Штирлиц

Неточности географии

Подобных ляпов в сериале было допущено немало. Например, постоянные встречи Мюллера с Шелленбергом и Штирлицем, и прочих сотрудников гестапо и СД в коридорах кажутся вполне обычным делом для большинства неискушенных зрителей.

Но те, кто хоть как-то знаком с историей, могли сразу заметить нестыковки. Дело в том, что здание гестапо располагалось на Принц-Альбрехтштрассе, а Шелленберг и Штирлиц сидели на Беркаерштрассе.

Это достаточно далеко друг от друга, и сотрудники двух разных служб Третьего рейха едва ли могли так часто сталкиваться в коридорах. Тем более, общих коридоров у них не было.

Еще один промах создатели фильма допустили в последней серии, когда Штирлиц, отправляя из Берна телеграммы, называет городом назначения Константинополь.

Каким образом те телеграммы могли попасть по назначению, не совсем понятно. Ведь в то время Константинополя уже не существовало. Еще в 1930 году город был переименован в Стамбул.

Что касается Кэт, то сотрудник гестапо, пришедший к ней больницу под видом страхового агента, должен был раскусить ее в первую же секунду. На вопрос, где была заключена страховка, Кэт отвечает: «На углу Курфюрстендамм и Кантштрассе».

Две этих улицы и в самом деле находятся в шаговой доступности друг от друга. Однако, они нигде не пересекаются. А значит, и угла, то есть, перекрестка между ними быть не может. Но ведущего допрос гестаповца ответ нашей радистки почему-то ничуть не смутил.

Новое развитие при Генрихе Гиммлере

СС, несмотря на то, что подчинялся лично Гитлеру и рейхсфюреру СС – с ноября 1926 года эту должность занимал Йозеф Бертхольд, все же входил в структуры СА. Отношение к «элите» в штурмовых отрядах было противоречивым: командиры не хотели иметь у себя в отрядах членов СС, поэтому взваливали на их плечи разные обязанности, например распространение листовок, проведение подписки на нацистскую агитацию и др.

В 1929 году лидером СС становится Генрих Гиммлер. При нем численность организации стало возрастать стремительно. СС превращается в элитарную закрытую организацию со своим уставом, мистическим ритуалом вступления, подражая традициям средневековых рыцарских Орденов. Настоящий эсесовец обязательно должен был жениться на «образцовой женщине». Генрих Гиммлер ввел новое обязательное требование для вступления в обновленную организацию: кандидат должен был доказать свидетельство чистоты происхождения в трех поколениях. Однако и это было еще не всё: новый рейхсфюрер СС обязал всех членов организации искать невест только с «чистой» генеалогией. Гиммлеру удалось свести на нет подчинение своей организации СА, а затем и вовсе выйти из нее после того, как он помог Гитлеру избавиться от лидера СА – Эрнста Рёма, который стремился превратить свою организацию в массовую народную армию.

Отряд телохранителей трансформировался сначала в полк личной охраны фюрера, а затем и в личную армию СС. Звания, знаки различия, форма – всё говорило о том, что подразделение является самостоятельным. Далее подробнее поговорим про знаки отличия. Начнем со звания СС в Третьем рейхе.

Роковой инсульт

Весной 1990 года в Париже гибнет от отравления первый заместитель Семёнова по газете «Совершенно секретно» Александр Плешков. На писателя эта смерть произвела очень тяжёлое впечатление.

Месяц спустя Юлиан Семёнов ехал на переговоры с иностранным инвестором, при помощи которого собирался решить амбициозную задачу по выведению своего издания на международный уровень. Прямо в машине у писателя случился инсульт.

Близкие и друзья Семёнова по сей день не исключают, что болезнь могла быть спровоцирована. После инсульта этот всегда деятельный человек оказался прикован к больничной койке и уже не смог восстановиться. По свидетельству дочери, происходящее в стране вызывало у него крайнее разочарование.

Мастер политического детектива, писавший в том числе и о переворотах в Латинской Америке, не дожил без малого трёх недель до того, как в его собственной стране танки по приказу президента расстреляли здание парламента.

Юлиан Семёнович Семёнов скончался 15 сентября 1993 года в возрасте 61 года. Человек, всю свою жизнь раскрывавший чужие тайны, многие собственные секреты унёс с собой.

Не отрекаются любя

Урожденный Ляндрес свой литературный псевдоним «Семенов» взял вовсе не из воздуха, а из имени отца Семена Александровича, журналиста, редактора и литературоведа.

Судьба Ляндерса-старшего весьма трагична. Друг Бухарина, которого арестовали еще в 1937 году, сам в течение пятнадцати лет ждал, когда за ним при едет «черный воронок». Это случилось в 1952 году, когда Юлиан уже являлся студентом столичного института востоковедения.

Будущему писателю поставили условие – отрекаешься от отца-предателя и остаешься учиться. Юлиан отказался это сделать. И был выдворен из ВУЗа.

Не известно, что могло быть потом, но умер Сталин. Юлиана восстановили в институте, а вскоре выпустили на свободу и его родителя. Просто не успели расстрелять.

Детство и юность

Максим Максимович Исаев, известный еще как Штирлиц или Всеволод Владимирович Владимиров, вымышленный персонаж из произведений советского писателя Юлиана Семенова о разведчике.

Отцом персонажа был русский интеллигент, преподаватель права Владимир Александрович Владимиров, а мать звали Олеся Остаповна Прокопчук. Она была родом из Украины. Родителей отправили в ссылку за политические убеждения. Там они познакомились, поженились и завели ребенка, родившегося 8 октября 1900 года. Мать Исаева умерла от тяжелой болезни, когда мальчику исполнилось 5 лет.

После окончания ссылки отец с сыном вернулись в Санкт-Петербург, а потом эмигрировали в Швейцарию

Вячеслав Тихонов в роли Штирлица

Немцы не носили черную форму

В романтизации немцев важную роль сыграли черные красивые мундиры, которые в фильме носил не только Штирлиц, но и большинство остальных отрицательных героев — Мюллер, Шелленберг, Вайсман и охранники в коридорах рейхс-канцелярии. 

На самом деле черная форма была снята с производства еще в 1939 году. Офицеры СС и Гестапо носили серые кители, модель которых для немецкой армии разработал Хьюго Босс.

Поскольку черной формы было пошито достаточно много, немцы выдавали ее своим союзникам на захваченных территориях — в частности, полицаям. Но их форма отличалась тем, что им на воротники подшивали еще синий воротничок.

По некоторым сведениям Лиознова специально нарядила немецких офицеров в черное. Она снимала черно-белый фильм и серые кители сливались с фоном и картинка на экранах была бы размазанной. 

Друг Сименона, собеседник Скорцени

Подобный факт никоим образом не означал опалу. Когда в конце 1970-х годов КГБ решило обнародовать историю разоблачения американского агента по кличке «Трианон», то сделало именно при помощи Юлиана Семёнова. Свой бестселлер «ТАСС уполномочен заявить…», ставший классикой советского политического детектива, Семёнов написал за 18 дней.

Своеобразные «творческие запои», в ходе которых появлялись на свет новые книги, были его фирменной чертой. Таким же образом родились и «Семнадцать мгновений весны», написанные примерно за тот же срок, что и «ТАСС уполномочен заявить…»

Одновременно с романами Семёнов работал в жанре журналистского расследования, оказываясь там, где не ступала нога советского репортера, и встречаясь с людьми, которые зачастую не давали интервью западным СМИ. В 1974 году в Мадриде он встречался с главным диверсантом Третьего Рейха Отто Скорцени, а позже — с одним из героев «Семнадцати мгновений весны», генералом войск СС Карлом Вольфом.

Он был одним из немногих советских авторов, чьи книги пользовались успехом у западной публики. Семёнов познакомился и водил дружбу с «отцом» комиссара Мегрэ Жоржем Сименоном.

В разгар «застоя», вполне свободно действуя на Западе, он начал поиски перемёщенных культурных ценностей. В первую очередь, Янтарной комнаты.

История этих поисков — отдельный детектив. Несколько помощников Семёнова в ходе расследования погибли при странных обстоятельствах, ряд людей предпочли уйти в сторону. Писателю так и не суждено было поставить точку в поисках.

Во многом благодаря его деятельности в 1984 году состоялось перезахоронение на Родине праха великого русского певца Федора Шаляпина.


Юлиан Семёнов с друзьями.

Предпосылки образования СС

В марте 1923 года Гитлер был обеспокоен тем, что руководители штурмовых отрядов (СА) начинали чувствовать свою власть и значимость в партии НСДАП. Это было связано с тем, что и у партии, и у СА были одни и те же спонсоры, для которых важна была цель национал-социалистов – совершить переворот, а к самим руководителям они не питали особых симпатий. Иногда дело доходило даже до открытого противостояния между лидером СА – Эрнстом Рёмом – и Адольфом Гитлером. Именно в это время, видимо, будущий фюрер и решает укрепить личную власть, создавая отряд телохранителей – штабную стражу. Он и явился первым прототипом будущего СС. Звания у них отсутствовали, однако знаки отличия уже появились. Аббревиатура штабной стражи тоже была СС, но она происходила от немецкого слова Stawsbache. В каждой сотне СА Гитлер выделял по 10-20 человек якобы для охраны высокопоставленных партийных деятелей. Они лично должны были приносить клятву Гитлеру, и отбор их велся тщательным образом.

Спустя несколько месяцев, Гитлер переименовывает организацию в Stosstruppe – так назывались ударные части кайзеровской армии в годы Первой мировой войны. Аббревиатура СС тем не менее осталась прежней, несмотря на принципиально новое название. Стоит отметить, что вся нацистская идеология была связана с ореолом таинственности, исторической преемственностью, иносказательными символами, пиктограммами, рунами и пр. Даже символ НСДАП – свастику – Гитлер взял из древней индийской мифологии.

Stosstrup Adolf Hitler – ударный отряд «Адольф Гитлер» — приобрел окончательные черты будущего СС. Звания свои они еще не имели, однако появились знаки отличия, которые сохранит позже Гиммлер – череп на головных уборах, черный отличительный цвет униформы и др. «Мертвая голова» на униформе символизировала готовность отряда ценой своей жизни защищать самого Гитлера. Основа для будущей узурпации власти была подготовлена.

Роман с КГБ

Работающий за рубежом журналист не мог не оказаться в поле зрения советских спецслужб. Семёнов и сам был не против этих контактов, поскольку его манили тайны, недоступные для простых смертных.

«Семёнов работал на КГБ», «Семёнова использовал КГБ», «Семёнов сам использовал КГБ» — все эти утверждения весьма спорны. Ясно, что репортёру и писателю удалось наладить тесный контакт с самой закрытой советской структурой, благодаря чему он знал больше других, и больше других ему было позволено.

Связи у Семёнова были не только в КГБ. Его родной дядя, Илья Ляндрес, возглавлял отдел МУРа, и в творчестве писателя есть целый цикл произведений о полковнике милиции Костенко, который был открыт в 1963 году книгой «Петровка, 38».

Самый известный свой цикл книг — о разведчике Максиме Исаеве — Юлиан Семёнов начал в 1960-х годах. По его собственным словам, в архиве он нашёл небольшую записку о «человеке от Дзержинского», который благополучно переправлен в занятый белогвардейцами и японцами Владивосток. В 1966 году был выпущен роман «Пароль не нужен» о чекисте Всеволоде Владимирове, который работает во Владивостоке под именем ротмистра Максима Исаева.

Об этом герое Семёнов напишет 14 произведений. «Семнадцать мгновений весны» станут третьей опубликованной книгой в этом цикле, но только восьмой по хронологической последовательности событий в романном мире.

Этот роман и его экранизация обессмертят и имя героя, и имя автора. Но странное дело: когда на головы создателей фильма посыплются многочисленные награды, Семёнов единственный из всех останется обойдённым.

45-я пехотная дивизия СС «Варяги» («Варэгер»)

Первоначально рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер предполагал дать название «Варяги» («Варэгер») нордической (североевропейской) дивизии СС, сформированной из норвежцев, шведов, датчан и других скандинавов, направивших свои добровольческие контингенты в помощь Третьему рейху. Однако, согласно ряду источников, Адольф Гитлер «забраковал» название «Варяги» для своих нордических волонтеров СС, стремясь избежать нежелательных ассоциаций со средневековой «варяжской гвардией» (состоявшей из норвежцев, датчан, шведов, русских и англосаксов) на службе византийских императоров. Фюрер Третьего рейха отрицательно относился к царьградским «василевсам», считая их, как и всех византийцев, «морально и духовно разложившимися, лживыми, коварными, продажными и вероломными декадентами», и не желая, чтобы его ассоциировали с правителями Византии.

Следует заметить, что в своих антипатиях к византийцам Гитлер не был одинок. Большинство западных европейцев всецело разделяли эту антипатию к «ромеям» (еще начиная с эпохи Крестовых походов), и не случайно в западноевропейском лексиконе даже существует специальное понятие «византинизм» (в значении: «коварство», «цинизм», «подлость», «пресмыкательство перед сильными и безжалостность к слабым», «вероломство»…в-общем, «лживы бе бо греци и до сего дня», как писал известный русский летописец). В итоге сформированной в составе Ваффен СС германо-скандинавской дивизии (в состав которой впоследствии вошли также голландцы, валлоны, фламандцы, финны, латыши, эстонцы, украинцы и русские) было дано название «Викинг». Наряду с этим, на базе русских белоэмигрантов и бывших граждан СССР на Балканах было начато формирование другой дивизии СС под названием «Варэгер» («Варяги»); однако, в силу сложившихся обстоятельств, дело ограничилось формированием на Балканах «Русского (охранного) корпуса (Русской охранной группы)» и отдельного русского полка СС «Варяг».

В годы Второй мировой войны на территории Сербии в 1941-1944 гг. в союзе с немцами также действовал Сербский добровольческий корпус СС, состоявший из бывших военнослужащих югославской королевской армии (преимущественно сербского происхождения), большинство из которых являлись членами сербского монархо-фашистского движения «З.Б.О.Р.», возглавлявшегося Дмитрие Лётичем. Тактическим знаком корпуса служил щит-тарч и изображением хлебного колоса, наложенный на обнаженный меч острием вниз, расположенный по диагонали.

В заключение следует заметить, что описанные выше тактические знаки на практике часто не были вписаны в геральдические щиты.

Или в золоте партии?

Но на этом череда смертей не закончилась. За несколько дней до инсульта Семенова во Франции внезапно умер его коллега – журналист Александр Плешаков. Нет, к янтарной комнате он никакого отношения не имел. Но зато он всячески помогал Юлиану Семенову в его журналистском расследовании, касаемом пресловутого золота партии.

Понятно, что когда писатель после инсульта превратился в беспомощного старика, расследование сошло на нет. Посему выходит, что это могло быть кому-то выгодно.

Да и его встреча с инвестором, который собирался помочь Семенову вывести «Совершенно секретно» на международный уровень, тоже кого-то напрягала. Грязные секреты спецслужб не принято выносить из дома.

Конечно, это все догадки, домыслы, предположения, версии. Да и  инсульт мог быть просто инсультом, никем не подстроенным. Но просто когда жизнь человека полна стольких тайн, то и его смерть не может показаться рядовой.

Борьба против курения

Во многих сценах главные герои – Штирлиц, Мюллер и другие высокопоставленные немцы – часто и помногу курят в своих рабочих кабинетах. Создатели фильма словно концентрируют наше вниание на вредных привычках врага.

Тем не менее, у врагов было чему поучиться  Как раз в то время в Германии проходила очень жесткая антитабачная кампания. Курить было запрещено практически везде — в общественных местах, в транспорте, в ресторанах и даже на работе.

И высокопоставленных сотрудников немкцких силовых ведомств это касалось в первую очередь. За грубые нарушщения в этом плане могли даже выгнать из партии, что автоматически значало крах карьеры.

Так что, постоянно «дымящие» высокопоставленные немцы в сериале «Семнадцать мгновнеий весны» — это все-таки несколько преувеличенные вещи.

Любопытно, что борьба с курением в Третьем рейхе началась с легкой руки Адольфа Гитлера, который в молодости сам был заядлым курильщиком.

Правда, как говорят исследователи, антитабачная программа в Германии появилась не из-за заботы о нации, а по причине расизма и антисемитизма.

Не случайно программу борьбы с курением возглавляло Управление по расовой политике НСДАП. Якобы нацисты утверждали, что тяга к табаку была привита белым людям низшими расами.

Сериал дал толчок развитию в СССР “гламурного фашизма”

“Семнадцать мгновений весны” стал первым советским фильмом о Великой отечественной войне, где образ врага не был комичен. До этого немцев изображали либо комично, на грани придурковатости, либо очень жестокими, в которых ничего человеческого не осталось. В этом же фильме практически все отрицательные герои умны и выглядят очень стильно. Более того, на многие роли немцев были приглашены популярные уже на тот момент актеры — Олег Табаков, Василий Лановой и Леонид Куравлев. 

Например, Табаков, сыгравший роль начальника политической разведки, бригадефюрера СС Вальтера Шелленберга, любил рассказывать историю о том, как в перестроечные времена (середина 80-х годов), ему прислала письмо племянница его героя. Женщина благодарила актера за то, что тот правильно передал образ дяди — не стал показывать его зверем или комичным дурачком. 

По словам Татьяны Лиозновой, это делалось сознательно — заказчиками этой картины был КГБ и лично руководитель этого ведомства Юрий Андропов. Идея заключалась в том, что показав немцев умными, зрители поймут, что СССР победили умного и не простого врага. А главное, что для победы в войне большую лепту внесла разведка. Андропов рассчитывал, что положительный имидж главного героя, советского разведчика, штандартенфюрера Макса Отто фон Штирлица, которого сыграл Вячеслав Тихонов, автоматически многие зрители перенесут и на сотрудников КГБ. 

Частично эта цель была достигнута и образ сотрудника советской спецслужбы был романтизирован. А вот образ умных и стильных немцев понравился в Союзе не всем. Были партийные лидеры и офицеры высшего ранга, которые открыто выступали против такой романтизации врага. По их мнению это могло плохо аукнуться. И они оказались правы. 

По мнению нескольких современных историков, именно благодаря этому фильму, который смотрел почти каждый советский ребенок в 80-е годы, в моду вошел “гламурный фашизм”. Речь не идет о национал-социалистической идеологии. В моду вошли черные кители, черные кожаные плащи на красных подкладках, а также люди массово стали коллекционировать разные предметы, связанные с Третьим Рейхом — от наград и формы, до столовой посуды и монет. 

Личность

Штирлиц прославился своим хладнокровием, умением быстро принимать решения и изобретательностью. Имел быстрый, ясный, трезвый мозг. Умеел разумно и логично действовать.

Прирожденный разведчик — собирает информацию по всем каналам, добиваясь полной ясности для действия. Напористый и работоспособный человек. Большой труженик. Работает столько часов в сутки, сколько требует дело, которым занимается. Борец за качество, надежность и продуктивность труда. Всегда ищет смелое, нестандартное технологическое решение. Имеет склонность к рационализаторской деятельности. Рачительный и экономный хозяин. Предусматривает, как лучше распорядиться вещами или продуктами. Делает заготовки. Умело эксплуатирует технику. Обладает исключительно практическим складом ума. Все оценивает с точки зрения целесообразности и полезности. Учит людей, как жить с умом, не растрачивать свои способности попусту.

Очень заботливый человек. Обеспечивает своим близким достаток и комфортные условия жизни. Помогает людям не словом, а делом. Отдыхает так же основательно, как и работает. Любит праздничные застолья, обильную пищу, вкусно готовит еду. С удовольствием делает подарки, преподносит сюрпризы. Тяжело переносит недомогания, запускает болезни. Других лечит охотнее, чем самого себя

Ему важно установить причины плохого самочувствия. Выглядит опрятно, аккуратно носит вещи

Обновку никогда не наденет сразу — бережет ее для подходящего случая. Предпочитает строгий деловой или классический стиль одежды

Особое внимание уделяет чистоте обуви.

В общении с людьми стремится проявлять радушие и юмор. Демонстрирует хорошее расположение, положительные эмоции. Правда, они получаются у него немного резковатыми. Очень горячится в споре. Когда его охватывают эмоции, к чужому мнению не прислушивается, упрямо настаивает на своем. Никогда не признает, что был неправ. Однако если быть сдержанным и не подчиняться его напору, становится внимательным и предупредительным. Умеет усилием воли обуздать эмоциональное возбуждение. Очень не любит, когда вмешиваются в его дела, заставляют переделывать работу. В такие минуты может вспылить, швырять предметы, резко развернуться и уйти.

Отношение определяет по умению держать свое слово, вовремя предупреждать о намерениях, приходить точно к назначенному сроку. Ценит тех, кто не жалеет для него времени. Ко всему готовится заблаговременно. Внезапные, без предупреждения изменения планов его выводят из себя. Не любит отвечать на вопросы: «Что будет завтра?», «Когда ты это сделаешь?» и т. п. Очень нуждается в гарантированном будущем, предсказуемости событий. Не любит радикальных перемен, резких изменений курса. Предпочитает движение вперед по прямой линии. Плохо предвидит опасности. Уважает традиции и закрепленные временем обычаи. Однако стремится идти в ногу со временем. Цепляться за старое не станет.

Основные события жизни М.М. Исаева

  1. 1917 – возвращение на Родину после швейцарской эмиграции. Отношения между отцом и сыном портятся на фоне политических разногласий. Молодого Исаева очень воодушевляли перемены, происходившие по всей стране.
  2. 1920 – Всеволод Владимирович Владимиров начинает трудиться под псевдонимом Максима Максимовича Исаева.
  3. Май 1921 – было захвачено монгольское правительство. Банды готовились нанести мощный удар по русскому народу. Исаев проник в штаб врага и узнал его стратегические планы, которые передал своему командованию.
  4. 1921 – трагически погибает отец Максима Максимовича. Молодой мужчина находился в служебной командировке, а отца убили бандиты белогвардейцы.
  5. 1922 – руководство правительства поручает эвакуироваться с белыми войсками в страну восходящего солнца. Последующие 30 лет Исаев работает за рубежом.
  6. 1923 – рождение сына. О его существовании разведчик узнал спустя 18 лет.
  7. 1924-1927 – живет и работает в Шанхае.
  8. 1927 – усилилась национал-социалистическая немецкая рабочая партия. М.М. Исаева отправляют с Дальнего Востока в Европу. Создают легенду о Штирлице. По версии мужчина был немцем, имеющим аристократическое происхождение и ограбленным вдали от Родины. Штирлиц должен был найти защиту у немецкого консульства в Австралии. Впоследствии он был переведен в Америку.
  9. 1933 – Штирлицу дана характеристика члена национал-социалистической рабочей партии. Его охарактеризовали как истинного арийца нордического характера, холостого человека без порочащих связей и отмеченного наградами фюрера.
  10. 19 июня 1941 – разведчик сообщает советскому правительству о готовившемся наступлении немцев на СССР.
  11. 1943 – находился в Сталинграде под советскими обстрелами. Демонстрировал исключительное мужество.
  12. Лето 1943 – начал осуществление контактов через доверенных лиц с представителями спецслужб Запада для заключения мира.
  13. 1945 – получает звание Героя Советского Союза за срыв переговоров верхушки немецкой власти.
  14. 1947 – Исаев попадает в Советскую тюрьму. В этом же году Сталин выдал указ расстрелять жену и сына разведчика.
  15. 1966 — Юлиан Семенов впервые публикует книгу о советском разведчике. Вся страна узнает о Максиме Максимовиче Исаеве. Позже писатель напишет еще 13 томов о своем герое. Всю судьбу литературного персонажа можно узнать, только прочитав произведения писателя.
  16. 31 января 1969 – газета «Комсомолка» впервые публикует главы из произведения «Семнадцать мгновений весны».
  17. 1967 – выход экранизации «Пароль не нужен» Родион Нахапетов сыграл чекиста Всеволода Владимировича Владимирова.
  18. 1971-1973 – работа над 12-тью сериями фильма о Штирлице, благодаря которому узнали о разведчике Максиме Максимовиче Исаеве все жители страны. Кинолента до сих пор пользуется популярностью. Многие поверили в реальный образ разведчика Исаева. Генеральный секретарь Брежнев потребовал наградить Максима Максимовича. Андропову, начальнику КГБ, пришлось объяснять Брежневу о том, что персонаж вымышленный.
  19. 2009 – телесериал «Исаев». Современный взгляд на героя передал Сергей Урсуляк. Разведчика сыграл Даниил Страхов.

Даниил Страхов в роли Максима Исаева

Интересные факты

  • В различных викторинах часто встречается вопрос о том, с помощью какой книги в «Семнадцати мгновениях весны» Штрилиц расшифровывал послания из Центра. На него в состоянии ответить лишь самые внимательные зрители картины: персонаж Тихонова берет с полки скромный томик Фридриха Шиллера 1883 года издания.
  • Татьяна Лиознова отдала картине несколько лет жизни, и жертвы оказались не напрасными. После выхода фильма зрители завалили режиссера письмами – в одном из интервью она рассказала, что получила 12 мешков посланий и все честно прочитала.

Лев Дуров в фильме «Семнадцать мгновений весны»

Съемочный процесс должен был стартовать на площадках ГДР. Лиознова собиралась отснять сцены пребывания Штирлица в Берлине, а также эпизод, в котором разведчик убил Клауса. В итоге этот момент пришлось снимать в лесу Подмосковья, потому что Льва Дурова не выпустили в ГДР за неудачную шутку. На комиссии, принимающей решение о выдаче разрешения на выезд из СССР, актеру задали вопрос о внешнем виде флага Советского Союза. Лев Константинович без задней мысли пошутил:

Юлиан Семенов в романе перенес НКВД на СС

Историки, изучавшие уклад немецкой армии времен Второй мировой войны, отмечают, что в “Мгновениях” много неточностей. Правда они допустимы для художественного фильма. Но на основе большого количества несоответствий родилась теория, что автор романа Юлиан Семенов и режиссер Татьяна Лиознова, которая многое сама переделала в сценарии, сознательно исказили историческую правду. Тем более, что многие люди, близко знавшие писателя, говорили, что Семенов любил писать эзоповым языком, вкладывая в свои произведения много скрытого смысла.

Некоторые сторонники этой идеи утверждают, что автор романа о Штирлице, описывая репрессивные службы и подразделения немецкой армии, в первую очередь СС и Гестапо, подразумевал уклад советской армии и НКВД в частности.

Например, в фильме есть маленькая сюжетная линия персонального водителя рейхсляйтера, высшего партийного чина НСДАП Мартина Бормана. По сюжету его арестовывали, а потом до смерти запытали в Гестапо. На самом деле этого не было и быть не могло. Водитель Бормана явно являлся еще и охранником и состоял на службе в элитном подразделении, которое занималось персональной охраной десяти ключевых членов партии. Гестапо было запрещено вмешиваться в работу партии и, тем более, элитного подразделения, занимающегося охраной. Даже если бы у них вызвал подозрение один из сотрудников этой службы, они обязаны были письменно обратиться к главе этой спецслужбы и получить разрешение их начальника на разработку этого человека. Но учитывая не только элитность, но и конкуренцию между службами, они вряд ли получили бы такое разрешение. 

Есть еще один эпизод, где зрители видят нескольких расстрелянных на плацу офицеров в черной форме — и тут же Шелленберг шутя говорит Штирлицу, что обновил состав своих адъютантов. На самом деле это произвол, на который начальник политической разведки не мог пойти.

Историки считают, что немецкая армия была гораздо бюрократичнее и дисциплинированнее, чем ее показали. Подобные расправы могли происходить в НКВД. Например, именно так беззаконно они поступили с водителем Куйбышева.

Подобными параллелями переполнен весь роман и, по мнению историков, Семенов хотел подчеркнуть репрессивность “советской машины”.

Биография

Вячеслав Тихонов в роли Штирлица

Штирлиц родился 8 октября 1900 года в Забайкалье (об этом рассказывается в романе «Экспансия-II»). В 1920-х годах его отца убили белые сволочи.

В 1920 году Штирлиц работает под именем Максима Максимовича Исаева, ротмистра, непосредственно у Колчака, на пресс-службе его правительства.

В мае 1921 года Штирлиц передал советскому, то есть своему командованию планы противника по стратегии и тактике, проникнув в ряды барона Унгерна под именем ротмистра белой гвардии. В этом же году Штирлиц уже в Москве и работает у Феликса Эдумндовича (того самого). И вот отсюда Штирлица направили в Эстонию (подробнее об этом — в романе «Бриллианты для диктатуры пролетариата»).

В 1922 году Штирлиц, бывший тогда уже во Владивостоке, по поручению командования эвакуируется из него в Японию, а потом в Харбин (это можно увидеть в книгах «Испанский вариант» и «Нежность»).

С -го по 1927 год Штирлиц живёт в Шанхае, и в 1927 году его было решено направить с Востока в Европу, в связи с усилением нацистских сил. Исаев-Владимиров поехал в Европу как Макс Отто фон Штирлиц, якобы ограбленный в Шанхае и являющийся немецким аристократом. Также он якобы должен искать немецкое консульство в Сиднее. В Австралии Штирлиц работал у одного немца в отеле, немец был связан с Национал-социалистической немецкой рабочей партией. После этого Штирлица перевели в Нью-Йорк.

Во время Второй мировой Штирлиц работал в VI отделе РСХА, использовал псевдонимы Бользен и Брунн. Например, в 1938 году он работал в Испании (подробнее — «Испанский вариант»), с марта по апрель 1941 года — в Югославии («Альтернатива»), в июне был уже в Польше и в Украине. Что интересно, в последней он даже общался с предателями Степаном Бандерой и Андреем Мельником (подробнее — «Третья карта»).

В 1943 году был под Сталинградом, принимал участие в военных действиях, был под обстрелами советских вооружённых сил, показал мужество (после об этом вели толки разные люди).

Леонид Броневой в роли Мюллера

В 1945 году Сталин дал Штирлицу ответственное задание: дело в том, что просочилась информация о переговорах нацистов с Западом, и Штирлицу было поручено сорвать их во что бы то ни стало. Впоследствии переговоры были сорваны. Штирлиц сила (подробнее — в романе «Семнадцать мгновений весны»).

В апреле того же года Штирлиц был разоблачён его шефом, группенфюрером СС Мюллером. Последний планировал использовать Штирлица в игре против РККА, но хаос и неразбериха, наступление советских войск помешали Мюллеру осуществить свой план (более подробно — в романе «Приказано выжить»).

После Второй мировой войны Штирлиц находится и работает уже в Аргентине и Бразилии, вместе с американцем Полом Роумэном. Они выявляют секретную организацию нацистов, которой руководит Мюллер, захватывают последнего и хотят выдать его советскому правительству. Штирлиц отправляется в посольство, говоря о себе, кто он такой, но его арестовывают и перенаправляют на теплоходе в СССР, где сажают в тюрьму (более подробно — в романе «Отчаяние»). Одновременно с этим его семью, жену и сына расстреливают по приказу Сталина, а после смерти Берии Штирлиц выходит из тюрьмы.

Последний раз Штирлиц встретился со своими старыми знакомыми по службе в нацисткой Германии в 1967 году, предотвратив похищение ядерных технологий одной из корпораций (подробнее — в романе «Бомба для председателя»).

Участие

Произведение с иллюстрацией Когда происходит действие Когда написано
Файл:949580 Brillianty dlya diktatury proletariata Parol ne nuzhen.jpg
Бриллианты для диктатуры пролетариата
Файл:Пароль не нужен.jpg
Пароль не нужен
1921—
Файл:Нежность Семёнов.jpg
Нежность
Файл:Испанский вариант.jpg
Испанский вариант
Файл:Альтернатива Семёнов.jpg
Альтернатива
Файл:Третья карта.jpg
Третья карта
1941 1973
Файл:Майор Вихрь.jpg
Майор «Вихрь»
Файл:17 мгновений весны.jpg
Семнадцать мгновений весны
1945
Файл:Приказано выжить.jpg
Приказано выжить
1945
Файл:Экспансия I.jpg
Экспансия-I
Файл:Экспансия II.JPG
Экспансия-II
Файл:Экспансия III.jpg
Экспансия-III
1947 ?
Файл:Отчаяние Семёнов.jpg
Отчаяние
1947- 1989
Файл:Бомба для председателя.jpg
Бомба для председателя

Легенды и мифы СС

В сериале присутствует симпатичная эсэсовка Барбара Крайн в исполнении актрисы Ольги Сошниковой. Ее представляют как унтершарфюрера СС, чего не могло быть по определению.

Ведь СС была организацией «идеальных в расовом отношении мужчин», так что представительницы женского пола там не могли занимать какие-то должности и посты.

Да и в целом сотрудники СС не носили черную форму с 1934 года, хотя ее продолжали показывать во многих советских фильмах – не только в «Семандцати мгновениях весны».

Также в сериале нередко идет отсыл на необразованность руководителей Третьего рейха. Это тоже неверно. Например, Геббельс был доктором философии, Гимлер имел диплом экономиста, а Гериннг в свое время являлся

Еще одна нестыковка проявляется в тот момент, когда Штирлиц обдумывает информацию про Геббельса, Бормана, Геринга и Гиммлера, одновременно набрасывая их портреты, точнее шаржи.

Судя по картинкам, в руке Штирлица мог быть фломастер. Его действительно изобрели в Германии. Только произошло это уже в 1960 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector