Штрафбаты на советско-германском фронте: правда и вымысел
Содержание:
- В реальной жизни[править]
- Правда ли, что штрафники не кричали «Ура!»?
- Миф 3: Штрафники служили пушечным мясом
- Как появились штрафные части?
- Мифы о штрафбатах[править]
- Как появились штрафные части?
- Почему штрафников боялись немецкие солдаты
- Месяц за четыре года
- Когда и как появились штрафные роты и штрафные батальоны в Красной армии?
- Правда ли, что спасшихся из плена отправляли штрафные части?
- Миф 1: Штрафники – изобретение Сталина
- Мне ставились в вину три «преступления»:
- Миф 5: Всех гребли под одну гребенку
- Правда ли, что сбежавшие из плена советские солдаты и офицеры попадали в штрафные части?
- «Банда Рокоссовского»
- Действительно ли бойцы штрафных подразделений были обречены на смерть?
В реальной жизни[править]
Штрафбат — весьма редкая и ценная птица. Согласно знаменитому приказу № 227, штрафбаты создавались по 1-2 на каждый фронт и предназначались для отбытия наказания «лицами командного и начальствующего состава (офицерами), осуждёнными военным трибуналом». Рядовые и сержанты отбывали срок в штрафных ротах при армиях. И если последние действительно порой использовались как малоценное пушечное мясо, то штрафбат — дело другое. Там, как ни крути, большинство — профессионалы, пусть и согрешившие.
Очень приблизительно их можно разделить на группы:
- Большинство — фронтовые офицеры, погоревшие на пьянках, бабах и мордобое. Раскаялись. Готовы землю грызть чтобы вернуть звание. Хорошо подготовлены и мотивированы (на порядок лучше обычного красноармейца — профи как-никак).
- Осужденные за трусость, панику и отступление. Реально на одного реального труса и паникера приходился как минимум один, попавший в безвыходное положение или просто назначенный козлом отпущения. Но даже справедливо осуждённые — не обязательно неисправимые трусы. Одно дело — в свое время растерялся и не смог удержать в руках батальон (полк, дивизию). Другое — сейчас отвечает только за себя и должен делать то, чего когда-то сам требовал от подчинённых. На это большинство способны.
- Наконец, проворовавшиеся интенданты и прочие тыловики. Толку от них нет, но и было их в штрафбатах почему-то немного. А жаль.
В связи с вышеизложенным штрафбаты нередко применялись как элитные штурмовые подразделения — ибо и в стрельбе, и в рукопашном бою, и на марше они показывали себя на голову выше обычных частей. Потери? Немалые, ибо на лёгкие участки их не ставили. Но вот взять и уложить их «за просто так» — нереальная глупость. Людей на фронте всегда не хватает. Сегодня с какого-то бодуна отправишь «штрафников» на пулемёты, а кто завтра будет брать деревню Ольховку?
В мирное время штрафбат заменяется дисциплинарными воинскими подразделениями — дисциплинанрными батальонами («дисбат», «дизель»). Туда направляют рядовых/сержантов за мелкие правонарушения. От обычных частей отличается полным отсутствием свободного времени у личного состава и повышенными требованиями к дисциплине.
Исторический экскурс: штрафбаты появились впервые в Древнем Египте. Формировались из проштрафившихся военнослужащих, приговоренных к «лишению чести». «Восстановить честь» можно было путем совершения какого-либо подвига, так что египетские штрафники были хорошо мотивированы.
Правда ли, что штрафники не кричали «Ура!»?
Среди других легенд, гуляющих о штрафниках, эта – одна из самых популярных. Вроде бы, бойцы штрафбатов и штрафрот не имели права кричать «Ура!», а тем более «За Сталина!», чтобы не осквернить таким образом священные для советских людей боевые кличи.
Видимо, это не более, чем байка. Кричать «Ура!» штрафникам никто не запрещал. Но участники событий вспоминают, что штрафники криков «За Сталина» и «Ура!» не любили, реагируя таким образом на усиленную воспитательную работу, которая велась в штрафных частях. В бой они чаще всего шли, выкрикивая отборную ругань («Мат Иванович», как говаривал известный актер, участник войны Е. Я. Вестник). Сохранились воспоминания бывшего штрафника, что в его батальоне бойцы кричали: «За Родину! Заставили!», и очень гордились этим каламбуром.
И, наконец, есть известный фильм о штрафниках «Гу-га!», снятый в 1989 году по одноименной повести писателя-фронтовика М. Д. Симашко. В книге штрафники, засевшие на болоте, доводят немцев до обморочного ужаса ночными выкриками «Гу-га!», а затем с этими же возгласами идут в атаку.
«В третий и в четвертый раз начинаем мы:
— Гу-га, гу-га, гу-га!
… — Ну, теперь знают, кто здесь, — говорит удовлетворенно Даньковец, обтирая тряпкой штаны и бушлат. — От Белого и до Черного моря они этот знак понимают, что штрафная тут!».
Бытовало среди бойцов и выражение «взять на гу-га!» — то есть, напугать и застать врасплох.
Морис Симашко сам воевал в штрафбате, поэтому его свидетельство заслуживает доверия.
Тем не менее, «Гу-га!» — это все же, не замена «Ура!», а элемент психической атаки, один из методов устрашения.
Миф 3: Штрафники служили пушечным мясом
В прессе часто встречаются утверждения, что штрафные батальоны и роты были «военной тюрьмой, из которой один выход – на тот свет». Пишут, что их часто бросали в бессмысленные атаки, что именно для штрафников была придумана «разведка боем». Утверждают, что их отказывались снабжать боеприпасами и провиантом. Зато каждую штрафную часть с тыла подпирал заградотряд с пулемётами. Его бойцы открывали огонь при одном подозрении на самовольный отход с обороняемых позиций, при малейшей попытке снизить темп наступления в атаке.
Потери в штрафных частях, действительно, были велики. К примеру, за 1944 год они составили в среднем 14 191 человек в месяц, включая сюда убитых, раненых, заболевших и пропавших без вести. Это примерно 52% от штатной численности – в 4,5 раза больше, чем в среднем по армии. Но могло ли быть иначе, если штрафники сражались на самых опасных участках? Что касается заградотрядов, то приказ № 227 от 28 июля 1942 года предписывал «…ставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте трусов и паникеров». Таким образом, штрафные части и заградотряды не были связаны друг с другом, они могли решать свои задачи на разных участках фронта.
29 октября 1944 года Сталин подписал приказ № 0349, который констатировал, что «…необходимость в дальнейшем содержании заградительных отрядов отпала» и предписывал расформировать их к 15 ноября. Штрафные части продолжали воевать до конца войны. Отсутствие пулеметного заслона за спиной на их боеспособность не повлияло.
Как появились штрафные части?
Штрафные части появились в Красной армии в 1942 году, их формирование началось одновременно с появлением приказа Сталина No227, известныого под названием «Ни шагу назад!». Это был самый тяжелый год войны. Было отбито наше наступление на Харьков, немцы рвались к Волге и Северному Кавказу, заняли Ростов-на-Дону, Воронеж, Крым. В этой ситуации многие бойцы дрогнули, участились случаи бегства с поля боя, в частях ходили панические разговоры и расшатывалась дисциплина. Ситуацию нужно было менять в корне.
Командование обратилось к опыту штрафных частей, хорошо знакомому еще с Первой мировой и Гражданской. Активно использовали штрафные части и немцы. О этом прямо говорится в приказе No227: «После своего зимнего отступления под напором Красной армии, … немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам.
Были части штрафников и в армиях других стран, принимавших участие во Второй мировой войне.
Следуя общемировой практике, советское командование принимает решение о формировании на каждом фронте до 3-х штрафных батальонов (численность – 800 человек), и в каждой армии – 5-10 штрафных рот (150-200 человек). Бойцам и офицерам, совершившим тяжкие проступки и преступления, давалась возможность искупить свою вину кровью.
Мифы о штрафбатах[править]
Со времен перестройки и до наших дней многие авторы, работающие в сетинге «Гулаги и рабы», не могут обойтись в своих произведениях без штрафбатов. Но поскольку истории они не знают, то изображают эти заведения в меру своей (а чаще — не своей) фантазии. Как правило, читатель/зритель узнаёт, что (хотя на самом деле по-другому):
- В штрафбатах в массовом порядке были уголовники.
- На самом деле — конечно, нет. Уголовников с незакрытыми судимостями в армии не было вообще. Совершившие лёгкие преступления, вышедшие по амнистии или УДО могли направляться в штрафные роты, но не батальоны.
- С 1943 г. также формировались штурмовые батальоны — не из осуждённых, а из неблагонадёжных военнослужащих. Освобожденные зэки попадали в такие подразделения, хотя основное их назначение — фильтрация окруженцев, длительное время пребывавших на территории, занятой противником, освобождённых военнопленных, сомнительных партизан, которые просидели все это время в тылу у противника, но не проявили себя, и т. п. Таких в этот период войны было много, необходима была фильтрация. Принцип примерно тот же — переменный состав служит два месяца, до ранения или до представления к награде, после направляется в обычные части. Отличие — военнослужащие не были лишены воинских званий (невысоких, впрочем — офицеры проходили проверку отдельно), не получали отметку об осуждении в личном деле, получали полное довольствие. Служить в данных частях было тяжелее, нежели в обычных, однако прошли через них весьма многие. Вероятно, именно это послужило почвой для мифа о зэках в штрафбатах.
- Осужденные рядовые и сержанты также попадали в штрафбат.
- В бой их часто посылали без оружия.
- Штрафники снабжались по тем же нормам, что и линейные части.
- Это было в полный рост… но у германцев. У их штрафников положение было заметно хуже, чем у наших.
- Выход из штрафбата — только вперёд ногами.
- За штрафбатом непременно стоит заградотряд, причём занимает позиции даже раньше штрафников, чтобы прицельным огнём прямо в спины косить собственные наступающие войска
Заградотряды действовали за многие километры от фронта, отлавливая дезертиров и просто подозрительных личностей. Хотя это зависит от роли заградотряда — часть из них, да, занимались отловом и возвращением в строй бегунков, отловом шпионов и прочих интересных личностей, а часть — торчали с пулемётом позади своих, выполняя две функции — во-первых используя крайне редко встречающееся дзюцу «навесной огонь из пулемёта» для поддержания наступления (о чём несведущие не знают, отсюда и пошел штамп «стрелять в спину своим», на самом деле огонь велся поверх голов), а также для поднятия боевого духа методом «у вас два выбора куда идти — или возможная смерть впереди, или гарантированная позади», причём последнее использовалось заградотрядами вообще всех стран где применялись.
.
- Командиры штрафбата такие же осужденные, как и их подопечные. Миф популяризирован сериалом «Штрафбат».
- На самом деле все офицеры и небоевые должности в штрафбате занимали кадровые военные, за неплохие плюшки. В первую очередь — каждый месяц службы в штрафбате засчитывался за 6 месяцев обычной службы. Плюс усиленное довольствие, надбавки и возможность побыстрее получить звание/орден. Отличный трамплин для честолюбивых и достаточно рисковых офицеров. А что убить могут? Так война же.
- Мелкая подстава проявилась уже после войны, когда бывших командиров штрафбата не брали на работу из-за места в службе. Приходилось долго доказывать, что это не наказание, а обычная и весьма рисковая служба Родине.
Как появились штрафные части?
Штрафные части появились в Красной армии в 1942 году, их формирование началось одновременно с появлением приказа Сталина No227, известного под названием «Ни шагу назад!». Это был самый тяжелый год войны. Было отбито наше наступление на Харьков, немцы рвались к Волге и Северному Кавказу, заняли Ростов-на-Дону, Воронеж, Крым. В этой ситуации многие бойцы дрогнули, участились случаи бегства с поля боя, в частях ходили панические разговоры и ослабла дисциплина. Ситуацию нужно было менять в корне.
Командование обратилось к опыту штрафных частей, хорошо знакомому еще с Первой мировой и Гражданской. Активно использовали штрафные части и немцы. Об этом прямо говорится в приказе No227: «После своего зимнего отступления под напором Красной армии, … немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам. Они сформировали 100 штрафных рот … около десятка штрафных батальонов… Как известно, эти меры возымели свое действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой».
Были части штрафников и в армиях других стран, принимавших участие во Второй мировой войне.
Следуя общемировой практике, советское командование принимает решение о формировании на каждом фронте до 3-х штрафных батальонов (численность – 800 человек), и в каждой армии – 5-10 штрафных рот (150-200 человек). Бойцам и офицерам, совершившим тяжкие проступки и преступления, давалась возможность искупить свою вину кровью.
Почему штрафников боялись немецкие солдаты
Как бы это ни звучало, но штрафникам зачастую не было что терять. При переводе в штрафбат приговор суда откладывался, и, несмотря на это, штрафников зачастую бросали на погибель. В довесок, сзади располагались заградительные отряды союзных войск, которые мгновенно расстреливали штрафных солдат за неподчинение и дезертирство.
Лучше попытаться выполнить боевую задачу, чем погибнуть от рук своих же солдат?
ДаНет
Шанс был невелик, но он был единственной возможностью восстановить свои права в лице гражданина. А добавьте сюда еще деморализацию, которой могла обладать атакующая штрафная рота. Приказ товарища Сталина номер 227 (ни шагу назад) в действии. А как считаете вы, повлияли ли штрафбаты на развитие войны?
Месяц за четыре года
Многие заключенные были заинтересованы в добросовестной службе. Ведь за один месяц службы в штрафном батальоне могли списать до четырех лет тюремного заключения, за два месяца — до семи, а за три месяца — до десяти.
Длительное время многие были убеждены, что состав штрафных частей был «пушечным мясом». Но его не раз опровергали военные историки. Однако, действительно, вероятность гибели в штрафном батальоне была выше, чем в обычной части Красной Армии. Потери штрафников в месяц составляли половину от вновь прибывших.
В годы ВОВ существовали и так называемые штрафэскадрильи. Военное командование посчитало нецелесообразным направлять всех провинившихся в обычные штрафные батальоны, ведь на их подготовку ушло бы много времени.
Однако не все штрафники добросовестно воевали. Более шестидесяти обиженных на власть летчиков перешли на сторону врага, после военно-воздушное командование дало распоряжении о расформировании штрафэскадрильи и направлении проштрафившихся в обычные штрафроты и штрафбатальоны.
Когда и как появились штрафные роты и штрафные батальоны в Красной армии?
Весенне-летняя кампания 1942 года обернулась тяжелыми поражениями Красной армии. Наступление на Харьков не просто потерпело неудачу, а обернулось полным разгромом группировки советских войск. Убитыми, ранеными и пленными Красная Армия потеряла около 500 000 человек. Гитлеровцам удалось захватить Крым, в начале июля 1942 года пал Севастополь. Немецкие войска устремились к Волге, захватывая всё новые и новые территории. 7 июля гитлеровцы ворвались в Воронеж, 23 июля пал Ростов-на-Дону. Отступление Красной Армии, казалось, приняло необратимый характер. После выхода к берегам Волги и захвата Сталинграда Советский Союз лишался стратегических ресурсов и коммуникаций. Хуже того, прорвавшийся на Кавказ противник мог завладеть нефтепромыслами Грозного и Баку. Решающий успех гитлеровцев на Волге и на Кавказе был чреват вступлением в войну с СССР Японии и Турции, что превращало крайне тяжёлое положение в абсолютно катастрофическое.
В этих условиях 28 июля 1942 года был подписан Приказ Народного комиссара обороны СССР № 227, вошедший в историю как приказ «Ни шагу назад!». Текст этого документа, возможно, впервые за войну говорит о том, что Советский Союз несет катастрофические потери: «Территория Советского Союза — это не пустыня, а люди — рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы и матери, жёны, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, — это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги. После потери Украины, Беларуси, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн населения, более 80 млн пудов хлеба в год и более 10 млн тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину».
Крайне жестко оценивается и ситуация, сложившаяся в войсках: «Часть войск Южного фронта, идя за паникёрами, оставила Ростов и Новочеркасск без серьёзного сопротивления и без приказа из Москвы, покрыв свои знамёна позором. Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной Армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную Армию, а многие из них проклинают Красную Армию за то, что она отдаёт наш народ под ярмо немецких угнетателей, а сама утекает на восток».
Главное задача, которую был призван решить приказ 227 — привести армию в чувство и повысить дисциплину в частях. Для этого решено было воспользоваться немецким опытом, о чем прямо и говорится: «После своего зимнего отступления под напором Красной Армии, когда в немецких войсках расшаталась дисциплина, немцы для восстановления дисциплины приняли некоторые суровые меры, приведшие к неплохим результатам. Они сформировали 100 штрафных рот из бойцов, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, поставили их на опасные участки фронта и приказали им искупить кровью свои грехи. Они сформировали далее около десятка штрафных батальонов из командиров, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, лишили их орденов, поставили их на ещё более опасные участки фронта и приказали им искупить свои грехи… Как известно, эти меры возымели своё действие, и теперь немецкие войска дерутся лучше, чем они дрались зимой».
Драки за еду, воровство, «глюки». Жизнь пленных немцев в советских лагерях
Подробнее
Правда ли, что спасшихся из плена отправляли штрафные части?
Согласно опубликованным официальным советским документам, к 1 марта 1946 года, когда основной поток советских военнопленных прошел фильтрацию после возвращения на Родину, ситуация выглядела так: 281 780 человек (18,31 процента) были направлены к месту жительства, 659 190 (42,82 %) зачислены в списки воинских частей, 344 448 (22,37 процент) включены в состав рабочих батальонов, 27 930 (1,81 %) оставались в фильтрационных лагерях, и 226 127 (14,69% ) были переданы в распоряжение НКВД.
Лица, отправленные в воинские части и рабочие батальоны, спустя некоторое время демобилизовывались и возвращались домой. В отношении лиц, переданных НКВД, продолжалась дополнительная проверка относительно их сотрудничества с гитлеровцами. Далеко не все из этого числа в итоге оказались в советских лагерях. А многие из тех, кто туда попали, получили по заслугам. Это не исключает, конечно, возможности принятия ошибочных решений в отношении тех или иных лиц.
Но ни о каком «чуде», про которое рассуждал автор «Штрафбата», и речи быть не может — абсолютное большинство советских военнопленных не подвергалось преследованию со стороны сотрудников НКВД.
Миф 1: Штрафники – изобретение Сталина
На самом деле подобные подразделения появились в начале XIX века во Франции. Создание их было связано с резким ростом численности войск и переходом на призывную форму комплектования. В Англии, где армия увеличилась ещё быстрее, в то же время появились «батальоны осуждённых», причём сразу двух типов: для тех, кто еще способен исправиться, и для безнадёжных. Позже эту систему дифференциации штрафников скопировал у британцев Гитлер.
В Советской России аналогичные части – вначале их называли «опороченными» – были созданы в 1918 году по приказу Реввоенсовета № 62 от 20 ноября. Инициатором новшества стал глава этой структуры – Лев Троцкий. В июне 1919 года, после изданного им приказа № 997, система сложилась окончательно. Основной организационной единицей «опороченных» частей стала штрафная рота, состав которой делился на постоянный и переменный. К первому относились командные кадры из коммунистов и комсомольцев. Во второй зачисляли «…военнослужащих, осуждённых к сему за преступные деяния военного характера, в том числе и за дезертирство».
Насколько «жестокой» была созданная Троцким система – расскажет беспристрастная статистика. По её данным, с июня по декабрь 1919 года заградотряды задержали 1,5 миллиона дезертиров, из которых 95 тысяч были признаны «злостными», а остальных – на первый раз – простили. В штрафные роты угодили 55 тысяч человек. Дела ещё 10 тысяч направили в суды военного трибунала. Там к лишению свободы приговорили 6 тысяч человек, к расстрелу – 4 тысячи. Из них фактически казнили менее 600, для остальных расстрел решено было считать условным.
Мне ставились в вину три «преступления»:
1. Плохо замаскированные две автолебедки, разбитые от артналета противника.
2. Исследуя обрыв тросов аэростатов, я якобы не отдавал под суд виновных мотористов.
3. Во время боевого дежурства ночью на КП полка не мог точно доложить, приземлен ли последний аэростат, и при неоднократных запросах оперативного дежурного КП штаба армии обругал его по-матерному.
Так было изложено в приказе «тройки». Я и командир полка подполковник Лукьянов и военком батальонный комиссар Коршунов были потрясены нелепостью этого решения.
Мы четко понимали, что это снова дело рук того же Волхонского, который таким образом усиливал свое положение. В то же время боевые лебедки, пострадавшие от артобстрела противника, находились в районе Васильевского острова, т.е. в 10 км от меня, и были в распоряжении командира отряда.
Мотористов под суд я не отдавал потому, что не было их вины. Последний аэростат был в трудных условиях, пробитый осколками артогня, он был приземлен на 2 часа позднее, а что касается матерной ругани, то все мы на фронте не были ангелами, и дико было возводить это в вину в секретном приказе, да и нелепо.
Еще более дико было просто так разжаловать тройкой профессионала, военного инженера, каким я стал уже в 1943 году, отправить в штрафбат, чтобы кровью искупить свою вину, которой не было…
Подобные случаи в нашей армии (ПВО) были и по другим полкам. И каждый раз приказ подписывала «тройка» во главе с командующим генерал-майором Зашихиным.
К слову сказать, сама армия ПВО, защищающая Ленинград, ее полки были опытные и сильные, дисциплина высокая. За весь период боевых действий авиационные истребительные полки, зенитно-артиллерийские и полки аэростатов заграждения сбили над небом города и на подступах к нему 1561 вражеский самолет.
Это была лучшая армия ПВО из числа воюющих в стране в тот период. Однако откуда же истоки такой жестокости командующего по отношению к офицерам армии? Об этом я узнал неожиданно через 30 лет после войны.
Оказывается, Зашихин в молодости был исключен из партии, как троцкист. Поэтому перед назначением командиром корпуса ПВО он получил «напутствие» от Жданова, что партия его не простит второй раз, если ПВО не защитит должным образом город Ленинград. «Тогда пощады вам не будет. Идите воюйте, укрепите дисциплину и боеспособность и помните наш разговор…», – сказал Жданов.
Так под дамокловым мечом в качестве заложника воевал командующий. А воевал не он один, боевой коллектив армии ПВО не дал немцам возможности существенно разбомбить город.
Г.С. Зашихин за период войны получил от высшего командования признание; его профессионализм, строгость и жесткость, доходившая до границ жестокости, сыграли свою роль в выдвижении. Он закончил войну генерал-полковником, командующим одним из фронтов ПВО.
Я, согласно приказу, находился в штрафном батальоне, но внезапно был отозван из него, возвращен в свой старый полк, но уже на звание и должность ступенью ниже. Приказ Военсовета был пересмотрен. Вина моя отсутствовала. Ее вообще не было.
Моего освобождения добились командир и комиссар полка.
Миф 5: Всех гребли под одну гребенку
Далеко не каждый пилот, угодивший под трибунал, мог попасть в штрафную эскадрилью. На фронте самым страшным преступлением считали трусость. Приказ наркома обороны № 0685 от 9 сентября 1942 года предписывал: «…летчиков-истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части – в пехоту».
Кроме этого, за тяжкое преступление летчика могли отправить в штурмовую эскадрилью стрелком. Воевать ему было легче, чем в пехоте, но опаснее, чем за штурвалом. Если летчика Ил-2 бронекорпус и бронестекло прикрывали хотя бы от осколков, то его воздушный стрелок был практически беззащитен. Наполовину высунувшись из кабины, он ворочал крупнокалиберным пулеметом УБТ и мог лишь молиться о том, чтобы снаряды вражеских зениток разрывались подальше. Немецкие истребители обычно атаковали Ил-2 с задней полусферы, так что отбиваться от них тоже приходилось стрелкам. Неудивительно, что они несли огромные потери. Соотношение погибших летчиков штурмовых эскадрилий к их стрелкам было примерно 1 к 2. Авиашколы не успевали готовить пополнение. Замещение вакансий воздушного стрелка за счёт осужденных пилотов решило проблему.
Собственные штрафные части были не только у летчиков и танкистов. В 1943 году это право получили моряки. Там, где осужденных не хватало для роты, создавали штрафной взвод. Встречались и совсем экзотические случаи. Хотя приказ № 227 предписывал проявлять индивидуальный подход к провинившимся, на практике за коллективный проступок в разряд штрафной могли перевести всю воинскую часть, как это случилось с 214-м кавалерийским полком 63-й дивизии.
28 октября 1944 года его бойцы и командиры вышли из окружения без полкового знамени. Расследование показало, что оно исчезло 26 октября во время боя с немецкими танками и пехотой у венгерского города Надькалло. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1942 года утратившая знамя часть расформировывалась, а её офицеров ждал суд военного трибунала. Однако в этом случае были учтены боевые заслуги полка и его командира, подполковника Данилевича. Тщательное исследование обстоятельств дела подтвердило, что в бою у Надькалло полк был спасен от уничтожения благодаря его опыту и мужеству.
Приказом наркома обороны № 0380 от 23 ноября 1944 года было решено:
«1. 214-й кавалерийский полк перевести в разряд штрафных и предупредить весь личный состав полка, что своими действиями в боях он должен искупить свою вину перед Родиной.
2. Виновника в утере Боевого Красного Знамени 214-го кавалерийского полка гвардии подполковника Данилевича понизить в звании до майора…»
Через три месяца боёв полк, как искупивший вину, был выведен из разряда штрафных частей и получил новое знамя. Данилевича восстановили в прежнем звании 5 ноября 1945 года.
Штрафных частей в СССР к этому времени уже не осталось. Они были расформированы сразу по окончании войны.
Подробнее об истории города читайте в нашем проекте Исторический Петропавловск
Правда ли, что сбежавшие из плена советские солдаты и офицеры попадали в штрафные части?
Бывшие военнопленные и лица, побывавшие в окружении, проходили проверку органами НКВД. Согласно опубликованным данным, к марту 1944 года через проверку в спецлагерях прошли 256 200 военнослужащих, из которых в ряды Красной Армии вернулись 223 281 человек, в конвойные войска были зачислены 4337 человек, направлены в оборонную промышленность 5716 человек, убыли в госпитали 1529 человек, умерли 1799 человек, арестованы 11 283 человека, направлены в штрафные подразделения 8255 человек. Общее число лиц, попавших под репрессии (арестованных и направленных в штрафные подразделения), составляет 7,6 процента от общего числа.
Очевидно, что для того, чтобы угодить в штрафбат, нужно было вызвать у НКВД очень серьезные и обоснованные подозрения. Это, конечно, не исключает возможности ошибки, но не делает это явление массовым.
«Банда Рокоссовского»
Самым зловещим подразделением штрафников для фашистов стала «банда Рокоссовского» – 8-й отдельный штрафной батальон, в состав которого входили только офицеры, побывавшие в плену. Отличительной чертой его были упорство, стойкость и героизм воинов. Все, кому довелось остаться в живых, получили полное восстановление своих прав и многочисленные награды.
Первое упоминание о «банде» относится к периоду Курской битвы. Мужество бывших офицеров, разжалованных в рядовые, проявилось в сражении на северном фасе, в районе ст. Поныри. Шквальный огонь немецкой артиллерии не смог ни на шаг сдвинуть вгрызшихся в землю штрафников. Тогда потери составили 143 бойца убитыми, 375 – ранеными.
Ветеран войны Семен Басов, попавший в штрафбат накануне Курской битвы, в книге «Офицерский штрафной батальон», вспоминал, что репутация «банды Рокоссовского» была такова, что немцы в ужасе покидали позиции на занятых высотах. Рокоссовский по достоинству оценил подвиг своих воинов, восстанавливая всех в правах, возвращая на прежние должности и награждая отличившихся в бою.
Воспоминания Михаила Аллера, опубликованные газетой «Московский комсомолец», также описывают ужас фашистов, когда перед ними оказывались штрафники-смертники. Атаки советских воинов пугали своим безумием, когда немецкому стрелковому оружию противопоставлялись кулаки, саперные лопаты и любые подручные средства. Штрафники лавиной прокатывались по позициям, не оставляя после себя живых.
Отличилась «банда Рокоссовского» во время сражения за Синявинские высоты в боях под Ленинградом в 1943 г. Один из бойцов, Владимир Ермак, завершил разведывательную операцию, закрыв собой амбразуру фашистского дзота. Посмертно ему было присвоено звание «Герой Советского Союза».
В первых рядах воинов, форсировавших Днепр, были штрафники. В статьях историка Виктора Короля, посвященных истории штрафных соединений, описывается, как солдаты штрафбата под шквальным огнем противника переплывали реку на подручных средствах – бревнах, досках, связках камыша. Множество бойцов утонуло, но Киев был взят.
Действительно ли бойцы штрафных подразделений были обречены на смерть?
Потери в штрафных ротах и штрафных батальонах действительно были существенно выше, чем в обычных подразделениях. Это объясняется тем, что использовались они в наступлении, при котором потери всегда выше, чем в обороне, и на наиболее опасных направлениях.
Но то, что погибали все, — миф. Как уже говорилось, раненые и проявившие мужество покидали подразделение по иной причине — считалось, что они свою вину полностью искупили.
«Военных консультантов у нас практически не было потому, что, предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя», — заявлял режиссер Досталь в интервью.
Можно констатировать, что авторы «Штрафбата» несут ответственность за создание фильма, полностью переворачивающего реальность войны. Спустя 15 лет после своего создания «Штрафбат» своей ложью отравляет сознание молодежи, рассказывая не о настоящей правде войны, а фантазиях, родившихся в головах авторов. Фантазиях, надо сказать, весьма грязных и недостойных.