«тор» м1, м2, м2у и м3

Модификации

  • ЗК95 «Кинжал» — морской вариант, оборудованный ракетой 9м330-2, по классификации NATO – SA-N-9.
  • 9К331 «Тор-М1» (1991) — установлен второй целевой канал, повысилась территория поражения целей, передвигающихся на малых высотах, и возникла возможность соединения с батарейным унифицированным командным пунктом 9С737 Ранжир. Довольно сильно поменялась аппаратура. Экипаж стал состоять из трех человек. Станция обнаружения оснащена цифровой трехканальной системой обработки сигналов, что повышает защиту от помех. Новый усилитель увеличивает увеличенную чувствительность. Общее число распознаваемых и обнаруживаемых целей повысилось до 48.
  • На основе БМ 9А331 состоялась разработка БМ 9А331-1, в ней установилось новое шасси.
  • «Тор-М1ТА» — модифицированный 9К331 на основе колесной базы. Антенно-пусковой пост базируется на полуприцепе, а аппаратная кабина – на автомобиле Урал-5323
  • «Тор-М1Б» — модифицированный буксируемый 9К331. Оборудование базируется на колесных полуприцепах.
  • «Тор-М1ТС» — стационарный вариант 9К331
  • «Тор-М1-2У» — модернизация Тор-М1-2У, созданная в целях замены «Тор-М1», «Тор» и «Оса». Первая партия поступила на вооружение в ЮВО осенью 2012 года.
  • ЗРК «Тор-М2» — в 2008–2009 годах создавались новые комплексы противовоздушной обороны, включая перспективный ЗРК «Тор-М2». Сейчас его производство осуществляется на Ижевском электромеханическом . Увеличена эффективность защиты от массированных налетов средств воздушной атаки при радиоэлектронном и огневом противодействии.
  • «Тор-М2Э» (9К332МЭ) — ЗРК с боевой машиной на базе гусеничного шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
  • «Тор-М2К» (9К332МК) – ЗРК с боевой машиной на базе колесного шасси. Разработка Белоруссии. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331.
  • «Тор-М2КМ» (9К331МКМ) – вариант в модульном исполнении, предназначенный для базирования на разнообразных видах шасси. Оборудован ракетным зенитным модулем 9М334 с четырьмя управляемыми ракетами 9М9331 и боевым автономным модулем 9А331МК-1
  • «Хунци-17» — пиратская копия, произведенная в КНР. Изготовлена на основе приобретенных комплексов «Тор-М1», после того как Минобороны РФ отказало КНР в лицензии.

Устройство ЗРК «Тор-М2У»

«Тор-М2У» — тактический ЗРК нового поколения, предназначенный для защиты воинских частей, а также объектов промышленности и инфраструктуры от ударов с воздуха. Он эффективен против высокоточного оружия, беспилотных летательных аппаратов, крылатых ракет, современных самолетов и вертолетов.

«Тор-М2У» может обнаруживать одновременно более 40 целей, определять самые опасные из них, одновременно вести огонь по четырем из них. Его можно использовать для борьбы с массированными атаками современных средств воздушного нападения. Технические характеристики зенитных ракет комплекса позволяют эффективно бороться против малоразмерных и высокоманевренных целей. «Тор-М2У» может успешно работать в составе системы ПВО, но может применяться и автономно.

На каждой машине установлена станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения и сопровождения ракет и целей, система навигации и привязки к местности, автономная система для электрического питания и восемь зенитных ракет в двух пусковых контейнерах.

Станция обнаружения целей, установленная на комплексе «Тор-М2У», работает в сантиметровом диапазоне волн, оснащена системой распознавания «свой — чужой», обеспечивает работу комплекса во время движения. Система имеет высокую степень защищенности от помех, может обнаруживать более 40 целей на расстоянии до 32 километров. Из них выделяются десять наиболее опасных, которые выдаются на монитор командиру машины. То есть, машина сама подсказывает экипажу очередность обстрела воздушных целей. Основным отличием «Тор-М2» от «Тор-М1» является модернизация станции обнаружения целей. Модернизированная станция может обнаруживать цели с малой площадью рассеивания (ЭПР), то есть, летательные аппараты, созданные с использованием технологии «стелс». Кроме того, СОЦ на «Тор-М2» имеет более высокий уровень помехозащищенности, чем на своем предшественнике.

РЛС сопровождения ракет и целей может сопровождать сразу четыре воздушных объекта и наводить на них шесть зенитных ракет. В конструкции этой РЛС использована пассивная фазированная антенная решетка с высокой степенью защиты от радиоэлектронных помех. Она также работает в сантиметровом волновом диапазоне. В комплекс сопровождения целей также входят оптоэлектронные средства сопровождения воздушных объектов. Обычно их применяют при слишком высоком уровне помех.

Каждый комплекс оборудован системами навигации и привязки к местности, а также специальной системой связи.

Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2У» вооружен 8 зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331, разработанными в МКБ «Факел». Ракеты этого конструкторского бюро стоят на всех машинах семейства «Тор».

9М331 представляет собой одноступенчатую твердотопливную ракету, созданную по аэродинамической схеме «утка». После старта ракета выбрасывается из контейнера специальной катапультой со скоростью 25 м/с, на высоте двадцати метров включаются маршевые двигатели, которые могут разогнать ракету до скорости 700-800 м/с на дистанции в полтора километра. Наведение ракеты на цель начинается на дистанции 250 метров. Боевая часть ракеты – осколочно-фугасного типа.

Ракета оборудована складными крыльями, которые раскладываются сразу после старта. На ней установлен активный радиовзрыватель, 9М331 может самоликвидироваться автоматически или по сигналу оператора.

Восемь ракет находятся в двух транспортно-пусковых контейнерах 9Я281. Антенные комплексы и пусковые устройства образовывают единый комплекс, который вращается на 360 градусов. Каждая ракета оборудована катапультой, старт – вертикальный. После старта происходит отклонение ракеты в необходимую сторону и под нужным углом. Достигается это с помощью специального газогенератора, сопла которого находятся у основания аэродинамических рулей. Величина отклонения заносится оператором в автопилот ракеты.

В состав комплекса входит несколько обслуживающих машин. Заряжающая машина на базе автомобиля «Урал-4320» имеет один боекомплект (восемь ракет), оснащена погрузочными устройствами (краном со специальным манипулятором).
С его помощью извлекаются пустые пусковые контейнеры и устанавливаются новые. Процесс перезарядки занимает восемнадцать минут.

Есть и другие типы заряжающих машин. Также существуют машины технического обслуживания четырех и шестнадцати ЗРК «Тор-М2У».

Ракеты, используемые ЗРК 9К330 «Тор»

Ракеты, которыми оснащались ЗКР «Тор», назывались 9М330. Данные ракеты, имея вес в 165 кг и длину в 2,9 м, несли осколочно-фугасный заряд весом 14,8 кг. Они запускались прямо из пусковой установки, без использования транспортно-пусковых контейнеров.

Запуск ракеты проводился за счёт порохового заряда. Полёт ракеты проходил по следующей схеме:

  • После взрыва порохового заряда при запуске, ракета набирала начальную скорость около 25 метров в секунду;
  • Вертикально стартовавшая ракета заворачивалась в сторону цели, запуская свой двигатель. Так как двигатель включается лишь тогда, когда ракета повёрнута в направлении цели, вся его энергия уходит на разгон ракеты по прямой траектории до цели.

Так как ракета летит, выполняя лишь незначительное маневрирование, дальность полёта ракеты удалось увеличить до 12 км. Максимальная высота поражения цели составляла 6 км. Минимальная высота летящей цели должна была быть не менее 10 метров. Все цели, скорость которых была в пределах 300м/с, могли быть уничтожены именно на таком расстоянии. Более скоростные цели, которые летели на скорости до 700 М/с, уничтожались на расстоянии 5 км дальности и 4 км высоте.

Обнаруженная цель уничтожалась с помощью активного радиовзрывателя, причём вероятность поражения одной ракетой различных целей составляла:

  • От 0,3 до 0,77 была вероятность поражения самолётов (где под единицей понимается 100 процентов);
  • От 0,5 до 0,88 составляла вероятность поражения различных типов вертолётов;
  • Дистанционные летательные аппараты поражались с вероятностью от 0,85 до 0,955.

Последние системы ПВО России

Перехватить воздушную цель на большом расстоянии (от 200 километров) российские военные могут посредством зенитной ракетной системы С-400 «Триумф». Этот ЗРК поступил на вооружение в 2007 году. Комплекс был создан специально, чтобы обеспечить защиту в случае вероятного нападения как с космоса, так и с воздуха. Как утверждают специалисты, С-400 способен уничтожить цель на высоте не больше 30 тыс. метров.

В 2012 году на вооружение поступил новый зенитно-ракетный пушечный комплекс – ЗРПК «Панцирь С1». С помощью управляемых ракет и автоматических пушек, для которых предусмотрено радиокомандное наведение, радиолокационное и инфракрасное слежение, цель уничтожается, где бы ни находилась. ЗРПК имеет двенадцать ракет «земля-воздух» и две зенитные пушки.

Последней российской новинкой считается ЗРК «Сосна», который работает в ближнем радиусе. По словам экспертов, данный комплекс рассчитан на осколочно-стержневое и бронебойное воздействие. Ракеты могут уничтожать вражескую бронетехнику, корабли и укрепления. ЗРК эффективен в комплексе при борьбе с высокоточным оружием, беспилотниками и крылатыми ракетами. Для наведения применяют лазер: ракет летит на луч.

Ракеты

Ракеты были разработаны для перехвата небольших, агрессивно маневрирующих целей.

При весе 167 кг (368 фунтов) ракета 9М330 имеет длину 3 метра (9,8 фута), несет боеголовку весом 15 кг (33 фунта) и  развивает максимальную скорость около 2,8 Маха (3430,1  км / ч ; 2131,4  миль в час ). Используя командное наведение и бесконтактные взрыватели с радиолокационным управлением , ракеты могут маневрировать с массой до 30  g и поражать цели, летящие со скоростью до 2 Маха (2450 км / ч; 1522 миль / ч). При холодном запуске ракеты выбрасываются из машины до того, как сработает твердотопливный ракетный двигатель, а газодинамическая система маневрирования поворачивает их к цели. Ракеты также могут быть запущены по надводным целям. Каждая ракета представляет собой запечатанный снаряд , хранящийся в двух группах по четыре штуки. Дальность поражения составляет до 12 км (7,5 миль; 6,5 миль) с минимальной дальностью от 1500 до 2000 метров (4900–6 600 футов), в зависимости от версии и эффективной высотой 6–10 000 метров (20–32 808 футов).

«Алмаз Антей» разработала новую ракету 9М338, которая отличается повышенной дальностью и точностью. Меньшие размеры также позволяют оснащать модифицированный Тор-М2 16 ракетами, в отличие от первоначальных 8.

На вооружении

Операторы ЗРК Тор

Боевая машина 9А331 ЗРК Тор-М1

  •  Россия — более 120 комплексов 9К330, 9К331, 9К332 по состоянию на 2016 год
  •  Армения — неизвестное количество «Тор-М2КМ», по состоянию на 2019 год
  •  Азербайджан — 10 единиц «Тор-М2Э», по состоянию на 2016 год [неавторитетный источник?]
  •  Белоруссия — 5 батарей (по 4 машины в каждой) «Тор-М2К» (1146-й гвардейский зенитный ракетный полк), по состоянию на конец 2017 год
  •  Венесуэла
    • Сухопутные войска Венесуэлы — 8 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2012 год. Дополнительно заказано ещё 18 комплексов
    • Войска ПВО Венесуэлы — 4 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2012 год. Дополнительно заказано ещё 8 комплексов
  •  Греция:
    • Сухопутные войска Греции — 21 комплекс 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
    • Войска ПВО Греции — 4 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  •  Египет — 10 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  •  Китай — 24 комплекса 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год
  •  Кипр — 6 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год. Греция передала Кипру Тор-М1 в обмен на размещение на греческом острове Крит киприотских ЗРК С-300ПМУ1
  •  Иран — 29 комплексов 9К331 «Тор-М1», по состоянию на 2016 год.
  •  Украина — неизвестное количество; 6 единиц было представлено на параде 24 августа 2018 в Киеве

Происшествия

17 августа 2010 года иранские средства ПВО сбили в районе Бушерской АЭС истребитель собственных иранских ВВС F-4 «Phantom». Как сообщило близкое к разведывательным кругам израильское агентство Debka, самолёт по неизвестным причинам вошёл в 20-километровую запретную зону вокруг АЭС. Пилоту и штурману удалось катапультироваться.

Примечания

Источники
  1. ↑ , с. 220.
  2. Давыдов М. В., Годы и люди, стр. 284
  3. , с. 135.
  4. , с. 131.
  5. , с. 256.
  6. , с. 68.
  7. , с. 257.
  8. , с. 11.
  9. , с. 307.
  10. , с. 448.
  11. , с. 160.
  12. , с. 143.
  13. , с. 264.
  14. , с. 198.
  15. , с. 198-199.
  16. , с. 199-200.
  17. , с. 200.
  18. , с. 200-201.
  19. , с. 201-203.
  20. , с. 204-205.
  21. , с. 204-207, 210.
  22. , с. 206-208.
  23. ↑ , с. 211.
  24. The Military Balance 2016. — P. 190.
  25. Александр Храмчихин Армия одной войны // Военно-промышленный курьер : Газета. — 2016. — 16 марта (№ 10 (625)). — ISSN 1729-3928
  26. ↑ The Military Balance 2012. — P. 405.
  27. ↑ The Military Balance 2012. — P. 406.
  28. The Military Balance 2016. — P. 104.
  29. The Military Balance 2016. — P. 106.
  30. The Military Balance 2016. — P. 326.
  31. The Military Balance 2016. — P. 242.
  32. The Military Balance 2016. — P. 85.
  33. The Military Balance 2016. — P. 330.

Появление модернизированной системы «Тор» — ЗРК «Тор-М1»

В тот же год, когда зенитно-ракетный комплекс 9К330 был принят на вооружение армии СССР, началась разработка более совершенного образца, который должен был стать глубокой модернизацией «Тора» первой модели. Новинка, которую назвали 9К331 «Тор-М1», должна была превосходить все ТТХ своего предшественника, за счёт применения новейших разработок и использования новых систем и узлов. Разработкой модели занимались те же организации, которые сделали первую модель «Тора».

Основные изменения новой модели «Тора» заключаются в следующем:

  • Была обновлена боевая машина, которая получила обозначение 9А331. Данная машина получила новые системы, а старые были заменены на более современные. ЭВМ тоже была заменена на более мощный компьютер, который отличался более высокой скоростью принятия решений, имел 2 канала и защиту от ложных целей;
  • Станция обнаружения целей также подверглась глубокой модернизации. Она получила 3-х канальную систему обработки сигналов. Если брать систему в целом, то она стала более защищённой от помех, чем станция модели 9К330;
  • Станция наведения была также глубоко модернизирована. Её «научили» определять новые типы зондирующего сигнала. В результате модернизации, станция наведения смогла обнаруживать зависающие вертолёты. К визиру добавили автомат, который сопровождал цели;
  • Одним из главных пунктов модернизации новой системы стал новый ракетный модуль, состоящий из контейнера с четырьмя ячейками ракет. Вес данного модуля составлял 936 кг, и он возился на специальных транспортных машинах. На новой машине ЗРК «Тор-М1» предусмотрено место для двух модулей. Данное нововведение позволило не только упростить эксплуатацию комплекса, но и уменьшить время его перезарядки почти в два раза;
  • Также новый комплекс получил модернизированные ракеты. Новые ракеты могли использоваться как более старыми модификациями «Тора», так и новыми. Отличия новых ракет было только в более мощном заряде боевой части.

Испытания ЗРК «Тор-М1» были начаты в 1989 году. Несмотря на сложную политическую обстановку в стране (развал СССР), испытания прошли успешно, и комплекс 9К331 был принят на вооружение в 1991 году. По понятным причинам серийное производство в это время шло очень медленно.

Испытания «Тор-М1» показали, что боевые качества новой модификации ЗРК улучшились только по двум пунктам:

  • Появилась возможность обстрела сразу двух целей;
  • Сократилось время реагирования системы на цели (всего на 1-2 секунды).

Кроме модели 9К331 «Тор-М1», существовало еще несколько модификаций данной модели:

  • «Тор-М1ТА» строилась на базе шасси грузовых авто;
  • «Тор-М1Б» мог размещаться на прицепах;
  • «Тор-М1ТС» являлся неподвижной зенитной системой.

ЗРК «Тор» легко уничтожить?

Что касается уничтожения установок «Тор», проданных Россией за рубеж, то Юрий Кнутов полагает, что, как правило, это происходит по трём причинам:

  • расчёты подготовлены «не очень хорошо»,
  • неправильная маскировка установок,
  • они действуют по одиночке, хотя должны друг друга прикрывать.

«Есть в танке такое понятие, как «мёртвая зона», или «мёртвая воронка», есть ограничения, связанные с горной местностью, когда сигналы как следует не проходят. Но если использовать попарно две машины, которые должны стоять, допустим, в трёх километрах друг от друга и прикрывать друг друга, то таких проблем не будет вообще», — пояснил «Правде.Ру» Юрий Кнутов.

Он сожалеет, что в Сирии, Ливии, Нагорном Карабахе «это железное правило» нарушалось и нарушается.

Это связано, по мнению Юрия Кнутова, с заносчивостью, пренебрежением и презрением: «Мы, мол, сами, мы профессионалы, мы сами всё умеем, мы всё знаем, мы вас научим».

Что касается маскировки, то даже есть видеоролик, где видно, как уничтожается «Тор». Азербайджанцы дождались, когда он заехал в сарай, и там его уничтожили, продолжил Юрий Кнутов.

Семейство «Тор» в Сухопутных войсках ВС России является основным средством борьбы с поражающими элементами высокоточного оружия и боевой авиацией противника. В Сирии расчёты боевых машин данного ЗРК во взаимодействии с экипажами комплексов С-400 «Триумф» и «Панцирь-С» уничтожили более 45 беспилотников террористов. Благодаря усовершенствованному арсеналу комплекс способен прикрывать от средств нападения противника фронтовую полосу протяжённостью 20 километров.

Читайте по теме:

Рекомендуем: СМОТР. ВСЕ ВЫПУСКИ 0:04 / 26:03 «Смотр». Высокие технологии: новые российские беспилотники

Редактор: Елена Тимошкина, Куратор: Александр Артамонов

Тактико-технические характеристики

  • Максимальная горизонтальная дальность поражения, км — 12;
  • Минимальная горизонтальная дальность поражения, м: на высоте 10 м — 1 500, на высоте более 100 м — не более 1 000;
  • Количество одновременно обрабатываемых целей, шт. — 48;
  • Количество одновременно обстреливаемых целей, шт. — 4;
  • Количество одновременно наводимых ракет, шт. — 8;
  • Максимальная скорость движения поражаемых целей, м/c — 700;
  • Перегрузка маневра цели, g. — 10;
  • Боекомплект зенитно управляемых ракет (ЗУР) на БМ, шт. — 8 в двух ЗРМ;
  • Время заряжания БМ, мин. — 18;
  • Время развертывания БМ из походного положения в боевое, мин. — 3;
  • Скорость движения БМ, км/ч: по шоссейным дорогам — 80, по грунтовым дорогам — 30;
  • Запас хода по топливу, км (при двухчасовой работе аппаратуры) — 500;
  • Максимальная масса БМ, тонны — 30;
  • Расчет БМ, чел. — 3;
  • Станция обнаружения малоразмерных воздушных целей (СОЦ):
  • Угол подхода целей — инвариантна;
  • Дальность обнаружения целей, км — 32;
  • Обнаружение целей, шт. — до 45 воздушных;
  • Сопровождение целей, шт. — до 45 воздушных;
  • Ранжирование по критерию опасности, шт. — 10;
  • Станция наведения (СН):
  • Количество сопровождаемых целей, шт. — 4;
  • Количество одновременно наводимых на цель ракет, шт. — 6.

Тактико-технические характеристики ЗРК 9К331 Тор-М1

– Разработчик: Алмаз-Антей- Годы разработки: с 1972 по 1983- Годы производства: с 1983- Годы эксплуатации: с 1986

– Экипаж, чел.: 4 (9А330). 3 (9А331)

Вес ЗРК 9К331 Тор-М1

– Боевая масса, т: 32

Габаритные размеры ЗРК 9К331 Тор-М1

– База, мм: 5055- Клиренс, мм: 450

Вооружение ЗРК 9К331 Тор-М1

– 8 х ЗУР 9М330

Дальность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1

– Дальность стрельбы системы, км: 12 (макс.), 1,5 (мин.)- Высота поражаемых целей: 6 км (макс.), 10м (мин.)- Максимальная скорость поражаемых целей, м/с: 700- Время реакции ЗРК, сек: 9,4 (с короткой остановки), 7,4 (с позиции)

Вероятность поражения ЗРК 9К331 Тор-М1

– а) истребителя – до 0,8;- б) вертолета-0,5-0,88;- в) беспилотного аппарата – 0,89-0,9

Двигатель ЗРК 9К331 Тор-М1

– Мощность двигателя, л. с.: 840

Скорость ЗРК 9К331 Тор-М1

– Скорость по шоссе, км/ч: 65- Запас хода по шоссе, км: 500

– Удельное давление на грунт, кг/см²: не более 0,8- Преодолеваемый подъём, град.: 35- Преодолеваемый ров, м: 2,0- Преодолеваемый брод, м: 1,0

Состав

  • Боевая машина 9А330. Основа ЗПРК – это боевая машина. Она оборудована станциями наведения и обнаружения целей, пусковой установкой, электронно-вычислительной машиной, системой навигации и топопривязки, стартовой автоматики, системой жизнеобеспечения и газотурбинным агрегатом. Все эти составляющие монтируются на гусеничное шасси «Объект 355». Ракеты 9М330 запускаются вертикально в целях безопасности от попадания осколков бомб и снарядов и неблагоприятной погоды.
  • Станция обнаружения целей. Когерентно-импульсная РЛС панорамного обзора ищет воздушные цели, а затем определяет их координаты. Присутствует система «свой-чужой». Функционирует в сантиметровом диапазоне с частным управлением по углу места лучом. Его обзор может производиться тремя лучами одновременно, их очередь определяется по ЭВМ.
  • Вся необходимая информация о цели появляется на индикаторе командира БМ. Если есть значительные помехи, то проблемный участок обзора может бланкироваться, и затем с применением ручных съема координат и наложения маркера в компьютер вводятся координаты. Набольшие ошибки в процессе идентификации координат не могут быть больше половины разрешающей способности станции обнаружения целей. Возможность обнаружения, к примеру, самолета F-15, пролетающего на расстоянии 25-27 км и высоте от 30 до 6000 метров равняется 80%. В целях оперативного нахождения целей действует защита от противорадиолокационных ракет.
  • Станция наведения. Когерентно-импульсная РЛС применяется в обнаружении и последующем автосопровождении цели по трем координатам посредством моноимпульсного метода, и наведения до двух ракет на цель после запуска. Функционирует в сантиметровом диапазоне. Ее конструкция – это фазированная малоэлементная антенная решетка. С помощью передатчика антенной решетки команды наведения приходят на борт и в то же время определяются координаты цели и нацеленных на нее ракет.
  • ЗУР 9М330. Зенитные управляемые ракеты 9М330 находятся в пусковом контейнере. Пусковое и антенное устройства представляют собой единую конструкцию, вращение ее происходит по вертикали. Данная модификация изготовлена по схеме «утка». Когда происходит старт, ракеты вылетают с помощью катапульты, после чего раскрываются складные крылья. С той целью, чтобы ракета была направлена на заданный угол, в машине имеется газогенератор. На дальности 250 метров срабатывает режим командного наведения. Пропорционально скорости сближения для оптимального уничтожения на ракеты передается информация о задержке взрывателя. На малой высоте возможно срабатывание взрывателя при прикосновении с целью и селекция поверхности. Ракеты оборудованы твердотопливным двигателем.

РЛС П-15 и П-19

С помощью этих систем ПВО РФ выявляются низколетящие цели. Они состоят на вооружении с 1955 года. Этими РЛС комплектуют артиллерийские, радиотехнические и зенитные формирования, пункты управленческих и оперативных звеньев ПВО. Станция транспортируется с помощью одного автомобиля с прицепом. РЛС производят развертывания в течение десяти минут. Станция работает в когерентно-импульсном и амплитудном режимах.

РЛС П-15

Посредством РЛС П-19 осуществляют разведку на средних и малой высотах. Затем полученная информация передается в командный пункт. Эта РЛС представляет собой подвижную двухкоординатную радиолокационную станцию, для перевозки которой используют два автомобиля. Первый используется для перевозки индикаторной, приемопередающей аппаратуры, средств для защиты от помех, тогда как второй – антенно-поворотного устройства и агрегатов, обеспечивающих электропитание системы.

Технические характеристики

Шасси для СОУ разработано Мытищинским Машиностроительным Заводом. На шасси использована гидромеханическая трансмиссия третьей серии с электронным блоком управления. Разработан новый интерьер и система защиты экипажа от подрыва. Увеличена грузоподъемность шасси под большее количество ракет (шесть в транспортно-пусковых контейнерах — против четырёх у «Бук-М2», установленных открыто). Артиллерийская часть пускового устройства разработана на НПП «Старт» в 2006 году.

Сравнительный чертёж ЗУР 3М9, 9М38М1, 9М317 и 9М317МЭ

Зенитный дивизион «Бук-М3» имеет 36 целевых каналов. Как и ЗРК «Бук-М2», новый ЗРК «Бук-М3» имеет в своём составе , что позволяет обнаружить крылатую ракету на высоте 10 м и удалении 40 км. Комплекс способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 5 м до 35 км. В Военной академии войсковой противовоздушной обороны имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского, где готовят специалистов для зенитных ракетных комплексов и систем средней дальности, отмечают, что возможности «Бука» с обновленной ракетой существенно превосходят потенциал предыдущих ЗРК. Один дивизион таких комплексов может сопровождать и обстреливать до 36 целей, поражая их практически со стопроцентным результатом.

Пусковая установка (ПУ) 9А316М

Ракета 9М317М на этапе испытаний показала наилучшие характеристики. Она поразила мишени, имитирующие по характеристикам не только самолёты армейской, тактической и стратегической авиации и вертолеты, но и тактические баллистические и стратегические крылатые ракеты, а также ракеты противокорабельных комплексов. В ходе выполнения практических стрельб была подтверждена эффективность поражения противокорабельных ракет, летящих на сверхмалых высотах до пяти метров. Телетепловизионная система используется для обнаружения целей, их захвата и пассивного сопровождения в автоматическом режиме в любое время суток, и является всепогодной. Комплекс будет комплектоваться ракетами 9М317М с осколочно-фугасной боевой частью разработки концерна «Алмаз-Антей» производства Долгопрудненского НПП, имеющими более высокую скорость и выдерживающими большие боковые перегрузки по сравнению с ракетами комплекса «Бук-М2». Ракета 9М317М оснащена инерциальной системой управления с активной радиолокационной ГСН, что позволяет атаковать высокоманевренные цели в условиях сильного радиоэлектронного противодействия, поражать все существующие аэродинамические цели, наземные и надводные цели или оперативно-тактические ракеты. Старт ракеты осуществляется на основном двухрежимном (старт — марш) . Установлена система объективного контроля, созданная на базе современного программного обеспечения с использованием новейшего . Многофункциональная РЛС для СОУ 9А317М создана на ОКР «Авторитет», разработчик — НИИП им. В. В. Тихомирова. Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т243М разработана и производится на НПП «Старт». Почти все системы ЗРК «Бук-М3» построены на новой элементной базе. Для связи на комплексе установлены современные цифровые средства связи, обеспечивающие бесперебойный обмен как речевой информацией, так и кодированными данными целераспределения и целеуказания. Наведение ракеты возможно выполнять в различных режимах работы: только по ГСН ракеты, в командном режиме, в смешанном.

В одном из вариантов исполнения — колёсное шасси семейства МЗКТ-6922 для комплекса «Бук-М3» будет производиться в Белоруссии на Минском заводе колёсных тягачей (Volat).

Эскиз ракеты 9М317МЭ

В ракетах комплекса применяется стержневая БЧ с направленным подрывом по целям на высоте до 5 метров. БЧ способна пробивать высокопрочные материалы.

Стартовые и наземные средства комплекса

  • Командный пункт 9С510М — число целевых каналов дивизиона — 36.
  • Станция обнаружения и целеуказания 9С36М — сопровождение целей в диапазоне: дальности от 2,5 до 70 км; высоты от 0,005 до 35 км; скорости до 3000 м/с.
  • Гусеничная самоходная огневая установка (СОУ) 9А317М — несёт 6 ракет в на подъемной рампе с многофункциональной .
  • Пусковая установка (ПУ) 9А316М — несёт 12 ракет в ТПК на подъемной рампе.
  • Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т243М.
  • Ракета 9М317М для уничтожения всех типов целей в воздухе в условиях сильного противодействия не исключая сложно и интенсивно маневрирующие цели, а также расположенные на воде и на земле.

Разработка комплекса

Создание зенитного ракетного комплекса малой дальности «Тор» началось в 1975 году. Головным разработчиком боевой машины «Тор» является Научно-исследовательский электромеханический институт (Москва). МКБ «Факел» (Химки) создало управляемую ракету 9М330, а Минский тракторный завод — гусеничные шасси. Опытно-конструкторские работы заняли менее десяти лет, на вооружение ВС СССР комплекс был принят в 1986 году. Он был создан для защиты военных и инфраструктурных объектов на тактическом уровне.

Практически сразу начались работы по модернизации комплекса. В 1991 году на вооружение была принята его обновлённая версия «Тор-М1» с ракетами 9М331 повышенной эффективности и увеличенной зоной поражения низколетящих целей. Кроме того, была добавлена более эффективная защита от помех, а экипаж комплекса сократили до трёх человек.

Также по теме


Непробиваемый «Витязь»: как новые ракетные системы С-350 усилят ПВО на южных рубежах России

Новая ракетная система С-350 «Витязь» поступила на вооружение Южного военного округа, сообщил командующий войсками округа Александр…

В дальнейшем модификация комплекса продолжилась: в 2012 году в войска поступил вариант «Тор-М1-2У».

Следующим этапом развития семейства ЗРК стала машина нового поколения «Тор-М2», которая поставляется в российские войска с 2016 года. Эксперты отмечают, что «Тор-М2» — представитель нового поколения средств ПВО малой дальности.

Он предназначен для поражения самолётов, вертолётов, аэродинамических беспилотных летательных аппаратов, управляемых ракет и других элементов высокоточного оружия, летящих на средних, малых и предельно малых высотах в сложной воздушной и помеховой обстановке.

Комплекс оснащён 16 зенитными ракетами вертикального старта с дальностью поражения до 12 км и высотным диапазоном до 10 км. 

В 2019 году главный конструктор «Вымпела» Виктор Елецкий в интервью газете «Известия» указал на высокую эффективность «Тора-М2» при применении ракеты 9М338К.

«Дальность её полёта позволяет комплексу «Тор-М2» прикрывать войска по фронту 20 км. В этом секторе мы сбиваем всё, что шевелится. В том числе малоразмерные, маневрирующие, скоростные цели. Там, где раньше надо было держать две боевые машины, теперь достаточно поставить одну», — рассказал Елецкий.

Конструктор пояснил, что улучшенные характеристики 9М338К были достигнуты за счёт оригинальной аэродинамической схемы, которая позволила существенно облегчить ракету.

«Всё это мы смогли сделать благодаря одному принципиальному решению. Мы отказались от больших несущих плоскостей — крыльев, рёбер и т. д. Потому что всё это — дополнительный вес. При этом мы создали у нашей ракеты возможность выходить на углы атаки, бо́льшие, чем на предыдущих версиях. И, помимо снижения габаритов изделия, получили возможность поражать более манёвренные цели», — подчеркнул Виктор Елецкий.

Кроме того, вместо катапультного старта в «Тор-М2» ракета выводится из пусковой установки с помощью облегчённых газогенераторов. Эти технические решения позволили сделать ракету более манёвренной и вдвое увеличить боекомплект машины.

При этом «Тор-М2» — единственное средство ПВО в мире, способное вести огонь на марше, заявил главный конструктор «Вымпела».

Этот уникальный комплекс также выпускается в арктическом варианте «Тор-М2ДТ» — на шасси двухзвенного гусеничного тягача-вездехода ДТ-30ПМ. Модификация предназначена для боевого дежурства в условиях труднопроходимой болотистой местности и экстремально низких температур.

В 2019 году Минобороны РФ и завод «Купол» заключили два долгосрочных контракта на поставку «Тор-М2» и «Тор-М2ДТ». Стоимость обоих соглашений в сумме составляет почти 100 млрд рублей. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector