«один из лучших в мире»: в россии начали серийное производство и поставки в войска танков т-90м «прорыв»

История изобретения

Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими танков в Первой мировой войне, заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.

Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.

Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.

В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.

Испытания Т-90

Испытания (испытатели Анатолий Бахметов и Дмитрий Михайлов)

Не секрет, что техника проходит испытания (исследовательские и приёмочные). Программа для Т-90 была очень сложной. Вначале были «тараканьи бега», т.е. максимально заправив топливные баки, предстояло пройти испытания на бетоне. Заправлено 1700 л, безостановочно пройдено 728 км (запас хода заявлен 600 км.). Это результат использования уникальной в мировой практике моторно-трасмиссионной установки и в способе управления движением. На шоссе нагрузка на все узлы танка максимально-разрушающая, пройдено было 3500 км, средняя скорость 49 км/ч (каждые 4 ч. смена экипажа за 2 мин.). В практике только с Т-72 никогда не слетали гусеницы («болезнь» Т-64-х), даже в тяжёлых горных или городских условиях. А Т-90 получил лучшую конструкцию, с резиновой беговой дорожкой (от Т-80) для бандажей катков. К примеру, на 2016 год лучшему танку НАТО «Леопард2А7» нужно 6 раз сменить гусеницу (каждые 1000 км) сравнительно русского Т-90 (6000 км).

Испытания продолжились ночным пробегом 250 км., силовая установка охлаждалась 35-ю л. жидкости, вместо положенных 90 литров. Механик-испытатель А. Шопов отметил надёжность двигателя при перегреве. На практике были случаи утечки всей охлаждающей жидкости и танк мог проехать 2,5 км (в том числе Т-72). И зимний запуск мотора был надёжен ещё со времён Т-72. Это указывает на отличную систему смазки двигателя. Для массы танка до 50 т двигателя В-84 было достаточно, но Индия заказала на Т-90 более мощную силовую установку. Следующим этапом проверки Т-90 стал 8-ми часовой пробег по ямам и ухабам с включённой системой управления огнём. Испытатели выжимали всё, стабилизатор пушки визжал от перегрузок, постоянно срабатывал гидростопор. Наводчик вращал башню на 3600 каждые 2,5 минуты (режим «перебросочной скорости»).

Человеческий фактор может стать решающим в конструкции, с Т-90 такого не произошло. Во время 1-го из испытаний в Туркмении солдат срочной службы повёл танк «бережно», чтобы не ремонтировать машину, на это его «надоумил» представитель завода (из-за боязни провалить скорейшую приёмку). Опытные товарищи объяснили, что от испытания машины зависят жизни людей и выполнили свои обязанности до конца. Танк проходил многоразовые и всесторонние испытания. Зимой в Сибири машину повёл неопытный механик-водитель (он до этого 2 дня находился в качестве пассажира-наблюдателя), с задачей справился за 2 часа, метровый слой снега снизил скорость движения танка до 23 км/ч.. Прошло 7 дней и солдат преодолевал длинные заснеженные участки слоем до 1,5 м, со скоростью приближенной к профессионалам 35 – 41 км/ч.

Боевое применение

Есть спорная информация о том, что проверку огнем Т-90 вероятно прошёл во время Второй чеченской войны в августе 1999 года. Во время конфликта Т-80 показал ограниченные возможности городского боя, в котором чеченские партизаны, используя тактику коротких ударов с помощью ПТРК, вывели из строя около 200 танков всего за один месяц. Т-80 был разработан для агрессивных боевых действий на ровной местности, поэтому осторожный бой на тесных улицах не был его сильной стороной. К тому же российские танкисты оказались плохо подготовлены и не имели эффективной поддержки.

7 августа 1999 года Исламская международная миротворческая бригада, включавшая в себя бойцов Аль-Каиды, вторглась в российскую республику Дагестан, чтобы начать Вторую чеченскую войну. Российская армия, вовремя учтя свои ошибки первой войны, отправила танки как часть войск, обеспечивающих взаимное прикрытие и поддержку. Об участии в этих боевых действиях практически нет данных, кроме пары документов, содержащих рекомендации по устранению недостатков Т-90 по итогам боевых действий.

Начало поставок Т-90 в Сирию можно считать началом настоящих боевых испытаний. Танк столкнулся с различными противотанковыми средствами, самым грозным из которых стал американский ПТРК TOW-2A.

В сети появилось несколько видео, например, попадание TOW в Т-90, во время которого броня российской машины выдержала удар и спасла жизнь экипажу.

Также стало известным другое видео, на котором запечатлён горящий Т-90. Скорее всего, пожар вызван возгоранием блока динамической защиты, которое перекинулось на надбой, из-за чего патроны для пулемёта раскалились и начали детонировать. Такая версия является наиболее вероятной, поскольку нет привычных съёмок запуска ПТУР, нет видео поражения танка, сам огонь вырывается лишь из одного люка.

Строительство завода-гиганта

Индустриализация 1930-х годов поставила перед страной новую масштабную задачу – создание отечественного тракторостроения. В апреле 1929 года был принят план на следующую пятилетку, согласно которому в СССР должно было появиться несколько новых заводов по производству тракторов. Один из них было решено построить в Челябинске.

На Челябинском тракторном заводе впервые в стране должно было быть организовано крупносерийное производство гусеничных тракторов. По плану ЧТЗ должен выдавать порядка 40 тыс. машин ежегодно – это почти вдвое больше общего показателя Сталинградского и Харьковского тракторных заводов. Кроме того, в то время аналогов такому тракторному производству не было ни в США, ни в Европе. Проектирование передового предприятия требовало самых передовых технологий. Было решено прибегнуть к международному опыту.

В январе 1930 года начались переговоры с американской компанией Caterpillar. Но договориться так и не удалось – спустя три месяца переговоры ни к чему не привели. В такой ситуации советская сторона решает создать в Детройте, на тот момент центре автомобильной промышленности США, проектное бюро «Челябинск трактор плэнт». Здесь над планом будущего завода работают лучшие специалисты – 40 советских и 12 американских.

В первоначальный план завода было внесено несколько кардинальных изменений. К примеру, вместо 20 отдельных цехов, остались только три корпуса: механический, литейный и кузнечный, а железобетонные опоры здания было решено заменить на металлические. Это позволило расширить корпуса, и завод в будущем смог оперативно перейти с тракторов на танки.

В июне 1930 года генплан Челябинского тракторного завода был готов, а уже в начале августа того же года началось строительство цехов. Первый трактор был выпущен 15 мая 1933 года, а спустя две недели состоялось официальное открытие Челябинского тракторного завода им. Сталина. Тот объем работы, который удалось провести за три года, впечатляет и сегодня. Пустырь превратился в целый город – помимо огромных современных цехов, были построены кирпичные дома, учебный комбинат, асфальтированные дороги и даже кинотеатр.

За несколько лет ЧТЗ вышел на международный уровень. В мае 1937 года на выставке в Париже два челябинских трактора удостоились Гран-при. Иностранным специалистам не верилось, что такие продвинутые машины сделаны на заводе, которому исполнилось всего четыре года. Спустя семь лет после пуска предприятия – 30 марта 1940 года – на ЧТЗ собран 100-тысячный по счету трактор.

О недостатках

Сразу на критику напрашивается прицел и система наводки. Кроме того что используемый узел давно устарел, он еще и получил дополнение в виде французского тепловизора. В нынешнем политическом свете, такое решения является, мягко говоря, странным. К этому нужно добавить, что совершенствуя систему наведения, разработчики попытались максимально сэкономить. Об этом свидетельствует следующее:

  1. Установка хорошо зарекомендовавшего себя в девяностые, но устаревшего на это время прицела.
  2. Монтаж системы «Сосна» и «Вихрь» (не отличаются особой актуальностью).
  3. Ручной привод у зенитного пулемета.
  4. Недоработанное смотровое видеоустройство.

В итоге линия прицеливания канала ствола сильно сместились по отношению к самому прицелу, что в реальных боевых условиях существенно усложняет наводку орудия на цель.

Сами танкисты говорят о том, что наводчику стало сложнее пользоваться прицелом. Чтобы «Сосну» вывести в нормальное положение, приходится сгибаться влево, чрезмерно напрягая спинной отдел. Видеоприспособление размещено крайне неудачно. При посадке экипажа его часто разбивают ногой. Внешний оптический узел не просто закрыт крышкой, но и прикручен четырьмя болтами. В полевых условиях это реальная угроза всему экипажу танка Т-72Б3.

Модификации основного боевого танка Т-90 “Владимир”

Т-90 — первая серийная модификация.

Т-90К — командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).

Т-90А — модификация Т-90 выпускается с 2004 года, установлен двигатель В-92С2 мощностью 1000 л. с., улучшено тепловизионное оборудование, установлена сварная башня вместо литой, новая система ППО.

Т-90АК — командирский вариант Т-90А, с дополнительным связным и навигационным оборудованием, а также системой тактического управления боем.

Т-90А (2006 год) — модернизация Т-90А: установлен тепловизионный прицел второго поколения «Эсса», улучшен автомат заряжания, увеличен на 100 литров забронированный объёмом и улучшена защита топливных баков. Находится на вооружении ВС России с 2006 года.

Т-90С — экспортный вариант Т-90. На танке отсутствуют прожекторы ОТШУ Штора, вместо них установлены доп. блоки ВДЗ .

Т-90СК — командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.

Т-90СА — экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения, установлена новая система ППО. На танке отсутствуют прожекторы ОТШУ Штора, вместо них установлены доп. блоки ВДЗ .

Т-90СКА — командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием и системой тактического управления боем “T-BMS”.

Т-90АМ — новейшая модификация Т-90А, работа над которой была начата по инициативе УКБТМ в 2004 году по теме ОКР «Прорыв». Впервые экспортная версия этой модификации танка под наименованием Т-90МС была представлена публике 9 сентября 2011 года на полигоне «Старатель» в Нижнем Тагиле в рамках VIII международной выставки вооружений REA-2011. Основными особенностями модернизации танка стала замена старой башни на новый боевой модуль, который оснащается усовершенствованной СУО «Калина» с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена, новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая зенитная установка «УДП Т05БВ-1»

Установлена ДЗ «Реликт» вместо «Контакт-V».Особое внимание было уделено улучшению возможностей командира по поиску целей и управлению огнём вооружения одинаково эффективно днём и ночью. Впервые в российском основном танке применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. Боекомплект размещается в 2 группах укладки: 1 внутри танка и 1 снаружи, 22 выстрела находятся в АЗ, в нижней части корпуса, остальные выстрелы и заряды к ним расположены в бронированном коробе, размещённым на корме башни

Для улучшения подвижности и маневренности на модернизированном танке установлен новый комбинированный ночной прибор видения водителя и телекамера заднего обзора. Масса новой версии, по сравнению с базовой моделью, увеличилась на полторы тонны и составляет 48 т, что по-прежнему значительно меньше, чем, например, масса американских и немецких аналогов. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-93 мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2Ф2. Убран антинейтронный надбой и заменён на огнестойкий противоосколочный материал типа кевлар, а также улучшена система пожаротушения. Огневая мощь, защищённость и подвижность танка заметно улучшились, габариты танка не увеличились и по массе он продолжает оставаться в классе до 50 т

Боекомплект размещается в 2 группах укладки: 1 внутри танка и 1 снаружи, 22 выстрела находятся в АЗ, в нижней части корпуса, остальные выстрелы и заряды к ним расположены в бронированном коробе, размещённым на корме башни. Для улучшения подвижности и маневренности на модернизированном танке установлен новый комбинированный ночной прибор видения водителя и телекамера заднего обзора. Масса новой версии, по сравнению с базовой моделью, увеличилась на полторы тонны и составляет 48 т, что по-прежнему значительно меньше, чем, например, масса американских и немецких аналогов. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-93 мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2Ф2. Убран антинейтронный надбой и заменён на огнестойкий противоосколочный материал типа кевлар, а также улучшена система пожаротушения. Огневая мощь, защищённость и подвижность танка заметно улучшились, габариты танка не увеличились и по массе он продолжает оставаться в классе до 50 т.

Т-90СМ — экспортный вариант танка Т-90АМ.

ТТХ

Следует упомянуть о тактико-технических характеристиках Т-90АМ. Боевая машина имеет массу 48 тонн, расчёт состоит из трёх человек: наводчик, механик-водитель и связист.

Оба упомянутые орудия (2А46М-5 и 2А82-1М), монтируемые на модели изделия, являются гладкоствольными и имеют калибр 125 мм. Дальность стрельбы, производимая подкалиберными бронебойными снарядами, достигает 3 км. Если же производится атака противотанковой управляемой ракетой (вышеупомянутая 9М119М), то цель может быть поражена на расстоянии 5 км.

А также установлено дополнительное вооружение Рефлекс-М, предназначенное для борьбы с дотами, вражескими танками и вертолётами.

Танк способен развить скорость до 70 км/ч по шоссе и примерно 45 км/ч по пересечённой местности.

Конструктивные особенности Т-90

Танк Т-90 представлен в низкопрофильной компоновке с двухместной обитаемой башней: рабочие места командира и наводчика. Благодаря автоматической системе заряжания, скорострельность орудия составляет 8 выстрелов в минуту. Мехвод располагается в передней части, ровно по центру. Машинное отделение изолировано от модуля экипажа. Гусеничный движитель строится на шести основных и трёх поддерживающих катках. Подвеска танка относится к торсионному типу. Рассмотрим конструкцию основных узлов более детально.

Бронирование

Броня Т-90 относится к композитному типу: состоит из нескольких слоёв броневой стали. Верхняя лобовая деталь корпуса и башни обладают рациональными углами наклона в 35 градусов. Борта вертикальные, образованы за счёт установленных бронеплит и краёв днища. Башня Т-90 может быть сварной или литой в зависимости от модификации. Здесь нужно отметить, что сварная башня изготавливается из стальных сплавов со средними показателями твердости, поэтому по противоснарядной устойчивости, превосходит литой аналог в среднем на 15%. Дно штампованное, обладает сложное геометрической формой. Поверх основной брони, установлены блоки динамической защиты.

Возможности вооружения

Основное вооружение представлено 125-миллиметровым орудием 2А46М. Пушка комплектуется съёмным термозащитным кожухом. Размещается орудие в передней части корпуса на цапфе. Конструкция орудия позволяет вести огонь противотанковыми ракетами, кумулятивными, осколочно-фугасными и бронебойно-подкалиберными снарядами. ПТУР заряжается за 8 секунд, снаряд за 6.5. Чтобы сменить тип выстрела, уходит порядка 12 секунд. Чтобы полностью снарядить барабан потребуется около 14 секунд.

Дополнительное вооружение представлено:

  • Танковым пулеметом Калашникова, калибра 7.62 мм;
  • Зенитной установкой «Утёс» или «Корд», калибра 12.7 мм с электромеханической системой наведения.

Кроме этого, у всех членов экипажа имеется табельное оружие.


Танк Т-90

Мобильность

Первые модификации танка оборудовались 12-цилиндровыми двигателями В-84 с V-образным расположением цилиндров. Производительность этих агрегатов составляла 840 «лошадок». На последующие модели устанавливались двигатели В-92 и В-96 с заявленной мощностью 950 и 1250 л. с. соответственно. Благодаря 7-ступенчатой коробке и торсионной подвеске, танк демонстрировал отличные показатели проходимости и маневренности независимо от типа грунта.

По шоссе техника разгонялась до 65 км/час, дальность хода составляла 550-700 километров. Верхнее значение указано с учётом установки дополнительных топливных баков.

Средства связи

Штатной радиостанцией является Р-163-50У, работающая в УКВ-диапазоне. Эта станция, дополненная 2-метровой штыревой антенной, обеспечивает дальность связи на дистанции 20-ти километров.

На командирские машины устанавливались коротковолновые радиостанции класса «арбалет-50К», обеспечивающей связь на 50-километровой дистанции. Когда танк стоит в точке постоянного/временного базирования, на него устанавливается 11-метровая мачта, что расширяет радиус связи до 350 км.

Комфортабельность

Внутри некоторых Т-90 работают системы кондиционирования. Жилой отсек экипажа изготовлен из износоустойчивых материалов, предусмотрены гидроусилители модулей управления.

Ремпригодность

Для поддержания функциональности узлов и систем Т-90 проводится плановое техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт. Первое ТО выполняется после пробега в 2 500 километров, занимает порядка 12 часов. Второе — после 5 000 пробега, и на него отводится в среднем 30 часов. Текущий ремонт занимает в среднем 2 часа, работы выполняются непосредственно на месте поломки, если нет возможности доставить выведенную из строя машину в ремонтный бокс. «Капиталка» выполняется после 11 000 пробега, время проведения не регламентировано. Рабочий ресурс гусеничного движителя рассчитан на 6 000 км пробега.

Огневая мощь

Здесь используется система управления огнём, унифицированная с основным боевым танком Т-80-У, дополненная прицелом «Буран-ПА». В целом, комплекс продемонстрировал высокую эффективность стрельбы. Например, передвигаясь со скоростью до 30 км/час, Т-90 мог с высокой вероятностью уничтожения бронетехники противника первым снарядом с расстояния 5 километров.

В ходе проведения танковых испытаний из основного орудия было выпущено 24 противотанковые ракеты, и все они поразили установленные мишени. При этом стреляли необученные танкисты. Квалифицированный наводчик поразил 7 целей на дистанции 2-2.5 километра, потратив на это 54 секунды. При этом танк двигался со скоростью 25 км/час.

История создания танка Т-90

В середине 80-х годов на Тагильском заводе началось серийное производство танка Т-72Б. Боевая машина получилась не особо современной. Одним из главных недостатков являлась СУО, которая была хуже, чем на танках стран НАТО и более продвинутых Советских танках, вроде Т-80.

Т-72 являлись «рабочими лошадками» танковых сил.

Стоит однако отметить, что Т-72 являлись «рабочими лошадками» танковых сил и в первую очередь они планировались, как дешевый способ задавить противника, не считаясь с потерями в технике.

Танк Т-80, еще один пример отечественного танкостроения

После старта производства Т-72Б руководство немедленно издало распоряжении о проведении глубокой модернизации машин, этой линейки. Для повышения огневой мощи установили комплекс управления огнем 1А45 «Иртыш». До этого он использовался только на танках Т-80.

В качестве средства противодействия вражеским ПТУРам, установили КОЭП (Комплекс оптико-электронного подавления) «Штора» , придававший оснащенным им танкам инфернальный вид.

Владимир Поткин. Главный конструктор Т-90

В 1989 году начались многочисленные полигонные тесты. Они проводились на территории всего СССР. Самым жестким испытанием подвергся танк в Средней Азии. Песок, грязь и жара — одни из самых опасных противников для техники.

Все испытания завершились в 1992 году. Почти сразу началось производство машины, которой присвоили название — Т-90. Есть у этого танка и другое имя — «Владимир». В честь главного конструктора Владимира Поткина, трагически погибшего от сердечного приступа в 1989 г.

Начиная с 2011 года танки этой серии перестали закупаться вооруженными силами РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector