Уральский «прорыв», обзор танка т-90мс «тагил»

Т-90: международный хит

У прародителя Т-90М – основного танка российских войск Т-90 «Владимир» − была непростая судьба. В 1992 году созданный Уральским КБ транспортного машиностроения танк был принят на вооружение, и в Нижнем Тагиле началось серийное производство. Машина вобрала в себя все положительные качества своего предшественника, танка Т-72, современные технические достижения в танкостроении и опыт участия в военных конфликтах. Однако финансирование армии и ОПК в эти годы оставляло желать лучшего, заказов на Т-90 практически не было, и создание новых танков прекратилось на несколько лет. Под угрозой было не только развитие Т-90, но и будущее Уралвагонзавода.

Ситуацию спас контракт с Минобороны Индии, подписанный в 2001 году. Согласно договору Россия не только поставляла индийцам готовые Т-90, но и помогла локализовать лицензионное производство в самой Индии. Коллективы УКБТМ и УВЗ в короткие сроки смогли оживить программу Т-90 и создать экспортный вариант танка. По словам генерального директора УВЗ Александра Потапова, индийский контракт вдохнул новую жизнь в заводы и КБ, дал мощный импульс всей танкостроительной отрасли. Благодаря российским поставкам вооруженные силы Индии практически с нуля выстроили современные бронетанковые войска. Кроме того, «девяностый» прошел всесторонние испытания в условиях жаркого климата и пустыни.

Но не только Индия проявила интерес к новому танку. В 2000-е годы Т-90 стал самым коммерчески успешным танком в мире. Кроме Индии, которая оставалась самым крупным импортером, танк поступил на вооружение в Азербайджан, Алжир, Туркмению, Уганду, Вьетнам, Ирак и другие страны. «Девяностый» стал основой для множества модификаций и платформой для создания боевых и обеспечивающих машин, таких как артиллерийский комплекс «Коалиция-СВ», РСЗО «Солнцепек», БМПТ «Терминатор» и других.   
 

Вооружение Т-90СМ

  • Пушка. УБМ «Прорыв» даёт возможность для установки взаимозаменяемых моделей пушек 2А46М-5 или 2А82, где транспортёр АЗ находится возле днища. Предшественник Т-72 оснащался пушкой с быстрым износом, у Т-90 ситуация совсем другая, она рассчитана на 1200 точных выстрелов. Угол по вертикали 400. Скорость поворота башни 400/сек.
  • Выстрел БПС (бронебойноподкалиберный снаряд). На вооружение последние разработки (длинные БПС) с выстрелом ЗВБМ22 и 3ВБМ23, стержень длиной 740 мм. для пробития танка с комбинированной защитой. Снаряд ЗБМ59 «Свинец-1» или ЗБМ60 «Свинец-2» с трассером расположен в гильзе 4Ж96 «Озон-Т» со сгорающим корпусом. Этот тип боеприпасов для уничтожения танков весом более 70 т с активной защитой, он не оставляет шансов всем современным Западным танкам. С 2000 м стержень проникает в однородный материал на 650 мм. Дальность стрельбы 3220 м.
  • Выстрел БКС (бронебойно-кумулятивный снаряд). Выстрел ЗВБК16 с кумулятивным снарядом ЗБК18М предназначен поражать бронированную цель без защитных экранов на любом расстоянии. Кумулятивная струя прожигает броню и брызгами расплавленного металла поражает живую силу и оборудование. Выстрел ЗБК29М поражает хорошо бронированные цели, в том числе укрытые защитным экраном и танков комплектуемых динамической защитой и маскировочной завесой.
  • Выстрел ОФ (осколочно-фугасный). Выстрел ЗВОФ77В с осколочно-фугасным снарядом ЗОФ54 с трассером поражает полевые укрепления, живую силу и другие нетяжело бронированные цели. А также выстрел ЭВШ7 со снарядом ЗШ7 «Ворон» с ЭДКВ (электронные дистанционные контакты взрывания) от НИИ «Поиск» ЗВМ17 для шрапнельных и осколочно-пучковых снарядов и ЗВМ18 для осколочно-фугасных снарядов.
  • «Длинная рука» Выстрел УР (управляемой ракетой). Ракета 9М119М1 предназначена поразить танки и малоразмерные цели, в том числе низколетящие вертолёты, скомплектованы с метательным устройством на расстояние 5000 м.

Боевая стрельба из танка Т90 М3

Сначала в казенную часть ствола автомат заряжания отправляет снаряд. Затем метательный заряд. Автомат заряжания одна из отличительных особенностей наших танков. Они используются не на одном поколении бронированных машин и крайне надежны. В мире еще только французам удалось внедрить это устройство на серийные танки Леклерк.

Для сравнения вот так происходит заряжание пушки американского Абрамса

Место наводчика танка отличается наличием нового многоканального прицела. Многоканальный по тому, что используется тепловизионный, визирный, телевизионный, дальномерный и канал управления ракетой. Это так называемый всесуточный прицел. Он обеспечивает работу днем, ночью, в дождь и туман, при сильном задымлении.

Попадание подкалиберного 125-мм боеприпаса в танк-мишень Т-64

Рабочее место командира представлено следующим набором – видеосмотровое устройство, панель управления прицелом, пульт управления , панель управления прицелом-дублером, пульт управления радиостанцией, панель управления видеокамерами. Кроме этого в командирской башенке имеются восемь триплексов. На каждом из них есть кнопка управления, позволяющая повернуть панораму в его сторону при обнаружении цели. Рядом находится устройство выбора боеприпасов, дающее возможность в любой момент принять решение на выбор снаряда.

Что нового:В танке установлен двигатель повышенной мощности 1390 л/с.

Башня абсолютно новая, кардинально отличающаяся от серийной башни Т-90.

Ствол пушки с технологией учета изгиба канала ствола. Это достигается тем, что на маске пушки установлено приемо-передающее устройство, а на дульном срезе отражатель. Изменение его положения (тепловой изгиб) учитываются и в систему управления огнем автоматически вносятся поправки.

Впервые введен автомат сопровождения цели. По сути это интеллектуальная система, способная заменить наводчика.

Противоскользящее покрытие на носовой части танка. Это по достоинству оценят те, кто поднимался на броню в мороз.

Система видеонаблюдения, обеспечивающая круговой обзор членам экипажа. Она установлена на мачте над башней. Там же присутствует датчик скорости ветра и датчик температуры воздуха.

Камера заднего вида. Она закрыта крышкой и включается только при заднем ходе. Кондиционер.

Конструкция

Корпус танка Т-90МС остался таким же, как и предшественников – коробка, сваренная из листов катаной стальной брони. Верхний лист лобовой детали танка – из комбинированной брони, в состав которой входят так называемые «отражающие листы». Когда сквозь такой бронепакет проходит кумулятивная струя, деформация «отражающих листов» надвигает на путь струи тыльный стальной лист, рассеивая её.

Углы наклона лобового листа брони танка – 68⁰. Борта корпуса — вертикальные, из брони толщиной 70-80мм, частично закрытые элементами ходовой части.

Нижнюю часть борта Т-90МС образует корытообразное днище. Поверх лобовой брони танка устанавливаются модули динамической защиты – от встроенной динамической защиты было решенное отказаться ради возможности быстрой замены модулей для ремонта или модернизации. На Т-90МС использована система защиты «Реликт» — на поражающий модули снаряд она воздействует, выбрасывая крышку и пластины брони. Причём возросшая чувствительность модулей привела к тому, что Т-90МС получил улучшенную защиту и против малоскоростных снарядов.

Модулями «Реликта» полностью закрыты и борта танка (кроме кормовой его части). Корма Т-90МС дополнительно защищена решётчатыми противокумулятивными экранами — граната от РПГ, попав в такую решётку, деформируется, и из-за повреждений кумулятивной воронки не сможет при срабатывании сформировать струю. Максимальная толщина брони Т-90МС эквивалентна, по некоторым оценкам, около 1300мм катаной броневой стали.

Полусферические литые башни окончательно ушли в прошлое – длинная и плоская башня Т-90МС похожа на ту, что устанавливалась на опытный омский танк «Чёрный орёл».

Длина башни увеличилась за счёт добавленного к корме отсека для размещения боекомплекта. Традиционно на советских танках, начиная с Т-64, боеукладка «второй очереди», то есть не поместившиеся в карусель автомата заряжания снаряды, размещалась в боевом отделении, в том числе в баках-стеллажах. Теперь для повышения пожаробезопасности и живучести дополнительный боекомплект Т-90МС вынесли в бронированный короб за башней.

Короб изолирован от боевого отделения и снабжён вышибными панелями. Считается, что по конструкции основной части башни Т-90МС (за вычетом кормового контейнера) аналогична башне Т-90А и имеет комбинированную броню только в лобовой проекции, толщина брони боковых стенок же составляет около 70мм. Однако как на лоб, так и на борта башни устанавливаются модули системы защиты «Реликт». Короб с боекомплектом защищён решётчатыми экранами.

Двигатель танка Т-90МС – 12-цилиндровый дизель В-92С2, оснащённый турбонагнетаталем. Хотя этот мотор ведёт родословную от дизеля В-2, впервые появившегося ещё на танке БТ-7, неизменными остаются разве что количество цилиндров и рабочий объём в 38,8 литров. В-92 имеет усиленную конструкцию, современную топливную систему, а его мощность – 1130 л.с. За счёт этого Т-90МС, хотя и стал тяжелее предыдущих танков, но по показателям удельной мощности их превзошел. Соответственно улучшились ходовые качества. Двигатель танка монтируется в едином блоке с коробкой передач.

КПП у Т-90МС хотя и осталась механической по конструкции, но у неё появилось автоматическое переключение ступеней.

Танк Т-90МС получил и вспомогательную силовую установку, которая позволяет пользоваться средствами связи и вооружением, не запуская двигатель. ВСУ представляет собой закрытый кожухом дизель-генератор, установленный в кормовой части машины над левой гусеницей.

История создания

В 90-е годы вновь образованная Российская Федерация вошла с разнообразным парком бронетанковой техники, доставшейся от Советского Союза. При этом завод имени Малышева в Харькове, занимавшийся модернизацией старых Т-64 и выпуском дизельных модификаций Т-80 (будущий «Оплот»), отошёл Украине. Кировский завод в Санкт-Петербурге работы по танкам остановил.

Таким образом, в стране остались два танкостроительных предприятия. Омский завод выпускал Т-80У, считавшийся самой передовой советской бронемашиной. Нижний Тагил был «родиной» Т-72, изначально задуманного как «упрощённый» и максимально пригодный для массового выпуска. В советское время такие машины неплохо дополняли друг друга. Однако Россия не могла позволить себе выпуск даже двух различных типов танков.

В это время Нижний Тагил представил Т-90 – глубокую модернизацию Т-72, приближенную по боевым качествам к Т-80. Ситуация осложнилась. С одной стороны, Т-80У уже стоял на вооружении, а Т-90 надо было ещё освоить. С другой, газотурбинный двигатель «восьмидесятого» в войсках не любили, считая прожорливым и капризным. А вот Т-90 был оснащён надёжным и неприхотливым 12-цилиндровым дизелем.

В итоге выбор сделали в пользу Т-90. Он же стал и основным экспортным российским танком. Омичи ещё пытались модернизировать свой Т-80, и даже изготовили, в порядке инициативы, ходовой макет танка нового поколения «Чёрный орёл». Но завод от закрытия это уже не спасло.

В Нижнем Тагиле тем временем начали работы по теме «Прорыв». В то время как для российской армии разрабатывались принципиально новые образцы бронетехники, Т-90 предлагался на экспорт и пользовался успехом на рынке.

Но всё-таки это была машина, созданная ещё в 70-х годах, да и Т-80У, унифицированный с «девяностым» по электронному оборудованию, пошёл в серию ещё в середине 80-х годов. Машина нуждалась в модернизации, и первым «прорывом» стал Т-90МС «Тагил»– танк, призванный заменить в производстве экспортные Т-90С.

Технические характеристики Т-90МС

Габариты:

— Масса 48 тонн.

— Длина 9530 мм.

— Ширина 3780 мм.

— Высота 2228 мм.

Вооружение:

— Пушка-пусковая установка 125-мм 2А46М-5 или 125-мм 2А82 – основное боевое средство танка, предназначенное для поражения всех видов наземных, надводных (в пределах досягаемости) и малоскоростных воздушных целей. Боекомплект 40 артиллерийский снарядов различных типов: БОПС, ОФС, КС или управляемых ракет (УР) 9К119М «Рефлекс-М».

Модернизированная пушка 2А46М-5 имеет следующие конструктивные отличия от серийных пушек 2А46М:

ствол имеет дифференцированный допуск по разностенности, в дульной части;

разностенность не более 0,6мм,

  • жесткость ствола повышена до 420 кгс/см,
  • стволы пушек 2А46М-5 взаимозаменяемы со стволами пушек 2А46М;
  • направляющие ствола в люльке призменного типа, уменьшена консольность ствола в люльке и с чем удлинения горловины люльки на 160 мм;
  • задняя направляющая с короба люльки перенесена на более жесткую обойменную часть, выполнена наплавкой бронзы, такая конструкция исключила быстросъемного соединения трубы с казенником;
  • введены дополнительные люфтовыбирающие устройства в горловине люльки (2шт.), в люфтовыбирающих устройствах вместо упоров применены ролики, чем исключено влияние износа упоров на поджатие ствола к направляющим люльки и снижено усилие трения в этом соединении заменой трения скольжения на трение качения;
  • применены безлюфтовые цапфенные узлы с упругими роликами и обратным клином, за счёт чего влияние люфта в цапфах на точность стрельбы уменьшено;
  • для автоматического учёта изгиба ствола при стрельбе на дульной части трубы предусмотрено крепление отражателя устройства учёта изгиба ствола (УУИ).

— Спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет 6П7К (ПКТМ). Предназначен он для борьбы с живой силой противника, которая находится в пределах углов обстрела основного вооружения. Пулемет спарен с пушкой и имеет одинаковый с ней сектор обстрела. Боекомплект 2000 патронов 7,62ммх54R различного типа. Данное вооружение установлено в полностью новой башне кругового вращения с развитой забашенной нишей.

— Дистанционно управляемая пулеметная установка Т05БВ-1 с 7,62-мм пулеметом 6П7К (ПКТМ). Предназначена для борьбы живой силой противника, которая укрывается либо выше чем сектор обстрела основного вооружения, например на верхних этажах зданий, крутых склонах гор. Либо ниже сектора обстрела основного вооружения, в укрытиях, блиндажах или непосредственно у танка в т.н. «мертвой зоне» для танковой пушки и спаренного с ней пулемета. Таким образом, по замыслу конструкторов должна обеспечиваться боевая устойчивость танка в стесненных и городских условиях ведения боя. Боекомплект 800 патронов 7,62ммх54R различного типа.

Система управления огнем, наблюдения и обнаружения целей:

— Полностью цифровая высокоавтоматизированная СУО «Калина» с интегрированной в нее БИУС. Тепловизионные и телевизионные приборы предназначенные, в том числе, и для кругового наблюдения.

Защищенность:

— Многослойная комбинированная броня новейшей схемы в лобовой части.

— Разнесенное бронирование в бортовой части.

— Новейшая встроенная динамическая защита «Реликт».

— Локальная защита боекомплекта.

— Мероприятия, понижающие тепловую и шумовую сигнатуру танка.

Подвижность:

— Многотопливный дизельный двигатель V12 В-92С2Ф2 мощностью 1130л.с. (831кВт) + АКПП.

— Энерговооруженность ~23л.с./т.

— Максимальная скорость 60-65 км/ч по шоссе.

— Запас хода 500 км.

Танк создан на основе предыдущих модификаций: Т-90А и Т-90С. Теперь давайте разбираться более подробно, какие отличия мы видим на данной машине. То, что сразу же бросается в глаза можно перечислить по пунктам:

  1. Новая башня с развитой кормовой нишей.
  2. Новая 125-мм пушка 2А82.
  3. Новая динамическая защита «Реликт».
  4. Комплекс активной защиты танка КАЗТ «Арена-Э» на танке отсутствует.
  5. Комплект оптико-электронного подавления КОЭП «Штора» на танке отсутствует.
  6. Наконец-то, танк получил нормальный жесткий бронированный фальшборт корпуса, щедро «сдобренный» элементами динамической защиты (ДЗ) «Реликт» и решетчатыми экранами в кормовой части.
  7. Зенитная установка с крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом НСВТ канула в небытие. Ее место заняла новая пулеметная установка с 7,62-мм пулеметом 6П7К.
  8. Несколько более мощный двигатель В-92С2Ф2 + АКПП.
  9. Танк получил дополнительный энергоагрегат в бронированном контейнере, закрепленном в задней части корпуса слева.

Что еще можно сказать об этой машине?

  1. Корпус, как и у предыдущих модификаций, в основном остался от Т-72.
  2. В ходовой части также не видно существенных отличий от Т-72.
  3. Новая СУО «Калина» явно превосходит 1А45Т «Иртыш» танка Т-90А.

Основные узлы

  • Ходовая. Танк Т-90 ввёл такое понятие «Летающий танк», прыгая с 2 м. трамплина, он опускается днищем почти на всю высоту клиренса 49 см и делает второй прыжок не останавливаясь, продолжает движение. Гребёнку проходит на полном ходу. Такую нагрузку на гидравлику и торсионную подвеску, кроме нижнетагильской машины никто не выдержит. В пустыне он легко проходил по слоям пыли 20 см. Преодолевает вертикальную стену высотой 1 м. и легко поднимается вверх под углом 300.
  • Корпус. Конструкция корпуса Т-72, габариты по стволу*длина*ширина (9530х6860х3795 мм), высота по уровню башни 2280мм. Предшественник прославился живучестью и передал её на Т-90. Конструкция защищена несколькими ступенями: встроенная динамическая защита (35 лет назад эффективно применялась и навесная, но трагедия в Чеченской войне 1994 г. в том, что солдат отправили в бой без неё). Танк может выдержать десятки попаданий от всех типов иностранных танков, РПГ и ПТУРов и вернуться в строй. Неудачное расположение ствола башни над люком механика-водителя не приносит практического вреда. В случае повреждения гидропривода вертикального наведения (ствол ложится на люк) казённик упрётся в люк башни и освободит место, чтобы водитель быстро покинул танк. Пожар, возникший в башне, воспламенит заряды за 30 секунд (худший вариант, а вообще 15 – 20 мин.), из Т-90 легко выбраться. Это всё из практики боевого Т-72.
  • Двигатель. Двигатель В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. – это последняя модификация выносливого мотора работающего на дизельном топливе, керосине, бензине (а также подсолнечное масло, спирт и т.д.). Мощности для машины весом 48 т предостаточно, есть резервный запас для утяжеления, если потребуется.

Испытания Т-90

Испытания (испытатели Анатолий Бахметов и Дмитрий Михайлов)

Не секрет, что техника проходит испытания (исследовательские и приёмочные). Программа для Т-90 была очень сложной. Вначале были «тараканьи бега», т.е. максимально заправив топливные баки, предстояло пройти испытания на бетоне. Заправлено 1700 л, безостановочно пройдено 728 км (запас хода заявлен 600 км.). Это результат использования уникальной в мировой практике моторно-трасмиссионной установки и в способе управления движением. На шоссе нагрузка на все узлы танка максимально-разрушающая, пройдено было 3500 км, средняя скорость 49 км/ч (каждые 4 ч. смена экипажа за 2 мин.). В практике только с Т-72 никогда не слетали гусеницы («болезнь» Т-64-х), даже в тяжёлых горных или городских условиях. А Т-90 получил лучшую конструкцию, с резиновой беговой дорожкой (от Т-80) для бандажей катков. К примеру, на 2016 год лучшему танку НАТО «Леопард2А7» нужно 6 раз сменить гусеницу (каждые 1000 км) сравнительно русского Т-90 (6000 км).

Испытания продолжились ночным пробегом 250 км., силовая установка охлаждалась 35-ю л. жидкости, вместо положенных 90 литров. Механик-испытатель А. Шопов отметил надёжность двигателя при перегреве. На практике были случаи утечки всей охлаждающей жидкости и танк мог проехать 2,5 км (в том числе Т-72). И зимний запуск мотора был надёжен ещё со времён Т-72. Это указывает на отличную систему смазки двигателя. Для массы танка до 50 т двигателя В-84 было достаточно, но Индия заказала на Т-90 более мощную силовую установку. Следующим этапом проверки Т-90 стал 8-ми часовой пробег по ямам и ухабам с включённой системой управления огнём. Испытатели выжимали всё, стабилизатор пушки визжал от перегрузок, постоянно срабатывал гидростопор. Наводчик вращал башню на 3600 каждые 2,5 минуты (режим «перебросочной скорости»).

Человеческий фактор может стать решающим в конструкции, с Т-90 такого не произошло. Во время 1-го из испытаний в Туркмении солдат срочной службы повёл танк «бережно», чтобы не ремонтировать машину, на это его «надоумил» представитель завода (из-за боязни провалить скорейшую приёмку). Опытные товарищи объяснили, что от испытания машины зависят жизни людей и выполнили свои обязанности до конца. Танк проходил многоразовые и всесторонние испытания. Зимой в Сибири машину повёл неопытный механик-водитель (он до этого 2 дня находился в качестве пассажира-наблюдателя), с задачей справился за 2 часа, метровый слой снега снизил скорость движения танка до 23 км/ч.. Прошло 7 дней и солдат преодолевал длинные заснеженные участки слоем до 1,5 м, со скоростью приближенной к профессионалам 35 – 41 км/ч.

ТОП 5

Запретили самим стеклить балконы, а теперь что еще запретят?

«Страна.ua»: МВД Украины подтвердило поставки кокаина Зеленскому

Строители «Нового Херсонеса» в Севастополе разрушили частное кафе

На автовокзале Севастополя произошла драка с применением слезоточивого газа

Показать все новости

Ради «Нового Херсонеса» сносят столетние здания школы водолазов

На автовокзале Севастополя произошла драка с применением слезоточивого газа

Строители «Нового Херсонеса» в Севастополе разрушили частное кафе

Провокатор или герой: должен ли Сокуров извиниться за свои слова Путину

Севастополю по решению Путина изменили прожиточный минимум

Показать все новости

Выбор Редакции

Фильмы телеканала НТС как летопись новейшей истории Севастополя

Похороненные заживо, или «Гостайны» севастопольского землевладения

Петр Шмидт и Севастополь: в тисках революции

Косуля на лимузине, мандаринки и тушёнка, пёс-кайфарик и мастер-класс от панды 

Крепкий орешек: почему «Щелкунчика» на Западе отменяют, а в России за него дерутся

ForPost отвечает на тревогу своих читателей из-за новых полномочий полиции

Показать все новости

Коммерческий проект в судьбе Т-90

С 1992 г. производство нижнетагильского уникального танка стало под угрозой. Военный атташе в России 28.06.1993. передал секретную информацию в ЦРУ, что лучший танк в мире по дальности стрельбы и защищённости Т-90 не будет выпускаться минимум 10 лет. И если бы не усилия главного конструктора Владимира Ивановича Поткина так бы и произошло. Выходом из ситуации (отсутствие финансирования) стал коммерческий проект Т-90. Это давало возможность вовремя получить его для Армии России. В.И. Поткин лично проводил переговоры с представителями Индии. После неудачной попытки самостоятельно разработать новый танк для гористой местности индийцы рассмотрели предложения других стран.

В 1999 г. после долгих переговоров представители «Уралвагонзавода» согласились на невыгодную цену, стоимости контракта хватало только на заработную плату и переоборудование производства для нового танка. Но ещё нужно было пройти испытания, чтобы убедиться в преимуществах именно российского образца. В пустыне Тар и горах Аравалли (штат Индии Раджастхан) прошли испытания Т-90С. Индийские испытатели составили максимальную программу, чтобы ломалось всё, что только можно. Удивлением для них стало, как в полевых условиях в течение нескольких часов русские механики произвели ремонт двигателя.

Тактико-технические характеристики танка (ТТХ) Т-64А

Общая информация

  • Классификация – основной боевой танк;
  • Боевая масса – 38,5 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы производства – 1963-1987;
  • Годы эксплуатации – с 1967;
  • Количество выпущенных – более 8000 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 6540 мм;
  • Длина с пушкой вперёд – 9225 мм;
  • Ширина корпуса – 3415 мм;
  • Высота – 2170 мм;
  • База – 4242 мм;
  • Колея – 3270 мм;
  • Клиренс – 500 мм.

Бронирование

  • Тип брони – комбинированная многослойная;
  • Лоб корпуса – 80+105 (СТБ) +20/68° мм/град;
  • Борт корпуса – 80 мм;
  • Лоб башни – 90+150 (алюминиевый сплав) +90 мм/град;

Вооружение

  • Калибр и марка пушки – 125-мм 2А46-1;
  • Тип пушки – гладкоствольная пушка;
  • Длина ствола – 51 калибр (6350 мм);
  • Боекомплект пушки – 37;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Дальность стрельбы – до 10 км;
  • Прицелы – ТПД2-49, ТПН1-49-23, ПЗУ-5;
  • Пулемёты – 1 х 7,62-мм ПКТ, 1 х 12,7-мм НСВТ.

Подвижность

  • Тип  и марка двигателя – 5ТДФ 5-цилиндровый дизельный с наддувом с жидкостным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 700 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 40-50 км/ч, предельная – 60,5 км/ч;
  • Скорость по пересечённой местности – 35-45 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 500-600 км (700 км с доп. баками);
  • Запас хода по пересечённой местности – 225-360 км (310-450 км с доп. баками);
  • Тип подвески- независимая торсионная;
  • Удельное давление на грунт – 0,84 кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,8 м;
  • Преодолеваемый ров – 2,85 м;
  • Преодолеваемый брод – 1 м.

Модификации

  • Т-64АК – командирский вариант танка с дополнительной радиостанцией;
  • Т-64Б – танк с комплексом управляемого вооружения, системой управления огнем, усиленным бронированием и другими существенными улучшениями;
  • Т-64БМ – машина с более мощным дизельным двигателем;
  • Т-64БВ – танк с навесной динамической защитой и усиленным бронированием лба корпуса;
  • Т-64БМ «Булат» – современная украинская модификация танка (2005 год);
  • Т-64Е – еще более современная  украинская модификация (2010 год).

Применение в бою

Немодифицированные Т-64 в боях участия практически не применяли, зато их активно использовали в различных парадах и на учениях. А вот Т-64А/Б и их модификации с успехом применялись в боевых операциях:

  • Т-64 участвовал в Афганской войне 1979-1989 года. В начале 1980 года его приняли на вооружение  40-й армии. Однако вскоре выяснилось, что в условиях высокогорья двигатель машины работает неудовлетворительно, и танк пришлось снять с вооружения, так что активного участия в сражениях он не принимал;
  • В 1992 году Т-64 в разных модификациях участвовал в бою у моста под Бендерами. Минимум два Т-64БВ были уничтожены в боях, однако своим огнем они смогли полностью подавить артиллерию Молдовы;
  • Т-64 до сих пор используется в современном конфликте на востоке Украины, причем эти машины есть как у украинской армии, так и у вооруженных сил ДНР и ЛНР. В основном в боях участвуют современные украинские модификации.

Память о танке

Сегодня Т-64 еще окончательно не ушел в прошлое, так как он до сих пор участвует в боевых действиях. Увидеть его как памятник или экспонат можно в нескольких местах:

  • В Омске, на территории кадетского корпуса;
  • В Павловском Посаде, на постаменте на Площади Революции;
  • В Рыбинске, в деревне Сретенье;
  • В Бронетанковом музее в Кубинке;
  • В Саратове, в Парке Победы, в Музее боевой славы.

Т-64 в различных модификациях можно увидеть во всех сериях игры STALKER. Они расположены во многих локациях игры, а также упоминаются в разговорах персонажей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector