительный директор — Олег Аксютин. Газпрому принадлежит 50% акций South Stream Transport AG, 20% Eni, а также Électricité de France и Wintershall по 15%. В ноябре 2012 года было принято решение о регистрации в Амстердаме нынешней проектной компании South Stream Transport BV . Ранее Eni зарегистрировала в Амстердаме компанию под названием South Stream BV, но в феврале 2012 года она была переименована в Eni JPDA 11-106 BV.

Болгарский участок газопровода будет построен и эксплуатироваться совместным предприятием Газпрома и Булгаргаза, а сербский участок — совместным предприятием Газпрома и Сербиягаза . Венгерский участок будет построен и эксплуатируется совместным предприятием «Газпрома» и государственным Венгерским банком развития MFB, которое купит разработанное технико-экономическое обоснование венгерского участка у SEP Co., совместного предприятия Газпрома и MOL. Участок в Словении будет построен и эксплуатируется совместным предприятием Газпрома и Geoplin Plinovodi, находящимся в равной собственности . Для строительства хорватского участка будет создана совместная российско-хорватская компания 50 на 50.

Новый виток конфликта Украины и Венгрии

Закономерно, что такой расклад не понравился нашему МИД. Там выразили разочарование решением Будапешта и назвали его «необоснованным» и вредящим двусторонним отношениям.

«Считаем это исключительно политическим, экономически необоснованным решением, принятым в угоду Кремлю и в ущерб национальным интересам Украины и украинско-венгерским отношениям, которое не соответствует принципам Договора об основах добрососедства и сотрудничества между Украиной и Венгерской Республикой от 6 декабря 1991 года», – заявили во внешнеполитическом ведомстве и добавили, что обратятся в инстанции ЕС из-за действий венгерской стороны.

Сам Дмитрий Кулеба заявил, что в Будапеште ведут игру, которая состоит в том, чтобы одновременно достигать прогресса в отношениях как с Украиной, так и с Россией, «но эта игра не может длиться вечно».

Гендиректор оператора газотранспортной системы Украины Сергей Макогон заявил, что Кремль провернул все это специально. «Как только появляется техническая возможность обойти Украину при транзите газа, «Газпром» запускает газ через более длинные, но собственные транзитные газопроводы», – написал Макогон в своем Facebook. Также он отметил, что это создает критические риски существующего транзита через Украину и продления контракта после 2024 года.

На фоне происходящего в МИД уже заявили о переносе заседания Совместной межправительственной украинско-венгерской комиссии по вопросам экономического сотрудничества, которое должно было пройти 29-30 сентября в Будапеште. Кроме того, МИД вызвал на ковер венгерского посла Иштвана Ийдярто для донесения своей позиции по газовому контракту.

В Венгрии не довольны такой резкой реакцией Украины, а отношения у стран на фоне скандалов на Закарпатье и так не самые теплые. Теперь же они почти до предела накалены. Глава МИД Венгрии Петер Сийярто призвал Киев не вмешиваться в дела Будапешта и «отказаться от политизации экономических интересов». 

«Украинцы не имеют никакого отношения к тому, с кем и о чем мы договариваемся. Мы считаем грубым нарушением нашего суверенитета и наших национальных интересов, что они пытаются препятствовать безопасным поставкам газа в нашу страну», – заявили в посольстве Венгрии в Украине. 

При этом подготовка подписания контрактов с «Газпромом» секретом не являлась. Петер Сийярто еще в конце августа заявил, что Венгрия согласовала с Россией условия нового газового соглашения. Более того, как Vesti.ua рассказали близкие к дипломатическим кругам чиновники, в рамках договора Венгрия не имела возможностей определять, через какую трубу мы будем получать газ – это определяла Россия. Поэтому «зрада», которая возникла между Украиной и Венгрией, обусловлена со стороны России, но не Венгрии. 

Хотя Кулеба во время пресс-конференции заявил, что соседи все же виноваты в том, что приняли требования РФ по исключению Украины из схемы транзита. «Это не отвечает нашим интересам», – резюмировал Кулеба и призвал венгерских политиков «не раскручивать эмоции» по этому вопросу. 

Проблемы транзита российского газа

Переправка энергетического российского топлива европейским потребителям постоянно отягощалась рядом причин политического характера. Проект газопровод Северный поток по праву можно считатьвыдающимся. Однако в первую очередь он направлен на центры Европейского Союза, который имеет достаточный для необходимых решений политический вес. В то время как “Южный проект” все время стоял на грани отмены. Основной проблемой выступило количество стран, которые должны были провести соответствующие согласования. Все это осложнялось ориентацией государств южной Европы на Соединенные Штаты Америки, которые в свою очередь не заинтересованы в усилении отношений между Россией и Европой.

Среди всех требований к газопроводу, выдвигаемых Европейским Союзам, был тезис, который касался Украины. ЕС требовала сохранить ее транзит, что серьезно подрывало смысл всей стратегии, касающейся устранения посредников на пути газопровода. Все эти события стали причиной тому, что 1 декабря 2014 года президент Владимир Путин отказался от постройки Южного потока. Это заявление президент РФ дал на конференции, которая проходила в Анкаре. Такое решение вызвано неконструктивной позицией ЕС. Путин дал понять, что если страны Европы не хотят реализовать проект, значит, он и не будут реализован.

После многолетних переговоров и обсуждения строительства газопровода, разрешение не дала Болгария. Бойко Борисов – премьер министр, который просил компенсаций от Европейского Союза и США за отказ от выгодного проекта. Сразу после отказа Болгарии Алексей Миллер – глава Газпрома подтвердил закрытие и невозвратность проекта Южный поток.

Многие проблемы, касающиеся снабжения газа южной части Европейского Союза, не имеют политического характера. Контракт транзита газа в Европу через Украину закончится в 2019 году. Москва дала понять, что его продление не будет осуществлено. По этой причине 27 января 2015 года на встрече главы Газпрома и министра энергетики Турции был проведен новый маршрут проекта Южный поток, получивший новое название Турецкий поток. Помимо 660 километров прошлого газопровода, планируется достроить еще 250 километров в сторону той части Турции, что находится возле Европы.

Логически рассуждая, станет понятно, что Турецкий поток позволил значительным образом сократить число участников проекта, как и согласований. Помимо экономических, Анкара получила бы и ряд политических бонусов. По факту Турция стала бы распределителем газа для всей южной части Европы.

Последствия [ править ]

Проект газопровода Набукко править

Карта планируемых газопроводов Nabucco и South Stream.

Проект «Южный поток» рассматривался как конкурент проекту газопровода «Набукко ». Некоторые эксперты, такие как Алан Райли из Лондонского городского университета, утверждали, что газопровод «Южный поток» — это политический проект, направленный против Nabucco и расширения российского присутствия в регионе.

Генеральный директор Eni Паоло Скарони предложил объединить проекты Nabucco и South Stream, чтобы «сократить инвестиции, операционные расходы и увеличить общую прибыль». Это предложение было отклонено министром энергетики России Сергеем Шматко, заявившим, что «Южный поток более конкурентоспособен, чем Nabucco» и что «Nabucco и South Stream далеко не конкуренты». Также OMV , партнер по обоим проектам, заявила, что в настоящее время не ведется дискуссий о слиянии проектов.

Конфликт с Украиной править

«Южный поток» рассматривался как отвлечение части газа, транспортируемого через Украину, вместо того, чтобы предоставить новый источник газа для Европы. Чтобы избежать попадания в исключительную экономическую зону Украины, маршрут трубопровода был изменен через турецкие воды.

Предложение Романо Проди править

Перед уходом с поста премьер-министра Италии Романо Проди получил предложение от «Газпрома» стать председателем South Stream AG. Этот шаг сравнивали с назначением бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера руководителем консорциума Nord Stream AG , управляющего трубопроводом Nord Stream . Проди отклонил это предложение. По словам представителя Проди, «Проди был чрезвычайно польщен, но повторил, что после ухода из итальянской политики он хочет взять отпуск, чтобы поразмыслить».

Контракт Стройтрансгаза править

В мае 2014 года стало известно, что контракт на строительство болгарского участка был присужден «Стройтрансгазу», компании, контролируемой Геннадием Тимченко через его Volga Group . Ранее Тимченко был включен в санкционный список после аннексии Крыма Россией из-за его тесных связей с президентом Путиным.

Маршрут нового проекта

Предусматривалось, что длина Турецкого потока составит 910 километров. Согласно проекту, данный газопровод должен был основываться на инфраструктуре предыдущего проекта, что составляет более 650 километров. Остаток пути прошла бы через европейскую территорию Турции. Однако уже в феврале 2015 года Йылдыз вместе с Миллером провели новый маршрут.

Проект представляет из себя газопровод, который соединял бы Анапу и турецкий город Кыйыкей. Во время встречи представители обоих сторон посредством вертолетной техники осмотрели ключевые пункты, по которым должна была располагаться труба.

На суше трубопровод бы вышел в городе Кыйыкей, тогда как сдавался бы газ в Люлебургазе. Хаб же расположился на территории Ипсала (граница Греции и Турции). Спустя несколько месяцев, обе стороны подписали декларацию, касающуюся энергетического сотрудничества. Помимо Турции и России, за союз выступила Сербия, Венгрия, Греция, а также Македония.

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме « Южный поток» .
vтеТрубопроводные системы из России по году выпуска
Трубопроводы природного газа
  • Трубопровод Саратов – Москва (1946 г.)
  • Центральная Азия – Центр (1960–1988)
  • Северное сияние (1975–1994)
  • Трубопровод Уренгой – Помары – Ужгород (1983 г.)
  • Трубопровод Ямал – Европа (1997 г.)
  • Голубой поток (2003)
  • Трубопровод Дзуарикау – Цхинвали (2009 г.)
  • Трубопровод Баку – Ново Филя (2010 г.)
  • Бованенково – Ухта (2011)
  • Северный поток (2011–2012 гг.)
  • Трубопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток (2011–2012 гг.)
  • Южный поток (отменен)
  • Сила Сибири (2019)
  • Турецкий поток (2020)
  • Алтайский газопровод (предлагается)
Нефтепроводы (нефтепровод)
  • Нефтепровод Грозный – Туапсе (1928 г.)
  • Трубопровод Тихорецк – Туапсе (1962 г.)
  • Трубопровод Дружба (1964 г.)
  • Трубопровод Узень – Атырау – Самара (1971 г.)
  • Трубопровод Баку – Новороссийск (1997 г.)
  • Балтийская трубопроводная система (2001 г.)
  • Каспийский трубопроводный консорциум (2004 г.)
  • Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (2010 г.)
  • Балтийская трубопроводная система-II (2012–2013)
  • Мурманский трубопровод (предлагается)
Другие трубопроводы
vтеЭнергия Черного моря
Нефтяные месторождения
  • В
  • Анастасьевско-Троицкое
  • BT
  • CT
  • Кобза
  • DT
  • Дельта IV
  • Дельта VI
  • Евгения
  • Евгения Саут
  • Gîsca
  • Ирина
  • Lebăda Est
  • Лебеда Жилет
  • Midia SE
  • Михаэла
  • Олимпийский
  • Пескэруц
  • Прикерченское
  • Синоэ
  • Субботин
  • Туапсе
  • Тюленово
  • Вал Шацкий
Месторождения природного газа
  • AE
  • Акчакоча
  • Ана
  • Анка
  • Архангельское
  • Балаур
  • Безимен
  • Бьянка
  • Чайка
  • Клара
  • Кобэлческу
  • Дойна
  • Домино
  • Дурусу
  • Восточный Кобэлческу
  • Флорина
  • Фороска
  • Галата
  • Джина
  • Голицынское
  • Иоана
  • Изгрев
  • Калиакра
  • Калиакра Восток
  • Камчия
  • Лира
  • Лучафэрул
  • Мария
  • Миорица
  • Муридава
  • Надя
  • Обзор
  • Одеске
  • Паллада
  • Паула
  • Пеликан Южный
  • Южно-Голицынское
  • Ропотамо
  • Шмидтовское
  • Штормовое
  • Skifska
  • Южный Кобэлческу
Трубопроводы
  • AGRI
  • AMBO
  • Баку – Батуми
  • Баку – Новороссийск
  • Баку – Супса
  • Голубой поток
  • BRUA
  • Бургас – Александруполис
  • Каспийский Трубопроводный Консорциум
  • Грозный – Туапсе
  • Одесса – Броды
  • ЛЮДИ
  • Самсун – Джейхан
  • Сербский поток
  • Южный поток
  • Тесла
  • Турецкий поток
  • Белый Ручей
НПЗ :
  • ЛУКОЙЛ Нефтохим
  • Петромидия
Нефтяные терминалы :
  • Кулеви
  • Мидия
  • Новороссийск
  • Туапсе

Подорожание газа и полупустые хранилища

Подписание нового контракта Венгрии с «Газпромом» сильно ударит по экономике Украины, говорят эксперты. По словам экономиста Алексея Куща, новая договоренность соседней страны с российской компанией будет стоить Украине 4,5 миллиарда кубометров газа (то есть это потеря нескольких сотен миллионов долларов в год). 

Глава «Нафтогаза» Юрий Витренко заявил также, что в случае снижения объема транзита газа через Украину, это приведет к определенным изменениям физико-химических свойств газа. 

«Если «Газпром» ничего не будет давать (газ на вход украинской ГТС,  – Vesti.ua), то нам даже проще – ничего не надо выполнять. Но если он будет давать какие-то небольшие объемы газа или если будет очень сильно варьировать: один день – максимум, а другой день, скажем, минимум – то будут физические проблемы, как обеспечить транзит, необходимые физико-химические свойства газа», – сказал Витренко. По его мнению, европейские операторы могут в итоге сказать, что Украина нарушает условия контракта по физико-химическим свойствам газа и ставит под вопрос нынешнюю надежность транзита через нашу страну.

Кроме того, несмотря на то, что в «Нафтогазе» и в профильных министерствах пытались убедить нас, что российским газом мы не пользуемся – это не так. На самом деле, физически мы отбирали российский газ из нашей ГТС, но виртуально – покупали его на европейских хабах (например, в Словении, которая является следующей после Венгрии страной в «Турецком потоке»).  

Если объем газа в транзитной трубе сокращается (как это случится вскоре после вступления договора в действие), то такой физический забор станет крайне проблематичным – газ, необходимый для собственных нужд, придется закупать в Европе не виртуально, а физически. А это технически сложнее и гораздо дороже.

Подписание этого контракта может запустить эффект домино. 

«Вслед за Венгрией контракты на прямые поставки подписывают и другие европейские страны, а там в условия контрактов будут зашиваться (может, прямо, а может, и косвенно) условия транзита. Ну и, конечно, по российским входным газопроводным маршрутам. То есть от нашей газотранспортной системы будут в перспективе отходить и другие страны», – рассказывает Алексей Кущ. Помимо «Турецкого потока», напоминает эксперт, есть еще скандальный «Северный поток-2», «Северный поток», «Балканский поток» (ответвление «Турецкого потока») и пока что недостроенный «Южный поток», которые идут в обход Украины. 

По словам Куща, физический забор газа во время транзита – очень проблематичный способ получения газа. «Газпром» в любой момент может сказать, что не будет прокачивать через территорию Украины 40 миллиардов кубов газа, как зафиксировано в контракте по «Северному потоку-2», а, например, прокачает 5 миллиардов, а за транзит остальных 35 миллиардов просто заплатит деньги (в контракте заложен принцип «транзитируй или плати»). В таком случае Украина останется без необходимого количества газа. 

Эксперты говорят, что все эти «обходные пути» и отказ от транзита через Украину повлияет на стоимость газа для населения (это плюс несколько гривен за кубометр газа). 

Кроме того, если нам придется покупать физический газ в Европе, мы опять можем столкнуться с проблемой, ведь там в этом году не успели закачать в подземные хранилища достаточные объемы запасов газа в условиях ограниченных поставок по трубопроводам и дефицита поставок сжиженного газа. Премьер-министр Денис Шмыгаль говорит, что собственная добыча газа в Украине полностью покроет нужды населения в преддверии осенне-зимнего периода, да и запасов газа в хранилищах якобы хватает. Впрочем, эксперты считают, что без отключений и локальных проблем с отоплением вряд ли обойдется. К тому же наши запасы не вечны. 

Техническое описание [ править ]

Технико-экономическое обоснование морского участка было проведено Saipem , дочерней компанией Eni. Планирование было выполнено INTECSEA, дочерней компанией WorleyParsons . Дочернее предприятие «Газпрома» «Гипроспецгаз» назначено генеральным подрядчиком по проектированию. По морскому трубопроводу планируется транспортировать 63 миллиарда кубометров (2,2 триллиона кубических футов) природного газа в год. Он будет иметь четыре параллельные линии мощностью 15,75 миллиарда кубометров (556 миллиардов кубических футов) каждая. В морском трубопроводе будут использоваться трубы диаметром 32 дюйма (810 мм), рассчитанные на рабочее давление 27,73 мегапаскалей (4022 фунта на квадратный дюйм) и имеющие толщину стенки трубы 39 миллиметров (1,5 дюйма). Первая линия должна быть готова к концу 2015 года, вторая и третья линии — к концу 2016 года, а четвертая линия — к концу 2017 года. Ожидается, что морская секция будет стоить 10 миллиардов евро.

Участки трубопроводов в Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении будут иметь пропускную способность не менее 10 миллиардов кубических метров (350 миллиардов кубических футов) в год. Береговый трубопровод будет иметь восемь компрессорных станций, и его стоимость, как ожидается, составит 6 миллиардов евро.

По крайней мере, два газовых хранилища будут построены, из которых одно будет подземным хранилищем в Венгрии емкостью не менее 1 миллиарда кубометров (35 миллиардов кубических футов), а другое — в Банатски Двор, Сербия, емкостью 3,2 миллиарда кубических метров ( 110 миллиардов кубических футов). Венгерская нефтегазовая компания MOL Group предложила свое пустое месторождение природного газа в Пусттафельдваре в качестве хранилища на 9 миллиардов кубометров (320 миллиардов кубических футов). British Melrose Resources планирует к 2009 году преобразовать морское месторождение Галата в Болгарии в хранилище газа с начальной емкостью 1,7 миллиарда кубометров (60 миллиардов кубических футов). Также есть сообщения о том, что газопровод «Южный поток» будет подключен к принадлежащему Wingas газохранилищу Хайдах .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector