Образование и полномочия избирательных комиссий
Содержание:
↑пСЙНБНДЯРБН ЖЕМРПХГАХПЙНЛЮ
оПЕДЯЕДЮРЕКХ жхй: мХЙНКЮИ пЪАНБ (1993-1996), юКЕЙЯЮМДП хБЮМВЕМЙН (1996-1999), юКЕЙЯЮМДП бЕЬМЪЙНБ (1999-2007), бКЮДХЛХП вСПНБ (Я ЛЮПРЮ 2007 Ц.).
гЮЛЕЯРХРЕКХ ОПЕДЯЕДЮРЕКЪ жхй: юКЕЙЯЮМДП хБЮМВЕМЙН (1993–1996), хЧКЭ тНЛХВЕБ (1996-1999), бЮКЕМРХМ бКЮЯНБ (1999-2002), нКЭЦЮ гЮЯРПНФМЮЪ (2002-2003), нКЕЦ бЕКЭЪЬЕБ (2003-2007), яРЮМХЯКЮБ бЮБХКНБ (Я ЛЮПРЮ 2007 Ц.), кЕНМХД хБКЕБ (Я ЮОПЕКЪ 2008 Ц.).
яЕЙПЕРЮПХ жхй: гЮЦСКЪЕБ бЪВЕЯКЮБ юКЕЙЯЕЕБХВ (1993-94; МЕ БУНДХК Б ЯНЯРЮБ ЙНЛХЯЯХХ), цЮКСЬЙН хБЮМ бЮЯХКЭЕБХВ (1994-95; МЕ БУНДХК Б ЯНЯРЮБ ЙНЛХЯЯХХ), юКЕЙЯЮМДП бЕЬМЪЙНБ (1995-1999), нКЭЦЮ гЮЯРПНФМЮЪ (1999-2002, 2003-2007), мХМЮ йСКЪЯНБЮ (2002-2003), мХЙНКЮИ йНМЙХМ (Я ЛЮПРЮ 2007 Ц.).
Ответ:
Сразу отметим, что члены избирательной комиссии могут быть с правом решающего или с правом совещательного голоса. Учитывая значительно больший объем обязанностей у первых, остановимся вначале на их работе. Все обязанности членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса связанны с организацией и проведением выборов. Участие в заседаниях избирательной комиссии является одной из главных обязанностей членов комиссии.В участковых избирательных комиссиях члены с правом решающего голоса поочередно несут дежурство в помещении комиссии за 10 дней до дня голосования. Такое дежурство в первую очередь направлено на обеспечение права граждан проверить их включение в список избирателей. Но в тех случаях, когда на выборах предусмотрены выдача открепительных удостоверений или проведение досрочного голосования, это может стать главным занятием дежурных членов комиссии.В комиссиях более высокого уровня члены с правом решающего голоса обычно отвечают за определенный участок работы, входят в состав рабочих групп (например, группы по проверке подписных листов, по рассмотрению жалоб) и/или курируют часть нижестоящих комиссий. Обычно обязанности распределяются между членами вскоре после формирования комиссии.Для членов участковой комиссии главная работа происходит в день голосования – им приходится практически непрерывно работать примерно с 7.30 и до тех пор, пока не будут подведены итоги голосования на участке (иногда это происходит уже после полуночи).Члены вышестоящих комиссий в период голосования в основном контролируют работу участковых комиссий и разбирают поступающие жалобы. Их основная работа начинается после окончания голосования, когда поступают протоколы нижестоящих комиссий. Закон требует, чтобы именно члены комиссии с правом решающего голоса принимали протоколы нижестоящих комиссий, проверяли правильность их оформления и суммировали данные, содержащиеся в этих протоколах. После окончания подведения итогов комиссия принимает решение о результатах выборов, и члены комиссии подписывают итоговый протокол.Что касается членов комиссий с правом совещательного голоса, то обычно руководство комиссии не возлагает на них никаких обязанностей. Они могут добровольно (с согласия комиссии) взять на себя какие-либо обязанности (например, участие в группе по рассмотрению жалоб), в определенных случаях председатель комиссии может обратиться к ним с просьбой о выполнении какой-либо работы. Здесь многое зависит от характера взаимоотношений члена комиссии с правом совещательного голоса с председателем и другими членами избирательной комиссии.
Система избирательных комиссий в Российской Федерации
Российское избирательное законодательство предусматривает шесть типов избирательных комиссий:
- Центральная избирательная комиссия РФ;
- избирательные комиссии субъектов РФ;
- избирательные комиссии муниципальных образований;
- территориальные избирательные комиссии;
- окружные избирательные комиссии;
- участковые избирательные комиссии.
Комиссии первых четырех типов действуют на постоянной основе и формируются раз в четыре года. Центральная избирательная комиссия РФ и избирательные комиссии субъектов РФ в соответствии с федеральным законом являются государственными органами, территориальные избирательные комиссии — государственными органами или подразделениями государственных органов, избирательные комиссии муниципальных образований — муниципальными органами.
Окружные избирательные комиссии формируются для проведения конкретных выборов (это всегда выборы депутатов представительного органа), после чего их полномочия прекращаются. Статус окружных комиссий остается неопределенным. Участковые избирательные комиссии формируются для проведения голосования на конкретных выборах, их полномочия формально прекращаются через 10 дней после опубликования результатов выборов, а фактически они прекращают работу сразу после подведения итогов голосования на своем участке.
По своим функциям на конкретных выборах избирательные комиссии делятся:
- на комиссии, организующие выборы (отвечающие за финансовое обеспечение выборов, установление единого порядка работы нижестоящих комиссий, подведение общих итогов выборов и др.);
- комиссии, регистрирующие кандидатов и определяющие результаты выборов;
- комиссии, организующие голосование и непосредственно подсчитывающие голоса избирателей;
- промежуточные комиссии (подводящие на основании данных нижестоящих комиссий итоги голосования на своей территории и передающие эти итоги вышестоящей комиссии).
Между типом избирательной комиссии и ее функцией существует определенная связь. Так, именно участковые комиссии организуют голосование и непосредственно подсчитывают голоса избирателей. Территориальные комиссии являются промежуточными (кроме тех случаев, когда на них возлагают полномочия иных комиссий). Окружные комиссии регистрируют кандидатов на выборах депутатов представительных органов и определяют результаты выборов по своему избирательному округу.
В то же время комиссии, организующие выборы, обычно выполняют и другие функции. Так, Центральная избирательная комиссия РФ не только организует выборы федерального уровня, но и регистрирует кандидатов на должность Президента РФ и списки кандидатов в депутаты Государственной Думы, а также определяет результаты этих выборов по единому федеральному округу. Аналогично, избирательная комиссия субъекта РФ не только организует выборы депутатов законодательного органа субъекта РФ, но и регистрирует на этих выборах списки кандидатов и определяет результаты выборов по единому округу.
Кроме того, на федеральных выборах эта же комиссия является промежуточной. Избирательная комиссия муниципального образования организует муниципальные выборы, но в тех случаях, когда проводятся прямые выборы главы муниципального образования и (или) выборы депутатов по единому округу, она регистрирует кандидатов (списки кандидатов) и определяет результаты выборов по этому округу.
Кроме того, на некоторые избирательные комиссии могут возлагаться полномочия других комиссий. Так, закон предусматривает возможность возлагать на территориальные комиссии полномочия комиссий муниципальных образований и наоборот (первый вариант на практике встречается чаще второго).
На муниципальных выборах часто окружные комиссии не образуются, а их полномочия возлагаются на комиссию муниципального образования (или на территориальную комиссию, осуществляющую также полномочия комиссии муниципального образования). В сельских поселениях комиссия муниципального образования (поселения) может осуществлять и полномочия участковой комиссии.
↑хЯРНПХЪ, ГЮЙНМНДЮРЕКЭЯРБН, ЛЕУЮМХГЛ ТНПЛХПНБЮМХЪ
оНКМНЛНВХЪ Х ОНПЪДНЙ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ жхй пНЯЯХХ СЯРЮМЮБКХБЮЧРЯЪ тЕДЕПЮКЭМШЛ ЙНМЯРХРСЖХНММШЛ ГЮЙНМНЛ «н ПЕТЕПЕМДСЛЕ пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ», ТЕДЕПЮКЭМШЛХ ГЮЙНМЮЛХ «нА НЯМНБМШУ ЦЮПЮМРХЪУ ХГАХПЮРЕКЭМШУ ОПЮБ Х ОПЮБЮ МЮ СВЮЯРХЕ Б ПЕТЕПЕМДСЛЕ ЦПЮФДЮМ пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ», «н БШАНПЮУ оПЕГХДЕМРЮ пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ», «н БШАНПЮУ ДЕОСРЮРНБ цНЯСДЮПЯРБЕММНИ дСЛШ тЕДЕПЮКЭМНЦН яНАПЮМХЪ пНЯЯХИЯЙНИ тЕДЕПЮЖХХ».
оЕПБШИ ЯНЯРЮБ жхй АШК ЯТНПЛХПНБЮМ 24-29 ЯЕМРЪАПЪ 1993 Ц. СЙЮГЮЛХ ОПЕГХДЕМРЮ пт аНПХЯЮ еКЭЖХМЮ Х МЕ ЪБКЪКЯЪ ОПЮБНОПЕЕЛМХЙНЛ ОПЕФМЕЦН жхй, ЯСЫЕЯРБНБЮБЬЕЦН Я ЯНБЕРЯЙХУ БПЕЛЕМ. яРЮРСЯ Х ОНПЪДНЙ ТНПЛХПНБЮМХЪ жхй АШКХ НОПЕДЕКЕМШ Б ЦКЮБЕ 3 оНКНФЕМХЪ Н БШАНПЮУ ДЕОСРЮРНБ цНЯСДЮПЯРБЕММНИ дСЛШ, СРБЕПФД╦ММНЦН СЙЮГНЛ ╧ 1400 НР 21 ЯЕМРЪАПЪ 1993 Ц. оНКНФЕМХЕ Н жхй Х ЕЦН ЯНЯРЮБ СРБЕПФДЕМШ СЙЮГНЛ ╧ 1505 НР 29 ЯЕМРЪАПЪ 1993 Ц. сЯРЮМЮБКХБЮКНЯЭ, ВРН 20 ВКЕМНБ жхй МЮГМЮВЮЧРЯЪ СЙЮГНЛ оПЕГХДЕМРЮ пт: 10 – ОН ОПЕДЯРЮБКЕМХЧ яНБЕРНБ МЮПНДМШУ ДЕОСРЮРНБ ПЕЦХНМНБ, 10 – ОН ОПЕДЯРЮБКЕМХЧ ЦСАЕПМЮРНПНБ. оПЕДЯЕДЮРЕКЭ жхй МЮГМЮВЮКЯЪ ЦКЮБНИ ЦНЯСДЮПЯРБЮ АЕГ ВЭЕЦН-КХАН ОПЕДЯРЮБКЕМХЪ, ГЮЛЕЯРХРЕКЭ ОПЕДЯЕДЮРЕКЪ – оПЕГХДЕМРНЛ ОН ОПЕДЯРЮБКЕМХЧ ОПЕДЯЕДЮРЕКЪ жхй (ХГ ВХЯКЮ ВКЕМНБ жхй), ЯЕЙПЕРЮПЭ жхй (НМ ФЕ – ПСЙНБНДХРЕКЭ ЮООЮПЮРЮ жхй) – ОПЕДЯЕДЮРЕКЕЛ жхй. йЮФДНЕ ХГАХПЮРЕКЭМНЕ НАЗЕДХМЕМХЕ, ГЮПЕЦХЯРПХПНБЮБЬЕЕ ЯОХЯНЙ ЙЮМДХДЮРНБ ОН НАЫЕТЕДЕПЮКЭМНЛС НЙПСЦС, МЮГМЮВЮКН ВКЕМЮ жхй Я ЯНБЕЫЮРЕКЭМШЛ ЦНКНЯНЛ.
яКЕДСЧЫХИ ЯНЯРЮБ жхй АШК ЯТНПЛХПНБЮМ Б ЯННРБЕРЯРБХХ Я ГЮЙНМНЛ «нА НЯМНБМШУ ЦЮПЮМРХЪУ ХГАХПЮРЕКЭМШУ ОПЮБ ЦПЮФДЮМ» Б ДЕЙЮАПЕ 1994 Ц. – ЛЮПРЕ 1995 Ц.. оН ХЯРЕВЕМХХ ВЕРШП╦УКЕРМЕЦН ЯПНЙЮ, Б ТЕБПЮКЕ – ЛЮПРЕ 1999 Ц. АШК ЯТНПЛХПНБЮМ РПЕРХИ ЯНЯРЮБ жхй, Б ТЕБПЮКЕ-ЛЮПРЕ 2003 Ц. – ВЕРБ╦ПРШИ, Б ТЕБПЮКЕ-ЛЮПРЕ 2007 Ц. – ОЪРШИ.
б ЯННРБЕРЯРБХХ Я ГЮЙНМНЛ жхй ТНПЛХПСЕРЯЪ МЮ ВЕРШП╦УКЕРМХИ ЯПНЙ ОНКМНЛНВХИ Х ЯНЯРНХР ХГ 15 ВКЕМНБ Я ОПЮБНЛ ПЕЬЮЧЫЕЦН ЦНКНЯЮ, ХГ ЙНРНПШУ 5 МЮГМЮВЮЧРЯЪ цНЯСДЮПЯРБЕММНИ дСЛНИ тя пт (ХГ ВХЯКЮ ЙЮМДХДЮРСП, ОПЕДКНФЕММШУ ДЕОСРЮРЯЙХЛХ НАЗЕДХМЕМХЪЛХ), 5 ВКЕМНБ – яНБЕРНЛ тЕДЕПЮЖХХ (ХГ ВХЯКЮ ЙЮМДХДЮРСП, ОПЕДКНФЕММШУ ГЮЙНМНДЮРЕКЭМШЛХ Х ХЯОНКМХРЕКЭМШЛХ НПЦЮМЮЛХ ЦНЯСДЮПЯРБЕММНИ БКЮЯРХ ЯСАЗЕЙРНБ пт), 5 ВКЕМНБ – оПЕГХДЕМРНЛ пт.
йЮМДХДЮР ХКХ ХГАХПЮРЕКЭМНЕ НАЗЕДХМЕМХЕ, БШДБХМСБЬЕЕ ЯОХЯНЙ ЙЮМДХДЮРНБ, ЯН ДМЪ ОПЕДЯРЮБКЕМХЪ Б жхй ДНЙСЛЕМРНБ ДКЪ ПЕЦХЯРПЮЖХХ БОПЮБЕ МЮГМЮВХРЭ НДМНЦН ВКЕМЮ ЙНЛХЯЯХХ Я ОПЮБНЛ ЯНБЕЫЮРЕКЭМНЦН ЦНКНЯЮ, Ю Б ЯКСВЮЕ ПЕЦХЯРПЮЖХХ – ОН НДМНЛС ВКЕМС ХГАХПЮРЕКЭМНИ ЙНЛХЯЯХХ Я ОПЮБНЛ ЯНБЕЫЮРЕКЭМНЦН ЦНКНЯЮ Б ЙЮФДСЧ МХФЕЯРНЪЫСЧ ХГАХПЮРЕКЭМСЧ ЙНЛХЯЯХЧ.
вКЕМШ жхй Я ОПЮБНЛ ПЕЬЮЧЫХЛ ЦНКНЯЮ ДНКФМШ ХЛЕРЭ БШЯЬЕЕ ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМНЕ НАПЮГНБЮМХЕ. нМХ НПЦЮМХГСЧР ПЮАНРС ОН ЙНМЙПЕРМШЛ МЮОПЮБКЕМХЪЛ ЕЕ ДЕЪРЕКЭМНЯРХ, НОПЕДЕКЪЕЛШЛ ПЕЦКЮЛЕМРНЛ жЕМРПХГАХПЙНЛЮ, Х МЕЯСР НРБЕРЯРБЕММНЯРЭ ГЮ ПЕГСКЭРЮРШ ПЮАНРШ ОН ЩРХЛ МЮОПЮБКЕМХЪЛ.
вКЕМШ жЕМРПХГАХПЙНЛЮ ХГАХПЮЧР ХГ ЯБНЕЦН ЯНЯРЮБЮ РЮИМШЛ ЦНКНЯНБЮМХЕЛ ОПЕДЯЕДЮРЕКЪ жхй, ГЮЛЕЯРХРЕКЪ ОПЕДЯЕДЮРЕКЪ Х ЯЕЙПЕРЮПЪ.