Ятаган
Содержание:
Стальные яйца
Османские мечи, как в самой Турции, так и за рубежом (в основном в России), известны под названием «Дамаск». Они производились из высококачественной сирийской стали и по особым технологиям. Мастерам-оружейникам, которые занимались дамасской сталью, давали титул «Димишкчи». Среди них существовала традиция дарить султанам стальные заготовки для дамасских мечей, которые именовались «яйцами». Весьма символично, что из таких стальных яиц «вылуплялись» довольно хищные птицы. Известно, что некий мастер по имени Хусейн подарил Султану Сулейману Кануни в первые годы его правления одно стальное яйцо, а мастер Мурад — 10 яиц.
Есть сведения о том, что в период правления Фатиха Султана Мехмеда рядом с дворцом Топкапы была возведена кузница, где лучшие мастера создавали оружейные шедевры из дамасской стали. Однако в период правления Султана Ибрагима кузница была выкуплена тогдашним начальником таможни и разрушена. Об этом в своем знаменитом «Сейахатнаме» упоминает уже хорошо нам известный Эвлийа Челеби.
Ятаганы из музея дворца Топкапы в Стамбуле. Фото kadimdostlar.com
Сейчас читают
После того как в 1453 году пал Константинополь, Чёрное море на долгих три столетия превратилось в «Турецкое озеро». На море и его берегах хозяйничали турки и их союзники, такие как крымские татары
Бросить им вызов в этом господстве решались разве что запорожские и донские казаки, действовавшие дерзко и отважно, как заправские флибустьеры
Боевых слонов и боевые колесницы порой называют танками древности. И хотя действия пехоты и кавалерии противника под умелым руководством военачальников были способны свести эффективность подобных «танков» почти к нулю, слоны и колесницы не раз демонстрировали на полях сражений свою сокрушительную мощь.
Осенью 1942 года из Берлина в Сталинград приезжали специалисты управления имперских железных дорог – для рекогносцировки местности под строительство участка трансконтинентальной магистрали. Об этом автору статьи рассказал его давний знакомый, ветеран военной контрразведки Б.В. Строков.
«…Знаменитому шаману от роду предназначался полым бубном стать желая, с множеством подвесок медных, суетливостью болезней устраненных стать желая, с круглой шапкою-подвеской, с колотушкой-крестовиной, вещим-важным стать желая, – дозревали-вырастали» – именно так в традиционном якутском фольклоре описывается начало сакрального ритуала посвящения в шаманы.
31 января 1943 года в Сталинграде командующий 6-й армией вермахта генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс вместе со своим штабом сдался в плен войскам 64-й армии генерал-лейтенанта М.С. Шумилова. В тот же день был взят в плен второй по рангу офицер сталинградской группировки вермахта – командир 51-го армейского корпуса генерал артиллерии Вальтер фон Зейдлиц.
Маршал СССР Василий Константинович Блюхер в историю Советской армии вписан как «невинная жертва сталинского произвола». Не будем забывать, что переписывание истории – это наша традиционная национальная забава, и в разные периоды нашей жизни один и тот же человек мог оказаться для нас героем или злодеем, спасителем Отечества или его предателем. В.К. Блюхер – как раз одна из таких фигур. Историкам ещё предстоит разбираться и разбираться в судьбе Василия Константиновича, окончательный же вердикт должно вынести само время, и будет это, вероятно, ещё не очень скоро. Присмотримся же и мы к судьбе маршала повнимательнее.
Даже в суровые времена Средневековья моряков старались не казнить: уж слишком долго и сложно было учить на хорошего моремана. Опытный матрос ценился на вес золота, что, впрочем, не мешало корабельным палачам (профосам, экзекуторам – на флоте разных стран эта должность называлась по-разному) в эпоху парусников драть их обслугу как Сидоровых коз. Но смертную казнь к морякам применяли все же достаточно редко. Для этого нужно было совершить действительно страшное преступление.
Официальной родиной танкостроения во всём мире считается Великобритания. А на самом деле это не так. Первый проект танковой гусеницы, как и непосредственно танка, появился в России в конце XIX века. Примечательно, что его автором стал незаслуженно забытый сын великого химика – Василий Дмитриевич Менделеев.
У каждого народа есть свои национальные черты и традиции. Важную роль в самоидентификации играет оружие. Большая часть населения, услышав вопрос о вооружении турок, ответят «кривая сабля ятаган». Винить в безграмотности кого-либо сложно, так как ятаган одна из первых попыток турецкой армии привести холодное оружие на поле боя в единую систему.
В армии Османской империи большое внимание уделялось индивидуальным боевым качествам каждого солдата, тем более из элитного корпуса янычар. Им требовалось лучшее оружие для победы
Разновидности ятагана
При изготовлении оружия каждый мастер вносит свои особенности в конкретный экземпляр. Поэтому каждый меч был индивидуален по форме клинка, отделке ножен и рукояти. Мастер мог изготовить ятаган, как с прямым клинком, так и с изогнутым, причем различной длины, неизменным всегда оставалась толщина лезвия в 3 мм. Именно поэтому меч был легким и маневренным в ближнем бою. Он как игла вонзался в тело противника.
По территориальному признаку, изучая технику различных мастеров, ученым удалось выделить несколько видов ятагана.
- Стамбульский ятаган. Изготавливался именно в столице Турции. Его отличительная особенность – стамбульское клеймо мастера. Самые лучшие мастера со всего света стремились переселиться в Стамбул, принося с собой своеобразные техники изготовления клинка, которые отличались разнообразием форм и отделки. Были как простые, так и роскошные экземпляры.
- Малазийский ятаган. Этому варианту присущ разнообразный диапазон выполнения изгиба клинка, а так же причудливые формы. Мечи в основном крупного размера. Для украшения рукояти применены медные элементы, реже использовалось серебро. Отделка рукояти производилась в большинстве случаев костным материалом. Меч так же имел причудливый орнамент.
- Балканский ятаган. Изготавливался на балканском полуострове. Отделка в основном серебряная. Рукоять выполнена с применением филигранной техники с серебряной отделкой. «Уши» имеют угловатую форму.
- Ятаган восточной Анатолии (территория современного Кавказа). Этому кинжалу свойственна небольшая длина и изгиб лезвия, строгость формы, простота отделки. Рукоять чаще металлическая, «уши» широко расставлены. Надписи сделаны с ошибками и неаккуратно.
- Группа ятаганов, которые невозможно по перечисленным признакам отнести ни к одной группе.
Ятаган
Как правило, большое внимание привлекает самое экзотическое оружие янычар — ятаган
Длинные турецкие ножи — ятаганы. XVIII век.
Ятаганы до сих пор ставят перед исследователем больше вопросов, нежели дают ответов. В основном всегда возникает два вопроса: откуда такая форма клинка? почему появилась такая форма рукояти?
В большинстве справочных энциклопедических изданий ятаган определяется как оружие, являющее собой нечто среднее между саблей и ножом.
Ношение и использование ятаганов в Турции было привилегией янычар. Будучи силой необузданной, они представляли опасность даже для самих турок, живших в городах, где стояли янычарские гарнизоны. Это привело к тому, что в XVIII веке янычарам запретили выходить из ода с оружием. Во время выхода в город им было разрешено иметь при себе только нож и топорик.
Нож стал увеличиваться в размерах и превратился в то, что мы знаем как ятаган. В самом деле, все хранящиеся в музеях ятаганы относятся к XVIII веку. Только один ятаган атрибутирован, как принадлежавший Сулейману I, умершему в 1526/27 году.
Необходимо отметить, что надписи на клинках ятаганов, в отличие от боевого оружия, могли быть светского содержания.
Стоит упомянуть, что ятаган в переводе с турецкого языка означает длинный нож. Ятаган представляет собой нож (от 30 до 70 см), изогнутый на манер бычьего рога и имеющий лезвие с вогнутой стороны и рукоять с головкой в виде сустава берцовой кости.
Наиболее древний аналог такого клинка мы находим в Древней Греции. По данным археологических раскопок, аналогичный клинок имела так называемая махайра. Образцы этого оружия, найденные на территории нашей страны, датируются IV-III веками до н. э.
В переводе на русский язык махайра означает жертвенный нож. Вероятно, она и возникла именно как жертвенный нож, а оружием стала несколько позже.
Весьма родственным махайра предметом является кукри, без которого не может считаться полноценным мужчиной ни один гуркх.
Кукри — традиционное вооружение гуркхов
Говоря о форме рукояти ятагана, необходимо отметить, что среди археологических находок при раскопках могильника XII века до н. э. на острове Крит был обнаружен жреческий нож для жертвоприношений, имеющий аналогичную рукоять в виде сустава берцовой кости. И вот в XVIII веке в Турции появляется нож, рукоять которого повторяет рукоять жреческого ножа, который использовался в этих же местах почти тридцать столетий назад
При самом беглом знакомстве с археологическими материалами мы находим раздвоенные головки рукоятей на согдийских ножах I века до н. э. и на ножах Боспора V-IV веков до н. э., но практически точный аналог этой рукояти имеется на кавказских шашках, причем безотносительно к материалу, из которого они изготавливались. Здесь будет уместно заметить, что точно так же, как и ятаган, шашка в переводе означает «длинный нож».
«Уши» кавказских шашек
Изучение верований племен, населявших пространство от Средиземного моря до Кавказских гор, позволяет сделать вывод, что наиболее часто встречающийся у них тотем — это бык (точнее, тур — ископаемый бык).
Найденный на Крите древнейший жреческий нож позволяет предположить, что эта форма рукояти свойственна ножам, связанным с культом быка.
Согласно гипотезе французских исследователей, Минотавр (чудовище с телом человека и головой быка) — это не кто иной, как царь Крита (он же верховный жрец), который во время жертвоприношений и других обрядов надевал маску быка — тотема своего племени.
После извержения вулкана на острове Фера (остатки этого острова ныне именуются Санторин) в 1450 году до н. э. жители Крита стали переселяться, и вместе с ними культ быка распространился в Фессалии, во Фракии, до Индии на востоке и до Кавказских гор — на севере.
Необходимо также отметить культ быка у непальских гуркхов.
Известно, что ритуальный жреческий нож племен, связанных с культом животных из семейства кошачьих, — кадж — изготавливался в форме кошачьего клыка. Это позволяет предположить, что клинки жреческих ножей для жертвоприношений в племенах, связанных с культом быка, исполнялись в форме бычьего рога.
Янычарский корпус был религиозным войском. Его члены посвящались в таинства ритуалов «танцующих дервишей», как называли бекташей, и появление у них предметов вооружения, имеющих сакральный характер, вполне объяснимо.
Мифы и легенды о ятагане
До наших дней дошло много мифов и легенд о данном оружии, среди которых:
- В некоторых источниках указывается на применение ятагана, как метательного орудия, при этом ушки на рукояти якобы исполняли роль стабилизатора в полете. Говорится, что дальность метания может достигать 30 метров. Однако, опыты показали, что метать ятаган можно не более чем на 5-6 метров. В принципе, как метательное, можно использовать любое оружие, только сразу возникает вопрос об эффективности такой метательной конструкции. Ведь дальность полета в 5 метров, скорее всего, приведет к гибели не противника, а метателя.
- Другая легенда гласит, что ятаган использовали, как упор для орудий и именно для этих целей применялись «ушки» на рукоятке. Однако практика показывает, что длина ятагана для этого явно маловата и намного проще лечь на землю и вести стрельбу из данного положения, чем стоять согнутым или на коленях.
- В исторических художественных произведениях ятаган ассоциируют с вооружением всадника, но на самом деле это орудие представляет куда более грозную опасность именно в ближнем бою пехотинца, так как при малом весе и своеобразной конструкции он является малоэффективным в конном бою.
- Из-за небольшой массы и конструктивной особенности клинка практически невозможно проткнуть ятаганом прочные металлические доспехи.
- Ятаган известен как оружие турецких янычар. Однако на практике этими мечами вооружались в дальневосточных и средневосточных государствах, например, в Северной Африки, в Египте, в России и Южном Закавказье, на Ближнем Востоке и Балканском полуострове. Вооружались им не только регулярные армейские части, но и иррегулярные формирования. Так, например, известные своей жестокостью и зверствами отряды башибузуков, что в переводе с турецкого означает «неуправляемый», «больной на голову».
- Янычар с ятаганом в руках зарекомендовал себя как коварный, жестокий, беспощадный враг. Тем не менее, в процессе формирования техники владения клинком, сформировалась и особая культура. Например, владелец ятагана, видя перед собой более слабого соперника, применял в бою тупую сторону меча.
Историки до сих пор спорят о том, откуда идут корни ятагана, каково было его первостепенное предназначение. Лишь один факт является неоспоримым, на протяжении всего периода своего существования клинок имеет тесную связь с янычарами. Исчез он практически так же внезапно, как и появился. Предшествовало этому поражение янычар в мятеже 1826 года против существующей власти. Корпус янычар, как действующей силы был ликвидирован, большая их часть уничтожена, а остатки разогнаны. Массовый выпуск ятагана прекратился. Впоследствии падает и качество изготовления клинка.
Имперский меч
В конце 12-го века на корону Священной Римской империи оказалось два претендента, примерно равные по силе: Оттон Брауншвеигский и Филипп Швабский. Они оба короновались как короли Германии и добивались того, чтобы папа римский объявил одного из них императором. Понтифик медлил, не решаясь занять одну из сторон в этой распре. Нюанс заключался в том, что в руках Филиппа Швабского находились подлинные императорские регалии, в том числе и коронационный меч. Это делало его позиции заметно сильнее. Не желая сдаваться, Оттон Брауншвеигский заказал во Франции изготовить новый коронационный меч. Этот красивый клинок ни разу не использовался в качестве оружия и имеет исключительно ритуальное значение. На навершии изображён имперский орёл и герб Отгона, золотые ножны (взятые от другого, более древнего меча) украшены изображениями четырнадцати императоров, начиная с Карла Великого. На перекрестье с двух сторон нанесены слова: «Христос побеждает, Христос правит, Христос повелевает». Для того чтобы придать новоявленной реликвии дополнительный вес, её наскоро объявили мечом, принадлежавшим святому Маврикию, жившему в 3-м веке римскому легату, отказавшемуся учинять расправу над христианами и казнённому за это. В итоге Оттон дождался смерти соперника и в 1209 году стал императором Священной Римской империи (хотя и ненадолго). А изготовленный для него меч стал официально считаться реликвией империи и использоваться в церемонии коронации.
Применение в бою и техника боя
Ятаган в основном использовался в корпусе янычар, который представлял собой спецназ османской армии. Появление янычар было не случайным. Основная боевая сила турецкой армии являлась конница, регулярная и нерегулярная, однако боевые действия в Восточной Европе, где турками пришлось столкнуться с хорошо организованной обороной, действия одной конницы было не достаточно. Иррегулярные пехотные части не имели технических возможностей успешного штурма крепостей и укреплений. Требовался совершенно новый тип пехоты, обладающей большими техническими и тактическими возможностями. В середине XIV века, в период правления султана Орхада в Османской империи создается корпус янычар — специально обученная пехота.
Янычары, вместе с тяжелой турецкой кавалерией составили основную боевую силу армии султана, которая с того времени становится одной из сильнейших в мире. Получив на вооружение вместо лука тюфенг — турецкий аналог мушкета, янычары стали турецкими мушкетерами. В отличие от европейских стрелков, которые всегда могли отойти под защиту пехотных подразделений. Турки такой возможности не имели, турецкие янычары после сделанного залпа вынуждены были самостоятельно продолжать схватку уже холодным оружием. Состав пехотных подразделений турецкой армии отразился и на тактике. Турецкие янычары бросались на самые ответственные участки сражения, где требовалось сломить сопротивление противника и преодолеть его плотную оборону. После первых залпов турки вступали в ближний боя, сея панику, смерть и ужас в рядах противника. Сабля оказалась в таких условиях наиболее эффективной, чем шпага. Рубящее и колющее оружие позволяло успешно действовать воинам в тесноте рукопашной схватки. В дополнение к сабле янычары получили и ятаган, который стал еще одним удобным орудием ближнего боя.
Искусство владения этим ятаганом строилось на возможности постоянной смены хвата. В единоборстве турки часто использовали обратный хват, однако во время схватки могли легко перейти на прямой хват, поражая приблизившегося противника. Не имеющий гарды ятаган позволял использовать для защиты всю длину клинка во время бокового отбива. Удар отражался клинком, обращенным острием вниз. Для атаки прямым хватом наносились рубяще-скользящие удары, снизу вверх, поражая бедра, живот и область шеи.
Турки изобрели свою, специфическую технику ближнего боя, используя для этой цели ятаганы. Легкий стальной клинок прекрасно подходил для нанесения кистевых ударов исподтишка. Такой удар был эффективен против противника, не имеющего защиты или оснащенного мягкими кожаными доспехами. Тяжелые маховые рубящие удары сверху вниз с последующим потягом кроили вражеские доспехи в крошку, а человеческое тело получало смертельные глубокие раны.
Как и из чего изготавливали ятаганы
Ятаганы имели выгнутый клинок, но таким образом, что бы острие и рукоятка были на одной линии. Центр тяжести старались делать ближе к рукояти, что обеспечивало удобный, а значит надежный хват. Одностороннее лезвие наносило как резаные, так и колотые раны.
Сам клинок весил немного, до килограмма, что было плюсом и минусом. Положительным было то, что опытный боец почти не ощущал вес и мог долго рубиться, отрицательный фактор – бессилие перед тяжелыми доспехами.
Особенностью ятагана было отсутствие гарды. Ятаганы носили за поясом на животе, для того что бы воин мог одинаково эффективно использовать оружие как правой, так и левой рукой. Несмотря на явные преимущества гарды, она цепляла одежду и мешала быстро изготовиться к бою.
Они служили для противодействия центробежной силе, стремящейся вырвать кинжал из рук бойца при быстрой рубке.
Металл, используемы для этого оружия, сильно различался. Это могла быть сталь из Дамаска, булатный металл и местные виды материала. Многое зависело от материальных средств заказчика. Рукоять изготавливалась из дерева, кости, драгоценных металлов. Особое значение имели ножны.
Их создавали с помощью дерева и металла, обтянутого кожей, часто с тиснением или драгоценными камнями. Ножны весили до половины самого кинжала. Это позволяло не класть в ножны окровавленный ятаган, очистка хоть и не производилась автоматически, но часть грязи смывалась с клинка.
Известно несколько типов ятаганов, различных как по формам, так и по декорированию, а именно:
- стамбульский тип, самый массовый и разнообразный за счет тысяч живших в столице империи мастеров;
- балканский тип, отличающийся угловатостью «ушей» и большим использованием меди в декорации;
- малоазиатский тип, с многообразием клинков, длинными лезвиями и обилием рога в декорировании ручки;
- ятаганы Восточной Анатолии, с маленькими «ушами» и почти прямым клинком.
Турецкая армия, известная своим разнообразием и заказным оружием, пестрела различными типами ятаганов. Потом, правда, многие в качестве трофеев попадали в Европу, поражая богатством убранства и необычными формами.
Победа любит подготовку
Закон девширме — налог кровью, распространялся на всё христианское население султаната. Крепких, психически и физически здоровых юношей в возрасте от 12 до 16 лет (иногда младше) собирали в приемных пунктах и на первое время распределяли для воспитания в мусульманские семьи, подальше от родных мест. Кого брали в Анатолии отправляли в Румелию и наоборот. Там их обращали в ислам, учили языку и основам военного дела, воспитывали в строгости и мусульманских традициях.
Позже собирали в некоторое подобие кадетских корпусов, где специальные евнухи обучали владению многими видами оружия. Параллельно им прививали фанатичную преданность религиозным идеям ислама, войны с неверными. За эту работу отвечали духовные наставники дервишского ордена Бекташи — некоторое подобие средневековых рыцарских орденов на религиозной основе.
Жан-Леон Жером «Греческие мусульмане на молитве в мечети»
Основной упор делался на индивидуальную подготовку, как физическую, так и военно–профессиональную. Линейной тактике и строевым приемам обучение практически не велось, акцент ставился на индивидуальных боевых возможностях воинов и их взаимодействие в бою. Также будущих янычар обучали каллиграфии, теологии, праву, литературе и языкам.
Янычары получали неплохое жалованье, имели привилегии в обществе, им была гарантирована пенсия при ранениях и по старости. По выходу на пенсию многие занимали должности в гражданском административном аппарате Османского государства. По мере роста численности янычар им передавались функции полиции, пожарных, а в отдельных случаях карательных органов. Их «удельный вес» в обществе возрастал.
Техника боя ятаганом
Янычар – своеобразный коварный спецназ того времени. Их отряды начали формировать из числа бывших военнопленных еще в 14 веке. Необходимость появления этого подразделения возникла, когда турецкая армия столкнулась с проблемой отсутствия пехоты в трудные для Османской империи времена.
Корпуса янычар специально были созданы и обучены для ведения осад и штурма крепостей противника. Ятаган на протяжении всей своей истории существования тесно связан непосредственно с турецкими янычарами. Именно такой тандем оставил в народе ужасную славу. В то время ятаган находился на вооружении янычара. В бою воин максимально быстро переходил к рукопашному бою. Техника боя основывалась на применении ятагана.
Против врага в легких доспехах или совсем без обмундирования, удары легким ятаганом наносились неожиданно, молниеносно, в основном сбоку. Янычар применял особые движения кисти руки, для чего легкий ятаган со своеобразным клинком был как нельзя кстати. Достаточно еле заметного движения кисти, чтобы во время удара резко выдернуть ятаган, как двояковогнутый клинок сам рассекал тело противника.
Техника боя ятаганом основывалась на смене прямого и обратного хвата. Историки склоняются к тому, что обратный хват применялся чаще. При отсутствии гарды воин имел возможность отражать удары обухом клинка, так как лезвие берегли. На скоростных ударах кистями снизу вверх при прямом хвате удар шел в подбородок, руки, подреберье и бедра.
Атака неприятеля шла в основном обратным хватом боковыми, нисходящими и восходящими ударами от локтя и завершались они доворотом кисти. Эти удары были короткими, и отбить их представляло большую проблему.
Так же обратным хватом наносились колющие движения в шею по линии плеч, дополняемые рвущим движением на себя, а так же сверху целясь в грудь. Затачивался клинок очень остро, так, чтобы даже легкие удары кисти оставляли серьезные раны.
Защищался янычар от рубящих ударов клинком ятагана, расположив его вдоль локтя обратным хватом острием вниз, от колющих использовались боковые отбивы.
Если бой шел с одним противником, то обычно применялся прямой хват, в строю – обратный. Часто в бою воин имел два оружия в руках, в правой руке держали саблю, как основное оружие, а в левой – ятаган, для защиты от опасных ударов. В совокупности они имели большие возможности по применению.