Корневая система: как ракетный комплекс «тополь» превратился в легенду отечественного вооружения

Какой должна быть скорость корабля для полета на Луну?

Для полета корабля на Луну он должен стартовать до орбитальной скорости в 29. тыс. км в час, а потом нарастать примерно до 40 тыс. км в час.

Космический корабль при такой скорости может удалиться на расстоянии, на котором на него уже будет сильнее притяжение Луны, нежели Земли. Современная техника позволяет разрабатывать корабли, которые соответствуют вышеупомянутой скорости перемещения. Но если двигатели корабля не будут действовать, он разгонится притяжением Луны и просто упадет на нее с большой силой, разрушив корабль. По этой причине, если в самом начале пути реактивные двигатели ускоряли космический корабль в направлении к Луне, то когда лунное притяжение сравнивалось с земным, двигатели начинали действовать в противоположном направлении. Таким образом, обеспечивалась мягкая посадка на Луну, при которой все люди на корабле оставались невредимыми.

На Луне нет воздуха, поэтому находится на ней можно исключительно в специальных скафандрах. Первым человеком, который спустился на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг, и это произошло в 1969 году. Тогда произошло первое знакомство человечества с составом лунного грунта. Его изучение позволило лучше понять историю образования Солнечной системы. Тогда геологи надеялись найти на Луне какие-то ценные вещества, которые можно было бы добывать.

Масса Земли существенно превышает массу Луны. Значит, взлететь с последней будет проще и дорога в дальний космос тоже осуществится легче. Не исключено, что в дальнейшем человечество будет использовать эту возможность. Скорость вылета на орбиту намного меньше и составляет 6120 км в час или 1,7 км в секунду.

Разработка

Работы по созданию нового комплекса начались в середине 1980-х годов. Постановление Военно-промышленной комиссии от 9 сентября 1989 года предписывало создать два ракетных комплекса (стационарный и мобильный) и универсальную твердотопливную трёхступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету для них. Эта опытно-конструкторская работа получила название «Универсал», разрабатываемый комплекс — обозначение РТ-2ПМ2. Разработка комплекса велась совместно Московским институтом теплотехники и Днепропетровским КБ «Южное».

Ракета должна была быть унифицирована для обоих типов комплексов, но в первоначальном проекте предполагалось различие в системе разведения боевого блока. Боевая ступень для ракеты шахтного базирования должна была оснащаться ЖРД на перспективном монотопливе «Пронит» на основе динитрата пропиленгликоля (англ.)русск.. Для подвижного комплекса МИТ разрабатывал двигательную установку на твёрдом топливе. Существовали и различия в транспортно-пусковом контейнере. Для подвижного комплекса он должен был изготавливаться из стеклопластика. Для стационарного — из металла, с креплением на нём ряда систем наземного оборудования. Поэтому ракета для подвижного комплекса получила индекс 15Ж55, а для стационарного — 15Ж65.

В марте 1992 года было принято решение разработать на базе наработок по программе «Универсал» комплекс «Тополь-М» (в апреле «Южное» прекратило своё участие в работах по комплексу). Указом Бориса Ельцина от 27 февраля 1993 года головным предприятием по разработке «Тополя-М» стал МИТ. Было принято решение о разработке унифицированной ракеты только с одним вариантом боевого оснащения — с двигательной установкой боевой ступени на твёрдом топливе.

Испытания ракеты начались в 1994 году. Первый пуск был проведён из шахтной пусковой установки на космодроме Плесецк 20 декабря 1994 года. В 1997 году, после четырёх успешных пусков начато серийное производство этих ракет. Акт о принятии на вооружение РВСН РФ межконтинентальной баллистической ракеты «Тополь-М» был утверждён Госкомиссией 28 апреля 2000 года, а Указ Президента РФ о принятии БРК на вооружение был подписан Владимиром Путиным летом 2000 года, после чего на лётные испытания вышел подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) на базе восьмиосного шасси МЗКТ-79221. Первый пуск с мобильной ПУ был осуществлён 27 сентября 2000 года.

Задействованные структуры

В разработке и производстве боевых и учебных средств комплексов «Тополь-М» были задействованы следующие структуры:

  • Ракета — ЗАО «НТЦ «Комплекс-МИТ», Москва (разработка);ОАО «Воткинский завод», Воткинск, Удмуртская Республика (производство);
  • Система управления — ФГУП «НПЦ автоматики и приборостроения им. академика Н. А. Пилюгина», Зюзино, Москва (разработка); ОАО «ЛОМО», Санкт-Петербург (разработка/производство);
  • Головная часть и боевые блоки — РФЯЦ «ВНИИЭФ», Саров, Нижегородская обл. (разработка/производство);
  • Приводы — ГУП «ВНИИ «Сигнал», Ковров, Владимирская обл. (разработка); ОАО «ПО «Завод им. А.В. Ухтомского», Люберцы, Московская обл. (производство);
  • Пусковая установка и машина обеспечения — ФГУП «ЦКБ «Титан» (разработка) и ГП «ПО «Баррикады», Волгоград, Волгоградская обл. (производство);
  • Стартовый ракетный двигатель, базовые несущие конструкции (БНК) для ракет — ФЦДТ «Союз», Дзержинский, Московская обл. (разработка);
  • Шахтные пусковые установки — ФГУП «ОКБ «Вымпел», Москва (разработка, создание и переоборудование имеющихся под новые ракеты);ОАО «ГОЗ», Санкт-Петербург (производство конструкций);
  • Контейнер из композитных материалов — ОАО «ЦНИИ Спецмашиностроения», Хотьково, Московская обл.

Описание ракетного комплекса

Основой мобильного и стационарного ракетного комплекса «Тополь-М» является МБР 15Ж65.

Ракета 15Ж65 насчитывает три маршевых ступени и оснащена твердотопливными двигателями. Каждая маршевая ступень выполнена из высокопрочного композитного материала. Их корпус произведен по принципу «Кокон», то есть, является цельномотанным. Внешне ракета 15Ж65 отличается от ракет установок «Тополь» отсутствием решетчатых стабилизаторов и рулей. В процессе полета управление ракетой осуществляется за счет изменяемого вектора тяги, обеспечивающегося поворотом сопел маршевых двигателей.

Масса ракеты с топливом превышает 47 тонн. Время работы ступеней составляет 60, 64 и 56 секунд соответственно. Три мощных двигателя придают ракете достаточно большое ускорение, что делает ее практически неуязвимой на участке разгона. Маневры во время полета исполняются при помощи десятков вспомогательных двигателей и планируются современной системой управления. Таким образом, ракета летит к цели по труднопредсказуемой для противника траектории.

Каждый стационарный ракетный комплекс «Тополь-М» состоит из десяти ракет в пусковых установках и одного командного пункта повышенной защищенности. Он расположен в специальной шахте на амортизаторах, что делает его менее уязвимым для ударов противника. Ракета заключена в специальный металлический транспортно-пусковой контейнер.

«Тополь-М» мобильного базирования установлен на шасси МЗКТ-79221 повышенной проходимости с 8 осями. Ракета размещена в высокопрочном транспортно-пусковом контейнере из стекловолокна. Конструкционно ракеты мобильного и шахтного комплексов не имеют различий. Вес одной пусковой установки составляет 120 тонн, а ее длина – 22 метра. Шесть пар колес могут поворачиваться, что обеспечивает мобильному комплексу минимальный радиус поворота.

Удельное давление колес мобильной установки на грунт меньше, чем у обычного грузовика, что обеспечивает ей высокую проходимость. Установка оснащена 12-цилиндровым двигателем мощностью 800 л. с. Она может преодолевать брод глубиной 1,1 метр.

При создании мобильного комплекса учитывался предыдущий опыт создания подобных машин. Высокая проходимость и маневренность значительно повышает живучесть комплекса, позволяет ему в кратчайшие сроки покинуть зону вероятного удара противника.

Примечания

  1. ↑ Стратегические ракетные комплексы наземного базирования / Под ред. Шевченко С. Н.. — М.: «Военный Парад», 2007. — С. 186—194. — ISBN 5-902975-12-3.
  2. ↑ . Ракетная техника. Дата обращения 17 сентября 2017.
  3. Николаев, Ю. М. Панин, С. Д.
    Соломонов, Ю. С.
    2 // Основы проектирования твердотопливных управляемых баллистических ракет. — МГТУ имени Н. Э Баумана, 1998.
  4. Самойлов Г. Е. и др. Гвардейская ордена Кутузова II-ой степени ракетная дивизия / Под общ. ред.: И. Р. Фазлетдинова. — Тейково: СТЭЛС-дизайн, 2008. — С. 41.
  5. Суворов А. В. Совершенствование метода оценки термической опасности высокоэнергетических веществ и выбор безопасных условий их производства и эксплуатации. Дис. … канд. техн. наук. — СПб. — 2018.
  6. , с. 41.
  7. , с. 61.
  8. , с. 191.
  9. , с. 163.
  10. , с. 448.
  11. , с. 42.
  12. , с. 43.
  13. , с. 465.
  14. , с. 403.
  15. , с. 57.
  16. ↑ . Информационно-новостная система «Ракетная техника» БГТУ. Дата обращения 18 января 2011.
  17. Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 68. — ISBN 5-93767-023-X.
  18. «Военно-промышленный курьер», № 16 (33), 2004 г.
  19. Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 70. — ISBN 5-93767-023-X.
  20. ↑ Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 72—73. — ISBN 5-93767-023-X.
  21. Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 77. — ISBN 5-93767-023-X.
  22. Владимирская ракетная стратегическая: краткая хроника основных событий истории ракетной армии / Сост. И. В. Вершков и др., под ред.: В. Г. Гагарина. — Владимир: Аркаим, 2006. — С. 84. — ISBN 5-93767-023-X.
  23.  (недоступная ссылка). Дата обращения 26 января 2008.
  24. Шишлин, Владимир . Интерфакс (10 апреля 2009). Дата обращения 21 декабря 2009.
  25. ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (16 декабря 2004). Дата обращения 6 января 2012.
  26. ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (3 апреля 2006). Дата обращения 6 января 2012.
  27. ↑ . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России». Дата обращения 6 января 2012.
  28. ↑ . Оф. сайт Минобороны России (5 января 2012). Дата обращения 6 января 2012.
  29. Андреев Д. . Газета «Красная звезда» (1 сентября 2011). Дата обращения 6 января 2012.
  30. Фролов Андрей.  (недоступная ссылка). Журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии». Дата обращения 6 января 2012.
  31. . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (12 декабря 2004). Дата обращения 6 января 2012.
  32. . Сайт «Стратегическое ядерное вооружение России» (17 декабря 2005). Дата обращения 6 января 2012.
  33.  (недоступная ссылка). Дата обращения 23 сентября 2012.
  34. . ИС «Ракетная техника». Дата обращения 30 июня 2017.
  35. ↑ . Дата обращения 29 ноября 2013.
  36. Зарина Дзагоева. . Известия (30 сентября 2019). Дата обращения 1 октября 2019.
  37. . Эхо Москвы. Дата обращения 1 октября 2019.
  38. Ранее, для испытаний головных частей использовалась жидкостная ракета-носитель

Не «Тополем» единым

Предсказания эти оправдались не полностью. На сегодняшний день (предположительные сведения из открытых источников) из 532 развернутых носителей ядерных вооружений (в РВСН, на флоте и в авиации) у России осталось 45 РТ-2ПМ «Тополей» в Выползово и под Барнаулом, а также 60 «Тополей-М» РТ-2ПМ2 шахтного базирования в Татищево Саратовской области и 18 мобильных комплексов в Тейково Ивановской области. Производство «Тополей-М», как и «Тополей», на Воткинском заводе прекращено. Им на смену пришли РС-24 «Ярс», или РС-12М2Р, обладающие повышенной точностью и разделяющейся головной частью индивидуального наведения. Шахтного и мобильного способа базирования. Способные преодолеть любую систему ПРО, что нынешнюю, что перспективную. Также созданные в Московском институте теплотехники под руководством Юрия Соломонова.

Правда, кроме твердотопливных стратегических ракетных комплексов семейства «Тополь» в стране сейчас создается жидкостная шахтная ракета «Сармат», которая придет на смену РС-20 «Воевода» (SS-18 Satan), и ещё остаются на боевой вахте несколько ракетных комплексов УР-100НУТТХ или РС-18 (SS-19 Stiletto). В конце прошлого года некоторые из этих ракет были оснащены боевым планирующим гиперзвуковым блоком «Авангард», в ходе испытания которого блок достиг скорости 27 махов. И, естественно, он не имеет никаких преград в виде любой системы ПРО и не будет их иметь ещё много-много лет, надежно обеспечивая, как и «тополиная семья», сдерживание любого вероятного противника.

Заканчивая материал, не могу не сказать несколько слов о младшем из «тополиного семейства» — о твердотопливном «Ярсе» (шахтного и подвижного способа базирования). В договоре СНВ-III он обозначен как РС-12М2Р. Расшифровка его названия до сих пор остается тайной. Как остаются секретом для широкой публики и многие его тактико-технические характеристики. Известно только, что у него три твердотопливные ступени, что несет он к цели четыре боеголовки, как мы уже упоминали, индивидуального наведения, мощностью от 150 до 500 кт. Максимальная дальность полета боеголовок — 12 тыс. км, их круговое вероятное отклонение — 150 м, а длина ракеты вместе с головной частью — примерно 23 м.

Это можно определить на глаз, так как мобильные комплексы «Ярс» уже неоднократно участвовали в параде Победы на Красной площади. В том числе и в юбилейном — 24 июня нынешнего года, посвященном 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Можно было заметить, что движется РС-24 на платформе с восемью осями (у «Тополя», как мы помним, семь осей). По всей видимости, тележка комплекса создана на Минском заводе колесных тягачей.

В открытой печати сообщается, что для «Ярса» не нужна специальная инженерная подготовка местности. Комплекс может заходить в лесную местность и маскироваться под кронами деревьев, если ширина и длина пусковой установки позволяют пройти между деревьями. И может быть развернут в боевое положение в считаные минуты. Этот комплекс оснащен системой пересчета полетных заданий, что позволяет ему вести стрельбу ракетой мобильного комплекса с любой точки маршрута патрулирования и не привязываться к заранее назначенным позициям пуска.

«Ярс», как в свое время и «Тополь», продолжает модернизироваться. В ближайшее время, как сообщил командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев, войска пополнят ещё несколько таких модернизированных комплексов. До конца 2021 года ими будут оснащены ещё три полка.

Вместе с другими ракетными комплексами РВСН, ВМФ и ВКС богатырская семья «Тополей» надежно защитит национальные интересы России.

ЛИТОВКИН Виктор, Военный обозреватель ТАСС

Полеты на Марс и другие планеты

Это 266 666 км в день или со скоростью 11 111 километров в час 3 км в секунду.

Одной из основных существующих проблем при полете на другие планеты является скорость ракеты в космосе км/ч которой не достаточно. Пока что более реальней планируется полёт на Марс за марсианскими образцами.

Если до самой ближайшей планеты Марс лететь минимум 210 дней, что физически трудно, но достижимо для человека, то полеты на другие планеты невозможны из-за физиологических возможностей людей.

Скорость ракеты в космосе км/ч зависит от двигателя. Чем с большей быстротой вырываются газы из сопла реактивного двигателя, тем быстрее летит ракета. Газ, образующийся при сгорании современного химического топлива, имеет скорость 3-4 километра в секунду (10 800-14 400 километров в час). И этим ограничивается максимальная быстрота перемещения, которую они могут сообщить ракете с космическим кораблем.

Испытания

В период с декабря 1994 года по январь 2021 года было проведено 16 успешных запусков. При этом взлет МБР происходил как из шахтных ПУ, так и из мобильных пусковых установок, находящихся на территории космодрома Плесецк. Учебная мишень в большинстве случаев находилась на полигоне Кура (полуостров Камчатка). Испытательный запуск в апреле 2004 года проводился для определения предельной дальности полета и прошел успешно.

Из всех испытательных выстрелов только один закончился неудачей. Это произошло в октябре 2009 года еще с прототипом «Тополя-М». МБР отклонилась от основного курса и была уничтожена.


Пуск ракеты Тополь-М

Шасси БРК Тополь-М

Пусковая установка тополя смонтирована на восьмиосном шасси МЗКТ-79221 (МАЗ-7922) высокой проходимости. Теxничеcкие xаpактеpиcтики МЗКТ-79221: кoлеcная фopмула — 16×16, упpавляемые пеpвые тpи и пocледние тpи ocи, pадиуc пoвopoта — 18 м, дopoжный пpocвет — 475 мм, пpеoдoлеваемый бpoд — 1,1 м, шины — 1.600×600-685, маccа в cнаpяженнoм cocтoянии — 40.000 кг, гpузoпoдъемнocть — 80.000 кг, двигатель — V12 дизель ЯМЗ-847 мoщнocтью 800 л. c., cкopocть — 45 км/ч, запаc xoда — 500 км.

В таблице с ТТХ комплекса «Тополь-М» приведены для сравнения и данные по американскому аналогу РС-12М2 — «Минитмен-3А».

Тактико технические характеристикии РС-12М2 «Тополь-М»
  «Тополь-М» (Россия) «Минитмен-3А» (USA)
Год принятия на вооружение 1997 1979
Максимальная дальность стрельбы,км 10000* 15000
Количество ступеней 3 3
Стартовая масса,т 47,1 34,5*
Забрасываемый вес,т 1,2  
Длина ракеты без головной части,м 17,5  
Длина ракеты с головной частью,м 22,7* 18,3
Максимальный диаметр ракеты,м 1,86 1,67*
Количество боевых блоков, шт 1 3
Тип головной части моноблочная, ядерная, отделяемая*** / MIRV / Маневрирующая MIRV, ядерная, отделяемая
Мощность боевого заряда, мт 0,55 / 3×150 / н.д. 3 х 0,335
Точность стрельбы (КВО), м н.д. / 350** 210
Вид топлива твёрдое смесевое  
Тип системы управления автономная, инерциальная на базе БЦВК  
Способ старта миномётный  
Способ базирования шахтный и мобильный шахтный
Снаряжённый вес мобильной ПУ,т н.д.  
Разработчик Московский институт теплотехники Boeing Co
Генеральный конструктор Лагутин Борис Николаевич  

* — данные в различных источниках отличаются** — по данным российских / западных источников*** — в последних модификациях возможна установка MIRV

<<<< к оглавлению <<<< Тополь<<<< РСД-10

Специальные ионные двигатели для космических кораблей

Электроны и ионы в специальных ускорителях могут разгоняться до быстроты, приближенной к скорости света, а именно 300 тыс. км в секунду. Но такие ускорители – это пока ее массивные сооружения, которые не подходят для летательных аппаратов. Однако установки, у которых скорость истечения заряженных частиц примерно 100 км в секунду, могут быть установлены на ракетах. В результате, они могут сообщить соединенному с ними телу большую быстроту перемещения, чем способна достигнуть ракета с химическим топливом. К сожалению, у разработанных к настоящему времени ионных космических двигателях мала сила тяги, и вывести на орбиту многотонную ракету с кораблем они пока не могут.

Но их есть смысл устанавливать на корабле с тем, чтобы они работали, как только корабль летает по орбите. Располагаясь на корпусе корабля, они могут постоянно поддерживать его ориентацию и постепенно незначительным воздействием увеличить скорость корабля выше той, которую ему сообщили посредством химического горючего.

Разработка таких электрореактивных двигателей, действующих на орбите, ведется, применяя разные физические явления. Одна из главных задач, стоящих перед создателями ионных космических двигателей – адаптировать их для полетов на другие планеты.

Возможность достижения значительных скоростей полета ракеты в космосе с такими двигателями, чем с химическим топливом, делает более реальной разработку кораблей для полетов на ближайшие планеты.

На пути к пятому поколению

В интервью газете «Красная звезда» (номер от 15 декабря 2017 года) начальник РВСН Сергей Каракаев сообщил, что Ракетные войска стратегического назначения, как и прежде, примерно в равной степени используют потенциал комплексов мобильного и шахтного базирования.

«Конечно, высокая подвижность мобильных комплексов обеспечивает им значительно большую живучесть по сравнению со стационарными, координаты которых хорошо известны. Но это совсем не означает, что мы отдаём предпочтение мобильной составляющей. Повторю, что сегодня соотношение развёрнутых пусковых установок стационарного и мобильного типов базирования в группировке примерно равное», — пояснил Каракаев.

По его словам, в настоящее время в боевом составе РВСН находятся около 200 подвижных пусковых установок. Речь идёт о комплексах РТ-2ПМ «Тополь», РТ-2ПМ2 «Тополь-М» и новейшем 15П155М с ракетой РС-24 «Ярс». Каракаев подчеркнул, что в настоящее время именно подвижные комплексы «Ярс» составляют основу мобильной группировки РВСН.

«По сравнению с предшествующим однотипным комплексом «Тополь» живучесть «Ярса» повышена в несколько раз. И это не единственное преимущество «Ярса». Данный комплекс обладает большей защищённостью, устойчивостью системы управления и менее заметен для технических средств разведки», — отметил Каракаев.

В группировке шахтного базирования преобладают комплекс Р-36М «Воевода» разработки КБ «Южное» (Днепропетровск), который на Западе прозвали «Сатаной», и УР-100Н «Стилет» ОКБ-52 (сейчас — НПО машиностроения, подмосковный Реутов). Оба комплекса будут находиться на вооружении несколько лет после 2020 года.

Как сообщил Каракаев, «Воевода» будет нести боевое дежурство до 2024 года с возможностью продления срока эксплуатации до 2025—2027 годов. По его оценке, это обеспечит «своевременное перевооружение ракетных полков на перспективный ракетный комплекс тяжёлого класса».

В перспективе комплекс «Стилет» будет заменён на «Ярс» шахтного базирования, а «Воевода» — на РС-28 «Сармат», первые бросковые испытания которого запланированы на конец декабря 2017 года.

Ожидается, что боеголовки обоих новых комплексов смогут преодолеть даже самую мощную систему ПРО. При этом наиболее революционной разработкой эксперты и военные называют «Сармат».

«Сармат» — жидкостная межконтинентальная ракета, которая несёт достаточно большой объём полезной нагрузки, имеет дальность пуска, сопоставимую с «Воеводой», но при этом затрачивает меньше времени на преодоление активного участка траектории за счёт очень хорошей энергетики. Средствам ПРО потенциального противника придётся гораздо тяжелее», — заявил в октябре замминистра обороны Юрий Борисов.

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев полагает, что некоторая часть «Сарматов» будет оснащена управляемыми гиперзвуковыми боевыми блоками Ю-71 (изделие 4204). В беседе с RT он отметил, что технические характеристики новейшего оружия засекречены.

Однако экспертное сообщество уверено, что Ю-71 созданы для гарантированного преодоления перспективной системы ПРО США.

«Думаю, что до конца года, как и обещает Минобороны, мы увидим бросковый пуск «Сармата». Вероятно, будет испытан первый прототип тяжёлой жидкостной баллистической ракеты. В конце 2018 года или в начале 2019 года «Сармат» может выйти на лётное испытание», — предположил Корнев.

Как усложнить задачу ПРО

Главное изменение, которое стало революционным во всем мировом баллистическом ракетостроении, касалось неопределенности и неоднозначности траектории ракеты на ее боевом курсе. Действие всех систем ПРО, уже созданных и только перспективных (находящихся на стадии проектной разработки и доводки), основано на принципе просчета упреждения. Это означает, что при фиксации пуска МБР по нескольким косвенным параметрам, в частности по электромагнитному импульсу, тепловому следу или другим объективным данным, запускается сложный механизм перехвата. При классической траектории вычислить положение снаряда, определив его скорость и место запуска, нетрудно, и можно заранее принять меры по его разрушению на каком-либо участке полета. Засечь запуск «Тополь-М» можно, в этом между ним и любой другой ракетой особой разницы нет. А вот дальше дела обстоят сложнее.

Ионные двигатели для космических аппаратов

Известно, что создав специальные установки, в которых можно разогнать мельчайшие частицы – ионы и электроны, человек теоретически смог бы создать аппарат, способный летать 300 тыс. км/с. Такие сооружения очень массивны и пока еще не придуман способ установки их на космолетах или ракетах. В свою очередь установки чуть поменьше и более медленные, соответственно, оборудовать можно. Именно такой вариант покорения далеких планет и берут на вооружение сегодня. Теперь, узнав какую максимальную скорость может развить корабль в космосе, ты сможешь более четко представить себе всю сложность и необычность полетов к другим далеким планетам.

Приглашение в святая святых

Watch this video on YouTube

В конце 1994 года меня, тогда военного корреспондента газеты «Известия», пригласили в Главный штаб РВСН и предложили написать о дальнейшем развитии, а точнее о модернизации стратегического ракетного комплекса «Тополь». Теперь, рассказали мне, он мог располагаться не только на подвижной грунтовой платформе, но и в шахте. И стал называться РТ-2ПМ2 «Тополь-М», или SS-27 по западной классификации.

Накануне с полигона в Плесецке Архангельской области в сторону ракетного полигона Кура на Камчатке в ходе заводских испытаний была запущена первая такая ракета, что стало сюрпризом для всего мира. В том числе и для США, хотя их о таком пуске, как и положено по Договору СНВ-1, предупредили заранее. Но обещать — не значит жениться, помнили в Вашингтоне знаменитую русскую поговорку. И кто мог тогда поверить в Белом доме и в Пентагоне, что в стране, находившейся в глубочайшем экономическом кризисе, с разоренной оборонкой, потерявшей все деловые связи со своими партнерами в республиках бывшего СССР, все же смогут сделать такую совершенно новую ракету.

Правда, в руководстве страны и в Главкомате РВСН эти слова «новая стратегическая ракета» произносить категорически отказывались. По Договору СНВ-1, ни одна из стран — участниц этого соглашения не имела права создавать новую ракету — только модернизировать старые. Да и то с определенными ограничениями. В частности, забрасываемый вес «модернизированной» ракеты не должен был превышать исходный более чем на 21%.

И для того, чтобы подчеркнуть факт «модернизации» РТ-2ПМ, меня и пригласили в святая святых — главный штаб РВСН, предоставили для материала необходимые сведения, объяснили, что модернизированный «Тополь» должен в перспективе заменить все существующие ныне жидкостные стратегические ядерные ракеты с разделяющимися головными частями индивидуального наведения. В том числе и упоминавшуюся «Воеводу» («Сатану»), РС-22 «Молодец» (SS-24 Scalpel, она твердотопливная), РС-16 (SS-17 Spanker), РС-18 (SS-19 Stiletto), созданные в семидесятых и восьмидесятых годах прошлого века с использованием комплектующих двухсот предприятий России, Украины, Таджикистана и Прибалтики. Эти ракеты в начальные десятилетия ХХI века, рассказывали мне, полностью выработают свой технический ресурс и вынужденно уступят свое место одной универсальной, как для шахтного, так и мобильного способа базирования, моноблочной твердотопливной ракете, сделанной исключительно на российских предприятиях и в КБ.

А для того, чтобы мой материал получился глубоким и убедительным, мне предоставили все сведения, которые даже тогда, по моему мнению, составляли если не государственную, то военную тайну. Такой поистине сенсационной информации мне, полковнику, никогда не доводилось держать в руках. Надо ли говорить, что через пару дней статья моя была готова, представлена тогдашнему главкому РВСН генералу армии Игорю Сергееву. Она ему очень понравилась. Он подписал её и разрешил опубликовать.

Достаточно сильно сокращенный материал «И все-таки мы делаем ракеты» появился в газете 20 января 1995 года. Тогдашнее ультралиберальное руководство издания считало невозможным пропагандировать, как говорили некоторые мои начальники, «милитаризацию страны». И хотя в заголовке присутствовала определенная ирония, напоминающая известную строку из песни Юрия Визбора «Еще мы делаем ракеты, перекрываем Енисей и даже в области балета мы впереди планеты всей», о «Тополе-М» удалось рассказать главное. То, что он полностью соответствует всем ограничительным параметрам Договоров СНВ-1 и СНВ-2. И то, что собран он на Воткинском машиностроительном заводе, выход продукции из которого круглосуточно контролируется американской инспекцией, но тем не менее появление модернизированной ракеты стало и для нее все же неожиданностью. По ряду параметров, заметили заокеанские специалисты, эта «машина» опережает американское ракетостроение на пять-шесть лет.

История создания

После окончания Второй Мировой войны Советский Союз и Соединенные Штаты Америки вели масштабные разработки в сфере ядерного оружия и средств доставки боеголовок к цели. Разработки велись с переменным успехом. Американцы первыми создали атомное оружие и даже смогли испытать его против Японии. СССР вскоре нагнал своих оппонентов и провел свои испытания такого вида вооружения.

В середине XX века разгорелся Карибский кризис, и опять во главе угла было термоядерное вооружение. Хотя Советский Союз и уступал США по количеству боеголовок, но все-таки американцы не решились развязать третью мировую войну, щадя свои территории. СССР имел средства доставки, позволяющие ударить по территории Америки, и это охладило горячие головы. Удаленность континента перестала играть на руку США.

В 1985 году появляется новый фактор сдерживания. На боевое дежурство заступил первый ракетный полк, оснащенный установками «Тополь». В конце этого же десятилетия начинаются работы над новой МБР для шахтного и подвижного комплексов. Для разработки привлекли:

  1. московский институт теплотехники (конструкторский коллектив уже имел опыт создания подвижного грунтового комплекса);
  2. конструкторское бюро «Южное» в Днепропетровске (основной разработчик ракет шахтного базирования).

Этот тандем должен был произвести на свет унифицированный комплекс Межконтинентальных Баллистических Ракет.

Но этому не суждено было сбыться, поскольку произошел развал страны. В результате многие предприятия, задействованные в создании нового комплекса, оказались на территории разных государств. Например, КБ «Южное» стало принадлежать Украине.

Указом президента РФ в 1993 году все наработки по данной установке были сохранены и легли в основу глубокой модернизации уже существующего комплекса РТ-2ПМ. Была поставлена задача на создание комплекса «Тополь-М». Осуществив глубокие улучшения характеристик, практически полностью переделав ракету, конструкторы не вышли за рамки существующих международных договоров. Они оставили большой задел на будущую модернизацию, тем самым поддерживая РВСН в эффективной и боеготовой форме.

«Тополь-М» должен был иметь возможность нанести ответный или ответно-встречный ракетный удар по территории противника.

Это подразумевало под собой возможность запуска ракет, когда ядерный удар по нашей стране уже состоялся и вокруг бушуют поражающие факторы от него. Или ракеты противника находятся в воздухе. Тогда возникает другая проблема, которую комплекс должен решать с успехом. Это преодоление ядерного щита над целями. Также такие установки должны были иметь большую автономность.

В стране бушевала демократия. Разваливались научные институты, технические лаборатории, заводы военно-промышленного комплекса уходили «за дарма» в частные руки. Головастые люди бежали на запад, чтобы иметь достойную зарплату и возможность обеспечивать семью. Но, несмотря на все трудности, патриоты своей Родины трудились над ее оборонной мощью.

Уже через год был произведен пробный пуск ракеты шахтного базирования. К концу 1998 года под Татищво на опытное дежурство заступили первые модернизированные комплексы шахтного расположения. В начале XXI века комплекс шахтного базирования принят на вооружение. После этого ускорились работы по подвижному комплексу. Через шесть лет после принятия шахтного комплекса на боевое дежурство заступил первый подвижный дивизион «Тополь-М».

Эта ракета стала первой серийно выпускаемой, универсальной межконтинентальной ракетой наземного базирования. Даже проведена унификация с ракетным комплексом «Булава» морского базирования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector